СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Пояснительная записка ..................................................................................................4
1. Паспорт программы учебной дисциплины …………………………………………5
2. Структура и содержание учебной дисциплины........................................................7
3. Условия реализации учебной дисциплины ...............................................................18
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………20
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе…………………………….23
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12 Химия предназначена для изучения в
ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум имени В.Н. Толстова» реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования
(ОПОП ППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
ОУД.12 Химия изучается в общеобразовательном цикле ОПОП СПО по программе
ППКРС по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин технологического профиля в объеме 72 часа.
Программа разработана на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413
«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования»
- приказа Минпросвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
- приказа Минпросвещения Российской Федерации от 26.08.2022. № 774 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
- примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Химия» для профессиональных образовательных организаций одобренной на заседании Педагогического совета ФГБОУ
ДПО ИРПО протоколом № 6/2025 от «18» апреля 2025 года;
- рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум
имени В.Н. Толстова»;
- учебным планом программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по
профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Изучение учебной дисциплины ОУД.12 Химия завершается промежуточной аттестацией в
форме дифференцированного зачета.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 ХИМИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, входящей в укрупнённую группу 23.00.00 Техника и технологии наземного
транспорта.
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «Химия» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
Общеобразовательная дисциплина «Химия» изучается на базовом уровне в общеобразовательном цикле учебного плана основной профессиональной образовательной программы
укрупненной группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.
Прикладной модуль включает раздел 8 «Химия в быту и производственной деятельности человека», который реализуется для всех профессий/специальностей методом решения
кейсов, связанных с экологической безопасностью и оценкой последствий бытовой и производственной деятельности, соответствующей отраслям будущей профессиональной деятельности обучающихся.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.3.1. Цели и задачи дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Химия» направлено на
достижение следующих целей:
формирование системы химических знаний как важнейшей составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой лежат ключевые понятия, фундаментальные
законы и теории химии, освоение языка науки, усвоение и понимание сущности доступных
обобщений мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и становления;
формирование и развитие представлений о научных методах познания веществ и
химических реакций, необходимых для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и химических явлений, имеющих место в природе, в практической и повседневной
жизни;
развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного обращения с веществами.
Задачи дисциплины:
1)
сформировать понимание закономерностей протекания химических процессов и
явлений в окружающей среде, а также их связь с целостной научной картиной мира и другими
естественными науками;
2)
развить умения составлять формулы неорганических и органических веществ,
уравнения химических реакций, объяснять их смысл, интерпретировать результаты химических экспериментов,
3)
сформировать навыки проведения простейших химических экспериментальных
исследований с соблюдением правил безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием;
4)
развить умения находить, анализировать и использовать информацию химического характера из различных информационных источников, включая учебную литературу,
научные публикации и интернет-ресурсы;
5)
сформировать умения прогнозировать последствия своей деятельности и химических природных, бытовых и производственных процессов, учитывая возможные экологические и социальные воздействия;
6)
сформировать понимание значимости достижений химической науки и технологий для развития социальной и производственной сфер с умением приводить примеры их
применения в различных сферах жизни.
1.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение общеобразовательная дисциплина «Химия» имеет при формировании
и развитии ОК 01; ОК 02; ОК 04; ОК 07 и ПК, представленных в актуализированных ФГОС
СПО по профессии.
Код и наименование формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы решения
задач профессиональной деятельности применительно к
различным контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
Личностные результаты должны отражать в части:
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной
деятельности.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности.
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения
проблем;
Дисциплинарные результаты должны отражать:
ПРб 01. сформированность представлений: о химической
составляющей естественнонаучной картины мира, роли
химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
ПРб 02. владение системой химических знаний, которая
включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, s-, р-, dэлектронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая
связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный
скелет, функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения, биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер, полимер,
структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое равновесие), теории и законы (теория химического строения органических веществ A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, периодический закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах,
составе, получении и безопасном использовании важней-
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии
решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности.
ших неорганических и органических веществ в быту и
практической деятельности человека;
ПРб 03. сформированность умений выявлять характерные
признаки и взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия при описании строения и свойств
неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
ПРб 04. сформированность умений использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия
важнейших веществ (этилен, ацетилен, глицерин, фенол,
формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь,
питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций;
ПРб 05. сформированность умений устанавливать принадлежность изученных неорганических и органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства; определять
виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ;
классифицировать химические реакции;
ПРб 07. сформированность умений проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям химических реакций
с использованием физических величин, характеризующих
вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений
в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.
