2 Основная образовательная программа: образовательная программа по профессии среднего профессионального образования «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» (далее – ООП-П, ООП-П СПО) - разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), утвержденного Приказом Минпросвещения России от 15 ноября 2023г. № 863. ООП-П содержит обязательную часть образовательной программы для работодателя и предполагает вариативность для сетевой формы реализации образовательной программы. Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский технологический техникум» Разработчики: Савченко Э.А. Зам. Директора по УПР, Конкина С.А заведующий учебной частью, Неволина Л.Л Зам. Директора по УВР Возникевич Н.В преподаватель, председатель ЦМК Колоскова Н.В преподаватель спецдисциплин Аникина Т.В преподаватель по предмету русского языка и литературы Мамедеминова Д.С преподаватель химии Зверева С.А преподаватель математики Карпенко А.С преподаватель физической культуры Лысак Н.С преподаватель физической культуры Кудрявцева М.И преподаватель физики Гурэу Э.К преподаватель ОБЖ Гурьева Н.В преподаватель английского языка Осипова Е.В преподаватель английского языка Артисевич А.А. преподаватель истории Олиференко И.А преподаватель информатики Бех О.Ю преподаватель географии Алтаева Ю.В преподаватель по предмету индивидуальный проект Моркова М.В преподаватель русского языка и литературы 3 Содержание Раздел 1. Общие положения ......................................................................................................................................4 1.1. Назначение основной профессиональной образовательной программы 4 1.2. Нормативные документы 4 1.3. Перечень сокращений 6 Раздел 2. Основные характеристики образовательной программы ...................................................................7 Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ......................................................... 8 3.1. Область(и) профессиональной деятельности выпускников: 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности 8 3.2. Профессиональные стандарты 8 3.3. Осваиваемые виды деятельности 8 Раздел 4. Требования к результатам освоения образовательной программы ................................................. 9 4.1. Общие компетенции 9 4.2. Профессиональные компетенции 12 4.3. Матрица компетенций выпускника 18 5.1. Учебный план 22 5.2. Обоснование распределения вариативной части образовательной программы 24 5.3. План обучения в форме практической подготовки на предприятии (на рабочем месте) 25 5.4. Календарный учебный график 26 5.5. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей 27 5.6. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы 27 5.7. Практическая подготовка 27 5.8. Государственная итоговая аттестация 28 Раздел 6. Условия реализации образовательной программы ............................................................................. 28 6.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной программы 28 6.2. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 29 6.3. Кадровые условия реализации образовательной программы 29 6.4. Расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы 29 Перечень приложений к ОПОП-П: Приложение 1. Рабочие программы профессиональных модулей Приложение 2. Рабочие программы дисциплин Приложение 3. Материально-техническое оснащение Приложение 4. Программа государственной итоговой аттестации Приложение 5. Рабочая программа воспитания Приложение 6. Рабочие программы дисциплин общеобразовательного цикла 4 Раздел 1. Общие положения 1.1. Назначение основной профессиональной образовательной программы Настоящая основная профессиональная образовательная программа «Профессионалитет» (далее – ОПОП-П) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2023 г. № 863 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) (далее – ФГОС, ФГОС СПО). ОПОП-П определяет объем и содержание среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), требования к результатам освоения образовательной программы, условия реализации образовательной программы. Основная профессиональная образовательная программа (далее – образовательная программа), реализуемая на базе основного общего образования, разработана образовательной организацией на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования и положений федеральной основной общеобразовательной программы среднего общего образования, а также с учетом получаемой профессии среднего профессионального образования. 1.2. Нормативные документы Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 ноября 2023 г. № 863 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минпросвещения России от 24.08.2022 г. № 762; Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования (Приказ Минпросвещения России от 08.11.2021 № 800) (далее – Порядок); Положение о практической подготовке обучающихся (Приказ Минобрнауки России № 885, Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020); Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Приказ Минпросвещения России от 14.07.2023 № 534); 5 Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (приказ Минпросвещения России от 13.12.2023 N 932); Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2020 г. № 1681 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»; Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; Закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым» (с