СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5.ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ОП.10 Охрана труда» 1.1. Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 Охрана труда является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в группу дисциплин ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины. 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины. Код Умения Знания ПК, ОК ОК 1 - ОК 11 -выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующиеим риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; -разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержаниеустановленных требований охраны труда; -контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровнябезопасности труда. системы управления охраной труда в организации; законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственныенормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; обязанности работников в области охраны труда; фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (илибездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты. ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы на строительной площадке ПК 2.2. Выполнять строительно-монтажные, в том числе отделочные работы на объекте капитального строительства ПК 3.5. Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиту окружающей среды при выполнении строительномонтажных, в том числе отделочных работ, ремонтных работ и работ по реконструкции и эксплуатации строительных объектов Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум»: Код ЛР 20 Личностные результаты реализации программы воспитания Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов В том числе: В форме практической подготовки- 6 часов; Нагрузка во взаимодействии с преподавателем 36 часов 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Максимальная учебная нагрузка (всего) 36 Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) 36 в том числе: Лабораторные занятия - практические занятия 6 Контрольные работы - Курсовые работы - Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) В том числе Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) Промежуточная аттестация экзамен - 2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Охрана труда Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практическиеработы, самостоятельная работа обучающихся Раздел 1. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов Тема 1.1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды Объе м часов 22 Содержание учебного материала 1. 2. 3. Основные задачи, понятия и терминология безопасности труда. Основные стадии идентификации негативных производственных факторов. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Опасные механические факторы. Источники и причины механического травмирования, подъемнотранспортное оборудование. 7 1 1 1 Физические негативные факторы: виброакустические колебания. Физические негативные факторы: электромагнитные поля и излучения (неионизирующие излучения), ионизирующие излучения. 1 6. Химические негативные факторы (вредные вещества), их классификация и нормирование 1 7. Опасные 1 4. 5. факторы комплексного характера: пожаровзрывоопасность, основные сведения о пожаре и Коды компетенций формированию которых способствует элемент программы 1 ОК 1-10 ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.5 взрыве, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожарной опасности. Герметичные системы, находящиеся под давлением Лабораторные работы 0 Практические занятия 2 1 ПЗ № 1. Определение факторов пожароопасности Самостоятельная работа обучающихся Тема 1.2. Защита человека от вредных и опасных производственных факторов 0 Содержание учебного материала 1. Защита человека от 9 физических негативных фактор ов: 1 переменн ых 1 вибрации, шума, ультра- и инфразвука 2. 3. 4. 5. 6. 7. Способы защиты от постоянных и электромагнитных полей. Методы защиты от статического электричества. Защита от загрязнения воздушной среды: вентиляция и системы вентиляции, основные методы и средства очистки воздуха от вредных веществ. Способы защиты от негативных излучений Защита от загрязнения водной среды: методы и средства очистки воды, обеспечение качества питьевой воды. Методы и средства обеспечения электробезопасности Защита человека от опасности механического травмирования. Методы и средства защиты при работе с 1 1 1 1 1 8. 9. Тема 1.3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности технологическим оборудованием и инструментом: требования, предъявляемые к средствам защиты; основные защитные средства оградительные устройства, предохранительные устройства, устройства аварийного отключения, тормозные устройства и др. Способы и средства индивидуальной защиты человека от химических и биологических негативных факторов Защита человека от опасных факторов комплексного характера. Молниезащита зданий и сооружений. Методы и средства обеспечения безопасности герметичных систем: приборы - 1 1 Лабораторные работы 0 Практические занятия ПЗ №2. Определение факторов загрязнения воздушной среды 2 Содержание учебного материала 6 1. 2. Микроклимат помещений. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Расчет освещения 2 2 2. Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование. Искусственные источники света и светильники. Расчет освещения 2 3. Организация рабочего зрительных условий места для создания комфортн ых 2 Лабораторные работы 0 Практические занятия 1. ПЗ № 3. Контроль параметров микроклимата Самостоятельная работа обучающихся 2 0 Раздел 2. Трудовая деятельность и её безопасность Тема 2.1. Управление Содержание учебного материала безопасностью труда 1. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Основные психические причины травматизма 8 8 2 Антропометрические, 2 2. 3. 4. сенсомоторные и энергетические характеристики человека. Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований Правовые, нормативные и организационные осно безопасности труда вы Принципы оказания первой помощи пострадавшим. Основные приемы Лабораторные работы Практические занятия 2 2 0 0 экзамен Всего 6 36 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда». наличия учебного кабинета Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине; комплект учебно-методической документации; средства индивидуальной защиты; медицинская аптечка. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным мультимедийное оборудование. программным 3.2 Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, литературы обеспечением Интернет-ресурсов, и дополнительной Печатные издания 1. Карнаух Н.Н.Охрана труда : учебник для СПО / Н. Н. Карнаух. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 380 c. — Серия : Профессиональное образование. 2. Косолапова, Н. В. Охрана труда: учебник / Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. – М.: КНОРУС, 2017. – 181 с. – (Среднее профессиональное образование). – Попов, Ю. П. Охрана труда [Текст ] : учеб. пособие / Ю. П. Попов. – 5-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 223 с. – (Среднее профессиональное образование). Дополнительные источники: 1. Трудовой кодекс Российской Федерации: по состоянию на 1 июня 2017г. – М. : Проспект, 2017. – 255 с. – Сравнит. табл. изм.: с. 236-237. 2. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве Ч. 1. Общие требования: изд. офиц. : введ. с 01.08.2001 / Госстрой России. – М. : Госстрой России, 2001. – 73 с. 3. СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве Ч. 2. Строительное производство: изд. офиц. : введ. с 01.01.2003 / Госстрой России. – М. : Госстрой России, 2003. – 25 с. 4. КОНТРОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ОЦЕНКА Результаты обучения (освоенные умения, усвоенныезнания) РЕЗУЛЬТАТОВ Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 1 освоенные умения: выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности ОСВОЕНИЯ 2 экспертная оценка на практическом занятии использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствиис характером выполняемой профессиональной деятельности экспертная оценка на практическом занятии разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда экспертная оценка на практическом занятии, тестирование контролировать навыки, необходимыедля достижения требуемого уровня безопасности труда Усвоенные знания. Студент должен знать: системы управления охраной труда в организации законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации экспертная оценка на практическом занятии обязанности работников в области охраны труда фактические или потенциальные последствия собственной деятельности(или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда тестирование возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом) устный (письменный) опрос порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты экспертная оценка на практическом занятии устный опрос устный (письменный) опрос зачет (теоретическая часть) Лист дополнений и изменений к рабочей программе ОП.10 «Охрана труда» На 2021-2022 учебный год Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021-2022 учебный год по ОП.10 «Охрана труда» В рабочую программу внесены следующие изменения: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседании цикловой методической комиссии ___________________________________________________________________ «_________»_______________20________г. (протокол №__________) Председатель цикловой методической комиссии _______________________Ф.И.О.