ОК 02. Использовать
современные средства поиска, анализа
и интерпретации
информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Личностные результаты должны отражать в части:
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и
форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности.
ОК 04. Эффективно
Личностные результаты должны отражать в чавзаимодействовать и сти:
работать в коллекти- гражданского воспитания:
ве и команде
готовность вести совместную деятельность в ин-
Дисциплинарные (предметные) результаты и должны
отражать:
ПРб 06. владение основными методами научного познания
веществ и химических явлений (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование);
ПРб 07. сформированность умений проводить расчеты по
химическим формулам и уравнениям химических реакций
с использованием физических величин, характеризующих
вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений
в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением;
ПРб 08. сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических
веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании,
цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные
реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам
"Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами
техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе
этих результатов;
ПРб 09. сформированность умения анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников
(средств массовой информации, сеть Интернет и другие).
Дисциплинарные (предметные) результаты и должны
отражать:
ПРб 08. сформированность умений планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических
тересах гражданского общества;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать
результаты совместной работы.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности;
признавать свое право и право других людей на
ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции
другого человека.
ОК 07. СодействоЛичностные результаты должны отражать в чавать сохранению
сти:
окружающей среды, экологического воспитания:
ресурсосбережению, сформированность экологической культуры, поприменять знания об
нимание влияния социально-экономических произменении климата,
цессов на состояние природной и социальной срепринципы бережлиды, осознание глобального характера экологичевого производства,
ских проблем;
эффективно дей планирование и осуществление действий в окруствовать в чрезвыжающей среде на основе знания целей устойчиво-
веществ при нагревании, получение этилена и изучение его
свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании,
цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные
реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам
"Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами
техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе
этих результатов.
Дисциплинарные (предметные) результаты и должны
отражать:
ПРб 01. сформированность представлений: о химической
составляющей естественнонаучной картины мира, роли
химии в познании явлений природы, в формировании
мышления и культуры личности, ее функциональной грамотности, необходимой для решения практических задач и
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
ПРб 10. сформированность умений соблюдать правила
чайных ситуациях
ПК3.1-ПК3.4
го развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
в) работа с информацией:
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности.
ПК 3.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных
сталей во всех пространственных положениях сварного шва
ПК 3.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из сплавов металлов во всех пространственных положениях сварного шва
ПК 3.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытым электродом различных деталей
ПК 3.4. Выполнять ручную дуговую резку металла
плавящимся покрытым электродом.
экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и
окружающей природной среды; учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных веществ, понимая смысл показателя предельной допустимой концентрации.
Освоение учебной дсциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных результатов реализации программы воспитания:
ЛР6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
ЛР10. Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объём образовательной программы дисциплины
72
Содержание учебного материала
64
в т. ч.:
теоретические занятия
34
практические занятия
18
лабораторные занятия
6
контрольные работы
4
Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
в т. ч.:
8
теоретические занятия
4
практические занятия
4
Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачета
2
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОУД.12 Химия
Наименование разСодержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное), ла- Объём
делов и тем
бораторные и практические занятия, прикладной модуль
часов
1
2
3
Содержание учебного материала
64
Раздел 1. Теоретические основы химии
16
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
2
Основные химичеХимический элемент. Атом. Ядро атома, изотопы. Электронная оболочка. Энергетические
ские понятия и зако- уровни, подуровни. Атомные орбитали, s-, p-, d- элементы. Особенности распределения элек1
ны, строение атомов тронов по орбиталям в атомах элементов первых четырёх периодов. Электронная конфигурахимических элемен- ция атомов. Основные химические законы
тов
Практические занятия
Практическая работа №1. «Основные количественные законы в химии и расчеты по уравнениям химических реакций».
1
Относительные атомная и молекулярная массы. Молярная масса. Количество вещества. Массовая доля вещества. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Расчеты по уравнениям химических реакций с использованием массовой доли вещества,
объема (нормальные условия) газов, количества вещества
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
2
Периодический закон Практические занятия
и Периодическая си- Практическая работа №2. «Изучение периодических закономерностей и их взаимосвязи со
стема химических
строением атомов».
