Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП.01 Инженерная графика

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01
«ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»

1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Инженерная графика» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений,
входящей в состав укрупненной группы специальностей 08.00.00 Техника и технологии
строительства.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном
профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и
профессиональной подготовке работников в области строительства при наличии среднего
(полного) образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:
общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатамосвоения учебной
дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

оформлять
и читать
чертежи
деталей,
конструкций,
схем,
спецификаций по специальности;

выполнять геометрические построения;

выполнять графические изображения пространственных образов вручной и
машинной графике;

разрабатывать
комплексные
чертежи
с использованием
системы
автоматизированного проектирования;

выполнять изображения резьбовых соединений;

выполнять эскизы и рабочие чертежи;

пользоваться нормативно-технической документацией привыполнении и
оформлении строительных чертежей;

оформлять рабочие строительные чертежи

осуществлять выбор оптимального алгоритма своей деятельности (формы и методы
соответствуют целям и задачам);

выполнять самостоятельный и эффективный поиск, анализ и интерпретацию
необходимой информации из разных источников, в том числе электронных и
интернет ресурсов, для решения поставленных задач.

обосновывать
выбор
методов
и
способов
решения
задач
профессионального и личностного развития.

активно
использовать
информационные
и коммуникационные
ресурсы в учебной деятельности.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,применительно к

различным контекстам



пользоваться нормативно-технической документацией при решении задач по
составлению и оформлению строительных и специальных чертежей.
Знать:

начертаний и назначений линий на чертежах;

типов шрифтов и их параметров;

правил нанесения размеров на чертежах;

основных правил разработки, оформления и чтения конструкторской
документации;

рациональных способов геометрических построений;

законов, методов и приемов проекционного черчения;

способов изображения предметов и расположение их на чертеже;

графического обозначения материалов

требования стандартов ЕСКД и СПДС по оформлению строительныхчертежей;

технологии
выполнения
чертежей
с
использованием
системы
автоматизированного проектирования

методов самоанализа и коррекции своей деятельности на основании достигнутых
результатов.

методов поиска информации, находящейся в печатных и электронных
информационных ресурсах; основных методов анализа и интерпретации
полученной информации.

способов оценки собственного профессионального продвижения, личностного
развития.

способов использования информационно-коммуникационных технологий в
учебной деятельности, в том числе для осуществления самоконтроля знаний,
создания презентаций, электронных таблиц и документов и т.п.

требований государственных стандартов единой системы конструкторской
документации по оформлению и составлению строительных и специальных
чертежей.
Подготовка к освоению общих компетенций (ОК) и профессиональных
компетенций (ПК):
ПК 1.3.Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованиемсредств
автоматизированного проектирования
ПК 1.4. Участвовать в разработке проекта производства работ с применением
информационных технологий.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии:
ОК
01.
Выбирать
способы
решения
задач
профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное иличностное
развитие;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональнойдеятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Индекс
Наименование: Инженерная графика
Дифференцированный зачет
Форма
промежуточной
Экзамен
1
аттестации (номер
семестра)
Объём образовательной нагрузки, час
Самостоятельная работа
Всего во взаимодействии с преподавателем
Всего учебных занятий
Учебная нагрузка
В
том Теоретическое обучение
обучающихся, час
Лабораторные работы
числе
Во
Практические занятия1
взаимодействии
Контрольная работа
с преподавателем
Курсовые
работы/
проекты
Консультации
Промежуточная аттестация (часов)

ОП.01
4ДЗ
-

108
108
106
16
92
0
0
1

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Коды компетенций
,
Наименование
разделов и тем

