Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Керченский технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум _______________ М.Е. Тимохов «___»___________20___г . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР . г. Керчь 2020 г. Рабочая программа по учебной дисциплине ОП.01. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 ПОВАР, КОНДИТЕР Организация-разработчик: ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» Разработчики: Баркалова Л.А., преподаватель спецдисциплин Программа рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК «Повар, кондитер»_______________ Протокол № __ от «___» ___________ 2020г. Председатель ______________ Коробецкая А.Н. Программа рекомендована к утверждению на заседании Методического совета ГБПОУ РК «КТТ» Протокол № ___ от «___» ___________ 2020г. Председатель МС _____________ Коробецкая А.Н. 2 СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ ОСВОЕНИЯ 15 17 3 1.Паспорт программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 43.01.09 «Повар, кондитер» базовой подготовки. Разработана на основе ФГОС СПО по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Министерства науки и образования Российской Федерации, приказ от 09 декабря 2016 г., № 1569 (зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2016 г. № 44898); Примерной основной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Код ПК, ОК ПК 1.1-1.4, ПК 2.1-2.8, ПК 3.1-3.6, ПК 4.1-4.5, ПК 5.1-5.5 Умения Знания соблюдать санитарноэпидемиологические требования к процессам производства и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков; обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП) при выполнении работ; - производить санитарную обработку оборудования и инвентаря, готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; - проводить органолептическую оценку безопасности пищевого сырья и продуктов; - рассчитывать энергетическую ценность блюд; - составлять рационы питания для различных категорий потребителей; - основные понятия и термины микробиологии; - основные группы микроорганизмов, их морфологию и физиологию; - микробиологию основных пищевых продуктов; - основные пищевые инфекции и пищевые отравления; возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции; - методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции; - правила личной гигиены работников организации питания; - классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения; - правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации; - пищевые вещества и их значение для организма человека; 4 ОК 01 ОК 02 ОК 03 Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте. Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части. Правильно выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы. Составить план действия. Определять необходимые ресурсы. Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах. Реализовать составленный план. Оценивать результат и последствия своих действий Определять задачи поиска информации Определять необходимые источники информации Планировать процесс поиска Структурировать получаемую информацию Выделять наиболее значимое в перечне информации Оценивать практическую значимость результатов поиска Оформлять результаты поиска Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной - суточную норму потребности человека в питательных веществах; - основные процессы обмена веществ в организме; - суточный расход энергии; - состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; - физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения; - усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; - нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения; - назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет; - методики составления рационов питания. Актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить. Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте. Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях. Методы работы в профессиональной и смежных сферах. Структура плана для решения задач. Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности Приемы структурирования информации Формат оформления результатов поиска информации Содержание актуальной нормативно правовой документации Современная научная и 5 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 09 ОК 10 деятельности Выстраивать траектории профессионального и личностного развития Организовывать работу коллектива и команды Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Излагать свои мысли на государственном языке Оформлять документы Описывать значимость своей профессии Презентовать структуру профессиональной деятельности по профессии Соблюдать нормы экологической безопасности Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Использовать современное программное обеспечение Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы, участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые), писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы профессиональная терминология Возможные траектории профессионального развития и самообразования Психология коллектива Психология личности Основы проектной деятельности Особенности социального и культурного контекста Правила оформления документов. Сущность гражданско патриотической позиции Общечеловеческие ценности Правила поведения в ходе выполнения профессиональной деятельности Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности Основные ресурсы задействованные в профессиональной деятельности Пути обеспечения ресурсосбережения. Современные средства и устройства информатизации Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика), лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 43 часа, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 36 часов; - самостоятельной работы обучающегося –7 часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 43 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 в том числе: Лабораторные и практические занятия 8 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 7 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 01 « Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Тема 1.1. Основные группы микроорганизмов. Тема 1.2. Микробиология пищевых продуктов Тема 1.3 Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Основы микробиологии Содержание учебного материала 1 Понятие о микроорганизмах. Морфология микробов. 