Решаем вместе
Есть вопрос?

СГ.05 Основы бережливого производства 08.01.28 (2024 г.)

ГосУлаРсТвенное бюджетное профессиональное образовательное учрел(дение
<ке

рч ен с

ки

й,.--ТJ:## flЪТ-

"

и

ку м>

(кТТ)
ина
24 r.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА },IIЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СГ.05 O."or.l бережгIивого производства
08.01.28 Мастер отделочньtх строителъных и декоративньIх работ

2024 r.

РабОЧаЯ ПРограпdма 1..lебной дисциплины общеобразовательного цикпа СГ.05 Основы
бережливого производства разработана на основе требований ФГос соо, с
учётом примерной
ПРОГРаildМЫ ОбЩеобразовательноЙ учебной дисциплины
Основы бережливого rrроизводствa;) для
профессиональньгх образовательных организаций (утверждоно на заседании Совета по оценки
содержания и качества примерньтх рабочих программ общеобразовательного и соци€lльногумilнитарного циклов среднего профессионаJIьного образоваrrия Протокол Ns14 от к30> ноября
2022 Г.), ТРебОВаний ФГОС СПО по профессии 08.01.28 Мастер отделочных строительных и
декоратпвных работ ирабочей прогр€lп{мы воспитания ГБПоУ РК кКерченский технологический
<<

техникуN{)

организация-разработIIик:

Государственное

бюджетное профессиональное
Республики
Крым
<керченский
технологический техникум)
учреждение
Разработчик:
Алтаева Ю.В., преподаватель русского языка

Программа рассмотрена и одобрена на заседании

программа рекомендована к утверждеЕию на заседании
Методического совета ГБПОУ РК кКТТ>
2024 r,
Председатель МС
Э.А. Савченко

образовательное

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РабОчая ПРОграмма учебной дисциплины СГ.05 Основы бережливого производства предн€ц}начена для
ИЗ)Лrения в ГБПОУ РК кКерченский технологический техникум) реализующем образовательную

в

ПРОГраММУ среднего общего образования
пределах освоеЕия основноЙ профессиона-rrьноЙ
Образовательной прогрчlпdмы среднего профессионztльного образования (ОПОП ППКРС СПО) на базе
ОСНОВнОГО

общего образования при подготовке квалифицированItых рабочих и служап\их по

профессии 08.01.28 Мастер отделочных строительцых и декоратпвцых работ

СГ.05 Основы бережливого производства изгIается как базовая учебная дисциплина в
Общеобразовательном цикле ОПОП СПО попрогрtlмме ППКРС по профессии СПО 08.01.28 Мастер
ОТДелочных строительных и декоративных работ технологического профиля в объеме Зб часов.
Программа разработана на основе следующих нормативньD( документов:
ПРиказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. Jф
4IЗ <Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего
ПОЛНОГО Общего образования)) с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 29
декабря 2014 годаJФ 1645; приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года
]ф 1578; приказом Минобрнауки России от 29 июня 20t7 годаJ\Ъ 613; приказ Минпросвещения России
ОТ 24.09.2020 М 519; приказа Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2О2О r. J\Ъ 712;
ПРИКЕШ} Минпросвещения Росии от 12.08.2022 М 7З2 к О внесении изменений в некоторые ФГОС
общего образования по вопросапd воспитания));
РаСПоряЖения Минпросвещения Российской Федерации от 30 апреля 202l г. ]ф Р-98 кОб
УТВеРЖДении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом
ПРОфессиональноЙ направпенности прогрtlп,Iм среднего профессионального образования,
реutлизуемьж на базе основного общего образования>;
ПИСЬМа.Щепартамента государственноЙ политики в сфере подготовки рабочих кадров и
!ПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 }lb 06- 259 <<О
НаПРаВПении доработанньIх рекомендациЙ по организации попгIения среднего общего образования
В ПРеДеЛах ОсВоения образовательньIх программ среднего профессионЕtльного образования на базе
основного общего образования с уIIетом требований федераrrьньгх государственных
ОбРазовательных стандартов и полуrаемой специальности среднего профессионiLльного
образования>;
ПИСьМа Министерство науки и высшего образования Российской Федерации от 20 июня
2020 Г. J\Ъ 05-772 <Инструктивно-методическое письмо по организации применения современных
МеТоДик и прогрЕlмм преподавания по общеобразовательным дисциплинalп4 в системе среднего
ПРОфеСсионального образования, учитывающих образовательные потребности обучаrощихся
ОбРаЗОвателЬных организаций, реализующих rrрограN,Iмы среднего профессионального
образования>;
Письма Минпросвещения Российской Федерации от 30 августа 202l r. J\Ъ 05-1136
<О НапРавлении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинамD;
- ПРИКаЗ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 г. Jф 762 <Об
утверждении

