СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы
профессиональной деятельности является частью основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии 49.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «ОП.04 Экономические и правовые основы профессиональной
деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-07,
ОК 09, ОК 10, ОК 11
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01-07,
ОК 09, ОК 10,
ОК 11
проводить
анализ
состояния
рынка товаров и услуг в области
профессиональной деятельности;
ориентироваться в общих
вопросах основ экономики
организации питания;
-определять потребность в
материальных, трудовых
ресурсах;
применять нормы трудового
права при взаимодействии с
подчиненным персоналом;
применять экономические и
правовые знания в конкретных
производственных ситуациях;
защищать свои права в рамках
действующего законодательства
РФ.
принципы рыночной экономики;
организационно-правовые формы
организаций;
основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности; способы
ресурсосбережения в организации;
понятие, виды предпринимательства;
виды предпринимательских рисков,
способы их предотвращения и
минимизации;
нормативно правовые документы,
регулирующие хозяйственные отношения;
основные положения законодательства,
регулирующего трудовые отношения;
формы и системы оплаты труда; механизм
формирования заработной платы;
виды гарантий, компенсаций и удержаний
из заработной платы
ОК 11
Выявлять достоинства и
недостатки коммерческой идеи
Презентовать идеи открытия
собственного дела в
профессиональной деятельности
Оформлять бизнес-план
Рассчитывать размеры выплат
по кредитам
Основы предпринимательской
деятельности
Основы финансовой грамотности Правила
разработки бизнеспланов
Порядок выстраивания презентации
Виды кредитных банковских продуктов
1.4 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум».
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой
среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах
и видах деятельности.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и
т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных
или стремительно меняющихся ситуациях
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
1.5 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 72 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 24 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 66 часа
ЛР 2
ЛР 4
ЛР 7
ЛР 9
ЛР 11
ЛР 25
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета
Объем в часах
72
24
66
24
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и
тем
1
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в Коды компетенций и
личностных
часах
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы
2
3
Раздел 1. Экономические и правовые основы производственной деятельности
Тема 1.1
Принципы
рыночной
экономики
Содержание учебного материала
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Понятие экономики и права.
Цели, задачи и структура дисциплины, связь с другими дисциплинами.
Основные направления социально-экономического развития России.
Производство как процесс создания полезного продукта.
Факторы производства, их классификация.
Производственные возможности общества и ограниченность ресурсов
33
14
6
7. Основные понятия рыночной экономики.
8. Рынок, понятие и виды, инфраструктура и конъюнктура рынка, элементы
рыночного механизма (спрос и предложение, рыночные цены, конкуренция).
2
9. Монополия, антимонопольное законодательство.
10. Закон спроса и предложения.
11. Факторы, влияющие на спрос и предложение
3
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение и анализ информации о состоянии рынка ресторанных услуг Российской
федерации, тенденциях его развития.
Источники информации
Журналы «Современный ресторан» «Ресторанные ведомости», Интернет-ресурсы: http://
www.Economi.gov. ru, http:// bibliotekar. Ru
4
2
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Предприятие
1. Сущность предпринимательства, его виды.
(организация) как
2. Субъекты предпринимательской деятельности, и их правовое положение
субъект
3. Значение малого бизнеса для экономики страны, меры господдержки малому
хозяйствования.
бизнесу.
4. Виды предпринимательских рисков и способы их предотвращения и
минимизации.
19
5. Виды экономической деятельности (отрасли народного хозяйства).
6. Признаки отрасли общественного питания, ее роль и значение в экономике
страны.
7. Понятие организации, краткая характеристика, классификация, цели и задачи
деятельности.
8. Ресурсы предприятий.
9. Пути ресурсосбережения в организации.
11
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
10. Организационно-правовые формы предприятий, установленные ГК РФ, виды и
особенности, достоинства и недостатки.
11. Правовое регулирование хозяйственных отношений.
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
Тематика практических занятий и лабораторных работ
6
Практическое занятие 1. Определение организационно-правовых форм и видов
коммерческих и некоммерческих организаций, особенностей правового регулирования
их деятельности. (Решение ситуационных задач)
6
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
Составление компьютерных презентации по теме «Предпринимательство на
современном этапе развития российской экономики», «Ресурсы предприятий и пути их
сбережения»
Источники информации
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц.
текст: [действующая редакция].
2
ОК 1-ОК5, ОК7,
ОК9, ОК10,ОК11
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ
(действующая редакция)
Раздел 2. Основы трудового права и формы оплаты труда
37
Тема 2.1 Основные Содержание учебного материала
положения
законодательства,
1. Основные понятия трудового законодательства.
регулирующие
2. Правовое регулирование трудовых отношений.
трудовые
3. Трудовой договор.
отношения
4. Рабочее время и время отдыха.
5. Дисциплина труда и трудовой распорядок.
