СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.04 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы:
Учебная дисциплина «СГ.04 Физическая культура» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
ППКРС по профессии 08.01.28 «Мастер отделочных строительных и декоративных работ»,
утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 18.05.2022 г. № 340,
входящей в укрупненную группу 08.00.00 «Техника и технологии строительства».
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04; ОК 08.
Код
ОК, ПК
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Умения
Знания
ОК 04
ОК 08
ПК
Уметь:
использовать физкультурнооздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей;
применять рациональные приемы
двигательных функций в
профессиональной деятельности;
пользоваться средствами
профилактики перенапряжения,
характерными для данной профессии
Знать:
роль физической культуры в
общекультурном, профессиональном и
социальном развитии человека;
основы здорового образа жизни;
условия профессиональной
деятельности и зоны риска
физического здоровья для данной
профессии;
правила и способы планирования
системы индивидуальных занятий
физическими упражнениями различной
направленности
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум им. В.Н. Толстова»:
Код
ЛР 2
ЛР 4
ЛР 7
ЛР 9
ЛР 11
ЛР 25
Личностные результаты реализации программы воспитания
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и
участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на
условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни,
спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем в часах
50
46
50
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.04 Физическая культура
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного
обучающихся
материала
и
формы
организации
деятельности
1
2
Раздел 1. Теоретические основы физической культуры и формирование ЗОЖ
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Физическая культура и личность профессионала, взаимосвязь с получаемой профессией.
Физическая культура в Значение двигательной активности для организма. Особенности организации занятий со
общекультурной
и студентами в процессе освоения содержания учебной дисциплины «Физическая
профессиональной
культура»
подготовке студентов
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения
Основы методики
упражнений. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные
самостоятельных
возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные
занятий физическими
возможности человека. Формирование валеологической компетенции в оценке уровня
упражнениями,
своего здоровья и формирования ЗОЖ. Мотивация и целенаправленность
самоконтроль
самостоятельных занятий, их формы и содержание. Самоконтроль, его методы,
занимающихся
показатели и критерии оценки. Разработка дневника самоконтроля
физическими
упражнениями и
В том числе практических занятий
спортом
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Практические основы формирования физической культуры личности. Легкая атлетика
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Совершенствование
Практическое занятие. Биомеханические основы техники бега; техники низкого старта
техники бега на короткие и стартового ускорения; бег по дистанции; финиширование, специальные упражнения
дистанции, технике
Самостоятельная работа обучающихся
спортивной ходьбы
Объем,
акад. ч
3
4
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 04
ОК 08
2
ОК 04
ОК 08
1
10
2
2
ОК 04
ОК 08
Тема 2.2.
Совершенствование
техники длительного
бега
Тема 2.3.
Совершенствование
техники прыжка в длину
с места, с разбега
Тема 2.4.
Эстафетный бег 4х100.
Челночный бег
Метание
Тема 2.5.
Выполнение
контрольных нормативов
в беге и прыжках
Раздел 3. Волейбол
Тема 3.1.
Стойки игрока и
перемещения. Общая
физическая подготовка
(ОФП)
Тема 3.2.
Приемы и передачи мяча
снизу и сверху двумя
руками. ОФП
Тема 3.3.
Нижняя прямая и
боковая подача. ОФП
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Совершенствование техники длительного бега во время
кросса до 15-20 минут, техники бега на средние и длинные дистанции
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала:
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Специальные упражнения прыгуна, ОФП
2
2
2
2
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение эстафетного бега 4х100, челночного бега
Метание гранаты в цель. Метание гранаты на дальность.
2
2
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение контрольных нормативов в беге 30 м, 60 м, 100 м, 400
м, 500 м (д), 1000 м (ю), 2000 м (д), 3000 м (ю); прыжок в длину с места, с разбега
способом «согнув ноги», бег на выносливость
Самостоятельная работа обучающихся*
2
2
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение перемещения по зонам площадки, выполнение
тестов по ОФП
Самостоятельная работа обучающихся
12
2
2
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение комплекса упражнений по ОФП
2
2
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение упражнений на укрепление мышц кистей,
плечевого пояса, брюшного пресса, мышц ног
1
1
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
Тема 3.4.
Верхняя прямая подача.
ОФП
Тема 3.5.
Тактика игры в защите и
нападении
Тема 3.6.
Основы методики
судейства
Тема 3.7.
Контроль выполнения
тестов по волейболу
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Обучение стойки волейболиста, верхней подачи, нападающему
удару
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Отработка тактики игры в защите и нападении, выполнение
приёмов передачи мяча. Игра по упрощённым правилам волейбола.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Отработка навыков судейства в волейболе. Игра по правилам
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение передачи мяча в парах
Практическое занятие. Игра по правилам волейбола.
