СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика рабочей программы
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
3. Условия реализации программы
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
ОУД. 10 Обществознание
1.1.
Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина ОУД. 10 «Обществознание» является частью предметной области
«Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом
профессиональной направленности в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15
«Поварское и кондитерское дело», входящей в укрупненную группу профессий 43.00.00 «Сервис и
туризм» в объеме: 72 часов.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионального
образования является освоение обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его
развития в современных условиях, различных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с
основными социальными институтами, содействие формированию способности к рефлексии, оценке
своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельности.
Ключевыми задачами изучения обществознания с учётом преемственности с основной школой
являются:
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на
идеях патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни; приверженности
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины
общества;
- овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать
социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и использовать для
самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и жизненных задач;
- совершенствование опыта применения полученных знаний и умений при анализе и оценке
жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных поступков в различных
областях общественной жизни с учётом профессиональной направленности организации среднего
профессионального образования;
- становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней юности,
выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, развитие мотивации к
предстоящему самоопределению.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций.
Код и наименование
Планируемые результаты освоения дисциплины
формируемых
Общие
Дисциплинарные
компетенций
ОК 01.
В части трудового воспитания:
сформировать знания об (о):
Выбирать способы
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
- обществе как целостной развивающейся системе в
решения задач
трудолюбие; У
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
профессиональной
- готовность к активной деятельности технологической и основах социальной динамики; глобальных проблемах и
деятельности
социальной направленности, способность инициировать, вызовах современности; перспективах развития
применительно
планировать и самостоятельно выполнять такую
современного общества, в том числе тенденций развития
к различным
деятельность;
Российской Федерации;
контекстам
- интерес к различным сферам профессиональной
- человеке как субъекте общественных отношений и
деятельности,
сознательной деятельности; особенностях социализации
Овладение универсальными учебными познавательными личности в современных условиях, сознании, познании и
действиями:
самосознании человека; особенностях
а) базовые логические действия:
профессиональной деятельности в области науки,
- самостоятельно формулировать и актуализировать
культуры, экономической и финансовой сферах;
проблему, рассматривать ее всесторонне;
- экономике как науке и хозяйстве, роли государства в
- устанавливать существенный признак или основания
экономике, в том числе государственной политики
для сравнения, классификации и обобщения;
поддержки конкуренции и импортозамещения,
- определять цели деятельности, задавать параметры и
особенностях рыночных отношений в современной
критерии их достижения;
экономике;
- выявлять закономерности и противоречия в
- системе права и законодательства Российской
рассматриваемых явлениях;
Федерации;
- вносить коррективы в деятельность, оценивать
- владеть базовым понятийным аппаратом социальных
соответствие результатов целям, оценивать риски
наук, уметь различать существенные и несущественные
последствий деятельности;
признаки понятий, определять различные смыслы
- развивать креативное мышление при решении
многозначных понятий, классифицировать
жизненных проблем
используемые в социальных науках понятия и термины;
б) базовые исследовательские действия:
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
- владеть навыками учебно-исследовательской и
социальных явлений, для ориентации в социальных
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
и способность их использования в познавательной и
социальной практике
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
- сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
- уметь определять связи социальных объектов и
явлений с помощью различных знаковых систем;
сформированность представлений о методах изучения
социальных явлений и процессов, включая
универсальные методы науки, а также специальные
методы социального познания, в том числе
социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование
ОК 03. Планировать и В области духовно-нравственного воспитания:
сформировать знания об (о):
реализовывать
-- сформированность нравственного сознания,
- особенностях социализации личности в современных
собственное
этического поведения;
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
профессиональное и
- способность оценивать ситуацию и принимать
особенностях профессиональной деятельности в области
личностное развитие, осознанные решения, ориентируясь на моральнонауки, культуры, экономической и финансовой сферах;
предпринимательску
нравственные нормы и ценности;
- отношениях, направлениях социальной политики в
ю деятельность в
- осознание личного вклада в построение устойчивого
Российской Федерации, в том числе поддержки семьи,
профессиональной
будущего;
государственной политики в сфере межнациональных
сфере, использовать
- ответственное отношение к своим родителям и (или)
отношений; структуре и функциях политической
знания по финансовой другим членам семьи, созданию семьи на основе
системы общества, направлениях государственной
грамотности в
осознанного принятия ценностей семейной жизни в
политики Российской Федерации;
различных
соответствии с традициями народов России;
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
жизненных ситуациях Овладение универсальными регулятивными действиями: знания учебно-исследовательскую и проектную
а) самоорганизация:
деятельность, представлять ее результаты в виде
