Решаем вместе
Есть вопрос?

ОУД. 06 Физика (2025 г.)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины

«Физика»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на
достижение следующих целей:
 формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости
физических знаний для современного квалифицированного специалиста при
осуществлении его профессиональной деятельности;
 формирование естественно-научной грамотности;
 овладение специфической системой физических понятий, терминологией и
символикой;
 освоение основных физических теорий, законов, закономерностей;
 овладение основными методами научного познания природы, используемыми в
физике (наблюдение, описание, измерение, выдвижение гипотез, проведение
эксперимента);
 овладение умениями обрабатывать данные эксперимента, объяснять полученные
результаты, устанавливать зависимости между физическими величинами в наблюдаемом
явлении, делать выводы;
 формирование умения решать физические задачи разных уровней сложности;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе приобретения знаний с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий; умений формулировать и
обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников;
 воспитание чувства гордости за российскую физическую науку.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Общие компетенции (далее – ОК) и профессиональные компетенции (далее – ПК)
ФГОС СПО в соотнесении с личностными, метапредметными и предметными
результатами обучения базового уровня (далее – ПРб) ФГОС СОО представлены в
таблице:

Код и наименование
формируемых
компетенций

ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Планируемые результаты освоения программы по дисциплине
Общие

Дисциплинарные

Личностные результаты должны отражать в части
трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
- готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания
для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и
критерии
их достижения; выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых явлениях
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и

ПРб 1. Сформированность представлений о роли
и месте физики и астрономии в современной научной
картине мира, о системообразующей роли физики
в развитии естественных наук, техники и современных
технологий, о вкладе российских и зарубежных
ученых-физиков в развитие науки; понимание
физической сущности наблюдаемых явлений
микромира, макромира и мегамира; понимание роли
астрономии в практической деятельности человека и
дальнейшем научно-техническом развитии, роли
физики в формировании кругозора и функциональной
грамотности человека для решения практических
задач;
ПРб 2. Сформированность умений распознавать
физические явления (процессы) и объяснять их на
основе изученных законов, равномерное и
равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение тел, движение по окружности, инерция,
взаимодействие тел, колебательное движение,
резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское
движение, строение жидкостей и твердых тел,
изменение объема тел при нагревании (охлаждении),
тепловое равновесие, испарение, конденсация,
плавление, кристаллизация, кипение, влажность
воздуха, связь средней кинетической энергии
теплового движения молекул с абсолютной
температурой, повышение давления газа при его
нагревании в закрытом сосуде, связь между
параметрами состояния газа в изопроцессах;
электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание

актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую части жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- проявлять способность их использования в
познавательной и социальной практике

проводника с током, взаимодействие магнитов,
электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током
и движущийся заряд, электромагнитные колебания
и волны, прямолинейное распространение света,
отражение, преломление, интерференция, дифракция
и поляризация света, дисперсия света;
фотоэлектрический эффект, световое давление,
возникновение линейчатого спектра атома водорода,
естественная и искусственная радиоактивность;
ПРб 3. Владение основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими
физические процессы (связанными с механическим
движением, взаимодействием тел, механическими
колебаниями и волнами; атомно-молекулярным
строением вещества, тепловыми процессами;
электрическим и магнитным полями, электрическим
током, электромагнитными колебаниями и волнами;
оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
строением атома и атомного ядра, радиоактивностью);
владение основополагающими астрономическими
понятиями, позволяющими характеризовать процессы,
происходящие на звездах, в звездных системах,
в межгалактической среде; движение небесных тел,
эволюцию звезд и Вселенной;
ПРб 4. Владение закономерностями, законами
и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III
законы Ньютона, закон сохранения механической
энергии, закон сохранения импульса, принцип
суперпозиции сил, принцип равноправности
инерциальных систем отсчета; молекулярнокинетическую теорию строения вещества, газовые
законы, первый закон термодинамики; закон