формированию
Содержание учебного материала и формы организации

Объём в

деятельностиобучающихся

часах

которых способствует
элемент
программы

1

3

2

4

Раздел 1
Правила

5

оформления
чертежей
Тема 1.1

Содержание учебного материала

2

ПК 1.1

Основные

Значение учебной дисциплины «Инженерная графика» в дальнейшей

ОК 02

сведения по

профессиональной деятельности. Краткие исторические сведения о развитии

ОК 10

оформлению

инженерной графики. Содержание учебной дисциплины. Требования стандартов

чертежей

единой системы конструкторской документации по правилам разработки, оформления и
чтения проектной документации и рабочих чертежей. Форматы чертежей (ГОСТ
2.301-68), рамка, основная надпись. Масштабы (ГОСТ 2.302-68) – определение,
обозначение.
Чертежный шрифт (ГОСТ 2.304-68). Типы шрифтов, их отличительные и общие
свойства. Номер шрифта, параметры шрифта. Конструкция прописных, строчных
букв и цифр. Линии чертежа (ГОСТ 2.303-68). Наименование, назначение,
параметры и начертание линий чертежа. Общие правила нанесения размеров на
чертежах в соответствии с ГОСТ 2.307-68. Линейные и угловые размеры,
размерные и выносные линии, форма стрелок, размерные числа и их расположение
на чертежах. Условные знаки, применяемые при нанесении размеров.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие №1. Изучение стандартов единой системы конструкторской
документации: ГОСТ 2.301-68 ЕСКД Форматы чертежей ; ГОСТ 2.302-68 ЕСКД
Масштабы; ГОСТ 2.304-68 ЕСКД Чертежный шрифт; ГОСТ 2.303-68 ЕСКД Линии
чертежа; ГОСТ 2.307-68 ЕСКД Нанесение размеров и предельных отклонений.

8

1

Практическое занятие №2. Вычерчивание рамки и основной надписи чертежа.

1

Выполнение графической композиции из линий чертежа в ручной графике (формат
чертежного листа по заданию преподавателя).
Практическое занятие №3. Выполнение композиции из букв и цифр с заданным

2

номером шрифта в ручной графике (формат чертежного листа по заданию
преподавателя).
Практическое занятие №4. Выполнение титульного листа альбома графических

2

работ в ручной графике (формат чертежного листа по заданию преподавателя).
Заполнение основной надписи чертежа).
Практическое

занятие №5. Вычерчивание в ручной графике чертежа плоского

контура в заданном

2

масштабе и нанесение его размеров.

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.2

Содержание учебного материала

4

Геометрические

Анализ графического изображения детали (чтение чертежей деталей, конструкций,

построения

схем). Выбор рациональных способов геометрических построений.

иправила

Разновидности геометрических построений прямых, уклонов, конусности, угловпри

вычерчивания

помощи угольников, линейки, циркуля. Обозначения уклонов и конусности.

контуров

Способы деления окружности на конгруэнтные дуги.

технических

Сопряжение прямых линий, окружностей и дуг, прямой и дуг окружностей.

деталей

В том числе, практических занятий

ПК 1.1
ОК 01
ОК 02
ОК 09
ОК 10
3

Практическое занятие №6. Вычерчивание плоских контуров с построением

1

уклонов, конусности, правильных многоугольников, делением окружности на
равные части в ручной графике.
Практическое занятие №7. Построение контура технической детали с применением

2

элементов сопряжений и нанесением размеров в ручной графике (на основе выбора
рациональных способов геометрических построений).
Самостоятельная работа обучающихся.

6

Выполнение и оформление самостоятельных графических работ и подготовка к их
защите. Рекомендуемая тематика:
1. Вычертить коробовые кривые (овал, овоид, завиток).
2. Вычертить лекальные кривые (эллипс, параболу, гиперболу).
Раздел 2

26

Проекционное
черчение (основы
начертательной
геометрии)
Тема 2.1

Содержание учебного материала

2

ПК 1.1

Методы

Способы получения графических изображений. Законы, методы и приемы

ОК 01

проецирования.

проецирования.

ОК 02

Проекции точки,

Комплексный чертеж. Проецирование точки. Расположение проекций точки на

ОК 09

прямой и

комплексном чертеже.

ОК 10

плоскости

Проецирование отрезка прямой. Расположение прямой относительно плоскостей
проекций.
Изображения плоскости на комплексном чертеже. Следы плоскостей. Плоскости
общего и частного положения и свойства их проекций.
В том числе, практических занятий

1

Практическое занятие №8. Построение в ручной графике проекций точки, отрезка

1

прямой, плоскости, и взаимного их расположения.
Тема 2.2

Содержание учебного материала

Поверхности и

Построения ортогональных проекций многогранных геометрических тел и тел

тела

вращения. Развертки поверхностей геометрических тел.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие №9 .Построение в ручной графике изображений плоских

4

2

ОК 01
1

фигур и геометрических тел в ортогональных проекциях.
Практическое занятие №10. Построение в ручной графике проекций точек и линий,
лежащих на поверхностях геометрических тел. Построение развёрток.