- самостоятельно осуществлять познавательную
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно
повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней мотивации, включающей стремление к
достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать его при
осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность
выстраивать отношения с другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать конфликты
ОК 04. Эффективно
- готовность к саморазвитию, самостоятельности и
взаимодействовать и
самоопределению;
работать в коллективе -овладение навыками учебно-исследовательской,
и команде
проектной и социальной деятельности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- готовность применять знания о финансах и бюджетном
регулировании при пользовании финансовыми услугами
и инструментами; использовать финансовую
информацию для достижения личных финансовых
целей, обеспечивать финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения; сформированность
гражданской ответственности в части уплаты налогов
для развития общества и государства
- использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников обсуждать результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в условиях
реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на
ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции
другого человека
ОК 05. Осуществлять В области эстетического воспитания:
устную и письменную - эстетическое отношение к миру, включая эстетику
коммуникацию на
быта, научного и технического творчества, спорта, труда
государственном
и общественных отношений;
языке Российской
- способность воспринимать различные виды искусства,
Федерации с учетом
традиции и творчество своего и других народов,
особенностей
ощущать эмоциональное воздействие искусства;
социального и
- убежденность в значимости для личности и общества
культурного
отечественного и мирового искусства, этнических
контекста
культурных традиций и народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач
- владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
- владеть умениями формулировать на основе
искусства, стремление проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
- осознание обучающимися российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное развитие внутренней позиции
личности на основе духовно-нравственных ценностей
народов Российской Федерации, исторических и
национально-культурных традиций, формирование
системы значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения, правосознания,
экологической культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
особенностях социализации личности в современных
условиях, сознании, познании и самосознании человека;
особенностях профессиональной деятельности в области
науки, культуры, экономической и финансовой сферах;
значении духовной культуры общества и разнообразии
ее видов и форм; экономике как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе государственной
политики поддержки конкуренции и импортозамещения,
особенностях рыночных отношений в современной
- готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в самоуправлении в
общеобразовательной организации и детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое
и настоящее многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные);
- способность их использования в познавательной и
социальной практике, готовность к самостоятельному
планированию и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
экономике;
роли государственного бюджета в реализации
полномочий органов государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах принятия бюджетных
решений;
социальных отношениях, направлениях социальной
политики в Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной политики в сфере
межнациональных отношений; структуре и функциях
политической системы общества, направлениях
государственной политики Российской Федерации;
конституционном статусе и полномочиях органов
государственной власти;
системе прав человека и гражданина в Российской
Федерации, правах ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) уметь характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владеть базовым понятийным аппаратом социальных
наук, уметь различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных и письменных высказываний;
4) владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с опорой на полученные
знания учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее результаты в виде
завершенных проектов, презентаций, творческих работ
социальной и междисциплинарной направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использовать обществоведческие знания для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства информационнокоммуникационных технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской ответственности в части
уплаты налогов для развития общества и государства;
11) сформировать навыки оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владеть умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; определять стратегии разрешения
социальных и межличностных конфликтов; оценивать
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических
проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей устойчивого
развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий,
предотвращать их;
- расширение опыта деятельности экологической
направленности;
- овладение навыками учебно-исследовательской,
проектной и социальной деятельности
- наличие мотивации к обучению и личностному
развитию;
В области ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
поведение людей и собственное поведение с точки
зрения социальных норм, ценностей, экономической
рациональности и финансовой грамотности; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения,
осознавать опасность алкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической ответственности, в том
числе для несовершеннолетних граждан
- конкретизировать теоретические положения фактами
социальной действительности, модельными ситуациями,
примерами из личного социального опыта и фактами
социальной действительности, в том числе по
соблюдению правил здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных процессов и явлений на
основе предложенных критериев;
- владеть умениями устанавливать, выявлять, объяснять
причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского обществ
- владеть умениями применять полученные знания при
анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации;
ПК1. 6.2.