сохранения электрического заряда, закон Кулона,
закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной
электрической цепи, закон Джоуля - Ленца, закон
электромагнитной индукции, закон сохранения
энергии, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления
света; закон сохранения энергии, закон сохранения
импульса, закон сохранения электрического заряда,
закон сохранения массового числа, постулаты Бора,
закон радиоактивного распада); уверенное
использование законов и закономерностей при
анализе физических явлений и процессов;
ПРб 6. Владение основными методами научного
познания, используемыми в физике: проводить
прямые и косвенные измерения физических величин,
выбирая оптимальный способ измерения и используя
известные методы оценки погрешностей измерений,
проводить исследование зависимостей физических
величин
с использованием прямых измерений, объяснять
полученные результаты, используя физические
теории, законы и понятия, и делать выводы;
соблюдать правила безопасного труда при
проведении исследований
в рамках учебного эксперимента и учебноисследовательской деятельности с использованием
цифровых измерительных устройств и лабораторного
оборудования; сформированность представлений
о методах получения научных астрономических
знаний;
ПРб 7. Сформированность умения решать расчетные
задачи с явно заданной физической моделью,
используя физические законы и принципы; на основе

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации
и информационные
технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности

Личностные результаты должны отражать в части
ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего
места
в поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников
разных
типов,
самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
- использовать средства информационных
и коммуникационных технологий в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики,

анализа условия задачи выбирать физическую
модель, выделять физические величины и формулы,
необходимые
для ее решения, проводить расчеты и оценивать
реальность полученного значения физической
величины; решать качественные задачи, выстраивая
логически непротиворечивую цепочку рассуждений
с опорой на изученные законы, закономерности
и физические явления
ПРб 5. Умение учитывать границы применения
изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета, идеальный газ;
модели строения газов, жидкостей и твердых тел,
точечный электрический заряд, ядерная модель
атома, нуклонная модель атомного ядра при решении
физических задач;
ПРб 9. Сформированность собственной позиции
по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников, умений
использовать цифровые технологии для поиска,
структурирования, интерпретации и представления
учебной и научно-популярной информации; развитие
умений
критического
анализа
получаемой
информации

техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной
безопасности
ОК 03. Планировать
Личностные результаты должны отражать в части
и реализовывать
духовно-нравственного воспитания:
собственное
- способность оценивать ситуацию и принимать
профессиональное
осознанные решения, ориентируясь на моральнои личностное развитие, нравственные нормы
предпринимательскую и ценности;
деятельность
-осознание личного вклад в построение устойчивого
в профессиональной
будущего;
сфере, использовать
Метапредметные результаты должны отражать:
знания по правовой
Овладение универсальными регулятивными
и финансовой
действиями:
грамотности
а) самоорганизация:
в различных жизненных - самостоятельно осуществлять познавательную
ситуациях
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности
и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы
с учетом имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения по их снижению
ОК 04. Эффективно
Личностные результаты должны отражать в части
взаимодействовать
ценности научного познания:
и работать
-овладевание навыками учебно-исследовательской,
в коллективе
проектной и социальной деятельности;
и команде
Метапредметные результаты должны отражать:

ПРб 9. Сформированность собственной позиции
по отношению к физической информации,
получаемой из разных источников, умений
использовать цифровые технологии для поиска,
структурирования, интерпретации и представления
учебной и научно-популярной информации; развитие
умений критического анализа получаемой
информации

ПРб 10. Овладение умениями работать в группе
с выполнением различных социальных ролей,
планировать работу группы, рационально
распределять деятельность в нестандартных
ситуациях, адекватно оценивать вклад каждого из

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального и
культурного контекста

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий
с учетом общих интересов и возможностей каждого
члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по ее
достижению: составлять план действий, распределять
роли с учетом мнений участников, обсуждать
результаты совместной работы;
-оценивать качество своего вклада и каждого
участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности
Личностные результаты должны отражать в части
эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творчества, спорта,
труда
и общественных отношений;
в области патриотического воспитания проявлять:
-ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
Метапредметные результаты должны отражать:

