СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
18
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
21
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Биология предназначена для изучения
в ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум имени В.Н. Толстова» реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП
ППССЗ СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего
звена по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
ОУД.08 Биология является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело в объеме 72 часа.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.08 Биология разработана на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г.№ 413 (с изменениями и дополнениями),
- Приказа Министерство просвещения РФ от 12 августа 2022 г.№ 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования» далее ФГОС-СОО,
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (ФОП
СОО) (с изменениями и дополнениями),
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 г. № 1565 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
с учетом:
- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций (одобренной на заседании Педагогического совета
ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом № 6 /2025 от «18» апреля 2025 года),
-методики преподавания общеобразовательной дисциплины «Биология» утвержденной
на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования
Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.
- рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум
имени В.Н. Толстова»
- учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Содержание рабочей программы по дисциплине «ОУД.08 Биология» разработано на
основе:
- синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности специальности;
-интеграции и преемственности содержания по дисциплине «ОУД.08 Биология» и
содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей ФГОС СПО.
Изучение учебной дисциплины ОУД.08 Биология завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета.
4
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУП.08 БИОЛОГИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело,
входящей в укрупнённую группу 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП: Общеобразовательная дисциплина «Биология» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана
основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Трудоемкость дисциплины «Биология» на базовом уровне составляет 72 часа, из которых 12 часов включает профессионально-ориентированное содержание.
Профессионально-ориентированное содержание реализуется в прикладном модуле (раздел 5 “Биология в жизни”) на материале кейсов, связанных с анализом информации о развитии
и применении биотехнологий по отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся. Кроме того, профессионально-ориентированное содержание учитывается в разделе 4
“Экология” при выполнении лабораторных и практических работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины.
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Биология» направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО. Цель изучения дисциплины «Биология» на базовом
уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения дисциплины «Биология» на базовом уровне обеспечивается решением следующих задач:
•
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях,
законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых систем разного
уровня организации, выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;
•
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации;
•
становление у обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие
умений объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении биологии;
•
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических знаний
в практической деятельности человека, развитии современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
•
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм
при проведении биологических исследований;
•
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
•
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
1.
5
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии
с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Общие компетенции (далее – ОК) и профессиональные компетенции (далее – ПК) ФГОС СПО в
соотнесении с личностными, метапредметными и предметными результатами обучения базового уровня (далее – ПРб) ФГОС СОО представлены в таблице:
6
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно
к различным контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
Личностные результаты должны отражать в части: трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической
и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак или основания для
сравнения, классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия
в рассматриваемых явлениях;
ПРб 1. Сформированность знаний о месте и роли биологии
в системе научного знания; функциональной грамотности
человека для решения жизненных проблем.
ПРб 2. Сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция,
экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ
и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем,
дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация.
ПРб 3. Сформированность умения раскрывать содержание
основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека.
ПРб 4. Сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г.
Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля,
Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым
- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответ- системам.
ствие результатов целям, оценивать риски последствий ПРб 5. Приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии:
деятельности;
наблюдения
б) базовые исследовательские действия:
и описания живых систем, процессов и явлений; органи- владеть навыками учебно-исследовательской
и проектной деятельности, навыками разрешения про- зации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исслеблем;
дуемыми величинами, объяснения полученных результа7
- выявлять причинно-следственные связи
и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу
ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
-- уметь переносить знания в познавательную
и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения
тов
и формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов.
ПРб 6. Сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания,
влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений
в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в биосфере.
ПРб 7. Сформированность умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной
жизни
с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования
достижений современной биологии и биотехнологий для
рационального природопользования.
ПРб 8. Сформированность умения решать биологические
задачи, составлять генотипические схемы скрещивания
для разных типов наследования признаков у организмов,
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети).
