Решаем вместе
Есть вопрос?

ОУП 02 Литература

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

14

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

РЕЗУЛЬТАТОВ

16

5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ
ПРОГРАММЕ

ИЗМЕНЕНИЙ

И

ОСВОЕНИЯ
К

РАБОЧЕЙ
18

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета ОУП.02. Литература предназначена для
изучения в ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» реализующем
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
(ОПОП ППССЗ СПО) на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих и служащих по специальности 43.02.15 Поварское и
кондитерское дело.
ОУП.02. Литература
изучается как базовый учебный предмет
в
общеобразовательном цикле ОПОП СПО по программе ППССЗ по специальности СПО
43.02.15 Поварское и кондитерское дело социально-экономического профиля в объеме
117 часов.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
среднего полного общего образования» с изменениями, внесенными: приказом
Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645; приказом Минобрнауки России от
31 декабря 2015 года № 1578; приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 года №
613;
 приказа Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712 «О
внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания»;
 распоряжения Минпросвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с
учётом профессиональной направленности программ среднего профессионального
образования, реализуемых на базе основного общего образования»;
 письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 №
06- 259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
специальности среднего профессионального образования»;
 письма Министерство науки и высшего образования Российской Федерации от 20
июня 2020 г. № 05-772 «Инструктивно-методическое письмо по организации применения
современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в
системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные
потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы
среднего профессионального образования»;
 письма Минпросвещения Российской Федерации от 30 августа 2021 г. № 05-1136
«О направлении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным)
дисциплинам»;
 примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык
и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций,
одобренной Научно- методическим советом Центра профессионального образования
ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего
образования
с
получением среднего общего образования(протокол № 3от 21 июня 2015 года);
 ФГОС СПО по специальности 43.02.15. Поварское и кондитерское дело,
утвержденного приказом Министерства образования и науки от 9 декабря 2016 г. № 1565;
 рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический
техникум».
Изучение учебного
предмета
ОУП.
02.
Литература
завершается
промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
2

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП.02. ЛИТЕРАТУРА
Область применения программы
Рабочая
программа
учебного
предмета
является
частью
основной
профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.15
«Поварское и кондитерское дело», входящей в укрупненную группу 43.00.00 Сервис и
туризм
1.1.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебный предмет является базовым и входит в группу общеобразовательных
предметов среднего общего образования.
1.3. Цели и задачи учебного предмета - требования к результатам освоения
учебного предмета.
Содержание программы предмета «Русский язык» направлено на достижение следующих
целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям
отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры
читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции,
исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и
аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся,
читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы,
основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения
как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с
использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов;
поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети
Интернет.
Освоение содержания
учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися
следующих результатов:

личностных:

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;

3


готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской
литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных
источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;

умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;

предметных:

сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение
знаний о них в речевой практике;

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;

знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование
национальной и мировой культуры;

сформированность
представлений
об
изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
произведения;

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и
выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных
высказываниях;

овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в
литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;

сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов реализации программы воспитания:
- Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
- Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
4

условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций.
- Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение.
- Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
- Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой
родине, принятию
традиционных
ценностей многонационального народа России.
- Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях.
- Осознающий приоритетную
ценность
личности
человека;
уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности.
- Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства
- Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
- Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
- Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
- Владеющий навыками
коммуникабельности
в коллективе,
решающий
различные задачи профессиональной деятельности
- Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и
готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебного предмета
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 117 час, в том числе
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) –117
часов;

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
в т. ч. в форме практической подготовки
Во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
117
8
9
-

