СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5.ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ОП.04 Основы геодезии» 1.1 Область применения программы. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Основы геодезии является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». 1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в группу дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин. 1.3 Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины: Код Умения Знания ПК, ОК ОК1ОК10; ПК - читать ситуации на планах и картах; 1.3- - решать задачи на масштабы; ПК 1.4; - решать прямую и обратную гео- ПК 2.1- дезическую задачу; ПК 2.2; ПК 2.4 - пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек; - пользоваться приборами и инст- - основные понятия и термины, ис- пользуемые в геодезии; - назначение опорных геодезических сетей; - масштабы, условные топографиче- ские знаки, точность масштаба; - систему плоских прямоугольных координат; - приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения рументами, используемыми при вы- превышений; несении расстояния и координат; - приборы и инструменты для выне- - проводить камеральные работы по окончании теодолитной съемки и сения расстояния и координат; - виды геодезических измерений. геометрического нивелирования. 1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов В том числе: В форме практической подготовки- 22 часов; Нагрузка во взаимодействии с преподавателем 42 часов 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Объем в часах 50 Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) 42 в том числе: Лабораторные занятия - практические занятия 22 Контрольные работы - Курсовые работы - Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) - В том числе Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) Промежуточная аттестация дифференцированный зачет - 2.Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование Содержание учебного материала и формы организации разделов и тем деятельностиобучающихся Объем в часах Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 1 Раздел 1. Топогра- 2 3 12 фические карты, планы и чертежи Тема 1.1 Задачи Содержание учебного материала ОК 1-ОК10; ПК 1.3ПК 1.4; геодезии.Масштабы. Задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли: физическая поверхность земли, уровенная поверхность, геоид, эллипсоид вращения и его параметры. Определение положение точек земной поверхности, системы географических и прямоугольных координат. Высоты точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение земной поверхности на плоскости, метод ортогонального проектирования. Основные термины и понятия: карта, план, профиль. Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах: 4 ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд. Методика решения стандартных задач на масштабы. Условные знаки, классификация условных знаков. В том числе, практических занятий и лабораторных работ 2 Тема1.2 Рельеф ме- Практическое занятие № 1.Решение задач на масштабы. Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала стности. Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их ПК 1.3-ПК 1.4; элементы; характерные точки и линии. Методы изображения основных форм ПК 2.1-ПК 2.2; рельефа. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота 2 ОК 1-ОК10; 4 ПК 2.4 2 2 2 ОК 1-ОК10; сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между горизонталями. Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и методика его построения по линии, заданной на топографической карте. Тема 1.3 Ориентирование направлений. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 2. Решение задач по карте (плану) с горизонталями Самостоятельная работа обучающихся Содержание учебного материала Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, ПК 1.3-ПК 1.4; склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы ПК 2.1-ПК 2.2; связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение ПК 2.4 меридианов. Формулы перехода от дирекционного угла к азимутам, истинным или магнитным. Формулы передачи дирекционного угла. Схемы определения по карте дирекционных углов и географических азимутов заданных направлений. В том числе, практических занятий и лабораторных работ 1 Практическое занятие № 3.Определение ориентирных углов направлений по 1 карте. Самостоятельная работа обучающихся. Тема 1.4 Содержание учебного материала Прямая и обратная Зарамочное оформление карт и планов. Географическая и прямоугольная сет- геодезические зада- ки на картах и планах. Схема определения прямоугольных и географических чи. координат заданных точек. Сущность прямой и обратной геодезических задач. ОК 1-ОК10; 2 ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 Алгоритм решения задач. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 4.