ПРб 9. Сформированность умений критически оценивать
8
информацию биологического содержания, включающую
псевдонаучные знания из различных источников (средства
массовой информации, научно-популярные материалы);
интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию.
ПРб 10. Сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации информации
и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Личностные результаты должны отражать в части: ценности научного познания:
-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места
в поликультурном мире.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации
из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
- оценивать достоверность, легитимность информации,
ее соответствие правовым и морально-этическим нормам
Личностные результаты должны отражать в части: ценности научного познания: осознание ценности научной дея-
ПРб 5. Приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии:
наблюдения
и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов
и формулирования выводов с использованием научных
понятий, теорий и законов.
ПРб 6. Сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена
веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза,
митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения,
индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы
за существование, естественного отбора, видообразова9
тельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы
Личностные результаты должны отражать в части: экологического воспитания: - сформированность экологической
культуры, понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной
и социальной среды, осознание глобального характера
экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
- расширение опыта деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
ния, приспособленности организмов к среде обитания,
влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений
в экосистемах своей местности,
круговорота веществ и превращение энергии в биосфере.
ПРб 7. Сформированность умения применять полученные
знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной
жизни
с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа
жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования
достижений современной биологии и биотехнологий для
рационального природопользования
10
и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы
ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5
Освоение учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов реализации программы
воспитания:
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
ЛР 2
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций
ЛР 7
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во
всех формах и видах деятельности.
ЛР 9.
ЛР 11
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры.
ЛР 25
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа.
11
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
72
в т.ч.
теоретические занятия
46
практические занятия
20
лабораторные занятия
4
Основное содержание
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
58
12
2
12
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОУД.08 Биология
Наименование разделов и тем
1
Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное)
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
2
Основное содержание
Раздел 1. Биология как наука. Живые системы и их организация
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Биология
Биология – наука о живой природе. Связи биологии с общественными, техническими и
в системе наук. Об- другими естественными науками, философией, религией, этикой, эстетикой и правом.
щая характеристика Роль биологии в формировании современной научной картины мира. Система биоложизни
гических наук.
Методы познания живой природы (наблюдение, эксперимент, описание, измерение,
классификация, моделирование, статистическая обработка данных).
Живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии. Отличие живых систем
от неорганической природы. Свойства биосистем и их разнообразие.
Уровни организации биосистем: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (био - геоценотический), биосферный
Раздел 2 Химический состав и строение клетки
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Химический состав Химический состав клетки. Химические элементы: макроэлементы, микроэлементы.
клетки. Вода
Вода и минеральные вещества. Функции воды и минеральных веществ в клетке. Поди минеральные ве- держание осмотического баланса
щества
Практическое занятие
№ 1 «Биологическая роль минеральных веществ в обеспечении жизнедеятельности организмов, проявления дисбаланса минеральных элементов»
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Биологически важ- Белки. Состав и строение белков. Аминокислоты – мономеры белков. Незаменимые и
ные химические со- заменимые аминокислоты. Аминокислотный состав. Уровни структуры белковой моединения
лекулы (первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура). Химические
свойства белков. Биологические функции белков. Ферменты – биологические катализаторы. Строение фермента: активный центр, субстратная специфичность. Кофермен-
Объем
часов
3
Формируемые
компетенции
4
2
2
ОК-02
2
1
3
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
13
Тема 2.3.
Структурнофункциональная организация клеток
ты. Витамины. Отличия ферментов от неорганических катализаторов.
Углеводы: моносахариды (глюкоза, рибоза и дезоксирибоза), дисахариды (сахароза,
лактоза) и полисахариды (крахмал, гликоген, целлюлоза). Биологические функции углеводов. Липиды: триглицериды, фосфолипиды, стероиды. Гидрофильно-гидрофобные
свойства. Биологические функции липидов. Сравнение углеводов, белков и липидов
как источников энергии. Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Нуклеотиды – мономеры
нуклеиновых кислот. Строение и функции ДНК. Строение и функции РНК. АТФ:
строение и функции
Лабораторные занятия (на выбор преподавателя)
№ 1 «Определение витамина С в продуктах питания»
или «Определение наличия крахмала в продуктах питания»
или «Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов»
или «Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или
каталазы)»
Содержание учебного материала
Цитология – наука о клетке. Клеточная теория – пример взаимодействия идей и фактов
в научном познании. Методы изучения клетки.