Осуществлять
текущее
планирование,
координацию
деятельности
подчиненного
персонала с учетом
взаимодействия с
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
- осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую
деятельность индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- овладение видами деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления, владение
научной терминологией, ключевыми понятиями и
методами;
-осуществлять целенаправленный поиск переноса
средств и способов действия в профессиональную среду
Умения: взаимодействовать со службой обслуживания и
другими структурными подразделениями организации
питания; планировать работу подчиненного персонала;
составлять графики работы с учетом потребности
организации питания; управлять конфликтными
ситуациями, разрабатывать и осуществлять мероприятия
по мотивации и стимулированию персонала;
предупреждать факты хищений и других случаев
нарушения трудовой дисциплины; рассчитывать по
принятой методике основные производственные
показатели, стоимость готовой продукции;
1) сформированность знаний об (о):
обществе как целостной развивающейся системе в
единстве и взаимодействии основных сфер и институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации и влиянии
массовых коммуникаций на все сферы жизни общества;
глобальных проблемах и вызовах современности;
перспективах развития современного общества, в том
числе тенденций развития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных отношений и
сознательной деятельности;
другими
подразделениями.
вести утвержденную учетно-отчетную документацию;
организовывать документооборот
Знания: виды организационных требований и их
влияние на планирование работы бригады/команды;
дисциплинарные процедуры в организации питания;
методы эффективного планирования работы
бригады/команды; методы привлечения
членов бригады/команды к процессу планирования
работы; методы эффективной организации работы
бригады/команды; способы получения информации о
работе бригады/команды со стороны; способы оценки
качества выполняемых работ членами бригады/команды,
поощрения членов бригады/команды; личные
обязанности и ответственность бригадира на
производстве; принципы разработки
должностных обязанностей, графиков работы и табеля
учета рабочего времени; правила работы с
документацией, составление и ведение которой входит в
обязанности бригадира; нормативно-правовые
документы, регулирующие область личной
ответственности бригадира; структура организаций
питания различных типов, методы осуществления
взаимосвязи между подразделениями производства;
методы предотвращения и разрешения проблем в
работе, эффективного общения в бригаде/команде.
правовом регулирования гражданских, семейных,
трудовых, налоговых, образовательных,
административных, уголовных общественных
отношений;
системе права и законодательства Российской
Федерации;
2) умение характеризовать российские духовнонравственные ценности, в том числе ценности
человеческой жизни, патриотизма и служения
Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и
нравственности, прав и свобод человека, гуманизма,
милосердия, справедливости, коллективизма,
исторического единства народов России,
преемственности истории нашей Родины, осознания
ценности культуры России и традиций народов России,
общественной стабильности и целостности государства;
3) владение базовым понятийным аппаратом социальных
наук, умение различать существенные и несущественные
признаки понятий, определять различные смыслы
многозначных понятий, классифицировать
используемые в социальных науках понятия и термины;
использовать понятийный аппарат при анализе и оценке
социальных явлений, для ориентации в социальных
науках и при изложении собственных суждений и
построении устных иписьменных высказываний;
4) владение умениями устанавливать, выявлять,
объяснять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов, включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества, приводить примеры
взаимосвязи всех сфер жизни общества; выявлять
причины и последствия преобразований в различных
сферах жизни российского общества; характеризовать
функции социальных институтов; обосновывать
иерархию нормативных правовых актов в системе
российского законодательства;
5) связи социальных объектов и явлений с помощью
различных знаковых систем; сформированность
представлений о методах изучения социальных явлений
и процессов, включая универсальные методы науки, а
также специальные методы социального познания, в том
числе социологические опросы, биографический метод,
социальное прогнозирование;
6) владение умениями применять полученные знания
при анализе социальной информации, полученной из
источников разного типа, включая официальные
публикации на интернет-ресурсах государственных
органов, нормативные правовые акты, государственные
документы стратегического характера, публикации в
средствах массовой информации; осуществлять поиск
социальной информации, представленной в различных
знаковых системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести целенаправленный
поиск необходимых сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать обоснованные выводы,
различать отдельные компоненты в информационном
