Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ РК «КТТ» _______ М.Е. Тимохов «___»___________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Основы калькуляции и учета 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР г. Керчь 2020 Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.05. Основы калькуляции и учета разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» Разработчики: Грыцив Е.В., преподаватель Программа рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК «Повар, кондитер»_______________ Протокол № __ от «___» ___________ 2020г. Председатель ______________ Коробецкая А.Н. Программа рекомендована к утверждению на заседании Методического совета ГБПОУ РК «КТТ» Протокол № ___ от «___» ___________ 2020г. Председатель МС _____________ Коробецкая А.Н. 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ ОСВОЕНИЯ 14 16 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 05 ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЁТА 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер» базовой подготовки. Разработана на основе ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Министерства науки и образования Российской Федерации, приказ от 09 декабря 2016 г., № 1569 (зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2016 г. № 44898); Примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл. 1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ПК 1.2-1.4, ПК 2.2-2.8, ПК 3.2-3.6, ПК 4.2-4.5, ПК 5.2-5.5 Умения -оформлять документы первичной отчетности и вести учет сырья, готовой и реализованной продукции и полуфабрикатов на производстве; -оформлять документы первичной отчетности по учету сырья, товаров и тары в кладовой организации питания; -составлять товарный отчет за день; - определять процентную долю потерь на производстве при различных видах обработки сырья; -составлять план-меню, работать со сборником рецептур блюд и кулинарных изделий, технологическими и техникотехнологическими картами; -рассчитывать цены на Знания -виды учета, требования, предъявляемые к учету; - задачи бухгалтерского учета; -предмет и метод бухгалтерского учета; -элементы бухгалтерского учета; -принципы и формы организации бухгалтерского учета - особенности организации бухгалтерского учета в общественном питании; основные направления совершенствования, учета и контроля отчетности на современном этапе; формы документов, применяемых в организациях питания, их классификацию; - требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов; 4 готовую продукцию и полуфабрикаты собственного производства, оформлять калькуляционные карточки; -участвовать в проведении инвентаризации в кладовой и на производстве; основы пользования контрольно-кассовыми машинами или средствами автоматизации при расчетах с потребителями; -принимать оплату наличными деньгами; -принимать и оформлять безналичные платежи; -составлять отчеты по платежам. ОК 01 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном права, обязанности и ответственность главного бухгалтера; - понятие цены, ее элементы, виды цен, понятие калькуляции и порядок определения розничных цен на продукцию собственного производства; понятие товарооборота предприятий питания, его виды и методы расчета. - сущность плана-меню, его назначение, виды, порядок составления; -правила документального оформления движения материальных ценностей; источники поступления продуктов и тары; -правила оприходования товаров и тары материальноответственными лицами, реализованных и отпущенных товаров; -методику осуществления контроля за товарными запасами; -понятие и виды товарных потерь, методику их списания; -методику проведения инвентаризации и выявления ее результатов; понятие материальной ответственности, ее документальное оформление, отчетность материально-ответственных лиц; - порядок оформления и учета доверенностей; - ассортимент меню и цены на готовую продукцию на день принятия платежей; - правила торговли; - виды оплаты по платежам; виды и правила осуществления кассовых операций; - правила и порядок расчетов с потребителями при оплате наличными деньгами и при безналичной форме оплаты; - правила поведения, степень ответственности за правильность расчетов с потребителями. Актуальный профессиональный и социальный 5 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 и/или социальном контексте. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия. Определять необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Описывать значимость своей профессии контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации Содержание актуальной нормативно-правовой документации Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. Сущность гражданскопатриотической позиции 6 Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии ОК 07 ОК 09 ОК 10 ОК 11 Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Соблюдать нормы Правила экологической экологической безопасности безопасности при ведении Определять направления профессиональной деятельности ресурсосбережения в рамках Основные ресурсы профессиональной деятельности задействованные в по профессии профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. Применять средства Современные средства и информационных технологий для устройства информатизации решения профессиональных задач Порядок их применения и Использовать современное программное обеспечение в