Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП.04 Основы геодезии

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
«ОП.04 Основы геодезии»
1.1 Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Основы геодезии является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по
специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

1.2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в группу дисциплин цикла общепрофессиональных дисциплин.
1.3 Цели и задачи дисциплины- требования к результатам освоения дисциплины:
Код

Умения

Знания

ПК, ОК
ОК1ОК10; ПК

- читать ситуации на планах и
картах;

1.3-

- решать задачи на масштабы;

ПК 1.4;

- решать прямую и обратную гео-

ПК 2.1-

дезическую задачу;

ПК 2.2;
ПК 2.4

- пользоваться приборами и инструментами, используемыми при измерении линий, углов и отметок точек;
- пользоваться приборами и инст-

- основные

понятия

и

термины,

ис-

пользуемые в геодезии;
- назначение

опорных

геодезических

сетей;
- масштабы, условные топографиче- ские
знаки, точность масштаба;
- систему

плоских

прямоугольных

координат;
- приборы и инструменты для измерений: линий, углов и определения

рументами, используемыми при вы-

превышений;

несении расстояния и координат;

- приборы и инструменты для выне-

- проводить камеральные работы
по окончании теодолитной съемки и

сения расстояния и координат;
- виды геодезических измерений.

геометрического нивелирования.

1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов
В том числе:
В форме практической подготовки- 22 часов;
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем 42 часов

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)

Объем в
часах
50

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

42

в том числе:
Лабораторные занятия

-

практические занятия

22

Контрольные работы

-

Курсовые работы

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

-

В том числе
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Промежуточная аттестация дифференцированный зачет

-

2.Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование

Содержание учебного материала и формы организации

разделов и тем

деятельностиобучающихся

Объем
в часах

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы

1
Раздел 1. Топогра-

2

3
12

фические карты,
планы и чертежи
Тема 1.1 Задачи

Содержание учебного материала

ОК 1-ОК10; ПК 1.3ПК 1.4;

геодезии.Масштабы. Задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли:
физическая поверхность земли, уровенная поверхность, геоид, эллипсоид
вращения и его параметры. Определение положение точек земной
поверхности, системы географических и прямоугольных координат.
Высоты точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение
земной

поверхности

на

плоскости,

метод

ортогонального

проектирования. Основные термины и понятия: карта, план,
профиль. Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и
картах:

4

ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4

численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный
масштабный ряд. Методика решения стандартных задач на масштабы.
Условные знаки, классификация условных знаков.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Тема1.2 Рельеф ме-

Практическое занятие № 1.Решение задач на масштабы.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

стности.

Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их

ПК 1.3-ПК 1.4;

элементы; характерные точки и линии. Методы изображения основных форм

ПК 2.1-ПК 2.2;

рельефа. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота

2
ОК 1-ОК10;

4

ПК 2.4

2
2
2

ОК 1-ОК10;

сечения, заложение. Методика определения высот горизонталей и высот точек,
лежащих между горизонталями. Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и
методика его построения по линии, заданной на топографической карте.

Тема 1.3 Ориентирование направлений.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 2. Решение задач по карте (плану) с горизонталями
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты,

ПК 1.3-ПК 1.4;

склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы

ПК 2.1-ПК 2.2;

связи между румбами и азимутами. Понятие дирекционного угла. Сближение

ПК 2.4

меридианов. Формулы перехода от дирекционного угла к азимутам, истинным
или магнитным. Формулы передачи дирекционного угла. Схемы определения
по карте дирекционных углов и географических азимутов заданных направлений.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

1

Практическое занятие № 3.Определение ориентирных углов направлений по

1

карте.
Самостоятельная работа обучающихся.
Тема 1.4

Содержание учебного материала

Прямая и обратная

Зарамочное оформление карт и планов. Географическая и прямоугольная сет-

геодезические зада-

ки на картах и планах. Схема определения прямоугольных и географических

чи.

координат заданных точек. Сущность прямой и обратной геодезических задач.

ОК 1-ОК10;
2

ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4

Алгоритм решения задач.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4.Определение координат точек по карте.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Геодезические измерения
Содержание учебного материала
Тема 2.1 Сущность

1
1
10
ОК 1-ОК10;

измерений. Линей-

Измерение как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода,

ПК 1.3-ПК 1.4;

ные измерения.

