СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Пояснительная записка .........................................................................................................3
1. Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………….. 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины.............................................................. 8
3. Условия реализации учебного предмета ........................................................................ 19
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
…
21
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.10 «Основы безопасности
и защита Родины» предназначена для изучения в ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум им. В.Н. Толстова» реализующем образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ОПОП ППКРС СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.08 «Слесарь
по ремонту строительных машин». ОУД.10 Основы безопасности и защита Родины
изучается как базовая общая учебная дисциплина в общеобразовательном цикле
ОПОП СПО по программе ППКРС по профессии СПО
23.01.08 Слесарь по ремонту
строительных машин технологического профиля в объеме 68 часов.
Программа разработана на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г.
№ 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
среднего полного общего образования»
- приказа Минпросвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего
образования»;
- приказа Минпросвещения Российской Федерации от 26.08.2022. № 774
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту
строительных машин
- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Основы
безопасности и защиты Родины» для профессиональных образовательных организаций
одобренной на заседании Педагогического совета ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом № 17 от
«18» июня 2024 года;
- рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический
техникум имени В.Н. Толстова»;
- учебным планом программы подготовки квалифицированных рабочих и
служащих по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Изучение учебной дисциплины ОУД.10 Основы безопасности и защита Родины
завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦЦИПЛИНЫ
ОУД.10 Основы безопасности и защита Родины
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки квалифицированных
рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по
ремонту строительных машин, входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ОПОП: учебная дисциплина является
базовой и входит в группу общеобразовательных дисциплин среднего общего образования
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины.
Формирование компетенций в части овладения содержанием общеобразовательной
дисциплины «Основы безопасности и защиты Родины», формирование ценностей, освоение
знаний и умений, обеспечивающих готовность к выполнению Конституционного долга по
защите Отечества и достижение базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности.
1.4 Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 1; ОК 2; ОК 3; ОК
4; ОК 6; ОК 7; ОК 8 и ПК, представленных в актуализированных ФГОС СПО по профессии.
Освоение учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 8
ЛР
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию
традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный
к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
10
ЛР
12
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье,
ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими
детьми и их финансового содержания
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
Объём ОП обучающегося - 68 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –68 часов;
в том числе в форме практической подготовки - 35 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
68
68
20
2
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.10 «Основы безопасности и защита Родины»
Наименование разделов
тем
1
Тема 1.1 заимодействие
личности, общества и
государства в
обеспечении
национальной
безопасности
Тема 2.1. Основные
виды тактических
действийвойск
Тема 2.2. Строевая
подготовка
Тема 2.3. Виды, назначение
и тактико- технические
характеристики
современного стрелкового
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся,
часов
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
3
Раздел 1 Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
2
1 Содержание учебного материала
1
Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения
национальной безопасности. Принципы обеспечения национальной
безопасности. Реализациянациональных приоритетов как условие
обеспечениянациональной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации. Роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности. Роль личности, общества и
государства в предупреждении
противоправной
деятельности
Государственная и общественная безопасность
2 Практическое занятие 1 Роль личности, общества и государства в
1
предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оборона страны
как обязательное условие благополучного развития страны
Раздел 2 Основы военной подготовки
19
3 Содержание учебного материала Основы общевойскового боя. Основные
1
понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр). Виды маневра.
4 Содержание учебного материала Походный, предбоевой и боевой
1
порядок действия подразделений. Оборона, ее задачи и принципы.
Наступление:задачи и способы
Практическое занятие 2. Строевые приемы и движение без оружия
5
1
(строевая подготовка)
6
Практическое занятие 2. Строевые приемы и движение без оружия
1
(строевая подготовка)
7
Содержание учебного материала:
1
Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного
стрелкового оружия.
8
Содержание учебного материала:
1
Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Уровень
освоения
4
ОК.1-7, ПК.1.1
ОК.1-7, ПК.1.1
ОК.1-7, ПК.1.1
ОК.1-7, ПК.1.1,
оружия.
9
10
Тема 2.4. Беспилотные
летательные аппараты
(БПЛА)
11
12
13
Тема 2.5. Оружие
массового поражения
14
15
16
17
Требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности
вовремя стрельб и тренировок. Правила безопасного обращения с оружием.
Практическое занятие 3.
Огневая подготовка Изучение условий выполнения упражнения начальных
стрельб из стрелкового оружия. Способы удержания оружия и
правильность прицеливания.
Практическое занятие 3.
. Назначениеи тактико-технические характеристики современных видов.
стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и тенденции развития
современного стрелкового оружия
Содержание учебного материала: Беспилотные летательные аппараты
(БПЛА) – эффективное средство в условиях военных действий. История
возникновения и развития радиотехнических комплексов.Виды,
предназначение, тактико-технические характеристики иобщее устройство
БПЛА. Конструктивные особенности БПЛА квадрокоптерного типа.
Сезонные изменения тактическихсвойств местности. Шанцевый
инструмент, его назначение,применение и сбережение. Порядок
оборудования позицииотделения. Назначение, размеры и
последовательностьоборудования окопа для стрелка.
Практическое занятие 4. Свойства местности и их применение в военном
деле. Виды укрытий и убежищ
Содержание учебного материала:
Понятие оружия массового поражения Оружие массового поражения
(радиационная, химическая биологическая защита).
Содержание учебного материала: История его развития, примеры
применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных
взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и классификация.
Внешние признаки применения бактериологического (биологического)
оружия.Зажигательное оружие и способы защиты от него
Практическое занятие 5
Алгоритм действий при применении противником оружиямассового
поражения
Практическое занятие 5
Алгоритм действий при применении противником оружия массового
поражения
1
1
1
ОК.1-7, ПК.1.1,
1
1
1
1
1
1
ОК.1-7, ПК.1.1,
Тема 2.6. Особенности
прохождения военной
службы.
18
19
20
Содержание учебного материала: Особенности прохождения службы по
призыву, освоение военно-учетных специальностей. Особенности
прохождения службы по контракту. Организация подготовки офицерских
кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации,
Содержание учебного материала: Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствии. Военно-учебные заведение и военно- учебные центры
Практическое занятие 6. Первая помощь на поле боя
21 Практическое занятие 6. Первая помощь на поле боя
Раздел 3 Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
22 Содержание учебного материала
Тема 3.1 Современные
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
представления о
общества, государства. Соотношение понятий «опасность»,
культуре безопасности
«безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная
ситуация», «чрезвычайная ситуация». Общие принципы (правила)
безопасного поведения. Индивидуальный, групповой, общественногосударственныйуровни решения задачи обеспечения безопасности.
23 Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасноеповедение».
Влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие. Действия, позволяющие предвидеть опасность. Действия,
позволяющие избежать
24 Практическое занятие 7 Риск-ориентированный подход кобеспечению
безопасности личности, общества, государства
25 Практическое занятие 7 Риск-ориентированный подход кобеспечению
безопасности личности, общества, государства
Раздел 4 Безопасность в быту
26 Содержание учебного материала
Тема 4.1. Источники
опасности в быту.
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила
безопасного поведения. Защита прав потребителя.
27 Содержание учебного материала
Правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых отравлений. Порядок действий в
экстренных случаях. Предупреждение бытовых травм.
1
ОК.1-7, ПК.1.1,
1
1
1
4
1
ОК.1-7, ПК.1.1,
1
1
1
5
1
1
ОК.1-7, ПК.1.1,
Содержание учебного материала
Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое). Основные правила
безопасного поведения при обращении с газовыми и электрическими
приборами. Последствия электротравмы. Основные правила пожарной
безопасности в быту
29
Практическое занятие 8. Безопасное поведение в местахобщего
пользования
30
9. Контрольная работа
Раздел 5 Безопасность на транспорте
31
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
История появления правил дорожного движения и причины их
Безопасность
изменчивости. Риск-ориентированный подход к обеспечению
дорожного движения
безопасности на транспорте. Безопасность пешехода в разных условиях
(движение по обочине; движение в темное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности).
32
Содержание учебного материала
Взаимосвязь безопасности водителя ипассажира. Правила безопасного
поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе. Ответственность
водителя. Ответственность пассажира. Представления о знаниях и
навыках, необходимых водителю. Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях разного характера (при отсутствии
пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания; с большим количеством участников)
33
Практическое занятие 9. Безопасное поведение на разныхвидах
транспорта.
Раздел 6 Безопасность в общественных местах
Содержание учебного материала
34
Тема 6.1. Источники
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии. Криминальные
опасности и безопасность
ситуации в общественных местах. Правила безопасного поведения.
