Решаем вместе
Есть вопрос?

ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
6. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01 «Участие в проектировании зданий и сооружений»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) является частью
основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
ППССЗ по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в
части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) : Участие в
проектировании зданий и сооружений и соответствующие ему общие компетенции и
профессиональные компетенции

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1

Участие в проектировании зданий и сооружений

ПК 1.1.

Подбирать наиболее оптимальные решения из строительных конструкций и
материалов, разрабатывать узлы и детали конструктивных элементов зданий и
сооружений в соответствии с условиями эксплуатации и назначениями

ПК 1.2.

Выполнять расчеты и конструирование строительных конструкций

ПК 1.3.

Разрабатывать архитектурно-строительные чертежи с использованием средств
автоматизированного проектирования
Участвовать в разработке проекта производства работ с применением
информационных технологий.

ПК 1.4.
Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК2.
ОК3.
ОК4.
ОК5.
ОК6.
ОК7.
ОК8
ОК9.

ОК10.
ОК11.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

1.2 Цель и задачи модуля- требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального
модуля должен:
Иметь
- подбора строительных конструкций и материалов;
практический
- разработки узлов и деталей конструктивных элементов зданий;
опыт
- разработки
архитектурно-строительных

чертежей;

выполнения расчетов по проектированию строительных конструкций,
оснований;
-составления и описания работ, спецификаций, таблиц и

другой

технической документации для разработки линейных и сетевых графиков
производства работ;
- разработки

и

согласования

календарных

планов

производства

строительных работ на объекте капитального строительства;
- разработки карт технологических и трудовых процессов.

уметь

- читать проектно-технологическую документацию;
-пользоваться компьютером с применением специализированного
программного обеспечения;
- определять глубину заложения фундамента;
-выполнять теплотехнический расчет ограждающих конструкций;

-подбирать строительные конструкции для разработки архитектурностроительных чертежей;
- выполнять расчеты нагрузок, действующих на конструкции;
- строить расчетную схему конструкции по конструктивнойсхеме;
- выполнять статический расчет;
- проверять несущую способность конструкций;
- подбирать сечение элемента от приложенных нагрузок;
- выполнять расчеты соединений элементов конструкции;
- читать проектно-технологическую документацию;
-пользоваться

компьютером

с

применением

специализированного

программного обеспечения;
-определять номенклатуру и осуществлять расчет объемов (количества) и
графика поставки строительных материалов, конструкций, изделий,
оборудования и других видов материально- технических ресурсов в
соответствии с производственными заданиями и календарными планами
производства строительных работ на объекте капитального строительства;
-разрабатывать графики эксплуатации (движения) строитель- ной техники,
машин и механизмов в соответствии с производственными заданиями и
календарными планами производства строительных работ на объекте
капитального строительства;
-определять состав и расчёт показателей использования трудовых и
материально-технических ресурсов;
- заполнять

унифицированные

формы

плановой

документации

распределения ресурсов при производстве строительных работ;
- определять перечень необходимого обеспечения работников бытовыми и
санитарно-гигиеническими помещениями.
знать

-виды и свойства основных строительных материалов, изделий и
конструкций, в том числе применяемых при электрозащите, тепло- и
звукоизоляции, огнезащите, при создании решений
для влажных и мокрых помещений, антивандальной защиты;

-конструктивные системы зданий, основные узлы сопряжений конструкций
зданий;
-принципы проектирования схемы планировочной организации земельного
участка;
стандарты

-международные

по

проектированию

строительных

конструкций, в том числе информационное моделирование зданий (BIMтехнологии);
- способы и методы планирования строительных работ (календарные планы,
графики производства работ);
-виды и характеристики строительных машин, энергетических установок,
транспортных средств и другой техники;
-требования нормативных правовых актов и нормативных технических
документов

к

составу,

содержанию

и

оформлению

проектной

документации;
- в составе проекта организации строительства ведомости потребности в
строительных конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании,
методы расчетов линейных и сетевых графи- ков, проектирования
строительных генеральных планов;
- графики потребности в основных строительных машинах, транспортных
средствах и в кадрах строителей по основным категориям;
- особенности выполнения строительных чертежей;
-графические обозначения материалов и элементов конструкций;
-требования

нормативно-технической

документации

на

оформление

строительных чертежей;
-требования к элементам конструкций здания, помещения и общего
имущества

многоквартирных

жилых

домов,

обусловленных

необходимостью их доступности и соответствия особым потребностям
инвалидов;
1.3Результаты освоения профессионального модуля
Результатом

освоения

программы

профессионального

модуля

является

овладение

обучающимися видом профессиональной деятельности Участие в проектировании зданий и
сооружений в том числе профессиональными и общими компетенциями:
Код

Формулировка

Знания, умения

компетенции
ОК01

компетенции
Выбирать

способы Умения: распознавать задачу и/или проблему в

решения

задач профессиональном

и/или

социальном

контексте;

профессиональной

анализировать задачу и/или проблему и выделять её

деятельности,

составные части; определять этапы решения задачи;

применительно

к выявлять

и

эффективно

искать

информацию,

различным

необходимую для решения задачи и/или проблемы;

контекстам

составить план действия; определить необходимые
ресурсы; владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах; реализовать
составленный план; оценивать результат и последствия
своих действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить;
основные источники информации и ресурсы для
решения задач и проблем в профессиональном и/или
социальном контексте; алгоритмы выполнения работ в
профессиональной

и

смежных

областях;

методы

работы в профессиональной и смежных сферах;
структуру плана для решения задач; порядок оценки
результатов

решения

задач

профессиональной

деятельности
ОК02

Осуществлять поиск, Умения: определять задачи для поиска информации;
анализ

и определять

необходимые

источники

интерпретацию

планировать

процесс

информации,

получаемую

информацию;

необходимой
выполнения

для значимое

в

перечне

задач практическую

поиска;

информации;

структурировать

выделять

информации;

значимость

результатов

наиболее
оценивать
поиска;

профессиональной

оформлять результаты поиска.

деятельности

Знания: номенклатура информационных источников
применяемых
приемы

в

профессиональной

структурирования

деятельности;

информации;

оформления результатов поиска информации

формат

ОК03

Планировать

и Умения:

определять

реализовывать

правовой

собственное

деятельности;

профессиональное

документации
применять

и профессиональную

личностное развитие.

актуальность
в

нормативно-

профессиональной

современную

терминологию;

научную

определять

и

выстраивать траектории профессионального развития и
самообразования.
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой
документации;

современная

профессиональная
траектории

научная

терминология;

профессионального

и

возможные
развития

и

коллектива

и

самообразования
ОК04

Работать в коллективе Умения:
и

команде, команды;

эффективно
взаимодействовать

ОК05

организовывать

работу

взаимодействовать

с

коллегами,

руководством, клиентами в ходе профессиональной
с деятельности.

коллегами,

Знания:

руководством,

коллектива, психологические особенности личности;

клиентами

основы проектной деятельности

психологические

основы

деятельности

Осуществлять устную Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять
и

письменную документы

коммуникацию

по

профессиональной

тематике

на

на государственном языке, проявлять толерантность в

государственном

рабочем коллективе.

языке Российской

Знания: особенности социального и культурного

Федерации с учетом контекста;
особенностей
социального

правила

оформления

документов

и

построения устных сообщений.
и

культурного контекст
ОК06

Проявлять

Умения: описывать значимость своей специальности

гражданско-

для развития экономики и среды жизнедельности

патриотическую

граждан российского государства ; проявлять и

позицию,

отстаивать базовые общечеловеческие, культурные и

демонстрировать

национальные ценности российского государства в

осознанное поведение современном сообществе

на

основе Знания:

сущность

гражданско-патриотической

традиционных

позиции, общечеловеческих ценностей; значимость

общечеловеческих

профессиональной деятельности по специальности для

ценностей.

развития экономики и среды жизнедеяьности граждан
российского государства; основы нравственности и
морали

демократического

компоненты

активной

общества;

основные

гражданско-патриотической

позиции основы культурных, национальных традиций
народов российского государства
ОК07

Содействовать

Умения:

сохранению

безопасности; определять направления ресурсосбере-

окружающей

соблюдать

нормы

экологической

среды, жения в рамках профессиональной деятельности по

ресурсосбережению,

специальности

при

выполнении

строительно-

эффективно

монтажных работ, в том числе отделочных работ,

действовать

в текущего ремонта и реконструкции строительных

чрезвычайных

объектов, оценить чрезвычайную ситуацию, составить

ситуациях.

