Страничка психолога

 

Уважаемые обучающиеся и родители! В период обучения специалисты воспитательной службы на связи с вами. Они готовы в личных сообщениях социальных сетей Вконтакте, WhatsApp,Viber ответить на ваши вопросы, поддержать советом, помочь сориентироваться в какой-то жизненной ситуации. Как и во время очных консультаций, онлайн-беседа с психологом или социальным педагогом носит конфиденциальный характер. Ваших сообщений ждут:

·  заместитель директора по УВР - Парий Ксения Александровна +7978884628;

эл. адрес pariioxa@mail.ru

·     педагог-психолог - Бобина Юлия Петровна  +79780435732;

эл. адрес bobina.yuliya2016@yandex.ru

·      социальный педагог – Финицкая Анастасия Петровна



Оглянитесь – всегда есть тот, кто вас выслушает!




Цикл занятий «Стресс и стрессоустойчивость»

 

Уважаемые родители и обучающиеся

На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что многие школьники и студенты оказались дома в связи с введением карантина и вынуждены обучаться дистанционно. В данной ситуации очень важно не падать духом, не поддаться стрессам, тревоге и сохранить оптимизм. В таком случае, предлагаю вам (дистанционно) принять участие в интересном и полезном занятии «Стресс и стрессоустойчивость».

 

Занятие № 1

 

Сегодня мы поговорим о стрессе. Что такое стресс? Наверное, каждый может рассказать что-то о событиях, которые происходили у него в жизни и вызвали сильную реакцию: возмущение, обиду, разочарование, гнев…

Стресс – это ответная реакция организма на какие-либо физические или психологические факторы, вызывающие состояние нервного или физического напряжения.

Стрессы могут быть отрицательные и положительные, сильные и слабые. Если вы, сажая дерево, копаете для посадки лунку и находите клад на сумму сто тысяч рублей, то сильно обрадуетесь этому. Это будет положительный стресс. Но если вы однажды потеряете сто тысяч рублей, то возникнет сильный отрицательный стресс. Обычно человек несколько раз в день подвергается стрессам. Чаще всего они слабые, на которые он не обращает внимания. Например, зашел человек в магазин и увидел рубашку, которая ему очень понравилась, – получил положительный стресс, потом примерил, а она оказалась не по размеру – получил отрицательный стресс. Пошел человек в магазин за хлебом, а он только что закончился – стресс, на автобус опоздал – стресс, товарищ о нем плохо отозвался – стресс, очень хочется погулять, а мама требует уборку в комнате сделать – стресс. Создатель теории стресса Ганс Селье говорил: «Стресс – это жизнь». Пока человек жив, он будет постоянно чему-то радоваться и огорчаться. 

Поэтому нашей задачей является изучение и освоение способов снижения стресса при неблагоприятных событиях. Причинами стрессов чаще всего являются:

1) Проблемы в семье;

2) Проблемы со сверстниками.

3) Несчастная любовь.

4) Раздражающие факторы (грубые продавцы, пробки на дорогах).

         5) Завышенные, нереалистические ожидания. 

Если стресс не кратковременный, то в нем могут быть три стадии. Рассмотрим в качестве наглядного примера стадии стресса при встрече со стаей злых собак.

1. Тревога (человек испытает волнение, если почувствует, что эти собаки собираются его искусать).

2. Адаптация (человек бежит от собак, которые за ним гонятся, когда есть силы продолжать бег).

3. Истощение (пребывание в состоянии быстрого бега не может быть бесконечным, и поэтому наступает усталость.)

Если стрессы выражены и продолжаются долго, то наступают разрушительные для организма последствия. Судить о последствиях стресса можно по симптомам.

Эмоциональные симптомы: беспокойство, тревога, паника, чувство вины, чувство беспомощности, безнадежности, грусть, тоска, огорчение, равнодушие, чувство одиночества, обидчивость, нетерпимость, раздражительность, злость, враждебность, гнев, депрессия.

