mNl@*,e
W
Pecuy6JrI,IKa Kpuvr
MuuucTepcTBo o6pa:oBagl{fl, HayKI{ I{ MoJIoAExu
I-
ocyaapcrBeH
H
oe 6 roAxerHoe npooeccu oHaJr bHoe
o6paronaTeJrbHoe yqpelKAeHHe Pecuyonr.tKrr Kpgvr
>
IlPI,lHtlTO
peueHueM rleAarorllqecKoI-o Conera
TETIOY PK
orL f._82 2a4L r poTo KorI
oZ
;rl-,
2022 r.
.E. Tunroxoe
IoxarrbHblff anr J\b 04-58
flololneH I,I e o HacraBHl'IqecrBe
ro
QopMe (neAafor-crYAeHr>>
B focy4apcrBeHHonn
droA)KerHoM
rpoQeccuoHar bHona o6pa3oBareJrbHoM
YIIPC)KAEHI,IE PCCNY 6NMKI{ KPbIM
(KepqeHCKUfi TeXHOJIOTIITIeCKI,Ifi TeXHI,IKyM>)
r. KeP'1|' -2022 r.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о наставничестве по форме «педагог-студент»
(далее – Положение) в ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» (далее
- техникум) разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании
в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением
Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии
(целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в
том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»,
Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении
целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с
"Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели)
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и
программам среднего профессионального образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Уставом ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» и определяет порядок организации
наставничества
для
внедрения
практико-ориентированных
и
гибких
образовательных технологий в Керченском технологическом техникуме.
1.2.
В
настоящем
Положении
используются
следующие
понятия:
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний,
формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве;
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого;
Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции.
Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального образования, либо организации из числа
ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
«Менторство» подразумевает отношения наставничества между человеком, не
имеющим опыта в какой-то области, и человеком более опытным. Диадические,
личностные долговременные взаимоотношения между опытным наставником и
студентом-новичком,
которые
позволяют
последнему
развиваться
профессионально, академически или личностно.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников.
1.3. Наставничество, как вид деятельности, предусматривает систематическую
индивидуальную и (или) групповую (командную) работу.
1.4. Наставником может быть работник, имеющий стаж педагогической работы не
менее 3 лет, аттестованный в установленном порядке на первую или высшую
квалификационную категорию.
1.5. Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать
другим. Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много
обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется
ситуативно. Так ментор это человек, который имеет больший профессиональный
опыт, чем его подопечный. Это может быть руководитель или просто сотрудник,
имеющий больший практический стаж, а также приглашенный человек со стороны,
но он берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и
развития стратегии дальнейшего движения.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала
личности
наставляемого,
необходимое
для
успешной
личной
и
профессиональной самореализации, стимулирование инициативы и творчества
обучающихся, а также профилактика правонарушений в техникуме.
Задачи наставничества:
- формирование и развитие профессиональных компетенций у обучающихся
техникума;
- формирование и развитие общих компетенций у обучающихся техникума;
профилактика
правонарушений
и
социализация
в
обществе
обучающихся
- из «группы риска»;
- улучшение показателей образовательной организации в образовательной,
социокультурной, спортивной и других сферах;
- подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности.
3.
НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
НАСТАВНИЧЕСТВА
ПО ФОРМЕ «ПЕДАГОГ - СТУДЕНТ»
3.1. Направления наставничества в техникуме:
• Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, как
правило, во внеурочной общественной деятельности в целях развития
общих компетенций, обучающихся в соответствии с требованиями
ФГОС СПО, а также выявление и развитие талантов и способностей
обучающихся к творчеству, социально-общественной деятельности,
спортивным достижениям;
• Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в
процессе
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся,
попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа
детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лица с ОВЗ), либо
входящих в «группу риска» (неуспевающие, состоящие на учете в КДН,
УВД, внутреннем профилактическом учете в техникуме и т.д.).
3.2. В техникуме могут применяться формы наставничества:
- индивидуальное наставничество (в том числе менторство), при котором за
наставником закрепляется один наставляемый (обучающийся , педагог);
- групповое наставничество (в том числе менторство), при котором наставник
руководит группой обучающихся;
- коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество
над одним обучающимся осуществляет трудовой коллектив или группа
специалистов (обучающихся);
- коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество группой
трудового коллектива (или группой специалистов) осуществляется над группой
обучающихся.
3.3. Наставничество может быть прямое, т.е. непосредственный контакт с
обучающимся, (общение с ним не только в учебное время, но и в неформальной
обстановке) и опосредованное (когда оно проявляется только формально, путем
советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также
влияние на его окружающую среду); индивидуальное (когда все силы
направлены на воспитание одного обучающегося) и коллективное (когда
наставничество распространяется на группу обучающихся); открытое
(двустороннее взаимодействие наставника и обучающегося) и скрытое (когда
наставник воздействует незаметно).
3.4. Мероприятия, достижения, проблемы, возникающие в процессе работы по
наставничеству обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий, учебнометодического совета, педагогического совета техникума.
4.
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТЕХНИКУМЕ
4.1. Приказом «О наставничестве» закрепляются наставники за определенными
группами (категориями) обучающихся или отдельными обучающимися.
4.2. Список обучающихся, которым требуется наставник (наставники) по
определенным направлениям наставничества формируется раз в квартал (с
возможностью внесения дополнений по запросу).
4.3. Список наставников и программы наставничества формируют по
направлениям заместители директора, заведующий учебной частью, заведующий
учебной и производственной практикой.
4.4. Заместители директора по УПР, УВР заведующий учебной частью,
заведующий учебной и производственной практикой являются кураторами
процессов наставничества в целях сопровождения, мониторинга. Оценки и
контроля выполнения программ наставничества.
4.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии
предполагаемого наставника и обучающегося.
4.6. Замена наставника производится распоряжением директора в случаях:
- увольнения наставника;
- перевод наставника на другую работу;
- привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
- невозможности установления межличностных взаимоотношений между
наставником и обучающимся;
- психологической несовместимости наставника и обучающегося.
4.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является
достижение обучающимся поставленных целей и решение задач в период
наставничества
5.
ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
5.1. В период наставничества наставник обязан:
изучать личностные качества обучающегося, его отношение с
одногруппниками, родителями, увлечения, наклонности, круг общения;
контролировать и оценивать самостоятельно выполненную работу
обучающимся, оказывать необходимую помощь;
личным примером развивать положительные качества обучающегося,
корректировать его поведение в техникуме, привлекать к участию в
общественной
жизни
коллектива,
содействовать
развитию
общекультурного и профессионального кругозора.
6.
ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. В период наставничества обучающийся обязан:
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства,
овладевать практическими навыками по осваиваемой образовательной
программе;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно
строить свои взаимоотношения с ним;
- отчитываться о своей работе перед наставником;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- соблюдать правила охраны труда, внутреннего трудового распорядка и
обязательства о неразглашении сведений, в случае если наставничество
осуществляется на базе завода.
7 .ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО
7.1 К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ «О наставничестве»;
протоколы заседаний педагогического совета, учебно-методического совета
и цикловых комиссий, на которых рассматривались вопросы
наставничества;
- список наставников/наставляемых;
- журнал наставника;
- другие документы (на усмотрение наставника).
Заместитель директора по УВР
О.А.Парий