ПК 1.1
ОК 02
ОК 09

1

ОК 10

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Выполнение и оформление самостоятельных графических работ и подготовка к их
защите. Рекомендуемая тематика:
1. Построить в ручной графике ортогональные проекции группы геометрических
тел.
2. Построить в ручной графике ортогональные проекции наклонных
многогранников.
3. Построить в ручной графике развертки неполных геометрических тел.
Тема 2.3

Содержание учебного материала

Аксонометрическ

Прямоугольные и косоугольные аксонометрические проекции. Построение

ие проекции

аксонометрических проекций плоских геометрических фигур, многогранных

4

геометрических тел и тел вращения.
В том числе, практических занятий

4

ОК 01

Практическое занятие №11.Построение в ручной графике изображений плоскихфигур
и геометрических тел в прямоугольных изометрической и диметрической

2

проекции группы геометрических тел.

ОК 02
ОК 09

проекциях.
Практическое занятие №12.Построение в ручной графике аксонометрической

ПК 1.1

ОК 10
2

Самостоятельная работа обучающихся.

2

Выполнение и оформление самостоятельных графических работ и подготовка к их
защите. Рекомендуемая тематика:
1. Построить в ручной графике аксонометрические проекции усеченных
геометрических тел.
2. Вычертить в ручной графике окружность и многоугольники в косоугольных
аксонометрических проекциях.
Тема 2.4

Содержание учебного материала

Пересечение

Пересечение поверхностей геометрических тел проецирующими плоскостями.

поверхностей

Построение ортогональных проекций, линий среза, аксонометрических проекций и

геометрических

разверток усеченных геометрических тел. Способы преобразования проекций.

тел плоскостями

В том числе, практических занятий

4

Практическое занятие №13.Построение в ручной графике комплексных чертежей и

2

4

аксонометрических проекций многогранных геометрических тел, пересечённых

ПК 1.1

проецирующими плоскостями.Построение натуральной величины фигуры сечения

ОК 01

и развертки поверхности тел.

ОК 02

Практическое занятие №14. Построение в ручной графике комплексных чертежей и
аксонометрических проекций

2

ОК 10

геометрических тел вращения, пересечённых

проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины фигуры сечения
и развертки поверхности тел.
Тема 2.5

Содержание учебного материала

ОК 09

4

Взаимное

Построение точек пересечения прямой линии с поверхностью геометрических тел.

пересечение

Способы получения точек линии пересечения двух геометрических тел.

поверхностей

В том числе, практических занятий

4

геометрических

Практическое занятие №15.Построение в ручной графике комплексных чертежей и

2

тел

аксонометрических проекций взаимно пересекающихся многогранника и тела
вращения способом секущих плоскостей.
Практическое занятие №16. Построение в ручной графике комплексных чертежей и

2

аксонометрических проекций взаимно пересекающихся многогранника и тела

ПК 1.1

вращения способом вспомогательных концентрических сфер.

ОК 01

Самостоятельная работа обучающихся.

2

ОК 02

Выполнение и оформление самостоятельных графических работ и подготовка к их

ОК 09

защите. Рекомендуемая тематика:

ОК 10

1. Построить в ручной графике комплексный чертеж и аксонометрическиепроекции
взаимно пересекающихся двух цилиндров.
2. Построить в ручной графике комплексный чертеж и аксонометрическиепроекции
взаимно пересекающихся цилиндра и шара.
3. Построить в ручной графике комплексный чертеж и аксонометрические
проекции взаимно пересекающихся конуса и шара.
Раздел 3 Основы технического черчения

28

Тема 3.1

6

Содержание учебного материала

Виды, сечения,

Способы изображения предметов и расположение их на чертеже. Виды- основные,

разрезы

дополнительные, местные.

ПК 1.1

Сечения - наложенные, вынесенные, их обозначение, правила выполнения.

