Решаем вместе
Есть вопрос?

05-53_Положение_по_разработке_лабораторных_работ_и_практических_занятий

Республика Крым
Министерство образования, науки и молодёжи
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
Республики Крым
«КЕРЧЕНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ПРИНЯТО
решением педагогического
Совета
«28» ноября 2019 г
протокол № 3

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ РК «КТТ»
______________М.Е.Тимохов
«29» ноября 2019 г.
Приказ № 438

Локальный акт № 05-53

ПОЛОЖЕНИЕ
по разработке лабораторных работ и практических занятий в
ГБП ОУ РК «КТТ»

г.Керчь, 2019г.

Содержание

1. Общие положения …………………………………………………………………….……………….…..3
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий ………………..…………3
3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий ………….…4
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий………………………………………5
Приложение 1 Макет методических указаний…………………………………………………..…..7
Лист изменений, дополнений…………………………………………………………………………16
Лист ознакомления персонала………………………………………….........................................17

1. Общие положения
1.1. Положение по разработке лабораторных работ и практических занятий вГБП ОУ РК
«КТТ» (далее – Положение) устанавливает назначение, содержание, порядок разработки и
оформления, а также оценивания лабораторных работ и практических занятий в ГБП ОУ РК
«КТТ» (далее – Техникум) обучающихся и разработано в соответствии с Федеральным
Законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным
программам среднего профессионального образования, утвержденного Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464, Уставом
Техникума, рекомендациями по планированию, организации и проведению лабораторных
работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального
образования (Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 N 16-52-58ин/16-13).
1.2. Лабораторные работы и практические занятия относятся к основным видам учебных
занятий и направлены на формирование профессиональных и общих компетенций.
1.3. В процессе лабораторной работы или практического занятия как видов учебных
занятий обучающиеся выполняют одно или несколько заданий под руководством
преподавателя в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине,
профессиональному модулю.
1.4. Общий объём лабораторных работ и практических занятий определяется учебным
планом по профессии/специальности. Объем и тематика отдельного практического занятия,
лабораторной работы определяется рабочей программой учебного предмета, дисциплины,
курса, модуля.
1.5. При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа может
делиться на подгруппы численностью не менее 8человек.
2. Планирование лабораторных работ и практических занятий
2.1. Планирование количества и содержания лабораторных работ и практических
занятий следует проводить на этапе создания учебного плана и в процессе разработки рабочей
программы учебного предмета, дисциплины, курса, модуля.
2.2. Практические занятия направлены на выработку практических навыков в процессе
решения поставленных задач и могут проводиться как в учебных аудиториях, так и в
лабораториях, мастерских, цехах, полигонах.
2.3. Лабораторные работы направлены на овладение методикой работы с лабораторным
оборудованием (в том числе тренажерами), а также могут быть предназначены для
экспериментального подтверждения и проверки существенных теоретических положений
(законов, зависимостей). Лабораторные работы проводятся в оборудованной лаборатории.
2.4. Состав и содержание практических занятий и лабораторных работ направлены на
реализацию ФГОС СПО по профессии/специальности, должны формировать умения студента
и элементы компетенций.
2.5. При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из
требований, предъявляемых к умениям студентов в соответствии с ФГОС СПО, а также
учитывать формируемые знания, практический опыт и компетенции в соответствии со
стандартом.
2.6. При разработке содержания практических занятий и лабораторных работ следует
учитывать то, чтобы в совокупности по учебному предмету, дисциплине, курсу, модулю они
охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирован
данный учебный предмет, дисциплина, курс, модуль.
2.7. На практических занятиях и лабораторных работах обучающиеся овладевают
первоначальными профессиональными умениями и навыками при изучении учебного
предмета, дисциплины, курса, модуля, которые в дальнейшем закрепляются и
совершенствуются
в
процессе
курсового
проектирования,
учебной/производственной/преддипломной практики.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий и
лабораторных работ обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются
теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать
теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения, формируются
общие профессиональные компетенциикомпетенции.
2.8. Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в
рабочих учебных программах дисциплин и профессиональных модулей в разделе
«Практические занятия», «Лабораторные работы».
2.9. Состав заданий для лабораторной работы и практического занятия должен быть
спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены
качественно большинством обучающихся.
2.10. Перечень лабораторных работ и практических занятий в рабочих программах
дисциплины (модуля), а также количество часов на их проведение могут отличаться от
рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень
подготовки выпускника, определенный ФГОС СПО», а также, дополнительными
требованиями к уровню подготовки обучающегося по запросу работодателей и в
соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

3. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий
3.1. Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в
специально оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными
элементами лабораторной работы помимо самостоятельной деятельности обучающихся,
являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения
итогов выполнения лабораторной работы.
3.2. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально
оборудованных кабинетах, мастерских. Продолжительность занятия зависит от объёма и
содержания учебного материала. Необходимыми структурными элементами
практического занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются
инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и
степени овладения обучающимися запланированными умениями.
3.3. Выполнению лабораторных работ и практических занятий предшествует
проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.
3.4. По каждой лабораторной работе и практическому занятию должны быть
разработаны методические указания по их проведению с учетом специфики учебных
дисциплин и профессиональных модулей.
3.5. Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный,
частично-поисковый и поисковый характер.
3.5.1. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их
проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура,
материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без
формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
3.5.2. Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их
проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок
выполнения необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного
подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и
справочной литературе и др.
3.5.3. Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся
должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические
знания.
3.5.4. При планировании лабораторных работ и практических занятий необходимо

находить оптимальное соотношение репродуктивных, частичнопоисковых и поисковых
работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.6. Формы организации обучающихся на лабораторных работах и практических
занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.
3.6.1. При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют
одновременно одну и ту же работу.
3.6.2. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется
бригадами по 2-5 человек.
3.6.3. При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся
выполняет индивидуальное задание.
3.7. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических
занятий рекомендуется:
- разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся
методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям, профессиям;
- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля над
подготовленностью обучающихся к лабораторным работам или практическим занятиям;
- соответствие методики проведения лабораторных работ и практических занятий
ведущим дидактическим целям;
- использование проведения поисковых лабораторных работ, построенных на
проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное
использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого
обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
- проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне
трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий
выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого
оборудования;
- эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и
практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для обучающихся,
работающих в более быстром темпе.
3.8. Оценка лабораторных работ и практических занятий производится в
соответствии с фондами оценочных средств текущего контроля, разработанными
преподавателями и утвержденными в соответствующем порядке.
4. Оформление лабораторных работ и практических занятий
4.1. Структура оформления лабораторных работ и практических занятий по
дисциплине (модулю) определяется цикловой методической комиссией и подробно
описывается в методических указаниях по выполнению лабораторно-практических работ.
Примерная
структура
(макет)
методических
указаний
по
выполнению
практических/лабораторных работ представлена в Приложении 1.
4.2. Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут
выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета в конце занятия и учитываться
как показатели текущей успеваемости обучающихся.
4.3. Отчет по лабораторным работам и практическим занятиям рекомендуется
оформлять в виде портфолио, таблиц, графиков, схем, структур, графических записей,
образов, рисунков, аппликаций, расчетов, сравнительного анализа, решения конкретных
производственных задач и ситуаций и т.д. в отдельных тетрадях для лабораторнопрактических работ, либо на листах формата А4 (на усмотрение преподавателя)

РАЗРАБОТАЛ
Методист ГБПОУ РК «КТТ»
____________А.Н.Коробецкая
« ____ » _________ 201__ г

СОГЛАСОВАНО
Заведующий учебной частью
____________Л.В.Тимохова
« ____ » ___________ 201__ г

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УПР
____________Э.А.Савченко
« ____ » _________ 201__ г

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Макет методических указаний

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КЕРЧЕНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению практических/лабораторных занятий
дисциплина/ модуль /МДК
___________________________________________________
название дисциплины, модуля, МДК

Профессия/специальность

_________

__________________________

код

название профессии/специальности

Керчь
20___ г.