6

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.02 Литература
Наименование разделов
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
и тем
1
2
Введение
Содержание учебного материала
1
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.
Раздел 1. Русская
литература ХIХ века.
Тема 1.
Содержание учебного материала
Развитие русской
1
Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков.
литературы и культуры
в первой половине XIX
века.
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
1
Жизненный и творческий путь. «Чувства добрые» в лирике А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин
2
Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное
решение проблем человека и его времени.
Содержание учебного материала
1
Личность и жизненный путь М.Ю.Лермонтова. Темы, мотивы и образы ранней лирики
Тема 1.2.
Лермонтова.
М.Ю.Лермонтов
2
Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики
Лермонтова.
Содержание учебного материала
1
Личность писателя, жизненный и творческий путь. «Петербургские повести»:
проблематика и художественное своеобразие. Особенности сатиры Гоголя.
2
Н.В.Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести».
Тема 1.3.
Н.В.Гоголь

Объем часов
3
1
1

1
1

1, 2
1
2
1
1, 2
1
4
1
1

Практическое занятие №1. Подготовка к сочинению (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов,
Н.В.Гоголь).
Контрольные работы

1

Контрольная работа №1. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Н.В.Гоголя

1

2
1

1

1

1

57

Практические занятия
1

Уровень
освоения
4

1, 2

1
1
7

Тема 2.
Особенности развития
русской литературы во
второй половине XIX
века.
Тема 2.1.
А.Н.Островский

Тема 2.2.
И.А.Гончаров

Тема 2.3.
И.С.Тургенев

Содержание учебного материала
1
Культурно-историческое развитие России середины
либерального дворянства и разночинной демократии.

1
XIX

века.

Конфликт
1

Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий путь А.Н.Островского.
2
Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные
особенности драмы.
3
Малый театр и драматургия А.Н.Островского.
Содержание учебного материала
1
Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова.
2
«Обломов»: творческая история романа, своеобразие сюжета и жанра произведения.
3
Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова.
4
Штольц и Обломов. Проблемы любви в романе.
5
Оценка романа «Обломов» в критике (Н.Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Анненского и
др.).
Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Художественное своеобразие
«Стихотворений в прозе».
2
Роман «Отцы и дети»: смысл названия романа, проблематика романа, особенности
композиции романа.
3
Базаров в системе образов романа. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей».
4
Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович).

3
1

Практические занятия

1

1

Практическое занятие №2 Написание сочинения (А.Н.Островский, И.А.Гончаров,
И.С.Тургенев).

Контрольные работы
1

Контрольная работа №2. Сочинение по творчеству А.Н.Островского, И.А.Гончарова,
И.С.Тургенева

1
1
5
1
1
1
1

1, 2

1, 2

1, 2

1
6
1
1
1
1
1, 2

1

1
1

8

Тема 2.4.
Н.Г.Чернышевский
Тема 2.5.
Н.С.Лесков
Тема 2.6.
М.Е.Салтыков-Щедрин

Тема 2.7.
Ф.М.Достоевский

Тема 2.8.
Л.Н.Толстой

Содержание учебного материала
1 Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. Роман «Что делать?» (обзор).
Содержание учебного материала
Сведения из биографии Н.С.Лескова.
1
Повесть «Очарованный странник»: особенности композиции и жанра. Образ Ивана
2
Флягина.
Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий путь М.Е.Салтыкова-Щедрина. Жанровое своеобразие,
тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. «История одного города»:
замысел, история создания. Образы градоначальников.
Содержание учебного материала
1
Сведения из жизни Ф.М.Достоевского.
2
Роман «Преступление и наказание»: своеобразие жанра, особенности сюжета.
3
Смысл теории Раскольникова.
4
Эволюция идеи «двойничества».
5
«Правда» Расколникова и «правда» Сони. Библейские мотивы в произведении.

1
1
2
1

Практические занятия
1
Практическое занятие № 3.Подготовка к сочинению по роману Ф.М.Достоевского
«Преступление и наказание».
Контрольные работы
1
Контрольная работа №3. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и
наказание».
Содержание учебного материала
1
Жизненный путь и творческая биография Л.Н.Толстого.
2
Роман-эпопея «Война и мир»: жанровое своеобразие романа, особенности
композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в
изображении русской действительности.
3
Духовные искания Андрея Болконского.Духовные искания Пьера Безухова.
4
Духовные искания Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи в романе.
5
Правдивое изображение войны и русских солдат – художественное открытие
Л.Н.Толстого.
6
Кутузов и Наполеон в авторской оценке.
7
«Дубина народной войны». Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева.
8
Осуждение жестокости войны в романе. Патриотизм в понимании писателя.