Клетка как целостная живая система. Общие признаки клеток: замкнутая наружная
мембрана, молекулы ДНК как генетический аппарат, система синтеза белка.
Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Особенности строения прокариотической клетки. Клеточная стенка бактерий. Строение эукариотической клетки. Основные отличия растительной, животной и грибной клетки. Поверхностные структуры
клеток– клеточная стенка, гликокаликс, их функции. Плазматическая мембрана, ее
свойства и функции.
Цитоплазма и ее органоиды. Одномембранные органоиды клетки: ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы. Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды. Происхождение митохондрий и пластид. Виды пластид. Немембранные органоиды клетки:
рибосомы, клеточный центр, центриоли, реснички, жгутики. Функции органоидов
клетки. Включения.
Ядро – регуляторный центр клетки. Строение ядра: ядерная оболочка, кариоплазма,
хроматин, ядрышко. Хромосомы. Транспорт веществ в клетке
Лабораторные занятия (на выбор преподавателя)
№ 2 «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения
(крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»
или «Изучение строения клеток растений, животных и бактерий под микроско-
2
4
2
14
пом на готовых микропрепаратах и их описание»
или «Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмолиз)»
Раздел 3. Жизнедеятельность клетки
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Обмен веществ
Обмен веществ, или метаболизм. Ассимиляция (пластический обмен) и диссимиляция
и превращение энер- (энергетический обмен) – две стороны единого процесса метаболизма. Роль законов
гии
сохранения вещества и энергии в понимании метаболизма. Типы обмена веществ: авв клетке
тотрофный и гетеротрофный. Роль ферментов в обмене веществ и превращении энергии в клетке. Фотосинтез. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Реакции фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни на Земле. Влияние
условий среды на фотосинтез и способы повышения его продуктивности у культурных
растений. Хемосинтез. Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для жизни на Земле.
Энергетический обмен в клетке. Расщепление веществ, выделение и аккумулирование
энергии в клетке. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Брожение и его виды.
Кислородное окисление, или клеточное дыхание. Окислительное фосфорилирование.
Эффективность энергетического обмена
Тема 3.2.
Содержание учебного материала
Биосинтез белка
Реакции матричного синтеза. Генетическая информация и ДНК. Реализация генетической информации в клетке. Генетический код и его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция – биосинтез белка. Этапы трансляции. Кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка
Практическое занятие
№ 2 «Решение задач на определение последовательности нуклеотидов»
Тема 3.3.
Содержание учебного материала
Вирусы
Неклеточные формы жизни – вирусы. История открытия вирусов (Д. И. Ивановский).
Особенности строения и жизненного цикла вирусов. Бактериофаги. Болезни растений,
животных и человека, вызываемые вирусами. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
– возбудитель СПИДа. Профилактика распространения вирусных заболеваний
Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Жизненный цикл
Клеточный цикл, или жизненный цикл клетки. Интерфаза и митоз. Процессы, протеклетки
кающие в интерфазе. Репликация – реакция матричного синтеза ДНК. Строение хро-
6
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
2
1
1
6
1
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
15
мосом. Хромосомный набор – кариотип. Диплоидный и гаплоидный хромосомные
наборы. Хроматиды. Цитологические основы размножения и индивидуального развития организмов. Деление клетки – митоз. Стадии митоза. Процессы, происходящие на
разных стадиях митоза. Биологический смысл митоза. Программируемая гибель клетки - апоптоз
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Формы размножения Формы размножения организмов: бесполое и половое. Виды бесполого размножения:
организмов
деление надвое и почкование одно и многоклеточных, спорообразование, вегетативное
размножение. Искусственное клонирование организмов, его значение для селекции.
