Решаем вместе
Есть вопрос?

ОУД.14 Экономика

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Керченский технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РК «КТТ»
__________ Тимохов М.Е.
«____» __________2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 14 «Экономика»

43.01.09

Повар, кондитер

2020г.

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования
(приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413с изменениями и дополнениями),
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Экономика», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).

Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум»
Разработчик: Преподаватель Грыцив Е.В.

Программа рассмотрена и одобрена на заседании

ЦМК естественно-математического цикла
Протокол №____ от «____» _________2019 г.
Председатель ____________ И.В.Павловская

Программа рекомендована к утверждению на заседании
Методического совета ГБПОУ РК «КТТ»
Протокол №____ от «____» _________2019 г.
Председатель МС ____________ А.Н. Коробецкая

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы экономики
1.1. Область применения программы
Общеобразовательная
учебная
дисциплина
«Экономика»
изучается
в
профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке специалистов среднего звена.
Изучение «Экономика» осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых
специальностей 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 22.02.06
«Сварочное производство», 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»,
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина входит в Общеобразовательный цикл как общеобразовательная
дисциплина
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы учебной дисциплины «Экономика» направлено на достижение
следующих целей:
- освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором осуществляется
экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
- развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения при
ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для себя,
окружения и общества в целом;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
- овладение умением находить актуальную экономическую информацию в источниках,
включая Интернет; анализ, преобразование и использование экономической информации,
решение практических задач в учебной деятельности и реальной жизни, в том числе в семье;
- овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка
труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для
ориентации в выборе профессии и дальнейшего образования;

- понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России, умение
ориентироваться в текущих экономических событиях.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины - личностные, метапредметные,
предметные.
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает достижение
обучающимися следующих результатов:

личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность обучаемого для определения жизненно важных интересов личности в
условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;
- формирование системы знаний об экономической жизни общества, определение своих
места и роли в экономическом пространстве;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
метапредметных:
- овладение умениями формулировать представления об экономической науке как системе
теоретических и прикладных наук, изучение особенности применения экономического
анализа для других социальных наук, понимание сущности основных направлений
современной экономической мысли;
- овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию
по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать
соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в
конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в
процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе качества гражданина
Российской Федерации, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции
Российской Федерации;
- генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по вопросам как
экономического развития Российской Федерации, так и мирового сообщества; умение
применять исторический, социологический, юридический подходы для всестороннего
анализа общественных явлений;
предметных:
- сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей,
отдельных предприятий и государства;
- понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом
развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества, сформированность
уважительного отношения к чужой собственности;
- сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения
в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать
ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в
целом;
- владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения;
анализировать, преобразовывать и использовать экономическую

информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;
- сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе
базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
- умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного
исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя,
покупателя, продавца, заемщика, акционера, наемного работника, работодателя,
налогоплательщика);
- способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической
деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей
современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
- понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 186часов
в том числе:
аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 125 часа;
внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 61 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

186

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

125

в том числе:
лабораторные занятия

-

практические занятия

10

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего)

61

в том числе:

Подготовка докладов

20

Решение задач

9

Подготовка рефератов

28

Подготовка презентаций

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень
освоения

1

2

3

4

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с
теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для
подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных
форм собственности.
1
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами.

1

Введение

Раздел 1 Экономика и экономическая наука
Тема 1.1.

Потребности
человека и
ограниченность
ресурсов

Содержание учебного материала

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и
экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд,
земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических
ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных
возможностей.
2
Экономические потребности общества. Экономические ресурсы.
3
Главная проблема экономики. Границы производственных
возможностей.
Самостоятельная работа обучающихся

1
23
4

1
1

1,2
1,2

2

Подготовить доклад по теме: Место и роль знаний по экономике в жизни общества.
Тема 1.2.
Факторы
производства
и факторные доходы

Содержание учебного материала

4
Тема 1.3.
Выбор и

1

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда.
Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли.
Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента.
Факторы производства. Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная

1

4

1,2

альтернативная
стоимость

и
5

меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
Анализ основных экономических показателей
Стоимость. Альтернативная стоимость.