Методические рекомендации оставлены на основе:
- Рабочей программы учебной дисциплины/модуля/МДК;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального
образования
по
профессии/специальности
_________________________________;
-Положения № 05-53 по разработке лабораторных и практических
занятий ГБП ОУ РК «КТТ».
Данные методические рекомендации предназначены для студентов
ГБПОУ
РК
«КТТ»,
обучающихся
по
профессии/специальности
_____________________, в качестве руководства при выполнении
практических/лабораторных работ _____________________________.
Организация-разработчик: ГБП ОУ РК «КТТ».
Разработчик (и): ________________________________________

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании
ЦМК_____________________________________________
название МЦК

Протокол № _________ от «___»___________20___ г.
Председатель ЦМК __________ _______________
подпись

Ф.И.О.

Методические рекомендации рекомендованы к использованию
Методическим советом ГБП ОУ РК «КТТ»
Протокол № _________ от «___»___________20___ г.
Председатель МС __________ _______________
подпись

Ф.И.О.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная

записка

1.1. Область применения методических рекомендаций
1.2. Цель практических/лабораторных занятий
1.3. Перечень компетенций, формируемых при выполнении
практических/лабораторных занятий
1.4. Общие методические требования к содержанию
практических/лабораторных занятий
1.5. Критерии оценивания
1.6. Список использованных источников
Лист изменений и дополнений

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения методических рекомендаций
Данные методические указания используются при проведении
практических/
лабораторных
занятий
по
дисциплине
__________________________________________________________________
название дисциплины

по
профессии/специальности
__________________________________________________________________
код, название профессии/специальности

1.2. Цель практических/лабораторных занятий
Целью
практических/лабораторных
занятий
по
дисциплине
________________ является закрепление обучающимися теоретического
материала
по
профессии/специальности
__________________________________________ и выработка практических
навыков в процессе решения поставленных задач.
Выполнение обучающимися практических/лабораторных занятий
направлено на экспериментальное подтверждение теоретических положений
и:
- обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных
теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;
- формирование общих компетенций;
1.3.Перечень компетенций, формируемых при выполнении
практических /лабораторных занятий
Формирование соответствующих компетенций связано с решением
задач по развитию у обучающихся соответствующих знаний, умений,
навыков.
После выполнения практических/лабораторных занятий по данной
дисциплине (для общеобразовательных дисциплин) обучающийся должен:
уметь:
 ………………;
«уметь» и «знать»
берется из ФГОСа
 ……………….
профессии/
знать:
специальности
 ………………;
соответствующей
дисциплины
 ……………….;
В процессе практических/лабораторных занятий формируются
соответствующие общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. ……………...
ОК и ПК берутся из
ОК 2. ……………...
ФГОСа профессии/
специальности
ОК N. ……………...
соответствующей
ПК 1. ………………
дисциплины
ПК 2. ……………...

ПК N. …………......
1.4.
Общие
методические
требования
к
содержанию
практических/лабораторных занятий
1.4.1. Практические/лабораторные занятия включают в себя следующие
разделы:
 теоретическая часть;
 выполнение заданий;
 описание хода выполнения заданий;
 ответов
на контрольные вопросы
или
выполнение самостоятельной работы.
Выполнение практических/ лабораторных работ
должно быть оформлено в виде отчета в тетради для
практических/лабораторных работ или в рабочих тетрадях
(Примерное описание
или на листах А4 и включать в себя:
этого
пункта (описать
 дату, номер и тему работы;
ход работы Ваших
 цель работы;
практических/лаборат
 студент должен знать, студент должен уметь;
орных работ))
 задания на практическую часть работы;
 материально техническое оснащение;
 межпредметные связи;
 время выполнения;
 целевые ответы на вопросы заданий;
 заполненные таблицы;
 схемы и структуры и т.д;
 выводы.
1.4.4. Выводы обучающимся должны быть сделаны самостоятельно, с
учетом возможности их практического применения при освоении
профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС.
1.4.5. Практическая/лабораторная работа, считается выполненной после
__________________________________________________________________
______
описать условия, при которых практическая/лабораторная работа считается выполненной

Например: « ……решения всех практических заданий, выполнения всех
требований по оформлению, а также при наличии ответов на все
контрольные вопросы, если таковые предусмотрены». Оценивается
практическая работа в соответствии с критериями указанными ниже.
1.4.6.
Оформление работ может производиться в рабочей
(Примерное описание
тетради или отдельной тетради, или на листах формата этого пункта (описать
А4 (с одной стороны). Текст можно писать пастой синего Ваши требования к
или черного цвета без сокращения слов, кроме допускаемых оформлению
по ГОСТ. Описание необходимо сопровождать рисунками, практических/лаборат
орных работ))
эскизами и таблицами согласно задания.