алгоритм действий и определять необходимые ресурсы
для её устранения; использовать энергосберегающие и
ресурсосбере-гающие технологии в профессиональной
дея-тельности по специальности при выполнении
строительно-монтажных работ, в том числе отделочных работ, текущего ремонта и реконструкции
строительных объектов.
Знания: правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности; основные
ресурсы,

задействованные

в

профессиональной

деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения;
основные виды чрезвычайных событий природного и
техногенного
порождаемые

происхождения,
их

действием;

опасные

явления,

технологии

по

повышению энергоэффективности зданий, сооружений
и инженерных систем

ОК08

Использовать
средства

Умения:

использовать

физической оздоровительную

культуры
сохранения

физкультурно-

деятельность

для

укрепления

для здоровья, достижения жизненных и профессиональных
и целей; применять рациональные приемы двигательных

укрепления здоровья в функций

в

профессиональной

деятельности;

процессе

пользоваться

профессиональной

перенапряжения характерными для данной для данной

деятельности
поддержания

средствами

и специальности

при

профилактики

выполнении

строительно-

монтажных работ, в том числе отделочных работ,

необходимого уровня ремонтных работ и работ по реконструкции и
физической

эксплуатации строительных объектов.

подготовленности.

Знания:

роль

физической

культуры

в

общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека; основы здорового образа жизни;
условия профессиональной деятельности и зоны риска
физического

здоровья

для

специальности

при

выполнении строительно-монтажных работ, в том
числе отделочных работ, ремонтных работ и работ по
реконструкции

и

эксплуатации

строительных

объектов; средства профилактики перенапряжения
ОК09

Использовать

Умения:

информационные

технологий для решения профессиональных задач;

технологии

применять

средства

информационных

в использовать современное программное обеспечение.

профессиональной

Знания:

деятельности

информатизации;

современные

программное
деятельности

средства

порядок

обеспечение

их
в

и

устройства

применения

и

профессиональной

ОК10

Пользоваться

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных

профессиональной

высказываний на известные темы (профессиональные

документацией

на и

государственном

бытовые),

понимать

тексты

на

базовые

и профессиональные темы; участвовать в диалогах на

иностранных языках

знакомые общие и профессиональные темы; строить
простые

высказывания

о

себе

и

о

своей

профессиональной деятельности; кратко обосновывать
и объяснить свои действия (текущие и планируемые);
писать простые связные сообщения на знакомые или
интересующие профессиональные темы.
Знания: правила построения простых и сложных
предложений на профессиональные темы; основные
общеупотребительные

глаголы

(бытовая

и

профессиональная лексика); лексический минимум,
относящийся к описанию предметов,
процессов

профессиональной

средств

и

деятельности;

особенности произношения; правила чтения текстов
профессиональной направленности
ОК11

Использовать знания Умения:
по

выявлять

достоинства

и

недостатки

финансовой коммерческой идеи; презентовать идеи открытия

грамотности,

собственного дела в профессиональной деятельности;

планировать

оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат

предпринимательскую по процентным ставкам кредитования; определять
деятельность

в инвестиционную

профессиональной

идей

в

рамках

сфере.

презентовать

привлекательность

коммерческих

профессиональной

деятельности;

бизнес-идею;

определять

источники

финансирования.
Знания: основы предпринимательской деятельности;
основы финансовой грамотности; правила разработки
бизнес-планов; порядок выстраивания презентации;
кредитные банковские продукты
Основные виды

Код и наименование

деятельности

компетенции

Показатели освоения компетенции

Участие в
проектировании
зданий и
сооружений

ПК

1.1.

Подбирать Практический опыт: подбора строительных

наиболее

конструкций и материалов, разработки узлов и

оптимальные решения деталей конструктивных элементов зданий
из

строительных Умения:

конструкций
материалов,

определять

глубину

заложения

и фундамента; выполнять теплотехнический расчет
ограждающих

конструкций;

разрабатывать узлы и строительные

конструкции

подбирать

для

разработки

детали

архитектурно-строительных чертежей;

конструктивных

Знания: виды и свойства основных строительных

элементов зданий и материалов, изделий и конструкций, в том числе
сооружений

в применяемых

соответствии

с звукоизоляции,

условиями

при

электрозащите,

огнезащите,

тепло-

при

и

создании

решений для влажных и мокрых помещений,

эксплуатации
назначениями

и антивандальной

защиты;

конструктивные

системы зданий, основные узлы сопряжений
конструкций зданий; требования к элементам
конструкций

здания,

имущества

помещения

многоквартирных

и

общего

жилых

домов,

обусловленных необходимостью их доступности
и соответствия особым потребностям инвалидов
ПК1.2

Выполнять Практический опыт: выполнения расчетов по

расчеты

и проектированию

строительных

конструкций,

конструирование

оснований

строительных

Умения:

конструкций

действующих на конструкции; строить расчетную

выполнять

расчеты

нагрузок,

схему конструкции по конструктивной схеме;
выполнять

статический

расчет;

проверять

несущую способность конструкций; подбирать
сечение элемента от приложенных нагрузок;
выполнять

расчеты

соединений

элементов

конструкции;
Знания:

международные

стандарты

по

проектированию строительных конструкций, в
том

числе

информационное

моделирование

зданий (BIM-технологии)
ПК 1.3. Разрабатывать Практический опыт: разработки архитектурноархитектурно-

строительных чертежей

строительные чертежи Умения:
с

читать

использованием документацию;

проектно-технологическую

пользоваться

компьютером

с

средств

применением специализированного программного

автоматизированного

обеспечения

проектирования

Знания:

принципы

проектирования

схемы

планировочной организации земельного участка;
особенности выполнения строительных чертежей;
графические обозначения материалов и элементов
конструкций;

требования

технической

документации

нормативнона

оформление

строительных чертежей
ПК 1.4. Участвовать в Практический опыт: составлении и описании
разработке

проекта работ,

спецификаций,

производства работ с технической

таблиц

документации

для

и

другой

разработки

применением

линейных и сетевых графиков производства

информационных

работ; разработке и согласовании календарных

технологий

планов производства строительных работ на
объекте капитального строительства; разработке
карт технологических и трудовых процессов
Умения:

определять

номенклатуру

и

осуществлять расчет объемов (количества) и
графика

поставки

строительных

материалов,

конструкций, изделий, оборудования и других
видов

материально-технических

ресурсов

в

соответствии с производственными заданиями и
календарными

планами

производства

строительных работ на объекте капитального
строительства;

разрабатывать

графики

эксплуатации (движения) - строительной техники,
машин

и

механизмов11

в

соответствии

с

производственными заданиями и календарными

планами производства строительных работ на
объекте капитального строительства; определять
состав

и

расчёт

показателей

использования

трудовых и материально-технических ресурсов;
заполнять унифицированные формы плановой
документации

распределения

ресурсов

при

производстве строительных работ; определять
перечень необходимого обеспечения работников
бытовыми

и

санитарно-гигиеническими

помещениями.
Знания:

способы

и

методы

планирования

строительных работ (календарные планы, графики
производства работ); виды и характеристики
строительных машин, энергетических установок,
транспортных
требования

средств

и

нормативных

другой
правовых

техники;
актов

и

нормативных технических документов к составу,
содержанию

и

оформлению

проектной

документации в составе проекта организации
строительства
строительных

ведомости

потребности

конструкциях,

в

изделиях,

материалах и оборудовании, методы расчетов
линейных и сетевых графиков, проектирования
строительных

генеральных

планов;

графики

потребности в основных строительных машинах,
транспортных средствах и в кадрах строителей по
основным категориям
1.4. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Объем образовательной нагрузки 580 часов, в том числе в форме практической подготовки
Из них на освоение МДК01.01 -216 часов
МДК01.02-142 часа
на практики:учебную – 72 часа
производственную – 216 часов
самостоятельная работа – 70 часов
экзамен по модулю – 6 часов

2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, час.
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
Коды
Наименования разделов
Суммарный
Обучение по МДК
профессиональн профессионального модуля объем нагрузки,
В том числе
ых общих
час.
компетенций
Практические занятия Курсовых
Всего
работ
(проектов)
1
ПК1.1, ПК1.3
ОК01-ОК011

ПК1.2 ОК01
ОК011
ПК 1.4.