элементов Д. И. Мен- Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Связь периодического закоделеева, их связь с
на и Периодической системы химических элементов с современной теорией строения атомов.
современной теорией Закономерности изменения свойств химических элементов, образуемых ими простых и
строения атомов
сложных веществ по группам и периодам Периодической системы. Значение периодического
2
закона и системы химических элементов Д.И. Менделеева в развитии науки.
Установление связи между строением атомов химических элементов и периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с положением Периодической системы. Решение практико-ориентированных теоретических заданий на характеризацию химических элементов «Металлические / неметаллические свойства химических
элементов в соответствии с их электронным строением и положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева»
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
2
Строение вещества
Строение вещества. Химическая связь. Виды химической связи (ковалентная неполярная и
1
Формируемые
компетенции
4
ОК 01
ОК 01
ОК 02
ПК3.1-ПК3.4
ОК 01
и природа химической связи. Многообразие веществ
полярная, ионная, металлическая). Механизмы образования ковалентной химической связи
(обменный и донорно-акцепторный). Водородная связь. Валентность. Электроотрицательность. Степень окисления. Ионы: катионы и анионы
Практические занятия
Практическая работа №3. «Строение вещества и природа химической связи».
Демонстрация моделей кристаллических решеток: ионной (хлорид натрия), атомной (графит
и алмаз), молекулярной (углекислый газ, иод), металлической (натрий, магний, медь). Решение практических заданий на составление электронно-графических формул элементов 1–4
периодов
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Классификация,
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (оксиды,
и номенклатура неор- гидроксиды, кислоты, соли). Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Агреганических веществ
гатные состояния вещества. Кристаллические и аморфные вещества. Закон постоянства состава вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость свойства веществ от типа кристаллической решётки
Практические занятия
Практическая работа №4. «Номенклатура неорганических веществ».
Решение практических заданий по классификации, номенклатуре и химическим формулам
неорганических веществ различных классов (угарный газ, углекислый газ, аммиак, гашеная
известь, негашеная известь, питьевая сода и других): названия веществ по международной
(ИЮПАК) или тривиальной номенклатуре и составление формулы химических веществ,
определение принадлежности к классу. Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам. Анализ химической информации, получаемой из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие)
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Типы химических ре- Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и органической
акций
химии. Законы сохранения массы вещества, сохранения и превращения энергии при химических реакциях. Окислительно-восстановительные реакции (уравнения окислениявосстановления, степень окисления, окислитель и восстановитель, окислительновосстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности
организмов)
Тема 1.6.
Содержание учебного материала
Скорость химических Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ,
реакций. Химическое концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности.
равновесие
Тепловые эффекты химических реакций: экзо- и эндотермические реакции. Обратимые ре-
1
2
ОК 01
ОК 02
1
1
2
ОК 01
2
2
1
ОК 01
ОК 02
ПК3.1-ПК3.4
акции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического равновесия
(концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура). Принцип Ле Шателье
Практические занятия
Практическая работа №5. «Влияние различных факторов на скорость химической реакции».
Решение практико-ориентированных заданий на анализ факторов, влияющих на изменение
скорости химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от присутствия
катализатора на примере разложения пероксида водорода с помощью диоксида марганца и
каталазы. Решение практико-ориентированных заданий на применение принципа ЛеШателье для нахождения направления смещения равновесия химической реакции и анализ
факторов, влияющих на смещение химического равновесия
Тема 1.7.
Содержание учебного материала
Растворы, теория элек- Растворы. Виды растворов по содержанию растворенного вещества. Растворимость. Понятие
тролитической диссо- о дисперсных системах. Истинные и коллоидные растворы. Массовая доля вещества в расциации и ионный об- творе. Понятие о водородном показателе (pH) раствора. Электролитическая диссоциация.
мен
Сильные и слабые электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №1 «Приготовление растворов».
Приготовление растворов заданной массовой долей растворенного вещества, проведение реакций ионного обмена, определение среды растворов веществ с помощью универсального
индикатора (кислая, нейтральная, щелочная). Задания на составление ионных реакций. Решение практико-ориентированных расчетных заданий на растворы, используемые в бытовой и
производственной деятельности человека
Контрольная работа
Строение вещества и химические реакции (по разделу 1)
1
Раздел 2. Неорганическая химия
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Физико-химические
Металлы. Положение металлов в Периодической системе химических элементов. Особенносвойства неорганиче- сти строения электронных оболочек атомов металлов. Общие физические свойства металлов.
