Решаем вместе
Есть вопрос?

ОУД. 07 Химия (2025 г.)

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4
5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

16

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

18

5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

21

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07 Химия предназначена для изучения в
ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум имени В.Н. Толстова» реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
(ОПОП ППССЗ СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов
среднего звена по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Учебная дисциплина ОУД.07 Химия является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности
43.02.15 Поварское и кондитерское дело в объеме 144 часа.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.07 Химия разработана на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г.№ 413 (с изменениями и дополнениями)
- Приказа Министерство просвещения РФ от 12 августа 2022 г.№ 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования» далее ФГОС-СОО
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (ФОП
СОО) (с изменениями и дополнениями)
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 г. № 1565 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по профессии 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»
с учетом:
- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций (одобренной на заседании Педагогического совета
ФГБОУ ДПО ИРПО протоколом № 6 /2025 от «18» апреля 2025 года),
-методики преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия» утвержденной на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования
Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.
- рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум
имени В.Н. Толстова»
- учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Содержание рабочей программы по дисциплине «ОУД.07 Химия» разработано на основе:
- синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности профессии;
-интеграции и преемственности содержания по дисциплине «ОУД.07 Химия» и
содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей ФГОС СПО.
Изучение учебной дисциплины ОУД.07 Химия завершается промежуточной аттестацией в
форме экзамена.

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки специалистов среднего
звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.15 Поварское и кондитерское
дело, входящей в укрупнённую группу 43.00.00 Сервис и туризм.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП: Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Прикладной модуль включает два раздела. Раздел 8 «Химия в быту и производственной
деятельности человека» реализуется для всех специальностей методом решения кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной
деятельности, соответствующей отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Тематика раздела 9 варьируется по объекту будущей профессиональной деятельности
студентов – биосфера (живые организмы) или техносфера (технологические объекты):
– для укрупненных групп специальностей/профессий 19.00.00, 31.00.00, 32.00.00,
33.00.00, 34.00.00, 36.00.00, 43.00.00 (кроме специальности 43.02.16) рекомендуется тематика
«Исследование и химический анализ объектов биосферы»;
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Химия» направлено на
достижение следующих целей:

формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественнонаучной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные законы
и теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления;

формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и
химических явлений, имеющих место
в природе, в практической и повседневной жизни;

развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением
и объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с
веществами.
Задачи дисциплины:
1)
сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и явлений в окружающей среде, а также их связь с целостной научной картиной мира и другими
естественными науками;
2)
развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов,
3)
сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием;
4)
развить умения находить, анализировать и использовать информацию химического характера из различных информационных источников, включая учебную литературу, научные
публикации и интернет-ресурсы;
5)
сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических
природных, бытовых и производственных процессов, учитывая возможные экологические и
социальные воздействия;
4

6)
сформировать понимание значимости достижений химической науки
и технологий для развития социальной и производственной сфер с умением приводить примеры их применения в различных сферах жизни.
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение общеобразовательная дисциплина «Химия» имеет при формировании и развитии ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 7 и ПК, представленных в актуализированных ФГОС СПО п специальности.

5

Код и наименование формируемых
компетенций

Планируемые результаты освоения дисциплины

Общие
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной деятельности применительно к
различным
контекстам

Личностные результаты должны отражать в части:

Дисциплинарные
Дисциплинарные результаты и должны отражать:

ПРб 01. сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, тру- явлений природы, в формировании мышления и культуры личнодолюбие;
сти, ее функциональной грамотности, необходимой для решения
 готовность к активной деятельности технологической и практических задач и экологически обоснованного отношения к
социальной направленности, способность инициировать, своему здоровью и природной среде;
планировать и самостоятельно выполнять такую деяПРб 02. владение системой химических знаний, которая включает:
тельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятель- основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронности, умение совершать осознанный выбор будущей ная оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион,
профессии и реализовывать собственные жизненные молекула, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая связь, моль, молярная масса, молярный объем, угпланы;
 готовность и способность к образованию и самообразо- леродный скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и
ванию на протяжении всей жизни.
азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (угМетапредметные результаты должны отражать:
леводы, жиры, белки), мономер, полимер, структурное звено, высоОвладение универсальными учебными познавательныкомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы хими действиями:
мических реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и эндоа) базовые логические действия:
термические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восста самостоятельно формулировать и актуализировать про- новитель, скорость химической реакции, химическое равновесие),
блему, рассматривать ее всесторонне;
теории и законы (теория химического строения органических ве устанавливать существенный признак или основания для ществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, песравнения, классификации и обобщения;
риодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), за определять цели деятельности, задавать параметры и кономерности, символический язык химии, фактологические свекритерии их достижения;
дения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании
 выявлять закономерности и противоречия в рассматрива- важнейших неорганических и органических веществ в быту и прак6
трудового воспитания:

емых явлениях;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий
деятельности;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить
аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения.

тической деятельности человека;
ПРб 03. сформированность умений выявлять характерные признаки
и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие
понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
ПРб 04. сформированность умений использовать наименования
химических соединений международного союза теоретической и
прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ
(этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь, питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и
записями уравнений химических реакций;
ПРб 05. сформированность умений устанавливать принадлежность
изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и
важнейшие свойства; определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции;
ПРб 07. сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для
принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных
с веществами и их применением.

7

ОК 02. Использовать современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации и
информационные технологии для выполнения задач
профессиональной деятельности

Личностные результаты должны отражать в части:
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность
осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:

Дисциплинарные (предметные) результаты и должны отражать:
ПРб 06. владение основными методами научного познания веществ и химических явлений (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование);
ПРб 07. сформированность умений проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для
принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных
с веществами и их применением;
ПРб 08. сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при
нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить
реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на
катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в
форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;

 владеть навыками получения информации из источников
разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
 оценивать достоверность, легитимность информации, ее
соответствие правовым и морально-этическим нормам;
ПРб 09. сформированность умения анализировать химическую ин владеть навыками распознавания и защиты информации,
формацию, получаемую из разных источников (средств массовой
информационной безопасности личности.
информации, сеть Интернет и другие).
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и
работать в кол-

Личностные результаты должны отражать в части:
гражданского воспитания:

Дисциплинарные (предметные) результаты и должны отражать:
ПРб 08. сформированность умений планировать и выполнять хи8