участников группы
в решение рассматриваемой проблемы

ПРб 1. Сформированность представлений о роли
и месте физики и астрономии в современной научной
картине мира, о системообразующей роли физики
в развитии естественных наук, техники и
современных технологий, о вкладе российских и
зарубежных ученых-физиков в развитие науки;
понимание физической сущности наблюдаемых
явлений микромира, макромира и мегамира;
понимание роли астрономии
в практической деятельности человека и дальнейшем
научно-техническом развитии, роли физики
в формировании кругозора и функциональной

Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;

грамотности человека для решения практических
задач

- развернуто и логично излагать свою точку зрения с
использованием языковых средств
ОК 07. Содействовать
Личностные результаты должны отражать в части
ПРб 8. Сформированность умения применять
сохранению
экологического воспитания:
полученные знания для объяснения условий
окружающей среды,
- сформированность экологической культуры,
протекания физических явлений в природе и для
ресурсосбережению,
понимание влияния социально-экономических
принятия практических решений в повседневной
применять знания об
процессов на состояние природной и социальной
жизни для обеспечения безопасности при
изменении климата,
среды, осознание глобального характера
обращении с бытовыми приборами и техническими
принципы бережливого экологических проблем;
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения
производства,
- планирование и осуществление действий в
норм экологического поведения в окружающей
эффективно
окружающей среде на основе знания целей
среде; понимание необходимости применения
действовать
устойчивого развития человечества;
достижений физики и технологий для
в чрезвычайных
активное неприятие действий, приносящих вред
рационального природопользования
ситуациях
окружающей среде
ПК 1.3. Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента.

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание
в т.ч.
теоретические занятия
практические занятия
Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
практические занятия
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем в часах
108
88
68
20
18
18
2

2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОУД. 06 «Физика»
Наименование
Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное),
Объем Формируемые
разделов и тем
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
часов компетенции
1
2
3
4
Раздел 1. Физика и методы научного познания
2
2
ОК 03
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Введение
ОК 05
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и
теории в процессе познания природы. Эксперимент в физике. Моделирование физических
явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы и теории. Границы применимости
физических законов. Принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в практической деятельности людей
ОК 01
Раздел 2. Механика
16
ОК 02
4
Тема 2.1
Содержание учебного материала
ОК 04
Кинематика
Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчета.
ОК 05
Траектория. Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и ускорение
ОК 07
материальной точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и сложение
ПК
1.3
скоростей. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики зависимости
координат, скорости, ускорения, пути и перемещения материальной точки от времени. Свободное
падение. Ускорение свободного падения. Криволинейное движение. Движение материальной
точки по окружности. Угловая скорость, линейная скорость. Период и частота.
Центростремительное ускорение
Практическое занятие №1 "Изучение прямолинейного равноускоренного движения"
2
3
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Динамика
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.
Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона для материальной точки в
инерциальной системе отсчета (ИСО). Третий закон Ньютона для материальных точек. Закон
всемирного тяготения. Сила тяжести. Первая космическая скорость. Вес тела. Сила упругости.
Закон Гука. Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя.
Коэффициент трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе.
Поступательное и вращательное движение абсолютно твердого тела. Момент силы относительно
оси вращения. Плечо силы. Условия равновесия твердого тела в ИСО
3
Тема 2.3
Содержание учебного материала:

Законы сохранения
в механике

Импульс материальной точки, системы материальных точек. Импульс силы и изменение импульса
тела. Закон сохранения импульса в ИСО. Реактивное движение. Работа силы. Мощность силы.
Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении кинетической энергии.
Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упруго деформированной пружины.
Потенциальная энергия тела вблизи поверхности Земли. Потенциальные и непотенциальные силы.
Связь работы непотенциальных сил с изменением механической энергии системы тел. Закон
сохранения механической энергии. Упругие и неупругие столкновения
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практические занятия
Практическое занятие №2: Технические устройства и практическое применение: спидометр,
движение снарядов, цепные и ременные передачи, подшипники, водомет, копер, пружинный
пистолет, движение искусственных спутников и ракет.