принятой за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды измерений:

ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4

непосредственные, косвенные, равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений. Мерный комплект. Методика измерения линий лентой.
Учет поправок за компарирование, температуру, наклона линий. Контроль линейных измерений. Устройство лазерного дальномера: клавиатура и дисплей,
функции. Работа с прибором: измерение длин линий при помощи лазерного
дальномера.

4

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

Лабораторная работа № 1.Выполнение и обработка линейных измерений

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

Подготовка к лабораторному занятию

2

Оформление лабораторной работы
Тема 2.2 Угловые
измерения.

Содержание учебного материала

ОК 1-ОК10;

6

Устройство оптического теодолита: характеристики кругов, основных винтов

ПК 1.3-ПК 1.4;

и деталей. Назначение и устройство уровней: ось уровня, цена деления уровня.

ПК 2.1-ПК 2.2;

Зрительная труба, основные характеристики; сетка нитей. Характеристика от-

ПК 2.4

четного приспособления. Правила обращения с теодолитом. Поверки теодолита. Технология измерения горизонтальных углов. Порядок работы при измерении горизонтального угла одним полным приемом: приведение теодолита в
рабочее положение, последовательность взятия отсчетов и записи в полевой
журнал, полевой контроль измерений. Технология измерения вертикальных
углов; контроль измерений и вычислений. Устройство электронного теодолита:
части теодолита и функции клавиш. Измерение горизонтальных и вертикальных углов электронным теодолитом.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа № 2.Работа с теодолитом. Выполнение поверок теодолита.
Лабораторная работа № 3.Измерение углов теодолитом.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторным занятиям
Оформление лабораторных работ
Раздел 3. Геодезические съемки.

4
2
2
2
2
18

Тема 3.1

Содержание учебного материала

Назначение и виды

Назначение и виды геодезических съемок. Геодезические сети как

геодезических съе-

необходимый элемент выполнения геодезических съемок и обеспечения

мок.

строительных работ. Задачи по определению планового и высотного

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
2

ПК 2.4

положения точки относительно исходных пунктов. Основные сведения о
государственных плановых и высотных геодезических сетях. Закрепление
точек геодезических сетей на местности.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

ОК 1-ОК10;

Тема 3.2 Теодолит-

Содержание учебного материала

ная съемка

Сущность теодолитной съемки, состав и порядок работ. Теодолитный ход как

ПК 1.3-ПК 1.4;

простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения геоде-

ПК 2.1-ПК 2.2;

зических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов. Схемы

ПК 2.4

привязки теодолитного хода: рекогносцировка и закрепление точек, угловые
измерения на точках теодолитного хода, измерение длин сторон теодолитного
хода. Полевой контроль. Обработка журнала измерений.
Состав камеральных работ: контроль угловых измерений в теодолитных ходах,
уравнивание углов, контроль линейных измерений в теодолитных ходах, уравнивание приращений координат и вычисление координат точек хода; алгоритмы вычислительной обработки, ведомость вычисления координат точек теодо-

6

литного хода; нанесение точек теодолитного хода по координатам на план.
Вычисление площади участка.
Геодезическая подготовка для переноса проекта в натуру: методика получения
данных, необходимых для выноса в натуру.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 5.Вычислительная обработка теодолитного хода.
Практическое занятие № 6.Нанесение точек теодолитного хода на план.
Практическое занятие № 7.Геодезическая подготовка для переноса проекта

4
2
1
1

в натуру
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3

Содержание учебного материала

Геометрическое ни-

Устройство нивелиров. Нивелирный комплект. Принципиальная схема устрой-

велирование

ства нивелира с уровнем (основное геометрическое условие). Классификация

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
4

ПК 2.4

нивелирования по методам определения превышений. Принцип и способы геометрического нивелирования. Принципиальная схема устройства нивелира с
компенсатором. Поверки нивелиров. Порядок работы по определению превышений на станции: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал,
контроль нивелирования на станции. Состав нивелирных работ по передаче
высот: технология полевых работ по проложению хода технического нивелирования; вычислительная обработка результатов нивелирования.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа № 4. Работа с нивелиром. Выполнение поверок нивелира.
Обработка результатов нивелирования.

ПК 2.1-ПК 2.2;

2
2

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторным, практическим занятиям

2
2

Оформление лабораторных, практических работ
Тема 3.4

Содержание учебного материала

Тахеометрическая

Сущность и приборы, применяемые при съемке. Устройство электронного та-

съемка.