Склонность к стрессу у людей разная: одно и то же событие у одного человека может вызвать сильное напряжение, а на другого не подействовать вовсе. Тем не менее всем надо знать способы повышения стрессоустойчивости и осваивать их. 

Стрессоустойчивость – это способность личности переносить негативные воздействия без особых вредных последствий.

Чтобы понять, что такое стресс и стрессоустойчивость, я предлагаю вам посмотреть фильм «Через тернии к звездам». 

Фильм можно посмотреть на бесплатной платформе https://www.ivi.ru/ 

Встретимся в понедельник 13.04 и обсудим, поделимся мнениями и впечатлениями не только о фильме, но и о нашей теме «Стресс и стрессоустойчивость». Приятного, а главное полезного просмотра всем!


Занятие № 2

 

Добрый день ребята! На прошлом занятии вам было предложено посмотреть фильм «Через тернии к звездам». Надеюсь, фильм для многих из вас оказался полезным и поучительным, так как в нем подростки и взрослые люди рассказывают о проблемах, с которыми они столкнулись в жизни, о том, что помогало и помогает им преодолевать неблагоприятные обстоятельства, порождающие сильные стрессы.

Для того чтобы сделать правильные выводы после просмотра фильма, предлагаю составить список причин стрессов, которые встречались у участников съемок, а также список рекомендаций по снижению уровня стрессов и повышению стрессоустойчивости.

Когда в вашей жизни возникнет ситуация, вызывающая сильный стресс, вспомните, что у многих людей были еще более трудные периоды жизни, но они их преодолели и достигли успеха. Так будет и у вас.

Нужно осознавать, что неблагоприятные обстоятельства бывают у каждого человека, но все они рано или поздно проходят. Надо относиться к тяжелому периоду жизни как к черной полосе, за которой обязательно следует белая. Нарисуйте в тетради таблицу из двух столбцов. В левой части вы будете записывать причины стрессов, а в правой – рекомендации по повышению стрессоустойчивости. Табличка должна выглядеть примерно так:

Причины стрессов

Рекомендации по повышению стрессоустойчивости

Сложные ситуации.

 

Несчастная любовь.

 

Предательство друга.

 

Физические недостатки.

 

Проблемы с учебой.

Горе.

Когда в жизни наступают очень трудные ситуации, надо знать о том, что все плохое пройдет и после черной полосы обязательно наступит белая, надо думать о будущем, которое обязательно будет светлым и хорошим. За несчастной любовью или предательством друга наступят хорошие времена.

 «Все, что ни делается, все к лучшему», то есть все, что происходит, делает человека опытнее и сильнее.

Главное в человеке – это способность осознать свои возможности и ценность своей жизни для себя и для других, способность двигаться вперед, преодолевать трудности, которые стоят перед ним.

Запомните ребята, как бы ни было  тяжело, в самые трудные времена вы должны знать, что все образуется. Никогда не теряйте надежду, и вы обязательно достигнете успеха.

Можно привести в пример тысячи выдающихся людей, которые в юности испытывали большие проблемы: несчастная любовь, ссоры, непонимание, насмешки:

Антон Павлович Чехов дважды оставался в школе на второй год. «Двойки» были по арифметике, географии, по иностранному языку. Но он не отчаивался, был уверен в себе и стал всемирно известным писателем, гордостью русской литературы.

Билл Гейтс в школе был двоечником. Учителя и одноклассники смотрели на него со снисхождением. Сейчас он – один из самых богатых людей мира, создатель корпорации Microsoft, компьютерными программами которой пользуются сотни миллионов людей.

Анджелина Джоли в школьные годы испытывала проблемы в общении со сверстниками из-за нестандартной внешности, худобы и привычки одеваться в «секонд-хенде». Она часто чувствовала себя подавленной и несчастной. Однако верила, что успеха можно достигнуть, если стараться решать все проблемы. Это помогло ей стать успешной и востребованной актрисой.

 Александр Суворов с детства был слабым и хилым, но хотел быть военным, однако даже отец не верил, что у него это получится. Вопреки всему, благодаря своей настойчивости, Суворов стал великим полководцем, который не проиграл ни одной битвы.

