СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.03 Электротехника»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии 23.01.08 Слесарь
по ремонту строительных машин
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «ОП.03 Электротехника» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения учебной
дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8,
ПК 3.1–3.4
Умения
– производить расчет
параметров электрических
цепей;
– собирать электрические
схемы и проверять их работу
Знания
– методы преобразования электрической
энергии, сущность физических процессов,
происходящих в электрических и
магнитных цепях, порядок расчета их
параметров
Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум имени В.Н. Толстова».
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Сохраняющий и уважающий природные богатства Республики Крым,
способствующий их разумному потреблению
Использующий высокий национально-культурный, исторический и
духовный потенциал Республики Крым
Осознающий ценность этнокультурных и языковых традиций Республики
Крым
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на территории
Республики Крым
Активно применяющий полученные знания на практике
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной
деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные схожие
характеристики.
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки -16 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 36 часа
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Объем в часах
42
16
32
16
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем, акад.
ч / в том
числе в форме
практической
подготовки,
акад. Ч
1
2
3
Коды компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует элемент
программы
4
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи
21
Тема
1.1.
Электрическое
поле.
Электрическая емкость
и конденсаторы
2
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8,
ПК 3.1–3.4
6
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8,
ПК 3.1–3.4
Содержание учебного материала
1. Электрические заряды. Закон Кулона. Электрический потенциал и
напряжение. Электрическое поле, его изображение и свойства.
Напряженность электрического поля. Характеристика электрического
поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле.
2.Электрическая
емкость,
единица
измерения.
Конструкция
конденсаторов, их виды, принцип действия и графическое изображение
на схемах. Расчет батарей конденсаторов. Емкость плоского
конденсатора. Последовательное, параллельное и смешанное
соединения конденсаторов
Тема 1.2. Постоянный Содержание учебного материала
ток.
Электрические 1. Электрическая цепь и ее элементы. Источники электрической
цепи и магнитное поле энергии. Резисторы, электрическое сопротивление, проводимость.
Понятие об удельном сопротивлении и проводимости. Условное
графическое
обозначение
элементов
электрической
цепи.
Электрический ток и его свойства. Физические процессы в
электрической цепи.
2.Законы Ома. Действие тока на элементы электрической цепи.
Падение напряжения на участках цепи. Энергия и мощность в
электрических цепях. Схемы соединения резисторов в электрических
цепях. Простые и сложные электрические цепи.
3. Законы Кирхгофа. Распределение токов и напряжений в
электрических цепях. Расчет и анализ работы простых и сложных
электрических цепей. Назначение, построение и принцип работы
Тема 1.3.
Электромагнитная
индукция
Тема 1.4.
Электрические цепи
переменного тока
делителей напряжения. Электрические цепи как пассивные
четырехполюсники.
4.Основные параметры, характеризующие магнитное поле. Единицы
магнитных величин. Магнитные материалы. Элементы магнитной
цепи: источники магнитного поля, магнитопровод.
5.Закон Ома для магнитной цепи. Воздействие магнитного поля на
проводник с током. Электромагнитная сила. Правило левой руки. Сила
взаимодействия проводов двухпроводной линии. Электромагниты и их
применение
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Исследование влияния параметров
магнитной цепи на ЭДС в обмотке катушки индуктивности
Практическое занятие № 2. Расчет простой электрической цепи с
параллельным, последовательным и смешанным соединением
сопротивлений
Содержание учебного материала
1. Понятие об электромагнитной индукции. Закон электромагнитной
индукции. Определение направления индуцированной ЭДС с помощью
правила правой руки.
2. Правило Ленца. Понятие о потокосцеплении. Исследование закона
электромагнитной индукции в технике. Индуктивность и явления
самоиндукции. Определение ЭДС самоиндукции. Расчет индуктивности.
3. Энергия магнитного поля. Взаимная индукция. Использование явления
взаимоиндукции в электротехнических устройствах. Принцип передачи
энергии за счет электромагнитной индукции.
4. Устройство и принцип действия трансформатора. Свойства и
параметры трансформации
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Исследование взаимоиндуктивности и
напряжения при изменении параметров магнитной цепи
Содержание учебного материала
1. Элементы электрических цепей переменного тока: резисторы,
катушки индуктивности, конденсаторы. Параметры электрических
цепей переменного тока. Мгновенная и средняя мощность.
2. Индуктивное сопротивление и его физический смысл.
4
2
2
6
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8,
ПК 3.1–3.4
2
2
7
3
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8,
Энергетический процесс в данной цепи. Реактивная мощность и
единица ее измерения. Цепь с емкостью. Понятие о процессе заряда и
разряда конденсатора. Причины прохождения тока в данной цепи.
Емкостное сопротивление и его физический смысл. Реактивная
мощность. Цепь с активным сопротивлением и индуктивностью; цепь с
активным сопротивлением и емкостью; цепь с активным
сопротивлением, индуктивностью и емкостью при различных
соотношениях величин реактивных сопротивлений.
3. Активная, реактивная и полная мощности. Коэффициент мощности.
Получение трехфазной симметричной системы ЭДС Соединения
обмоток трехфазного генератора «звездой» и «треугольником». Трех–
и четырехпроводная системы цепей. Значение нулевого провода.
Соединение потребителей энергии «треугольником». Определение
фазных и линейных токов при симметричном и несимметричном
режимах работы. Вращающееся магнитное поле трехфазной системы.
