СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«ОП.04 Основы геодезии»
1.1 Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Основы геодезии является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по
специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в группу дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин.
1.3 Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК1ОК10; ПК
- читать ситуации на планах и
картах;
1.3-
- решать задачи на масштабы;
ПК 1.4;
- решать прямую и обратную гео-
ПК 2.1-
дезическую задачу;
ПК 2.2;
ПК 2.4
- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
- пользоваться приборами и инст-
- основные
понятия
и
термины,
ис-
пользуемые в геодезии;
- назначение
опорных
геодезических
сетей;
- масштабы, условные топографиче- ские
знаки, точность масштаба;
- систему
плоских
прямоугольных
координат;
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения
рументами, используемыми при вы-
превышений;
несении расстояния и координат;
- приборы и инструменты для выне-
- проводить камеральные работы
по окончании теодолитной съемки и
сения расстояния и координат;
- виды геодезических измерений.
геометрического нивелирования.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов
В том числе:
В форме практической подготовки- 22 часов;
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем 42 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Объем в
часах
50
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)
42
в том числе:
Лабораторные занятия
-
практические занятия
22
Контрольные работы
-
Курсовые работы
-
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)
-
В том числе
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет
-
2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и формы организации
разделов и тем
деятельностиобучающихся
Объем
в часах
Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы
1
Раздел 1. Топогра-
2
3
12
фические карты,
планы и чертежи
Тема 1.1 Задачи
Содержание учебного материала
ОК 1-ОК10; ПК 1.3ПК 1.4;
геодезии.Масштабы. Задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли:
физическая поверхность земли, уровенная поверхность, геоид, эллипсоид
вращения и его параметры. Определение положение точек земной
поверхности, системы географических и прямоугольных координат.
Высоты точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение
земной
поверхности
на
плоскости,
метод
ортогонального
проектирования. Основные термины и понятия: карта, план,
профиль. Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и
картах:
4
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный
масштабный ряд. Методика решения стандартных задач на масштабы.
Условные знаки, классификация условных знаков.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2
Тема1.2 Рельеф ме-
Практическое занятие № 1.Решение задач на масштабы.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
стности.
Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их
ПК 1.3-ПК 1.4;
элементы; характерные точки и линии. Методы изображения основных форм
ПК 2.1-ПК 2.2;
рельефа. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота
2
ОК 1-ОК10;
4
ПК 2.4
2
2
2
ОК 1-ОК10;
сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек,
лежащих между горизонталями. Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и
методика его построения по линии, заданной на топографической карте.
Тема 1.3 Ориентирование направлений.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 2. Решение задач по карте (плану) с горизонталями
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты,
ПК 1.3-ПК 1.4;
склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы
ПК 2.1-ПК 2.2;
связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение
ПК 2.4
меридианов. Формулы перехода от дирекционного угла к азимутам, истинным
или магнитным. Формулы передачи дирекционного угла. Схемы определения
по карте дирекционных углов и географических азимутов заданных направлений.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1
Практическое занятие № 3.Определение ориентирных углов направлений по
1
карте.
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Прямая и обратная
Зарамочное оформление карт и планов. Географическая и прямоугольная сет-
геодезические зада-
ки на картах и планах. Схема определения прямоугольных и географических
чи.
координат заданных точек. Сущность прямой и обратной геодезических задач.
ОК 1-ОК10;
2
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
Алгоритм решения задач.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4.Определение координат точек по карте.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Геодезические измерения
Содержание учебного материала
Тема 2.1 Сущность
1
1
10
ОК 1-ОК10;
измерений. Линей-
Измерение как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода,
ПК 1.3-ПК 1.4;
ные измерения.
принятой за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды измерений:
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
непосредственные, косвенные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Мерный комплект. Методика измерения линий лентой.
Учет поправок за компарирование, температуру, наклона линий. Контроль линейных измерений. Устройство лазерного дальномера: клавиатура и дисплей,
функции. Работа с прибором: измерение длин линий при помощи лазерного
дальномера.