Миллионам людей во всем мире знакомо улыбающееся лицо Ника Вуйчича. Он родился без рук и ног. Нику было очень трудно, он остро переживал одиночество и свое отличие от обычных мальчишек и девчонок. Несмотря на это, он построил успешную карьеру, женился, у него двое детей. Своими выступлениями и своим примером он вдохновляет людей преодолевать любые проблемы и трудности, верить в самые смелые мечты и стремиться к их достижению.

Исходя из всего сказанного,  давайте подведем  итоги. За два занятия  мы познакомились с таким явлением, как стресс. Стрессы являются неотъемлемой частью жизни, они бывают почти у каждого по несколько раз в день. Как сильные и длительные, так и умеренные стрессы могут негативно отразиться на психическом и физическом состоянии человека, плохо повлиять на его будущее. Поэтому надо знать и осваивать способы и рекомендации по повышению стрессоустойчивости. По рассказам участников фильма мы составили список причин стрессов и записали рекомендации по повышению стрессоустойчивости. На следующем занятии мы более подробно изучим рекомендации по повышению стрессоустойчивости.

Обобщая содержание занятия, скажу, что рано или поздно у всех людей в жизни бывают трудные периоды, но какими бы тяжелыми и продолжительными они ни были, помните, что эти периоды пройдут.


Занятие № 3

 

Добрый день ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено изучению рекомендаций по повышению стрессоустойчивости. Давайте обсудим и запишем наиболее распространенные причины сильных стрессов, которые  встречаются у вас в повседневной жизни. В результате обсуждения составляется перечень наиболее часто встречающихся причин сильных стрессов. В их число обязательно должны войти ссоры с родителями, несчастная любовь и конфликты со сверстниками. В зависимости от личностного восприятия любое событие может вызвать стресс. Поэтому универсальным способом повышения стрессоустойчивости, который можно применять практически в любой стрессовой ситуации, является снижение высокой чувствительности к происходящим событиям. Далеко не все надо воспринимать слишком эмоционально или, как принято говорить, принимать близко к сердцу. Прочитайте притчу о царе Соломоне, о том, как ему удавалось сохранять душевное спокойствие.

После прочтения притчи, постарайтесь объяснить какой смысл этой притчи.

ПРИТЧА О КОЛЬЦЕ СОЛОМОНА

 

Соломон был царем древнего государства Израиль. Он мудро правил страной долгие годы и сделал ее процветающей. Однако его жизнь была очень трудной: он часто нервничал, гневался, расстраивался, впадал в депрессию.

Однажды Соломон попросил у мудреца совета: как справиться со стрессами? Мудрец принес ему кольцо: «Именно в кольце твое спасение от сильных эмоций. Надень кольцо, когда будешь сильно расстроен, посмотри на него – и ты успокоишься. Если тебе будет слишком весело, тоже посмотри на него. Это вернет тебя к нормальному состоянию».

 Однажды, когда Соломон был снова чем-то сильно расстроен, он внимательно взглянул на кольцо и прочитал на нем надпись: «Все пройдет». Удивился, задумался и… успокоился. Он вспомнил, как часто напрасно гневался, расстраивался, грустил. Ведь все невзгоды все равно проходят со временем.

Так Соломон научился бороться со стрессами. Но как-то раз ему было так плохо, что даже кольцо не помогло. Он решил его выбросить и снял с пальца. На внутренней стороне кольца увидел надпись: «И это тоже пройдет». Царь улыбнулся, и  спокойствие снова вернулось к нему.

Соломон вошел в историю человечества как один из самых успешных и мудрых людей мира. Надо следовать его примеру.

 

Пояснение педагога-психолога

Смысл этой притчи: все трудные периоды жизни имеют временный характер и когда-то заканчиваются. Не стоит сильно и долго гневаться, нервничать, расстраиваться из-за того, что пройдет. Жизнь устроена так, что любая черная полоса в ней обязательно сменится белой. Это закон материального мира, осознание которого помогает снизить чувствительность к стрессам.