изменениями на 14 апреля 2023 года); Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 14 июля 2023 года № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение»; Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 01.09.2022 № 796 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования"; Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями на 12 августа 2022 года); Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 731 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»; Рекомендации Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России от 01.03.2023 № 05-592 по реализации среднего общего образования в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования; Приказ Минпросвещения России от 27 декабря 2023 года № 1028 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования» (вступит в силу 1 сентября 2024 года); Приказ Минпросвещения России от 1 февраля 2024 года № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования» (вступит в силу 1 сентября 2024 года); Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". 6 1.3. Перечень сокращений ГИА – государственная итоговая аттестация; ДЭ – демонстрационный экзамен; МДК – междисциплинарный курс; ОК – общие компетенции; ОП – общепрофессиональный цикл; ОУД – общеобразовательные дисциплины; ОТФ – обобщенная трудовая функция; СГ – социально-гуманитарный цикл; ПА – промежуточная аттестация; ПК – профессиональные компетенции; ПМ – профессиональный модуль; ДПБ – дополнительный профессиональный блок; ОПОП-П – основная профессиональная образовательная программа «Профессионалитет»; П– профессиональный цикл; ПП- производственная практика; ПС – профессиональный стандарт; ТФ – трудовая функция; УМК – учебно-методический комплект; УП – учебная практика; ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. 7 Раздел 2. Основные характеристики образовательной программы Параметр Отрасль, для которой разработана образовательная программа Перечень профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии) Специализированные допуски для прохождения практики, в том числе по охране труда и возраст до 18 лет Реквизиты ФГОС СПО Квалификация (-и) выпускника в т.ч. дополнительные квалификации Направленности (при наличии) Нормативный срок реализации на базе ООО Нормативный объем образовательной программы на базе ООО Согласованный с работодателем срок реализации образовательной программы Согласованный с работодателем объем образовательной программы Форма обучения Структура образовательной программы Данные Машиностроение Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013 № 701н «Об утверждении профессионального стандарта «Сварщик» обязательное предварительное прохождение медицинского осмотра; прохождение инструктажей по охране труда, промышленной безопасности и пожарной безопасности, гражданской обороне и действиям в случае ЧС. Приказ Минпросвещения России от 15.11.2023 № 863 Сварщик 1 год 10 месяцев 2952 часа 1 год10 месяцев 2952 часов очная Объем, в ак.ч. Обязательная часть образовательной программы 1152 в т.ч. в форме практической подготовки 817 Общеобразовательный цикл социально-гуманитарный цикл общепрофессиональный цикл профессиональный цикл 1476 252 144 756 136 48 568 в т.ч. практика: - учебная - производственная 504 -216 - 288 504 -216 - 288 Вариативная часть образовательной программы в т.ч. запрос конкретного работодателя кластера и (или) отрасли (не менее 50% объема вариативной части образовательной программы), включая цифровой образовательный модуль: ПМд.03 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом ОПц.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности ГИА в форме демонстрационного экзамена 288 249 288 249 248 220 40 29 Всего 2952 36 1001 8 Раздел 3. Характеристика профессиональной деятельности выпускника 3.1. Область(и) профессиональной деятельности выпускников: 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности 3.2. Профессиональные стандарты № Код и Наименование ПС Реквизиты утверждения Код и наименование ОТФ Код и наименование ТФ 1 40.002 Ручная и частично механизирова нная сварка (наплавка) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2013 № 701н «Об утверждении профессионал ьного стандарта «Сварщик» AПодготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) A/01.2 Проведение подготовительных и сборочных операций перед сваркой и зачистка сварных швов после сварки A/02.2 Газовая сварка (наплавка) (Г) простых деталей неответственных конструкций A/03.