ПОРЯДКа организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
ПРогрtlп,Iм{lм среднего профессионЕlльного образования> (вступает в силу с 01.03.2023 г);

- ПРиКаЗ Минпросвещения Росии от 23.1Т.2022 г.

J\Ъ

1014 кОб утверждении федера_пьной

образовательной програNIмы среднего общего образования>
ПРИМеРноЙ прогрtlп{мы общеобразовательной учебной дисциплины <Основы бизнеса,
КОММУНИКаЦИiаи финансовоЙ граллотности> для профессионttльных образовательньIх организаций
(УТВеРЖДенО на заседании Совета по оценки содержания и качества примерньгх
рабочих программ
ОбЩеОбРаЗоВательного и социально-гуманитарного
среднего
профессионаJIьного
циклов
образования Протокол Jtlb14 от к30> ноября 2022 r.)

ФГОС СПО по

профессии 08.01.28 Мастер отделочньж строительных п
ДеКОРаТИВНЫх работ, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 09.12.20|6

г. J\b 15б5 фед. от 01.09.2022)
- рабочеЙ програNdмы воспитания
-

ИзУчение уrебной
в

промежуточной аттестацией

ГБПОУ РК <Керченский технологический техник)д{)
дисциплины СГ.05 Основы бережливого производства завершается
ф о р м е дифференцированногозачета.

1.

плспорт прогрАммы )rчЕБной дисциплины
СГ

05

ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Место дисциплпны в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина <СГ.05 Основы бережливого производствa>) явJuIется обязательной
Частью социально-гуманитарного цикJIа ПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.28
1.1.

Мастер отделочньfх строительньIх и декоративньж работ.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и рЕввитии ОК 07.

Щель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках прогр€lпdмы учебной дисциплины обучающимися осваивЕlются умения и знания

. 1.2.

Код

пк, ок
ОК 03;

07.

Умения

Знания

Уо

07.01. Собпюдать нормы Зо 03.01. Содержание актуальной
экологической безопасности. нормативно-правовой документации.

Уо

07.02.

Опредепять

направления

ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности по профессии,
осуществJIять
с
работу
соблюдением принципов
бережливого производства
Применять

Уо

03.02.

современную

наrшую

профессион.rльную
терминологию.

Уо

03.03.
Определять и
выстраивать
траектории
профессионttльного рzlзвития и
самообразования.

1.4.

Зо 03.02.

Современная научнаlI

и

профессионЕtльнtul терминология.

Зо 03.03. Возможные траектории
профессионаJIьного рчtзвития и
саtrлообразования.

Личцостные результаты освоения программы воспптания техЕикума

ОСВОение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
СЛеДУЮщих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ

рк ((<керченский
енскии технологическии техни

Личностные результаты реализации программы
воспитан пя (d е скрuпmор ы)

Код личностных
результатов реализациц
программы воспитанпя

Осознаrощий себя гражданином и защитником великой
страны

лр1

Проявляющий активную гражданскую позицию,
демонстрирующий приверженность принципап4
честности, порядочности, открытости, экономически
активный и rIаствующий в студенческом и
территоричlльном сtlп4оуправлении, в том числе на
условиях добровольчества. продуктивно

лр2

взаимодействующий и уIаствующий
общественных организаций

в деятельности

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалаrrл
грЕDкданского общества, обеспечения безопасности, прав

лрз

и свобод граждан России. Лояльный к ycTaHoBKzlM и
проявлениям представитепей субкультур, отличtlющий их
от гр).пп с деструктивным и девиантным поведением.
,Щемонстрирующий неприятие и предупреждающий
социЕrльно опасное поведение окружalющих

Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям
труда, осознztющий ценность собственного труда.
Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно
и профессионального конструктивного <цифрового

лр4

следа>

,Щемонстрирующий приверженность к родной купьтуре,
исторической палляти на основе любви к Родине, родному
народу, ма;lой родине, принятию традиционньгх
ценностей многонационttльного народа России

лр5

Осознаrощий приоритетную ценность пичности человека;
уважающий собственную и чужую уникttльность в
рЕlзличньD( ситуациях, во всех формах и видtlх
деятельности.