Практическое занятие №3: Использование законов механики для объяснения движения небесных
тел и для развития космических исследований, границы применимости классической механики.
Имитация невесомости
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Основы
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Броуновское движение. Диффузия.
молекулярноХарактер движения и взаимодействия частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и
кинетической теории твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей. Масса и размеры молекул.
Количество вещества. Постоянная Авогадро. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение.
Шкала температур Цельсия. Модель идеального газа. Основное уравнение молекулярнокинетической теории идеального газа. Абсолютная температура как мера средней кинетической
энергии теплового движения частиц газа. Шкала температур Кельвина. Уравнение МенделееваКлапейрона. Закон Дальтона. Газовые законы. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным
количеством вещества: изотерма, изохора, изобара
Практические занятия
Практическое занятие №4 Изучение одного из изопроцессов
Тема 3.2
Содержание учебного материала:
Основы
Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и способы ее
термодинамики
изменения. Количество теплоты и работа. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа.

4

22
3

2
5

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.3

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Теплоемкость тела. Удельная
теплоемкость вещества. Количество теплоты при теплопередаче. Первый закон термодинамики.
Применение первого закона термодинамики к изопроцессам. Графическая интерпретация работы
газа. Тепловые машины. Принципы действия тепловых машин. Преобразования энергии в
тепловых машинах. Коэффициент полезного действия (далее – КПД) тепловой машины. Цикл
Карно и его КПД. Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе.
Экологические проблемы теплоэнергетики
Тема 3.3
Содержание учебного материала:
Агрегатные
Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Удельная теплота парообразования.
состояния вещества и Зависимость температуры кипения от давления. Абсолютная и относительная влажность воздуха.
фазовые
Насыщенный пар. Твердое тело. Кристаллические и аморфные тела. Анизотропия свойств
переходы
кристаллов. Жидкие кристаллы. Современные материалы. Плавление и кристаллизация. Удельная
теплота плавления. Сублимация. Уравнение теплового баланса
Практические занятия
Практическое занятие №5 Определение влажности воздуха
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практические занятия
Практическое занятие №6: Технические устройства и практическое применение: термометр,
барометр. Определение массы воздуха в комнате на основе измерений объема комнаты, давления
и температуры воздуха в ней
Практическое занятие №7: Технические устройства и практическое применение: двигатель
внутреннего сгорания, бытовой холодильник, кондиционер, гигрометр и психрометр, калориметр,
технологии получения современных материалов, в том числе наноматериалов, и нанотехнологии
Раздел 4. Электродинамика
Тема 4.1
Содержание учебного материала:
Электростатика
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Проводники,
диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие
зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей. Линии напряженности электрического поля. Работа сил
электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в
электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость. Электроемкость. Конденсатор.

4

2
4

22
4

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.3

Тема 4.2
Постоянный
электрический ток.
Токи в различных
средах

Электроемкость плоского конденсатора. Энергия заряженного конденсатора
Содержание учебного материала:
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники тока. Сила тока.
Постоянный ток. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление.
Удельное сопротивление вещества. Последовательное, параллельное, смешанное соединение
проводников. Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического тока.
Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной
(замкнутой) электрической цепи. Короткое замыкание.
Электронная проводимость твердых металлов. Зависимость сопротивления металлов от
температуры. Сверхпроводимость. Электрический ток в вакууме. Свойства электронных пучков.
Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Свойства p-nперехода. Полупроводниковые приборы. Электрический ток в растворах и расплавах
электролитов. Электролитическая диссоциация. Электролиз. Электрический ток в газах.
Самостоятельный и несамостоятельный разряд. Молния. Плазма
Практическиее занятия
Практическое занятие №8 Изучение смешанного соединения резисторов.