лективе и команде

 готовность вести совместную деятельность в интересах
гражданского общества;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением.
Метапредметные результаты должны отражать:

мический эксперимент (превращения органических веществ при
нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить
реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на
Овладение универсальными коммуникативными дейкатион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Мествиями:
таллы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудоб) совместная деятельность:
ванием; представлять результаты химического эксперимента в
 понимать и использовать преимущества командной и ин- форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов.
дивидуальной работы;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты совместной
работы;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:

ОК 07. Содействовать сохранению

 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
 признавать свое право и право других людей на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого
человека.
Дисциплинарные (предметные) результаты и должны отраЛичностные результаты должны отражать в части:
жать:
экологического воспитания:
9

окружающей
среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

 сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых действий, предотвращать
их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты должны отражать:

ПРб 01. сформированность представлений: о химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании
явлений природы, в формировании мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения
практических задач и экологически обоснованного отношения к
своему здоровью и природной среде;
ПРб 10. сформированность умений соблюдать правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в
целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:

ПК 1.2
ПК 6.1

 использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Осуществлять обработку, подготовку экзотических и редких видов сырья: овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, дичи.
Осуществлять разработку ассортимента кулинарной и кондитерской продукции, различных видов меню с учётом потребностей
различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания.

Освоение учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов реализации программы
воспитания:
ЛР 6

Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
10

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 126 часов.

11

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

144

Содержание учебного материала

78

в т. ч.:
теоретические занятия

44

практические занятия

26

лабораторные занятия

18

контрольные работы

8

Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)

48

в т. ч.:
теоретические занятия

14

практические занятия

22

лабораторные занятия

12

Консультации

12

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

12

2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль

Объём
часов

Формируемые
компетенции

1

2

3

4

Содержание учебного материала

96

Раздел 1. Теоретические основы химии

24

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

2

Основные химические понятия
и законы, строение атомов химических элементов

Химический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка. Энергетические уровни,
подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, d- элементы. Особенности распределения электронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх периодов. Электронная конфигурация атомов. Основные химические законы

1

ОК 01

Практические занятия
Практическая работа №1. «Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям
химических реакций».
Относительные атомная и молекулярная массы. Молярная масса. Количество вещества. Массовая
доля вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты
по уравнениям химических реакций с использованием массовой доли вещества, объема (нормальные условия) газов, количества вещества

Тема 1.2.

Содержание учебного материала

Периодический
закон и Периодическая система химических
элементов Д. И.

Практические занятия
Практическая работа №2. «Изучение периодических закономерностей и их взаимосвязи со строением атомов».

1

2

ОК 01
ОК 02

2

ПК 1.2
ПК 6.1

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь периодического закона и
13

Менделеева, их
связь с современной теорией
строения атомов

Периодической системы химических элементов с современной теорией строения атомов. Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и сложных веществ
по группам и периодам Периодической системы. Значение периодического закона и системы химических элементов Д.И. Менделеева в развитии науки.
Установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением
свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства химических элементов в соответствии
с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева»

Тема 1.3.

Содержание учебного материала

2

Строение вещества и природа
химической связи. Многообразие веществ

Строение вещества. Химическая связь. Виды химической связи (ковалентная неполярная и полярная, ионная, металлическая). Механизмы образования ковалентной химической связи (обменный и донорно-акцепторный). Водородная связь. Валентность. Электроотрицательность. Степень
окисления. Ионы: катионы и анионы

1

ОК 01

Практические занятия
Практическая работа №3. «Строение вещества и природа химической связи».
Демонстрация моделей кристаллических решеток: ионной (хлорид натрия), атомной (графит и
алмаз), молекулярной (углекислый газ, иод), металлической (натрий, магний, медь). Решение
практических заданий на составление электронно-графических формул элементов 1–4 периодов

1

Тема 1.4.

Содержание учебного материала

Классификация,
и номенклатура
неорганических
веществ

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (оксиды, гидроксиды, кислоты, соли). Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Закон постоянства состава вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
свойства веществ от типа кристаллической решётки

1

Практические занятия

1

2

ОК 01
ОК 02

14

Практическая работа №4. «Номенклатура неорганических веществ».
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь,
негашеная известь, питьевая сода и других): названия веществ по международной (ИЮПАК) или
тривиальной номенклатуре и составление формулы химических веществ, определение принадлежности к классу. Поиск информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам.
Анализ химической информации, получаемой из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие)
Тема 1.5.

Содержание учебного материала

Типы химических реакций

Химическая реакция. Классификация и типы химических реакций в неорганической и органической химии. Законы сохранения массы вещества, сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Окислительно-восстановительные реакции (уравнения окисления-восстановления,
степень окисления, окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления, важнейшие окислители и восстановители, метод электронного баланса, электролиз растворов и расплавов
веществ, окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и
жизнедеятельности организмов)

4

ОК 01
ОК 02

2

Лабораторные занятия
Лабораторная работа №1 «Типы химических реакций».
Исследование типов (по составу и количеству исходных и образующихся веществ) и признаков
химических реакций. Составление уравнений реакций соединения, разложения, замещения, обмена, в т.ч. реакций горения, окисления-восстановления. Составление и уравнивание окислительновосстановительных реакций методом электронного баланса. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном
веществе
Тема 1.6.

Содержание учебного материала

Скорость химиче- Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, конских реакций.
центрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые
Химическое рав- эффекты химических реакций: экзо- и эндотермические реакции. Обратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического равновесия (концентрация реа-

2

4

ОК 01
ОК 02

1

ПК 1.2
15

новесие

гентов или продуктов реакции, давление, температура). Принцип Ле Шателье

ПК 6.1

Практические занятия
Практическая работа №5. «Влияние различных факторов на скорость химической реакции».
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от присутствия катализатора
на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы. Решение
практико-ориентированных заданий на применение принципа Ле-Шателье для нахождения
направления смещения равновесия химической реакции и анализ факторов, влияющих на смещение химического равновесия

1

Лабораторные занятия
Лабораторная работа №2 «Изучение зависимости скорости химической реакции от концентрации
реагирующих веществ и температуры».
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа №2.1 «Определение зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ». Исследование зависимости скорости реакции от концентрации. Определение константы скорости реакции графическим методом.

2

2. Лабораторная работа №2.2 «Определение зависимости скорости реакции от температуры». Исследование зависимости скорости реакции от температуры. Расчет энергии активации реакции
Тема 1.7.