2

3

4

5

153

91

52

Раздел 2 Проектирование
строительных конструкций
Раздел 3. Разработка проекта
производства работ

123

85
112

Производственная

144

Самост
оятельная
работа

Практики

Учебная Производственн
ая

6

7

8

9

-

42

-

20

28

50

18

-

30

50

Раздел 1 Участие в
проектировании
архитектурно- конструктивной
части проекта зданий

218

20
30

12
144

практика (по профилю
специальности), часов
ПМ.01.Эк

Квалификационный
экзамен
Всего:

6

-

-

-

580

288

110

100

72

144

70

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, саНаименование разделов

Объем часов

профессионального модуля мостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
2
Раздел 1Участие в проектировании архитектурно-конструктивной части проекта зданий
МДК01.01 Проектирование зданий и сооружений
Тема 1.1. Инженерно-

Содержание

геологические исследова-

1.Геологическое строение и возраст горных пород. Абсолютный и относительный воз-

ния строительных площа-

раст горных пород. Условия залегания горных пород. Виды дислокаций горных пород.

док

Понятие о геологической карте и разрезе. Значение представлений о возрасте горных
пород при инженерно-геологических работах.
2.Минералы горных пород. Классификация минералов, происхождение, химический состав, строение и свойства. Диагностические признаки.
3.Горные породы и процессы в них. Классификация горных пород по происхождению.
Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение, классификация, основные свойства.
4.Грунтоведение. Строительная классификация грунтов. Физико–механические свойства,
лабораторные и полевые методы их определения.
5.Геоморфология. Значение геоморфологии для градостроительства. Типы рельефа. Геоморфологические элементы, форма и особенности рельефа.

3
153
91
13

6.Гидрогеология. Виды вод в грунтах. Водные свойства грунтов. Классификация, режим и
движение подземных вод. Химический состав подземных вод и его влияние на сооружения.
Гидрогеологические карты. Приток воды к водозаборам.
7. Инженерно-геологические изыскания. Задачи и стадийность инженерно – геологических изысканий для обоснования проектирования градостроительства. Методы, состав и
объем инженерно-геологических работ.
В том числе, практических занятий
Практическое занятие №1.Определение диагностических признаков минералов

6
2

Определение магматических, осадочных, метаморфических горных пород по образцам
Практическое занятие №2.Построение геоморфологического и геологического разрезов

2

Практическое занятие №3.Построение карты гидроизогипс по данным геологоразведки.
2
Тема
1.2. Строительные Содержание
1. Основные свойства строительных материалов. Работа материала в сооружении. Завиматериалы и изделия
симость свойств материала от его состава (материалы органические и неорганические) и
структуры. Структурные характеристики материала и параметры состояния. Свойства по
отношению к воде, к действию тепла, огня. Механические, специальные свойства. Эстетические характеристики материала.
2. Древесные материалы. Строение и свойства древесины. Пороки древесины. Сушка и
хранение древесины. Породы древесины, используемые в строительстве. Круглый лес. Сортамент пиломатериалов; изделия, паркетные изделия.Комплексное использование древесины: клееные деревянные конструкции, шпон, фанера, твердые и сверхтвердые древесноволокнистые плиты (оргалит), МДФ (мелкомодифицированная ДВП), древесно-стружечные
плиты, фибролит, арболит. Способы повышения долговечности древесины.

34

3. Природные каменные материалы. Способы добычи и обработки природных каменных
материалов. Область применения горных пород. Номенклатура изделий для подземной и
наземной частей зданий. Способы повышения долговечности изделий.
4. Керамические и стеклянные материалы. Классификация керамических материалов и
строительного стекла. Основы технологий производства строительной керамики и стекла.
Стеновые керамические материалы. Кирпич керамический обыкновенный, свойства, марки
кирпича. Специальные виды кирпича и керамических камней. Облицовочная керамика: для
облицовки фасадов, интерьера, плитки для полов. Специальная керамика. Керамическая черепица. Керамические трубы и санитарно-техническая керамика. Кислотоупорная керамика.
Огнеупорная и теплоизоляционная керамика. Керамзит и аглопорит.
Номенклатура строительных стеклоизделий и рациональные области их применения.
5. Металлические материалы и изделия. Классификация металлов (чистые металлы и
сплавы). Свойства металлов. Защита металлов от коррозии.
Черные металлы. Основы технологии производства чугуна и стали, их состав и свойства.
Легированные стали. Виды строительных изделий из черных металлов. Химико- термическая
обработка сталей (хромирование, борирование). Цветные металлы. Основные виды цветных
металлов, применяемых в строительстве, их свойства. Рациональные области применения
этих металлов. Металлопластики. Металлокерамика. Их свойства и области
применения.

6. Минеральные вяжущие. Классификация вяжущих. Воздушные вяжущие вещества. Глина как вяжущее вещество. Гипсовые вяжущие вещества: сырье, производство, схватываниеи
твердение гипса, технические требования. Известь воздушная: сырье, получение, гашение,
виды, механизм твердения, применение в строительстве. Магнезиальные, гидравлические
вяжущие вещества. Гидравлическая известь. Портландцемент: сырье, производство, химический и минеральный состав клинкера. Механизм твердения портландцемента. Свойства,
марки портландцемента, сроки схватывания цементного теста. Специальные виды портландцемента. Расширяющиеся, напрягающие, безусадочные цементы, их свойства, область
применения. Кислотоупорный цемент. Жидкое стекло. Искусственные каменные материалы и изделия на основе минеральных вяжущих.
7. Органические вяжущие вещества. Свойства. Старение органических вяжущих. Полимеры: свойства, области применения. Черные вяжущие: битумы, дегти; их получение, состав, свойства, области применения. Добавки к органическим вяжущим (пластификаторы,
отвердители, ускорители отверждения, стабилизаторы).
8. Бетоны.Железобетон. Классификация. Тяжелый бетон. Заполнители. Приготовление бетонной смеси. Проектирование состава бетона. Свойства бетонной смеси, бетона. Специальные виды тяжелого бетона. Легкие бетоны. Классификация, свойства, области применения. Ячеистые бетоны. Технология приготовления, свойства, использование в строительстве. Асфальтовые бетоны. Железобетон монолитный и сборный. Арматура для изготовления
железобетонных конструкций. Предел прочности бетона. Контроль качества бетонных и
железобетонных конструкций. Напряженно-армированный бетон. Изготовление железобетонных изделий. Материалы, используемые для электрозащиты: асбестоцемент.

9. Строительные растворы. Классификация. Свойства растворной смеси. Кладочные растворы, штукатурные растворы, специальные растворы. Влияние гранулометрического состава песка на свойства растворов. Сухие растворные смеси и товарные растворы заводского изготовления. Добавки, регулирующие свойства растворных смесей. Противоморозные
добавки.
10. Строительные пластмассы. Пластмассы: состав и назначение компонентов. Основные
свойства пластмасс. Номенклатура полимерных строительных материалов. Материалы для
полов: линолеум, монолитные (наливные) покрытия пола. Изделия на основе термопластичных и термореактивных полимеров: пенополиуретан, пенополистирол, полипропилен.
Светопрозрачные изделия из пластмасс. Гидроизоляционные пленочные и мастичные материалы.
11. Кровельные, гидроизоляционные, герметизирующие материалы. Битумные кровельные материалы: рубероид, пергамин, фольгоизол, наплавляемые (бикрост, техноэласт,
рубитекс). Гидроизоляционные битумные материалы: гидроизол, фольгоизол. Битумные и
битумно-полимерные мастики кровельные, битумные эмульсии. Мембранные покрытия.
Герметизирующие материалы: мастики, ленты, упругоэластичные прокладки.
12. Теплоизоляционные и акустические материалы. Понятие о теплопередачеи термическом сопротивлении строительных конструкций. Классификация, свойства, номенклатура
изделий. Рациональная область применения. Сбережение топливно-энергетических ресурсов с помощью теплоизоляционных материалов. Акустические материалы и изделия. Понятие о звукоизоляции, звукопоглощении. Звукоизолирующие, звукопоглощающие материалы.