ПК 1.3

Разрезы – простые, сложные, местные. Отличие разреза от сечения. Расположение и

ОК 01

обозначение разрезов. Соединение части вида с частью разреза.

ОК 02

Выбор месторасположения вынесенных и наложенных сечений.

ОК 09

Графические обозначения материалов в сечениях и разрезах и правила их

ОК 10

нанесения на чертежах.
Условности и упрощения, применяемые при выполнении разрезов и сечений,
Порядок построения модели в аксонометрии с вырезом одной четверти.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертеже.
Выносные элементы.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие №17. Построение с использованием САПР трех видов

12
1

модели по ее аксонометрическому изображению.
Практическое занятие №18. Построение с использованием САПР по двум данным

1

видам модели третьего вида и ее аксонометрического изображения.
Практическое занятие №19.По приведенным наглядным изображениям деталей

1

выполнить с использованием САПР указанные в условии сечения.
Практическое занятие №20. Построение с использованием САПР простых
фронтальных разрезов. Соединение части вида с частью разреза.

1

Практическое занятие №21. Построение с использованием САПР простых

2

наклонных разрезов.
Практическое занятие №22. Построение сложных ступенчатых разрезов с

2

использованием САПР.
Практическое занятие №23. Построение сложных ломаных разрезов с

2

использованием САПР.
Практическое занятие №24. Построение с использованием САПР аксонометрического

2

изображения детали по ее комплексному чертежу. Выполнение
выреза ¼ части аксонометрического изображения детали.
Самостоятельная работа обучающихся.

2

Выполнение и оформление самостоятельных графических работ и подготовка к их
защите. Рекомендуемая тематика:
1. Построить

с использованием САПРкомплексный чертеж сложной модели,

предусматривающий использование дополнительных и местных видов.
2. Вычертить с использованием САПРграфические обозначения материалов в

сечениях и разрезах.
Тема 3.2

Содержание учебного материала

Разъемные

Классификация резьбы, основные параметры, обозначения.

соединения

Элементы

деталей.

изображения элементов разъемных соединений.

6

разъемных соединений, правила их вычерчивания. Упрощенные

В том числе, практических занятий

4

ПК 1.1

Практическое занятие №25.Вычерчивание с использованием САПР изображения

2

резьбы на стержне, в отверстии, в соединении.
Практическое занятие №26.Вычерчивание

ОК 01
2

с использованием САПР изображения

ОК 02
ОК 09

резьбового соединения двух деталей.
Тема 3.3

ПК 1.3

ОК 10

Содержание учебного материала

4

Эскизы и рабочие Последовательность выполнения эскизов деталей.
чертежи деталей.

Измерительные инструменты и правила их применения в процессе обмера деталей.

Технический

В том числе, практических занятий

рисунок.

2

ПК 1.1

1

ПК 1.3

Практическое занятие №27.Выполнение в ручной графике эскиза детали с натуры.

ОК 01

Выполнение рабочего чертежа детали по эскизу.

ОК 02
ОК 10

Практическое занятие №28.Выполнение в ручной графике технического рисунка по

1

чертежу детали
Раздел 4

20

Основы строительного черчения
Тема 4.1

Содержание учебного материал

8

Архитектурно-

Содержание и виды, наименование и маркировка строительных чертежей.

строительные

Требования нормативно-технической документации по оформлению строительных

чертежи

чертежей.

Технологии

автоматизированного

выполнения
проектирования.

чертежей

с

Масштабы

использованием
строительных

системы
чертежей.

Координационные оси и нанесение размеров на чертежах, выноски и надписи на
строительных чертежах. Состав архитектурно-строительных чертежей и условные
графические изображения на них. Планы этажей, фасады, разрезы, строительные
узлы зданий и последовательность их вычерчивания.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие №29.Вычерчивание с использованием САПР условных

ПК 1.1

10
2

ПК 1.3

графических изображений элементов зданий и санитарно-технического

ОК 01

оборудования (в соответствии с требованиями нормативно-технической

ОК 02

документации на оформление строительных чертежей).

ОК 03

Практическое занятие №30.Вычерчивание планов этажей зданий с использованием

2

ОК 10

САПР (в соответствии с требованиями нормативно-технической документации на
оформление строительных чертежей).
Практическое занятие №31.Вычерчивание фасадов зданий с использованием САПР
(в

соответствии с требованиями нормативно-технической документации на

оформление строительных чертежей).