Содержание учебного материала

Растворы, теория
электролитической диссоциации
и ионный обмен

Растворы. Виды растворов по содержанию растворенного вещества. Растворимость. Понятие о
дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля вещества в растворе. Понятие о водородном показателе (pH) раствора. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые
электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена

8

ОК 02
2

ОК 04
ОК 07

Лабораторные занятия
Лабораторная работа №3 «Приготовление растворов».

ОК 01

6

ПК 1.2

16

Приготовление растворов заданной массовой долей растворенного вещества, проведение реакций
ионного обмена, определение среды растворов веществ с помощью универсального индикатора
(кислая, нейтральная, щелочная). Задания на составление ионных реакций. Решение практикоориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной
деятельности человека

ПК 6.1

Лабораторная работа №4 «Реакции гидролиза».
Исследование среды растворов солей, образованных сильными и слабыми протолитами, и их реакций с растворами щелочи и карбоната натрия. Составление реакций гидролиза солей
Лабораторная работа №5 «Исследование дисперсных систем».
Строение и факторы устойчивости дисперсных систем. Строение мицеллы. Рассеивание света при
прохождении светового пучка через оптически неоднородную среду (эффекта Тиндаля). Приготовление и изучение свойств дисперсных систем разных видов: суспензии, эмульсии, коллоидного
раствора. Сравнение свойств истинных и коллоидных растворов, выявление основных различий
между ними
Контрольная раСтроение вещества и химические реакции (по разделу 1)
бота 1

2

Раздел 2. Неорганическая химия

18

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

10

Физикохимические свойства неорганических веществ

Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов. Особенности
строения электронных оболочек атомов металлов. Общие физические свойства металлов. Сплавы
металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений. Общие способы получения металлов. Применение металлов в быту и технике
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов. Аллотропия неметаллов
(на примере кислорода, серы, фосфора и углерода). Химические свойства и применение важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их соединений (оксидов,
кислородсодержащих кислот, водородных соединений). Применение важнейших неметаллов и их

ОК 01
ОК 02

2

ОК 04
ПК 1.2
ПК 6.1

2

17

соединений
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов, кислот,
солей и др.). Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным классам.
Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов
и гидроксидов

2

Практические занятия
Практическая работа №6. «Физико-химические свойства неорганических веществ».
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов; неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их
свойства.

2

Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму
одного из участвующих в реакции веществ, расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси. Решение практико-ориентированных заданий на
свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в
быту и профессиональной деятельности человека
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №6 «Свойства металлов и неметаллов».
Исследование физических и химических свойств металлов и неметаллов. Решение экспериментальных задач по свойствам химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и
получению соединений металлов и неметаллов
Тема 2.2.

Содержание учебного материала

Идентификация
неорганических
веществ

Практические занятия
Практическая работа №7. «Качественные химические реакции, характерные для обнаружения неорганических веществ (катионов и анионов)».

2

4

ОК 01
ОК 02

2

ОК 04

Составление уравнений реакций обнаружения катионов I–VI групп и анионов, в т.ч. в молекуляр18

ной и ионной формах. Реакции обнаружения неорганических веществ в реальных объектах окружающей среды
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №7 «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов (взаимодействие гидроксида алюминия с
растворами кислот и щелочей,). Идентификация неорганических веществ (катионов I–VI групп или
анионов) с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций.
Лабораторная работа на выбор:

2

1. Лабораторная работа № 7.1 «Аналитические реакции катионов I–VI групп». Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения катионов I группы (калия, натрия, магния, аммония), II группы на примере бария, III группы – свинца, IV группы – алюминия, V группы – железа (II и III), VI группы – никеля. Описание наблюдаемых явлений и составление химических реакций.
2. Лабораторная работа № 7.2 «Аналитические реакции анионов». Проведение качественных реакций, используемых для обнаружения анионов: карбоната, фосфата, сульфата, сульфида, нитрата,
хлорида и др. Описание наблюдаемых явлений и составление химических реакций
Тема 2.3.

Содержание учебного материала

Производство неорганических веществ. Значение
и применение в
быту
и на производстве

Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере
производства аммиака, серной кислоты). Черная и цветная металлургия. Практическое применение
электролиза для получения щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Стекло и силикатная промышленность. Проблема отходов и побочных продуктов

4

ОК 01
ОК 07

2

Практические занятия
Практическая работа №8. «Неорганическая химия в современном мире».

2

Решение практико-ориентированных заданий о роли неорганической химии в развитии медицины,
создании новых материалов (в строительстве и др. отраслях промышленности), новых источников
энергии (альтернативные источники энергии) в решении проблем экологической, энергетической и
19

пищевой безопасности
Контрольная раСвойства неорганических веществ (по разделу 2)
бота 2

2

Раздел 3. Теоретические основы органической химии

4

Тема 3.1.

Содержание учебного материала

4

Классификация,
строение
и номенклатура
органических веществ

Предмет органической химии: её возникновение, развитие и значение в получении новых веществ
и материалов. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, её основные положения.
Структурные формулы органических веществ. Гомология, изомерия. Химическая связь в органических соединениях: кратные связи, σ- и π-связи.

2

ОК 01

Представление о классификации органических веществ. Номенклатура органических соединений
(систематическая) и тривиальные названия важнейших представителей классов органических веществ
Практические занятия
Практическая работа №9. «Номенклатура органических веществ».
Ознакомление с образцами органических веществ и материалами на их основе, моделирование молекул органических веществ, наблюдение и описание демонстрационных опытов по превращению
органических веществ при нагревании (плавление, обугливание и горение). Составление полных и
сокращенных структурных формул органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)

2

Раздел 4. Углеводороды

14

Тема 4.1.

10

Содержание учебного материала

Углеводороды и Предельные углеводороды (алканы): состав и строение, гомологический ряд. Метан и этан: состав,
их природные ис- строение, физические и химические свойства (реакции замещения и горения), нахождение в приточники
роде, получение и применение

ОК 01
ОК 02

2

ОК 04
20

Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины).

ПК 1.2

Алкены: состав и строение, гомологический ряд. Этилен и пропилен: состав, строение, физические
и химические свойства (реакции гидрирования, галогенирования, гидратации, окисления и полимеризации) получение и применение.

ПК 6.1

Алкадиены: бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3, химическое строение, свойства (реакция полимеризации), применение (для синтеза природного и синтетического каучука и резины).