программное обеспечение профессиональ-ной деятельности Понимать общий смысл правила построения простых и четко произнесенных сложных предложений на высказываний на известные профессиональные темы темы (профессиональные и основные бытовые), общеупотребительные глаголы понимать тексты на (бытовая и профессиональная базовые профессиональные темы лексика) участвовать в диалогах на лексический минимум, знакомые общие и относящийся к описанию предметов, профессиональные темы средств и процессов строить простые профессиональной деятельности высказывания о себе и о своей особенности произношения профессиональной деятельности правила чтения текстов кратко обосновывать и профессиональной направленности объяснить свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Вести документооборот Основы учета хозяйственной деятельности предприятия питания 1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 43 часа, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) – 36 часов; внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося – 7 часов 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Объем Вид учебной работы часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 43 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) 10 7 в том числе: составление решение задач 1 составление документов 4 самостоятельное изучение тем, составление конспектов 2 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 8 Наименование разделов и тем 1 Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учёта. Тема 2. Масса и ее изменение в общественном питании Тема 3. Работа со сборником рецептур 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 05 «Основы калькуляции и учета» Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала: 1. Понятие учета. Виды учета. Предметы, методы и задачи бухгалтерского учета. 2. Учетные измерители. Понятие о документах учета. Требования к содержанию и оформлению документов. 3. Права и обязанности главного бухгалтера. Бухгалтер – калькулятор. Содержание учебного материала: 4. Особенности предприятий общественного питания. Объем часов Уровень освоения 3 3 4 1 2 2 2 3 5. Технологические процессы и потери. Практическое занятие № 1: 6-7 Решение задач на проценты Самостоятельная работа обучающихся: Оформление отчета по практической работе. Самостоятельно составить задачу на проценты (с решением). Содержание учебного материала: 8. Основание для производства продукции общественного питания. Технологическая карта как первичный документ учета. 9. Построение и порядок пользования Сборником рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. Кондиция сырья и сезон для которого рассчитано брутто в рецептурах сборника Практические занятия№2,№3,№4,№5: 10- Перерасчет нормы затрат сырья для других кондиций. Правила пользования 11 приложением к Сборнику 12 Перерасчет при замене продуктов. 13 Изменение вида разделки. Пересчет гастрономических товаров. 14 Расчет соли и специй. Определение брутто яиц. Расчет расхода муки. 1 2 2 5 3 9 Самостоятельная работа обучающихся: Составление технологических карт по индивидуальному заданию, выданному преподавателем. Содержание учебного материала: Тема 4. Цена. Понятие о цене. Способы определения продажной цены на продукцию Ценообразование в 15 общественного питания. общественном питании 16 Понятие калькуляции и порядок определения розничных цен на продукцию 1 17 Практическое занятие №6 Калькуляционные карты. Порядок их заполнения Самостоятельная работа обучающихся: 1 2 2 3 1 1 Составление калькуляционных карт по индивидуальным заданиям, выданным преподавателем. Тема 5. Учет поступления Содержание учебного материала: сырья и товаров 18. Прием пищевых продуктов в предприятиях питания: получение на складе, пакет сопроводительных документов. 19. Документы, подтверждающие количество полученного товара. Возможные расхождения. 20 Материальная ответственность 21 Закуп у физических лиц Тема 6. Учет товара в местах хранения и в бухгалтерии. Самостоятельная работа обучающихся: 1. Изучить и составить краткий конспект на темы: «Прием алкогольной продукции» « Возможные расхождения. Порядок оформления расхождений» «Порядок оформления и учета доверенностей» Содержание учебного материала: 22. Организация учета на складе. Учетная цена товара. 23. 24 Материальная ответственность, ее документальное оформление Инвентаризация и отчетность материально – ответственных лиц 4 2 2 3 2 10 25 Тема 7. Учет на производстве. Практическое занятие № 7: Расчет и списание при хранении и отпуске товара со склада 1 1 Самостоятельная работа обучающихся: Составить инвентаризационную опись по индивидуальному заданию, выданному преподавателем. Содержание учебного материала: 26. Меню. План-меню. 27. Отчетность материально-ответственных лиц. 28. Учет в кондитерском цехе. 29 Учет в буфетах, магазинах кулинарии и мелкорозничной торговли. 30 Документальное оформление движения сырья и отпуска готовой продукции 31 Тема 8. Учет денежных средств. Практическое занятие № 8 Требование накладная на склад Самостоятельная работа обучающихся: Составить план-меню по индивидуальному заданию, выданному преподавателем. Содержание учебного материала: 32. Учет кассовых операций и порядок их ведения. 