6
Самостоятельная работа обучающихся

1
1
2

1,2

Решение задач по теме «Выбор и альтернативная стоимость».
Содержание учебного материала

Тема 1.4.
Типы
экономических
систем

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм
свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные
государственные функции при рыночной экономике. Административнокомандная экономика. Условия функционирования командной экономики.
Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в
хозяйственной деятельности.
7-8
Типы экономических систем
Самостоятельная работа обучающихся

4

2
2

1,2
1,2

Заполнить таблицу «Преимущества и недостатки экономических систем»
Содержание учебного материала

Тема 1.5.
Собственность,
конкуренция

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических
отношений. Собственность как экономическая категория в современном
понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Конкуренция. Совершенная
конкуренция. Условия
совершенной
конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.
Антимонопольная политика государства.
9
Формы собственности
10
Конкуренция
11
Монополия, олигополия
12
Антимонопольная политика государства
13
Практическая работа 1 Рыночные структуры и роль конкуренции в
развитии экономики.
Самостоятельная работа обучающихся

6

1
1
1
1
1
2

Подготовка реферата на тему: «Антимонопольная политика государства».
Тема 1.6.
Экономическая
свобода.
Значение
специализации и

Содержание учебного материала

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для
формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен.
Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или
формы обмена.

3

1,2
1,2

обмена.

14
Понятие обмена. Товарный обмен, ступени или формы обмена.
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по теме: Виды специализации
Раздел 2. Семейный бюджет
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Семейный
бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов.
Источники
Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и
доходов
реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.
семьи,
15
Семейный бюджет, источники доходов и расходов семьи.
основные виды
16
расходов
Личный располагаемый доход семьи, сбережения.
17
семьи.
Сбережения населения. Страхование.
Сбережения
18
Практическое занятие 2 Расчет семейного бюджета.
населения.
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка доклада по теме: «Реальная и
Страхование.
номинальная заработная плата»
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора.
Рациональный
Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Эффект замещения.
потребитель
Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые
безразличия.
Рациональность потребителя и свобода выбора.
19
Теория предельной полезности
20
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по теме: Потребительское равновесие, бюджетная линия
потребителя.
Раздел 3 Рыночная экономика
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Рыночный
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе.
механизм.
Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса.
Рыночное
Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия.
равновесие.
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная
Рыночные
эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.
структуры
21
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе.
22
Спрос. Закон спроса
23
Предложение. Закон предложения
24
Концепция равновесия рынка
25
Эластичность спроса и предложения

1
1

2,3

11
6

1
1
1
1
2

2,3
2,3
2,3
2,3

5

1
1
4

2,3
2,3

32
12

1
1
1
1
1

1,2
2,3
2,3
2,3

26
Решение задач на тему спрос и предложение
27
Решение задач на тему равновесная цена
28-29 Практическая работа 3 Спрос и предложение
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 3.2.
Экономика
предприятия:
цели,
организационные
формы

Решение задач по теме «Рыночный механизм. Рыночные структуры»
Содержание учебного материала
Предприятие (фирма).
Основные
признаки
предприятия.
Предпринимательская
деятельность.Виды предпринимательской
деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей
организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационноправовые формы предприятий.
30
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия.
31
Предпринимательская деятельность, виды и цели.
32
Классификация предприятий.
33
Организационно-правовые формы предприятий.
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по теме: Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
Производство,
производительность
труда.

Тема 3.4.
Производственные

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы
производственной структуры хозяйствующих субъектов.
Производственный и технологический процесс. Производственный цикл.
Основные формы организации производства. Основной капитал.
Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль
оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства.
Производственная функция. Материально-технические и социальноэкономические
факторы. Нормирование
труда.
Характеристика
производительности труда. Методы измерения производительности труда.
Показатели уровня производительности труда.
34
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура
предприятия.
35
Производственный и технологический процесс. Производственный цикл.
36
Основной капитал. Оборотный капитал.
37
Нормирование труда. Методы измерения производительности труда.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка рефератов по темам: Роль оборотного капитала в процессе
производства. Основные показатели уровня производительности труда.