 

Сейчас мы выполним упражнение с использованием притчи о кольце Соломона. Закройте глаза и вспомните какое-нибудь неприятное событие, заставившее вас сильно поволноваться в прошлом, например, конфликт с родителями, ссору с товарищами или что-то другое. Попытайтесь воссоздать те чувства, что вы тогда испытывали при этом: гнев, обиду, злость… (время для воспоминаний – 2-3 минуты). Все это – проявление стрессового состояния, которое оказывает негативное воздействие на организм. При помощи кольца Соломона мы можем снизить уровень стресса.

Для этого мысленно визуализируйте на своей руке это кольцо и прочитайте на нем надпись: «Все пройдет». Подумайте о том, как значительно спокойнее или вообще абсолютно спокойно вы сейчас воспринимаете то неприятное событие. Это потому, что оно действительно прошло. Постарайтесь запомнить это спокойное состояние. Зафиксируйте его в своей памяти (на это дается также 2-3 минуты). После чего можете открыть глаза.

Точно так же эффект кольца Соломона будет работать и в других случаях. Когда в вашей жизни будут происходить неприятные события, то визуализируйте на пальце кольцо с надписью «Все пройдет» и постарайтесь вспомнить то состояние спокойствия, которое мы сегодня пытались ощутить.

Это упражнение непростое, его освоение требует неоднократных повторений, но тот, кто овладеет им, повысит свою стрессоустойчивость.

Причинами стрессов являются события, которые не зависят от нашего поведения и которые вызваны нашими собственными действиями. В молодом возрасте особенно часто причиной стрессов являются собственные ошибки. Правильное отношение к ним является хорошим способом повышения стрессоустойчивости.

Совершенных людей не бывает. Не существует человека, который бы не ошибался. Готовность осознать и исправить свои ошибки формирует волевой характер. Поэтому необходимо относиться к ним как к важному элементу развития личности, фактору приобретения жизненного опыта и знаний, а не как к катастрофе.

Конечно, их нужно меньше совершать. Для этого рекомендую вам записать и запомнить на всю жизнь поговорку: «Умный учится на чужих ошибках, а глупый на своих». То есть, чтобы совершать меньше ошибок, надо стараться учиться у других, следовать советам и рекомендациям знающих людей, в том числе родителей, представлять, какие действия могут привести к тяжелым последствиям, и избегать неверных поступков.

Чтобы уменьшить количество ошибок в своей жизни, важно  не только приобретать конкретные знания по тому или иному вопросу, например, о том, что нельзя совать пальцы в электрическую розетку или пробовать наркотики, но и формировать в себе духовно-нравственное мировоззрение, которое помогает избежать очень многих невзгод и дает большую жизненную силу.

 Во взаимоотношениях с людьми надо придерживаться принципа: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».

Надо быть разборчивым в выборе друзей и компании, с которыми ты проводишь время. В России семь миллионов потребителей наркотиков, и никто из них не хотел стать наркоманом, но они стали ими потому, что начали проводить время с теми, кто уже употреблял наркотики. Не зря в народе говорят: «С кем поведешься, от того и наберешься».

Но, повторяю, каждый человек в своей жизни неизбежно совершает ошибочные действия. Если человек совершил ошибку, надо признать ее; если возможно – исправить и больше не повторять.

Таким образом, правильное отношение к своим ошибкам является важным способом повышения стрессоустойчивости. Можно полностью согласиться с тем, что сказал один знаменитый человек: «Все пройдет. И даже наши ошибки пойдут нам в будущем на пользу».Хочу такой сайт

 

Подведем итоги занятия.

Жизнь – это череда разнообразных событий, хороших и плохих. Плохие события часто вызывают сильные стрессы. Надо уметь снижать уровень напряженности, а для этого необходимо осваивать и применять различные способы и рекомендации по повышению стрессоустойчивости, которые мы сегодня изучали. Когда у вас наступит черная полоса, вспомните, что у многих людей жизнь складывалась намного хуже, но они смогли преодолеть трудные периоды и достигли успеха. Вы тоже это сможете.