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) простых деталей неответственных конструкций 3.3. Осваиваемые виды деятельности Наименование видов деятельности Виды деятельности (общие): Выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений; Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (по выбору); Код и наименование ПМ ПМ.01 Выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений ПМд.03 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом Наименование направленности Наименование видов деятельности Код и наименование ПМ Виды деятельности (общие) Выполнение частично механизированной ПМн.02 Выполнение частично сварки (наплавки) плавлением (по выбору); механизированной сварки (наплавки) плавлением 9 Раздел 4. Требования к результатам освоения образовательной программы 4.1. Общие компетенции Код ОК Формулировка компетенции ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Знания, умения Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте методы работы в профессиональной и смежных сферах порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Умения: определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска оценивать практическую значимость результатов поиска применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Знания: номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности приемы структурирования информации формат оформления результатов поиска информации современные средства и устройства информатизации, порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства 10 ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности применять современную научную профессиональную терминологию определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности, выявлять источники финансирования презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности определять источники достоверной правовой информации составлять различные правовые документы находить интересные проектные идеи, грамотно их формулировать и документировать оценивать жизнеспособность проектной идеи, составлять план проекта Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации современная научная и профессиональная терминология возможные траектории профессионального развития и самообразования основы предпринимательской деятельности, правовой и финансовой грамотности правила разработки презентации основные этапы разработки и реализации проекта Умения: организовывать работу коллектива и команды взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Знания: психологические основы деятельности коллектива психологические особенности личности Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: правила оформления документов правила построения устных сообщений особенности социального и культурного контекста Умения: проявлять гражданско-патриотическую позицию демонстрировать осознанное поведение 11 ОК 07 ОК 08 осознанное поведение на основе традиционных российских духовнонравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической описывать значимость своей профессии применять стандарты антикоррупционного поведения Знания: сущность гражданско-патриотической позиции традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений значимость профессиональной деятельности по профессии стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения Умения: соблюдать нормы экологической безопасности определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии организовывать профессиональную деятельность с соблюдением принципов бережливого производства организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности пути обеспечения ресурсосбережения принципы бережливого производства основные направления изменения климатических условий региона правила поведения в чрезвычайных ситуациях Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной профессии Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека основы здорового образа жизни условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии 12 ОК 09 подготовленности Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках средства профилактики перенапряжения Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 4.2. Профессиональные компетенции Виды деятельности Выполнение подготовител ьных сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений Код и наименование компетенции ПК 1.1. Проводить сборочные операции перед сваркой с использованием конструкторской, производственнотехнологической и нормативной документации. ПК 1.2. Выбирать пространственное положение сварного Показатели освоения компетенции Навыки: ознакомления с конструкторской и производственно-технологической документацией по сварке Умения: пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения профессиональной деятельности Знания: основные типы, конструктивные элементы, размеры сварных соединений и обозначение их на чертежах; основные группы и марки свариваемых материалов Навыки: выбора пространственного положения сварного шва для сварки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) 13 шва для сварки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей). ПК 1.3. Применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку. ПК 1.4. Проводить подготовку элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку, зачистку сварных швов и удаление поверхностных дефектов после сварки с использованием ручного и механизированного инструмента. ПК 1.5. Проводить контроль собранных элементов конструкции Умения: выбирать пространственное положение сварного шва для сварки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) Знания: правила подготовки кромок изделий под сварку Навыки: сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку с применением сборочных приспособлений; сборки элементов конструкции (изделия, узлы, детали) под сварку на прихватках Умения: применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку. Знания: виды и назначение сборочных, технологических приспособлений и оснастки; правила сборки элементов конструкции под сварку Навыки: зачистки ручным или механизированным инструментом элементов конструкции (изделия, узлы, детали) под сварку; зачистки ручным или механизированным инструментом сварных швов после сварки; удаления ручным или механизированным инструментом поверхностных дефектов (поры, шлаковые включения, подрезы, брызги металла, наплывы и т.