Содержание учебного материала
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек

1
1
2
3

6

1
1
1
1
2

1,2
1,2
1,2
1,2

7

1

2,3

1
1
1
3

2,3
2,3
2,3

7

затраты

предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.
Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
Издержки предприятия и себестоимость его продукции.
38
Факторы, влияющие на себестоимость. Ценообразование.
39
Калькуляция.
40
Доход предприятия
41
Практическое занятие 4 Расчет издержек и себестоимости продукции
42
Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач, составление калькуляций.
Раздел 4 Труд и заработная плата
Тема 4.1.
Рынок труда.
Заработная плата и
Мотивация труда

Содержание учебного материала
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок
труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и
реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда.
Поощрительные системы оплаты труда.
43
Труд и его цена.
44
Понятие заработной платы.
45
Организация оплаты труда.
46
Формы оплаты труда.
47
Поощрительные системы оплаты труда.
Практическое занятие 5 Расчет заработной платы.
48-49
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка рефератов по теме: Коллективный договор, Трудовой договор

Тема 4.2.
Безработица.
Политика
государства в
области занятости.

Содержание учебного материала
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица.
Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в
области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов.
Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав
профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка
труда с участием профсоюзов.
50
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права
профсоюзов
51
Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка
труда с участием профсоюзов

1
1
1
1
1
2

2,3

2,3

18

9

1
1
1
1
1
2

2,3

2,3
2,3

2
9

1

1,2

1

1,2

52
53
54
55
56

Безработица. Фрикционная безработица.
Структурная безработица.
Циклическая безработица.
Политика государства в области занятости населения.

Практическое занятие 6 Расчет уровня безработицы.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка рефератов по теме: Политика государства в области занятости населения

Раздел 5 Деньги и банки
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Понятие денег и их Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как
роль в экономике
мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство
платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение
обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.
57
Деньги: сущность и функции.
58
Деньги как мера стоимости, средство обращения и средство
накопления.
59
Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности.
60
Закон денежного обращения. Денежный запас. Роль денег в экономике
Практическое занятие 7 Экономическое понятие функции денег
61
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка докладов по теме: Денежный запас, проблема ликвидности.
Тема 5.2.
Банковская система.

Содержание учебного материала
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ.
Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи
ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики.
Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление
операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитнофинансовые учреждения.
62
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система
РФ.
63
Центральный банк РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ
64
Понятие и функции коммерческих банков. Виды банковских
операций.
65
Специализированные кредитно- финансовые учреждения.
Самостоятельная работа обучающихся

1
1
1
1
1

1,2
1,2
1,2
1,2

2
28
7

1
1
1
1
1
2

1,2

1,2

6

1

2,3

1
1

2,3
2,3

1
2

2,3

Тема 5.3.
Ценные бумаги:
акции,
облигации.
Фондовый рынок

Подготовка докладов по теме:. Инструменты и методы проведения кредитноденежной политики в государстве.
Содержание учебного материала
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций.
Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок.
Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции.
Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход
управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в
России.
66
Ценные бумаги и их виды.
67
Акции, облигации.
68
Рынок ценных бумаг.
69
Фондовая биржа и ее функции.
70
Биржи в России.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 5.4.
Инфляция и ее
социальные
последствия

Подготовка докладов по теме: Аккумуляция капитала.
Межотраслевые переливы капитала.
Содержание учебного материала
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины
возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения.
Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система
антиинфляционных мер.
71
Инфляция. Измерение уровня инфляции
72
Типы инфляции. Причины возникновения инфляции.
73
Инфляция спроса. Инфляция предложения
74
Социально-экономические последствия инфляции.
75
Государственная система антиинфляционных мер.
Практическое
занятие 7 Расчет изменения силы инфляционных процессов
76
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентации на тему влияние инфляции на уровень жизни населения

Раздел 6 Государство и экономика
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Роль государства в
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства.
Развитии экономики. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование
экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование.

7

1
1
1
1
1

2,3
2,3

2

8

1
1
1
1
1
1
3
35
5

2,3
2,3
2,3
2,3
2,3

Общественные блага и спрос на них.
77
Государство как рыночный субъект. Экономические функции
государства.
78
Принципы и цели государственного регулирования.
79
Правовое, финансовое, социальное регулирование экономики.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 6.2.
Налоги. Система и
функции налоговых
органов

Подготовка докладов по теме: Правовое регулирование
экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование.
Содержание учебного материала
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой
системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его
взимания. Система и функции налоговых органов.
80
81
82
83
84
85

Система налогообложения.
Принципы и методы построения налоговой системы.
Понятие налогов.
Виды налогов.
Способы взимания налогов. Система и функции налоговых органов.
Практическое занятие 8 Расчет налогов.