 

Домашнее задание

Вспомните, какие способы снижения уровня стрессов вы использовали до этого занятия, и подумайте о том, что теперь вы сможете использовать.


Занятие-практикум

 по повышению самооценки

 

В жизни успех сопутствует людям, обладающим высокой самооценкой. Давайте разберемся, что такое самооценка и как ее повысить.

Самооценка – это способность человека честно и по достоинству оценить себя, свои положительные качества и недостатки.

Самооценка складывается из мыслей и ощущений, которые человек испытывает по отношению к себе. Если человек считает себя достаточно умным, сильным, уверенным, то это пример высокой самооценки, а если он невысоко себя оценивает, часто проявляет неуверенность – то низкой. Для того чтобы определить свою самооценку по ощущениям, нужно вспомнить свое эмоциональное состояние в тот момент, когда у вас все получалось хорошо. С обучением нет проблем, значимые люди хвалят, товарищам способен помочь, внешний вид устраивает – в этом случае самооценка по внутренним ощущениям будет высокой. А если стараешься решить задачу, но не можешь, выглядишь не так, как хотелось бы, в глазах товарищей проявил слабость, значимые люди тебя осуждают, то возникающие ощущения будут отражать низкую самооценку.

Определить самооценку помогут некоторые тесты. Давайте проведем два очень простых теста.

Инструкция

На каждый вопрос надо ответить либо «да», либо «нет». Прежде чем ответить на вопросы, немного подумайте. Ответы должны быть честными и искренними.

Тест 1

1.Тебя сильно задевает критика?

2.Ты в целом стеснителен?

3.Ты пытаешься скрывать свои чувства от окружающих?

4.Ты пытаешься объяснять неудачи действиями окружающих или неблагоприятными обстоятельствами?

5.Ты избегаешь испытаний?

6.Тебе трудно достается успех?

7.Ты часто не уверен в своих способностях решать проблемы?

8.Ты боишься неудач?

9.Ты боишься выглядеть слабым?

10. Ты доволен, когда у других возникают проблемы?

 

Тест 2

 1.Ты спокойно воспринимаешь конструктивную критику?

2.Ты легко сходишься с людьми?

3.Ты откровенно и открыто показываешь свои чувства?

 4.Ты ценишь близкие отношения с людьми?

5.Ты готов смеяться над своими ошибками и учиться на них?

6.Ты ищешь возможности попробовать себя в чем-то новом?

 7.Для тебя важно твое физическое состояние?

8.Ты доверяешь себе?

 9.Ты радуешься за других, когда они достигают успеха?

10.Ты способен на риск?

 

Интерпретация результатов

 

Если на большую часть вопросов теста № 1 вы ответили «да», то вам надо серьезно поработать над собой. Если на большинство вопросов теста № 2 вы ответили «да», то у вас правильное самовосприятие.

Правильное самовосприятие и наличие высокой самооценки очень важно для каждого человека. Если у него высокая, адекватная самооценка, то он найдет в себе силы исправить свои недостатки и ошибки, реализовать свои планы и достичь поставленных целей, преодолевая при этом неудачи и невзгоды.

Низкая самооценка сопровождается негативным восприятием жизни и понижает способность успешного преодоления неблагоприятных обстоятельств. Два человека с одинаковыми интеллектуальными способностями, жизненным опытом и ресурсами в одной и той же ситуации будут искать разные способы решения проблемы, и у них будут разные результаты, если у них различается уровень самооценки.

Человек с низкой самооценкой больше расстраивается и огорчается из-за какого-то неблагоприятного события, чем человек с высокой самооценкой. По этому поводу римский император Марк Аврелий дал хороший совет: «Если ты опечален каким- либо внешним событием, то знай: тебя расстроило не само событие, а твое собственное суждение о нем. И в твоих силах отбросить это суждение». Это мудрый совет.

Человек с высокой самооценкой способен более спокойно воспринимать неблагоприятные обстоятельства, у него больше уверенности в своих силах, и в результате он достигает больших успехов.