4
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2
Лабораторная работа № 1.Выполнение и обработка линейных измерений
2
Самостоятельная работа обучающихся
2
Подготовка к лабораторному занятию
2
Оформление лабораторной работы
Тема 2.2 Угловые
измерения.
Содержание учебного материала
ОК 1-ОК10;
6
Устройство оптического теодолита: характеристики кругов, основных винтов
ПК 1.3-ПК 1.4;
и деталей. Назначение и устройство уровней: ось уровня, цена деления уровня.
ПК 2.1-ПК 2.2;
Зрительная труба, основные характеристики; сетка нитей. Характеристика от-
ПК 2.4
четного приспособления. Правила обращения с теодолитом. Поверки теодолита. Технология измерения горизонтальных углов. Порядок работы при измерении горизонтального угла одним полным приемом: приведение теодолита в
рабочее положение, последовательность взятия отсчетов и записи в полевой
журнал, полевой контроль измерений. Технология измерения вертикальных
углов; контроль измерений и вычислений. Устройство электронного теодолита:
части теодолита и функции клавиш. Измерение горизонтальных и вертикальных углов электронным теодолитом.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа № 2.Работа с теодолитом. Выполнение поверок теодолита.
Лабораторная работа № 3.Измерение углов теодолитом.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторным занятиям
Оформление лабораторных работ
Раздел 3. Геодезические съемки.
4
2
2
2
2
18
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Назначение и виды
Назначение и виды геодезических съемок. Геодезические сети как
геодезических съе-
необходимый элемент выполнения геодезических съемок и обеспечения
мок.
строительных работ. Задачи по определению планового и высотного
ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
2
ПК 2.4
положения точки относительно исходных пунктов. Основные сведения о
государственных плановых и высотных геодезических сетях. Закрепление
точек геодезических сетей на местности.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
ОК 1-ОК10;
Тема 3.2 Теодолит-
Содержание учебного материала
ная съемка
Сущность теодолитной съемки, состав и порядок работ. Теодолитный ход как
ПК 1.3-ПК 1.4;
простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения геоде-
ПК 2.1-ПК 2.2;
зических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы
ПК 2.4
привязки теодолитного хода: рекогносцировка и закрепление точек, угловые
измерения на точках теодолитного хода, измерение длин сторон теодолитного
хода. Полевой контроль. Обработка журнала измерений.
Состав камеральных работ: контроль угловых измерений в теодолитных ходах,
уравнивание углов, контроль линейных измерений в теодолитных ходах, уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода; алгоритмы вычислительной обработки, ведомость вычисления координат точек теодо-
6
литного хода; нанесение точек теодолитного хода по координатам на план.
Вычисление площади участка.
Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру: методика получения
данных, необходимых для выноса в натуру.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 5.Вычислительная обработка теодолитного хода.
Практическое занятие № 6.Нанесение точек теодолитного хода на план.
Практическое занятие № 7.Геодезическая подготовка для переноса проекта
4
2
1
1
в натуру
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3
Содержание учебного материала
Геометрическое ни-
Устройство нивелиров. Нивелирный комплект. Принципиальная схема устрой-
велирование
ства нивелира с уровнем (основное геометрическое условие). Классификация
ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
4
ПК 2.4
нивелирования по методам определения превышений. Принцип и способы геометрического нивелирования. Принципиальная схема устройства нивелира с
компенсатором. Поверки нивелиров. Порядок работы по определению превышений на станции: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал,
контроль нивелирования на станции. Состав нивелирных работ по передаче
высот: технология полевых работ по проложению хода технического нивелирования; вычислительная обработка результатов нивелирования.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа № 4. Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира.
Обработка результатов нивелирования.
ПК 2.1-ПК 2.2;
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторным, практическим занятиям
2
2
Оформление лабораторных, практических работ
Тема 3.4
Содержание учебного материала
Тахеометрическая
Сущность и приборы, применяемые при съемке. Устройство электронного та-
съемка.