вобщественных местах
Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. Порядок действий
в случаях, когдапотерялся человек (ребенок; взрослый; пожилой человек;
человек с ментальными расстройствами). Порядок действий в ситуации,
если вы обнаружили потерявшегося человека
28
1
1
1
3
1
ОК.1-7, ПК.1.1,
1
1
4
1
ОК.1-7, ПК.1.1
Содержание учебного материала
. Порядок действий в случаях, когдапотерялся человек (ребенок; взрослый;
пожилой человек; человек с ментальными расстройствами). Порядок
действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека
36
Практическое занятие 10 Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или совершении террористического акта
37
Практическое занятие 10 Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или совершении террористического акта
Раздел 7 Безопасность в природной среде
38
Тема 7.1. Безопасность в
Содержание учебного материала
природной среде.
Отдых на природе. Источники опасности в природной среде. Основные
правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах. Общие
правила безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в
лыжном походе.
39
Содержание учебного материала
Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности
обеспечения безопасности в горном походе. Ориентирование на
местности. Карты, традиционные и современные средства навигации
(компас, GPS)
40
Практическое
занятие
11.
Выживание в
автономных
условиях
41
Практическое
занятие
11.
Выживание в
автономных
условиях
42
Содержание учебного материала
Тема 7.2. Природные
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правилаповедения в
чрезвычайные ситуации
природных чрезвычайных ситуациях. Природныепожары. Последствия
природных пожаров для людей иокружающей среды.
43
Содержание учебного материала
. Последствия чрезвычайных ситуаций, вызванных опасными
геологическими, гидрологическими метеорологическими явлениями и
процессами. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий. Правила безопасного поведения.
44
Практическое занятие 12. Экологическая грамотность и разумное
природопользование
45
Практическое занятие 12. Экологическая грамотность и разумное
35
1
1
1
8
1
ОК.1-7, ПК.1.1
1
1
1
1
1
1
1
ОК.1-7, ПК.1.1
природопользование
Раздел 8 Безопасность в социуме
46
Тема 8.1. Общение в
Содержание учебного материала
жизни человека.
Определение понятия «общение». Навыки конструктивногообщения.
Межличностное общение,
Общие представления о понятиях «социальнаягруппа», «большая группа»,
общение вгруппе
«малая группа». Межличностное общение, общение в группе,
межгрупповое общение(взаимодействие). Особенности общения в группе.
Психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в
группе. Групповые нормы и ценности.
47
Содержание учебного материала
Коллектив как социальная группа. Психологические закономерности в
группе. Способы психологического воздействия. Психологическое
влияние в малой группе. Положительные и отрицательные стороны
конформизма. Эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению
как основа коммуникации. Убеждающая коммуникация. Манипуляция в
общении. Цели, технологии и способы противодействия. Психологическое
влияние на большие группы. Механизмы влияния: заражение;
убеждение; внушение; подражание. Деструктивные и псевдопсихологические технологии
48 Практическое
занятие
13.
Конфликты и
способы
ихразрешения
Раздел 9 Безопасность в информационном пространстве
49 Содержание учебного материала
Тема 9.1. Безопасность в
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на
цифровой среде
жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая
зависимость», ее признаки и последствия. Опасности и риски цифровой
среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, фишинг, правила
защиты от мошенников. Правила безопасного использования устройств и
программ.Поведенческие опасности в цифровой среде и их причины.
Опасные персоны, имитация близких социальных отношений.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества
50 Содержание учебного материала
Вербовка, манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива.
Профилактика ипротиводействие вовлечению в деструктивные
3
1
ОК.1-7, ПК.1.1
1
1
4
1
1
ОК.1-7, ПК.1.1
сообщества. Правила коммуникации в цифровой среде. Достоверность
информации в цифровой среде. Источники информации.Проверка на
достоверность. «Информационный пузырь»,манипуляция сознанием,
пропаганда. Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы.
Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков. Правила и
инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений.
51
Практическое занятие 14. Безопасная коммуникация вцифровой среде.
52
Практическое занятие 14. Безопасная коммуникация вцифровой среде.
Раздел 10 Основы противодействия экстремизму и терроризму
Содержание учебного материала
53
Тема 10.1 Экстремизм и
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества.
терроризм как угроза
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты
устойчивого развития
проявления экстремизма, возможные последствия.
Преступления
общества
террористическойнаправленности, их цель, причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие
вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность.
Содержание учебного материала
54
Противодействиеэкстремизму и терроризму. Правовые основы
противодействияэкстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы. Права и обязанности граждан и
общественных организаций в области противодействия экстремизму и
терроризму
55
Практическое занятие 15. Правила безопасного поведенияпри угрозе и
совершении террористического акта.