Неудачи в жизни можно оценивать по-разному. Например, получив «двойку», вместо того, чтобы предаваться грустным мыслям, можно сказать себе: «Сегодня я получил плохую оценку, но это не означает, что я неудачник или ко мне предвзято относятся. На самом деле я умный и способный, в следующий раз обязательно подготовлюсь и потом получу хорошую оценку». Эти простые слова помогут успокоиться и почувствовать уверенность в собственных силах.

 Очень важно иметь адекватную самооценку: не принижать себя и в то же время, чувствуя свой потенциал, стараться сильно не переоценивать свои возможности в настоящий момент времени.

Не надо путать высокую самооценку с эгоизмом. Их часто смешивают друг с другом, но это совершенно разные качества. Одно хорошее, а другое плохое, негативно его характеризующее, снижающее ценность человека, его саморазвитие.

Эгоизм – это характеристика человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего интересами других, относящегося к другому человеку как к средству достижения своих целей.

Признаки эгоизма:

 – чувство собственной исключительности;

– уверенность по поводу непогрешимости в своих действиях;

 – привлечение внимания к своей личности;

–нечестность и непорядочность в отношениях.

Признаки неэгоистической высокой самооценки:

–считать себя цельной личностью и не нуждаться в подтверждении этого другими лицами;                 

– считать свои цели и устремления первостепенными, признавая при этом такое же право за другими людьми;

–наличие своей точки зрения и умение высказывать ее;

 – умение всегда говорить твердое «нет» тому, что  противоречит собственным ценностям, устремлениям и планам;

– способность добиваться своих целей, не жертвуя при этом интересами других людей.

Высокая самооценка – это прежде всего самоуважение и уверенность в себе как в личности, достойной уважения со стороны других людей. Благодаря высокой самооценке человек может добиться многого, она помогает поддерживать веру в свои силы, а вера уже половина успеха.

Для того, чтобы повысить самооценку, надо учиться перестраивать свое мышление, что мы сейчас с вами и будем делать. Вам в таблице  даны по два утверждения. Вы их внимательно читаете, после чего записываете и подчеркиваете более, по вашему мнению, верное.

1. Я могу совершить ошибку.

2. Я уверен(а), что в любом деле ошибки неизбежны. Я их исправлю.

3. Кому-то может не понравиться то, что я делаю.

4. Я уверен(а), что всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что я делаю. Ничего страшного в этом нет. Люди все разные, всем не угодишь.

5. Меня будут критиковать.

6. Всегда найдется кто-то, кто будет меня критиковать. Я действительно несовершенен(на). Но критика полезна.

7. Они подумают, что я выскочка.

8. Первому часто тяжело. Но быть первым – значит быть победителем.

9. Я ей (ему) не понравлюсь.

10. Конечно, я не лучший(ая) в мире, но у меня много достоинств. Я встречу тех, кто будет меня ценить.

11. Она (он) может меня бросить.

12. Кто-то бросает, а кто-то находит. Значит, я встречу кого-то лучше.

 

Заключительное слово психолога

 Для того чтобы в жизни достигнуть успеха, необходимо понимать, что только через труд человек изменяет себя и окружающий мир к лучшему. Но труд должен быть основан на вере в свои силы и способности. Каждый человек должен поверить в себя. Только высокая самооценка ведет к успеху. Кто хочет достигнуть успеха в жизни, тот должен освоить материалы этого занятия.

Также помните, что высокая самооценка основана на том, что вы можете что-то делать, можете помогать другим людям: семье, товарищам, обществу.

Задание на дом

Дома подумайте над тем, какая у вас самооценка и что надо делать, чтобы изменить себя в лучшую сторону.








    С уважением педагог-психолог Бобина Ю. П

защита_ot_inf.doc (скачать)
04_перечень.doc (скачать)
05_права.doc (скачать)
06_рекомендации.doc (скачать)
01_меры по содействию.doc (скачать)
02_административная ответственность.doc (скачать)
03_ответственность родителей.doc (скачать)
10_правил.doc (скачать)

24.03.2020


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».