13. Лакокрасочные материалы. Связующие, наполнители, пигменты, растворители, разбавители, сиккативы. Лаки, эмали, латексные, минеральные, полимерцементные, силикатные, порошковые краски. Шпатлевки и грунтовки, их роль.
14. Строительные материалы для антивандальной защиты. Классификация материалов.
Свойства по отношению к механическим, химическим воздействиям. Механические, специальные свойства. Эстетические характеристики материала.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторные работы:

20

Лабораторная работа №1.Определение гранулометрического состава песка

2

Лабораторная работа №2. Определение водопотребности и сроков схватывания цементного
теста.
Лабораторная работа №3. Приготовление бетонной смеси и проверка свойств бетонной
смеси
Лабораторная работа №4. Испытания арматуры для железобетонных конструкций
Лабораторная работа №5. Определение предела прочности бетона на сжатие
Лабораторная работа №6. Испытание и контроль качества бетона неразрушающим
способом

2

2
2
2
2

Практические занятия:
Практическое занятие №4.Ознакомление с эксплуатационно - техническими характеристиками кровельных гидроизоляционных материалов.

2

Практическое занятие №5.Ознакомление с эксплуатационно - техническими характеристиками теплоизоляционных материалов.
Практическое занятие №6.Ознакомление со строительными смесями и листовыми
материалами на основе гипсовых вяжущих
Тема
зданий

1.3.

Практическое занятие №7. Ознакомление со структурой и пороками древесины
Архитектура Содержание

2

2
2

1. Общие сведения о зданиях. Классификация, требования к зданиям. Нагрузки и воздействия. Основы. строительной физики. Единая модульная система (ЕМС).Размеры объемнопланировочных и конструктивных элементов зданий, устанавливаемые МКРС. Основные
правила привязки несущих конструкций к модульным разбивочным осям Типизация и стандартизация в строительстве. Нормативно – техническая документация на проектирование,
строительство, реконструкцию зданий и сооружений.
2. Понятие о проектировании гражданских зданий. Основные положения проектирования жилых и общественных зданий. Основные показатели проектов. Основы планировки
населенных мест. Технико-экономическая оценка застройки.

44

3. Конструкции гражданских зданий. Основные конструктивные элементы зданий.
Несущий остов и конструктивные системы зданий. Обеспечение устойчивости и
пространственной жесткости зданий.
4.Основания и фундаментыТребования, предъявляемые к основаниям. Классификация
грунтов по несущей способности. Осадки оснований и их влияние на прочность и
устойчивость здания. Устройство искусственных оснований. Фундаменты. Требования к
ним, их классификация. Глубина заложения фундаментов; факторы, от которых она зависит.
Ленточные фундаменты, область их применения, конструктивные решения. Столбчатые
фундаменты,область их применения, конструктивные решения . Сплошные фундаментные
плиты,область их применения, конструктивные решения . Свайные фундаменты, область
применения. Классификация свайных фундаментов. Ростверк из монолитного железобетона, сборный. Подвалы и технические подполья. Защита подземной части зданий от
грунтовой сырости и грунтовых вод.
5.Стены и отдельные опоры. Требования предъявляемые к ним.Сплошные кирпич- ные
стены. Облечённые кирпичные стены. Стены из мелких бетонных блоков и природного
камня. Архитектурно-конструктивные элементы стен. Деформационные швы. Отдельные
опоры. Фасадные системы: вентилируемый фасад, «мокрый» фасад
6.Перекрытия

и

полы.

Классификация

перекрытий.Требования

предъявляемые

к

ним.Конструктивные решения сборных перекрытий из железобетонных плит;монолитных
перекрытий;

надподвальных,

чердачных

перекрытий

,

перекрытий

в

сануз-

лах.Классификация полов.Требования предъявляемые к ним Конструктивные решения деревянных полов ,из плитных и плиточных материалов, полов из рулонных материалов ,

сплошных полов.
7.Перегородки. Классификация и требования предъявляемые к ним. Конструктивные
решения крупнопанельных перегородок , перегородок из мелкоразмерных элементов, деревянных перегородок. Опирание перегородок, их примыкание к стенам и потолкам.
8.Окна, двери. Классификация окон и требования предъявляемые к ним. Деревянные
оконные блоки с раздельными и спаренными переплётами. Современные оконные конструкции. Установка и закрепление оконных блоков. Конструкции витражей.. Классификация
дверей и требования предъявляемые к ним. Конструкции дверных полотен.
9.Крыши, мансарды, кровли. Классификация крыш и требования предъявляемые к ним.
Скатные крыши и их конструкции. Виды мансард и их конструктивное решение. Во- доотвод
со скатных крыш. Конструкции совмещённых крыш. Крыши раздельной конструк- ции.
Эксплуатируемые крыши- террасы . их конструкции. Классификация кровли и требо- вания
предъявляемые к ней. Кровли скатных и совмещённых крыш. Водоотвод с плоских крыш.
Выход на крышу.
Лестницы. Конструктивные элементы лестниц. Классификация лестниц и требова- ния ,
предъявляемые к ним. Конструкции железобетонных лестниц. Конструкции деревян- ных
лестниц, пожарных лестниц, лестниц стремянок.Пандусы.
10.Конструкции

большепролётных

покрытий

общественных

зда-

ний.Классификация. Общие сведения о принципах статической работы плоскостных и пространственных большепролетных покрытий. Железобетонные балки и стальные фермы, перекрывающие помещения залов. Краткие сведения о пространственных покрытиях: оболочки, складки, шатры. Висячие и пневматические покрытия – краткие сведения. Большепро-

летные конструкции в архитектурной композиции общественных зданий
Подвесные потолки Назначение подвесных потолков. Требования к их конструкци- ям.
Материал. Акустические потолки. Конструкции крепления подвесных потолков. Натяж- ные
потолки Узлы, детали
11. Типы гражданских зданий и их конструкции Здания из монолитного железобетона.
Крупнопанельные здания. Крупноблочные здания. Деревянные здания. Современные технологии их возведения.
12.Строительные элементы санитарно-технического и инженерного оборудования
зданий
Санитарно-технические кабины: конструкция, размещение в зданиях.Вентиляционные
устройства зданий. Мусоропроводы, их элементы и местоположение в здании. Пассажирские и грузовые лифты, их размещение в здании. Эскалаторы.
13. Понятие о проектировании промышленных зданий. Основные положения проектирования промышленных зданий. Общие сведения о генеральном плане. Техникоэкономические показатели генеральных планов.

14.Конструкции промышленных зданий. Классификация и конструктивные системы промышленных зданий. Подъёмно-транспортное оборудование промышленных зданий и его
влияние на конструкции .Правила привязки колонн и стеновых ограждений к разбивочным
осям здания.
15.Фундаменты, фундаментные балки. Классификация фундаментов промышленных
зданий, требования к ним. Конструкции железобетонных фундаментов – сборных и монолитных, столбчатых стаканного типа. Железобетонные фундаменты под стальные колонны.
Фундаментные балки: их назначение, виды и опирание на фундаменты. Свайные фундаменты промышленных зданий, их конструкция
16.Конструкции одноэтажных промышленных зданий: Железобетонные конструкции :
колонны, подкрановые и обвязочные балки, стропильные и подстропильные балки и фермы.
Обеспечение пространственной жесткости железобетонного каркаса. Узлы сборно- го
железобетонного каркаса. Стальные конструкции: колонны, подкрановые балки, стропильные и подстропильные фермы. Связи в стальном каркасе. Узлы стального каркаса.
17.Многоэтажный железобетонный каркас промышленных зданий и его конструк- ции,
узлы каркаса Здания из легких металлических конструкций.Стены, перегородки, покрытия,
фонари, окна, двери, ворота, полы и их конструкции.
18. Приспособление жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с
учетом потребностей инвалидов. Требования к доступности жилого помещения и общего
имущества в многоквартирном жилом доме для инвалида: к территории, примыкающей к

многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, к дорожному покрытию перед
крыльцом, к крыльцу, к лестнице крыльца, к пандусу крыльца, к тамбуру, к внеквартирному коридору.Требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей
инвалида: к жилой комнате, санитарному узлу, к конструктивным элементам квартиры.
В том числе, практических занятий

26

Практическое занятие №8. Вычерчивание конструктивной системы гражданского здания.

