Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум . _______________ М.Е. Тимохов «___»___________20___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР . г. Керчь 2019 г. 1 ________ Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.02. Основы товароведения продовольственных товаров разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» Разработчики: Баркалова Л.А., преподаватель спецдисциплин Программа рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК «Повар, кондитер»_______________ Протокол № __ от «___» ___________ 2020г. Председатель ______________ Коробецкая А.Н. Программа рекомендована к утверждению на заседании Методического совета ГБПОУ РК «КТТ» Протокол № ___ от «___» ___________ 2020г. Председатель МС _____________ Коробецкая А.Н. 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ УЧЕБНОЙ 4 УЧЕБНОЙ 8 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 16 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ 18 И ПРОГРАММЫ СОДЕРЖАНИЕ 3 1.Паспорт программы учебной дисциплины ОП. 02 Основы товароведения продовольственных товаров 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер» базовой подготовки. Разработана на основе ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Министерства науки и образования Российской Федерации, приказ от 09 декабря 2016 г., № 1569 (зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2016 г. № 44898); Примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл. Связана с освоением профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в профессию, с дисциплинами ОП 01. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены, ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 Умения Знания - проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья; -оценивать условия и организовывать хранение продуктов и запасов с учетом требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП); - оформлять учетно-отчетную документацию по расходу и хранению продуктов; - осуществлять контроль хранения и расхода продуктов; - выявлять и браковать товары, не ассортимент, товароведные характеристики, требования к качеству, упаковке, транспортированию и реализации, условия и сроки хранения основных групп продовольственных товаров; виды сопроводительной документации на различные группы продуктов; методы контроля качества, безопасности пищевого сырья, продуктов; - современные способы обеспечения правильной сохранности запасов и расхода продуктов; - виды складских помещений и требования к ним; 4 соответствующие стандартам; понимать и использовать маркировку ингредиентов; - предлагать рекомендации по закупке ингредиентов; - Осуществлять прием продуктов, проверять их качество, документацию на соответствие; ОК 01 ОК 02 ОК 03 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия. Определять необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Определять актуальность нормативно-правовой - правила оформления заказа на продукты со склада и приема продуктов, поступающих со склада и от поставщиков; - рыночные цены на ингредиенты, связь между ценой и качеством; - свойства и виды ингредиентов, используемых для приготовления блюд; - Сезонность продуктов и ее влияние на их стоимость; - Кулинарное использование сырья в зависимости от его свойств и типа предприятия питания; Законодательные нормы и ограничения на импорт ингредиентов; Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации Содержание актуальной нормативно правовой документации 5 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 10 документации в профессиональной деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы, участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые), писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы Современная научная и профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. Сущность гражданско патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика), лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности Пояснения: - требования ФГОС СПО, - требования WSI/ WSR, - требования профстандартов 6 Требования к результатам освоения дисциплины в части знаний, умений опыта дополнены на основе анализа требований требования компетенции WSR «Поварское дело». В результате учета требований WSR появляется возможность подготовить выпускников профессиональных образовательных организаций к участию в конкурсах, проводимых WS. Уровень подготовки в рамках системы СПО позволяет получить базовый уровень освоения компетенций WSR. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 43 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов; - самостоятельной работы обучающегося –7 часов. 7 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 43 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 в том числе: Лабораторные и практические занятия 8 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 7 В том числе: Выполнение рефератов, докладов 1,5 Выполнение презентаций 2 Мини-проекты 2 Эссе 1,5 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 02 « Основы товароведения продовольственных товаров» Наименование разделов и тем 1 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студента 2 Раздел 1. Товароведение продовольственных товаров Содержание учебного материала Тема 1.1. Введение. Общая часть товароведения. Тема 1.2. Зерно и продукты его переработки 1. Предмет и задачи дисциплины. 2. Классификация продовольственных товаров. 3. Качество продовольственных товаров. 