ОК 09

2

Практическое занятие №32.Вычерчивание разрезов зданий с использованием САПР
(в

2

соответствии с требованиями нормативно-технической документации на

оформление строительных чертежей).
Практическое занятие №33.Вычерчивание с использованием САПР чертежей

2

строительных узлов и сечений (в соответствии с требованиями нормативнотехнической документации на оформление строительных чертежей).
Самостоятельная работа обучающихся.

2

Выполнение и оформление самостоятельных графических работ и подготовка к их
защите. Рекомендуемая тематика:
1. Вычертить с использованием САПР планы и разрезы производственных зданий.
2. Вычертить с использованием САПР архитектурные узлы зданий.
Тема 4.2
Чертежи
строительных
конструкций

Содержание учебного материала

2

Виды чертежей строительных конструкций, назначение, применение. Маркировка.
Особенности оформления и выполнения. Масштабы. Условные графические
изображения и обозначения, применяемые в чертежах строительных конструкций,
требования ГОСТов СПДС.
В том числе, практических занятий

4

Практическое занятие №34. Выполнение с использованием САПР чертежей

2

железобетонных изделий с выводом на печать (в соответствии с требованиями к
изготовлению рабочих строительных чертежей).

ПК 1.1
ПК 1.3
ОК 01
ОК 02

2

Практическое занятие №35. Выполнение с использованием САПР чертежей

ОК 09

металлических конструкций с выводом на печать (в соответствии с требованиями к

ОК 10

изготовлению рабочих строительных чертежей).
Самостоятельная работа обучающихся.

2

Выполнение и оформление самостоятельных графических работ и подготовка к их
защите. Рекомендуемая тематика:
1. Вычертить с использованием САПР схемы армирования элементов

железобетонных конструкций.
2. Вычертить с использованием САПР условных обозначений на чертежах

железобетонных изделий и металлических конструкций.
Промежуточная аттестация
Всего:

ОК 03

1
124

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено
следующее специальное помещение:
Кабинет «Инженерная графика», оснащенный оборудованием:
-

персональными

компьютерами

со

специализированным

программным

обеспечением по количеству обучающихся;
- объемными моделями геометрических тел, деталей;
- чертежными инструментами: линейками, треугольниками с углами 30º,90º,60º и
45º, 90º, 45º, транспортирами, циркулями;
- рабочим местом преподавателя, оборудованным персональным компьютером с
лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам
программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- сканером;
- принтером,
а также техническими средствами обучения:
- оборудованием для электронных презентаций (мультимедиапроектором).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые
для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
Основные источники:
1. Жарков, Н.В. AutoCAD 2017. Официальная русская версия. Эффективный
самоучитель / Н.В. Жарков. - СПб.: Наука и техника, 2017 - 624с.: ил.
2. Муравьев, С.Н. Инженерная графика: учебник / С.Н.

Муравьев, Ф.И. Пуйческу,

Н.А.Чванова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-320с.: ил.
3. Скобелева И.Ю., Ширшова И.А., Гареева Л.В., Князьков В.В. Инженерная графика
:учеб. пособие / И.Ю. Скобелева[и др.]; НГТУ им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород,
2013.–189с.

4.

Томилова, С.В. Инженерная графика. Строительство: учебник / С.В. Томилова. - М.:

Издательский центр «Академия», 2015. - 336 с.
Томилова, С.В. Инженерная графика в строительстве. Практикум: учебное

5.

пособие для студ. учреждений СПО / С.В. Томилова.- М.: Издательский центр «Академия»,
2014. - 208 с.
Томилова, С.В. Начертательная геометрия. Строительство: учебник / С.В.

6.

Томилова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 288 с.
Феофанов А.Н. Чтение рабочих чертежей: учебное пособие/

7.

А.Н.Феофанов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 80с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.

Информационная система МЕГАНОРМ [Электронный ресурс]— Режим

доступа http://meganorm.ru/

2.

Каталог государственных стандартов [Электронный ресурс]— Режим доступа

: http://www.stroyinf.ru/

3.