4

Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен: состав, химическое строение, физические и химические свойства (реакции гидрирования, галогенирования, гидратации горения), получение и применение (источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов)
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и толуол: состав, строение, физические и химические свойства (реакции галогенирования и нитрования), получение и применение. Токсичность
аренов (влияние бензола на организм человека). Генетическая связь между углеводородами, принадлежащими к различным классам.
Природные источники углеводородов. Природный газ и попутные нефтяные газы. Нефть и её происхождение. Способы переработки нефти: перегонка, крекинг (термический, каталитический), пиролиз. Продукты переработки нефти, их применение в промышленности и в быту. Каменный уголь
и продукты его переработки
Тема 4.2.

Содержание учебного материала

ФизикоЛабораторные занятия
химические свойства углеводоро- Лабораторная работа №8 «Свойства углеводородов».
дов
Тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения углеводородов. Моделирование молекул и химических превращений углеводородов (на примере этана, этилена, ацетилена и др.) и галогенопроизводных. Качественные реакции углеводородов различных
классов (обесцвечивание бромной или йодной воды, раствора перманганата калия, взаимодействие
ацетилена с аммиачным раствором оксида серебра (1)), качественное обнаружение углерода и водорода в органических веществах.

4

4

ОК 02
ОК 04

4

Получение этилена из этанола в лаборатории и изучение его физических и химических свойств.
21

Составление реакций присоединения и окисления на примере этилена. Решение расчетных задач с
использованием плотности газов по водороду и воздуху
Контрольная раТеория строения органических соединений. Углеводороды (по разделам 3 и 4)
бота 3

2

Раздел 5. Кислородосодержащие органические соединения

18

Тема 5.1.

Содержание учебного материала

4

Спирты. Фенол

Предельные одноатомные спирты (метанол и этанол): строение, физические и химические свойства (реакции с активными металлами, галогеноводородами, горение), применение. Водородные
связи между молекулами спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека.
Многоатомные спирты (этиленгликоль и глицерин): строение, физические и химические свойства
(взаимодействие со щелочными металлами, качественная реакция на многоатомные спирты). Физиологическое действие на организм человека. Применение глицерина и этиленгликоля.

ОК 01
ОК 07

4

Фенол. Строение молекулы, физические и химические свойства фенола. Токсичность фенола, его
физиологическое действие на организм человека. Применение фенола
Тема 5.2.

Содержание учебного материала

Альдегиды.

Альдегиды и кетоны (формальдегид, ацетальдегид, ацетон): строение, физические и химические
свойства (реакции окисления и восстановления, качественные реакции), получение и применение.

Карбоновые кислоты.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты (муравьиная и уксусная кислоты): строение, физические и химические свойства (общие свойства кислот, реакция этерификации), получение и
Сложные эфиры применение. Стеариновая и олеиновая кислоты как представители высших карбоновых кислот.
Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04

4

Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Жиры. Гидролиз
жиров. Применение жиров. Биологическая роль жиров
Тема 5.3.

Содержание учебного материала

4

ОК 01

22

Углеводы

Углеводы: состав, классификация углеводов (моно-, ди- и полисахариды). Глюкоза – простейший
моносахарид: особенности строения молекулы, физические и химические свойства глюкозы (взаимодействие с гидроксидом меди (II), окисление аммиачным раствором оксида серебра (I), восстановление, брожение глюкозы), нахождение в природе, применение глюкозы, биологическая роль в
жизнедеятельности организма человека. Фотосинтез. Фруктоза как изомер глюкозы.
Дисахариды: сахароза, мальтоза. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз дисахаридов. Нахождение в природе и применение.

ОК 02
ОК 04

4

Полисахариды: крахмал, гликоген и целлюлоза. Строение макромолекул крахмала, гликогена и
целлюлозы. Физические свойства крахмала и целлюлозы. Химические свойства крахмала: гидролиз, качественная реакция с иодом. Химические свойства целлюлозы: гидролиз, получение эфиров
целлюлозы. Понятие об искусственных волокнах (вискоза, ацетатный шёлк)
ОК 01

Тема 5.4.

Содержание учебного материала

Физикохимические свойства кислородосодержащих органических соединений

Практические занятия

ОК 02

Практическая работа №10. «Номенклатура кислородосодержащих органических соединений».
Тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения спиртов и
фенолов, карбоновых кислот и эфиров, альдегидов и кетонов. Составление схем реакций (в том
числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства кислородосодержащих органических соединений

ОК 04

Практическая работа №11. «Химические и физические свойства кислородосодержащих органических соединения». Проведение, наблюдение и описание демонстрационных опытов: горение спиртов, качественные реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди (II)), многоатомных спиртов (взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II)), альдегидов (окисление аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди (II), взаимодействие крахмала с иодом),
изучение свойств раствора уксусной кислоты.

6

6

Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Решение экспериментальных задач по изучению физикохимических свойств кислородосодержащих органических соединений
Раздел 6. Азотосодержащие органические соединения

6
23

Тема 6.1.

Содержание учебного материала

Амины.

Амины: метиламин – простейший представитель аминов: состав, химическое строение, физические
и химические свойства, нахождение в природе.

Аминокислоты.
Белки

Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и химические свойства
аминокислот (на примере глицина). Биологическое значение аминокислот. Пептиды.

6

ОК 01
ОК 02
ОК 04

4

Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Химические
свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки
Практические занятия
Практическая работа №12. «Свойства азотосодержащих органических соединений».
Физические и химические свойства аминов (реакции с кислотами и горения) и аминокислот (на
примере глицина). Наблюдение и описание демонстрационных опытов: денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков

2

Раздел 7. Высокомолекулярные соединения

4

Тема 7.1.

Содержание учебного материала

4

ОК 01

Пластмассы.

Практические занятия

4

ОК 02

Каучуки. Волокна Практическая работа №13. «Синтез, анализ и классификация высокомолекулярных соединений»
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация.

ОК 04
ПК 1.2
ПК 6.1
2

Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, пластмасс, каучуков: пластмассы
(полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол); натуральный и синтетические каучуки (бутадиеновый, хлоропреновый и изопреновый); волокна (натуральные (хлопок, шерсть, шёлк),
искусственные (ацетатное волокно, вискоза), синтетические (капрон и лавсан)
Практическая работа №14. «Генетическая связь между классами органических соединений».