33 Порядок работы на ККТ. 34 Порядок введения кассовой книги и отчетность кассира. Дифференцированный зачет Всего: 5 2 1 3 1 3 2 2 3 43 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения. Оборудование учебного кабинета: столы ученические, стулья ученические по количеству студентов, рабочее место преподавателя, комплект учебно-методической документации, унифицированные формы документов для предприятий питания. Технические средства обучения: персональный компьютер, монитор, ноутбук, мультимедиапроектор, экран, МФУ, программное обеспечение общего и профессионального назначения. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. Потапова И.И. Калькуляция и учет: учеб. Для студ. Учреждений сред.проф.образования. – 10-е изд., стер. – М: Издательский центр «Академия», 2014. – 176 с. 2. Н.Э. Харченко Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования.- 10-е изд., стер.- М.: Издательский центр "Академия", 2017.-512с. Дополнительные источники: 1. Самулевич И.А. Калькуляция и учет в общественном питании: учебно – практическое пособие. – «Издательсике решения». 2. Шестакова Т.И. Кальуляция и учет в общественном питании: учебно – практическое пособие. – Изд. 7-е, доп. И перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 346 с. Интернет – ресурсы: 1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26677/ 2. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ 3. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2594/ 4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7152/ 5. http://www.consultant.ru/law/podborki/pravila_roznichnoj_torgovli/ 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания) Критерии оценки Формы и методы оценки Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательнос тей действий и т.д. Точность оценки Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. Правильное выполнение заданий в полном объеме Текущий контроль: защита отчетов по практическим занятиям; оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельн ой) работы экспертная оценка демонстрируем ых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий; Промежуточна я аттестация экспертная оценка выполнения практических заданий на дифференциров анном зачете. Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75 % правильных ответов. Текущий контроль при проведении: -письменного/ устного Уметь: -оформлять документы первичной отчетности и вести учет сырья, готовой и реализованной продукции и полуфабрикатов на производстве; -оформлять документы первичной отчетности по учету сырья, товаров и тары в кладовой организации питания; -составлять товарный отчет за день; - определять процентную долю потерь на производстве при различных видах обработки сырья; -составлять план-меню, работать со сборником рецептур блюд и кулинарных изделий, технологическими и техникотехнологическими картами; -рассчитывать цены на готовую продукцию и полуфабрикаты собственного производства, оформлять калькуляционные карточки; -участвовать в проведении инвентаризации в кладовой и на производстве; - основы пользования контрольнокассовыми машинами или средствами автоматизации при расчетах с потребителями; -принимать оплату наличными деньгами; -принимать и оформлять безналичные платежи; -составлять отчеты по платежам. Знать: -виды учета, требования, предъявляемые к учету; - задачи бухгалтерского учета; -предмет и метод бухгалтерского учета; -элементы бухгалтерского учета; -принципы и формы организации 13 бухгалтерского учета особенности организации бухгалтерского учета в общественном питании; основные направления совершенствования, учета и контроля отчетности на современном этапе; - формы документов, применяемых в организациях питания, их классификацию; требования, предъявляемые к содержанию и оформлению документов; - права, обязанности и ответственность главного бухгалтера; - понятие цены, ее элементы, виды цен, понятие калькуляции и порядок определения розничных цен на продукцию собственного производства; - понятие товарооборота предприятий питания, его виды и методы расчета. - сущность плана-меню, его назначение, виды, порядок составления; -правила документального оформления движения материальных ценностей; - источники поступления продуктов и тары; -правила оприходования товаров и тары материально-ответственными лицами, реализованных и отпущенных товаров; -методику осуществления контроля за товарными запасами; -понятие и виды товарных потерь, методику их списания; -методику проведения инвентаризации и выявления ее результатов; понятие материальной ответственности, ее документальное оформление, отчетность материальноответственных лиц; - порядок оформления и учета доверенностей; - ассортимент меню и цены на готовую продукцию на день принятия платежей; - правила торговли; - виды оплаты по платежам; - виды и правила осуществления кассовых операций; - правила и порядок расчетов с потребителями при оплате наличными деньгами и при безналичной форме оплаты; правила поведения, степень ответственности за правильность расчетов с потребителями. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, адекватность применения профессиональной терминологии опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельн ой) работы Промежуточн ая аттестация в форме дифферинциро ванного зачета по учебной дисциплине 14 5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ Дата внесения изменении, дополнений Номер листа/раздела рабочей программы Краткое содержание изменения Основания внесения изменений для Подпись лица, которое вносит изменения 15 16