Решаем вместе
Есть вопрос?

ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21

РЕЗУЛЬТАТОВ

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ

ОСВОЕНИЯ

23

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
ППССЗ по специальности 22.02.06. Сварочное производство
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебная дисциплина входит в группу дисциплин общего
гуманитарного и социально-экономического цикла.
1.3.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины.
Код
ОК 1 –
ОК 9

Знания

Умения

- анализировать языковые единицы с точки зрения
правильности,
точности
и
уместности
их
употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов
различных функциональных стилей и разновид4
ностей языка;
использовать
основные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительнореферативное
и
др.)
в
зависимости
от
коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из
различных источников: учебно- научных текстов,
справочной
литературы,
средств
массовой
информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных
носителях;
- создавать устные и письменные монологические и
диалогические высказывания различных типов и
жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и
деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные
орфоэпические,
лексические,
грамматические
нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и
пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных
сферах и ситуациях общения, в том числе при
обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приѐмы информационной
переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретѐнные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.

- связь языка и истории,
культуры русского и других
народов;
- смысл понятий: литературный
язык, языковая норма, культура
речи;
- основные единицы и уровни
языка,
их
признаки
и
взаимосвязь;
-орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические
и
пунктуационные
нормы
современного
русского
литературного языка;
- нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебнонаучной,
официально-деловой
сферах общения.

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум»:
Код

Личностные результаты реализации программы воспитания
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
ЛР 13 достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности.
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
ЛР 14
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
ЛР 15 возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному
уровню
экологического
мышления,
применяющий
опыт
экологически
ЛР 16
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях и профессиональной деятельности.
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и
ЛР 17
культуре поведения, к красоте и гармонии.
Содействующий
поддержанию
престижа
своей
профессии,
отрасли и
ЛР 18
образовательной организации.
Способный принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за
ЛР 20
них ответственность.
Осуществляющий поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
ЛР 21 эффективного выполнения задач профессиональной деятельности, профессионального
и личностного развития.
Работающий в коллективе и команде, эффективно взаимодействующий с коллегами,
ЛР 23 руководством, потребителями. Берущий на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Самостоятельно
планирующий
и
реализовывающий
собственное
ЛР 24
профессиональное и личностное развитие.
Проявляющий готовность к участию в общественных патриотических и
ЛР 26
национальных мероприятиях, в добровольческом (волонтерском) движении.
Проявляющий уважение к духовно-нравственным ценностям народов Республики
ЛР 27 Крым, исторических и национально-культурных традиций, культурного наследия
народов Российской Федерации.
Способный к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе
идеалов,
непрерывного
ЛР 28 традиционных моральных норм, религиозных
образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и
интересов.
Проявляющий терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и
ЛР 29 других государств, способный к межнациональному и межконфессиональному
согласию
1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа,
в том числе:
в форме практической подготовки –
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
в т. ч. в форме практической подготовки
Обязательная аудиторная учебная нагрузка
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем часов
72
48
24
32

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

Наименование
тем и разделов

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся

Объем
часов

1

2
Содержание учебного материала
Язык
и
речь.
Основные
единицы
языка.
Понятие
о литературном языке и языковой норме. Типы нормы.
Словари русского языка.
Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность,
точность, выразительность, уместность употребления языковых средств)
Самостоятельная
работа
обучающихся.
Анализ
речевых
структур
с
точки
зрения использования нормированных и ненормированных средств языка.
Содержание учебного материала
Фонетические
единицы
языка
(фонемы).
Особенности
русского
ударения,
основные
тенденции
в
развитии
русского
ударения.
Логическое
ударение.
Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.
Практические занятия
Практическое занятие № 1. Орфоэпические нормы. Освоение литературного произношения и
ударения грамматических форм и отдельных слов.
Практическое занятие № 2. Освоение литературного произношения гласных и согласных звуков.
Практическое занятие №3. Произношение заимствованных слов.