1
1

2
1, 2

1
1
1, 2
1
7
1
1
1
1
1

1, 2

1
1
11
1
1
1
1
1
1

1, 2

1
1
9

Тема 2.9.
А.П.Чехов

9
Описания природы в романе.
Практические занятия
1
Практическое занятие №4 Написание сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и
мир».
Контрольные работы
1
Контрольная работа №4. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии А.П.Чехова. Художественное совершенство рассказов
А.П.Чехова.
2
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
3
Драматургия А.П.Чехова и Московский Художественный театр.
4
Комедия «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система персонажей.
5
Критика о Чехове (И.Анненский, В.Пьецух).

1
1
1
1
1
5
1

1, 2

1
1
1
1

Тема 3. Поэзия второй Содержание учебного материала
половины XIX века
1
Обзор русской поэзии второй половины XIX века.

1
1

Тема 3.1.
Ф.И.Тютчев

Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева. Философская, общественнополитическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева.
Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий путь А.А.Фета. Темы, мотивы и художественное
своеобразие лирики А.А.Фета.
Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Идейно-тематические и художественные
особенности лирики А.К.Толстого.
Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова. Своеобразие тем, мотивов и образов
поэзии Н.А.Некрасова.
2
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел поэмы, жанр, композиция, сюжет.
3
Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.

1

Контрольные работы
1
Контрольная работа №5. Тестирование по поэзии II половины XIX века.

1
1

1, 2

Тема 3.2.
А.А.Фет
Тема 3.3
А.К.Толстой
Тема 3.4.
Н.А.Некрасов

1
1
1, 2
1
1
1, 2
1
3
1, 2
1
1
1

10

Раздел 2.
Литература ХХ века.
Тема 1.
Особенности развития
литературы и других
видов искусства в
начале ХХ века.
Тема 1.1.
И.А.Бунин
Тема 1.2.
А.И.Куприн
Тема 1.3.
Серебряный век
русской поэзии.

Тема 1.4.
М.Горький

Тема 1.5.
А.А.Блок
Тема 2.
Особенности развития
литературы 1920-х
годов.

59
Содержание учебного материала
1
Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Основные тенденции развития
прозы. Русская литература на рубеже веков.

1
1

Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии. Проза И.А.Бунина.
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии. Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях
А.И.Куприна (повесть «Гранатовый браслет»).
Содержание учебного материала
1
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».

1
1
1

Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах М.Горького.
2
Изображение правды жизни в пьесе «На дне» и ее философский смысл. Герои пьесы.

4
1
1

Практические занятия
1
Практическое занятие №5. Подготовка к сочинению (И.А.Бунин, А.И.Куприн,
М.Горький)

1
1

Контрольные работы
1
Контрольная работа №6.
Сочинение по творчеству И.А.Бунина, А.И.Куприна,
М.Горького
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике А.Блока.
2
Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера
революции. Сюжет поэмы и ее герои.
Содержание учебного материала
1
Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х
годов. Литературные группировки и журналы.

1

1
1
1

1

1, 2

1, 2
1

1, 2

1
2
1
1
1
1
1
11

Тема 2.1.
В.В.Маяковский

Тема 2.2.
С.А.Есенин

Тема 2.3.
А.А.Фадеев
Тема 3.
Особенности развития
литературы 1930 –
начала 1940-х годов.
Тема 3.1.
М.И.Цветаева
Тема 3.2.
О.Э.Мандельштам
Тема 3.3.
А.Платонов
Тема 3.4.
И.Э.Бабель
Тема 3.5.
М.А.Булгаков

Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии В.В.Маяковского. Тема несоответствия
действительности, несовершенства мира в лирике поэта..
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии С.А.Есенина.
2
Развитие темы родины как выражение любви к России.