Половое размножение, его отличия от бесполого. Мейоз. Стадии мейоза. Процессы,
происходящие на стадиях мейоза. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл и значение мейоза. Гаметогенез – процесс образования половых
клеток у животных. Половые железы: семенники и яичники. Образование и развитие
половых клеток – гамет (сперматозоид, яйцеклетка) – сперматогенез и оогенез. Особенности строения яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение. Партеногенез
Тема 4.3.
Содержание учебного материала
Индивидуальное
Индивидуальное развитие (онтогенез). Эмбриональное развитие (эмбриогенез). Этапы
развитие организмов эмбрионального развития у позвоночных животных: дробление, гаструляция, органогенез. Постэмбриональное развитие. Типы постэмбрионального развития: прямое, непрямое (личиночное). Влияние среды на развитие организмов; факторы, способные
вызывать врожденные уродства. Рост и развитие растений. Онтогенез цветкового растения: двойное оплодотворение, строение семени, стадии развития
Практическое занятие
№ 3 «Инфекционные заболевания и эпидемии в истории человечества. Вакцинация как профилактика инфекционных заболеваний»
Раздел 5. Наследственность и изменчивость организмов
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Закономерности
Предмет и задачи генетики. Роль цитологии и эмбриологии в становлении генетики.
наследования
Вклад российских и зарубежных ученых в развитие генетики. Методы генетики (гибридологический, цитогенетический, молекулярно-генетический). Основные генетические понятия. Генетическая символика, используемая в схемах скрещиваний.
Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон единообразия гибридов первого поколения. Правило доминирования. Закон расщепления признаков. Гипотеза чистоты гамет. Полное и неполное
доминирование. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования при-
2
2
1
10
3
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
16
Тема 5.2.
Сцепленное наследование признаков
Тема 5.3.
Закономерности изменчивости
Тема 5.4.
знаков. Цитогенетические основы дигибридного скрещивания. Анализирующее скрещивание. Использование анализирующего скрещивания для определения генотипа
особи
Практическое занятие
№ 4 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания
Содержание учебного материала
Сцепленное наследование признаков. Работа Т. Моргана по сцепленному наследованию генов. Нарушение сцепления генов в результате кроссинговера. Хромосомная
теория наследственности. Генетические карты.
Генетика пола. Хромосомное определение пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметные и гетерогаметные организмы. Наследование признаков, сцепленных с полом
Практическое занятие
№ 5 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем
скрещивания
Содержание учебного материала
Изменчивость. Виды изменчивости: ненаследственная и наследственная. Роль среды в
ненаследственной изменчивости. Характеристика модификационной изменчивости.
Вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции признака. Количественные
и качественные признаки и их норма реакции. Свойства модификационной изменчивости.
Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мейоз и половой процесс – основа комбинативной изменчивости. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные. Частота и
причины мутаций. Мутагенные факторы. Закон гомологических рядов в наследственной
изменчивости
Н. И. Вавилова
Практическое занятие
№ 6 Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных
признаков при различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания
Содержание учебного материала
2
2
2
2
2
2
17
Генетика человека
Генетика человека. Кариотип человека. Основные методы генетики человека: генеалогический,
близнецовый,
цитогенетический,
биохимический,
молекулярногенетический. Современное определение генотипа: полногеномное секвенирование,
генотипирование, в том числе с помощью ПЦР-анализа. Наследственные заболевания
человека: генные болезни, болезни с наследственной предрасположенностью, хромосомные болезни. Соматические и генеративные мутации. Стволовые клетки. Принципы здорового образа жизни, диагностики, профилактики и лечения генетических болезней. Медико-генетическое консультирование. Значение медицинской генетики в
предотвращении и лечении генетических заболеваний человека
Практическое занятие
№ 7 «Составление и анализ родословных человека»
Раздел 6. Эволюционная биология
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Эволюционная тео- Предпосылки возникновения эволюционной теории. Эволюционная теория и её место
рия
в биологии. Влияние эволюционной теории на развитие биологии и других наук. Свии ее место
детельства эволюции. Палеонтологические: последовательность появления видов в пав биологии
леонтологической летописи, переходные формы. Биогеографические: сходство и различие фаун и флор материков и островов. Эмбриологические: сходства и различия эмбрионов разных видов позвоночных. Сравнительно-анатомические: гомологичные,
аналогичные, рудиментарные органы, атавизмы. Молекулярно-биохимические: сходство механизмов наследственности и основных метаболических путей у всех живых
организмов.