Тема 4.3
Магнитное поле.
Электромагнитная
индукция

Практическое занятие №9 Измерение электродвижущей силы источника тока и его внутреннего
сопротивления
Содержание учебного материала
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Вектор магнитной
индукции. Принцип суперпозиции. Линии магнитной индукции. Картина линий магнитной
индукции поля постоянных магнитов. Магнитное поле проводника с током. Картина линий поля
длинного прямого проводника и замкнутого кольцевого проводника, катушки с током. Опыт
Эрстеда. Взаимодействие проводников с током. Сила Ампера, ее модуль и направление. Сила
Лоренца, ее модуль и направление. Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле.
Работа силы Лоренца. Явление электромагнитной индукции. Поток вектора магнитной индукции.
ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.
Электродвижущая сила индукции в проводнике, движущемся поступательно в однородном
магнитном поле. Правило Ленца. Индуктивность. Явление самоиндукции. ЭДС самоиндукции.
Энергия магнитного поля катушки с током. Электромагнитное поле

6

4

4

Практические занятия
Практическое занятие №10 Изучение явления электромагнитной индукции
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практические занятия
Практическое занятие №11 Меры электробезопасности, электростатическая защита, заземление
электроприборов, короткое замыкание
Раздел 5. Колебания и волны
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Механические и
Колебательная система. Свободные колебания. Гармонические колебания. Период, частота,
электромагнитные амплитуда и фаза колебаний. Пружинный маятник. Математический маятник. Уравнение
колебания
гармонических колебаний. Кинематическое и динамическое описание колебательного движения.
Превращение энергии при гармонических колебаниях. Связь амплитуды колебаний исходной
величины с амплитудой колебаний ее скорости и ускорения. Колебательный контур. Свободные
электромагнитные колебания в идеальном колебательном контуре. Аналогия между
механическими и электромагнитными колебаниями. Формула Томсона. Закон сохранения энергии
в идеальном колебательном контуре. Вынужденные механические колебания. Резонанс.
Резонансная кривая.
Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток.
Синусоидальный переменный ток. Мощность переменного тока. Амплитудное и действующее
значение силы тока и напряжения. Трансформатор. Производство, передача и потребление
электрической энергии. Экологические риски при производстве электрической энергии. Культура
использования электроэнергии в повседневной жизни
Практические занятие
Практическое занятие №12 Исследование зависимости периода малых колебаний груза на нити от
длины нити и массы груза.
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Механические и
Механические волны, условия распространения. Период. Скорость распространения и длина
электромагнитные волны. Поперечные и продольные волны. Интерференция и дифракция механических волн. Звук.
волны
Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Электромагнитные волны. Условия
излучения электромагнитных волн. Взаимная ориентация векторов E, B и v в электромагнитной
волне в вакууме. Свойства электромагнитных волн: отражение, преломление, поляризация,
дифракция, интерференция. Скорость электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.
Применение электромагнитных волн в технике и быту. Принципы радиосвязи и телевидения.

2
2

22
6

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.3

Тема 5.3
Оптика

Радиолокация. Электромагнитное загрязнение окружающей среды
Прямолинейное распространение света в однородной среде. Луч света. Отражение света. Законы
отражения света. Построение изображений в плоском зеркале. Преломление света. Законы
преломления света. Абсолютный показатель преломления. Полное внутреннее отражение.
Предельный угол полного внутреннего отражения. Дисперсия света. Сложный состав белого
света. Цвет. Собирающие и рассеивающие линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и
оптическая сила тонкой линзы. Построение изображений в собирающих и рассеивающих линзах.
Формула тонкой линзы. Увеличение, даваемое линзой. Пределы применимости геометрической
оптики. Интерференция света. Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и
минимумов в интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников.
Дифракция света. Дифракционная решетка. Условие наблюдения главных максимумов при
падении монохроматического света на дифракционную решетку. Поляризация света
Практические занятия
Практическое занятие №13 Измерение показателя преломления стекла
Практическое занятие №14 Исследование свойств изображений в линзах
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практические занятия
Практическое занятие №15 Технические устройства и практическое применение: сейсмограф
электрический звонок, генератор переменного тока, линии электропередач, музыкальные
инструменты, ультразвуковая диагностика в технике и медицине, радар, радиоприемник,
телевизор, антенна, телефон, СВЧ-печь, очки, лупа, фотоаппарат, проекционный аппарат,
микроскоп, телескоп, волоконная оптика, дифракционная решетка, поляроид, телескоп.