д.). Умения: использовать ручной и механизированный инструмент для подготовки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку, зачистки сварных швов и удаления поверхностных дефектов после сварки Знания способы устранения дефектов сварных швов; правила технической эксплуатации электроустановок Навыки: контроля с применением измерительного инструмента подготовленных и собранных с применением сборочных приспособлений элементов конструкции (изделия, узлы, детали) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно- 14 Выполнение частично механизирова нной сварки (наплавки) плавлением (изделий, узлов, деталей) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственнотехнологической документации по сварке. ПК 2.1. Настраивать сварочное оборудование для частично механизированной сварки (наплавки) плавлением. технологической документации по сварке; контроля с применением измерительного инструмента подготовленных и собранных на прихватках элементов конструкции (изделия, узлы, детали) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке Умения: использовать измерительный инструмент для контроля собранных элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке Знания: устройство сварочного и вспомогательного оборудования, назначение и условия работы контрольно-измерительных приборов, правила их эксплуатации и область применения Навыки: проверки оснащенности сварочного поста частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; проверки работоспособности и исправности оборудования поста частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; проверки наличия заземления сварочного поста частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; подготовки и проверки сварочных материалов для частично механизированной сварки (наплавки); Умения: проверять работоспособность и исправность оборудования для частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; настраивать сварочное оборудование для частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; Знания: основные группы и марки материалов, свариваемых частично механизированной сваркой (наплавкой) плавлением; сварочные (наплавочные) материалы для частично механизированной сварки (наплавки) плавлением; устройство сварочного и вспомогательного оборудования для частично механизированной сварки (наплавки) плавлением, назначение и условия работы контрольно-измерительных приборов, правила их эксплуатации и область применения; настройки оборудования для частично механизированной сварки (наплавки) плавлением для выполнения сварки 15 ПК 2.2. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственнотехнологической документации по сварке. ПК 2.3. Выполнять частично механизированную сварку (наплавку) плавлением простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся ПК 3.1. Проверять работоспособность и исправность сварочного оборудования для ручной дуговой сварки (наплавка, Навыки: проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла; Умения: проводить работы по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла; Знания: порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла; Навыки: выполнения частично механизированной сваркой (наплавкой) плавлением различных деталей и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва; Умения: выполнять частично механизированную сварку (наплавку) плавлением простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва; выявлять причины возникновения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых (наплавляемых) изделиях; предотвращать и исправлять дефекты сварных швов Знания: технику и технологию частично механизированной сварки (наплавки) плавлением для сварки различных деталей и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва; причины возникновения и меры предупреждения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых (наплавляемых) изделиях; причины возникновения дефектов сварных швов, способы их предупреждения и исправления Навыки: проверки работоспособности и исправности оборудования поста ручной дуговой сваркой (наплавкой, резкой) плавящимся покрытым электродом; Умения: проверять работоспособность и исправность сварочного оборудования для ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом. Знания: 16 покрытым электродом резка) плавящимся покрытым электродом. ПК 3.2. Настраивать сварочное оборудование для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом. ПК 3.3. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственнотехнологической документации по сварке. ПК 3.4. Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку, резку) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных основные группы и марки материалов, свариваемых ручной дуговой сваркой (наплавкой, резкой) плавящимся покрытым электродом; сварочные (наплавочные) материалы для ручной дуговой сваркой (наплавкой, резкой) плавящимся покрытым электродом; устройство сварочного и вспомогательного оборудования для ручной дуговой сваркой (наплавкой, резкой) плавящимся покрытым электродом; Навыки: настройки сварочного оборудования для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом. Умения: настраивать сварочное оборудование для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом. Знания: правила настройки сварочного оборудования для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом. Навыки: выполнения предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла Умения: владеть техникой предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке Знания: выбор режима подогрева и порядок проведения работ по предварительному, сопутствующему (межслойному) подогреву металла Навыки выполнение ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных конструкций; контроля с применением измерительного инструмента сваренных ручной дуговой сваркой (наплавкой, резкой) плавящимся покрытым электродом деталей на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке Умения: 17 конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва. ПК 3.5. Выполнять дуговую резку металла выбирать пространственное положение сварного шва для РД; владеть техникой РД простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва; контролировать с применением измерительного инструмента сваренные РД детали на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке, -пользоваться конструкторской, производственно-технологической и нормативной документацией для выполнения данной трудовой функции Знания: технику и технологию ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва; причины возникновения и меры предупреждения внутренних напряжений и деформаций в свариваемых (наплавляемых) изделиях; причины возникновения дефектов сварных швов, способы их предупреждения и исправления Навыки выполнения дуговой резки простых деталей Умения: владеть техникой дуговой резки металла Знания: дуговую резку простых деталей 18 4.3. Матрица компетенций выпускника 4.3.1. Матрица соответствия видов деятельности по ФГОС СПО, видам деятельности по запросу работодателя видам профессиональной деятельности по профессиональным стандартам, квалификационным справочникам с учетом отраслевой специфики Часть ОПОП-П обязательная /вариативная ВД по ФГОС СПО Наименование вида деятельности ВД 01 Выполнение подготовительных сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений Код и наименование профессиональной компетенции ПК 1.1. Проводить сборочные операции перед сваркой с использованием конструкторской, производственнотехнологической и нормативной документации. . ПК 1.2. Выбирать пространственное положение сварного шва для сварки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей). ПК 1.3. Применять сборочные приспособления для сборки элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку. ПК 1.4. Проводить подготовку элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) под сварку, зачистку сварных швов и удаление поверхностных дефектов после сварки с использованием ручного и механизированного инструмента. ПК 1.5. Проводить контроль собранных элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке. ВД 02 Выполнение ПК 2.1. Настраивать сварочное частично оборудование для частично механизированной механизированной сварки (наплавки) сварки (наплавки) плавлением. плавлением ПК 2.2. Выполнять предварительный, Код профессиона Код и наименование льного обобщенной трудовой функции стандарта 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) Код и наименование трудовой функции A/01.2 Проведение подготовительных и сборочных операций перед сваркой и зачистка сварных швов после сварки A/01.2 Проведение подготовительных и сборочных операций перед сваркой и зачистка сварных швов после сварки A/01.2 Проведение подготовительных и сборочных операций перед сваркой и зачистка сварных швов после сварки A/01.2 Проведение подготовительных и сборочных операций перед сваркой и зачистка сварных швов после сварки 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) A/01.2 Проведение подготовительных и сборочных операций перед сваркой и зачистка сварных швов после сварки 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) A A/02.2 Газовая сварка (наплавка) (Г) простых деталей неответственных конструкций 40.002 A/02.2 19 ВД по запросу работодателя сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке. ПК 2.3. Выполнять частично механизированную сварку (наплавку) плавлением простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва ВД 03 Выполнение ПК 3.1. Проверять работоспособность и ручной дуговой исправность сварочного оборудования для сварки (наплавка, ручной дуговой сварки (наплавка, резка) резка) плавящимся плавящимся покрытым электродом. покрытым электродом ПК 3.2. Настраивать сварочное оборудование для ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электродом. Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) Газовая сварка (наплавка) (Г) простых деталей неответственных конструкций 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) ПК 3.3. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла в соответствии с требованиями производственно-технологической документации по сварке. 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) ПК 3.4. Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку, резку) плавящимся покрытым электродом простых деталей неответственных конструкций в нижнем, вертикальном и горизонтальном пространственном положении сварного шва. ПК 3.5. Выполнять дуговую резку металла 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) 40.002 A Подготовка, сборка, сварка и зачистка после сварки сварных швов элементов конструкции (изделий, узлов, деталей) A/03.