СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«ОГСЭ.05 Психология общения»
1.1 Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по специальности
43.02.15 «Поварское и кондитерское дело».
1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в группу дисциплин цикла общих гуманитарных социальноэкономических дисциплин ОГСЭ.05 Психология общения.
1.3 Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:
Код ОК
Умения
Знания
ОК 01 - ОК 07.
- применять техники и
- цели, функции, виды и уровни
приемы
эффективного
общения;
ОК 09 - ОК 11.
общения
в
- техники и приемы общения,
профессиональной
правила слушания, ведения беседы,
деятельности;
убеждения;
- использовать приемы
- механизмы взаимопонимания в
саморегуляции
общении;
поведения в процессе
- вербальные и невербальные
межличностного
средства общения.
общения.
взаимосвязь общения и
деятельности
роли и ролевые ожидания в
общении
виды социальных взаимодействий
этические принципы общения
источники, причины, виды и
способыразрешения конфликтов.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум»:
ЛР1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Л Р2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций.
ЛР3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально- опасное
поведение окружающих.
ЛР4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
ЛР7Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
и чужую уникальность в различныхситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению,
преумножению и трансляции
ЛР11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
ЛР12 Применяющий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятные насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа
от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов
В том числе:
В форме практической подготовки- 20 часов;
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем 36 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
36
вт.ч. в форме практической подготовки
20
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
36
втомчисле:
лабораторные работы
-
практические занятия
20
контрольные работы
-
курсовые работы (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
-
1.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельностиобучающихся
Объем
часов
1
2
3
Раздел 1. Теоретические основы изучения общения в психологии
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
1.Предмет и задачи психологии общения как отрасли психологической
Методологические и
науки.
логические основы психологии 2.Речь
как
важнейшее
средство
общения.
Виды
речи.
общения
Психофизиологические основы речи.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №1: Составление древа понятия «общение»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. 2.
Содержание учебного материала
3.Этика общечеловеческая и этика профессиональная. Формирование
Психологическая структура и профессиональной этики.
функции общения.
4.Использование средств общения в процессе социальнопедагогической деятельности.
5.Психологическая структура восприятия человека человеком:
восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными
характеристиками индивида и интерпретация на этой основе их
поступков.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №2: Семинарское занятие «Общение как
инструмент современного специалиста»
Практическое занятие №3: Нейтрализация стереотипов общения
Самостоятельная работа обучающихся
10
4
1
1
2
2
7
1
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
1
1
4
2
2
-
Раздел 2. Психологические особенности делового общения
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
6.Культура поведения как форма общения людей, их поступки,
Культура поведения и этика
основанные на нравственности, этическом вкусе и соблюдении
делового общения
определенных норм и правил.
7.Единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти
нравственную линию поведения в нестандартной, экстремальной
ситуации.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
8.Речевой этикет - правило речевого поведения в обществе. Деловая
Речевой этикет или этика
риторика и ее значимость для эффективности деловых отношений.
делового красноречия
9.Виды речевого воздействия и специфические требования этики,
предъявляемые к каждому виду (выступлению на общем собрании,
совещании, участию в деловой беседе и пр.). Стиль делового речевого
воздействия и этикет.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4.Составление плана публичного выступления
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
10.Практические рекомендации и нормы делового этикета в
Психологические осоотношении телефонного разговора.
бенности делового теле11. Методы достижения результативности телефонного делового
фонного разговора и
разговора в рамках этикета.
письменного делового
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
общения
Практическое занятие №5: Деловая игра «Этикет телефонного
разговора»
Практическое занятие №6: Составление текста делового письма
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Коммуникации в процессе организации совместных действий
Тема 3.1
Содержание учебного материала
12
ОК 01 - ОК 07.
1
ОК 09 - ОК 11
1
4
1
ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
1
2
2
6
1
ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
1
4
2
2
8
ОК 01 - ОК 07.
Социально- психологическая
харак-теристика конфликтов
12.Типология конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
Стратегии и алгоритмразрешения конфликтов. Психологическая коррекция
конфликтного общения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №7: Психотренинг «Конструктивный конфликт»
Практическое занятие №8: Психотренинг «Развитие уверенности в себе»
Самостоятельная работа обучающихся
13.Разделы психологии, изучающие невербальные средства
общения. Кинесика. Экстралингвистика и паралингвистика.
Такесика. Проксемика. Значение взгляда в общении. Мимика как
средство общения. Пантомимика. Виды жестов и поз.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №9: Психотренинг «Мимика как средство
общения.»
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Верификация ложной информации в процессе общения
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
14.Определение и основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение
Определение и психоло(ложь). Причины негативного искажения информации. Признаки
гическая структура лжи
обмана в общении
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №10: Психотренинг «Причины негативного
искажения информации»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
15.Верификация ложной информации по словам; верификация ложной
Верификация ложной
информации по голосу; верификация ложной информации по
информации
пластике; верификация ложной информации по мимике
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
ИТОГО:
1
ОК 09 - ОК 11
4
2
2
1
2
4
ОК 01 - ОК 07.
1
ОК 09 - ОК 11
2
ОК 01 - ОК 07.
1
1
36
ОК 09 - ОК 11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин»:
оснащенный оборудованием:
-посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья);
- рабочее место преподавателя (стол, стул)
техническими средствами обучения:
- демонстрационный комплекс: ноутбук, экран, мультимедиа проектор.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Дополнительные источники:
1.Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум / Г. В.
Бороздина Н. А. Кормнова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с.
2.Коноваленко М. Ю. Психология общения: учебник для СПО / М. Ю. Конова- ленко В. А.
Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 468 с.
3.Корягина Н. А. Психология общения : учебник и практикум для СПО / Н. А. Корягина Н. В.
Антонова С. В. Овсянникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 437 с.
4.Психология общения : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / А. П.
Панфилова. — 2-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 368 с.
5.Панфилова А. П. Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 1 : учебник и прак- тикум для
академического бакалавриата / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под общ. ред. А. П.
Панфиловой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 231 с
6.Социальная психология общения: монография / под общ.ред. А.Л. Свенцицкого. — М:
ИНФРА-М, 2017. — 256 с.
7.Методические рекомендации по практическим работам по учебной дисциплине
«Психология общения»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Знания:
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения; - владеет понятиями
роли и ролевые ожидания в общении;
учебной дисциплины и
виды социальных взаимодействий;
применяет их адекватно
механизмы взаимопонимания в общении; ситуации
техники и приемы общения, правила
слушания, ведения беседы, убеждения;
этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов
приемы саморегуляции в процессе
общения
Умения:
- применять технику и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
описывает техники
убеждения, слушания,
способы разрешения
конфликтных ситуаций
намечает и описывает
приемы саморегуляции.
- демонстрирует владение
техниками и приемам
эффективного общения
Методы оценки
Оценка решений
творческих задач
Тестирование
Анализ ролевых
ситуаций
Оценка результатов
выполнения
практической работы
Оценка решений
творческих задач
использовать приемы саморегуляции
поведения в процессе межличностного
общения
разрешает смоделированные
конфликтные ситуации
демонстрирует владение
приемами саморегуляции
поведения в процессе
межличностного
общения