Инженерная и компьютерная графика [Электронный ресурс] : учебник и практикум

для СПО / Р. Р. Анамова [и др.] ; под общ. ред. Р. Р. Анамовой, С. А. Леонову, Н. В.
Пшеничнову. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 246 с. — (Серия : Профессиональное
образование).]— Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5B481506-75BC-4E43-94EE23D496178568.

4. Инженерная графика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ И.Ю. Скобелева [и
др.].— Электрон. текстовые данные.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.— 300 c. Режим
доступа: http://www.iprbookshop.ru/58932.html.— ЭБС «IPRbooks»

5.

Чекмарев, А. А. Черчение. Справочник [Электронный ресурс]: учебное пособие для

СПО / А. А. Чекмарев, В. К. Осипов. — 9-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт,
2018. — 359 с.]— Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/956EDCB9-657E-49E0-B0CAE3DB1931D0A3.

6.

Чекмарев, А. А. Начертательная геометрия [Электронный ресурс] : учебник для

СПО / А. А. Чекмарев. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 166 с. —Режим доступа :
www.biblio-online.ru/book/B8402B9B-0643-4D71-A23D-6D2348D09F24.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

- начертания и
назначение линий на
чертежах;
- типы шрифтов и их
параметры;

- правила нанесения размеров на чертежах;

- рациональные способы
геометрических
построений;

демонстрирует знание различных типов
линий, их назначение и правила их
начертания;
подбирает толщину линий в зависимости
от величины, сложности изображения и
назначения чертежа;
подбирает твердость грифеля карандаша
для обеспечения четкости линий;
подбирает твердость карандашной вставки
циркуля для обеспечения одинаковой
толщины линии окружности и линий,
проведенных с помощью линейки
(рейсшины, угольника).
демонстрирует знание типов и размеров
шрифтов, соотношение размеров букв и
цифр, расстояний между буквами,
словами и строками в зависимости от
размера шрифта;
демонстрирует знания конструкций и
размеры элементов букв и цифр;
вычерчивает вспомогательную сетку для
написания текста;
применяет упрощенный способ
разметки вспомогательной сетке;
демонстрирует знания
последовательности обводки букв и цифр
написанного текста.
демонстрирует знание правил нанесения
линейных, угловых
размеров,
размеров длин дуг окружностей, размеров
квадратов, фасок на чертежах;
демонстрирует знания знаков диаметра и
радиуса и правила их нанесения; способы
нанесения
размерного числа при
различных положениях размерных линий,
в том числе ,при различных наклонах
размерных линий;
демонстрирует знания единиц измерения
размеров на чертежах;
демонстрирует знания
видов стрелок,
их размеров, правил вычерчивания
размерных и выносных линий.
демонстрирует знание геометрических
построений прямых, уклонов, конусности,
углов; способы деления окружности на

-устный опрос;

-опрос по индивидуальным заданиям;
-письменный опрос;
-письменная проверка;
-тестирование;
-самоконтроль;
-взаимопроверка
Экспертная оценка по
результатам
наблюдения за
деятельностью
студента в процессе
освоения учебной
дисциплины

законы, методы и
приемы проекционного
черчения;

способы изображения
предметов и расположение их на чертеже;

графические обозначения материалов;

основные правила
разработки, оформления
и чтения
конструкторской
документации;

конгруэнтные дуги; сопряжения прямых
линий, окружностей и дуг, прямой и дуг
окружностей.
выбирает
соответствующие
способы и методы проекционного
черчения
при выполнении
практических заданий; демонстрирует
знания сущности методов и аргументирует
сделанный выбор при защите
графических работ;
выполняет чертеж в проекционной связи;
определяет и строит необходимое
количество разрезов и сечений на
чертежах;
строит аксонометрические проекции по
данным ортогональным проекциям с
вырезом ¼ части; выполняет штриховку на
разрезах в ортогональных и
аксонометрических проекциях.
выбирает способ изображения детали в
зависимости от сложности внешней и
внутренней ее формы;
выбирает число изображений (видов,
разрезов, сечений), исходя из того, что
число изображений должно быть
минимальным, но дающим полное
представление о детали;
выбирает главный вид детали, и его
расположение на чертеже;
демонстрирует
знания правил
расположения дополнительных, местных
видов, выносных элементов, вынесенных и
наложенных сечений, а также разрезов на
чертежах.
демонстрирует знания графических
обозначений материалов в сечениях и на
фасадах, а также правила нанесения их на
чертежи;
демонстрирует знания особенностей
штриховки узких и длинных площадей
сечений, а также сечений незначительной
площади, встречающихся в строительных
чертежах;
демонстрирует знания штриховки на
больших площадях сечений.
аргументирует последовательность
выполнения чертежей; представляет
формы и назначение
отдельных элементов детали: отверстий,
канавок, выступов и т. д.,
определяет назначения детали и ее работу;