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) простых деталей неответственных конструкций A/03.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) простых деталей неответственных конструкций A/03.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) простых деталей неответственных конструкций A/03.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) простых деталей неответственных конструкций A/03.2 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) простых деталей неответственных конструкций 40.002 A/02.2 Газовая сварка (наплавка) (Г) простых деталей неответственных конструкций 20 4.3.2. Матрица соответствия компетенций и составных частей ОПОП-П по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Код общих и профессиональных компетенций, осваиваемых в рамках дисциплин (профессиональных модулей) Индекс Наименование 01 Обязательная часть образовательной программы ОУД.00 Общеобразовательные дисциплины ОУД 01 Русский язык ОУД 02 Литература ОУД 03 Математика ОУД 04 Иностранный язык ОУД 05 Информатика ОУД 06 Физика ОУД 07 Химия ОУД 08 Биология ОУД 09 История ОУД 10 Обществознание ОУД 11 География ОУД 12 Физическая культура Основы безопасности и защиты ОУД 13 Родины Индивидуальный проект СГ.00 Социально-гуманитарный цикл СГ.01 История России Иностранный язык в СГ.02 профессиональной деятельности СГ.03 Безопасность жизнедеятельности СГ.04 Физическая культура СГ.05 Основы финансовой грамотности СГ.06 Основы бережливого производства ОП.00 Общепрофессиональный цикл ОП.01 Основы инженерной графики ОП.02 Основы электротехники ОП.03 Материаловедение ОП.04 Допуски и технические измерения П.00 Профессиональный цикл Выполнение подготовительных, ПМ.01 сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений МДК 01.01 Основы технологии сварки и Общие компетенции (ОК) 03 04 05 06 07 02 О О О О О О О О 08 09 О О О О 1.1 1.2 Профессиональные компетенции (ПК) 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 3.1 1.3 О 3.2 3.3 3.4 О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О 21 МДК 01.02 МДК 01.03 МДК 01.04 УП.01 ПП.01 ПМн.02 МДКн.02.01 УПн.02 ППн.02 ДПБ ОПц.05 ПМд.03 МДКд.03.01 УПд.03 ППд.03 сварочного оборудования Технология производства сварных О конструкций Подготовительные и сборочные О операции перед сваркой Контроль качества сварных О соединений Учебная практика Производственная практика Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением Техника и технология частично механиированной сварки (наплавки) плавлением Учебная практика Производственная практика Дополнительный профессиональный блок, включая цифровой модуль по запросу работодателя - Акционерное общество «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» Информационные технологии в профессиональной деятельности Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки) и резки покрытыми электродами Учебная практика Производственная практика О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О 22 Раздел 5. Структура и содержание образовательной программы 5.1. Учебный план СГ.00 СГ.01 СГ.02 10 1476 81 107 107 344 332 80 80 3 3 2 3 3 1 11 12 13 14 4 семестр 1 2 10 2 курс 3 семестр 4 9 1 курс 2семестр Общеобразовательные дисциплины Русский язык Литература Математика Иностранный язык Информатика Физика Химия Биология История Обществознание География Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Индивидуальный проект Социально-гуманитарный цикл История России Иностранный язык в профессиональной деятельности 8 Объем образовательной программы, распределённой по курсам и семестрам 1 семестр ОУД. 00 ОУД 01 ОУД 02 ОУД 03 ОУД 04 ОУД 05 ОУД 06 ОУД 07 ОУД 08 ОУД 09 ОУД 10 ОУД 11 ОУД 12 ОУД 13 Вариативная часть образовательной программы в ак.ч. 7 Обязательная часть образовательной программы в ак.ч. 6 Промежуточная аттестация 5 Самостоятельная работа 4 Курсовой проект (работа) 2 Практики В т.ч. в форме практической подготовки 1 Экзамен, в т.ч. экзамен по модулю, квалификационный экзамен Наименование Учебные занятия Дифференцированный зачет Всего Зачет 3 Формы промежуточной аттестации Индекс Объем образовательной программы в академических часах 15 16 17 18 489 635 352 27 54 1432 44 1476 69 12 27 32 48 12 104 126 114 109 101 8 12 185 173 2 65 65 3 72 72 3 134 134 2 57 57 2 58 34 46 34 28 47 68 63 54 17 48 34 38 34 49 51 34 23 58 34 24 48 2 82 82 34 2 70 70 34 36 2 32 32 8 24 6 252 136 240 12 252 4 36 4 34 2 36 4 38 30 36 2 38 34 86 132 36 26 12 23 СГ.03 СГ.04 СГ.05 СГ.06 ОП.00 ОП.01 ОП.02 ОП.03 ОП.04 П.00 ПМ.01 МДК 01.01 МДК 01.02 МДК 01.03 МДК 01.04 УП.01 ПП.01 ПM.01.ЭК ПМн.02 МДКн02.01 УПн.02 ППн.02 ПM.02.