мечты

и

1
1
4
1
1

Практические занятия
1
Практическое занятие №6 Анализ лирического произведения (А.Блок,
В.Маяковский, С.Есенин).
Контрольные работы
1
Контрольная работа №7. Анализ лирических произведений
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии А.А.Фадеева. Роман «Разгром»: гуманистическая
направленность романа.
Содержание учебного материала
1
Становление новой культуры в 1930-е годы.

1
1

1, 2

1, 2

1
1
1
1

1

1
1

1

Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии И.И.Цветаевой.
2
Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой.
Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.
Содержание учебного материала

2
1
1

1, 2

1
Сведения из биографии О.Э.Мандельштама.
2
Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама.
Содержание учебного материала

1
1
1

1, 2

Сведения из биографии А.Платонова. Социально-философское содержание
творчества А.Платонова.
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии И.Э.Бабеля. Проблематика и особенности поэтики прозы
Бабеля.
Содержание учебного материала
1
Краткий обзор жизни и творчества М.А.Булгакова.

1

1, 2

1
1

1, 2

1

2

6
1
12

1

Практические занятия
1
Практическое занятие №7 Подготовка к сочинению по роману М.Булгакова «Мастер
и Маргарита».
Контрольные работы
1
Контрольная работа №8. Сочинение по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Содержание учебного материала
1
Жизненный и творческий пусть М.А.Шолохова.
2
Роман-эпопея «Тихий Дон». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Образ
Григория Мелехова.
Содержание учебного материала
1
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.
2
А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Своеобразие лирики Ахматовой.
3
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.
4
Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака.

1
1

1
4
1
1
1
1

1

Содержание учебного материала
1
Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры.
2
Художественное своеобразие прозы В.Шаламова.
3
Художественное своеобразие прозы В.Шукшина. «Человеческая открытость миру как
4
синоним незащищённости» (по рассказам В.Шукшина).
Художественное своеобразие прозы В.Распутина.
5
Обзор жизни и творчества Н.М.Рубцова. «Музыкальное слово» Н.М.Рубцова.

6
1
1
1
1

1, 2

Практические занятия

1

Практическое занятие №8 Творчество писателей-прозаиков, поэтов, драматургов в
1950—1980-е годы.
Содержание учебного материала
1
Сведения из биографии А.Т.Твардовского.
2
Особенности поэтического мира.

1

3
4

Тема 3.6.
М.А.Шолохов
Тема 4.
Особенности развития
литературы периода
Великой Отечественной
войны и первых
послевоенных лет.

Тема 5.
Особенности развития
литературы 1950 –
1980 - х годов.

1
Тема 5.1.
А.Т.Твардовский

2

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система
образов.
Ершалаимские главы.
Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе.

2

1
1

1
1
2
1

1, 2

1

2
1
1

1, 2
13

Тема 5.2.
А.И.Солженицын
Тема 5.3.
А.В.Вампилов
Тема 6.
Русское литературное
зарубежье 1920 – 1990-х
годов (три волны
эмиграции).

Тема 7.
Особенности развития
литературы конца
1980 – 2000-х годов.

Содержание учебного материала
1
Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына.
2
Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича».
3
Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Матренин двор».
Содержание учебного материала
1
Нравственная проблематика пьес А.Вампилова (драма «Утиная охота»).

3
1
1
1
1
1

1, 2

1
Содержание учебного материала
1
Три волны эмиграции.
2
«Воспоминание о первой любви» (по роману В.Набокова «Машенька»).

2
1
1

Содержание учебного материала
1
Общественно-культурная ситуация в России конца ХIХ – начала ХХI века.
«Задержанная» и «возвращенная» литература.
2
«Дети Арбата» А.Рыбакова, как отражение эпохи «сталинизма».
3
Уроки жизни в произведениях В.Астафьева.
4
Герой и его время в повести В.Пелевина «Жёлтая стрела».
5
Т.Ю.Кибиров: творческая биография. Художественные особенности поэзии.

5

1

Дифференцированный зачет.