Раздел 11 Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Содержание учебного материала
56
Тема 11.1. Факторы,
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
влияющие на здоровье
«лечение», «профилактика». Биологические, социально-экономические,
человека. Здоровый образ
экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на
жизни
здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание,
физическая активность. Психическое здоровье ипсихологическое
благополучие. Критерии психического здоровья и психологического
благополучия. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье. и
психологическое благополучие.
1
1
3
1
ОК.1-7, ПК.1.1
1
1
11
1
ОК.1-7, ПК.1.1
57
Тема 11.2. Первая помощь
пострадавшему: оказание
первой помощи при
наружных кровотечениях и
травмах
58
59
60
61
Тема 11.3. Первая помощь 62
пострадавшему:оказание
первой помощи при
отсутствии сознания,
остановкедыхания и
кровообращения
63
Содержание учебного материала
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию).
Меры,направленные на сохранение и укрепление психического здоровья
Практическое занятие 16. Инфекционные и неинфекционныезаболевания.
Содержание учебного материала
Первая помощь. Нормативно-правовая база оказания первой помощи.
Состояния, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия первой
помощи. Универсальный алгоритм оказания первой помощи. Способы
временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие
артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану, наложение давящей повязки
Содержание учебного материала Особенности оказания первой помощи
при травмах головы, глаза и носа, шеи, груди. Основные проявления
травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди,
наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Травмы живота и
таза, позвоночника, конечностей, оказание первой помощи.
Практическое занятие 17. Оказание первой помощи при наружных
кровотечениях и травмах.
Содержание учебного материала Оказание первой помощи при
отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. Основные
признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и
кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения
у пострадавшего. Современный алгоритм проведения сердечно-легочной
реанимации (СЛР). Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении
реанимационных мероприятий. Показания к прекращению СЛР.
Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР.
Содержание учебного материала
Особенности СЛР у детей Порядок оказания первой помощи при
частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных
путей, вызванноминородным телом у пострадавших в сознании, без
сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему,
беременной женщине, ребёнку.
1
1
1
ОК.1-7, ПК.1.1
1
1
1
1
ОК.1-7, ПК.1.1
64
Тема 11.4 Оказание первой 65
помощипри ожогах,
отравлениях,
отморожениях
66
67
68
Итого
Практическое занятие 19. Проведение сердечно-легочной реанимации.
Содержание учебного материала
Виды ожогов, их признаки. Перегревание, факторы,способствующие его
развитию Основные проявления, оказание первой помощи.
Психологическая поддержка. Общие принципы общения с
пострадавшими. Способы самопомощи в экстремальныхситуациях.
Содержание учебного материала Основные проявленияпереохлаждения,
отморожения, оказание первой помощи Отравления, пути попадания ядов в
организм.
Оказание первой помощи при попадании отравляющих веществ в
организмчерез дыхательные пути, пищеварительный тракт, кожу.
Дифференцированный зачет
Итого:
1
1
1
1
1
68
ОК.1-7, ПК.1.1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Требования
к
минимальному
материально-техническому
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения: реализация программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета Основы безопасности и защиты Родины / Безопасность жизнедеятельности.
Эффективность преподавания курса «Основы безопасности и защиты Родины» зависит
от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется
особенностями курса, в первую очередь, его многопрофильностью и практической
направленностью. Материально-техническое обеспечение кабинета ОБЗР включает:
нормативные документы (в актуальной редакции); плакаты/стенды; технические средства
обучения; специальные технические средства (модели). Кроме того, необходимо наличие
площадок для практических занятий. Учебно-методическое обеспечение реализации
программы должно соответствовать действующему законодательству.
3.1. Нормативные документы в актуальной редакции:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
- Федеральный закон «О гражданской обороне»
- Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера»
- Федеральный закон «О пожарной безопасности»
- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
- Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
- Федеральный закон «О противодействии терроризму»
3.2. Плакаты/стенды:
Стенд с изображением Государственной символики Российской Федерации;
-
Комплект демонстрационных учебных таблиц по предметной области (например,
действия населения при авариях и катастрофах; гражданская оборона и защита от
чрезвычайных ситуаций; правила оказания первой помощи; правила поведения в ЧС
природного и техногенного характера; противодействие терроризму и экстремизму;
умей действовать при пожаре; действия населения при стихийных бедствиях; иные,
связанные с различными тематиками дисциплин ОБЗР/БЖ)
3.3. Технические средства обучения:
Персональный
компьютер
(лицензионное
программное
обеспечение,
образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное
обеспечение для цифровой лаборатории);
-
-
Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный
(программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте);
Выход в локальную сеть
3.4. Специальные технические средства. Модели
Система хранения тренажеров;
-
Сейф оружейный;
16
-
Цифровая лаборатория по основам безопасности жизнедеятельности;
-
Мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки;
-
Дозиметр;
-
Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей;
-
Защитный костюм;
-
Измеритель электропроводности, кислотности и температуры;
-
Компас-азимут;
-
Противогаз взрослый, фильтрующе-поглощающий;
-
Самоспасатель фильтрующий и изолирующий (СПИ-20, СПФ и т.д.)