ЭК ДПБ ОПц.05 ПМд.03 МДКд.03.01 УПд.03 ППд.05 Безопасность жизнедеятельности Физическая культура Основы финансовой грамотности Основы бережливого производства Общепрофессиональный цикл Основы инженерной графики Основы электротехники Материаловедение Допуски и технические измерения Профессиональный цикл Выполнение подготовительных, сборочных операций перед сваркой и контроль сварных соединений Основы технологии сварки и сварочного оборудования Технология производства сварных конструкций Подготовительные и сборочные операции перед сваркой Контроль качества сварных соединений Учебная практика Производственная практика Экзамен по модулю Выполнение частично механизированной сварки (наплавки) плавлением Техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением Учебная практика Производственная практика Экзамен по модулю Дополнительный профессиональный блок, включая цифровой модуль по запросу работодателя - Акционерное общество «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» Информационные технологии в профессиональной деятельности Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом Техника и технология ручной дуговой сварки (наплавки) и резки покрытыми электродами Учебная практика Производственная практика 3 2 4 72 48 70 2 72 4 38 34 36 2 38 2 34 10 32 2 34 4 34 10 32 2 34 2 144 48 121 8 1 36 12 34 2 4 15 144 72 36 36 12 25 2 12 34 2 36 12 28 2 6 36 6 4 1044 817 286 684 17 57 756 2 1 324 228 118 180 8 18 324 51 159 21 36 12 31 2 3 36 17 19 22 34 12 29 2 3 34 17 17 21 34 12 29 2 3 34 17 17 34 12 29 2 3 34 34 72 72 72 72 72 108 108 108 4 1 42 1 432 340 91 102 16 91 4 144 144 144 1 180 180 180 4 4 42 2 324 3 3 249 77 40 29 29 248 220 48 62 40 48 180 180 36 36 36 36 114 108 6 6 2 15 432 432 2 9 102 102 144 144 180 180 6 6 6 288 36 108 6 1 36 6 6 1 14 36 36 2 24 34 36 22 36 34 1 2 9 36 7 24 288 174 2 9 40 40 5 15 248 134 5 9 62 62 72 3 72 72 72 72 41 108 108 108 108 114 108 24 ПM.03.ЭК ГИА.00 Итого: Экзамен по модулю Государственная итоговая аттестация 42 6 6 6 6 36 2952 1001 2079 684 37 72 2628 288 612 864 612 864 5.2. Обоснование распределения вариативной части образовательной программы № п/п Код и наименование учебной дисциплины/профессионального модуля Количество часов Категория Обоснование 1. ПОП-П/работодатель 2. ЦОМ/проект 1 ПМд.03 Выполнение ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 248 работодатель 2 ОПц.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности 40 ЦОМ Итого: 288 АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» Углубление и расширение знаний, умений и навыков обучающихся в процессах выполнения ручной дуговой сварки (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом Введение ЦОМ дает возможность дальнейшего развития общих и профессиональных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с потребностями регионального рынка труда, а также с учетом требований информационных технологий 25 5.3. План обучения в форме практической подготовки на предприятии (на рабочем месте) № п/п Виды работ практик Практики Длительность обучения (в ак. часах) Семестр обучения 1. Производственная практика ПП.01 Производственная практика 108 6 2. Производственная практика ПП.02 Производственная практика 180 6 3. Производственная практика ПП.03 Производственная практика 108 6 Наименование рабочего места, участка/структурного подразделения В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» Ответственный от предприятия В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» В соответствии с приказом АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» 26 5.4. Календарный учебный график Курс БУП Сентябрь 1 ОЧ ВЧ 2 Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август 1 2 3 4 5 6 7 8 9 # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # # = = :: = = = = = = = = = 1 ОЧ ВЧ :: :: = = :: Г 2 ОЧ - обязательная часть образовательной программы; ВЧ - вариативная часть образовательной программы Модули и дисциплины (обязательная часть) :: Модули и дисциплины (вариативная часть) Промежуточная аттестация = Каникулы Учебная практика Г Государственная итоговая аттестация Производственная практика Неделя отсутствует Учебная практика рассредоточено Производственная практика рассредоточено Сводные данные по бюджету времени Обучение по модулям и дисциплинам Курс 1 курс 2 курс Всего Всего Курс Учебный график по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) 1 семестр 2 семестр Промежуточная аттестация Всего 1 семестр Практики 2 семестр Всего 1 семестр ГИА 2 семестр Каникулы Всего нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. нед. ак.ч. 38,5 21,5 60 1386 774 2160 17 14,5 31,5 612 522 1134 21,5 7 28,5 774 252 1026 0,5 1,5 2 18 54 72 0,5 0,5 18 18 0,5 1 1,5 18 36 54 2 17 19 72 612 684 2 2 72 72 2 15 17 72 540 612 1 1 36 36 нед. 11 2 13 Всего, ак.ч 1476 1476 2952 5.5. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) является составной частью образовательной программы и определяет содержание дисциплины (модуля), запланированные результаты обучения, составные части учебного процесса, формы и методы организации учебного процесса и контроля знаний обучающихся, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса по соответствующей дисциплине (модулю). Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных ФГОС СПО. Рабочие программы профессиональных модулей и дисциплин, включая профессиональные модули по запросу работодателя, приведены в Приложениях 1, 2 к ОПОПП. 5.6. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы Цель рабочей программы воспитания – развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) являются частью программы воспитания образовательной организации и представлены в Приложении 5. 