сообщении, выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владение умениями проводить с опорой на
полученные знания учебно-исследовательскую и
проектную деятельность, представлять ее результаты в
виде завершенных проектов, презентаций, творческих
работ социальной и междисциплинарной
направленности;
готовить устные выступления и письменные работы
(развернутые ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и тезисный план
развернутых ответов, анализировать неадаптированные
тексты на социальную тематику;
8) использование обществоведческих знаний для
взаимодействия с представителями других
национальностей и культур в целях успешного
выполнения типичных социальных ролей, реализации
прав и осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в том числе
правомерного налогового поведения; ориентации в
актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции; осознание значимости
здорового образа жизни;
роли непрерывного образования; использовать средства
информационно-коммуникационных технологий в
решении различных задач;
9) владение умениями формулировать на основе
приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам с точки зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия, теоретические
положения социальных наук для объяснения явлений
социальной действительности; конкретизировать
теоретические положения фактами социальной
действительности, модельными ситуациями, примерами
из личного социального опыта и фактами социальной
действительности, в том числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение создавать типологии
социальных процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о финансах и
бюджетном регулировании при пользовании
финансовыми услугами и инструментами; использовать
финансовую информацию для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать финансовую
безопасность с учетом рисков и способов их снижения;
11) сформированность навыков оценивания социальной
информации, в том числе поступающей по каналам
сетевых коммуникаций, владение умением определять
степень достоверности информации; владение умением
соотносить различные оценки социальных явлений,
содержащиеся в источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую оценку действиям
людей в модельных ситуациях;
12) владение умением самостоятельно оценивать и
принимать решения, выявлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные способы противодействия
коррупции; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения, осознавать опасность
алкоголизма и наркомании, необходимость мер
юридической ответственности, в том числе для
несовершеннолетних граждан.
2.
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работ
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
в т. ч. в форме практической подготовки
Во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
72
24
72
24
2
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОУД. 10 Общестознание
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное),
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. Человек в обществе
Тема 1.1.
Основное содержание учебного материала
Общество и
Общество как система. Общественные отношения. Связи между подсистемами и
общественные
элементами общества. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
отношения. Развитие функции социальных институтов.
общества
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности.
Роль массовой коммуникации в современном обществе
В том числе практических занятий
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция, социальная революция.
Реформа. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса.
Глобализация и ее противоречивые последствия
Профессионально ориентированное содержание
Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Воздействие глобальных
проблем на профессиональную деятельность по специальности поварское и кондитерское
дело. Направления цифровизации в профессиональной деятельности по специальности
поварское и кондитерское дело.
Основное содержание учебного материала
Тема 1.2.
Биосоциальная
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Влияние
природа человека и его социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном
деятельность
обществе. Коммуникативные качества личности. Мировоззрение, его роль в
жизнедеятельности человека. Социализация личности и ее этапы. Агенты (институты)
социализации. Общественное и индивидуальное сознание. Самосознание и социальное
поведение.
Деятельность и ее структура. Мотивация деятельности. Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
В том числе практических занятий
Объем
часов
Формируемые
компетенции
3
10
4
4
2
1
ОК 01
ОК 05
1
4
2
2
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.3.
Познавательная
деятельность
человека. Научное
познание
Мировоззрение, его структура и типы мировоззрения
Профессионально ориентированное содержание
Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Учет особенностей характера в профессиональной деятельности по специальности
поварское и кондитерское дело. Межличностное общение и взаимодействие в
профессиональном сообществе, его особенности в сфере поварского и кондитерского
дела.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Мышление, его формы и методы.