лр7

Проявrrяющий и демонстрирующий уважение к
представителям различных этнокультурных, социальньfх,
конфессионttльньIх и иных групп. Сопричастный к
сохранеЕию, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационttльного российского
государства

лр8

Проявляющий уважение к эстетическим ценностям,
обладалощийосновами эстетической культуры.

лр

11

Принимающий семейные ценности, готовый к созданию
семьи и воспитанию детей; демонстрир)дощий неприятие
насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания

лр

12

Способный к применению инструментов и методов
бережливого производства

лр

24

1.1. Рекомепдуемое количество часов на освоеIlие программы учебной
дисциплины:
максим{шьной учебной нагрузки обучающегося -.]6 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -_]е часов;

2.структурА и содЕржлниЕ )rчЕБноЙ дисциплины

2.1.объем yчебной дисциплины и впды учебной работы
Вид учебной работы
Dбъём образовательной программы дисциплины
том числе:
1.Основное содержание
в том числе
теоретическое обучение
практические занятия

объем часов
36

}

Консультация
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

зб
30
6

2.2.Тематическпй план и содержание учебной дисциплины
Код
наименование
разделов и тем

Содержапие учебного материала и формы организации
деятельности обучающпхся

1

2

Раздеп 1. Берс,lкгпвое пtrюизводство как модепь повыпIеIilш эффкпrвносги

ПК,

ок

3
17

4

деятеJIьности IшедII)ияIия

Тема 1.1.
Береrкливое
производство в
рамках других
моделей

повышения

эффекгивности.

Щидактические

1. Исгория

единицы!

содержание

становJIенпя п развития береrrшивого
пропзводства в России и за рубеlком. ОсноватеJъ коIщешц,Iи
береlкшлвого производства Taiir,lT,l Оно. Производсгвеннzul
система Toyota. Особеrпrости производствеrшой системы Г.
Форда" По,щодрr к управлению проLвводством в СССР. НОТ на
современном этtше развития производства. Предприятия,
первыми начавIIме внедрятъ бережlрtвое производство.
2. Понятие береlшrивого производства. Концепция БП.
Комппексный подход в бережливом производстве. Щели
бережливого производства на предприятии. Сравнение
традиционного подхода и бережливого производства.
Ключевые понятия бережливого производства
3. Философия и методологпя береrкливого производства.
Концепция создЕlния сипьной организационной структуры.
Принципы формирования сильной организационной
культуры и вовлечения сотрудников. Принципы и концепция
системы БП. Пирамида качества, предпосылки
формирования концепции бережливого производства.
Структура подхода бережливого производства. Основные
руководящие идеи бережливого производства. ГОСТ Р ИСО
56020-20|4 Бережливое производство. Положения и словарь.
Практическое занятие
кИдеалы бережливого
производства)

4.

1.

5. Принципы бережливого производства. Стратегическая
направленность. Ориентация на создание ценности для
потребителя. Организация потока создания ценности дJuI
потребителя. Постоянное улrrшение. Вытягивание.
Сокращение потерь. Визуализация и прозрачность.
Приоритетное обеспечение безопасности. Построение
корпоративной культуры на основе уважения к человеку.
Встроенное качество. Принятие решений, основанньж на
фактах. Установление долговременных отношений с
поставщика"тrли. Соблюдение стандартов.

10

2

2

]

2

ок
й.

Тема 1.2.
Впды моделей
бережливого
производства

дидактические единицы. содеDжание

1. Инструменты

бережливого производства.

Визуализац ия и навиг:ация. Системы Канбан. Канбан как
метод визуч}льного управления. Этапы внедрения
системы кКанбан>. <Точно во время), ячеистое и
поточное производство, система 5 S. Щели системы 55.
Стандартизация. Уход за оборудованием, быстрая
переналадка оборудования.
В том числе пDактических и лабопатопных занятий
2. Практическое занятие 2. Система 5С: визуализация
и YпоDядочение
.Щидактические едпницы, содержание
3. Виды потерь и методы их устранения. Виды потерь,
их источники й способы их устранения. Потери:
перепроизводство, лишние движения, ненужная
транспортировка, излишние запасы, избыточная

обработка,

ожидаIIие, переделка/ брак.