2 Физиология микробов. Влияние условий внешней среды на микробы. Распространение микробов в природе. Тематика практических и лабораторных работ 1 Лабораторная работа № 1. Знакомство с устройством микроскопа. Изучение микроорганизмов. Содержание учебного материала 1 Микробиология пищевых продуктов. Микробиология мяса и мясопродуктов. Микробиология рыбы и рыбных продуктов. Микробиология стерилизованных баночных консервов. 2 Микробиология пищевых продуктов. Микробиология молока и молочных продуктов. Микробиология пищевых жиров. Микробиология яиц и яичных продуктов. Микробиология овощей плодов и продуктов их переработки. 1 Пищевые инфекции. Глистные заболевания. Болезнетворные микробы. Бактерионоситель. Инкубационный период. Иммунитет. Понятие о пищевых инфекциях. Пути их распространения. Острые кишечные инфекции. Зоонозы. Глисты. Сущность глистных заболеваний. 2 Пищевые отравления бактериального происхождения. Микотоксикозы. Пищевые отравления немикробного происхождения. Профилактика пищевых отравлений. Значение соблюдения санитарных правил, содержания производства, инвентаря, оборудования. Бракераж пищи. Основные пищевые инфекции и пищевые отравления Объем часов 3 12 2 2 2 Уровень освоения 4 1 3 6 2 8 Тематика практических и лабораторных работ 1 Практическая работа № 1. Расследование пищевого отравления Самостоятельная работа обучающихся: 1. Е.А.Богатырева Основы физиологии питания санитарии и гигиены: теоретические основы профессиональной деятельности: учеб.пособие – М:Академкнига/учебник,2005 – 185 с. Тема 15,16,17,18 – читать. 2. Решение производственных задач по заданию, выданному преподавателем Основы санитарии и гигиены Содержание учебного материала 1 Санитарные требования к кулинарной обработке пищевых продуктов. Раздел 2. Тема 2.1. Возможные источники микробиологического 2 загрязнения в 3 пищевом производстве. Правила личной гигиены работников 4 пищевых производств. Тема 2.2. Санитарнотехнологические требования к помещению, 2 2 2 3 9 4 2 Санитарные требования к реализации готовой пищи и обслуживанию посетителей. Личная гигиена, производственная гигиена, гигиена труда. Значение личной гигиены работников предприятий питания. Гигиена полости рта, гигиена рук. Производственный маникюр. Санитарная одежда, правила пользования и хранения. Требования к внешнему виду повара. Медицинский контроль работников предприятий общественного питания. Личная медицинская книжка. Сроки проведения медицинского обследования. Перечень болезней, препятствующих работе в общественном питании Самостоятельная работа обучающихся: 1. Е.А.Богатырева Основы физиологии питания санитарии и гигиены: теоретические основы профессиональной деятельности: учеб.пособие – М:Академкнига/учебник,2005 – 185 с. Тема 19 – краткий конспект Тема 20,21,22 – читать Тема 23,24,25 – краткий конспект 2. Решение производственных задач по заданию, выданному преподавателем Содержание учебного материала 1 Санитарно-пищевое законодательство и организация санитарно-пищевого надзора. 2 Значение санитарии и гигиены в работе предприятий общественного питания. Правила уборки помещений, требования к уборочному инвентарю. 2 4 2 9 оборудованию, инвентарю, одежде. Правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации. Тема 2.3. Классификация моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения. Раздел 3. Тема 3.1 Роль пищи для организма человека. Санитарная обработка посуды, инвентаря оборудования. 3 Санитарные требования к материалу, идущему на изготовление оборудования, инвентаря, посуды, тары. Понятие о маркировке оборудования, инвентаря, ее гигиеническая необходимость. Санитарные требования к содержанию оборудования, инвентаря, посуды, тары: очистка, мытье, дезинфицирование и хранение. 4 Понятие: дезинфекция, дезинсекция, дератизация. Способы и методы дезинфекции. Дезинфицирующие средства, их характеристика, правила применения. Дезинсекция, дератизация, методы их проведения. Значение этих мероприятий в профилактике пищевых заболеваний. Содержание учебного материала 1 Моющие средства: классификация, характеристика, способы приготовления растворов. Применение и хранение растворов моющих средств. Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу современных моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных для использования на предприятиях питания. Основы физиологии питания Содержание учебного материала 1 Общие понятия о пищевых веществах. Белки. Жиры. 2 Углеводы, витамины. 3 Минеральные вещества, вода. 4 Процесс пищеварения. 5 Усвояемость пищи. 6 Общие понятия об обмене веществ. 7 Суточный расход энергии человека. 8 Понятие об энергетической ценности пищи. 9 Сбалансированное питание. 10 Нормы и принципы рационального питания. Тематика практических и лабораторных работ 1 Практическая работа № 2. Расчет калорийности блюд. 1 2 1 14 10 2 2 4 2 10 2 Практическая работа № 3. Составление рационов питания для различных категорий потребителей Самостоятельная работа обучающихся 1.А.Н.Мартинчик Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена, ч.2: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования в 2 ч. Ч. 2– М:издательский центр «Академия»,2018 – 240 с. Глава 1, 2, 3, 4,5,6,7,8– читать. Глава 9,10 – читать, краткий конспект Глава 11,12,13 - читать 2. Е.А.Богатырева Основы физиологии питания санитарии и гигиены: теоретические основы профессиональной деятельности: учеб.пособие – М:Академкнига/учебник,2005 – 185 с. Тема 7. Характеристика диет. Лечебно-профилактическое питание– конспект, учить Дифференцированный зачет 2 Всего: 43 3 2 1 3 11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретического обучения, лаборатории «Микробиологии, санитарии и гигиены». Оборудование учебного кабинета: стол ученический, стул ученический по количеству студентов, рабочее место преподавателя, компьютерное обеспечение (презентации), комплект учебно-методической документации. Технические средства обучения: персональный компьютер, монитор, ноутбук, мультимедиапроектор, экран, МФУ, программное обеспечение общего и профессионального назначения. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: Микроскопы, рабочие места по количеству обучающихся (столы, стулья), рабочее место преподавателя. Технические средства обучения: персональный компьютер, монитор, ноутбук, мультимедиапроектор, экран, МФУ, программное обеспечение общего и профессионального назначения, калькулятор. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. А.Н.Мартинчик Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена, ч.2: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования в 2 ч. Ч. 2– М:издательский центр «Академия»,2018 – 240 с. 2. А.Н.Мартинчик Физиология питании: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования– М:издательский центр «Академия»,2017 – 240 с. 3. Т.А.Качурина Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. Рабочая тетрадь: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования– М:издательский центр «Академия»,2014 – 96 с. Дополнительные источники: 1. Е.А.Богатырева Основы физиологии питания санитарии и гигиены: теоретические основы профессиональной деятельности: учеб.пособие – М:Академкнига/учебник,2005 – 185 с. 12 2. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. Изд-во ‘Высшая школа’,(8-е издание) 2015. С. 52. 3. Рубина Е. А. «Санитария и гигиена питания /: Е.А. Рубина. М. Издательский центр «Академия», 2011. 4. Химический состав российских продуктов питания / под редакцией И. М. Скурихина, В. А. Тутельяна. – М .: ДеЛи - принт, 2012. 5. Н.Э.Харченко Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2017.-512 с. 6. ГОСТ 31984-2012 Услуги общественного питания. Общие требования.- Введ. 2015-01-01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 8 с. 7. ГОСТ 30524-2013 Услуги общественного питания. Требования к персоналу. - Введ. 2016-01- 01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 48 с. 8. ГОСТ 31985-2013 Услуги общественного питания. Термины и определения.- Введ. 2015-01- 01. - М.: Стандартинформ, 2014.-III, 10 с. 9. ГОСТ 30390-2013 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия – Введ. 2016 – 01 – 01.- М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с. 10. ГОСТ 30389 - 2013 Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования – Введ. 2016 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 12 с. 11. ГОСТ 31986-2012 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания. – Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 11 с. 12. ГОСТ 31987-2012 Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания. Общие требования к оформлению, построению и содержанию.Введ. 2015 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014.- III, 16 с. 13. ГОСТ 31988-2012 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания. – Введ. 2015– 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2014. – III, 10 с. 14. СанПиН 2.3.2. 1324-03Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2003 г. № 98. Интернет – ресурсы: 1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом 13 Федерации 23 дек. 1999 г.: в ред. на 13.07.2015г. № 213-ФЗ]. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&nd=102063865&rdk=&backlink=1 2. Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html 12. СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных (профилактических) правил мероприятий и выполнением [Электронный санитарно-эпидемиологических ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. № 18 [в редакции СП 1.1.219307 «Дополнения № 1»]. – Режим доступа: http://www.fabrikabiz.ru/1002/4/0.php- show_art=2758. 13. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20 августа 2002 г. № 27 http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/46/46201/ 14. СанПиН 2.3.6. 1079-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08 ноября 2001 г. № 31 [в редакции СП 2.3.6. 2867-11 «Изменения и дополнения» № 4»]. – Режим доступа: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/9/9744/ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий . Результаты обучения Знания: - основные понятия и термины микробиологии; основные группы микроорганизмов, их морфологию и физиологию; - микробиологию основных пищевых продуктов; основные пищевые инфекции и пищевые отравления; - возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции; - методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции; - правила личной гигиены работников организации питания; - классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки хранения; правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации; - пищевые вещества и их значение для организма человека; суточную норму потребности человека в питательных веществах; - основные процессы обмена веществ в организме; - суточный расход энергии; - состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания; Критерии оценки Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии Формы и методы оценки Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы. Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета по дисциплине в виде: -письменных/ устных ответов, -тестирования 15 физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения; усвояемость пищи, влияющие на нее факторы; - нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения; - назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет; - методики составления рационов питания. Умения: - соблюдать санитарноэпидемиологические требования к процессам производства и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков; - обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (ХАССП) при выполнении работ; - производить санитарную обработку оборудования и инвентаря, готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств; - проводить органолептическую оценку безопасности пищевого сырья и продуктов; - рассчитывать энергетическую ценность блюд; - составлять рационы питания для различных категорий потребителей. Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям. Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д. Точность оценки. Соответствие требованиям инструкций, регламентов Рациональность действий и т.д. Текущий контроль при проведении: -письменного/устного опроса; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практических заданий на дифференцированном зачете 16 5.ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ Дата внесения изменении, дополнений Номер листа/раздела рабочей программы Краткое содержание изменения Основания для внесения изменений Подпись лица, которое вносит изменения 17