СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РЕЗУЛЬТАТОВ 16 5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ ПРОГРАММЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ОСВОЕНИЯ К РАБОЧЕЙ 18 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета ОУП.02. Литература предназначена для изучения в ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП ППССЗ СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело. ОУП.02. Литература изучается как базовый учебный предмет в общеобразовательном цикле ОПОП СПО по программе ППССЗ по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело социально-экономического профиля в объеме 117 часов. Программа разработана на основе следующих нормативных документов: приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования» с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645; приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1578; приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 года № 613; приказа Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания»; распоряжения Минпросвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования»; письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 06- 259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования»; письма Министерство науки и высшего образования Российской Федерации от 20 июня 2020 г. № 05-772 «Инструктивно-методическое письмо по организации применения современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования»; письма Минпросвещения Российской Федерации от 30 августа 2021 г. № 05-1136 «О направлении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»; примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, одобренной Научно- методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования(протокол № 3от 21 июня 2015 года); ФГОС СПО по специальности 43.02.15. Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 г. № 1565; рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум». Изучение учебного предмета ОУП. 02. Литература завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета. 2 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.02. ЛИТЕРАТУРА Область применения программы Рабочая программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», входящей в укрупненную группу 43.00.00 Сервис и туризм 1.1. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебный предмет является базовым и входит в группу общеобразовательных предметов среднего общего образования. 1.3. Цели и задачи учебного предмета - требования к результатам освоения учебного предмета. Содержание программы предмета «Русский язык» направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Освоение содержания учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов: личностных: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 3 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; эстетическое отношение к миру; совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.); метапредметных: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; предметных: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов реализации программы воспитания: - Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. - Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на 4 условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. - Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение. - Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». - Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. - Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. - Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. - Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства - Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. - Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. - Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. - Владеющий навыками коммуникабельности в коллективе, решающий различные задачи профессиональной деятельности - Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета максимальной учебной нагрузки обучающегося – 117 час, в том числе аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) –117 часов; 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем образовательной нагрузки (всего) в т. ч. в форме практической подготовки Во взаимодействии с преподавателем (всего) в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы Консультации Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 117 8 9 - 6 2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.02 Литература Наименование разделов Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) и тем 1 2 Введение Содержание учебного материала 1 Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Раздел 1. Русская литература ХIХ века. Тема 1. Содержание учебного материала Развитие русской 1 Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. литературы и культуры в первой половине XIX века. Содержание учебного материала Тема 1.1. 1 Жизненный и творческий путь. «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина. А.С.Пушкин 2 Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени. Содержание учебного материала 1 Личность и жизненный путь М.Ю.Лермонтова. Темы, мотивы и образы ранней лирики Тема 1.2. Лермонтова. М.Ю.Лермонтов 2 Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова. Содержание учебного материала 1 Личность писателя, жизненный и творческий путь. «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя. 2 Н.В.Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские повести». Тема 1.3. Н.В.Гоголь Объем часов 3 1 1 1 1 1, 2 1 2 1 1, 2 1 4 1 1 Практическое занятие №1. Подготовка к сочинению (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). Контрольные работы 1 Контрольная работа №1. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя 1 2 1 1 1 1 57 Практические занятия 1 Уровень освоения 4 1, 2 1 1 7 Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века. Тема 2.1. А.Н.Островский Тема 2.2. И.А.Гончаров Тема 2.3. И.С.Тургенев Содержание учебного материала 1 Культурно-историческое развитие России середины либерального дворянства и разночинной демократии. 1 XIX века. Конфликт 1 Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь А.Н.Островского. 2 Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. 3 Малый театр и драматургия А.Н.Островского. Содержание учебного материала 1 Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова. 2 «Обломов»: творческая история романа, своеобразие сюжета и жанра произведения. 3 Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. 4 Штольц и Обломов. Проблемы любви в романе. 5 Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Анненского и др.). Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Художественное своеобразие «Стихотворений в прозе». 