ских веществ
Сплавы металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их
соединений. Общие способы получения металлов. Применение металлов в быту и технике
Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева и особенности строения атомов. Физические свойства неметаллов. Аллотропия
неметаллов (на примере кислорода, серы, фосфора и углерода). Химические свойства и при-
1
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК3.1-ПК3.4
2
1
10
8
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК3.1-ПК3.4
менение важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их
соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных соединений). Применение
важнейших неметаллов и их соединений
Химические свойства основных классов неорганических веществ (оксидов, гидроксидов,
кислот, солей и др.). Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным классам. Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов
Практические занятия
Практическая работа №6. «Физико-химические свойства неорганических веществ».
Составление уравнений химических реакций с участием простых и сложных неорганических
веществ: металлов и неметаллов; оксидов металлов, неметаллов и амфотерных элементов;
неорганических кислот, оснований и амфотерных гидроксидов; неорганических солей, характеризующих их свойства.
Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или
объёму одного из участвующих в реакции веществ, расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ имеет примеси. Решение практикоориентированных заданий на свойства, состав, получение и безопасное использование важнейших неорганических веществ в быту и профессиональной деятельности человека
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Идентификация неор- Лабораторные занятия
ганических веществ
Лабораторная работа №2 «Идентификация неорганических веществ».
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов, по распознаванию и получению соединений металлов и неметаллов (взаимодействие гидроксида
алюминия с растворами кислот и щелочей,). Идентификация неорганических веществ с использованием их физико-химических свойств, характерных качественных реакций. Качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катионы металлов и катион
аммония
Контрольная работа
Свойства неорганических веществ (по разделу 2)
2
Раздел 3. Теоретические основы органической химии
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Классификация, стро- Предмет органической химии: её возникновение, развитие и значение в получении новых
ение и номенклатура веществ и материалов. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова, её основорганических веществ ные положения. Структурные формулы органических веществ. Гомология, изомерия. Химическая связь в органических соединениях: кратные связи, σ- и π-связи.
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
2
1
4
4
2
ОК 01
Представление о классификации органических веществ. Номенклатура органических соединений (систематическая) и тривиальные названия важнейших представителей классов органических веществ
Практические занятия
Практическая работа №7. «Номенклатура органических веществ».
Ознакомление с образцами органических веществ и материалами на их основе, моделирование молекул органических веществ, наблюдение и описание демонстрационных опытов по
превращению органических веществ при нагревании (плавление, обугливание и горение).
Составление полных и сокращенных структурных формул органических веществ отдельных
классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен,
ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин). Расчеты простейшей
формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %)
Раздел 4. Углеводороды
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Углеводороды и их
Предельные углеводороды (алканы): состав и строение, гомологический ряд. Метан и этан:
природные источники состав, строение, физические и химические свойства (реакции замещения и горения), получение и применение.
Непредельные углеводороды (алкены, алкадиены, алкины).
Алкены: состав и строение, гомологический ряд. Этилен и пропилен: состав, строение, физические и химические свойства (реакции гидрирования, галогенирования, гидратации, окисления и полимеризации) получение и применение.
Алкадиены: бутадиен-1,3 и метилбутадиен-1,3, химическое строение, свойства (реакция полимеризации), применение (для синтеза природного и синтетического каучука и резины).
Алкины: состав и особенности строения, гомологический ряд. Ацетилен: состав, химическое
строение, физические и химические свойства (реакции гидрирования, галогенирования, гидратации горения), получение и применение (источник высокотемпературного пламени для
сварки и резки металлов)
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и толуол: состав, строение, физические и химические свойства (реакции галогенирования и нитрования), получение и применение. Токсичность аренов (влияние бензола на организм человека). Генетическая связь между углеводородами, принадлежащими к различным классам.
Природные источники углеводородов. Природный газ и попутные нефтяные газы. Нефть и её
происхождение. Способы переработки нефти: перегонка, крекинг (термический, каталитический), пиролиз. Продукты переработки нефти, их применение в промышленности
и в быту. Каменный уголь и продукты его переработки
2
10
8
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ПК3.1-ПК3.4
Тема 4.2.