4. Методы определения качества товаров. 5. Хранение продовольственных товаров. 6. Консервирование пищевых продуктов. 7. Основы стандартизации и сертификации. 8. Маркировка потребительских товаров. 9. Штриховое кодирование товаров. Практическая работа 1.Изучение потребительских свойств продовольственных товаров. Самостоятельная работа Выполнение реферата «Проблемы рынка отдельных групп пищевых продуктов и источники поступления товаров на рынок» Содержание учебного материала 1. Зерно. Классификация. Химический состав. 2. Крупы. Классификация, характеристика, пищевая ценность, требования к качеству. 3. Мука. Виды и сорта муки, показатели качества. 4. Макаронные изделия. Понятие о технологии производства и факторах, определяющих качество. Виды макаронных изделий, показатели качества, дефекты. 5. Хлебобулочные изделия. Ассортимент хлебобулочных изделий. Показатели качества, дефекты и болезни хлеба. Объем часов Уровень освоения 3 43 4 4 3 2 1 2,3 1 5 4 2 9 6. Кулинарное использование, условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации различных видов зерномучных продуктов. Практическая работа 1 2,3 1.Изучение ассортимента и оценка качества продуктов переработки зерна органолептическим методом. Самостоятельная работа Подготовка презентации по теме: «Зерно и продукты его переработки» Содержание учебного материала 1 3 1.Пищевая ценность свежих плодов и овощей. Овощи, плоды, грибы. Классификация, товароведная характеристика, условия хранения, упаковки, транспортирования и реализации. 2 2 1 2,3 2.Кулинарное использование овощей, плодов, грибов. Тема 1.3. Плодоовощные продукты Практическая работа 1.Изучение ассортимента и определение качества плодов и овощных продуктов органолептическим методом. Самостоятельная работа 1.Подготовка презентации по теме: «Польза плодоовощных продуктов для организма человека» Содержание учебного материала 1 3 1.Молоко и молочные продукты: ассортимент, пищевая ценность, требования к качеству, условия и сроки Тема 1.4. Молочные продукты хранения, упаковка, транспортирование. 2 2 1 2,3 2.Кулинарное использование молочных продуктов. Практическая работа 1.Определение качества основных молочных продуктов органолептическим методом. 10 Самостоятельная работа 1.Выполнение мини проекта по теме: «Молочная страна» Содержание учебного материала 1 4 1.Рыба и морепродукты: ассортимент, товароведная характеристика, требования к качеству, условия храненения, упаковки. Транспортирования. Тема 1.5. Рыбные продукты 2.Классификация по термическому состоянию. 3 2 1 2,3 3.Продукты переработки рыбы, требования к качеству. 4.Кулинарное использование рыбного сырья. Практическая работа 1.Определение качества основного рыбного сырья органолептическим методом. Самостоятельная работа. Эссе: «Роль рыбных продуктов в питании человека» Тема 1.6. Мясные продукты Содержание учебного материала 1. Мясо и мясные продукты: характеристика основного ассортимента, требования к качеству, условия и сроки хранения. 2. Классификация мяса по термическому состоянию. 3. Субпродукты, требования к качеству. 4. Мясо домашней птицы и пернатой дичи: характеристика основного ассортимента, требования к качеству, условия и сроки хранения. 5. Продукты переработки мяса. 6. Кулинарное использование мяса и мясопродуктов. 0,5 5 4 2 11 Практическая работа 1 2,3 Определение качества основного мясного сырья органолептическим методом. Самостоятельная работа. Эссе: «Роль мяса в питании человека.» Содержание учебного материала Тема 1.7. Яйца и яичные продукты Тема 1.8. Вкусовые продукты 1.Яйца. Классификация. Химический состав. Требование к качеству яиц. Недопустимые дефекты. 2.Яичные продукты: классификация, пищевая ценность, требования к качеству, проверка качества, условия и сроки хранения. 3.Продукты переработки яиц (меланж и яичный порошок). 4.Использование яиц и яичных продуктов в кулинарии и производстве мучных кондитерских изделий. Содержание учебного материала 1.Классификация вкусовых продуктов, товароведная характеристика, пищевая ценность, условия хранения, транспортирования. 2.Чай, кофе натуральный, пряности и приправы, пищевые кислоты. 3.Кулинарное использование вкусовых продуктов. Практическая работа Определение качества основных вкусовых продуктов органолептическим методом. Самостоятельная работа Подготовка мини-проекта по теме: «Негативное воздействие физиологически активных веществ отдельных вкусовых товаров на организм человека» Содержание учебного материала 1.Кондитерские товары. Ассортимент, характеристика, пищевая ценность, условия хранения, упаковки, транспортирования. Тема 1.9. Кондитерские 0,5 2 2 2 4 3 2 1 2,3 1 3 2 2 2.Использование кондитерских товаров в кулинарно-кондитерском производстве. 12 товары Практическая работа Определение качества кондитерских товаров органолептическим методом. 1 Самостоятельная работа. Эссе теме: «Личный взгляд на кондитерские товары, или о вкусах не спорят» Содержание учебного материала Тема 1.10. 1.Пищевые жиры: характеристика основного ассортимента, требования к качеству, условия и сроки хранеПищевые жиры ния. Использование пищевых жиров в кулинарии и производстве мучных кондитерских изделий. Самостоятельная работа. Подготовка доклада по теме: «Вред или польза жиров в питании человека?» Содержание учебного материала Тема 1.11. Пищевые 1.