2
24

Решение цепочек превращений на генетическую связь между классами органических соединений с
составлением названий органических соединений по тривиальной или международной систематической номенклатуре. Решение расчетных задач по уравнениям реакций с участием органических
веществ
Контрольная раСтруктура и свойства органических веществ (по разделам 5-7)
бота 4

2

Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)1

48

Раздел 8. Химия в быту и производственной деятельности человека

12

ОК 01
ОК 02
ОК 04

Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, хлорорганические производные, альдегиды и др.), показатель предельно допустимой концентрации и его использование.
Биоорганические соединения. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов
– источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращения белков
пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности.

ОК 07
ПК 1.2
4

ПК 6.1

Нуклеиновые кислоты: состав и строение. Строение нуклеотидов. Состав нуклеиновых кислот
(ДНК, РНК). Роль нуклеиновых кислот в жизнедеятельности организмов
Практические занятия
Практическая работа №15. «Производство и применение органических веществ в промышленности».

2

Производство метанола, переработка нефти. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение этилена. Производство и применение каучука и резины. Синтетические и искусственные волокна, их строение, свойства. Практическое использование волокон.
25

Синтетические пленки: изоляция для проводов, мембраны для опреснения воды, защитные пленки
для автомобилей, пластыри, хирургические повязки. Новые технологии дальнейшего совершенствования полимерных материалов
Тема 8.2.

Содержание учебного материала

Химические технологии
в повседневной
и профессиональной деятельности
человека

Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины, создании новых материалов (в зависимости от вида профессиональной деятельности), новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Понятие о научных методах познания веществ и химических реакций. Представления об общих научных принципах промышленного
получения важнейших веществ (на примерах производства аммиака, серной кислоты, метанола).

6

ОК 01
ОК 02
ОК 04

2

ОК 07
ПК 1.2

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций: химия и здоровье человека: правила
безопасного использования лекарственных препаратов, бытовой химии в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность

ПК 6.1

Практические занятия
Практическая работа №16. «Применение химических веществ и технологий с учетом будущей
профессиональной деятельности».
Решение кейс-задач по темам: пищевые продукты, основы рационального питания, важнейшие
строительные и конструкционные материалы, сельскохозяйственное производство, краски, стекло,
керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии,
органические и минеральные удобрения, лекарственные и косметические препараты, бытовая химия, материалы из искусственных и синтетических волокон.

4

Защита: Представление результатов решения кейс-задач в форме мини-доклада (допускается использование графических и презентационных материалов)
Раздел 9. Исследование и химический анализ объектов биосферы
Раздел 9.1. Исследование и химический анализ объектов биосферы

36

Тема 9.1.1.

Содержание учебного материала

8

ОК 01

Основы лабора-

Лабораторные занятия

2

ПК 1.2
26

торной практики Лабораторная работа №9.1.1 «Основы лабораторной практики».
в профессиональных лабораториях Лабораторная посуда и химические реактивы. Основные лабораторные операции. Лабораторное
оборудование. Техника безопасности и правила работы (поведения) в лаборатории

ПК 6.1

Практические занятия
Практическая работа №17.1.1 «Экспериментальная химия: расчеты, анализ данных и представление результатов».
Выполнение типовых расчетов по тематике эксперимента (выход продукта реакции, масса навески,
объем растворителя). Обработка данных, анализ и оценка их достоверности (вычисление среднего
значения экспериментальных данных, погрешности). Представление результатов эксперимента в
различной форме (таблица, график, отчет, доклад, презентация)
Тема 9.1.2.

Содержание учебного материала

6

6

Химический ана- Классификация проб воды по виду и назначению, исходя из ее химического состава.
лиз проб воды
Органолептические свойства (запах, прозрачность, цветность, мутность) воды. Кислотность и щелочность воды. рН среды и методы ее определения. Жесткость воды и методы ее определения.
Сущность метода титрования.
Виды жесткости воды (временная и постоянная). Жесткость воды как причина выпадения осадков
или образования солеотложений, имеющих место в быту и на производстве.

ОК 01
ОК 02
ОК 07
ПК 1.2

2

ПК 6.1

Состав солей, вызывающих жесткость воды. Химические процессы, устраняющие жесткость воды.
Уравнения химических реакций, иллюстрирующих процессы, происходящие при устранении
жесткости. Устранение временной жесткости бытовыми и химическими способами. Способы
устранения постоянной жесткости
Практические занятия
Практическая работа №17.1.2 «Концентрация растворов».

2

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и
моляльная концентрации. Титр раствора. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на расчет концентраций загрязняющих веществ и их сравнение с предельно допустимыми
27

концентрациями (ПДК)
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №9.1.2 «Исследование химического состава проб воды».
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа №9.1.2.1 «Очистка воды от загрязнений». Использование методов фильтрования и адсорбции для отделения загрязнений в исследуемой пробе воды. Выбор метода очистки в зависимости от вида загрязнения. Сравнение эффективности различных методов очистки воды
в разных условиях (в лаборатории, в домашних и полевых условиях).
2. Лабораторная работа №9.1.2.2 «Определение рН воды и ее кислотности». Определение рН среды
с помощью универсального индикатора. Использование титрования для определения кислотности.
Определение общей кислотности воды, расчет свободной кислотности. Определение общей и свободной щелочности. Составление уравнений реакций, протекающих при определении кислотности/
щелочности проб воды. Установление способов использования исследованных проб воды в жизнедеятельности человека, на основе полученных данных о составе.

2

3. Лабораторная работа №9.1.2.3 «Определение жесткости воды и способы ее устранения».
Способы устранения всех видов жесткости в зависимости от состава солей жесткости. Решение
экспериментальной задачи на выявление временной и постоянной жесткости воды. Оценка вероятности устранения всех видов жесткости в домашних условиях
Тема 9.1.3.

Содержание учебного материала

Химический контроль качества
продуктов питания

Химический контроль качества продуктов питания. Качественный химический состав продуктов
питания. Вещества, фальсифицирующие продукты питания, и вещества, загрязняющие продукты
питания. Определение загрязняющих химических веществ в продуктах питания, определение веществ, не заявленных в составе продуктов питания.

6

ОК 02
2

ОК 07
ПК 1.2

Практические занятия
Практическая работа №17.1.3 «Органические и неорганические вещества, входящие в состав продуктов питания».