2

Практическое

занятие №9. Определение глубины заложения фундамента. Вычерчивание

схемы расположения фундаментов
Практическое занятие №10. Определение количества и характера работы перемычек. Вы-

4
2

черчивание перемычек над оконным или дверным проемом.
Практическое занятие №11. Выполнение теплотехнического расчёта ограждающих конструкций

4

Практическое занятие №12. Вычерчивание схемы расположения плит перекрытия

2

Практическое занятие №13. Конструирование и расчёт лестницы, лестничной клетки.

2

Практическое занятие №14. Построение плана промышленного здания с проработкой конструктивных элементов и соответствующей привязкой их к разбивочным осям
Практическое занятие №15. Вычерчивание схемы расположения столбчатого фундамента.
Практическое занятие №16. Конструирование основных узлов сопряжения элементов железобетонного и стального каркасов промышленного здания.
Практическое

занятие №17. Разработка схемы планировочной организации земельного

участка. Расчет технико-экономических показателей СПОЗУ.

2
2
2

4

Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 1
Написание рефератов
Подготовка сообщений
Подготовка презентаций

30

Подготовка к лабораторным, практическим занятиям
Оформление лабораторных, практических работ
Изучение конспектов занятий
Работа с нормативной и справочной литературой
Учебная практика раздела 1.
Виды работ:
1. Подбор строительных конструкций и материалов с использованием средств автоматизированного проектирования:
-подбор конструкции и материала стены, чердачного перекрытия (покрытия), их теплотехнический расчет с использованием информационных программ;
-подбор элементов наслонных стропил, вычерчивание стропильной системы;
-подбор ленточных сборных фундаментов, вычерчивание в AutoCAD;
-подбор сборных железобетонных перекрытий, вычерчивание в AutoCAD
2.Разработка узлов и деталей конструктивных элементов зданий с использованием средств автоматизированного
проектирования:
- узлов цоколя зданий;
-карнизных узлов зданий;

42

-стыков и сопряжений конструктивных элементов бескаркасных панельных зданий.
3.. Разработка архитектурно-строительных чертежей с использованием средств автоматизированного проектирова-ния :
-чертежа плана здания в AutoCAD;
- чертежа разреза здания в AutoCAD;
-фасада здания, узлов в AutoCAD.
4..Трехмерное моделирование зданияс использованием ВIМ-технологий
Раздел 2 Проектирование строительных конструкций
МДК01.01 Проектирование зданий и сооружений
Тема 2.1. Основы проек- Содержание
тирования строительных
конструкций

123
85

1.Основы расчета строительных конструкций (по предельным состояниям). Предельные состояния конструкций. Прочностные, деформационные характеристики материалов
конструкций. Конструктивные и расчетные схемы. Использование международных стандартов при проектировании строительных конструкций. Использование информационных
технологий при расчёте строительных конструкций
2. Расчёт нагрузок, действующих на конструкции. Классификация нагрузок.. Определение внутренних усилий от расчётных нагрузок. Сбор нагрузок на фундамент, вертикальную
опору, плиту покрытия, перекрытия.

35

3. Расчет строительных конструкций, работающих на сжатие. Область применения, виды и расчёт стальных колонн. Конструирование стальной колонны: стержня, базы и оголовка. Расчёт и конструирование центрально сжатых деревянных стоек цельного сечения.
Область применения, простейшие конструкции и работа железобетонных колонн. Правила
конструирования железобетонных колонн. Расчёт кирпичных столбов и стен Область
применения и простейшие конструкции кирпичных столбов. Работа центрально и
внецентренно сжатых кирпичных столбов под нагрузкой. Расчёт центрально и внецентренно
сжатых неармированных и армированных кирпичных столбов.
4. Расчет строительных конструкций, работающих на изгиб. Применение и виды стальных балок. Балочные клетки. Конструирование узлов сопряжений, стыки балок. Расчёт
стальных прокатных балок по 1 и 2 группе предельных состояний: по нормальным и касательным напряжениям и по деформациям. Конструирование балок составного сечения. Расчет деревянных балок. Основные принципы расчёта железобетонных изгибаемых элемен- тов.
Расчёт по предельным состояниям: несущая способность конструкций прямоугольного,
таврового сечений. Подбор сечения элементов, арматуры. Проектирование элементов междуэтажных перекрытий. Особенности расчёта предварительно напряжённых конструкций.
5. Основные принципы расчёта фундаментов. Распределение напряжений в грунтах оснований, расчет оснований. Определение размеров подошвы. Фундаменты неглубокого заложения (ленточные, столбчатые). Особенности расчёта свайных фундаментов: несущая
способность свай по грунту, по материалу, шаг и количество свай в ростверке.

6. Расчёт и конструирование соединений элементов строительных конструкций.
Соединения элементов стальных конструкций: виды сварных соединений, типы свар- ных
швов. Выбор материалов для сварки. Расчёт и конструирование стыковых и угло- вых
сварных швов. Типы болтов. Расчёт обычных и высокопрочных болтов. Расчёт и
конструирование соединений деревянных элементов на врубках, нагелях и гвоздях.
Клеевые соединения. Стыки сборных железобетонных конструкций: колонны с колонной, колонны с ригелем. Стыки арматуры. Понятие о работе и расчёте.
7. Расчёт стропильных ферм. Область применения, расчёт и конструирование стальных
стропильных ферм. Область применения, простейшие конструкции деревянных ферм, понятие о расчёте и конструировании узлов. Область применения, простейшие конструкции железобетонных ферм. Понятие о расчёте. Конструирование железобетонных ферм с предварительно напряжённой и обычной арматурой.
В том числе практических занятий
Практическое занятие №18. Технические характеристики строительных материалов конструкций: нормативные, расчётные.
Практическое занятие №19.Сбор нагрузок на конструкции зданий: плит покрытия и перекрытия, фундамент.
Практическое занятие №20. Расчёт и конструирование центрально – сжатой железобетонной колонны. Конструирование узлов соединения.
Практическое занятие №21. Расчёт и конструирование многопустотной железобетонной
плиты перекрытия

28
2

2

2

2

Практическое занятие №22. Расчет и конструирование ребристой железобетонной плиты
таврового сечения.
Практическое занятие №23. Расчёт и конструирование центрально – сжатой стальной колонны. Конструирование узлов соединения.
Практическое занятие №24. Расчёт сварных швов, болтовых соединений стальных конструкций.
Практическое занятие №25. Расчёт и конструирование элементов стальной стропильной
фермы. Конструирование узлов.

2

2

2

2

Практическое занятие №26. Расчёт осадки оснований.

2

Практическое занятие №27. Расчет и конструирование столбчатого фундамента.

2

Практическое занятие №28. Расчет и конструирование свайных фундаментов.

4

Практическое занятие №29. Расчёт и конструирование деревянной стойки, лобовой врубки.

2

Практическое занятие №30. Подбор сечения, проверка несущей способности каменных и
армокаменных конструкций.

2

Примерная тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 2:
- нормативно-техническая документация на проектирование строительных конструкций, в том числе стандарты по проектированию строительных конструкций «Еврокоды» (группа стандартов EN);
- алгоритм расчета внецентренно-нагруженной стальной колонны;
- правила конструирования железобетонных колонн
- расчет центрально-сжатых столбов, армированных при помощи сеток
- алгоритм расчета центрально-растянутого стального элемента

10

- алгоритм расчета стальной прокатной балки
- особенности армирования предварительно напрягаемых элементов
- особенности конструирования стержней стальных ферм
Учебная практика раздела 2
Виды работ:
Выполнение расчетов по проектированию строительных конструкций, оснований с использованием информационный
профессиональных программ:
- сбор нагрузок;

18

-определение расчётного сопротивления грунта;
-определение размеров подошвы ленточного фундамента;
-расчёт железобетонной конструкции.

