Решаем вместе
Есть вопрос?

ОПД 05 Безопасность жизнедеятельности

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

ОСВОЕНИЯ

8
12

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО 08.01.08 «Мастер отделочных строительных работ»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина безопасность жизнедеятельности относится к
общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения: применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
профессией;
-владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях венной службы;
-оказать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях
противодействия террозму как серьезной угрозе национальной безопасности
России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их
реализации;
- Основы военной службы и обороны государства; задачи и основные
мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры
пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
4

- организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления
на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых
имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Реферат «Человек и окружающая среда»
Реферат «Краткая характеристика экстремальных ситуаций
социального характера»
Реферат «Краткая характеристика экстремальных ситуаций
природного характера»
Реферат «Краткая характеристика экстремальных ситуаций
техногенного характера»
Реферат «Реанимационные мероприятия»

48
32

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

2

12
4
16

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Тема 1.1.
Безопасность и
защита человека в
опасных и
чрезвычайных
ситуациях.

Тема 1.2
Гражданская оборона

Тема 1.3.Основы
медицинских знаний

Тема 1.4. Основы
военной службы

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
2

Объем часов
3

Содержание учебного материала
1 Характеристика экстремальных ситуаций социального характера.
2 Характеристика экстремальных ситуаций природного характера.
3 Характеристика экстремальных ситуаций техногенного характера.
Практические работы:
№1 «Изучение мероприятий по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций»
№2 «Изучение и отработка моделей поведения в условиях ЧС техногенного характера»
№3 «Изучение и отработка моделей поведения в условиях ЧС природного характера»
Контрольная работа по теме 1.1
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме 1.1
Содержание учебного материала
1 Ядерное оружие и защита от него.
2 Химическое оружие и защита от него.
3 Бактериологическое оружие и защита от него.

3

Практические работы:
№4 «Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов»
№5 «Изучение первичных средств пожаротушения»
Контрольная работа по теме 1.3
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме 1.2
Содержание учебного материала
1 Первая помощь при ранениях. Виды ранений и ран
2 Первая медицинская помощь при кровотечениях
3 Первая медицинская помощь при травмах
4 Первая помощи при сотрясениях и ушибах головного мозга
5 Первая помощь при переломах
Практические работы:
№6 «Изучение и освоение приемов оказания первой помощи при кровотечениях»
№7 «Изучение и освоение приемов оказания первой помощи при различных видах травм»
№8 «Изучение и освоение способов искусственного дыхания»
Контрольная работа по теме 1.3
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме 1.3
Содержание учебного материала
1 Ручные осколочные гранаты. Устройство принцип действия гранат.
2 Ориентирование на местности. Определение расстояния до цели.
3 Магнитный азимут. Движение по магнитным азимутам.

2

Практические работы:
№9 «Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции»
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашнего задания по теме 1.4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Уровень
освоения
4
2

3

1
4
3
2

1
4
5
2

5

1
4
3

2

2
1
4
2

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета по БЖ
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «БЖ»;
- Стенды и макеты для лабораторных и практических работ по темам:
1. Гражданская оборона
2. Огневая подготовка
3.Виды вооруженных сил
4. Общевойсковые уставы
5.Тактика
6. Топография
- Оборудование для лабораторных и практических работ.
1. Прибор ВПХР – 4
2. Прибор ДП -5А
3. Противогазы, респираторы
Технические средства обучения:
- Прибор ВПХР – 4
- Прибор ДП -5А
-Противогазы, респираторы
-Учебная граната
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых
учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1.Косолапова и др., учебник, «Безопасность жизнедеятельности»,М.
«Академия», 2012г.
2.Косолапова Н.В. и др., практикум для НПО «Безопасность
жизнедеятельности». М.»Академия», 2013г.
Дополнительные источники:
1.Научно-методический и информационный журнал: ОБЖ. Основы
безопасности жизнедеятельности.
2.интернет-сайты: www.school.edu.ru
www.obzh.ru
3. Комплект учебно-наглядных пособий «Защита населения от ОМП»;
4. Комплект учебно-наглядных пособий, плакатов.

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, контрольных работ, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (усвоенные
умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки
результатов

У1. Организовывать и проводить
мероприятия по защите работающих
и
населения
от
негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций;

Разработка алгоритма действия при
ЧС.
Поиск и выбор защитных сооружений
от ЧС.
Показ действий по эвакуации при ЧС.
Точность и скорость выполнения
мероприятий по эвакуации.
Разработка профилактических мер
для снижения уровня опасностей
опасностей различного вида.
Планирование
аварийноспасательных работ при ликвидации
последствий ЧС.
Правильное
определение
профилактических мер для снижения
уровней опасностей.
Показ выполнения нормативов по
РХБЗ.
Подготовка средств коллективной
защиты к эксплуатации.
Выполнение задания в соответствии с
нормативами.
Показ выполнения упражнения по
тушению условного пожара.
Выполнение задания в соответствии с
нормативами.