Принцип действия асинхронного двигателя
В том числе практических занятий
ПК 3.1–3.4
4
Практическое занятие № 4. Исследование цепи переменного тока с
последовательным
и
параллельным
соединением
катушки
индуктивности и конденсатора. Резонанс напряжений
Практическое занятие № 5. Исследование трехфазной цепи при
соединении приемников энергии «треугольником» и «звездой»
2
Раздел 2. Электротехнические устройства
Тема 2.1. Основы
Содержание учебного материала
электроники
1. Электровакуумные приборы. Полупроводниковые приборы.
Устройство, принцип действия. Выпрямители. Структурная схема.
Сглаживающие фильтры. Подготовка к типовому расчету. Транзистор,
Принцип действия, устройство. Усилители. Каскад усилителя
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 6. Снятие характеристик и определение
параметров транзисторов
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Электроизмерительные 1. Классификация измерительных приборов. Класс точности. Шкала
приборы
прибора, условные обозначения на ней. Требования к приборам,
применяемым
при
эксплуатации
станционных,
перегонных,
13
4
2
2
2
2
4
2
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8,
ПК 3.1–3.4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
микропроцессорных и диагностических систем автоматики
В том числе практических занятий
Практическое
занятие
№ 7.
Ознакомление
с
устройством
электроизмерительных приборов
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Электрические
1. Назначение, устройство, принцип работы, область применения
электрических машин постоянного тока. Понятие о реакции якоря,
машины
коммутации и способах их улучшения. Обратимость машин.
2. Классификация, основные характеристики и схемы включения
генераторов постоянного тока. Двигатели постоянного тока; пуск в ход,
реверсирование, регулирование частоты вращения
3. Устройство и принцип действия асинхронных электродвигателей.
Скольжение и режимы работы. Вращающий момент, способы пуска и
реверсирования машины. Регулирование частоты
вращения.
Устройство, принцип действия, основные параметры и область
применения синхронных генераторов
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 8. Исследование схем включения
электродвигателей постоянного тока
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
2
2
5
3
2
2
6
42
ПК 2.1–2.8,
ПК 3.1–3.4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.2, ПК 1.3,
ПК 2.1–2.8,
ПК 3.1–3.4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Кабинет электротехники»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- компьютеры с доступом в сеть Интернет
- стол для маломобильных групп обучающихся
- типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теория электрических цепей»,
исполнение стендовое компьютерное;
- типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теоретические основы
электротехники», исполнение стендовое компьютерное;
- типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Теория электрических цепей и
основы электроники», исполнение стендовое компьютерное;
- типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Электрические машины»
исполнение стендовое компьютерное;
- типовой тренажерный комплекс учебного оборудования «Электропривод» исполнение
стендовое компьютерное;
- информационные стенды
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум имени В.Н. Толстова» должен иметь печатные и
электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном
процессе
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1.
Аполлонский, С. М. Основы электротехники. Практикум : учебное пособие
для спо / С. М. Аполлонский. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 320 с. — ISBN 978-58114-6707-5. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/151687 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2.
Лунин, В. П. Электротехника и электроника в 3 т. Том 1. Электрические и
магнитные цепи: учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Э. В. Кузнецов; под общей редакцией В. П. Лунина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва:
Издательство Юрайт, 2021. – 255 с. – (Профессиональное образование). – Текст:
электронный
//
Образовательная
платформа
Юрайт
[сайт].
–
URL:
https://urait.ru/bcode/472794 (дата обращения: 22.12.2021).
3.
Миловзоров, О. В.
Основы электроники: учебник для среднего
профессионального образования / О. В. Миловзоров, И. Г. Панков. – 6-е изд., перераб. и
доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 344 с. – (Профессиональное образование). –
Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/450911 (дата обращения: 22.12.2021).
4.
Основы электротехники: учебник для спо / Г. И. Кольниченко, Я. В. Тарлаков,
А. В. Сиротов, И. Н. Кравченко. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 204 с. — ISBN 978-58114-6646-7. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/151200 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
5.
Потапов, Л. А. Основы электротехники : учебное пособие для спо / Л. А.
Потапов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 376 с. — ISBN 978-5-8114-6716-7. — Текст:
электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/151696 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
6.
Скорняков, В. А. Общая электротехника и электроника : учебник для спо / В.
А. Скорняков, В. Я. Фролов. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 176 с. — ISBN 978-58114-6758-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/152469 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
7.
Тимофеев, И. А. Основы электротехники, электроники и автоматики.
Лабораторный практикум : учебное пособие для спо / И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург
: Лань, 2021. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-6827-0. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153638
(дата
обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8.
Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и
электрические машины: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / В. И. Киселев, Э. В. Кузнецов, А. И. Копылов, В. П. Лунин; под общей
редакцией В. П. Лунина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. –
184 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/472795 (дата обращения: 22.12.2021).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень
знаний,
осваиваемых
в
рамках
дисциплины:
– методы преобразования
электрической
энергии,
сущность
физических
процессов, происходящих в
электрических и магнитных
цепях, порядок расчета их
параметров
Перечень
умений,
осваиваемых
в
рамках
дисциплины:
–
производить
расчет
параметров
электрических
цепей;
– собирать электрические
схемы и проверять их работу
Критерии оценки
– формулирует правила и законы
электротехники;
– демонстрирует знания сущности
физических процессов;
– объясняет сущность физических
процессов,
происходящих
в
электрических цепях;
– объясняет сущность физических
процессов,
происходящих
в
магнитных цепях;
– выполняет расчёты параметров
электрических и магнитных цепей
– проводит расчёт параметров
электрических цепей постоянного и
переменного тока;
– собирает электрические цепи и
проверяет их работу
Методы оценки
Тестирование
теоретических знаний.
Экспертное наблюдение
и оценка на практических
занятиях
Экспертное наблюдение
на лабораторных работах,
оценка
выполнения
индивидуальных
домашних заданий