ОК 01

ПК 6.1
2

28

Определение состава блюд на содержание макро и микроэлементов. Изучение предложенных преподавателем блюд на предмет химического состава, определение долей от суточной нормы макро и
микроэлементов в указанном блюде.
Решение практико-ориентированных задач по кулинарной тематике различных типов
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №9.1.3 «Исследование химического состава продуктов питания».
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа №9.1.3.1 «Обнаружение нитратов в продуктах питания». Исследование материалов полуколичественным методом определения нитратов с использованием дифениламина
(корнеплоды овощей, листья и кочерыжка капусты, плоды фруктов). Анализ уровня загрязнения
нитратами по интенсивности окрашивания продуктов реакции.

2

2. Лабораторная работа №9.1.3.2 «Исследование продуктов питания на наличие углеводов». Исследование молочных продуктов на наличие крахмала. Исследование продуктов на наличие глюкозы
Тема 9.1.4.

Содержание учебного материала

Химический ана- Химический анализ проб почвы. Классификация почв по виду и назначению, исходя из химичелиз проб почвы
ского состава. Идентификация пробы почвы по ее химическому составу, описание возможностей
ее применения. Требования к качеству почвы различного назначения. Описание особенностей использования почв в зависимости от типов, способы улучшения качества почв в зависимости от
назначения.

6

ОК 02
ОК 07
2

ПК 1.2
ПК 6.1

Области использования органических удобрений в зависимости от качественного состава. Описание органических удобрений и их применение в зависимости от состава почвы и ее разновидности
Практические занятия

ОК 01

2

29

Практическая работа №17.1.4. «Состав, назначение и применение минеральных удобрений».
Области назначения (применения) почвы, исходя из качественного и количественного состава.
Анализ нормативной документации. Роль неорганических веществ в качестве минеральных удобрений, улучшителей почвы. Состав минеральных удобрений и их применение в зависимости от состава почвы и ее разновидности. Взаимосвязь состава удобрений и их влияния на вегетативные
свойства и плодоношение растений
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №9.1.4 «Исследование химического состава проб почвы».
Лабораторная работа на выбор:
1. Лабораторная работа №9.1.4.1 «Обнаружение неорганических примесей в пробах». Приготовление пробы почвы для исследования кислотности/щелочности, неорганических загрязнений. Обнаружение хлорид- и сульфат-ионов в пробе почвы. Составление уравнений реакций обнаружения.
Сравнение полученных показателей с нормативными (справочными) значениями.

2

2. Лабораторная работа №9.1.4.2 «Определение рН водной вытяжки почвы, ее кислотности и щелочности». Исследование водных вытяжек образцов готовых почвенных смесей (для разных типов
растений). Определение рН почвы с использованием индикаторов. Оценка типов почв в представленных образцах (сильнокислая, кислая, слабокислая, нейтральная, щелочная)
Тема 9.1.5.

Содержание учебного материала

Исследование
Исследование объектов биосферы. Учебно-исследовательский проект в области исследования объобъектов биосфе- ектов биосферы. Обзор тем учебно-исследовательских проектов. Алгоритм выполнения проекта.
ры
Определение проблемы исследования. Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте
в различных источниках

10

ОК 02
2

ОК 04
ОК 07

Практические занятия
Практическая работа №17.1.5. «Исследование объектов биосферы с учетом профессиональной
направленности»

ОК 01

ПК 1.2
4

ПК 6.1

Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования. Выбор объектов
и методов исследования. Постановка целей и задач исследования. Определение продукта исследо30

вания. Определение этапов и составление плана исследования.
Защита проекта: Представление результатов выполнения учебно-исследовательских проектов
(выступление с презентацией)
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №9.1.5 «Исследование предложенного объекта на кислотность, щелочность,
химический состав (загрязнители, макро- и микроэлементы)».

4

Обработка результатов исследования. Оценка качества исследуемого объекта, исходя из результатов химического анализа
Консультации

12

Промежуточная аттестация по дисциплине (экзамен)

6

Всего

144

31

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии.
Эффективность преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия» зависит от
наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями дисциплины, в первую очередь, её экспериментальным характером, широким спектром
применения и практической значимостью. Рекомендуемое материально-техническое обеспечение кабинета химии и химической лаборатории включает: специализированную мебель и
системы хранения, технические и электронные средства обучения, демонстрационные учебнонаглядные пособия, демонстрационное оборудование и приборы, лабораторнотехнологическое оборудование, лабораторную химическую посуду, модели (объемные и
плоские), натуральные объекты (коллекции, химические реактивы), оборудование лаборантской.
1

2
3

4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
1
2

3

1

Специализированная мебель и системы хранения
Стол лабораторный демонстрационный (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, подводкой и отведением воды, сантехникой, электрическими розетками, автоматами аварийного отключения тока)
Стол лабораторный демонстрационный с надстройкой (с защитным, химостойким и термостойким покрытием)
Стол ученический лабораторный, регулируемый по высоте (с защитным, химостойким и
термостойким покрытием, раковиной, бортиком по наружному краю, подводкой и отведением воды, и сантехникой)/Стол ученический, регулируемый по высоте (приобретается только при наличии специального лабораторного островного стола) (по количеству
обучающихся)
Стул ученический (по количеству обучающихся)
Огнетушитель
Доска классная/Рельсовая система с классной и интерактивной доской (программное
обеспечение, проектор, крепления в комплекте)/интерактивной панелью (программное
обеспечение в комплекте)
Стол с ящиками для хранения/тумбой (рабочее место преподавателя)
Кресло офисное (рабочее место преподавателя)
Доска пробковая/Доска магнитно-маркерная
Система (устройство) для затемнения окон
Шкаф вытяжной панорамный
Шкаф для хранения учебных пособий
Аптечка универсальная для оказания первой медицинской помощи
Технические средства
Многофункциональное устройство/принтер
Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/Рельсовая система с классной
и интерактивной доской (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/интерактивной панелью (программное обеспечение в комплекте)
Персональный компьютер с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для цифровой лаборатории, с возможностью онлайн-опроса)
Электронные средства обучения
Электронные средства обучения/Интерактивные пособия/Онлайн-курсы (по разделам
32