5.7. Практическая подготовка Практическая подготовка при реализации образовательных программ СПО направлена на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю образовательной программы путем расширения компонентов (частей) образовательной программы, предусматривающих моделирование реальных условий или смоделированных производственных процессов, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью. Образовательная деятельность в форме практической подготовки: − реализуется, в том числе на рабочих местах АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы»; − при проведении практических и лабораторных занятий, всех видов практики; − включает в себя отдельные занятия лекционного типа, семинары, которые предусматривают передачу учебной информации обучающимся, необходимой для последующего выполнения работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Образовательная деятельность в форме практической подготовки осуществляется на 1 и 2 курсах обучения, охватывая дисциплины, профессиональные модули, все виды практики, предусмотренные учебным планом образовательной программы. Практическая подготовка организуется в специальных помещениях и структурных подразделениях образовательной организации, а также в специально оборудованных 28 помещениях (на рабочих местах) АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы» на основании договора о практической подготовке обучающихся. 5.8. Государственная итоговая аттестация Государственная итоговая аттестация осуществляется в соответствии с Порядком проведения ГИА. Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится в следующей форме: демонстрационный экзамен Программа ГИА включает общие сведения; примерные требования к проведению демонстрационного экзамена. Программа ГИА представлена в приложении 4. Раздел 6. Условия реализации образовательной программы 6.1. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной программы 6.1.1. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы установлены в соответствующем ФГОС СПО. Состав материально-технического и учебно-методического обеспечения, используемого в образовательном процессе, определяется в Приложении 3 и рабочих программах дисциплин (модулей). 6.1.2. Перечень специальных помещений для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой 6.1.2. Перечень специальных помещений для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой Кабинеты: Социально-гуманитарного цикла; Иностранного языка; Инженерной графики; Безопасности жизнедеятельности; Электротехники и электроники; Материаловедения; Общепрофессиональных дисциплин Профессиональных модулей Лаборатории: Материаловедения; Электротехники и сварочного оборудования; Мастерские: Слесарная; Сварочная для сварки металлов; Сварочная для сварки неметаллических материалов. Зоны под вид работ Слесарно-механическая; Электротехники и сварочного оборудования; ПМ.01, ПМ.02, ПМд.03 Испытания материалов и контроля качества сварных соединений; Автоматизированного проектирования конструкторской документации; 29 Материаловедения, метрологии, стандартизации и сертификации. Спортивный комплекс Спортивный зал стрелковый тир (электронный). Залы: − библиотека, читальный зал с выходом в интернет; − актовый зал. 6.1.3. Перечень материально-технического обеспечения и перечень необходимого комплекта лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения представлен в Приложении 3. 6.2. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Программа сочетает обучение в образовательной организации и на рабочем месте на базе работодателя с широким использованием в обучении цифровых технологий. При реализации образовательной программы применяются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. Не допускается реализация образовательной программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. 6.3. Кадровые условия реализации образовательной программы Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы установлены в соответствующем ФГОС СПО. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на иных условиях, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: Машиностроение, и имеющими стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Работники, привлекаемые к реализации образовательной программы осваивают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций, в том числе в форме стажировки на АО «Судостроительный завод им. Б.Е. Бутомы», а также в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия полученных компетенций требованиям к квалификации педагогического работника. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее трех лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 %. 6.4. Расчеты финансового обеспечения реализации образовательной программы Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. Расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по 30 реализации образовательной программы осуществляются в соответствии с Перечнем и составом стоимостных групп профессий и специальностей по государственным услугам по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования — программ подготовки специалистов среднего звена, итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам профессий и специальностей, отраслевые корректирующие коэффициенты и порядок их применения, утверждаемые Минпросвещения России ежегодно. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы, определенное в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», включает в себя затраты на оплату труда преподавателей и мастеров производственного обучения с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».