хеометра. Приведение тахеометра в рабочее положение. Измерения при созда-
ОК 1-ОК10;
6
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
нии съемочного обоснования.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа№ 5.Работа с тахеометром. Ввод данных о станции. Ко-
4
2
ординатные измерения.
Лабораторная работа№ 6. Обратная засечка (координатная и высотная). Вынос
2
в натуру тахеометром (расстояния и координат)
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторным занятиям.
2
2
Оформление лабораторных работ
Промежуточная аттестация
Всего:
ПК 1.3-ПК 1.4;
2
50
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы геодезии»,
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя и обучающихся ( столы, стулья );
Технические средства обучения:
- телевизор;
- персональный компьютер с прикладным программным обеспечением
- рейка нивелирная
- ориентир буссоль
- рулетка стальная
- штатив
- нивелир
- теодолит
-отвес
- отражатель
- трипод
- тахеометр
- теодолит электронный
- лазерный дальномер
- мерное колесо (из перечня учебной лаборатории по Геодезии)
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы нивелира"
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы теодолита"
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы лазерного дальномера"
Геодезический полигон:
участок пересечённой местности;
геодезический строительный репер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1Печатные издания
1.Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. - 6-е изд., стер. - М.:
Академия, 2015. - 384 с.
Дополнительные источники
1.Нестеренок М.С. Геодезия : учеб.пособие для вузов / М. С. Нестеренок. - Минск
:Высш. шк., 2015. - 272 с.:
2.Федотов Г.А. Инженерная геодезия : учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М,
2017. — 479 с. — (Высшее образование: Специалитет). [Электронный портал]. - Режим доступа:
— www.dx.doi.org/ 10.12737/13161.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы
оценки
Знания
- основные понятия и термины,
используемые в геодезии;
- назначение опорных геодезических сетей;
- демонстрирует знания по-нятий и
терминов, используемых в геодезии; Тестирование
экзамен
-демонстрирует знания о
видах опорных геодезических сетей и
их применении;
- масштабы, условные топографи-
-демонстрирует знания видов
ческие знаки, точность масштаба;
масштабов и их назначение;
масштабирует;
читает и вычерчивает условные
топографические знаки
- систему плоских прямоугольных -разбирается в системе плоских
координат;
прямоугольных координат;
- приборы и инструменты для из-
-демонстрирует знания устройств
мерений: линий, углов и опреде-
приборов и инструментов,
ления превышений;
применяемых при выполнении
- приборы и инструменты для
геодезических измерений;
вынесения расстояния и коорди-
-выполняет последовательность
нат;
вычислительнойобработки
геодезических измерений.
- виды геодезических измерений.
-демонстрирует знания видов геодезических измерений и их
назначение
Умения
- читать ситуации на планах и
-читает изображение ситуации и
Оценка
картах;
рельефа местности;
практических
и
лабораторных
работ
- решать задачи на масштабы;
-решает задачи на масштабы;
- решать прямую и обратную гео-
-определяет
дезическую задачу;
координаты и ориентирные углы;
-решает
прямоугольные
прямую
и
обратную
геодезические задачи
- пользоваться приборами и инст-
- осуществляет линейные и угловые
рументами, используемыми при
измерения,
а
также
измерения
измерении линий, углов и отметок превышения местности.
точек;
- пользоваться приборами и инст-
-производит измерения по выносу
рументами, используемыми при
расстояния и координат
вынесении расстояния и координат;
- проводить камеральные работы
-выполняет камеральные работы
по окончании теодолитной съем-
по окончании гео-дезических
ки и геометрического нивелиро-
съемок.
вания.
Лист дополнений и изменений к рабочей программе
ОП.04 Основы геодезии
На 2021-2022 учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021-2022 учебный год по
ОП.04 «Основы геодезии»
В рабочую программу внесены следующие изменения:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы
на
заседании
цикловой
методической
комиссии
___________________________________________________________________
«_________»_______________20________г. (протокол №__________)
Председатель цикловой методической комиссии _______________________Ф.И.О