Практическое занятие №16 Виды излучений. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры
поглощения. Спектральный анализ. Спектральные классы звезд. Ультрафиолетовое излучение.
Инфракрасное излучение. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. Шкала электромагнитных
излучений
Раздел 6. Основы специальной теории относительности
Тема 6.1
Содержание учебного материала
Основы теории
Границы
применимости
классической
механики.
Постулаты
специальной
теории
относительности

4

4

4

2
2

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05

относительности: инвариантность модуля скорости света в вакууме, принцип относительности
Эйнштейна. Относительность одновременности. Замедление времени и сокращение длины.
Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы с энергией и импульсом свободной частицы.
Энергия покоя свободной частицы
Раздел 7. Квантовая физика
Тема 7.1
Содержание учебного материала
Элементы
Фотоны. Формула Планка связи энергии фотона с его частотой. Энергия и импульс фотона.
квантовой оптики
Открытие и исследование фотоэффекта. Опыты А.Г. Столетова. Законы фотоэффекта. Уравнение
Эйнштейна для фотоэффекта. "Красная граница" фотоэффекта. Давление света. Опыты П.Н.
Лебедева. Химическое действие света
Тема 7.2
Содержание учебного материала
Строение атома
Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по исследованию строения атома. Планетарная модель
атома. Постулаты Бора. Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня
энергии на другой. Виды спектров. Спектр уровней энергии атома водорода. Волновые свойства
частиц. Волны де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Дифракция электронов в
кристаллах. Спонтанное и вынужденное излучение. Устройство и принцип работы лазера
Тема 7.3
Содержание учебного материала
Атомное ядро
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Открытие радиоактивности. Опыты
Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения. Свойства альфа-, бета-, гаммаизлучения. Влияние радиоактивности на живые организмы. Открытие протона и нейтрона.
Нуклонная модель ядра Гейзенберга-Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы.
Альфа-распад. Электронный и позитронный бета-распад. Гамма-излучение. Закон радиоактивного
распада. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра. Ядерные реакции.
Деление и синтез ядер. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Проблемы и перспективы
ядерной энергетики. Экологические аспекты ядерной энергетики. Элементарные частицы.
Открытие позитрона. Фундаментальные взаимодействия
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практические занятия
Практическое занятие №17 Деловая игра: Понятия, связанные с изучением методов научного
познания: явление, научный факт, гипотеза, физическая величина, закон, теория, наблюдение,
эксперимент, моделирование, модель, измерение

14
2

4

4

4

ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.3

Практическое занятие №18 Технические устройства и практическое применение: фотоэлемент,
фотодатчик, солнечная батарея, светодиод, спектроскоп, лазер, квантовый компьютер, дозиметр,
камера Вильсона, ядерный реактор, атомная бомба
Раздел 8. Элементы астрономии и астрофизики
Тема 8.1
Содержание учебного материала
Элементы
Вид звездного неба. Созвездия, яркие звезды, планеты, их видимое движение. Солнечная система.
астрономии и
Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Солнце, фотосфера и
астрофизики
атмосфера. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звезд. Звезды, их основные
характеристики: масса, светимость, радиус, температура, их взаимосвязь. Звезды главной
последовательности. Зависимость "масса - светимость" для звезд главной последовательности.
Внутреннее строение звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и
звезд. Этапы жизни звезд. Млечный Путь - наша Галактика. Спиральная структура Галактики,
распределение звезд, газа и пыли. Положение и движение Солнца в Галактике. Плоская и
сферическая подсистемы Галактики. Типы галактик. Радиогалактики и квазары. Черные дыры в
ядрах галактик. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Разбегание галактик. Теория
Большого взрыва. Модель «горячей Вселенной». Масштабная структура Вселенной.
Метагалактика. Нерешенные проблемы астрономии
Практические занятия
Практическое занятие №19 Наблюдения невооруженным глазом с использованием компьютерных
приложений для определения положения небесных объектов на конкретную дату: основные
созвездия Северного полушария и яркие звезды
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)
Всего:

6
4

2

2
108

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 07

3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому обеспечению учебного
процесса базовый уровень курса физики на уровне среднего общего образования должен изучаться
в условиях кабинета физики или в условиях интегрированного кабинета предметов естественнонаучного цикла. В кабинете физики должно быть необходимое лабораторное оборудование для
выполнения указанных в программе по физике практических работ и демонстрационное
оборудование. Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с принципом
минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных в программе по физике
ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и процессов, эмпирических и
фундаментальных законов, их технических применений. Лабораторное оборудование для
лабораторных и практических работ формируется в виде тематических комплектов и
обеспечивается в расчёте одного комплекта на двух обучающихся. Тематические комплекты
лабораторного оборудования должны быть построены на комплексном использовании аналоговых
и цифровых приборов, а также компьютерных измерительных систем в виде цифровых
лабораторий.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для проверочных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
- залы (библиотека, читальный зал с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть
Интернет)
Перечень демонстрационного и лабораторного оборудования:
1.
Цифровая лаборатория по физике для преподавателя;
2.
Цифровая лаборатория по физике для обучающегося;
3.
Весы технические с разновесами;
4.
Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5.
Комплект для лабораторного практикума по механике;
6.
Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и термодинамики;
7.
Комплект для лабораторного практикума по электричеству (с генератором);
8.
Комплект для изучения возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой
энергии, био-, механической и термоэлектрической энергетики);
9.
Амперметр лабораторный;
10.
Вольтметр лабораторный;
11.
Колориметр с набором калориметрических тел;
12.
Термометр лабораторный;
13.
Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых источников
энергии;
14.
Барометр-анероид;
15.
Блок питания регулируемый;
16.
Веб-камера на подвижном штативе;
17.
Видеокамера для работы с оптическими приборами;
18.
Генератор звуковой;
19.
Гигрометр (психрометр);
20.
Груз наборный;
21.
Динамометр демонстрационный;
22

22.
Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями;
23.
Манометр жидкостной демонстрационный;
24.
Метр демонстрационный;
25.
Микроскоп демонстрационный;
26.
Насос вакуумный Комовского;
27.
Столик подъемный;
28.
Штатив демонстрационный физический;
29.
Электроплитка;
30.
Набор демонстрационный по механическим явлениям;
31.
Набор демонстрационный по динамике вращательного движения;
32.
Набор демонстрационный по механическим колебаниям;
33.
Набор демонстрационный волновых явлений;
34.
Ведерко Архимеда;
35.
Маятник Максвелла;
36.
Набор тел равного объема;
37.
Набор тел равной массы;
38.
Прибор для демонстрации атмосферного давления;
39.
Призма, наклоняющаяся с отвесом;
40.
Рычаг демонстрационный;
41.
Сосуды сообщающиеся;
42.
Стакан отливной демонстрационный;
43.
Трубка Ньютона;
44.
Шар Паскаля;
45.
Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым явлениям;
46.
Набор демонстрационный по газовым законам;
47.
Набор капилляров;
48.
Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;
49.
Цилиндры свинцовые со стругом;
50.
Шар с кольцом;
51.
Высоковольтный источник;
52.
Генератор Ван-де-Граафа;
53.
Дозиметр;
54.
Камертоны на резонансных ящиках;
55.
Комплект
приборов
и
принадлежностей
для
демонстрации
электромагнитных волн;
56.
Комплект приборов для изучения принципов радиоприема
и радиопередачи;
57.
Комплект проводов;
58.
Магнит дугообразный;
59.
Магнит полосовой демонстрационный;
60.
Машина электрофорная;
61.
Маятник электростатический;
62. Набор по изучению магнитного поля Земли;
63. Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов;
64. Набор демонстрационный по полупроводникам;
65. Набор демонстрационный по постоянному току;
66. Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме;
67. Набор демонстрационный по электродинамике;
68. Набор для демонстрации магнитных полей;
69. Набор для демонстрации электрических полей;
70. Трансформатор учебный;
71. Палочка стеклянная;
72. Палочка эбонитовая;