2 Роман «Отцы и дети»: смысл названия романа, проблематика романа, особенности композиции романа. 3 Базаров в системе образов романа. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей». 4 Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович). 3 1 Практические занятия 1 1 Практическое занятие №2 Написание сочинения (А.Н.Островский, И.А.Гончаров, И.С.Тургенев). Контрольные работы 1 Контрольная работа №2. Сочинение по творчеству А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева 1 1 5 1 1 1 1 1, 2 1, 2 1, 2 1 6 1 1 1 1 1, 2 1 1 1 8 Тема 2.4. Н.Г.Чернышевский Тема 2.5. Н.С.Лесков Тема 2.6. М.Е.Салтыков-Щедрин Тема 2.7. Ф.М.Достоевский Тема 2.8. Л.Н.Толстой Содержание учебного материала 1 Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?» (обзор). Содержание учебного материала Сведения из биографии Н.С.Лескова. 1 Повесть «Очарованный странник»: особенности композиции и жанра. Образ Ивана 2 Флягина. Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. «История одного города»: замысел, история создания. Образы градоначальников. Содержание учебного материала 1 Сведения из жизни Ф.М.Достоевского. 2 Роман «Преступление и наказание»: своеобразие жанра, особенности сюжета. 3 Смысл теории Раскольникова. 4 Эволюция идеи «двойничества». 5 «Правда» Расколникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении. 1 1 2 1 Практические занятия 1 Практическое занятие № 3.Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Контрольные работы 1 Контрольная работа №3. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Содержание учебного материала 1 Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого. 2 Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие романа, особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности. 3 Духовные искания Андрея Болконского.Духовные искания Пьера Безухова. 4 Духовные искания Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи в романе. 5 Правдивое изображение войны и русских солдат – художественное открытие Л.Н.Толстого. 6 Кутузов и Наполеон в авторской оценке. 7 «Дубина народной войны». Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева. 8 Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя. 1 1 2 1, 2 1 1 1, 2 1 7 1 1 1 1 1 1, 2 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1, 2 1 1 9 Тема 2.9. А.П.Чехов 9 Описания природы в романе. Практические занятия 1 Практическое занятие №4 Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир». Контрольные работы 1 Контрольная работа №4. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии А.П.Чехова. Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. 2 Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». 3 Драматургия А.П.Чехова и Московский Художественный театр. 4 Комедия «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система персонажей. 5 Критика о Чехове (И.Анненский, В.Пьецух). 1 1 1 1 1 5 1 1, 2 1 1 1 1 Тема 3. Поэзия второй Содержание учебного материала половины XIX века 1 Обзор русской поэзии второй половины XIX века. 1 1 Тема 3.1. Ф.И.Тютчев Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева. Философская, общественнополитическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева. Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь А.А.Фета. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета. Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого. Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.Некрасова. 2 Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет. 3 Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. 1 Контрольные работы 1 Контрольная работа №5. Тестирование по поэзии II половины XIX века. 1 1 1, 2 Тема 3.2. А.А.Фет Тема 3.3 А.К.Толстой Тема 3.4. Н.А.Некрасов 1 1 1, 2 1 1 1, 2 1 3 1, 2 1 1 1 10 Раздел 2. Литература ХХ века. Тема 1. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале ХХ века. Тема 1.1. И.А.Бунин Тема 1.2. А.И.Куприн Тема 1.3. Серебряный век русской поэзии. Тема 1.4. М.Горький Тема 1.5. А.А.Блок Тема 2. Особенности развития литературы 1920-х годов. 59 Содержание учебного материала 1 Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Основные тенденции развития прозы. Русская литература на рубеже веков. 1 1 Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Проза И.А.Бунина. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И.Куприна (повесть «Гранатовый браслет»). Содержание учебного материала 1 Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». 1 1 1 Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах М.Горького. 2 Изображение правды жизни в пьесе «На дне» и ее философский смысл. Герои пьесы. 4 1 1 Практические занятия 1 Практическое занятие №5. Подготовка к сочинению (И.А.Бунин, А.И.Куприн, М.Горький) 1 1 Контрольные работы 1 Контрольная работа №6. Сочинение по творчеству И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике А.Блока. 2 Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Содержание учебного материала 1 Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы. 1 1 1 1 1 1, 2 1, 2 1 1, 2 1 2 1 1 1 1 1 11 Тема 2.1. В.В.Маяковский Тема 2.2. С.А.Есенин Тема 2.3. А.А.Фадеев Тема 3. Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов. Тема 3.1. М.И.Цветаева Тема 3.2. О.Э.Мандельштам Тема 3.3. А.Платонов Тема 3.4. И.Э.Бабель Тема 3.5. М.А.Булгаков Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии В.В.Маяковского. Тема несоответствия действительности, несовершенства мира в лирике поэта.. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии С.А.Есенина. 2 Развитие темы родины как выражение любви к России. мечты и 1 1 4 1 1 Практические занятия 1 Практическое занятие №6 Анализ лирического произведения (А.Блок, В.Маяковский, С.Есенин). Контрольные работы 1 Контрольная работа №7. Анализ лирических произведений Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии А.А.Фадеева. Роман «Разгром»: гуманистическая направленность романа. Содержание учебного материала 1 Становление новой культуры в 1930-е годы. 1 1 1, 2 1, 2 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии И.И.Цветаевой. 2 Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой. Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. Содержание учебного материала 2 1 1 1, 2 1 Сведения из биографии О.Э.Мандельштама. 2 Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама. Содержание учебного материала 1 1 1 1, 2 Сведения из биографии А.Платонова. Социально-философское содержание творчества А.Платонова. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии И.Э.Бабеля. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Содержание учебного материала 1 Краткий обзор жизни и творчества М.А.Булгакова. 