Мура.

Управление рабочим пространством. Нереализованный
творческий потенциал работников. Система 3М: Муда,
Мури.
4. Практическое занятие 3. <Муда и виды потерь)
кОбнаружить потери, определить их типы и видьD)

Раздел 2. Системы управления и оптимизации материальными
потоками
Тема 2.1.
дидактические единицы. содеDя(ание
Создание
1. Виды моделей управления материальными
базовых
потоками. Выталкивающuш и вытягивающая системы
правлония материальными потоками: основные
условий для
принципы, достоинства и недостатки, способы
реализации
модели
береrшrивого
производства.

повышения эффективности упрilвления материальными
потоками
Обучение
сотруднпков.
системное
пролонгировtlнное обуrение персонала как способ
изменения корпоративной культуры. Примерное
содержание прогрtlNIмы обуlения по смене культуры
компании.
3. Каскадное обучение организацпи. Фабрика
пDоцессов как инсточмент обччения пеосонала
Раздел 3. Статис тические методы анализа
Тема 3.1.
Дидактические единицы. содеDжание
классические
1. Технологии анализа процессов создания ценности
и
Карта потока создtlния ценности. Правила построония
статистические карты потока создания ценности. Карта <.Щорожки
методы
бассейна>
контроля
2. Методы контроля качества. Метод пять ((почему?).
качества
Технология анализа 4М. ,Щиаграrrлмы <Спагетти>
исикавы. Парето
В том чпсле пDактических и лабопатопных занятий
3. Праlсгическое занятие 4. Статистические методы
4. Практическое занятие 5. Разработка кайдзенпредложений
Тема 3.2.
Щидактические единпцы, содержание

7

J

2
1

й.

2

1

6
6

2

ок
u.

2.

в

ок

2

2
13
6
2

ок
2
2

l

l
1

U7.

показатели
эффективности
бережливого
производства

1. Стандартизация в бережливом производстве
Понятие стандартизации. Значение стандартизации.
Стандартная операционная процедура. Стандартная
оrrерационная карта - СОК. Правила соdтавления СОК.

преимушества

2

Сок.

2. Ключевые показатели эффективности.

Понятие

кКлючевые показатели эффективности)). Ключевые
покtватели эффективности: этапы работ и их
содержание. Этапы внедрения системы KPI. Перечень
основньж требований, предъявляемых к кJIючевым
показатеJuIм эффективности бизнеса. Подходы к
разработке ключевых показателей эффективности.
Наиболее распространенные KPI и система их
измерения/расчета. Проблемы, препятствующие

2

ок
й.

внедрению передовьIх методик управления.

3.

Технологии вовлечения персонала. Система
управления по целям SQDCM. Максимальное

использованио собственных внугрикорпоративньD(
человеческих ресурсов. Метод Хосин Канри (Hoshin
Kanri) как технология вовлечения персончrла. Стадии в
Hoshin KanTi, Шаги построения Х-матрицы Хосин
Канри.
В том числе пDактических и лабопатопных занятий
Практическое занятие
Моделирование
производственных процессов: вытttлкивающ{ш и
вытягивutющ€tя системы, серийное и едиЕичное
производство изделий.

4,
Всего:

б.

2

I
]
36

з.
3.1.

.Щля

условия рЕАлизлции учЕБной дисциплины
ре.rлизации прогрчlI\,Iмы учебной дисциплины должЕы быть предусмотренЫ следующие

специальные помещения:
кабинет кОсновы технологии отделочньгх строительньIх рабоо,
оснаrценный в соответствии с п.6.1.2.1 образовательной прогрЕlп,Iмы по профессии 08.01.28 Мастер
отделочных строительньfх и декоративньж работ.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
.Щля реализации прогрчlп{мы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь
печатные пlилп электронные образовательные и информационные ресурсы, дJIя использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией
выбирается не менее одного издtlния из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронньж
изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен IIовыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Саратов,
1. Клюев А,В. Бережпивое производство : учебное пособие для СПО / Клюев А.В..
Екатеринбург : Профобразование, Уральский федера.пьный университет, 2019.
87 с.
З.2.2. Основные электронные издания
Краснова Л.Н., Багманова А.Р. История становпения и р€ц}вития бережливого производства в
России и за рубежом [Электронный ресурс]. Режим доступа: htф:///istoriya-stanovleniya-i-razvitiyaberezhlivogo-proizvodstva-v-rossii-i-zaruЪezhom/ (дата обращения: 02.06. 2022)
Журнал <ЛИН-Технологии: Бережливое производство). [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https ://el ibrar.v.ru/title

-

1.