1
2
3
4
1

2
3

4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
2
3
4
5
6
7

рабочей программы)
Демонстрационные учебно-наглядные пособия
Словари, справочники, энциклопедия (по химическим наукам)
Комплект портретов великих химиков
Пособия наглядной экспозиции
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Специализированная мебель и системы хранения для химической лаборатории
Лабораторный островной стол (двухсторонний, с защитным, химостойким и термостойким покрытием, надстольем, с подсветкой и электрическими розетками, подводкой и отведением воды, и сантехникой)
Стул лабораторный, регулируемый по высоте
Стол лабораторный демонстрационный (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, подводкой и отведением воды, сантехникой, электрическими розетками, автоматами аварийного отключения тока)
Стол лабораторный демонстрационный с надстройкой (с защитным, химостойким и термостойким покрытием)
Стол с ящиками для хранения/тумбой
Кресло офисное
Огнетушитель
Демонстрационное оборудование и приборы для кабинета и лаборатории
Весы электронные с USB-переходником
Столик подъемный
Центрифуга демонстрационная
Штатив демонстрационный
Аппарат для проведения химических реакций
Аппарат Киппа
Эвдиометр
Горелка универсальная
Прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий окружающей среды
Набор для электролиза демонстрационный
Прибор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный)
Прибор для окисления спирта над медным катализатором
Прибор для получения галоидоалканов демонстрационный
Прибор для получения растворимых веществ в твердом виде
Установка для фильтрования под вакуумом
Прибор для определения состава воздуха
Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей
Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ
Установка для перегонки веществ
Барометр-анероид
Набор для изучения водородной энергетики
рН-метры (дополнительное вариативное оборудование)
Лабораторно-технологическое оборудование для кабинета и лаборатории
Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров лабораторный
Колбонагреватель
Электроплитка
Баня комбинированная лабораторная
Весы для сыпучих материалов
Прибор для получения газов
Спиртовка лабораторная
33

Магнитная мешалка
Микроскоп цифровой с руководством пользователя и пособием для учащихся
Набор для чистки оптики
Набор посуды для реактивов
Набор посуды и принадлежностей для работы с малыми количествами веществ
Набор принадлежностей для монтажа простейших приборов по химии
Набор посуды и принадлежностей из пропилена (микролаборатория)
Лабораторная химическая посуда для кабинета и лаборатории
1 Комплект колб демонстрационных
2 Набор пробок резиновых
3 Переход стеклянный
4 Пробирка Вюрца
5 Пробирка двухколенная
6 Соединитель стеклянный
7 Зажим винтовой
8 Зажим Мора
9 Шланг силиконовый
10 Комплект стеклянной посуды на шлифах демонстрационный
11 Дозирующее устройство (механическое)
12 Комплект изделий из керамики, фарфора и фаянса
13 Комплект ложек фарфоровых
14 Комплект мерных колб малого объема
15 Комплект мерных колб
16 Комплект мерных цилиндров пластиковых
17 Комплект мерных цилиндров стеклянных
18 Комплект воронок стеклянных
19 Комплект пипеток
20 Комплект стаканов пластиковых/стеклянных
21 Комплект стаканов химических мерных
22 Комплект стаканчиков для взвешивания
23 Комплект ступок с пестиками
24 Набор шпателей
25 Набор пинцетов
26 Набор чашек Петри
27 Трубка стеклянная
28 Эксикатор
29 Чаша кристаллизационная
30 Щипцы тигельные
31 Бюретка
32 Пробирка
33 Банка под реактивы полиэтиленовая
34 Банка под реактивы стеклянная из темного стекла с притертой пробкой
35 Набор склянок для растворов реактивов
36 Палочка стеклянная
37 Штатив для пробирок
38 Комплект средств для индивидуальной защиты
39 Комплект термометров
40 Сушильная панель для посуды
41 Фильтровальная бумага/фильтры бумажные (дополнительное вариативное оборудование)
Модели (объемные и плоские), натуральные объекты (коллекции, химические реакти34
8
9
10
11
12
13
14

1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

вы) для кабинета и лаборатории
Комплект моделей кристаллических решеток
Модель молекулы белка
Набор для моделирования строения неорганических веществ
Набор для моделирования строения органических веществ
Набор для моделирования строения атомов и молекул
Набор для моделирования электронного строения атомов
Комплект коллекций
Комплект химических реактивов
Оборудование лаборантской кабинета химии
Стол с ящиками для хранения/тумбой
Кресло офисное
Стол лабораторный моечный
Сушильная панель для посуды
Шкаф для хранения учебных пособий
Шкаф для хранения химических реактивов
Шкаф для хранения лабораторной посуды/приборов
Шкаф вытяжной
Лаборантский стол
Стул лабораторный, регулируемый по высоте
Электрический аквадистиллятор
Шкаф сушильный
Резиновые перчатки
Комплект ершей для мытья лабораторной посуды
3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы дисциплины библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные учебники и разработанные в комплекте с
ними учебные пособия (при наличии), допущенные к использованию при реализации образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
При реализации программы дисциплины возможно использование электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации образовательных программ среднего общего образования.
Основные печатные издания
1. Рудзитис Г.Е. Химия: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования/ Рудзитис Г.Е., Фельдман
Ф.Г – Москва: издательство Просвещение, 2024. - 336 с. (базовый уровень)
2. Анфиногенова, И. В. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков, В. А. Попков. — 2-е изд., испр. и доп.
— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.
1. Щеголихина, Н. А. Общая химия: учебник для СПО / Н. А. Щеголихина, Л. В. Минаевская. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 164 с.
2. Никольский, А. Б. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / А. Б. Никольский, А. В. Суворов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 507 с.
3. Химия: учебник для среднего профессионального образования / Ю. А. Лебедев, Г. Н.
Фадеев, А. М. Голубев, В. Н. Шаповал; под общей редакцией Г. Н. Фадеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.
35