3
4

10

Практическое занятие №4. Овладение навыками сценического произношения

1

Введение

Тема 1.
Фонетика

Тема 2.
Лексика и фразео

Самостоятельная работа обучающихся.
Наблюдение
собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в
произношении и словесном ударении
Содержание учебного материала

над

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4

2
ОК.1,4,5
2

4
4
1
1
1

ОК.5

2

12

ОК.3,10

логия

Слово и его лексическое значение.
Лексические
и
фразеологические
единицы
русского
языка.
Лексикофразеологическая норма, её варианты.
Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии.
Практические занятия
Практическое занятие №5. Употребление профессиональной лексики.
Практическое занятие №6. Употребление научных терминов.
Практическое занятие №7. Исправление лексических ошибок.
Практическое занятие №8. Исправление лексических ошибок.
Практическое занятие №9. Исправление ошибок в употреблении фразеологизмов и афоризмов.
Практическое занятие №10. Исправление ошибок в употреблении фразеологизмов и афоризмов.
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение
происхождения,
строения
и
значения
фразеологизмов;
написание рефератов о словотворчестве В. Маяковского, А. Вознесенского и др.
Содержание учебного материала

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования.
Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Тема 3.
Словообразование Самостоятельная работа обучающихся
Словообразовательный
анализ
общеупотребительной
и профессиональной
лексики;
стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и
научно-популярном текстах
Содержание учебного материала
Самостоятельные и служебные части речи.
Нормативное употребление форм слова.
Практические занятия
Тема 4.
Практическое занятие №11. Использование форм слов в соответствии со стилистикой частей
Части речи
речи.
Практическое занятие №12. Использование форм слов в соответствии со стилистикой частей
речи.
Практическое занятие №13. Исправление ошибок в формообразовании слов
Практическое занятие №14. Исправление ошибок в формообразовании слов
Самостоятельная работа обучающихся
 Морфологический разбор частей речи;
 Стилистический анализ грамматических форм в тексте;

2
6
1
1
1
1
1
1
4
6
2
ОК.2,5
4
8
2
4
1
1
1
1
2

ОК.5,9,10

Тема 5.
Синтаксис

Тема 6.
Нормы русского
правописания

Использование заданных форм слова в предложении и тексте.
Содержание учебного материала
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.
Простое, осложненное, сложносочиненное предложения. Актуальное членение предложения.
Выразительные возможности русского синтаксиса.
Практические занятия
Практическое занятие №15. Построение и употребление в речи сложноподчиненных
предложений.
Практическое занятие №16. Построение и употребление в речи сложноподчиненных
предложений
Практическое занятие №17. Построение и употребление в речи бессоюзных сложных
предложений.
Практическое занятие №18. Построение и употребление в речи бессоюзных сложных
предложений
Практическое
занятие
№19.
Конструирование
текста
в
определенном
стиле
и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.
Практическое
занятие
№20.
Конструирование
текста
в
определенном
стиле
и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур.
Самостоятельная работа обучающихся
Синтаксический разбор;
Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.
Содержание учебного материала
Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм. Роль лексического
и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания.
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Практические занятия
Практическое занятие №21. Изучение смысловой роли знаков препинания. Проработка способов
оформления чужой речи.
Практическое занятие №22. Изучение смысловой роли знаков препинания. Проработка способов
оформления чужой речи.

10
2
6
1
1
1

ОК.9

1
1
1
2
10
4
2
1

1

ОК.1,2,5

Тема 7.
Текст.
Стили речи.

Самостоятельная работа: орфографический и пунктуационный разбор;
составление тезисов, конспектирование текстов по общим вопросам русского языка
и литературе;
учет и группировка правописных ошибок в собственных работах, выявление их причин
и реализация мер по преодолению ошибок.
Содержание учебного материала
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение
(варианты повествования).
Описание научное, художественное, деловое.
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового,
публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки.
Жанры деловой и учебно-научной речи.
Практические занятия
Практическое занятие №23. Построение текстов различных стилей.
Практическое занятие №24. Стилистический разбор художественного, учебно-научного и
официально-делового стилей.
Самостоятельная работа
 Анализ индивидуально-авторских стилистических средств;
 Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей.

Дифференцированный зачет
ВСЕГО
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

4

10

4

2
1
1

4
2
72

ОК.5,6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и
литературы
Оборудование учебного кабинета:
 Посадочные места по количеству обучающихся (столы и стулья);
 Рабочее место преподавателя;
 Библиотека справочной литературы;
 Тестовый материал;
 Раздаточные карточки по разделам дисциплины.
Технические средства обучения:
 компьютер;
 телевизор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Дополнительные источники:
Дополнительные источники:
1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для средних специальных учебных
заведений. /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– Москва: «Мнемозина», 2017.- 350 с.-Тест
(визуальный): непосредственный.
2. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Стили речи: учебник для 10-11 кл.
общеобразов. учрежд. /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – Москва:«Дрофа», 2017. – 347 с.
– Текст (визуальный): непосредственный.
3. Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для
студ. сред. проф. учеб. заведений. /Т.М. Воителева.-Москва:
«Просвещение», 2018. – 286 с. – Текст (визуальный): непосредственный