требования стандартов
ЕСКД и СПДС по
оформлению
строительных чертежей.
-технологии выполнения
чертежей с
использованием системы
автоматизированного
проектирования;

оформлять и читать
чертежи деталей,
конструкций, схем,
спецификаций по
специальности;

выполнять
геометрические
построения;

выполнять графические
изображения
пространственных
образов в ручной и
машинной графике;

разрабатывать
комплексные чертежи с
использованием системы
автоматизированного
проектирования;

демонстрирует навыки чтения чертежей.
демонстрирует правильный
выбор
соответствующих стандартов для
выполнения и оформления строительных
чертежей различного типа; соблюдает
требования нормативной документации.
демонстрирует знания технологии
выполнения чертежей в графической
системе AutoCAD; порядка выбора
соответствующих команд построения и
редактирования чертежей; организации
рабочего поля системы, собственных
панелей
инструментов
и
инструментальных палитр
для
эффективной и рациональной работы по
созданию чертежей.
Уметь:
читает чертежи:
понимает,
распознаёт созданные
изображения деталей, конструкций, схем;
определяет их конструктивные элементы,
размеры и другие параметры;
читает спецификации.

выполняет различные геометрические
построения, включающие построения
прямых, уклонов, конусности, углов при
помощи угольников, линейки, циркуля, а
также правильных многоугольников,
делением окружности на равные части
рациональными приёмами
владеет
технологией построения
различных геометрических форм,
подбирает чертёжные инструменты,
при выполнении упражнений и
практических работ, владеет командами
панелей инструментов САПР (AutoCAD),
ищет наиболее рациональное их
использование.
соблюдает проекционную связь при
построении видов;
анализирует предмет (деталь) с целью
построения необходимых разрезов и
сечений;
вычерчивает детали с указанием линий
сечения, необходимых обозначений и
надписей; демонстрирует рациональные

оценкавыполнения
практических работ
оценка выполнения самостоятельной работы.
экспертная оценка по
результатам наблюдения
за деятельностью
студента в процессе
освоения учебной
дисциплины

выполнять изображения
резьбовых соединений;
выполнять эскизы и
рабочие чертежи;

пользоваться
нормативнотехнической
документацией при
выполнении и
оформлении
строительных чертежей;

выполнять и оформлять
рабочие строительные
чертежи

приёмы работы при создании чертежей в
графической системе автоматизированного
проектирования AutoCAD, соблюдает
последовательность выполнения команд
панелей инструментов в AutoCAD.
выполняет чертежи стандартизированных
крепежных резьбовых деталей,
упрощенные и условные изображения и
обозначения разъемных соединений.
владеет техникой работы от руки, без
чертежных инструментов; пользуется
измерительными инструментами для
обмера деталей; определяет
пропорциональности частей детали на
глаз; выполняет рабочие чертежи детали
по эскизу, снятому с натуры.
демонстрирует
применение
соответствующих стандартов при создании
и оформлении строительных чертежей.
Соблюдает требования ГОСТ ЕСКД и
СПДС в отношении параметров
применяемых линий чертежа, шрифта,
размеров форматов, основных надписей,
обозначений сечений и разрезов;
графических обозначений строительных
материалов в сечениях.
владеет технологией создания и
оформления рабочих строительных
чертежей в соответствии с требованиями
стандартов Единой
системы
конструкторской документации и
Системой проектной документации для
строительства; выполняет необходимые
поясняющие надписи для изображений,
текстовые разъяснения, таблицы и другие
пояснительные элементы; правильно
заполняет основную надпись чертежа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».