Определение координат точек по карте. Самостоятельная работа обучающихся Раздел 2. Геодезические измерения Содержание учебного материала Тема 2.1 Сущность 1 1 10 ОК 1-ОК10; измерений. Линей- Измерение как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода, ПК 1.3-ПК 1.4; ные измерения. принятой за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды измерений: ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 непосредственные, косвенные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Мерный комплект. Методика измерения линий лентой. Учет поправок за компарирование, температуру, наклона линий. Контроль линейных измерений. Устройство лазерного дальномера: клавиатура и дисплей, функции. Работа с прибором: измерение длин линий при помощи лазерного дальномера. 4 В том числе, практических занятий и лабораторных работ 2 Лабораторная работа № 1.Выполнение и обработка линейных измерений 2 Самостоятельная работа обучающихся 2 Подготовка к лабораторному занятию 2 Оформление лабораторной работы Тема 2.2 Угловые измерения. Содержание учебного материала ОК 1-ОК10; 6 Устройство оптического теодолита: характеристики кругов, основных винтов ПК 1.3-ПК 1.4; и деталей. Назначение и устройство уровней: ось уровня, цена деления уровня. ПК 2.1-ПК 2.2; Зрительная труба, основные характеристики; сетка нитей. Характеристика от- ПК 2.4 четного приспособления. Правила обращения с теодолитом. Поверки теодолита. Технология измерения горизонтальных углов. Порядок работы при измерении горизонтального угла одним полным приемом: приведение теодолита в рабочее положение, последовательность взятия отсчетов и записи в полевой журнал, полевой контроль измерений. Технология измерения вертикальных углов; контроль измерений и вычислений. Устройство электронного теодолита: части теодолита и функции клавиш. Измерение горизонтальных и вертикальных углов электронным теодолитом. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Лабораторная работа № 2.Работа с теодолитом. Выполнение поверок теодолита. Лабораторная работа № 3.Измерение углов теодолитом. Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторным занятиям Оформление лабораторных работ Раздел 3. Геодезические съемки. 4 2 2 2 2 18 Тема 3.1 Содержание учебного материала Назначение и виды Назначение и виды геодезических съемок. Геодезические сети как геодезических съе- необходимый элемент выполнения геодезических съемок и обеспечения мок. строительных работ. Задачи по определению планового и высотного ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; ПК 2.1-ПК 2.2; 2 ПК 2.4 положения точки относительно исходных пунктов. Основные сведения о государственных плановых и высотных геодезических сетях. Закрепление точек геодезических сетей на местности. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Самостоятельная работа обучающихся ОК 1-ОК10; Тема 3.2 Теодолит- Содержание учебного материала ная съемка Сущность теодолитной съемки, состав и порядок работ. Теодолитный ход как ПК 1.3-ПК 1.4; простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения геоде- ПК 2.1-ПК 2.2; зических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы ПК 2.4 привязки теодолитного хода: рекогносцировка и закрепление точек, угловые измерения на точках теодолитного хода, измерение длин сторон теодолитного хода. Полевой контроль. Обработка журнала измерений. Состав камеральных работ: контроль угловых измерений в теодолитных ходах, уравнивание углов, контроль линейных измерений в теодолитных ходах, уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода; алгоритмы вычислительной обработки, ведомость вычисления координат точек теодо- 6 литного хода; нанесение точек теодолитного хода по координатам на план. Вычисление площади участка. Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру: методика получения данных, необходимых для выноса в натуру. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие № 5.Вычислительная обработка теодолитного хода. Практическое занятие № 6.Нанесение точек теодолитного хода на план. Практическое занятие № 7.Геодезическая подготовка для переноса проекта 4 2 1 1 в натуру Самостоятельная работа обучающихся Тема 3.3 Содержание учебного материала Геометрическое ни- Устройство нивелиров. Нивелирный комплект. Принципиальная схема устрой- велирование ства нивелира с уровнем (основное геометрическое условие). Классификация ОК 1-ОК10; ПК 1.3-ПК 1.4; 4 ПК 2.4 нивелирования по методам определения превышений. Принцип и способы геометрического нивелирования. Принципиальная схема устройства нивелира с компенсатором. Поверки нивелиров. Порядок работы по определению превышений на станции: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал, контроль нивелирования на станции. Состав нивелирных работ по передаче высот: технология полевых работ по проложению хода технического нивелирования; вычислительная обработка результатов нивелирования. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Лабораторная работа № 4. Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира. Обработка результатов нивелирования. ПК 2.1-ПК 2.2; 2 2 Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторным, практическим занятиям 2 2 Оформление лабораторных, практических работ Тема 3.4 Содержание учебного материала Тахеометрическая Сущность и приборы, применяемые при съемке. Устройство электронного та- съемка. хеометра. Приведение тахеометра в рабочее положение. Измерения при созда- ОК 1-ОК10; 6 ПК 2.1-ПК 2.2; ПК 2.4 нии съемочного обоснования. В том числе, практических занятий и лабораторных работ Лабораторная работа№ 5.Работа с тахеометром. Ввод данных о станции. Ко- 4 2 ординатные измерения. Лабораторная работа№ 6. Обратная засечка (координатная и высотная). Вынос 2 в натуру тахеометром (расстояния и координат) Самостоятельная работа обучающихся Подготовка к лабораторным занятиям. 2 2 Оформление лабораторных работ Промежуточная аттестация Всего: ПК 1.3-ПК 1.4; 2 50 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Основы геодезии», Оборудование учебного кабинета: - рабочее место преподавателя и обучающихся ( столы, стулья ); Технические средства обучения: - телевизор; - персональный компьютер с прикладным программным обеспечением - рейка нивелирная - ориентир буссоль - рулетка стальная - штатив - нивелир - теодолит -отвес - отражатель - трипод - тахеометр - теодолит электронный - лазерный дальномер - мерное колесо (из перечня учебной лаборатории по Геодезии) - стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы нивелира" - стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы теодолита" - стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы лазерного дальномера" Геодезический полигон: участок пересечённой местности; геодезический строительный репер. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы 3.2.1Печатные издания 1.Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 384 с. Дополнительные источники 1.Нестеренок М.С. Геодезия : учеб.пособие для вузов / М. С. Нестеренок. - Минск :Высш. шк., 2015. - 272 с.: 2.Федотов Г.А. Инженерная геодезия : учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 479 с. — (Высшее образование: Специалитет). [Электронный портал]. - Режим доступа: — www.dx.doi.org/ 10.12737/13161. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Знания - основные понятия и термины, используемые в геодезии; - назначение опорных геодезических сетей; - демонстрирует знания по-нятий и терминов, используемых в геодезии; Тестирование экзамен -демонстрирует знания о видах опорных геодезических сетей и их применении; - масштабы, условные топографи- -демонстрирует знания видов ческие знаки, точность масштаба; масштабов и их назначение; масштабирует; читает и вычерчивает условные топографические знаки - систему плоских прямоугольных -разбирается в системе плоских координат; прямоугольных координат; - приборы и инструменты для из- -демонстрирует знания устройств мерений: линий, углов и опреде- приборов и инструментов, ления превышений; применяемых при выполнении - приборы и инструменты для геодезических измерений; вынесения расстояния и коорди- -выполняет последовательность нат; вычислительнойобработки геодезических измерений. - виды геодезических измерений. -демонстрирует знания видов геодезических измерений и их назначение Умения - читать ситуации на планах и -читает изображение ситуации и Оценка картах; рельефа местности; практических и лабораторных работ - решать задачи на масштабы; -решает задачи на масштабы; - решать прямую и обратную гео- -определяет дезическую задачу; координаты и ориентирные углы; -решает прямоугольные прямую и обратную геодезические задачи - пользоваться приборами и инст- - осуществляет линейные и угловые рументами, используемыми при измерения, а также измерения измерении линий, углов и отметок превышения местности. точек; - пользоваться приборами и инст- -производит измерения по выносу рументами, используемыми при расстояния и координат вынесении расстояния и координат; - проводить камеральные работы -выполняет камеральные работы по окончании теодолитной съем- по окончании гео-дезических ки и геометрического нивелиро- съемок. вания. Лист дополнений и изменений к рабочей программе ОП.04 Основы геодезии На 2021-2022 учебный год Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021-2022 учебный год по ОП.04 «Основы геодезии» В рабочую программу внесены следующие изменения: _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы на заседании цикловой методической комиссии ___________________________________________________________________ «_________»_______________20________г. (протокол №__________) Председатель цикловой методической комиссии _______________________Ф.И.О