хеометра. Приведение тахеометра в рабочее положение. Измерения при созда-

ОК 1-ОК10;
6

ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4

нии съемочного обоснования.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа№ 5.Работа с тахеометром. Ввод данных о станции. Ко-

4
2

ординатные измерения.
Лабораторная работа№ 6. Обратная засечка (координатная и высотная). Вынос

2

в натуру тахеометром (расстояния и координат)
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка к лабораторным занятиям.

2
2

Оформление лабораторных работ
Промежуточная аттестация
Всего:

ПК 1.3-ПК 1.4;

2
50

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы геодезии»,
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя и обучающихся ( столы, стулья );
Технические средства обучения:
- телевизор;
- персональный компьютер с прикладным программным обеспечением
- рейка нивелирная
- ориентир буссоль
- рулетка стальная
- штатив
- нивелир
- теодолит
-отвес
- отражатель
- трипод
- тахеометр
- теодолит электронный
- лазерный дальномер
- мерное колесо (из перечня учебной лаборатории по Геодезии)
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы нивелира"
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы теодолита"
- стенд электрифицированный "Устройство и принцип работы лазерного дальномера"
Геодезический полигон:
участок пересечённой местности;
геодезический строительный репер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1Печатные издания
1.Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. - 6-е изд., стер. - М.:
Академия, 2015. - 384 с.
Дополнительные источники
1.Нестеренок М.С. Геодезия : учеб.пособие для вузов / М. С. Нестеренок. - Минск
:Высш. шк., 2015. - 272 с.:
2.Федотов Г.А. Инженерная геодезия : учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М,
2017. — 479 с. — (Высшее образование: Специалитет). [Электронный портал]. - Режим доступа:
— www.dx.doi.org/ 10.12737/13161.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы
оценки

Знания
- основные понятия и термины,
используемые в геодезии;
- назначение опорных геодезических сетей;

- демонстрирует знания по-нятий и
терминов, используемых в геодезии; Тестирование
экзамен
-демонстрирует знания о
видах опорных геодезических сетей и
их применении;

- масштабы, условные топографи-

-демонстрирует знания видов

ческие знаки, точность масштаба;

масштабов и их назначение;
масштабирует;

читает и вычерчивает условные
топографические знаки
- систему плоских прямоугольных -разбирается в системе плоских
координат;

прямоугольных координат;

- приборы и инструменты для из-

-демонстрирует знания устройств

мерений: линий, углов и опреде-

приборов и инструментов,

ления превышений;

применяемых при выполнении

- приборы и инструменты для

геодезических измерений;

вынесения расстояния и коорди-

-выполняет последовательность

нат;

вычислительнойобработки
геодезических измерений.

- виды геодезических измерений.

-демонстрирует знания видов геодезических измерений и их
назначение

Умения
- читать ситуации на планах и

-читает изображение ситуации и

Оценка

картах;

рельефа местности;

практических
и
лабораторных
работ

- решать задачи на масштабы;

-решает задачи на масштабы;

- решать прямую и обратную гео-

-определяет

дезическую задачу;

координаты и ориентирные углы;
-решает

прямоугольные

прямую

и

обратную

геодезические задачи
- пользоваться приборами и инст-

- осуществляет линейные и угловые

рументами, используемыми при

измерения,

а

также

измерения

измерении линий, углов и отметок превышения местности.
точек;
- пользоваться приборами и инст-

-производит измерения по выносу

рументами, используемыми при

расстояния и координат

вынесении расстояния и координат;
- проводить камеральные работы

-выполняет камеральные работы

по окончании теодолитной съем-

по окончании гео-дезических

ки и геометрического нивелиро-

съемок.

вания.

Лист дополнений и изменений к рабочей программе
ОП.04 Основы геодезии
На 2021-2022 учебный год
Дополнения и изменения к рабочей программе на 2021-2022 учебный год по
ОП.04 «Основы геодезии»
В рабочую программу внесены следующие изменения:
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Дополнения и изменения в рабочей программе рассмотрены и согласованы
на
заседании
цикловой
методической
комиссии
___________________________________________________________________
«_________»_______________20________г. (протокол №__________)

Председатель цикловой методической комиссии _______________________Ф.И.О


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».