свойств

23

73. Прибор Ленца;
74. Стрелки магнитные на штативах;
75. Султан электростатический;
76. Штативы изолирующие;
77. Электромагнит разборный;
78. Набор демонстрационный по геометрической оптике;
79. Набор демонстрационный по волновой оптике;
80. Спектроскоп двухтрубный;
81. Набор спектральных трубок с источником питания;
82. Установка для изучения фотоэффекта;
83. Набор демонстрационный по постоянной Планка;
84. Комплект наглядных пособий для постоянного использования;
85. Комплект портретов для оформления кабинета;
86. Комплект демонстрационных учебных таблиц.
Примерный перечень демонстрационного и лабораторного
рекомендательный характер.
3.2 Информационное обеспечение обучения

оборудования

носит

Основные источники:
1. Физика: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы среднего профессионального образования/ Н.С. Пурышева, Н.Е.
Важеевская, Д.А. Исаев, В.М. Чаругин. -Москва: Просвещение, 2024. -512 с
Дополнительные источники:
1. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Сотский, Н. Н. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика.
Учебник для 10 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 416с.
2. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин, В.М. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика.
Учебник для 11 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 399с.
3. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:
учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования / В. Ф. Дмитриева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
- 448 с.
Интернет-ресурсы:
1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
2. www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
3. www.booksgid.com (Воокз Gid. Электронная библиотека).
4. www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
5. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
6. www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
7. www.school.edu. ru (Российский образовательный портал. доступность, качество,
эффективность).
8. www.book.ru (Электронная библиотечная система).
9. www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
10. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
11. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
12. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
13. www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
14. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
15. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
16. www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в
науку»).
17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 (дата обращения: 29.08.2022);
18. КМ-школа. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/(дата обращения: 29.08.2022);
24

19. Открытая
физика.
–
Режим
доступа:
http://www.physics.ru/courses/
op25part2/design/index.htm (дата обращения: 29.08.2022);
20. Платформа ЯКласс – Режим доступа: http://www. yaklass.ru /(дата обращения:
29.08.2022);
21. Российская электронная школа – Режим доступа: http://www.resh.edu.ru/ (дата
обращения: 29.08.2022);
22. Физика.ru.
–
Режим доступа:
http://www.fizika.ru (дата обращения:
29.08.2022);
23. ФИПИ (ВПР 11 класс) – Режим доступа: http://www.fipi.ru /(дата обращения:
29.08.2022);
24. Электронный учебник – Режим доступа: http://www.physbook.ru/(дата обращения:
29.08.2022).

25

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной сфере,
использовать знания по
правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде

Раздел/Тема
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.,
4.3.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Тема 6.1.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3.
Раздел 8. Тема 8.1
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.,
4.3.
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Тема 6.1.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3.
Раздел 8. Тема 8.1
Раздел 1. Тема 1.1.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2.,
4.3.
Раздел 8. Тема 8.1

Тип оценочных
мероприятий

устный опрос;
фронтальный
опрос;
наблюдение
за выполнением
лабораторных
работ;
практические
работы
(решение
качественных
и расчетных
задач);
тестирование;
решение кейсзадач;
наблюдение и
оценка
подготовки
деловой игры;
выполнение
заданий
промежуточной
аттестации

Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6 Тема 6.1.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7,3
26

ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста

ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в
чрезвычайных ситуациях
ПК 1.3. Проводить
приготовление и подготовку к
реализации полуфабрикатов
для блюд, кулинарных изделий
сложного ассортимента.

Раздел 1.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Тема 6.1.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3
Раздел 8. Тема 8.1
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2
Раздел 8. Тема 8.1
Раздел 1.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2.,
2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2.,
3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2.,
5.3.
Раздел 6. Тема 6.1.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».