PecuydJrr{Ka KPr,rnn MllnucTepcTBo o6pa:oBa1ll{flr HayKI'I II MoJIoAExu pooeccl{ o Ha.'tbH Oe o6pa:o naTeJr F, H OC y q pclKAC H I{ e P ec ny6n rI Kll Kpstna tIE, C KI{iI TE XHmKyMIIPUruITO peureHHeM rIeAarol'l,rqecKoro Cosela |EIIOI/ PK ( orZ /, 02. 2aX L rporoKoJl 2022 r. MOXOB JlorcarbHbrfi anr J\b 04-59 florolmeH I{e o HacraB H I'I qecrBe ro $opMe (cryAeHT-cryAeHD> B focy4apcrBeHHona 6rc4)KerHoM rpo$eccuoHAJI bHoM oOpa3oBarerbHoM yqpe)KAeHne PecilyoJII{KI{ KpbIM > r. Kepuu -2022 r. 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о программе наставничества разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 года № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), Трудовым кодексом РФ, методологией (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (утверждена распоряжением министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145), методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145). 1.2. Настоящее Положение (далее – Положение) о программе наставничества в ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» (далее – техникум) является организационной основой для внедрения целевой модели наставничества и регламентирует вопросы организации наставнической работы в образовательной организации. 1.3. Целью программы наставничества является разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или социальными потребностями. 1.4. Основными задачами реализации программы наставничества являются: • помощь обучающимся в реализации лидерского потенциала; • улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций; • создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации; • формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных выпускников. 1.5. В соответствии с поставленными целями и задачами в образовательной организации закрепляется наставничество в форме «студент-студент». Выбранная форма предполагает взаимодействие обучающихся техникума, при котором один из обучающихся находится на более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации. 1.6. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В соответствии с целями и задачами, которые планируется решать в образовательной организации с помощью наставничества, наставляемый может быть: ▪ социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низком по отношению к наставнику уровне образования, демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в жизни школы, отстраненный от коллектива; ▪ обучающийся с особыми образовательными потребностями например, увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов. 1.7. Наставник – участник программы наставничества, активный обучающийся старшего уровня образования, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность); член детско- юношеских организаций или объединений. 1.8. Направления наставничества: • учебное наставничество: наставничество в период подготовки к конкурсам, олимпиадам, в целях развития образовательных компетенций обучающихся; • социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, как правило, во внеклассной деятельности в целях развития общих компетенций обучающихся, а также выявление и развитие талантов и способностей, обучающихся к творчеству, социально-значимой деятельности, спортивным достижениям, мотивации к добровольческой и волонтёрской деятельности. 1.9. Наставничество может быть, как индивидуальное (направленное на одного обучающегося), так и групповое (направленное на группу обучающихся). 2. Права и обязанности участников программы наставничества 2.1. Функции по управлению и контролю наставничества осуществляет куратор. Куратор назначается решением руководителя образовательной организации. Куратором может стать представитель образовательной организации (учитель-предметник, педагог-психолог, куратор группы или заместитель директора образовательной организации по учебно-воспитательной работе), представитель организации - партнера программы, представитель региональной некоммерческой организации, организации любой формы собственности, чья деятельность связана с реализацией программ наставничества, добровольческой (волонтерской) деятельностью, образованием и воспитанием обучающихся. 2.2. К зоне ответственности Куратора относятся следующие задачи: ▪ сбор и работа с базой наставников и наставляемых; ▪ организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения); ▪ контроль проведения программ наставничества; ▪ участие в оценке вовлеченности обучающихся в различные формы наставничества; решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации целевой модели наставничества; ▪ мониторинг реализации и получение обратной связи от участников программы и иных причастных к программе лиц. 2.3. В период наставничества наставник имеет право: • знакомиться с персональными данными наставляемого с соблюдением требований и условий, предусмотренных законодательством в целях защиты персональных данных; • разрабатывать совместно с наставляемым индивидуальный план с учётом его образовательных потребностей, давать конкретные задания с определённым сроком подготовки; • вносить предложения о создании необходимых условий для улучшения образовательных результатов наставляемого; • мотивировать наставляемого на улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов; • развивать у наставляемого гибкие навыки и метакомпетенции. 2.4. В период наставничества наставник обязан: • выполнять утвержденную программу наставничества; ▪ контролировать и оценивать самостоятельно работу наставляемого; • оказывать необходимую помощь наставляемому в рамках, поставленных программой наставничества целей и задач; ▪ содействовать развитию общекультурного кругозора наставляемого; • сопровождать обучающегося на места проведения профессиональных конкурсов, олимпиад и чемпионатов профессий согласно регламенту организаторов; ▪ разрабатывать совместно с наставляемым план индивидуального развития; предоставлять отчет о работе наставника; ▪ содействовать подготовке «портфолио достижений» наставляемого. 2.5. В период наставничества наставляемый имеет право: ▪ обращаться за помощью к своему наставнику; ▪ вносить предложения по совершенствованию программы наставничества; участвовать в обсуждении результатов наставничества; ▪ обращаться с просьбой о замене наставника к куратору. 2.6. В период наставничества наставляемый обязан: ▪ выполнять мероприятия, обозначенные в программе наставничества в установленные сроки; ▪ учиться у наставника методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; ▪ совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; ▪ отчитываться о проделанной работе перед наставником в установленные сроки. 2.7. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и наставляемого. 3. Результаты реализации программы наставничества 3.1. Результатом реализации программы наставничества является высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные и образовательные процессы образовательной организации. 3.2. Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются: ▪ рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций и др.; ▪ количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; ▪ повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; ▪ снижение числа обучающихся, состоящих на различных формах профилактических учетов; ▪ снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. 4. Перечень документов, регламентирующих реализацию программы наставничества 4.1. К документам, регламентирующим реализацию программы наставничества, относятся: ▪ настоящее Положение: ▪ приказ руководителя образовательной организации об организации наставничества; ▪ индивидуальный план работы наставника с наставляемым; журнал наставника; ▪ отчеты о деятельности наставника и наставляемого лица; ▪ программа мониторинга результатов деятельности программы наставничества (анкетирование); ▪ соглашения между наставником и наставляемым, а также законными представителями наставляемого в случае, если участник программы несовершеннолетний; ▪ протоколы заседаний педагогического и методического советов (объединений), либо других государственно-общественных органов образовательной организации, на которых рассматривались вопросы наставничества; ▪ личные заявления наставников и наставляемых лиц. Заместитель директора по УВР Парий О.А.