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 6.3.
Государственный
бюджет.

Подготовка презентаций по теме: Налогообложение в РФ, отличительные черты.
Мировая практика в системе налогообложения.
Содержание учебного материала
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов
государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и
профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте
доходов и расходов. Государственный долг и его структура.
86
Понятие государственного бюджета.
87
Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура
бюджетных расходов.
88
Дефицит и профицит государственного бюджета.
Анализ бюджета РФ на текущий год.
89
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по теме: Государственный долг и его структура.

1

1,2

1
1

1,2

2

9

1
1
1
1
1
1

1,2
1,2
1,2
2,3

3
6

1
1

1,2
1,2

1
1

2,3

2

Тема 6.4.
Показатели
экономического
роста.
Экономические
циклы

Содержание учебного материала
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и
состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока
доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его
измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные
факторы экономического роста.
90
Понятие валового внутреннего продукта.
91
Состав ВВП. Методы расчета ВВП.
92
Неравенство доходов и его измерение.
93
Номинальный и реальный ВВП.
94
Экономический цикл.
95
Основные факторы экономического роста.

9

Самостоятельная работа обучающихся

3

1
1
1
1
1
1

Подготовка рефератов по темам. Метод потока расходов. Метод потока доходов.
Метод добавленной стоимости
Тема 6.5.
Основы денежно –
кредитной
политики
государства

Содержание учебного материала
Понятие денежно – кредитной политики. Цели и задачи денежно – кредитной
политики. Инструменты денежно – кредитной политики. Операции на открытом
рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов.
Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно –
кредитного регулирования.
96
Понятие денежно – кредитной политики государства.
97
Операции на открытом рынке.
98
Учетная ставка. Нормы обязательных резервов.
99
Эффективность и границы денежно – кредитного регулирования.
100
Итоговая контрольная работа
Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка рефератов по темам Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
Раздел 7 Международная экономика

7

1
1
1
1
1
2
36

2,3

2,3
2,3

Тема 7.1.
Международная
торговля.
Государственная
политика в области
международной
торговли.
Глобализация
мировой
экономики.

Содержание учебного материала
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.
Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая
политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины
ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная
пошлина. Государственная политика в области международной торговли.
101
Общая характеристика мирового хозяйства.
102
Международная торговля.
103
Мировой рынок услуг.
104
Международное разделение труда.
105
Внешнеторговая политика.
106
Протекционизм в международной торговой политике.
107
Фритредерство. Таможенная пошлина.
108
Государственная политика в области международной торговли
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 7.2.
Мировое движение
капитала

Подготовка рефератов по теме Причины ограничений в международной
торговле.
Содержание учебного материала
Сущность, причины и формы мирового движения капитала. Движение капитала в
предпринимательской форме. Последствия миграции капитала для страныэкспортера и импортера. Оценка инвестиционного климата страны. Движение
капитала в ссудной (денежной) форме. Мировой кризис задолженности.
109
Сущность, причины и формы мирового движения капитала.
110
Оценка инвестиционного климата страны.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 7.3.
Международная
миграция рабочей
силы.

Подготовка рефератов по теме Движение капитала в ссудной (денежной) форме.
Мировой кризис задолженности.
Содержание учебного материала
Понятие миграции рабочей силы и ее виды. Основные особенности, потоки и
центры миграции рабочей силы. Последствия миграции рабочей силы. Система
национального и международного регулирования миграционных процессов.
111
112
113

Понятие миграции рабочей силы и ее виды.
Основные особенности, потоки и центры миграции рабочей силы.
Система регулирования миграционных процессов.