Курсовой проект
Выполнение курсового проекта по МДК 01.01. является обязательным
Тематика курсовых проектов
Проектирование архитектурно-строительной части проекта жилого здания
Проектирование архитектурно-строительной части проекта общественного здания Проектирование
архитектурно-строительной части проекта промышленного здания
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту
50
1. Выдача задания, содержания проекта, пояснительной записки

2. Выбор конструктивного типа, схемы здания
3. Выбор стен, выполнение теплотехнического расчета стены
4. Определение глубины заложения фундамента.
5. Выбор конструкции фундамента. Составление спецификации
6. Вычерчивание схемы расположения фундамента
7. Выбор плит перекрытия. Составление спецификации
8. Разработка и вычерчивание схемы расположения плит перекрытия
9. Выполнение теплотехнического расчета чердачного перекрытия (покрытия)
10.Подбор оконных блоков. Составление спецификации
11. Подбор дверных блоков. Составление спецификации 12.Выполнение
плана I, типового этажа
13. Подбор перемычек для кирпичного здания. Составление ведомости перемычек. Составление спецификации.
14. Расчёт лестницы, лестничной клетки
15. Выполнение разреза здания
16. Вычерчивание сечения фундамента, улов сопряжения конструкций
17. Выполнение сводной спецификации
18. Разработка схемы планировочной организации земельного участка (СПОЗУ )

19. Расчет технико-экономических показателей по СПОЗУ
20. Разработка пояснительной записки

Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом:
Изучение нормативной документации для расчета глубины заложения фундамента
Изучение нормативной документации для выполнения теплотехнического расчета ограждающих конструкций Вычерчивание
плана кровли
10
Вычерчивание схемы стропил (для зданий со скатной крышейВычерчивание
разреза промышленного здания
Построение «розы ветров» для разработки схемы планировочной организации земельного участка
Подготовка к защите проекта
Раздел 3.Разработка проекта производства работ

142

МДК.01.02 Проект производства работ

112

Тема 3.1

Содержание

Виды и характеристи-

1.Роль строительных машин (СМ) в механизации и автоматизации технологических процессов

ки строительных ма-

в промышленном и гражданском строительстве. Развитие строительных машин. Комплексная

шин

механизация и автоматизация строительства
2 Транспортные, погрузо–разгрузочные машины. Назначение, область применения, схемы

8

устройства, принцип работы и производительность ленточных, пластинчатых, скребковых,
ковшовых, винтовых и вибрационных конвейеров и виброжелобов. Назначение, область
применения, схемы устройства, принцип работы и производительность автопогрузчиков,
одноковшовых, фронтальных, полуповоротных и многоковшовых погрузчиков. Системы
автоматизации транспортных и транспортирующих машин
3. Машины для приготовления и транспортирования бетонных, растворных смесей
Общая характеристика процесса производства работ с использованием бетонов и растворов,
включая приготовление смесей (централизованное и на строительной площадке ).
Назначение и классификация дозаторов. Устройство и принцип работы дозаторов цикличного и
непрерывного действия.
Общая характеристика технических средств для транспортирования бетонов и растворов.
Устройство, рабочие процессы и производительность автобетоновозов, авторастворовозов,
автобетоносмесителей, бетоно – и растворонасосов.
4Машины и механизмы для подготовительных и земляных работ. Технические
возможности и производительность роторных и цепных экскаваторов, траншейных, скребковых
и поперечного копания.
Машины для подготовительных работ в строительстве (Машины для расчистки территорий,
машины для уборки пней кусторезы.)
5 Грунтоуплотняющие машины. Машины и механизмы для уплотнения строительных
смесей. Грунтоуплотняющие машины (Катки Трамбующие машины). Уплотнение грунтов

укаткой,

требованием

и

вибротрамбованием.

Устройство,

рабочие

процессы

и

производительность оборудования для уплотнения бетонных смесей.
6

Ручной

механизированный

инструмент.

Основные

эксплуатационные

требования.

Устройство, рабочие процессы и основные параметры ручных машин для образования
отверстий. Устройство, рабочие процессы и основные параметры ручных машин –
перфораторов. Устройство, рабочие процессы и основные параметры ручных машин – молотков
и бетоноломов. Устройство, рабочие процессы и основные параметры ручных машин
– шлифовальных машин. машин для обработки древесины (дисковые пилы, электрорубанки,
цепные долбежники). Устройство, рабочие процессы штукатурных станций и агрегатов,
торкретных установок. Устройство, рабочие процессы шпатлевочных и окрасочных агрегатов,
краскопультов. Устройство, рабочие процессы и основные параметры машин для устройства
полов, кровель и гидроизоляции.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Практическое занятие № 1. Решение производственных ситуаций по распределению строи-

1

тельных машин и по типам, назначению и видам выполняемых работ
Практическое занятие № 2 Распределение средств малой механизации по типам, назначению,

1

видам выполняемых работ
Тема 3.2

Содержание

Организация строи-

1.Основы организации строительства и строительного производства. Общие положения.

54

тельного производства

Развитие науки об организации и управлении в промышленности и строительстве.
Строительные организации. Строительная продукция. Типы и виды проектов. Требования
нормативных правовых актов и нормативных технических документов к составу, содержанию и
оформлению проектной документации. Подготовка строительного производства.
2.Проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР). Введение.
Проект и его части. Предпроектные изыскательские работы. Собственно проектирование. ПОС,
его назначение состав и содержание. Порядок разработки и утвержденияПОС. ППР: исходные
данные для разработки, порядок согласования и утверждения. Состав и содержание ППР.
Технико-экономическая оценка ППР.
3. Основы поточной организации строительства. Цель и сущность поточной организации
строительства Общие положения поточной организации строительства и производства
строительно-монтажных работ. Основные параметры потока. Периоды потока.
4.Виды строительных потоков. Расчет строительных потоков. Организация строительного
производства поточным методом.
5. Календарное планирование строительства отдельных объектов. Способы и методы
планирования строительных работ. Задачи календарного планирования. Виды календарных
планов. Исходные данные и последовательность проектирования календарных планов
строительства отдельных объектов.

6.

Проектирование

календарного

плана.

последовательность

составления

календарного

последовательности

выполнения

работ

на

Основные

понятия,

принципы

и

плана.

Определение

номенклатуры

и

объекте.

Определение

трудоемкости

и

продолжительности выполнения работ на объекте. Составление объектного календарного
графика производства работ с учетом технологической последовательности работ, требований
безопасности труда и рационального использования ресурсов.
7. Составление графиков движения рабочих и потребности в кадрах строителей
основных категорий. Составление ведомости потребности в строительных конструкциях,
изделиях, материалах и оборудовании .Составление графиков поступления на объект и расхода
основных строительных конструкций, изделий и материалов
8. Составление графиков движения основных строительных машин и механизмов,
транспортных средств. Оптимизация календарных планов. Технико-экономические показатели
календарных планов.
9. Сетевое планирование. Общие положения и задачи планирования и управления
строительством на основе сетевых графиков. Типы сетевых графиков: «Вершины-события»,
«Вершины-работы». Основные элементы, правила и методика построения сетевых графиков.
Параметры сетевого графика и их определение.
10. Методика расчета сетевого графика типа «вершины - события». Построение сетевого
графика в масштабе времени. Оптимизация сетевого графика.

11. Методика расчета сетевого графика типа «вершины - работы». Оптимизация сетевого
графика
12. Строительный генеральный план (СГП). Назначение, виды и состав СГП. Принципы
проектирования СГП. Исходные данные для проектирования СГП. Методика проектирования
строительных генеральных планов.
13. Опасные зоны на строительной площадке. Размещение на СГП монтажных машин и
механизмов
14. Размещение на СГП складских площадок, дорог, временных зданий и сооружений.
15. Временные здания. Определение перечнябытовых и санитарно-гигиенических помещений,
расчет площадей.
16.Проектирование временного водоснабжения и электроснабжения строительной площадки.
17.Назначение, виды и структура технологических карт и карт трудовых процессов
18.Методика разработки технологических карт (разделы ТК 6, 5,1)
19.Методика разработки технологических карт (разделы ТК 2,3,4)
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

28

Практическое занятие №3. Организация строительного производства поточным методом

2

(поточно-расчлененным, поточно-комплексным). Расчет параметров потока. Построение графиков потока и графиков ресурсов
Практическое занятие № 4. Определение объемов работ и потребности в материально-

2

технических ресурсах
Практическое занятие № 5.Составление номенклатуры работ календарного плана на строи-

2

тельство объекта. Расчет календарного плана
Практическое занятие № 6.Составление календарного графика на общестроительные работы
Практическое

занятие №

7.Составление графика движения рабочих. Взаимоувязка

общестроительных и специальных работ.
Практическое занятие №

8. Построение графика поступления на объект и расхода

строительных конструкций, изделий и материалов (расход материальных ресурсов).
Практическое занятие № 9.Построение графика поступления на объект и расхода строитель-

2

2

2

2

ных конструкций, изделий и материалов (поступление на объект материальных ресурсов).
Практическое занятие № 10.Построение графика поступления на объект и расхода строительных конструкций, изделий и материалов. Поступление на объект и распределение материаль-ных

2

ресурсов.
Практическое занятие № 11.Разработка графика движения строительных машин и механизмов.