1.4.7.Описать требования к оформлению отчета.
Например: «В отчете по выполнению практической части
составляются таблицы, графики, схемы, структуры, рисунки, макеты,
аппликации, расчеты, сравнительный анализ, выполняются решения
конкретных производственных задач, ситуаций или заданий, а также
делается вывод в соответствии с обозначенной темой и целью работы».
1.4.8. При выполнении работ обучающийся должен иметь
принадлежности,
необходимые
для
выполнения
конкретной
практической/лабораторной работы, а также соблюдать правила техники
безопасности:
- организовать свое рабочее место так, чтобы все необходимое было под
руками, а все лишние предметы были убраны;
- при проведении работы не отвлекаться и не отвлекать других;
- пользоваться исправным счетным оборудованием, а в случае
обнаружения не исправных вилок, розеток и т.п. немедленно сообщить
преподавателю;
- следить за чистотой, не покидать рабочее место, не входить и не
выходить из аудитории без разрешения преподавателя;
- пользоваться мобильным телефоном (или гаджетом) во время занятий
запрещено.
По возможности описать общий перечень необходимого оборудования
принадлежностей, необходимых для выполнения практической/лабораторной работы

1.5. Критерии оценивания
Требования и критерии оценивания знаний
выполнении практических/лабораторных работ.

обучающихся

и

при

Примерные критерии оценивания:

Оценка «отлично» ставится, если обучающийся выполнил работу в
полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; в
ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки,
чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок. Даны
ответы на контрольные вопросы, если таковые предусмотрены.
Обучающийся правильно понимает сущность вопроса, дает точное
определение и истолкование основных понятий;
Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил требования к
оценке "5", но допущены 2-3 недочета. Ответы на контрольные вопросы,
если таковые предусмотрены, неполные. Обучающийся допустил одну
ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно
или с небольшой помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся выполнил
работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были
допущены ошибки. Ответы на контрольные вопросы, если таковые
предусмотрены, неполные. Обучающийся допустил не более одной грубой
ошибки и двух недочетов.

Оценка
«неудовлетворительно» ставится,
если
обучающийся
выполнил работу не полностью или объем выполненной части работы не
позволяет сделать правильных выводов. Обучающийся не может ответить ни
на один из контрольных вопросов, если таковые предусмотрены.
1.6. Список использованных источников

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ

Дата
внесения
изменении,
дополнений

Номер
листа
/раздела
указаний

Краткое содержание изменения

Основания для
внесения
изменений

Подпись
лица,
которое
вносит
изменения

ЛИСТ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
с Локальным актом № 05-53
«Положение по разработке лабораторных работ и практических занятий в
ГБПОУ РК «КТТ»
Ф.И.О.
Аникина Т.В.

Преподаватель

Биховец С.М
Будник А.П

Руководитель
физвоспитания
Преподаватель

Возникевич Н.В.

Преподаватель

Гошовская И.В.

Преподаватель

Гузенко Ю.В.

Преподаватель

Мамедеминова Д.С.

Преподаватель

Милюхин С.М.

Преподаватель

Конкина С.А.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Должность

Мастер п/о

Сороколетова Т.В.

Преподаватель

Павловская И.В.

Преподаватель

Краснов А.В.

Преподаватель

Верцинская Н.Г.

Преподаватель

Воротникова Ю.В.

Преподаватель

Балагуш С.Л.

Мастер п/о

Колоскова Н.Г.

Мастер п/о

Дахно А.Д.

Мастер п/о

Артисевич А.А.

Библиотекарь

Кравцова Н.Л.

Преподаватель

Аблязимова Г. Я-З

Преподаватель

Дата

Подпись

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».