СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 18 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 21 РЕЗУЛЬТАТОВ 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ ОСВОЕНИЯ 23 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по специальности 22.02.06. Сварочное производство 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в группу дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. Код ОК 1 – ОК 9 Знания Умения - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновид4 ностей языка; использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительнореферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; - использовать основные приѐмы информационной переработки устного и письменного текста; - использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. - связь языка и истории, культуры русского и других народов; - смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи; - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; -орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; - нормы речевого поведения в социально-культурной, учебнонаучной, официально-деловой сферах общения. Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум»: Код Личностные результаты реализации программы воспитания Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, ЛР 13 достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию ЛР 14 успешной профессиональной и общественной деятельности. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к ЛР 15 возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем. Принимающий основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, применяющий опыт экологически ЛР 16 ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности. Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к культуре речи и ЛР 17 культуре поведения, к красоте и гармонии. Содействующий поддержанию престижа своей профессии, отрасли и ЛР 18 образовательной организации. Способный принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за ЛР 20 них ответственность. Осуществляющий поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для ЛР 21 эффективного выполнения задач профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития. Работающий в коллективе и команде, эффективно взаимодействующий с коллегами, ЛР 23 руководством, потребителями. Берущий на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. Самостоятельно планирующий и реализовывающий собственное ЛР 24 профессиональное и личностное развитие. Проявляющий готовность к участию в общественных патриотических и ЛР 26 национальных мероприятиях, в добровольческом (волонтерском) движении. Проявляющий уважение к духовно-нравственным ценностям народов Республики ЛР 27 Крым, исторических и национально-культурных традиций, культурного наследия народов Российской Федерации. Способный к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе идеалов, непрерывного ЛР 28 традиционных моральных норм, религиозных образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов. Проявляющий терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и ЛР 29 других государств, способный к межнациональному и межконфессиональному согласию 1.4.Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе: в форме практической подготовки – обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов; самостоятельной работы обучающегося – 24 часа. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) в т. ч. в форме практической подготовки Обязательная аудиторная учебная нагрузка в том числе: лабораторные работы практические занятия контрольные работы курсовая работа (проект) Самостоятельная работа обучающегося (всего) Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета Объем часов 72 48 24 32 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи Наименование тем и разделов Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов 1 2 Содержание учебного материала Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств) Самостоятельная работа обучающихся. Анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка. Содержание учебного материала Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. Практические занятия Практическое занятие № 1. Орфоэпические нормы. Освоение литературного произношения и ударения грамматических форм и отдельных слов. Практическое занятие № 2. Освоение литературного произношения гласных и согласных звуков. Практическое занятие №3. Произношение заимствованных слов. 3 4 10 Практическое занятие №4. Овладение навыками сценического произношения 1 Введение Тема 1. Фонетика Тема 2. Лексика и фразео Самостоятельная работа обучающихся. Наблюдение собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении Содержание учебного материала над Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 2 ОК.1,4,5 2 4 4 1 1 1 ОК.5 2 12 ОК.3,10 логия Слово и его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексикофразеологическая норма, её варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Практические занятия Практическое занятие №5. Употребление профессиональной лексики. Практическое занятие №6. Употребление научных терминов. Практическое занятие №7. Исправление лексических ошибок. Практическое занятие №8. Исправление лексических ошибок. Практическое занятие №9. Исправление ошибок в употреблении фразеологизмов и афоризмов. Практическое занятие №10. Исправление ошибок в употреблении фразеологизмов и афоризмов. Самостоятельная работа обучающихся Изучение происхождения, строения и значения фразеологизмов; написание рефератов о словотворчестве В. Маяковского, А. Вознесенского и др. Содержание учебного материала Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Тема 3. Словообразование Самостоятельная работа обучающихся Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики; стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном текстах Содержание учебного материала Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Практические занятия Тема 4. Практическое занятие №11. Использование форм слов в соответствии со стилистикой частей Части речи речи. Практическое занятие №12. Использование форм слов в соответствии со стилистикой частей речи. Практическое занятие №13. Исправление ошибок в формообразовании слов Практическое занятие №14. Исправление ошибок в формообразовании слов Самостоятельная работа обучающихся Морфологический разбор частей речи; Стилистический анализ грамматических форм в тексте; 2 6 1 1 1 1 1 1 4 6 2 ОК.2,5 4 8 2 4 1 1 1 1 2 ОК.5,9,10 Тема 5. Синтаксис Тема 6. Нормы русского правописания Использование заданных форм слова в предложении и тексте. Содержание учебного материала Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое, осложненное, сложносочиненное предложения. Актуальное членение предложения. Выразительные возможности русского синтаксиса. Практические занятия Практическое занятие №15. Построение и употребление в речи сложноподчиненных предложений. Практическое занятие №16. Построение и употребление в речи сложноподчиненных предложений Практическое занятие №17. Построение и употребление в речи бессоюзных сложных предложений. Практическое занятие №18. Построение и употребление в речи бессоюзных сложных предложений Практическое занятие №19. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Практическое занятие №20. Конструирование текста в определенном стиле и жанре с уместным использованием заданных синтаксических структур. Самостоятельная работа обучающихся Синтаксический разбор; Стилистический анализ синтаксических структур в тексте. Содержание учебного материала Принципы русской орфографии. Типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения. Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Практические занятия Практическое занятие №21. Изучение смысловой роли знаков препинания. Проработка способов оформления чужой речи. Практическое занятие №22. Изучение смысловой роли знаков препинания. Проработка способов оформления чужой речи. 10 2 6 1 1 1 ОК.9 1 1 1 2 10 4 2 1 1 ОК.1,2,5 Тема 7. Текст. Стили речи. Самостоятельная работа: орфографический и пунктуационный разбор; составление тезисов, конспектирование текстов по общим вопросам русского языка и литературе; учет и группировка правописных ошибок в собственных работах, выявление их причин и реализация мер по преодолению ошибок. Содержание учебного материала Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое. Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки. Жанры деловой и учебно-научной речи. Практические занятия Практическое занятие №23. Построение текстов различных стилей. Практическое занятие №24. Стилистический разбор художественного, учебно-научного и официально-делового стилей. Самостоятельная работа Анализ индивидуально-авторских стилистических средств; Создание текстов в жанрах учебно-научного и официально-делового стилей. Дифференцированный зачет ВСЕГО Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. 4 10 4 2 1 1 4 2 72 ОК.5,6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы Оборудование учебного кабинета: Посадочные места по количеству обучающихся (столы и стулья); Рабочее место преподавателя; Библиотека справочной литературы; Тестовый материал; Раздаточные карточки по разделам дисциплины. Технические средства обучения: компьютер; телевизор; 3.2. Информационное обеспечение обучения Дополнительные источники: Дополнительные источники: 1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для средних специальных учебных заведений. /Е.С. Антонова, Т.М. Воителева.– Москва: «Мнемозина», 2017.- 350 с.-Тест (визуальный): непосредственный. 2. Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Стили речи: учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – Москва:«Дрофа», 2017. – 347 с. – Текст (визуальный): непосредственный. 3. Воителева, Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. /Т.М. Воителева.-Москва: «Просвещение», 2018. – 286 с. – Текст (визуальный): непосредственный 4. Герасименко, Н.А.Русский язык: учебник. /Н.А.Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева [и др.] – 4-е изд., испр. – Москва:«Дрофа», ,2018.- 292с. – Текст (визуальный): непосредственный. 5. Гольцова, Н.Г. Русский язык. 10-11 кл. / Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин.– Москва.: 2017.-302 с.- Текст (визуальный): непосредственный. 6. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности 10-11 классы: Учебник для общеобразоват. учрежд. / А.И. Горшков. – Москва: «Мнемозина», 2016. -312 с.- Текст (визуальный): непосредственный. 7. Дейкина, А.Д. Русский язык. 10-11 кл. /А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова.- Москва: «Просвещение» 2017.-285 с. – Текст (визуальный) непосредственный. 8. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка. /П.А. Лекант, В.В. Леденева. – Москва: «Дрофа», 2018.-325 с.- Текст (визуальный) непосредственный. 9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – Москва: 2019. -937 с.- Текст (визуальный) непосредственный. Интернет-ресурсы: 1. Справочная служба русского языка, интерактивные словари. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.ru – Заголовок с экрана. 2. Полезные ссылки по русскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morpher.ru/Russian/Links.aspx. – Заголовок с экрана. 3. Студентам - учебные материалы по русскому языку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alleng.ru/edu/ruslang5.htm.- Заголовок с экрана. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные Основные показатели оценки результата умения, усвоенные знания) Понимание сущности и социальной ОК 1. Понимать сущность и значимости будущей профессии; социальную значимость своей применение профессиональных будущей профессии, знаний в практической проявлять к ней устойчивый деятельности; интерес. ответственность за качество своейработы. Организация и планирование ОК 2. Организовывать собственной деятельности; собственную деятельность, демонстрация понимания цели испособов выбирать типовые методы и ее достижения; выполнение способы выполнения деятельности в профессиональных задач, соответствии с целью и способами оценивать их эффективностьи определенными руководителем. качество. Анализ и контроль ситуации; ОК 3. Принимать решения в выбор соответствующего методарешения в стандартных и нестандартных зависимости от ситуации; проявление ситуациях и нести за них ответственности за принятое решение ответственность Извлечение и анализ информации из ОК 4. Осуществлять различных источников; использование поиск и использование различных способовпоиска информации; информации, необходимой для применение найденной информациидля эффективноговыполнения решения профессиональных задач. профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Применение компьютерных навыков; выбор компьютерной программы в соответствии с решаемой задачей; Использование программного обеспечения для решения профессиональных задач Понимание общей цели; ОК 6. Работать в коллективе и применение навыков командной работы; команде, эффективнообщаться с использование коллегами,руководством, конструктивных способов общения потребителями с коллегами, руководством, клиентами ОК 7. Брать на себя ответственность за Проявление ответственности за работу работу членов команды членов команды; контроль работы (подчиненных), результат сотрудников; проверка и оценка результатов работы выполнения заданий. подчиненных ОК 8. Самостоятельно Проявление интереса к обучению; определятьзадачи профессионального или использование знаний на практике; личностного развития,заниматься определение задач своего самообразованием, осознаннопланировать профессионального и личностного повышениеквалификации развития; планирование своего обучения ОК 9. Ориентироваться в условиях частой Понимание целей и содержания смены технологий в профессиональной профессиональной деятельности; деятельности. использование новых решений и технологий для оптимизации профессиональной деятельности ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в Понимание сути воинской обязанности; том числе с применением полученных применение профессиональных знаний профессиональных знаний дляисполнения (для юношей). воинской обязанности. Лист дополнений и изменений к рабочей программе ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи на 2021- 2022учебный год Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021- 2022 учебный год по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи В рабочую программу внесены следующие изменения: Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседании цикловой методической комиссии « » 20 г. (протокол № Председатель цикловой методической комиссии ). Будник А. П.