Дополнительные источники
1.
Химия. 10 класс. Углублённый уровень : учебник/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко,
В.И. Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2022. –
446, [2] c.: ил.
2.
Химия. 11 класс. Углублённый уровень : учебник/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко,
А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2022. – 478, [2] c.: ил.
3.
Химия. Углубленный уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК
В.В.
Лунина:
учебно-методическое
пособие
/
В.В.
Еремин,
А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2017. — 324, [1] с.
4.
Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко,
В.И. Теренина, А. А. Дроздова и др. «Химия. Углубленный уровень». 10 класс / В. В. Еремин,
А.А.
Дроздов,
И.В.
Еремина,
В.
И.
Махонина,
О. Ю. Симонова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2018. — 339 с. : ил.
5.
Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздова
и др. «Химия. Углубленный уровень». 11 класс / В. В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина,
Н.В. Волкова, Н.В. Фирстова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2018. — 423 с. : ил.
6.
Гусева, Е. В. Химия для СПО: учебно-методическое пособие / Е. В. Гусева, М. Р.
Зиганшина, Д. И. Куликова. — Казань: КНИТУ, 2019. — 168 с. — ISBN 978-5-7882-2792-4. —
Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/196096 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7.
Черникова, Н. Ю. Химия в доступном изложении: учебное пособие для спо / Н. Ю.
Черникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 316 с. — ISBN 978-5-81149500-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/195532 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8.
Шевницына, Л. В. Химия: учебное пособие / Л. В. Шевницына, А. И. Апарнев. —
Новосибирск: НГТУ, 2017. — 92 с. — ISBN 978-5-7782-3345-4. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118505 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9.
Блинов, Л. Н. Химия: учебник для СПО / Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Т. В. Соколова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 260 с. — ISBN 978-5-8114-79047. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/167183 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Габриелян, О. С., Лысова, Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М. Академия, 2012. - 332 с.
11. Черникова Н. Ю., Мещерякова Е. В. Решаем задачи по химии самостоятельно:
учебное пособие / Н. Ю. Черникова, Е. В. Мещерякова — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 328
с.
12. Резников В. А. Сборник упражнений и задач по органической химии: учебное пособие / В.А. Резников — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 226 с.
13. Капустина А. А., Хальченко И. Г., Либанов В. В. Общая и неорганическая химия.
Практикум / А. А. Капустина, И. Г. Хальченко, В.В. Либанов — Санкт-Петербург: Лань, 2020.
— 152 с.
14. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян,
И.Г. Остроумов. – М., 2016.- 256 с.
15. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. —
4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 272 с.
Интернет-ресурсы
36

1.
hvsh.ru – Журнал «Химия в школе».
2.
https://postnauka.ru/themes/chemistry – лекции по химии на сайте Постнаука.
http://gotourl.ru/4780 (http://elementy.ru/)
Научно-популярный проект «Элементы большой науки» (физика, химия, математика, астрономия, науки о жизни, науки о Земле). Новости науки, книги, научно-популярные статьи, лекции, энциклопедии.
3. http://gotourl.ru/4783 (http://potential.org.ru/)
Сайт научно-популярного журнала «Потенциал». Журнал издаётся с 2005 г., с 2011 г. — раздел «Химия».
4. http://gotourl.ru/4785 (http://www.hij.ru/)
Сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь». Журнал издаётся с 1965 г.
5. http://gotourl.ru/4786 (http://www.chemnet.ru/rus/elibrary/)
Открытая электронная библиотека химического портала «Chemnet», содержит учебные и информационные материалы для школьников и учителей. В ней можно найти учебники по общей и неорганической химии, органической химии, мультимедиаматериалы, а также задачи
химических олимпиад с решениями, задачи вступительных экзаменов для абитуриентов.
6. http://gotourl.ru/4787 (http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/)
Информационные материалы об олимпиадах: Московской городской, Всероссийской, Менделеевской, Международной. Приведены задачи теоретических и экспериментальных туров, подробные решения, списки и фотографии победителей.
7. http://gotourl.ru/7179 (http://chem.dist.mosolymp.ru/)
Система дистанционного обучения, направленная в первую очередь на подготовку к олимпиадам всех уровней — от школьных до Международной. Сайт содержит огромное количество
задач, сгруппированных как по темам, так и по олимпиадам. По всем основным разделам химии приведён теоретический материал и разобраны решения типовых задач.
8. http://gotourl.ru/4789 (http://www.nanometer.ru/)
Портал по нанотехнологиям. Основная цель — развитие образования в области нанотехнологий и подготовка к интернет-олимпиаде по нанотехнологиям.
9. http://gotourl.ru/4790 (http://webelements.com/)
Надёжная справочная информация о химических элементах и их свойствах (на английском
языке).
10.
http://gotourl.ru/4792 (http://periodictable.ru/)
Русскоязычный сайт о свойствах химических элементов.
11.
http://gotourl.ru/7180 (https://www.lektorium.tv)
Некоммерческий сайт онлайн-образования, содержит много интересных образовательных
курсов и видеолекций для школьников, студентов и учителей. Есть несколько курсов по химии.
12.
http://gotourl.ru/4800 (https://www.cas.org/)
Сайт Chemical Abstract Service — самый авторитетный в мире химии информационный интернет-ресурс (сайт платный).
13.
http://www.organic-chemistry.org/
Портал по органической химии на английском языке.
14.
http://www.xumuk.ru
Сайт о химии: классические учебники, справочники, энциклопедии, поиск органических и неорганических реакций, составление уравнений реакций.
15.
http://orgchemlab.com/
Сайт, посвящённый практической работе в лаборатории

37

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная
компетенция
ОК 01. Выбирать способы
решения задач профессиональной деятельности применительно к различным
контекстам

Раздел/Тема
Тема 1.1-1.7
Тема 2.1-2.3
Тема 3.1

Тестирование

Тема 4.1

Устный опрос
Решение расчётных задач

Тема 5.1-5.4

Наблюдение за ходом

Тема 6.1

выполнения практикоориентированных заданий

Тема 7.1
Тема 8.1, 8.2

Представление результатов

Тема 1.2

практических и лабораторных работ Проведение химического эксперимента

Тема 1.4-1.7

Выполнение

Тема 2.1, 2.2

контрольных

Тема 4.1, 4.2

работ по

Тема 5.2-5.4

разделам дисциплины
Оценка самостоятельно
выполненных заданий

Тема 9.1.1-9.1.5 / 9.2.1-9.2.5
ОК 02. Использовать современные средства поиска,
анализа и интерпретации
информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

Тип оценочных мероприятий

Тема 6.1
Тема 7.1
Тема 8.1, 8.2
Тема 9.1.2-9.1.5 / 9.2.2-9.2.5
ОК 04.

Тема 1.7

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе
и команде

Тема 2.1, 2.2

Защита учебноисследовательского проекта (с учетом
будущей профессиональной деятельности)

Тема 4.1, 4.2

Защита решения кейс-задач
(с учетом будущей профессиональной

Тема 5.2-5.4

деятельности)

Тема 6.1

Выполнение заданий промежуточной аттестации

Тема 7.1
Тема 8.1, 8.2

38

Тема 9.1.5 / 9.2.5

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
применять знания об изменении климата, принципы
бережливого производства,
эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях

Тема 1.7
Тема 2.3
Тема 5.1
Тема 8.1, 8.2
Тема 9.1.2-9.1.5 / 9.2.2-9.2.5

ПК 1.2
ПК 6.1

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».