mNl@*,e W Pecuy6JrI,IKa Kpuvr MuuucTepcTBo o6pa:oBagl{fl, HayKI{ I{ MoJIoAExu I- ocyaapcrBeH H oe 6 roAxerHoe npooeccu oHaJr bHoe o6paronaTeJrbHoe yqpelKAeHHe Pecuyonr.tKrr Kpgvr> IlPI,lHtlTO peueHueM rleAarorllqecKoI-o Conera TETIOY PK orL f._82 2a4L r poTo KorI oZ ;rl-, 2022 r. .E. Tunroxoe IoxarrbHblff anr J\b 04-58 flololneH I,I e o HacraBHl'IqecrBe ro QopMe (neAafor-crYAeHr>> B focy4apcrBeHHonn droA)KerHoM rpoQeccuoHar bHona o6pa3oBareJrbHoM YIIPC)KAEHI,IE PCCNY 6NMKI{ KPbIM (KepqeHCKUfi TeXHOJIOTIITIeCKI,Ifi TeXHI,IKyM>) r. KeP'1|' -2022 r. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о наставничестве по форме «педагог-студент» (далее – Положение) в ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» (далее - техникум) разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Уставом ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» и определяет порядок организации наставничества для внедрения практико-ориентированных и гибких образовательных технологий в Керченском технологическом техникуме. 1.2. В настоящем Положении используются следующие понятия: Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве; Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого; Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. «Менторство» подразумевает отношения наставничества между человеком, не имеющим опыта в какой-то области, и человеком более опытным. Диадические, личностные долговременные взаимоотношения между опытным наставником и студентом-новичком, которые позволяют последнему развиваться профессионально, академически или личностно. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 1.3. Наставничество, как вид деятельности, предусматривает систематическую индивидуальную и (или) групповую (командную) работу. 1.4. Наставником может быть работник, имеющий стаж педагогической работы не менее 3 лет, аттестованный в установленном порядке на первую или высшую квалификационную категорию. 1.5. Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется ситуативно. Так ментор это человек, который имеет больший профессиональный опыт, чем его подопечный. Это может быть руководитель или просто сотрудник, имеющий больший практический стаж, а также приглашенный человек со стороны, но он берет функции регулировки, мотивации, выявления общих слабых сторон и развития стратегии дальнейшего движения. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, стимулирование инициативы и творчества обучающихся, а также профилактика правонарушений в техникуме. Задачи наставничества: - формирование и развитие профессиональных компетенций у обучающихся техникума; - формирование и развитие общих компетенций у обучающихся техникума; профилактика правонарушений и социализация в обществе обучающихся - из «группы риска»; - улучшение показателей образовательной организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; - подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности. 3. НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА ПО ФОРМЕ «ПЕДАГОГ - СТУДЕНТ» 3.1. Направления наставничества в техникуме: • Социокультурное наставничество: наставничество, осуществляемое, как правило, во внеурочной общественной деятельности в целях развития общих компетенций, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО, а также выявление и развитие талантов и способностей обучающихся к творчеству, социально-общественной деятельности, спортивным достижениям; • Индивидуально-профилактическое наставничество: наставничество в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (дети-сироты, лица из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, лица с ОВЗ), либо входящих в «группу риска» (неуспевающие, состоящие на учете в КДН, УВД, внутреннем профилактическом учете в техникуме и т.д.). 3.2. В техникуме могут применяться формы наставничества: - индивидуальное наставничество (в том числе менторство), при котором за наставником закрепляется один наставляемый (обучающийся , педагог); - групповое наставничество (в том числе менторство), при котором наставник руководит группой обучающихся; - коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним обучающимся осуществляет трудовой коллектив или группа специалистов (обучающихся); - коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество группой трудового коллектива (или группой специалистов) осуществляется над группой обучающихся. 3.3. Наставничество может быть прямое, т.е. непосредственный контакт с обучающимся, (общение с ним не только в учебное время, но и в неформальной обстановке) и опосредованное (когда оно проявляется только формально, путем советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его окружающую среду); индивидуальное (когда все силы направлены на воспитание одного обучающегося) и коллективное (когда наставничество распространяется на группу обучающихся); открытое (двустороннее взаимодействие наставника и обучающегося) и скрытое (когда наставник воздействует незаметно). 3.4. Мероприятия, достижения, проблемы, возникающие в процессе работы по наставничеству обсуждаются на заседаниях цикловых комиссий, учебнометодического совета, педагогического совета техникума. 4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ТЕХНИКУМЕ 4.1. Приказом «О наставничестве» закрепляются наставники за определенными группами (категориями) обучающихся или отдельными обучающимися. 4.2. Список обучающихся, которым требуется наставник (наставники) по определенным направлениям наставничества формируется раз в квартал (с возможностью внесения дополнений по запросу). 4.3. Список наставников и программы наставничества формируют по направлениям заместители директора, заведующий учебной частью, заведующий учебной и производственной практикой. 4.4. Заместители директора по УПР, УВР заведующий учебной частью, заведующий учебной и производственной практикой являются кураторами процессов наставничества в целях сопровождения, мониторинга. Оценки и контроля выполнения программ наставничества. 4.5. Назначение наставника производится при обоюдном согласии предполагаемого наставника и обучающегося. 4.6. Замена наставника производится распоряжением директора в случаях: - увольнения наставника; - перевод наставника на другую работу; - привлечения наставника к дисциплинарной ответственности; - невозможности установления межличностных взаимоотношений между наставником и обучающимся; - психологической несовместимости наставника и обучающегося. 4.7. Показателями оценки эффективности работы наставника является достижение обучающимся поставленных целей и решение задач в период наставничества 5. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА 5.1. В период наставничества наставник обязан: изучать личностные качества обучающегося, его отношение с одногруппниками, родителями, увлечения, наклонности, круг общения; контролировать и оценивать самостоятельно выполненную работу обучающимся, оказывать необходимую помощь; личным примером развивать положительные качества обучающегося, корректировать его поведение в техникуме, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. 6. ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО 6.1. В период наставничества обучающийся обязан: - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по осваиваемой образовательной программе; - учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним; - отчитываться о своей работе перед наставником; - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - соблюдать правила охраны труда, внутреннего трудового распорядка и обязательства о неразглашении сведений, в случае если наставничество осуществляется на базе завода. 7 .ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО 7.1 К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; приказ «О наставничестве»; протоколы заседаний педагогического совета, учебно-методического совета и цикловых комиссий, на которых рассматривались вопросы наставничества; - список наставников/наставляемых; - журнал наставника; - другие документы (на усмотрение наставника). Заместитель директора по УВР О.А.Парий