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Предпосылки возникновения дарвинизма. Движущие силы эволюции видов по Дарвину (избыточное размножение при ограниченности
ресурсов, неопределённая изменчивость, борьба за существование, естественный отбор)
Тема 6.2.
Содержание учебного материала
Микроэволюция
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и её основные положения. Микроэволюция.
Популяция как единица вида и эволюции.
Движущие силы (факторы)эволюции видов в природе. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Популяционные волны и дрейф генов. Изоляция и миграция. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Формы естественного
отбора. Приспособленность организмов как результат эволюции. Примеры приспособлений у организмов. Ароморфозы и идиоадаптации. Вид и видообразование. Критерии
1
6
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
2
18
вида. Основные формы видообразования: географическое, экологическое
Тема 6.3.
Макроэволюция
Содержание учебного материала
Макроэволюция. Формы эволюции: филетическая, дивергентная, конвергентная, параллельная. Необратимость эволюции
Практическое занятие (на выбор преподавателя)
№ 8 «Сравнение видов по морфологическому критерию»
или «Описание приспособленности организма и ее относительного характера»
Раздел 7. Возникновение и развитие жизни на Земле
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Зарождение
Донаучные представления о зарождении жизни. Научные гипотезы возникновения
и развитие жизни
жизни на Земле: абиогенез и панспермия. Химическая эволюция. Абиогенный синтез
органических веществ из неорганических. Экспериментальное подтверждение химической эволюции. Начальные этапы биологической эволюции. Гипотеза РНК- мира.
Формирование мембранных структур и возникновение протоклетки. Первые клетки и
их эволюция. Формирование основных групп живых организмов.
Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Катархей. Архейская и протерозойская
эры. Палеозойская эра и её периоды: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный, пермский. Мезозойская эра и её периоды: триасовый, юрский,
меловой. Кайнозойская эра и её периоды: палеогеновый, неогеновый, антропогеновый.
Тема 7.2.
Содержание учебного материала
Система органиче- Система органического мира как отражение эволюции. Основные систематические
ского мира. Проис- группы организмов. Характеристика климата и геологических процессов. Основные
хождение человека – этапы эволюции растительного и животного мира. Ароморфозы у растений и животантропогенез
ных. Появление, расцвет и вымирание групп живых организмов.
Эволюция человека. Антропология как наука. Развитие представлений о происхождении человека. Методы изучения антропогенеза. Сходства и различия человека и животных. Систематическое положение человека. Движущие силы (факторы) антропогенеза. Наследственная изменчивость и естественный отбор. Общественный образ жизни, изготовление орудий труда, мышление, речь
Тема 7.3.
Содержание учебного материала
Основные стадии
Основные стадии и ветви эволюции человека: австралопитеки, Человек умелый, Челоэволюции человека век прямоходящий, Человек неандертальский, Человек разумный современного типа.
Находки ископаемых останков, время существования, область распространения, объём
2
1
6
2
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04
2
19
головного мозга, образ жизни, орудия.
Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негроавстралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Черты приспособленности представителей человеческих рас к условиям существования. Единство человеческих рас. Критика расизма
Практическое занятие (на выбор преподавателя)
№ 9 «Время и пути расселения человека по планете»
или «Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека»
Раздел 8. Организмы и окружающая среда
Тема 8.1.
Содержание учебного материала
Экология
Экология как наука. Задачи и разделы экологии. Методы экологических исследований.
как наука. Среды
Экологическое мировоззрение современного человека. Среды обитания организмов:
жизни.
водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Экологические фактоЭкологические фак- ры. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические и антропоторы
генные. Действие экологических факторов на организмы.Абиотические факторы: свет,
температура, влажность. Фотопериодизм. Приспособления организмов к действию
абиотических факторов. Биологические ритмы. Биотические факторы. Виды биотических взаимодействий: конкуренция, хищничество. Паразитизм, мутуализм, комменсализм (квартиранство, нахлебничество), аменсализм, нейтрализм. Значение биотических взаимодействий для существования организмов в природных сообществах
Тема 8.2.
Содержание учебного материала
Экологические ха- Экологические характеристики популяции. Основные показатели популяции: численрактеристики попу- ность, плотность, рождаемость, смертность, прирост, миграция. Динамика численноляции
сти популяции и её регуляция
Практическое занятие
№ 10 «Подсчёт плотности популяций разных видов растений»
Раздел 9. Сообщества и экологические системы
Тема 9.1.
Содержание учебного материала
Сообщества оргаСообщество организмов – биоценоз. Структуры биоценоза: видовая, пространственнизмов, экосистемы ная, трофическая (пищевая). Виды-доминанты. Связи в биоценозе.
Экологические системы (экосистемы). Понятие об экосистеме и биогеоценозе. Функциональные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические (пищевые) уровни экосисте-
1
4
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
2
1
10
2
ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5
20
Тема 9.2.
Природные экосистемы
Тема 9.3.
Биосфера –
глобальная
экосистема Земли
Тема 9.4.
Влияние антропогенных факторов на
биосферу
Тема 9.5.
Влияние социальноэкологических факторов на здоровье
человека
мы. Пищевые цепи и сети. Основные показатели экосистемы: биомасса, продукция.
Экологические пирамиды: продукции, численности, биомассы. Свойства экосистем:
устойчивость, саморегуляция, развитие. Сукцессия
Содержание учебного материала
Природные экосистемы. Экосистемы рек и озёр. Экосистема хвойного или широколиственного леса. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Урбоэкосистемы.
Биологическое и хозяйственное значение агроэкосистем и урбоэкосистем. Биоразнообразие как фактор устойчивости экосистем. Сохранение биологического разнообразия на Земле
Содержание учебного материала
Учение В. И. Вернадского о биосфере. Границы, состав и структура биосферы. Живое
вещество и его функции. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие и обратная связь в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы элементов (углерода, азота). Зональность биосферы. Основные биомы
суши
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Человечество в биосфере Земли. Антропогенные изменения в биосфере. Глобальные
экологические проблемы. Сосуществование природы и человечества. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости биосферы. Основа рационального управления
природными ресурсами и их использование. Достижения биологии и охрана природы
Практическое занятие (на выбор преподавателя)
№ 11 «Отходы производства»
или «Экологические аспекты профессиональной деятельности»
или «Профилактика профессиональных заболеваний»
или «Влияние производственных факторов на организм человека»
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на
организм человека. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация
организма человека к факторам окружающей среды. Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Биохимические аспекты рационального питания
2
2
2
2
2
21
Лабораторные занятия
№ 3 «Умственная работоспособность»
или «Влияние абиотических факторов на человека» (в качестве триггеров, снижающих работоспособность, использовать условия осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.)
Раздел 10. Селекция организмов, основы биотехнологии
Тема 10.1.
Содержание учебного материала
Селекция
Селекция как наука и процесс. Зарождение селекции и доместикация. Учение Н. И.