-

2.

1.

3.2.3..Щополнительные источники
Электронный Альманах. Управление производством. [Электронньй ресурс]. Режим доступа:

2.

KPI: ключевые показатели эффективности и rrрактическая система мотивации персонала.

3.

SMED.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: htфs://hr-portal.rr/article/фi-klyuchevye-pokazateli-effektivnostii-prakticheskaya- si stema-motivacii-personala
Быстрая переналадка. [Электронный ресурс].
доступа:
http ://1eanbase.rulknowledgeb ase/smed-bystraya-peronaladka/

Режим

4.

KOIITPOJь И OIЩ,HKA РЕЗУJЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ Д,IСЦШШИНЫ

результаты обччения
Зо 07.01. Правила
экопогической
безопасности при ведении
профессиональной
деятельности.

критерии оценки

Знание
нормативно-законодательной
докр{ентации, KoTopall опредеJIяет
параметры деятельности компании,
производит его классификацию по
критеDиям.

Знание

требований

Методы оценки

Тестирование
Оценка за устный
индвидуzIJъньй опрос

экологической

безопасности на пDедпDиятии.

Знание правип полrIения лицензии для

ведения работ в соответствии с
действуюшими поttвовыми ноDмtlI\4и.
Знание основных видов негативного
воздействия на экологическую обстановку в
регионе (НВОС): выбросы вредных и
загрязняющих
веществ в окружЕlющую

Зо 07.02.

сDедч

основные

ресурсы,

задействованные

Знание внутренних

и

внешних ресурсов

Тестирование
Оценка за устный
иIIд{видуаJъньй опрос

Знание путей ресурсосбережения: системы
технологических,

Тестирование
Оценка за устный
иIrд,IвидуаJIьньй опрос

профессиональной карьеры.
в

профессиональной
деятельности.

Зо

Пути

07.03.
обеспечения

ресурсосбережения.

технических,

организационньIх мероприятий.

Знание правил организации зtlNIкнутых
технологических цикJIов с безотходным

производством и

использованием

ВТОDИЧНОГО СЫDЬЯ.

Знание современных технологий:
экономичной, эффективной и
чнивеDсальной техники.
Знание

нормативно-правовой

базы

дJIя

Dасчета потоебности в Decvoczlx.

Знание нормативно-правовой базы

по

защите окружающей среды, ответственность
за нарушение допустимых норм выбросов и

Зо

07.04.

бережливого
производства.

Принципы

сбросов (штрафы, санкции).
Знание ocHoBHbD( принципов бережливого
пDоизводства на поедпоиятии.

знание

ключевых

показатепей

эффективности бережливого производства.
Знание технологии вовлечения персонала в
бережливое производство.
Знание системы подачи предложений по
повышению эффективности бережпивого
пDоизводства.
Знание проблем внедрения бережливого
производства.
Владение
нормаN{и
экологической
безопасности.

Тестирование
Оценка за устный
инд{видуttJIьньй опрос

Уо 07.01.

Соблюдать
экологической
безопасности.

нормы

Уо

07.02.

Определять

направления

ресурсосбережения

в

ptl]\4Kax

Соблюдение норм

экологической
безопасности.
Составление карты сосюяншI цроизводсIвенньD(
процессов.
Выявление и анализ потерь в
производственном процессе.
Умение сокращать производственные
потери.

профессионшlьной

деятельности

по
профессии, осуществлять
работу с соблюдением
приЕципов бережливого
производства.

Применение инструментов бережливого
производства

Оценка результатов
выполнения
пр{ктиtIеского з€lнятиrt.
Оценка результатов
выполнения
практического занrIтиrI.

Лист дополнений и изменений к рабочей программе
СГ 05 Основы береrкливого производства на20_-20_учебный год

В рабочую прогрilп{му внесены следующие изменения:

,Щополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседаниицикловой

методической комиссии

(_>>

20

г. (протокол

Jф-).

Председатель цикJIовой методической комиссии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».