22
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
8
6. Материальная ответственность сторон трудового договора.
7. Договор о материальной ответственности.
8. Защита трудовых прав работников
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
Тематика практических занятий и лабораторных работ
12
Практическое занятие 2. Порядок заключения, расторжения, изменения условий
трудового договора
6
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
Практическое занятие 3. Определение материальной ответственности работодателей и
работников. Решение ситуационных задач
6
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и
содержание домашних заданий)
Источники информации
Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон:
[действующая редакция]
2
Тема 2.2. Механизм Содержание учебного материала
формирования и
1. Политика государства в области оплаты труда.
формы оплаты
2. Механизм формирования оплаты труда по трудовому законодательству.
труда
3. Формы и системы заработной платы
4. Формирование фонда оплаты труда в организации, определение средней
15
9
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
заработной платы.
5. Мотивация труда, виды и способы.
6. Техническое нормирование труда.
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
7. Гарантии и компенсации при оплате труда.
8. Удержания из заработной платы, их виды.
9. Права предприятий и организаций по защите интересов трудящихся
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
Тематика практических занятий и лабораторных работ
6
Практическое занятие 4. Расчет заработной платы при различных формах оплаты
труда
6
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2
Всего
72
ОК 01-05, ОК 07,
ОК 09, ОК 10,ОК 11
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Социально-экономических дисциплин»,
оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами,
стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного
дидактического материала и др.;
техническими средствами обучения: компьютером, средствами аудиовизуализации,
мультимедийным проектором;
наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами,
DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ
РК «Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Жабина С.Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном питании:
учебник для студентов СПО / С.Б. Жабина, О.М. Бурдюгова, А.В.Колесова. – Москва:
Академия, 2020. – 336 с.
2. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник для
студентов СПО / В.В. Румынина. – Москва: Академия, 2020.
3. Соколова С.В. Экономика организации: учебное пособие для СПО / С.В. Соколова. –
Москва: Академия, 2020.
3.1.1.
Основные электронные издания:
1. Батраева, Э. А. Экономика предприятия общественного питания : учебник и практикум
для среднего профессионального образования / Э. А. Батраева. — 2-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 390 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-04578-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/471510 (дата обращения: 01.11.2021).
2. Сологубова, Г. С. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания :
учебник для среднего профессионального образования / Г. С. Сологубова. — 3-е изд., испр. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 332 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-09961-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/471097 (дата обращения: 01.11.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
4. Закон Российской Федерации от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей»
5. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.Введ. 201501-01. М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с.
6. ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на
продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и
содержанию. Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.III, 16 с.
7. ГОСТ 30389 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного
питан0ия. Классификация и общие требования – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ,
2014.III, 12 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
-принципы рыночной экономики;
-организационно-правовые формы
организаций;
-основные ресурсы,
задействованные в
профессиональной деятельности;
способы ресурсосбережения в
организации;
-понятие, виды
предпринимательства;
-виды предпринимательских
рисков, способы их
предотвращения и минимизации;
-нормативно правовые документы,
регулирующие хозяйственные
отношения;
-основные
положения
законодательства,
регулирующего
трудовые отношения;
-формы и системы оплаты труда;
-механизм формирования заработной
платы;
-виды гарантий, компенсаций и
удержаний из заработной платы
-проводить анализ состояния рынка
товаров и
услуг
в области
профессиональной деятельности;
-ориентироваться в общих вопросах
основ
экономики
организации
питания;
-определять
потребность
в
материальных, трудовых ресурсах;
-применять нормы трудового права
при взаимодействии с подчиненным
персоналом;
-применять
экономические
и
правовые знания в конкретных
производственных ситуациях;
-защищать свои права в рамках
действующего законодательства РФ.
Критерии оценки
Полнота ответов,
точность
формулировок, не менее
70% правильных
ответов.
Не менее 75%
правильных ответов.
Актуальность
темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,
полнота
ответов,
точность формулировок, адекватность
применения
профессиональной
терминологии
Методы оценки
Текущий контроль
при провдении:
-письменного/устного
опроса;
-тестирования;
-оценки результатов
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)
Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета/ экзамена по МДК в
виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования.
Правильность, полнота
Текущий контроль:
выполнения заданий,
- защита
отчетов
по
точность формулировок, практическим/
точность расчетов,
лабораорным занятиям;
соответствие
- оценка
заданий
для
требованиям
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
-Адекватность,
- экспертная оценка
оптимальность выбора
демонстрируемых умений,
способов действий,
выполняемых действий в
методов, техник,
процессе
последовательностей
практических/лабораторных
действий и т.д.
занятий
-Точность оценки
-Соответствие
Промежуточная
требованиям инструкций, аттестация:
регламентов
- экспертная оценка
-Рациональность
выполнения практических
действий и т.д.
заданий на зачете/экзамене