как наука и процесс Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Центры
происхождения домашних животных. Сорт, порода, штамм. Современные методы селекции. Массовый и индивидуальный отборы в селекции растений и животных. Оценка экстерьера. Близкородственное скрещивание – инбридинг. Чистая линия. Скрещивание чистых линий. Гетерозис, или гибридная сила. Неродственное скрещивание –
аутбридинг. Отдалённая гибридизация и её успехи. Искусственный мутагенез и получение полиплоидов. Достижения селекции растений, животных и микроорганизмов
Тема 10.2.
Биотехнология как отрасль производства. Генная инженерия. Этапы создания рекомОсновы биотехноло- бинантной ДНК и трансгенных организмов. Клеточная инженерия. Клеточные культугии
ры. Микроклональное размножение растений. Клонирование высокопродуктивных
сельскохозяйственных организмов. Экологические и этические проблемы. ГМО – генетически модифицированные организмы
Тема 10.3.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуБиотехнологии
ля)
в жизни и профессии Основные направления современной биотехнологии в профессиональной деятельности
человека. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства
массовой информации, сеть Интернет и другие)
Практическое занятие
№ 12 Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий.
№ 13 Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Раздел 11. Решение кейсов в области биотехнологий
2
5
1
1
1
ОК-01, ОК-02,
ОК-04, ОК-07
ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5
2
3
ОК-01, ОК22
Тема 11.1.1. Биотехнологии
в промышленности
1
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Развитие промышленной биотехнологий и ее применение в жизни человека, поиск и
анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература,
средства массовой информации, сеть Интернет и другие)
2
Практические занятия
№ 14 Кейсы на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий
(по мини-группам).
№ 15 Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с
презентацией)
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
Всего:
72
02,ОК-04, ОК07
ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5
23
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Кабинет «Биологии», оснащенный оборудованием: стол демонстрационный (с раковиной, подводкой и отведением воды, сантехникой, электрическими розетками, автоматами аварийного отключения тока), лабораторный островной стол (двухсторонний, с защитным, химостойким и термостойким покрытием, надстольем, с подсветкой и электрическими розетками, подводкой и отведением воды и сантехникой), стул лабораторный поворотный, регулируемый по высоте.
Примерный перечень демонстрационного и лабораторного оборудования.
Демонстрационное оборудование и приборы:
комплект влажных препаратов демонстрационный
комплект гербариев по систематике растений с определительными карточками
комплект коллекций демонстрационный
цифровой микроскоп бинокулярный (с камерой)
Лабораторно-технологическое оборудование (лабораторное оборудование, приборы, наборы для эксперимента, инструменты):
модели, муляжи, аппликации
комплект моделей-аппликаций демонстрационный
комплект анатомических моделей демонстрационный
набор палеонтологических муляжей
комплект ботанических моделей демонстрационный
комплект зоологических моделей демонстрационный
комплект муляжей демонстрационный
скелет человека
торс человека разборный
комплект моделей
комплект скелетов различных классов животных
таблицы рельефные
демонстрационные учебно-наглядные пособия
комплект портретов для оформления кабинета
лаборантская для кабинета биологии и экологии
стол с ящиками для хранения/тумбой
кресло офисное
24
стол лабораторный моечный
сушильная панель для посуды
шкаф для хранения учебных пособий
шкаф для хранения влажных препаратов, запирающийся на ключ
шкаф для хранения лабораторной посуды/приборов
лаборантский стол
стул лабораторный
комплект ершей для мытья лабораторной посуды.
Примерный перечень демонстрационного и лабораторного оборудования носит рекомендательный характер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы дисциплины библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные учебники и разработанные в комплекте с ними учебные пособия (при наличии), допущенные к использованию при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых
на базе основного общего образования.
При реализации программы дисциплины возможно использование электронных
образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации образовательных программ среднего общего образования.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные печатные издания
1.
Биология: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования/ Агафонова И.Б., Сивоглазов
В.И. – Москва: издательство Просвещение, 2024. (базовый уровень)
2.
Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022.
3.
Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с.
4.
Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.
Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022. — 378 с.
Электронные издания
1.
Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования / В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 357 с. — (Народное просвещение). — ISBN 978-5-53415630-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/509241
2.
Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани: учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. —
25
Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 358 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-07499-4. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494034
3.
Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В.
Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В. Н. Ярыгина. — 2-е изд. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022. — 378 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09603-3.
— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/489661
Дополнительные источники
1.
Тейлор Д. Биология: в 3 т. Т. 1 / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут; под ред.Р. Сопера ;
пер. 3-го англ. изд. — 14-е изд. —М. : Лаборатория знаний, 2022 — 454 с.
2.
Павлова, Е. И. Экология: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / Е. И. Павлова, В. К. Новиков. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 190
с.
3.
Еремченко, О. З. Биология: учение о биосфере: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. З. Еремченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 236 с.
4.
Блинов, Л. Н. Экология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Н. Блинов, В. В. Полякова, А. В. Семенча ; под общей редакцией Л. Н. Блинова.
— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 208 с.
5.
Брюхань, Ф. Ф. Промышленная экология: учебник / Ф.Ф. Брюхань, М.В. Графкина,
Е.Е. Сдобнякова. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2022. — 208 с.
6.
Несмелова, Н. Н. Экология человека: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Н. Несмелова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 157
с.
7.
Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного
профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов,
А. Г. Резанов, О. Е. Фадеева; под ред. В. М. Константинова. — М. : Издательский центр
«Академия», 2016/ — 336 с.
26
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам
1
Раздел/Тема
Темы 2.1 -2.3, 3.1- 3.3, 4.14.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3, 7.1-7.3,
8.1,
8.2,
9.1-9.3,
1
9.4П-о/c , 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с
ОК 02. Использовать современные средства поиска,
анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности
Темы 1.1, 2.1 -2.3, 3.1- 3.3,
4.1-4.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3,
7.1-7.3, 8.1, 8.2, 9.1-9.3,
9.4П-о/c, 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в
коллективе и команде
Темы 2.1 -2.3, 3.1- 3.3, 4.14.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3, 7.1-7.3,
8.1,
8.2,
9.1-9.3,
9.4П-о/c, 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с
ОК 07. Содействовать сохра-
Темы 1.1, 2.1 -2.3, 3.1- 3.3,
Тип оценочных мероприятия
Обсуждение по вопросам
лекции
Разработка глоссария
Заполнение сравнительных
таблиц
Тестирование
Устный опрос
Диктант на использование
аргументов, биологической
терминологии и символики
Индивидуальная самостоятельная работа
Представление результатов
практических работ
Контрольные работы
Защита творческих работ
Защита
индивидуальных
проектов
Выполнение заданий промежуточной аттестации
Оцениваемая дискуссия по
вопросам лекции
Разработка ментальной карты в мини группах
Выполнение и защита лабораторных работ
Представление результатов
практических работ
Представление устных сообщений с презентацией,
подготовленных по перечню
источников, рекомендованных преподавателем
Обсуждение по вопросам
лекции
Представление результатов
практических работ
Защита творческих работ
Защита
индивидуальных
проектов
Обсуждение по вопросам
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
27
нению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания
об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях
4.1-4.3, 5.1-5.4, 6.1-6.3,
7.1-7.3, 8.1, 8.2, 9.1-9.3,
9.4П-о/c, 9.5П-о/с, 10.1,
10.2, 10.3П-о/с, 11.1П-о/с
лекции
Разработка глоссария
Заполнение сравнительных
таблиц
Тестирование
Устный опрос
Диктант на использование
аргументов, биологической
терминологии и символики
Индивидуальная самостоятельная работа
Представление результатов
практических работ
Контрольные работы
Защита творческих работ
Защита
индивидуальных
проектов
Выполнение заданий промежуточной аттестации
28