2

Расчет транспортных средств для доставки строительных грузов
Практическое занятие № 12.Определение технико-экономических показателей ППР

2

Практическое занятие № 13.Построение модели сетевого графика на заданный цикл работ.

1

Расчет сетевого графика типа «вершины-события»
Практическое занятие № 14.Расчет сетевого графика типа «вершины-работы»

1

Практическое занятие № 15.Построение сетевого графика в масштабе времени. Оптимизация

1

сетевого графика
Практическое занятие № 16.Определение перечня и расчет площадей временных бытовых и

1

санитарно-гигиенических помещений для работников.
Практическое занятие № 17.Выбор и привязка монтажных кранов

1

Практическое занятие № 18. Определение опасных зон на стройгенплане

1

Практическое занятие № 19.Разработка элементов технологических карт

1

Практическое занятие № 20.Разработка элементов технологических карт

1

тематика самостоятельной учебной работы при изучении раздела 3.
1. Выбор строительной техники при выполнении различных видов работ
2. Выбор методов производства работ. Выбор средств малой механизации
3. Разработка фрагмента календарного плана
4. Доработка построения графика поступления на объект и расхода строительных конструкций, изделий и материалов
5. Построение и расчет сетевого графика
6. Расчет площади складов

18

7. Разработка элементов строительного генерального плана
8. Разработка элементов технологической карты
Учебная практика раздела 3.
Виды работ

12

составление и описание работ, спецификаций, таблиц и другой технической документации для разработки линейных и сетевых графиков производства работ
Производственная практика
Виды работ :
1. разработка и согласование календарных планов производства строительных работ на объекте капитального строительства
2. разработка карт технологических и трудовых процессов
Курсовой проект
Выполнение курсового проекта по МДК 01.02 является обязательным.
Тематика курсовых проектов (работ)
1. Разработка элементов ППР на строительство объекта непроизводственного назначения
2. Разработка элементов ППР на строительство объекта производственного назначения

144

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту
1. 1 Разработка календарного плана (КП)
Цели и задачи проекта
1.1 Условия строительства
1.2 Определение объемов работ
1.3 Определение трудоемкости работ и потребности в машинах
1.4 Определение потребности в материальных ресурсах
1.5 Выбор методов производства работ

50

1.6 Календарный план производства работ
1.6.1 Разработка календарного плана
1.6.2 Построение графиков ресурсов на основе календарного плана (график движения рабочих, графика поступления на
объект и расхода строительных конструкций, изделий и материалов, график движения строительных машин и механизмов)
1.6.3 Расчет ТЭП.
1.6.4 Разработка технологической карты (на заданный вид работ)
2. Безопасность труда при производстве работ на объекте
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом
1. Планирование выполнения курсового проекта. Определение задач проекта. Изучение нормативно-технической
документации в области разработки проекта производства работ
2. Выбор методов производства работ. Выбор средств малой механизации
3. Построение графика движения рабочих. Построение графика поступления на объект и расхода строительных
конструкций, изделий и материалов
4. Изучение типовых технологических карт на заданный вид работ. Разработка элементов технологической карты

12

5. Выполнение графической части проекта с использованием ИТ
6.. Подготовка к защите проекта (составление заключений, доклада, подготовка к ответам на вопросы) .
Экзамен по модулю
Всего

6
580

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Строительные материалы и изделия» оснащённый оборудованием:
- рабочие места преподавателя и обучающихся ( столы и стулья по количеству
посадочныхмест);
- комплект демонстрационных строительных материалов ;
- программное обеспечение профессионального назначения
техническими средствами обучения: персональный компьютер, ноутбуки,
мультимедийныйпроектор,
Кабинет «Основы инженерной геологии при производстве работ на
строительной площадке» оснащённый оборудованием:
- рабочие места преподавателя и обучающихся ( столы и стулья по количеству
посадочныхмест);
- комплект демонстрационных материалов: минералов, горных пород;
техническими средствами обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Кабинет «Проектирование зданий и сооружений» оснащённый оборудованием:
- рабочие места преподавателя и обучающихся ( столы и стулья по количеству
посадочныхмест);
- программное обеспечение профессионального назначения по проектированию зданий ;
- модели и макеты конструкций и конструктивных узлов.
техническими средствами обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Кабинет «Проектирование производства работ» оснащённый оборудованием:
-рабочие места преподавателя и обучающихся ( столы и стулья по количеству посадочных
мест);
-модели и макеты производства работ на строительной площадке
-программное обеспечение профессионального назначения ;
техническими средствами обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Кабинет « Инженерных сетей и оборудования территорий, зданий и стройплощадок»
оснащённый оборудованием:
-рабочие места преподавателя и обучающихся ( столы м стулья по количеству посадочных

мест);
-программное обеспечение профессионального назначения ;
техническими средствами обучения: персональный компьютер, мультимедийный проектор.
Лаборатория «Испытания строительных материалов и конструкций» оснащённый
оборудованием:
- Набор сит для определения гранулометрического состава песка,
- Разрывная машина для определения прочности арматурной стали и сварных швов,
- Стандартный конус для определения подвижности бетонной смеси,
- Прибор «Вика» для определения водопотребности и сроков схватывания цементного теста,
- Пресс для определения прочности на сжатие бетона,
- Прибор для определения прочности бетона неразрушающим способом.
Лаборатория «Информационных технологий в профессиональной деятельности»
оснащена оборудованием
. - рабочие места преподавателя и обучающихся ( столы и стулья по количеству мест);
-техническими средствами обучения: компьютер с необходимым лицензионным
программным обеспечением и мультимедиапроектор (рабочее место преподавателя);
принтер, сканер, проектор.
-компьютеры с необходимым лицензионным программным обеспечением по количеству
обучающихся
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

4.2.1 Печатные издания
1.Архитектурные конструкции и теория конструирования: малоэтажные жилые здания:
Учебное пособие / Сысоева Е.В., Трушин С.И., Коновалов В.П. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2018. 280 с.
2.Барабанщиков,
/

Ю.Г. Строительные

материалы

и

изделия:

учебник.

Ю.Г. Барабанщиков. – М.: Академия, 2015. – 368 с.

3.Вильчик, Н.П. Архитектура зданий: учебник / Н.П. Вильчик. – 2-е изд., перераб. и доп. –
М.:ИНФРА – М, 2018. – 319с.: ил. – (Среднее профессиональное образование);

4.Георгиевский О.В. Единые требования по выполнению строительных чертежей: справ.
Пособие / О.В. Георгиевский. – М.: Архитектура – С, 2015. 143 с.: ил.3.12.3.;
5.Елизарова В.А. Технология монтажа каркасно-обшивных конструкций. Практикум. Учебное
пособие/ В.А. Елизарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 192 с.
6. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок:учебник для сред.
Проф. Образования / И.А.Николаевкая. - 6-е изд. стер. - М. : Издательский центр "Академия",
2014. - 215 с.
7. Конструкции зданий и сооружений с элементами статики : учебник / под ред. Л.Р. Маиляна.
— М. : ИНФРА-М, 2018. — 687 с.
8. Кровельные работы : учебное пособие / А.И. Долгих, С.Л. Долгих.- М. :Альфа-М
:ИНФРА-М, 2016.- 304с.:
Куликов О.Н., Е.И. Ролин «Охрана труда в строительстве» – М.: «Академия», 2014 г.- 288с

4.2.2 Дополнительные источники
Справочники:
Справочник строителя. Строительная техника, конструкции и технологии. / под ред.
Х.Нестле. Издание 2-е, исправленное. Москва: Техносфера, 2008.- 856с.
Справочник по строительству: нормативы, правила, документы.2-е изд./сост.Е.Н. Романенкова. - М.: Проспект, 2008.-1232с.
Справочник современного строителя/ Л.Р. Маилян [и др.]; под общ. ред. Л.Р. Маиляна.- Изд. 3е. – Ростов н/Д: Феникс,2006.-540 с.
Учебники:
Белиба В.Ю. Архитектура зданий /В.Ю. Белиба, А.Т. Юханова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. –
365 с.
–Гаевой А.Ф. Курсовое и дипломное проектирование. Промышленные и гражданские здания:
учеб. пособие для техникумов/ А.Ф. Гаевой, С.П. Усик. Под ред. А.Ф. Гаево- го. – Подольск:
Полиграфия, 2014
Организация строительного производства: Учебник для вузов/ Т.Н.Цай, П.Г.Грабовый,
В.А.Большаков и др.-М.: Изд-во АСВ, 1999.- 432 стр.:ил.
Серов В.М. Организация и управление в строительстве: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений/В.М.Серов, Н.А. Нестерова, А.В.Серов. - М.: Издательский центр
«Академия»,2006.с-432с.
Учебное пособие для лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.
– СПб.: Издательство ДЕАН, 2007. – 112 с.

