СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОГСЭ 01. Основы философии» является обязательной частью
общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02, 03, 05, 06, 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 09
ПК.6.1
Ориентироваться в
наиболее общих
философских проблемах
бытия, познания,
ценностей, свободы и
смысла жизни как основах
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста;
выстраивать общение на
основе общечеловеческих
ценностей.
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин
мира;
об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с
развитием и использованием достижений науки, техники
и технологий по выбранному профилю
профессиональной деятельности
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижения обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум»:
Личностные результаты
реализации программы
воспитания(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
Код личностных
результатов реализации
программы воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры.
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 11
1.4Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебная нагрузка обучающихся - 36 часов,
в том числе:
нагрузка во взаимодействии с преподавателем - 36 часа.
практические занятия – 18 часов;
самостоятельная работа обучающегося –
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Учебная нагрузка обучающегося (всего)
36
в том числе в форме практической подготовки
18
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
36
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
18
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
самостоятельная работа студента (всего)
-
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Коды компетенций,
формированию
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
Объем в
которых
разделов и тем
обучающихся
часах
способствует элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Предмет философии и ее история
18
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
Тема 1.1
Содержание учебного материала
3
ОК 06, ОК 09
Основные
1. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии:
понятия
и понятийность, логичность, рефлективность
1
предмет
2. Предмет и определение философии.
философии
Практические занятия
2
Практическое занятие 1. «Философия как учение о разумной и правильной жизни, о
целостности мира, об основных идеях мироустройства. Соотношение философии,
науки, религии и искусства» (семинар).
2
Практическое занятие 2. «Философия как учение о разумной и правильной жизни, о
целостности мира, об основных идеях мироустройства. Соотношение философии,
науки, религии и искусства» (семинар).
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
Содержание учебного материала
6
ОК 06, ОК 09
1. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
2. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон.
3
Аристотель.
Тема 1.2
3. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия
Практические занятия
3
Древнего мира
Практическое
занятие
3.
«Философия
Древней
Индии
и
Древнего
Китая»
и средневековая
(составление сравнительной таблицы)
философия
Практическое занятие 4. «Философские школы Древней Греции» (выполнение
3
тестового задания)
Практическое занятие 5. «Основные отличия философии Древнего Рима и
средневековой европейской философии» (выполнение эссе)
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
Тема 1.3
Содержание учебного материала
4
ОК 06, ОК 09
Философия
1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии
2
Возрождения и Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
2. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
Практические занятия
Практическое занятие 6. «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового
времени» (семинар)
Практическое занятие 7. «Философские идеи в управлении персаналом. Управление
как средство политической манифестации».
Содержание учебного материала
1. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и
экзистенциализм. Философия бессознательного.
2. Особенности русской философии. Русская идея.
Практические занятия
Тема 1.4
Практическое занятие 8. «Основные направления философии ХХ века» (выполнение
Современная
тестового задания).
философия
Практическое занятие 9. «Философия экзистенциализма и психоанализа» (работа с
философским словарем).
Практическое занятие 10. «Основополагающие категории человеческого бытия:
творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть в работах русских философов и
писателей» (выполнение эссе).
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Методы
1.Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные
философии и ее картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная
внутреннее
(Новое время, ХХ век).
строение
2.Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический,
системный, и др. Строение философии и ее основные направления
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Учение о бытии
1. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира.
и
теория
Современные онтологические представления.
познания
2. Пространство, время, причинность, целесообразность.
3. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной
истины.
4. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология
научного познания.
Практические занятия
Практическое занятие 11. «Бытие как совокупная реальность: реальность
Нового времени
2
5
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
3
16
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
6
4
2
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
объективная и субъективная. Проблема их соотношения» (семинар).
Практическое занятие 12. «Фундаментальные характеристики человека:
несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, неопределенность»
(работа со словарями).