Знание как результат познавательной деятельности, его виды. Понятие истины, ее
критерии. Абсолютная, относительная истина. Естественные, технические, точные и
социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания.
Особенности научного познания в социально-гуманитарных науках. Российское
общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
Профессионально ориентированное содержание
Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки в
профессиональной деятельности по специальности поварское и кондитерское дело.
Раздел 2. Духовная культура
Тема 2.1.
Основное содержание учебного материала
Духовная культура
Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского общества.
личности и общества Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная
культура. Молодежная субкультура. Контркультура. Функции культуры. Культурное
многообразие современного общества. Диалог культур. Вклад российской культуры в
формирование ценностей современного общества. Мораль как общечеловеческая
ценность и социальный регулятор. Категории морали. Гражданственность. Патриотизм
Профессионально ориентированное содержание
Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет в профессиональной
деятельности по специальности поварское и кондитерское дело.
Тема 2.2.
Основное содержание учебного материала
Наука и образование в В том числе практических занятий
современном мире
Наука. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления
научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
1
1
2
2
1
ОК 02
ОК 04
ОК 05
1
8
2
ОК 03
ОК 05
ОК 06
1
2
2
ОК 02
ОК 03
Тема 2.3.
Религия
Тема 2.4.
Искусство
Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные
направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования.
Цифровые образовательные ресурсы
Профессионально ориентированное содержание
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки, образования
Основное содержание учебного материала
Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии.
Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода
совести.
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной
культуры. Достижения современного российского искусства
Профессионально ориентированное содержание
Особенности профессиональной деятельности в сфере искусства
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Тема 3.1.
Основное содержание учебного материала
Экономика - основа
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и качество жизни.
жизнедеятельности
Предмет и методы экономической науки. Ограниченность ресурсов. Кривая
общества
производственных возможностей. Типы экономических систем. Экономический рост и
пути его достижения. Факторы долгосрочного экономического роста. Понятие
экономического цикла. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов
Профессионально ориентированное содержание
Особенности разделения труда и специализации в сфере поварского и кондитерского
дела.
Тема 3.2.
Основное содержание учебного материала
1
2
ОК 05
ОК 06
2
1
1
ОК 01
ОК 05
1
16
2
1
ОК 02
ОК 07
1
4
ОК 01
Рыночные отношения
в экономике.
Финансовые
институты
Тема 3.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациональное
поведение
потребителя
Тема 3.4.
Предприятие в
экономике
Функционирование рынков. Рынки
труда, капитала, земли, информации.
Государственное регулирование рынков. Конкуренция и монополия. Государственная
политика по развитию конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской
Федерации
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система. Центральный
банк Российской Федерации: задачи и функции. Монетарная политика Банка России.
Инфляция: причины, виды, последствия
В том числе практических занятий
Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность спроса. Рыночное предложение. Закон
предложения. Эластичность предложения.
Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты
Основное содержание учебного материала
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской Федерации в
области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и социальная
ответственность. Экономическая деятельность и проблемы устойчивого развития
общества
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Спрос на труд и его факторы в сфере поварского и кондитерского дела. Стратегия
поведения при поиске работы. Возможности профессиональной переподготовки
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства. Альтернативная
стоимость, способы и источники финансирования предприятий. Издержки, их виды.
Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации. Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Предпринимательская деятельность в сфере поварского и кондитерского дела. Основы
менеджмента и маркетинга в сфере поварского и кондитерского дела.
ОК 03
ОК 09
1
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
1
1
2
2
1
1
ОК 01
ОК 03
Тема 3.5.
Экономика и
государство
Тема 3.6.
Основные тенденции
развития экономики
России и
международная
экономика
Основное содержание учебного материала
Экономика и государство. Экономические функции государства. Общественные блага.
Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета. Государственный
долг. Налоговая система Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и
сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации
Основное содержание учебного материала
Мировая экономика. Международная экономика. Международное разделение труда.
Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли
Профессионально ориентированное содержание
Направления импортозамещения в условиях современной экономической ситуации в
сфере поварского и кондитерского дела.
Собственное производство как средство устойчивого развития государства
Раздел 4. Социальная сфера
Тема 4.1.
Основное содержание учебного материала
Социальная
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее критерии.
структура общества. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества. Государственная
Положение личности поддержка социально незащищенных слоев общества в Российской Федерации.
в обществе
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная мобильность,
ее формы и каналы в современном российском обществе
Профессионально ориентированное содержание
Престиж профессиональной деятельности. Социальные роли человека в трудовом
коллективе. Возможности профессионального роста
Тема 4.2.
Основное содержание учебного материала
Семья в современном
В том числе практических занятий
мире
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный институт.
Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Тема 4.3.
Основное содержание учебного материала
2
ОК 01
ОК 09
2
1
1
ОК 06
ОК 09
8
2
ОК 01
ОК 05
1
2
1
2
ОК 05
ОК 06
ОК 05
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации и
межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их предотвращения
и пути разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации
Тема 4.4.
Основное содержание учебного материала
Социальные нормы и
В том числе практических занятий
социальный контроль. Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы социальных
Социальный
девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
конфликт и способы
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения
его разрешения
социальных конфликтов. Особенности профессиональной деятельности социолога,
социального психолога.
Профессионально ориентированное содержание
Конфликты в трудовых коллективах и пути их преодоления. Стратегии поведения в
конфликтной ситуации
Раздел 5. Политическая сфера
Тема 5.1.
Основное содержание учебного материала
Политика и власть. Политическая власть и субъекты политики в современном обществе. Политические
Политическая
институты. Политическая деятельность.
система
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая система
Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы. Государственный
суверенитет. Функции государства. Форма государства: форма правления, форма
государственного (территориального) устройства, политический режим Типология форм
государства
В том числе практических занятий
ОК 06
Этнические
общности и нации
Тема 5.2.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты государственной власти в
Российской Федерации. Государственное управление в Российской Федерации.
Государственная служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции.
Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации. Государственная
политика Российской Федерации по противодействию экстремизму
Основное содержание учебного материала
2
1
ОК 04
ОК 05
1
8
4
ОК 05
ОК 06
1
4
ОК 03
Политическая
культура общества и
личности.
Политический
процесс и его
участники
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение. Политическое
участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в обществе. Основные
идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия граждан в
политике.
Политические партии как субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных
систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная,
смешанная. Избирательная кампания. Избирательная система в Российской Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
В том числе практических занятий
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Интернет в
современной политической коммуникации
Профессионально ориентированное содержание
Роль профсоюзов в формировании основ гражданского общества. Профсоюзная
деятельность в области защиты прав работника
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
Тема 6.1.
Право в системе
социальных норм
Тема 6.2.
Основы
конституционного
права Российской
Федерации
Основное содержание учебного материала
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Право в системе социальных норм. Источники права. Нормативные правовые акты, их
виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации. Система российского
права.
Правоотношения,
их
субъекты.
Особенности
правового
статуса
несовершеннолетних. Правонарушение и юридическая ответственность. Функции
правоохранительных органов Российской Федерации
Профессионально ориентированное содержание
Соблюдение правовых норм в профессиональной деятельности
Основное содержание учебного материала
В том числе практических занятий
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Гражданство Российской Федерации. Личные (гражданские), политические,
социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
ОК 04
2
1
1
20
4
ОК 01
ОК 05
ОК 09
1
2
ОК 02
ОК 06
ОК 07
Тема 6.3.
Правовое
регулирование
гражданских,
семейных, трудовых,
образовательных
правоотношений
Тема 6.4.
Правовое
регулирование
налоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
Экологическое
законодательство
Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени
Профессионально ориентированное содержание
Профессиональные обязанности гражданина Российской Федерации в организации
мероприятий ГО и защиты от ЧС в условиях мирного и военного времени
Основное содержание учебного материала
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданская дееспособность
несовершеннолетних.