Раздел 4. Баскетбол
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение упражнений для укрепления мышц плечевого
Стойка игрока,
пояса, ног. Выполнение упражнений для развития скоростно-силовых и
перемещения, остановки,
координационных способностей, упражнений для развития верхнего плечевого пояса
повороты. Передачи
Самостоятельная работа обучающихся
мяча. ОФП
Тема 4.2.
Ведение мяча и броски
мяча в корзину с места, в
движении, прыжком.
ОФП. Игра по
упрощенным правилам
баскетбола.
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение упражнений для укрепления мышц кистей,
плечевого пояса, ног, брюшного пресса
1
1
2
2
2
2
2
2
10
2
2
1
1
Практическое занятие. Игра по упрощенным правилам баскетбола
Практическое занятие. Игра по правилам.
Содержание учебного материала
3
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
Техника штрафных
бросков. Игра по
правилам баскетбола.
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Техника выполнения штрафных бросков в кольцо, штрафных
бросков в два шага. Игра по правилам баскетбола.
3
Тема 4.4.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Практика в судействе соревнований по баскетболу
Практическое занятие. Выполнение контрольных упражнений: ведение змейкой с
остановкой в два шага и броском в кольцо; штрафной бросок; броски по точкам;
баскетбольная «дорожка»
Самостоятельная работа обучающихся
4
4
Практика судейства в
баскетболе
Раздел 5. Гимнастика
Тема 5.1.
Строевые приемы
Техника акробатических
упражнений
Тема 5.2.
Составление и
проведение комплекса
ОРУ
Раздел 6. Плавание
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Отработка строевых приёмов
Практическое занятие. Отработка техники акробатических упражнений
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Требования к составлению комплекса ОРУ, терминология; составление комплексов ОРУ
без предметов, с предметами (мячи, палки, скакалки и др.). Направленность
общеразвивающих упражнений; основные положения рук, ног, проведение с группой по
одному общеразвивающему упражнению, комплекс ОРУ
В том числе практических занятий
Практическое занятие. Выполнение комплекса ОРУ. Контроль выполнения комплексов
ОРУ. Методы регулирования нагрузки.
Практическое занятие. Контроль выполнения упражнений по атлетической гимнастике.
ППФП
Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Плавание (при наличии
Практическое занятие. Ознакомление с техникой плавания основными видами
условий)
плавания: кроль на груди и спине, брасс, прикладные виды
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
ОК 04
ОК 08
ОК 04
ОК 08
8
3
ОК 04
ОК 08
5
ОК 04
ОК 08
4
4
4
2
50
ОК 04
ОК 08
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Спортивный зал, оснащенный оборудованными раздевалками; рабочее место
преподавателя; комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия,
карточки-задания, комплекты тестовых заданий, методические рекомендации и разработки);
- спортивное оборудование: гимнастическое оборудование; легкоатлетический инвентарь;
оборудование и инвентарь для спортивных игр; лыжный инвентарь.
- технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
многофункциональный принтер;
музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник [для всех специальностей СПО] /А.А.
Бишаева. - [7-eизд.,стер.]- Москва: Издательский дом Академия, 2020.-320с.-ISBN 978-5-44689406-2 -Тескт: непосредственный
3.2.2. Электронные издания
1.
Физическая культура: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. Б. Муллер [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 424 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02612-2. — Текст: электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511813
2.
Конеева, Е. В. Физическая культура: учебное пособие для среднего
профессионального образования / Е. В. Конеева [и др.]; под редакцией Е. В. Конеевой. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 609 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-18616-1. — Текст: электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545162
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Аллянов, Ю. Н. Физическая культура: учебник для среднего профессионального
образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. — 3-е изд., испр. — Москва: Издательство
Юрайт, 2024. — 450 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-18496-9. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/535163
2.
Общая физическая подготовка в рамках самостоятельных занятий студентов :
учебное пособие для среднего профессионального образования / М. С. Эммерт, О. О. Фадина, И.
Н. Шевелева, О. А. Мельникова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 129 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15669-0. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544814
3.
Ягодин, В. В. Физическая культура: основы спортивной этики : учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. В. Ягодин. — Москва: Издательство Юрайт, 2024.
— 113 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10349-6. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542058
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
– понимание основ здорового
образа жизни
Критерии оценки
– демонстрирует знание способов
контроля
и
оценки
индивидуального
физического
развития
и
физической
подготовленности;
форм
закаливания и составляющих
здорового образа жизни;
– обосновывает целесообразность
использования
средств
физической культуры, режимов
нагрузки и отдыха
Перечень умений, осваиваемых – точность и правильность
в рамках дисциплины:
выполнения
физических
– использовать физкультурно- упражнений
оздоровительную деятельность для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных
целей
– понимание роли физической – правильный выбор и грамотное
культуры
в
общекультурном, применение необходимых видов
профессиональном и социальном физкультурно-оздоровительной
развитии человека
деятельности для достижения
различных целей
Методы оценки
Оценка
результатов
выполнения
практических занятий
Оценка результатов
выполнения
практических занятий
Оценка результатов
выполнения
практических занятий