-
Респиратор;
-
Макет гранат Ф-1 и РДГ-5;
-
Комплект массо-габаритных моделей оружия;
-
Магазин к автомату Калашникова с учебными патронами;
-
Стрелковый тренажер;
-
Макет простейшего укрытия в разрезе;
-
Макет БПЛА;
-
Тренажер для оказания первой помощи на месте происшествия;
-
Имитаторы ранений и поражений для тренажера-менекена;
-
Тренажер для освоения навыков сердечно-легочной реанимации взрослого и ребенка;
-
Образцы первичных средств пожаротушения, огнетушителей;
-
Лабораторно-технологическое оборудование для оказания первой помощи
(дыхательная трубка (воздуховод), гипотермический пакет, индивидуальный
перевязочный пакет, индивидуальный противохимический пакет, бинт марлевый
медицинский нестерильный, вата медицинская компрессная, косынка медицинская
(перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая
стерильная, булавка безопасная, жгут кровоостанавливающий эластичный, комплект
шин складных средний, шины проволочные (лестничные) для ног и рук, носилки
санитарные, лямка медицинская носилочная, пипетка, термометр электронный для
измерения температуры тела, иное);
3.5. Площадки для практических занятий:
Военизированная полоса препятствий в соответствии с требованиями начальной
военной подготовки или элементы полосы препятствий;
17
-
Площадка для занятий строевой подготовкой при проведении учебных сборов и в
рамках практических занятий;
3.6.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А.Прокопенко: Издательский центр
«Академия», 2020. — 279 с.
Дополнительные источники:
1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. — 7-е изд.,
стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 288 с
2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций: учебное пособие
/ В.Ю. Микрюков. - М.: КНОРУС (Конспект лекций).
3. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник/ В.Ю. Микрюков. - 2-е издание.,
испр. Доп.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. -384 с.:ил.- (Профессиональное образование).
Для преподавателей:
Основная:
1. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для студ.
Учреждений сред. Проф. Образования / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. — 3-е изд., стер. М.: Издательский центр
«Академия», 2017. — 368 с.
Дополнительная:
1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. — 7-е изд.,
стер, - М.: Издательский центр «Академия», 2016. — 288 с
2.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций: учебное пособие / В.Ю.
Микрюков. - М.: КНОРУС (Конспект лекций).
3.
Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник/ В.Ю. Микрюков. - 2-е издание., испр.
Доп.-М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. -384 с.:ил.- (Профессиональное образование).
4. В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс»,
Москва. Издательский центр «Просвещение», 2022 год.
5.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных
федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №
6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. —2009, —№ 4, —Ст. 445.
18
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты, усвоенные знания и
приобретенные студентами умения, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций.
Общая/профессиональна
я компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
Раздел/Тема
Тип оценочных
мероприятий
Р 1, Тема 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.3;
Р 4, Тема 4.1;
Р 6, Тема 6.2;
Р 11, Тема 11.2;
ПМ Р1
Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3
Р 11, Темы: 11.2; 11.3;
ПМ Р1
Р 1, Темы: 1.1; 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 5, Тема 5.2;
Р 8, Тема 8.1;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Тема 11.1;
ПМ Р1; Р3
- Кейс-задание;
– Старт-задание;
Фронтальный
опрос;
- Задание-исследование;
- Задание-эксперимент;
– Тест-задание;
- Ситуационные задачи
- Выполнение заданий на
дифференцированном
зачете
Р 4, Тема 4.2;
Р 5, Тема 5.1;
Р 7, Темы: 7.1; 7.3;
Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.1;
ПМ Р1; Р3
Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
19
российских духовнонравственных ценностей,
в том числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ПК 1.1
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;
ПМ Р1; Р2; Р3
Р 1, Тема 1.1;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Темы: 3.1; 3.2;
Р 4, Темы: 4.1; 4.2;
Р 6, Темы: 6.1;6.2;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.3
ПМ Р1
Р 1, Тема 1.1;
Р 6, Тема 6.1;
Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.2;11.3
ПМ Р2; Р3
20