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Этика
и 1. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий
социальная
как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное
философия
непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
2. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:
ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия
и глобальные проблемы современности
Практические занятия
Практическое занятие 13. «Философия и глобальные проблемы современности»
(семинар)
Практическое занятие 14. «Основные вопросы социальной философии» (выполнение
тестового задания).
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Место
1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие
философии
в философии от искусства, религии, науки и идеологии.
духовной
2. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
культуре и ее мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной
значение
личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Практические занятия
Практическое занятие 15. «О роли философии в современной архитектуре и
строительстве. Новый взгляд на проблему практичности, красоты и вечности»
(выполнение эссе)
Практическое занятие 16. «Представление и защита моделей прогнозов развития
человеческого общества» (групповая работа)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
4
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2
2
2
4
2
2
2
2
36
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Материально- техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабтнета:
«Социально-экономических дисциплин».
Кабинет «Социально-экономических дисциплин», оснащенный оборудованием: рабочие
места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
необходимая методическая и справочная литература Технические средства
обучения:
Телевизор или мультимедийный проектор с экраном.
Мультимедийные презентации по тематике дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд ГБПОУ РК «Керченский технологический
техникум» имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гордашевская В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д. Гордашевская.
— Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1.
2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. СПО. Москва: Академия,
2020. – 300 с.
3. Основы философии / Б.И. Липский и др. – Москва: Инфра-М, 2021. – 307 с.
4. Основы философии / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – Москва: Форум, 2021. – 480 с..
5. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е.
Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 360 с. — ISBN 978-5-8114-7450-9.
6. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М.
Сидорова. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 480 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-8199-0694-1. - Текст : электронный.
- URL:
https://znanium.com/catalog/product/1844376 (дата обращения: 29.01.2022). – Режим доступа: по
подписке.
2. Гласер М. А. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А.
Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-9139-1. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187650 (дата обращения:
21.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Гордашевская В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д.
Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 21.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
4. Гордашевская, В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д.
Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 03.06.2021). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
5. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410515-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/471085 (дата обращения: 01.11.2021).
6. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 478 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469906 (дата
обращения: 01.11.2021).
7. Светлов, В. А. Основы философии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 339 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407875-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/474407 (дата обращения: 01.11.2021).
8. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00811-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489642 (дата
обращения: 29.01.2022).
3.2.3. Дополнительные издания
Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – Москва: РГ-Пресс, 2021. –
496 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
1. Основные категории и понятия
философии;
2. Роль философии в жизни человека
и общества;
3. Основы философского учения о
бытии.
4.Сущность процесса познания.
5.Основы научной, философской и
религиозной картин мира.
6. Об условиях формирования
личности, свободе и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды.
7. О социальных и этических
проблемах, связанных с развитием
и использованием достижений
науки, техники, технологий.
Умения:
Ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и
смысла жизни как основах
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста.
Критерии оценки
Методы оценки
-Грамотно и аргументированно
- устный опрос;
- аналитическая работа с
использовать категориальный
оригинальными текстами;
философский аппарат;
домашняя работа
-четко и правильно отвечать на
творческого и проблемного
вопросы по основным
характера;
философским проблемам;
-приводить примеры из
- Написание рефератов
собственной практики о
- Тестирование
проблемах, связанных
- Написание философского
расширением научноэссе
технической революции;
-объяснять место научных
философских знаний в
современной жизни и профессии;
-проводить анализ источников
информации и составлять
доклады и выступления
-четко представлять структуру
реферата, эссе, выступления по
основным вопросам философии
-Доходчиво, убедительно,
-устный опрос;
представления
грамотно разъяснять, доказывать -контроль
выполнения
домашних
свою позицию по общим
заданий
проблемного
и
философским проблемам;
творческого характера (эссе и
-аргументированно цитировать
выступлений);
классиков разных философских
- тестирование;
школ;
-демонстрировать способность
-работа с философским
сделать правильный
словарем и оригинальными
нравственный, социальный,
текстами;
политический выбор
-оценка выступлений на
семинарах;
-защита реферативных работ;
-дифференцированный зачет