4. Герасименко, Н.А.Русский язык: учебник. /Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева
[и др.] – 4-е изд., испр. – Москва:«Дрофа», ,2018.- 292с. – Текст (визуальный):
непосредственный.
5. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин.– Москва.: 2017.-302
с.- Текст (визуальный): непосредственный.
6. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности 10-11 классы: Учебник для
общеобразоват. учрежд. / А.И. Горшков. – Москва: «Мнемозина», 2016. -312 с.- Текст
(визуальный): непосредственный.
7. Дейкина, А.Д. Русский язык. 10-11 кл. /А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.- Москва:
«Просвещение» 2017.-285 с. – Текст (визуальный) непосредственный.

8. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. /П.А. Лекант, В.В.
Леденева. – Москва: «Дрофа», 2018.-325 с.- Текст (визуальный) непосредственный.

9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. –
25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – Москва: 2019. -937 с.- Текст
(визуальный) непосредственный.

Интернет-ресурсы:
1. Справочная служба русского языка, интерактивные словари. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: www.gramota.ru – Заголовок с экрана.
2. Полезные ссылки по русскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.morpher.ru/Russian/Links.aspx. – Заголовок с экрана.
3. Студентам - учебные материалы по русскому языку. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm.- Заголовок с экрана.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения (освоенные
Основные показатели оценки результата
умения, усвоенные знания)
Понимание сущности и социальной
ОК 1. Понимать сущность и
значимости будущей профессии;
социальную значимость своей
применение
профессиональных
будущей
профессии,
знаний
в
практической
проявлять к ней устойчивый
деятельности;
интерес.
ответственность за качество своейработы.
Организация
и
планирование
ОК 2. Организовывать
собственной деятельности;
собственную деятельность,
демонстрация понимания цели испособов
выбирать типовые методы и
ее достижения; выполнение
способы
выполнения
деятельности
в
профессиональных задач,
соответствии с целью и способами
оценивать их эффективностьи
определенными руководителем.
качество.
Анализ и контроль ситуации;
ОК 3. Принимать решения в
выбор соответствующего методарешения в
стандартных и нестандартных
зависимости от ситуации; проявление
ситуациях и нести за них
ответственности за принятое решение
ответственность
Извлечение и анализ информации из
ОК 4. Осуществлять
различных источников; использование
поиск и
использование
различных способовпоиска информации;
информации, необходимой для
применение найденной информациидля
эффективноговыполнения
решения профессиональных задач.
профессиональных задач,
профессионального
и
личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно- коммуникационные
технологии в профессиональной
деятельности.

Применение
компьютерных
навыков;
выбор компьютерной программы в
соответствии с решаемой задачей;
Использование
программного
обеспечения для
решения
профессиональных задач
Понимание
общей
цели;
ОК 6. Работать в коллективе и
применение навыков командной работы;
команде, эффективнообщаться с
использование
коллегами,руководством,
конструктивных способов общения
потребителями
с коллегами, руководством, клиентами
ОК 7. Брать на себя ответственность за Проявление ответственности за работу
работу членов
команды
членов команды;
контроль
работы
(подчиненных), результат
сотрудников;
проверка
и
оценка
результатов работы
выполнения заданий.
подчиненных
ОК
8.
Самостоятельно
Проявление интереса к обучению;
определятьзадачи профессионального или
использование знаний на практике;
личностного развития,заниматься
определение задач своего
самообразованием, осознаннопланировать
профессионального и личностного
повышениеквалификации
развития; планирование своего обучения

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой Понимание целей и содержания
смены технологий в профессиональной профессиональной деятельности;
деятельности.
использование новых решений и
технологий для оптимизации
профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в Понимание сути воинской обязанности;
том числе с применением полученных
применение
профессиональных знаний
профессиональных знаний дляисполнения
(для юношей).
воинской обязанности.

Лист дополнений и изменений к рабочей программе
ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи
на 2021- 2022учебный год

Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021- 2022 учебный год по
учебной дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседании
цикловой методической комиссии
«

»

20

г. (протокол №

Председатель цикловой методической комиссии

).

Будник А. П.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».