1 1, 2 1 1 1, 2 1 2 6 1 12 1 Практические занятия 1 Практическое занятие №7 Подготовка к сочинению по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Контрольные работы 1 Контрольная работа №8. Сочинение по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Содержание учебного материала 1 Жизненный и творческий пусть М.А.Шолохова. 2 Роман-эпопея «Тихий Дон». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Образ Григория Мелехова. Содержание учебного материала 1 Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. 2 А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Своеобразие лирики Ахматовой. 3 Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. 4 Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. 1 1 1 4 1 1 1 1 1 Содержание учебного материала 1 Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. 2 Художественное своеобразие прозы В.Шаламова. 3 Художественное своеобразие прозы В.Шукшина. «Человеческая открытость миру как 4 синоним незащищённости» (по рассказам В.Шукшина). Художественное своеобразие прозы В.Распутина. 5 Обзор жизни и творчества Н.М.Рубцова. «Музыкальное слово» Н.М.Рубцова. 6 1 1 1 1 1, 2 Практические занятия 1 Практическое занятие №8 Творчество писателей-прозаиков, поэтов, драматургов в 1950—1980-е годы. Содержание учебного материала 1 Сведения из биографии А.Т.Твардовского. 2 Особенности поэтического мира. 1 3 4 Тема 3.6. М.А.Шолохов Тема 4. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. Тема 5. Особенности развития литературы 1950 – 1980 - х годов. 1 Тема 5.1. А.Т.Твардовский 2 Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. 2 1 1 1 1 2 1 1, 2 1 2 1 1 1, 2 13 Тема 5.2. А.И.Солженицын Тема 5.3. А.В.Вампилов Тема 6. Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов (три волны эмиграции). Тема 7. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000-х годов. Содержание учебного материала 1 Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. 2 Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича». 3 Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Матренин двор». Содержание учебного материала 1 Нравственная проблематика пьес А.Вампилова (драма «Утиная охота»). 3 1 1 1 1 1 1, 2 1 Содержание учебного материала 1 Три волны эмиграции. 2 «Воспоминание о первой любви» (по роману В.Набокова «Машенька»). 2 1 1 Содержание учебного материала 1 Общественно-культурная ситуация в России конца ХIХ – начала ХХI века. «Задержанная» и «возвращенная» литература. 2 «Дети Арбата» А.Рыбакова, как отражение эпохи «сталинизма». 3 Уроки жизни в произведениях В.Астафьева. 4 Герой и его время в повести В.Пелевина «Жёлтая стрела». 5 Т.Ю.Кибиров: творческая биография. Художественные особенности поэзии. 5 1 Дифференцированный зачет. 1 1 1 1 1 1 1 2 ВСЕГО 117 14 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению Реализация программы предмета требует наличие учебного кабинета «Русский язык и литература». Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - классная доска; - УМК. Технические средства обучения: - мультимедийной оборудование; - комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Дополнительные источники: Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1 / С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 280 с. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2 / С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 288 с. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1 / С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2014. – 432 с. Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2 / С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2014. – 480 с. Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. — М., 2014. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. — М., 2014. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И.Н.Сухих. — М., 2014. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н.Сухих.– М., 2014. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014. Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М., 2014. Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М., 2014. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 10-11 класс / под ред. Б.А.Ланина — М., 2014. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. — М., 2014. 15 Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2015. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие / под ред. Г.А. Обернихиной. — М., 2014. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014. Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014. Интернет-источники www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста). www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»). www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»). 16 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения В результате изучения литературы студент должен знать/понимать - образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв.; - основные закономерности историколитературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия; уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительновыразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять "сквозные" темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), Основные показатели оценки результата - демонстрация сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; - оценка владения навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; - демонстрация владения умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; - демонстрация владения умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; - демонстрация знания содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры; воспроизведение сформированности представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; - оценка сформированности умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; - демонстрация способности выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; оценка овладения навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 17 соблюдая нормы литературного произношения; - оценка сформированности представлений о - аргументированно формулировать системе стилей языка художественной свое отношение к прочитанному литературы. произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений; понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету 18 5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе ОУП.02. Литература на 2021- 2022 учебный год Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021- 2022учебный год по учебномупредмету ОУП.02. Литература В рабочую программу внесены следующие изменения: Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседаниицикловой методической комиссии « » 20 г. (протокол № ). Председатель цикловой методической комиссии Будник А.П. 19