Пищевые концентраты. Классификация и ассортимент. Качество пищевых концентратов. Хранение концентраты концентратов. Дифференцированный зачёт Всего 2,3 0,5 1 1 2 0,5 2 1 1 43 2 3 13 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения, лаборатории «Товароведение продовольственных товаров». Оборудование учебного кабинета: стол ученический, стул ученический по количеству студентов, рабочее место преподавателя, компьютерное обеспечение (презентации), комплект учебно-методической документации. Технические средства обучения: персональный компьютер, монитор, ноутбук, мультимедиапроектор, экран, МФУ, программное обеспечение общего и профессионального назначения. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: рабочие места по количеству обучающихся (столы, стулья), рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: персональный компьютер, монитор, ноутбук, мультимедиапроектор, экран, МФУ, программное обеспечение общего и профессионального назначения, калькулятор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для сред. проф. образования / З.П. Матюхина. – 8-е изд.,стер.- М.: Академия, 2017. – 336 с., [16] с. цв.ил. 2. Габа Н.Д. Контроль качества продукции и услуг общественного питания: учебник для студ.учреждений сред. проф. Образования.М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 256 с., [16] с. цв.ил. 3. Качурина Т.А. Метрология и стандартизация: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования. – 6-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 128 с. Дополнительные источники: 1. ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.- Введ. 2015-0101. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с. 14 2. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.- Введ. 2015 01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с. 3. Профессиональный стандарт «Повар». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 610н (зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023 4. WSR Техническое описание компетенции “Поварское дело» 5. Химический состав российских пищевых продуктов: справочник / Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. – М.: ДеЛипринт, 2002. – 236 с. Интернет – ресурсы: 1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г. № 213-ФЗ]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1 2. Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html 3. http://www.foodprom.ru/journalswww - издательство - пищевая промышленность 4. http://zaita.ru/kachestvo/tovarovedenie-i-ekspertiza-kachestva-potrebitelskix- tovarov.html - товароведение и экспертиза качества продовольственных товаров 5. СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых государственного продуктов санитарного [Электронный врача РФ ресурс]: от 22 постановление мая 2003 г. Главного № 98. http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/ 6. СанПиН 2.3.2.1078-01 ценности пищевых государственного Гигиенические требования безопасности и пищевой продуктов санитарного [Электронный врача РФ ресурс]: от 20 постановление августа 2002 г. Главного № 27 http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/ 7. СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/ 15 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий. Результаты обучения Критерии оценки Формы и методы оценки Осваиваемые знания: - ассортимент, товароведные характеристики, требования к качеству, упаковке, транспортированию и реализации, условия и сроки хранения основных групп продовольственных товаров; - виды сопроводительной документации на различные группы продуктов; - методы контроля качества, безопасности пищевого сырья, продуктов; современные способы обеспечения правильной сохранности запасов и расхода продуктов; - виды складских помещений и требования к ним; - правила оформления заказа на продукты со склада и приема продуктов, поступающих со склада и от поставщиков; рыночные цены на ингредиенты, связь между ценой и качеством; свойства и виды ингредиентов, используемых для приготовления блюд; - Сезонность продуктов и ее влияние на их стоимость; - Кулинарное использование сырья в зависимости от его Полнота ответов, точность формулировок, не менее 70% правильных ответов. Не менее 75% правильных ответов. Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточная аттестация в форме дифференцированног о зачета в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования. 16 свойств и типа предприятия питания; Законодательные нормы и ограничения на импорт ингредиентов; Осваиваемые умения: проводить органолептическую оценку качества и безопасности продовольственных продуктов и сырья; -оценивать условия и организовывать хранение продуктов и запасов с учетом требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП); оформлять учетноотчетную документацию по расходу и хранению продуктов; - осуществлять контроль хранения и расхода продуктов; - выявлять и браковать товары, не соответствующие стандартам; - понимать и использовать маркировку ингредиентов; - предлагать рекомендации по закупке ингредиентов; Осуществлять прием продуктов, проверять их качество, документацию на соответствие. Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. Текущий контроль: - защита отчетов по практическим работам - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий в процессе практических занятий Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на дифференцированном зачете 17 5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ Дата внесения изменении, дополнений Номер листа/раздела рабочей программы Краткое содержание изменения Основания для внесения изменений Подпись лица, которое вносит изменения 18 19