10

1
1
1
1
1
1
1
1
2

5

1
1
3

5

1
1
1

2,3
2,3
2,3
2,3
2,3

2

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 7.4.
Международные
валютно –
финансовые
отношения

Подготовка рефератов по теме Система национального и международного
регулирования миграционных процессов
Содержание учебного материала
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс.
Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса.
Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем
валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности,
колебания циклического характера, различия в процентных ставках и
переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного
курса. Глобальные экономические проблемы.
114
Мировая валютная система.
115
Сущность, виды и функции валютного рынка.
116
Понятие валюты.
117
Валютный курс и его характеристики.
118
Спот-курс. Форвардный курс.
119
Конвертируемость валюты.
120
Валютная политика и ее инструменты.
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 7.5.
Особенности
современной
экономики России

Подготовка доклада по теме Принципы валютного регулирования и валютного
контроля в Российской Федерации. Порядок регулирования валютных курсов.
Порядок регулирования работ международных валютных бирж. Глобальные
экономические проблемы
Содержание учебного материала
Платежный баланс страны. Инвестиционный климат в современной
России. Россия и мировая экономика. Экономические реформы в России
121
Платежный баланс страны.
122
Международная экономическая интеграция.
123
Основные интеграционные группировки с участием России.
Самостоятельная работа обучающихся

10

1
1
1
1
1
1
1
3

6
1
1
1
3

Подготовить доклад по теме: Экономические реформы в России. Структурные
сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных
экономиках.
124-125

2

Дифференцированный зачет
Всего:

2,3
2,3
2,3
2,3

186

2,3
2,3
2,3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
 комплект учебно-методических материалов преподавателя;
 комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине, в том числе на электронных
носителях;
Технические средства обучения:
ноутбук с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор, экран,
презентационный материал .
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы

Основная литература
1. Кудина М.В. Экономика: Учебное пособие для ссузов.- М.: Форум:
ИНФРА-М, 2013.-352 с.

Дополнительная литература
2. Кнышова, Е.Н. Экономика организации. Учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е.
Панфилова. Издательство: ФОРУМ, 2013, 336 с.
3. Савин, К.Н. Экономика : учебное пособие / К.Н. Савин, А.Ю. Сизикин, Е.В.
Нижегородов ; под ред. д-ра экон. наук, проф. К.Н. Савина. – Тамбов : Изд-во
ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2012. – 92 с.
4. Сосунова И. Н. Введение в экономику: учебное пособие / И. Н.
Сосунова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. 158 с.
Интернет-ресурсы
Официальный сайт Института экономики и управления на
предприятии http://www.sseu.ru/institutyi/institut-ekonomiki-i-upravleniya-na-predpriyatii/
Словарь экономических терминов и выражений slovar-ekonomiki.ru
Административно-управленческий портал http://www.aup.ru/
Электронно-библиотечная система http://www.book.ru

4.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание обучения

Характеристика основных видов учебной
деятельности студентов (на уровне учебных
действий)
Введение
Обоснование актуальности изучения экономики как
составной части общественных наук.
Формулирование целей и задач учебной
дисциплины, раскрытие ее связи с другими
учебными предметами и практикой рыночной
экономики
1. Экономика и экономическая наук
1.1. Потребности человека и ограниченность
Формулирование основных экономических понятий
ресурсов
«потребности человека» и «ограниченность
ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет
экономической науки, определение связей понятий
«потребление», «производство», «распределение».
Характеристика потребностей человека, рынков
труда, капиталов и ресурсов
1.2. Факторы производства. Прибыль и
Освещение сущности концепции факторов
рентабельность
производства, различие понятий ренты и заработной
платы. Обоснование значения предпринимательства
и финансовохозяйственной деятельности. Умение
отличать предпринимательскую деятельность от
коммерческой. Произведение расчета прибыли,
понимание методов анализа прибыли,
рентабельности (продукции, капитала и др.)
1.3. Выбор и альтернативная стоимость
Раскрытие понятия зависимости потребности
покупателя на рынке от цены на этот продукт.
Определение факторов, влияющих на формирование
цены на рынке. Изучение материала, построение
кривой спроса с использованием материалов из
сборника задач по экономике
1.4. Типы экономических систем
Изучение различий элементов экономических
систем. Выявление характерных черт
постиндустриального общества ХХ века и новых
экономических особенностей ХХI века
информатизации в разных сферах общества.
Раскрытие традиционной и административнокомандной экономических систем
1.5. Собственность и конкуренция
ия Изучение понятия «собственность», виды
собственности в различных странах. Изучение
различия государственной, муниципальной и
частной собственности. Изучение форм: чистой
конкуренции, чистой монополии,
монополистической конкуренции, олигархии
1.6. Экономическая свобода
Значение специализации и обмена Изучение этапов
становления рыночной экономики. Изучение
вопроса о развитии предпринимательства в условиях
рыночной экономики. Изучение роли государства, в
том числе в обеспечении равновесия в обществе
2. Семейный бюджет
Изучение семейного бюджета, групп денежных
доходов семьи, влияния семейного бюджета на
этические нормы и нравственные ценности
отдельных людей
3. Товар и его стоимость
Изучение понятия стоимости товара в теории
трудовой стоимости, предельной полезности,
соотношения предельной полезности и издержек
производства
4. Рыночная экономика
4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие.
Изучение влияния уровня спроса цены товара или
Рыночные структуры
услуги. Изучение ключевых характеристик товара:
качества, технических характеристик, гарантий,

возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна,
послепродажного обслуживания и полезных свойств
товара. Раскрытие структуры доходов потребителей,
расчета спроса на товар
Изучение определения предприятия и их
классификации. Раскрытие понятия
«организационное единство». Сопоставление
понятий «предприятие» и «юридическое
лицо». Изучение схемы организационноправовых форм предприятий, характеристика
каждой из них

4.2. Экономика предприятия.
Организационно-правовые формы

4.3. Организация

производства

4.4. Производственные затраты. Бюджет
затрат

Изучение классификатора
производственных процессов. Раскрытие
различия простых, синтетических и
аналитических производственных
процессов.
Формулировка цели составления
маршрутной технологи- ческой карты.
Изучение понятий: «производственный
цикл», «поточное производство»;
«партионный метод»; «единичный метод
организации производства»; «ремонты»;
«инструменталь- ное и транспортное
хозяйство»

Усвоение понятия затрат и расходов в
коммерческих организациях.
Изучение структуры производственных
расходов: прямых и косвенных.
Изучение понятия себестоимости и
калькулирования — двух основных
подходов к определению затрат.
Изучение состава и содержания бюджета
затрат коммерческого предприятия.
Характеристика особенностей
нормативного, позаказного, попередельного
и попроцессного методов учета затрат.
Проведение анализа плановой сметы или
бюджета производства и продажи
продукции предприятия
5. Труд и заработная плата

5.1. Рынок труда. Заработная плата и
мотивация труда

Изучение понятия рынка труда. Отличие двух
основных способов купли-продажи рабочей
силы: индивидуального трудового контракта и
коллективных соглашений (договоров).
Изучение факторов формирования рынка
труда: заработной платы, престижа профессии
и удовлетворения, тяжести и сложности труда,
потребности в свободном времени. Изучение
понятий: «цена рабочей силы», «заработная
плата», «основные формы оплаты труда»

5.2. Безработица. Политика государства
в области занятости

Изучение
понятия
«безработица»:
добровольная и вынужденная, полная и
частичная. Характеристика понятий:
«явная»,
«скрытая»,
«фрикционная»,
«структурная»,
«циклическая», «застойная», «естественная»
безработица. Изучение основных причин
безработицы, социальных последствий и
вопросов трудоустройства безработных

5.3. Наемный труд
и профессиональные союзы

Изучение характеристики категорий
экономически активного населения в

разных странах, целей создания
профсоюзов

6.1. Деньги и их роль в экономике

6.2. Банковская система

6. Деньги и банки
Изучение определения денег: как
ценности; эталона обмена; натуральных
и символических; мер стоимости.
Характеристика роли денег, связи денег и
масштаба цен, мировых денег.
Изучение видов денег
Характеристика структуры банковской
системы РФ, деятельности банков и их
роли в экономике страны.
Изучение поддержки стабильности и
динамичности банков. Изучение основных
банковских операций и сделок,
исключительной роли Центрального банка
РФ, его задач и функций

6.3. Инфляция и ее социальные последствия

Изучение экономических и социальных
последствий инфляций, отличия и
взаимосвязи инфляции спроса и издержек.
Расчет изменения силы инфляционных
процессов.
Характеристика видов инфляций
7. Государство и экономика