1

1
1
1
1
1
1
2

ВСЕГО

117

14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению
Реализация программы предмета требует наличие учебного кабинета «Русский язык и
литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- классная доска;
- УМК.
Технические средства обучения:
- мультимедийной оборудование;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их
использованию и технике безопасности.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Дополнительные источники:
Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1 / С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2014. – 280 с.
Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных
учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2 / С.А.Зинин, В.И.Сахаров. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2014. – 288 с.
Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных
учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1 / С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2014. – 432 с.
Русский язык и литература. Литература: учебник для 11 класса общеобразовательных
учреждений. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.2 / С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово учебник», 2014. – 480 с.
Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс.
— М., 2014.
Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10
класс. — М., 2014.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10
класс. Практикум / под ред И.Н.Сухих. — М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литература
(базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И.Н.Сухих.– М., 2014.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс:
в 2 ч. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под
ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2
ч. / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый
и углубленный уровни). 10-11 класс / под ред. Б.А.Ланина — М., 2014.
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М.,
2014.
Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. Русский язык и литература. Литература
(базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В.П.Журавлева. — М., 2014.
15

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений
сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г.А.Обернихиной. — М., 2015.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие /
под ред. Г.А. Обернихиной. — М., 2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М.,
2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М.,
2014.
Интернет-источники
www.gramma.ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в
овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования
устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www.krugosvet.ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия
Кругосвет»).
www.spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
В результате изучения литературы
студент должен знать/понимать
- образную природу словесного
искусства;
содержание
изученных
литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества
писателей-классиков XIX - XX вв.;
- основные закономерности историколитературного процесса и черты
литературных направлений;
- основные теоретико-литературные
понятия;
уметь:
воспроизводить
содержание
литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать
художественное
произведение,
используя сведения по истории и
теории
литературы
(тематика,
проблематика, нравственный пафос,
система
образов,
особенности
композиции,
изобразительновыразительные
средства
языка,
художественная деталь);
анализировать
эпизод
(сцену)
изученного произведения, объяснять
его
связь
с
проблематикой
произведения;
соотносить
художественную
литературу с общественной жизнью и
культурой; раскрывать конкретноисторическое и общечеловеческое
содержание изученных литературных
произведений; выявлять "сквозные"
темы и ключевые проблемы русской
литературы; соотносить произведение
с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; сопоставлять
литературные
произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные
произведения (или их фрагменты),

Основные показатели оценки результата
- демонстрация сформированности понятий о
нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике;
- оценка владения навыками самоанализа и
самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
- демонстрация владения умением анализировать
текст с точки зрения наличия в нем явной и
скрытой, основной и второстепенной информации;
- демонстрация владения умением представлять
тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов, сочинений различных жанров;
- демонстрация знания содержания произведений
русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и
мировой культуры;
воспроизведение
сформированности
представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка;
- оценка сформированности умений учитывать
исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
- демонстрация способности выявлять в
художественных текстах образы, темы и проблемы
и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных
устных
и
письменных
высказываниях;
оценка
овладения
навыками
анализа
художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой
специфики;
осознание
художественной картины жизни, созданной в
литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального личностного восприятия и
интеллектуального понимания;
17

соблюдая
нормы
литературного
произношения;
- оценка сформированности представлений о
- аргументированно формулировать системе
стилей
языка
художественной
свое отношение к прочитанному литературы.
произведению;
- писать рецензии на прочитанные
произведения и сочинения разных
жанров на литературные темы.
- определения своего круга чтения и
оценки литературных произведений; понимания
взаимосвязи
учебного
предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в
основе которых лежат знания по
данному учебному предмету

18

5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
ОУП.02. Литература на 2021- 2022 учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021- 2022учебный год по учебномупредмету
ОУП.02. Литература
В рабочую программу внесены следующие изменения:

Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседаниицикловой
методической комиссии
«
»
20
г. (протокол №
).

Председатель цикловой методической комиссии

Будник А.П.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».