Хамзин С.К., Карасев А.К. Технология строительного производства. Курсовое и ди- пломное
проектирование. Учеб. пособие для строит. спец. вузов.-«Интеграл», 2005 – 216с
Шеришевский И.А. Конструирование промышленных зданий Учеб. пособие для сту- дентов
строительных специальностей/Шеришевский И. А. — М.: Архитектура-С, 2012.— 168 с
Шерешевский И.А. «Конструирование гражданских зданий». / И.А,Шеришевский
— М.: Архитектура-С, 2005. — 176 с
Методические рекомендации
1. Методические рекомендации по выполнению практических работ
2. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ
3. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта
4. Методические рекомендации по подготовке к защите дипломного (курсового) проекта
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение учебной практики является необходимым условием для получения первичных
профессиональных навыков. При работе над курсовым проектом обучающимся оказываются
консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего
профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Участие в
проектировании зданий и сооружений» и специальности «Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой (инженерно-педагогический) состав: дипломированные специалисты –
преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин:
«Основы геодезии»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных
организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным.

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (основного вида
деятельности)
Код и наименование
профессиональных и общих
компетенций, формируемых
в
рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК1.1Подбирать наиболее
оптимальные решения из
строительных конструкций
и
материалов, разрабатывать
узлы и детали
конструктивных
элементов зданий и
сооружений в соответствии
с условиями эксплуатации
и назначениями

- обоснование выбора строительных
материалов конструктивных элементов
ограждающих конструкций;
- обоснование выбора глубины
заложения фундамента в зависимости от
вида грунта;
- обоснование выбора строительных
конструкций для разработки строительных
чертежей;
- выполнение теплотехнического расчета
ограждающих конструкций;
- проектирование типовых узлов.
- обоснование выбора конструкции в
соответствии с расчетом действующих
нагрузок;
- построение расчетной схемы по
конструктивной схеме;
- выполнение статического расчета
конструкций, проверка их несущей
способности
- выполнение проектной
документации в соответствии с
ЕСКД;
- выполнение чертежей планов,
фасадов, разрезов, узлов генпланов
гражданских и промышленных зданий с
использованием информационных
технологий
- определение номенклатуры и
осуществление расчета объемов
(количества) и графика поставки
строительных материалов,
конструкций, изделий, оборудования и
других видов материально-технических
ресурсов в соответствии с
производственными заданиями и
календарными планами производства
строительных работ на объекте
капитального строительства;
- разработка графиков эксплуатации
(движения) строительной техники, машин и
механизмов в соответствии
с производственными заданиями и
календарными планами производства

Оценка
- защиты
практических
работ;
- контрольных
работ по темам
МДК;
- выполнения
тестовых заданий
по темам МДК.
- результатов
выполнения
практических
работ во время
учебной и
производственной
практики ,
- экзамен по МДК
--экзамен по
модулю

ПК1.2 Выполнять расчеты
и
Конструирование
строительных конструкций

ПК1.3 Разрабатывать
архитектурно-строительные
чертежи с использованием
средств
автоматизированного
проектирования
ПК 1.4. Участвовать в
разработке проекта
производства работ с
применением
информационных
технологий.

ОК1 Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности

строительных работ на объекте
капитального строительства;
- выполнение расчетов линейных и сетевых
графиков, проектирования строительных
генеральных планов;
- разработка графиков потребности в
основных строительных машинах,
транспортных средствах и в кадрах
строителей по основным категориям;
- выполнение строительных
чертежей применением
информационных технологий;
- выполнение графического
обозначения материалов и элементов
конструкций;
- соблюдение требований
нормативно-технической
документации при оформление
строительных чертежей;
- определение состава и расчёта показателей
использования трудовых
и материально-технических
ресурсов;
- заполнение унифицированных
форм плановой документации
распределения ресурсов при
производстве строительных работ;
- определение перечня
необходимого обеспечения
работников бытовыми и санитарногигиеническими помещениями;
- составление и описание работ,
спецификаций, таблиц и другой
технической документации для разработки
линейных и сетевых графиков производства
работ;
- разработка и согласование
календарных планов производства
строительных работ на объекте
капитального строительства;
- разработка карт технологических и
трудовых процессов;
- соблюдение технологической
последовательности производства работ и
требований охраны труда,
техники безопасности на объекте
капитального строительства
-обоснованность постановки цели,
выбора и применения методов и способов
решения
профессиональных задач;

Тестирование
Экспертная
оценка
по результатам

применительно к
различным контекстам
ОК2 Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию
информации, необходимой
для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК3Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие
ОК4Работать в коллективе
и команде, эффективно
взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами

ОК5Осуществлять устную
и
письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
ОК6Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей
ОК7Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ОК8Использовать средства

- адекватная оценка и самооценка
эффективности и качества
-оперативность поиска и использования
информации, необходимой для
качественного
выполнения профессиональных задач,
-широта использования различных
источников информации, включая
электронные.
-демонстрация ответственности за
принятые решения
- обоснованность самоанализа и коррекция
результатов собственной работы
-конструктивность взаимодействия с
обучающимися, преподавателями и
руководителями практики в ходе обучения и
при решении профессиональных задач.
-четкое выполнение обязанностей при
работе в команде и / или выполнении
задания в группе
-соблюдение норм профессиональной этики
при работе в команде.
-построение профессионального общения с
учетом социально-профессионального
статуса, ситуации общения, особенностей
группы и индивидуальных
особенностей участников коммуникации
-грамотность устной и письменной речи,
- ясность формулирования и изложения
мыслей

-описывать значимость своей профессии
(специальности)

-соблюдение нормы экологической
безопасности;
-применение направлений
ресурсосбережения в рамках
профессиональной деятельности по
специальности
-использование физкультурно-

наблюдения за
деятельностью
студента в
процессе
освоения ПМ, в
т.ч.
при выполнении
работ учебной и
производственной
практики,

физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
ОК9Использовать
информационные
технологии в
профессиональной
деятельности

оздоровительной деятельности для
укрепления здоровья, достижения
жизненных и профессиональных целей;
-применение рациональных приемов
двигательных функций в профессиональной
деятельности;
-пользоваться средствами профилактики
перенапряжения характерными для данной
специальности
- применение средств информационных
технологий для решения профессиональных
задач;
-использование современного общего и
специализированного программного
обеспечения при решении
профессиональных задач
ОК10Пользоваться
-понимать общий смысл четко
профессиональной
произнесенных высказываний на известные
документацией на
темы (профессиональные и бытовые),
государственном и
-понимать тексты на базовые
иностранном языках
профессиональные темы;
-участвовать в диалогах на знакомые общие
и профессиональные темы;
- строить простые высказывания о себе и о
своей профессиональной деятельности;
-кратко обосновывать и объяснить свои
действия (текущие и планируемые);
-писать простые связные сообщения на
знакомые или интересующие
профессиональные темы
-использование в профессиональной
деятельности необходимой технической
документации
ОК 11. Использовать знания -использование законодательных и
по финансовой
нормативно-правовых актов при
грамотности, планировать
планировании предпринимательской
предпринимательскую
деятельности в строительной отрасли
деятельность в
-планирование предпринимательскую
профессиональной сфере
деятельность в профессиональной сфере

Лист дополнений и изменений к рабочей программе
ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений
На 2021-2022 учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021-2022 учебный год по
ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений
В рабочую программу внесены следующие изменения:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы
на
заседании
цикловой
методической
комиссии
___________________________________________________________________
«_________»_______________20________г. (протокол №__________)

Председатель цикловой методической комиссии _______________________Ф.И.О.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».