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Права и обязанности работников и работодателей.
Дисциплинарная ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
трудовых правоотношений несовершеннолетних работников
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок приема на
обучение в образовательные организации среднего профессионального и высшего
образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
В том числе практических занятий
Профессионально ориентированное содержание
Коллективный договор. Трудовые споры и порядок их разрешения. Особенность
регулирования трудовых отношений в сфере поварского и кондитерского дела
Основное содержание учебного материала
Административное право и его субъекты. Административное правонарушение и
административная ответственность
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения. Способы защиты
права на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие преступления и виды
преступлений. Уголовная ответственность, ее цели, виды наказаний в уголовном праве.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
В том числе практических занятий
1
6
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
4
ОК 02
ОК 06
ОК 09
2
Тема 6.5.
Основы
процессуального права
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права и обязанности
налогоплательщиков. Ответственность за налоговые правонарушения
Основное содержание учебного материала
Конституционное судопроизводство
Административный процесс. Судебное производство по делам об административных
правонарушениях Уголовный процесс, его принципы и стадии. Субъекты уголовного
процесса
В том числе практических занятий
Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные принципы гражданского
процесса. Участники гражданского процесса. Арбитражное судопроизводство
4
2
1
1
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
Всего
72
ОК 02
ОК 05
ОК 09
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Оснащение учебного кабинета
Освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, специализированного учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период
внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических
правил и нормативам и быть оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники
образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по обществознанию,
создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной
дисциплины «Обществознание» входят:
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов);
- информационно-коммуникационные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их
использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд кабинета;
- рекомендованные мультимедийные пособия.
3.1. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,Интернет-ресурсов.
Дополнительные источники:
1. Обществознание: базовый уровень: учебник для образовательных организаций,
реализующих образовательные программы среднего профессионального образования/ О.А. Котова,
Т.Е. Лискова.-Москва: Просвещение, 2024.-3-3с.:ил.-(Учебник СПО)
2. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Л. Н. Боголюбов. –
М.: «Просвещение».
3. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/Л. Н. Боголюбов. –
М.: «Просвещение».
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Интернет-ресурсы:
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества);
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов);
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»);
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал);
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через
дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих компетенций по разделам и темам
содержания учебного материала.
Содержание
общеобразовательной
дисциплины
«Обществознание» направлено
на
формирование общих компетенций ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9 и сопряжены с
достижением образовательных результатов, регламентированных ФГОС СОО.
Оценивание образовательных результатов обучающихся в процессе освоения ими содержания
общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» на уровне среднего профессионального
образования является существенным звеном учебного процесса. Целесообразно проводить оценивание
образовательных результатов в ходе изучения каждого раздела образовательной программы. Для
организации и проведения оценочных процедур преподаватель может воспользоваться как готовыми
средствами оценивания, представленными в психолого-педагогической и методической литературе,
или самостоятельно разработать инструментарий оценки.
Важным средством оценки образовательных результатов выступают учебные задания,
проверяющие способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач,
предполагающие вариативные пути решения, комплексные задания, ориентированные на проверку
целого комплекса умений, компетентностно-ориентированные задания, позволяющие оценивать
сформированность группы различных умений и базирующиеся на контексте социальных ситуаций.
Процедура оценивания образовательных результатов обучающихся может вестись каждым
преподавателем в ходе стартовой, текущей, промежуточной диагностики.
Результаты стартовой диагностики могут служить основанием для корректировки учебных
программ и индивидуализации учебной деятельности обучающегося, группы в целом.
В текущей диагностике процедура оценивания может быть организована посредством:
- оценивания результатов устного опроса;
-оценивания выполнения познавательных заданий (задания к документам, содержащими
социальную информацию; задания к схемам, таблицам, диаграммам, инфографике; вопросы
проблемного характера; задания-задачи; проектные задания и др.);
- оценивание результатов тестирования.