У2.
Предпринимать
профилактические
меры
для
снижения
уровня
опасностей
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и
быту;

У3.
Использовать
средства
индивидуальной и коллективной
защиты
от
оружия
массового
поражения
У4.Применять первичные средства
пожаротушения;

У5. Ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди
них
родственные
полученной
профессии;

Поиск и выбор
военно-учетных
специальностей
родственных
полученной в техникуме профессии.
Правильное определение военноучетных
специальностей
,
родственных
с
полученной
в
техникуме профессии
8

У6. Применять профессиональные
знания
в
ходе
исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии
с полученной профессией;
У7.Владеть
способами
бесконфликтного
общения
и
саморегуляции
в
повседневной
деятельности
и
экстремальных
условиях венной службы

У8.Оказать
первую
пострадавшим.

помощь

З1.
Принципы
обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий и
оценки последствий при техногенных
чрезвычайных
ситуациях
и
стихийных явлениях, в том числе в
условиях
противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России.
З2. Основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту,
принципы
снижения
вероятности их реализации.

Подготавливать решение действий по
вводным
задачам,
касающихся
полученных
профессиональных
знаний.
Правильный анализ вводных задач в
ходе выполнения
обязанностей
военной службы.
Построение
бесконфликтного
общения в учебной группе.
Отслеживание острых ситуаций при
общении с обучающимися в группе
преподавателями, родителями.
Прогнозирование своего поведения в
экстремальных условиях.
Демонстрация
способов
бесконфликтного общения.
Показ алгоритма
действия при
определении
состояния
пострадавшего.
Выполнение
приемов
само
и
взаимопомощи
при
травмах,
кровотечениях, переломах.
Правильная
оценка
состояния
пострадавшего, точная демонстрация
оказания ПМП на манекене.
Систематизирование и изложение
полученных знаний.
Описание
последовательности
действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях.

Анализ опасностей и их последствий
в профессиональной деятельности и
в быту.
Соблюдение
требований
безопасности в профессиональной
деятельности.
Приведение примеров
снижения
вероятностей
потенциальных
опасностей.
Полное и правильное изложение
теоретического
вопроса
с
9

З3. Основы военной
обороны государства

службы

и

З4.Задачи и основные мероприятия
гражданской обороны.
З5. Способы защиты населения от
оружия массового поражения

З6.Меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах.
З7.Организацию и правила призыва
граждан на военную службу и
поступления на нее в добровольном
порядке.

З8Основные

виды

приведением
примеров,
раскрывающих
те
или
иные
положения,
аргументы,
их
подтверждающие с окончательным
выводом.
Перечисление обязанностей граждан
РФ,
связанных с
обороной
государства.
Установление
различий
между
мобилизацией, военным положением
и военным временем.
Логически стройно в соответствии с
вопросом перечислить обязанности
граждан РФ, связанных с обороной
государства.
Перечисление задач войск ГО и
центра МЧС Крыма.
Классифицирование задач МЧС по
степеням боевой готовности.
Описание
способов
защиты
населения от оружия массового
поражения.
Быстро и точно перечислить задачи
войск ГО и описать способы защиты
населения от ОМП.
Изложение профилактических мер
по противопожарной безопасности и
сообщения правил эвакуации при
пожарах.
Изложение определения воинского
учета.
Перечисление обязанностей граждан
по воинскому учету.
Перечисление порядка призыва на
военную службу и представления
отсрочек.
Перечисление основных условий
прохождения службы по контракту.
Полное и правильное изложение
теоретического
вопроса
с
приведением категорий годности к
военной службе , раскрытие порядка
призыва на военную службу.

вооружения, Систематизация структуры ВС РФ.
10

военной техники и специального
снаряжения,
состоящих
на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военно-учетные
специальности,
родственные профессиям СПО
З9. Область применения получаемых
профессиональных
знаний
при
исполнении обязанностей военной
службы

З10Порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим

Изложение структуры, вооружения и
техники МСБ на БТР и БМП до
отделения включительно.
Правильное изложение структуры
видов и родов войск,
штатной
структуры и вооружения МСБ на БТР
и БМП.
Обоснование
необходимости
полученных
профессиональных
знаний.
Точное
определение
области
применения
получаемых
профессиональных
знаний
при
исполнении обязанностей военной
службы.
Описание перечня мероприятий при
оказании ПМП пострадавшему.
Подробное изложение
алгоритма
действий при проведении экстренной
реанимации,
остановки
кровотечений,
проведении
прекардиального удара.

11

5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ
Дата
внесения
изменений,
дополнений

Номер листа/раздела
рабочей программы

Краткое
содержание
изменения

Основания для
внесения
изменений

Подпись лица,
которое вносит
изменения

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».