7.1. Роль государства в развитии экономики

Изучение необходимости государственного
регулирования экономики, функций
правительства США в XVIII веке,
сформулированных А. Смитом.
Изучение методов государственного
регулирования экономики

7.2. Налоги
и налогообложение

Изучение основных этапов возникновения
налоговой системы в мире.
Раскрытие становления налоговой
системы в России. Характеристика
реформ налоговых систем в различных
странах, общих принципов
налогообложения.
Изучение налогового законодательства,
твердых,
пропорциональных,
прогрессивных и регрессивных ставок,
способов взимания налогов.
Изучение функций и видов налогов

7.3. Государственный бюджет. Дефицит и
профицит бюджета

Формулировка целей создания
государственного бюджета. Изучение
экономической сущности понятий
«дефицит» и «профицит бюджета».
Изучение возможных причин бюджетного
дефицита, основных факторов,
обеспечивающих сбалансированный бюджет

7.4. Показатели экономического роста.
Экономические циклы

Определение понятия «национальный
продукт». Характеристика разницы
между ВВП и ВНП. Формулировка
конечной цели экономического роста.
Исследование причин кризисных
явлений.
Раскрытие сути цикличности в экономике

7.5. Основы денежно- кредитной политики
государства

Раскрытие определения денежнокредитной политики. Изучение

инструментов денежно-кредитной
политики, используемых центральными
банками различных стран.
Изучение сущности резервов
кредитных организаций в ЦБ РФ
8. Международная экономика
8.1. Международная торговля — индикатор
Изучение понятия «международная
интеграции национальных экономик
торговля», факторов; определяющих
производственные различия
национальных экономик.
Раскрытие понятия «индикатор интеграции
национальных экономик» Изучение понятия
«Всемирная торговая организация» (ВТО),
принципов построения торговой системы
ВТО
8.2. Валюта. Обменные курсы валют
Изучение основных принципов валютного
регулирования и валютного контроля в
РФ.
Изучение понятия «валютный курс»;
факторов, влияющих на валютный курс.
Изучение понятия «валютный
паритет», особенностей регулирования
валютного курса
8.3. Глобализация мировой экономики
Изучение процесса глобализации мировой
экономики; сущности глобализации
мирового экономического сообщества
8.4. Особенности современной экономики
России

Изучение признаков экономического роста
России. Формулирование роли Российской
Федерации в мировом хозяйстве.
Изучение факторов, способствующих росту
стабилизационного фонда и резервов
страны

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

Формы и методы контроля
оценки результатов
обучения

сформированность системы знаний об экономической
сфере в жизни общества как пространстве, в котором

Текущий контроль:
- устный фронтальный и

осуществляется

экономическая

индивидов,семей,отдельныхпредприятий и
государства;

деятельность
индивидуальный опрос;
- практические работы

понимание сущности экономических институтов, их
роли в социально- экономическом развитии общества;

Текущий контроль:

понимание значения этических норм и нравственных

проведение
ценностей в экономической деятельности отдельных самостоятельных
людей и общества, сформированность уважительного

работ и практических работ

отношения к чужой собственности;

сформированность экономического мышления: умения Текущий контроль:
принимать рациональные решения в условиях
относительной ограниченности доступных ресурсов, - устный фронтальный и
оценивать и принимать ответственность за их

индивидуальный опрос;

возможные последствия для себя, своего окружения и
общества в целом;

- проверка и оценка докладов

сформированность навыков проектной деятельности: Текущий контроль:
умение разрабатывать и реализовывать проекты
экономической и междисциплинарной направленности - устный фронтальный и
на основе базовых

экономических знаний

и

индивидуальный опрос.

ценностных ориентиров;

умение
применять
полученные знания
и Текущий контроль:
сформированные
навыки
для
эффективного- устный фронтальный и
исполнения основных социально-экономических ролей
(потребителя, производителя,

покупателя, продавца,индивидуальный опрос;

заемщика, акционера,
наемного
работодателя, налогоплательщика);

работника,- проверка и оценка докладов

5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ

Дата
внесения
изменении,
дополнений

Номер
листа/раздела
рабочей
программы

Краткое
содержание
изменения

Основания для Подпись лица,
внесения
которое вносит
изменений
изменения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».