При организации и проведении процедуры оценивания образовательных результатов
обучающихся целесообразно предусмотреть возможность самооценки и взаимооценки знаний/умений
обучающихся. Предметом оценивания являются не только итоговые образовательные результаты, но и
динамика изменений этих результатов в процессе всего изучения и освоения содержания учебной
дисциплины.
Необходимо учитывать, что изучение обществознания предусматривает как развитие устной, так
и развитие письменной речи; поэтому целесообразно выдерживать соответствующие пропорции в
способах предъявления заданий и форматах ожидаемых ответов.
Требования, параметры и критерии оценочной процедуры должны быть известны обучающимся
заранее, до непосредственного проведения процедуры оценивания, включая самооценку и
взаимооценку. По возможности, параметры и критерии оценки должны разрабатываться и обсуждаться
преподавателем совместно с самими обучающимися. Каждому параметру оценки должны
соответствовать критерии оценки: за что выставляется та или иная оценка; в случае балльной оценки то или иное количество баллов.
На основе типов оценочных мероприятий, предложенных в таблице, преподаватель выбирает
формы и методы с учетом профессионализации обучения по программе дисциплины.
Общая/профессиональная
компетенции
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятия
Раздел 1. Человек в обществе
ОК 01
ОК 05
Тема 1.1.
Общество и общественные
отношения. Развитие
общества
Познавательные задания
Вопросы проблемного
характера
Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.2.
Биосоциальная природа
человека и его деятельность
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 04
ОК 05
Тема 1.3.
Устный опрос
Познавательная деятельность Познавательные задания
человека. Научное познание
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Познавательные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 2. Духовная культура
ОК 03
ОК 05
ОК 06
Тема 2.1.
Духовная культура личности
и общества
ОК 02
ОК 03
Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире
Познавательные задания
Вопросы проблемного
характера
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Проектные задания
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 2.3.
Религия
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 05
Тема 2.4.
Искусство
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
ОК 02
ОК 07
Тема 3.1.
Экономика - основа
жизнедеятельности общества
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 03
ОК 09
Тема 3.2.
Рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Тема 3.3.
Рынок труда и безработица.
Рациональное поведение
потребителя
ОК 01
Тема 3.4.
Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Устный опрос
ОК 03
Предприятие в экономике
Познавательные задания
Задания - задачи
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 01
ОК 09
Тема 3.5.
Экономика и государство
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к схемам,
таблицам, диаграммам,
инфографике
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 06
ОК 09
Тема 3.6.
Познавательные задания
Основные тенденции
Вопросы проблемного
развития экономики России и характера
международная экономика
Работа с документами,
содержащими социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 4. Социальная сфера
ОК 01
ОК 05
Тема 4.1.
Социальная структура
общества. Положение
личности в обществе
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 4.2.
Семья в современном мире
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 05
ОК 06
Тема 4.3.
Этнические общности и
нации
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 04
ОК 05
Тема 4.4.
Социальные нормы и
социальный контроль.
Социальный конфликт и
способы его разрешения
Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Проектные задания
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 5. Политическая сфера
ОК 05
ОК 06
Тема 5.1.
Политика и власть.
Политическая система
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 03
ОК 04
Тема 5.2.
Политическая культура
общества и личности.
Политический процесс и его
участники
Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Раздел 6. Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации
ОК 01
ОК 05
ОК 09
Тема 6.1.
Право в системе социальных
норм
Устный опрос
Познавательные задания
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 07
Тема 6.2.
Устный опрос
Основы конституционного
Познавательные задания
права Российской Федерации Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
Тема 6.3.
Правовое регулирование
гражданских, семейных,
трудовых, образовательных
правоотношений
Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 06
ОК 09
Тема 6.4.
Правовое регулирование
налоговых,
административных,
уголовных правоотношений.
Экологическое
законодательство
Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 05
ОК 09
Тема 6.5.
Отрасли процессуального
права
Устный опрос
Познавательные задания
Задания- задачи
Тестирование
Самооценка и взаимооценка
знаний /умений обучающихся
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК
04,
ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК
09
Выполнение заданий
промежуточной аттестации