Физико-химические
свойства углеводородов
Содержание учебного материала
Лабораторные занятия
Лабораторная работа №3 «Свойства углеводородов».
Тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения углеводородов. Получение этилена и изучение его свойств. Моделирование молекул и химических превращений углеводородов (на примере этана, этилена, ацетилена и др.) и галогенопроизводных
Раздел 5. Кислородосодержащие органические соединения
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Спирты. Фенол
Предельные одноатомные спирты (метанол и этанол): строение, физические и химические
свойства (реакции с активными металлами, галогеноводородами, горение), применение. Водородные связи между молекулами спиртов. Физиологическое действие метанола и этанола
на организм человека.
Многоатомные спирты (этиленгликоль и глицерин): строение, физические и химические
свойства (взаимодействие со щелочными металлами, качественная реакция на многоатомные
спирты). Физиологическое действие на организм человека. Применение глицерина и этиленгликоля.
Фенол. Строение молекулы, физические и химические свойства фенола. Токсичность фенола,
его физиологическое действие на организм человека. Применение фенола
Тема 5.2.
Содержание учебного материала
Альдегиды.
Альдегиды и кетоны (формальдегид, ацетальдегид, ацетон): строение, физические и химичеКарбоновые кислоты. ские свойства (реакции окисления и восстановления, качественные реакции), получение и
Сложные эфиры
применение.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты (муравьиная и уксусная кислоты): строение,
физические и химические свойства (общие свойства кислот, реакция этерификации), получение и применение. Стеариновая и олеиновая кислоты как представители высших карбоновых
кислот. Мыла как соли высших карбоновых кислот, их моющее действие.
Сложные эфиры как производные карбоновых кислот. Гидролиз сложных эфиров. Жиры.
Гидролиз жиров. Применение жиров. Биологическая роль жиров
Тема 5.3.
Содержание учебного материала
Углеводы
Углеводы: состав, классификация углеводов (моно-, ди- и полисахариды). Глюкоза – простейший моносахарид: особенности строения молекулы, физические и химические свойства
глюкозы (взаимодействие с гидроксидом меди (II), окисление аммиачным раствором оксида
серебра (I), восстановление, брожение глюкозы), нахождение в природе, применение глюкозы, биологическая роль в жизнедеятельности организма человека. Фотосинтез. Фруктоза как
изомер глюкозы.
2
ОК 02
ОК 04
2
14
2
ОК 01
ОК 07
2
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
3
4
3
ОК 01
ОК 02
ОК 04
Сахароза – представитель дисахаридов, гидролиз сахарозы, нахождение в природе и применение.
Полисахариды: крахмал и целлюлоза как природные полимеры. Строение крахмала и целлюлозы, физические и химические свойства крахмала (гидролиз, качественная реакция с иодом)
Тема 5.4.
Содержание учебного материала
Физико-химические
Практические занятия
свойства кислородосо- Практическая работа №8. «Номенклатура кислородосодержащих органических соединений».
держащих органиче- Тривиальная и международная номенклатура, химические свойства, способы получения
ских соединений
спиртов и фенолов, карбоновых кислот и эфиров, альдегидов и кетонов. Составление схем
реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства кислородосодержащих органических соединений
Практическая работа №9. «Химические и физические свойства кислородосодержащих органических соединения».
Проведение, наблюдение и описание демонстрационных опытов: горение спиртов, качественные реакции одноатомных спиртов (окисление этанола оксидом меди (II)), многоатомных спиртов (взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II)), альдегидов (окисление
аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксидом меди (II), взаимодействие крахмала с
иодом), изучение свойств раствора уксусной кислоты
Раздел 6. Азотсодержащие органические соединения
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Амины.
Амины: метиламин – простейший представитель аминов: состав, химическое строение, физиАминокислоты.
ческие и химические свойства, нахождение в природе.
Белки
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Физические и химические свойства аминокислот (на примере глицина). Биологическое значение аминокислот. Пептиды.
Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная и третичная структура белков. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные реакции на белки
Практические занятия
Практическая работа №10. «Свойства азотосодержащих органических соединений».
Физические и химические свойства аминов (реакции с кислотами и горения) и аминокислот
(на примере глицина). Наблюдение и описание демонстрационных опытов: денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков
Раздел 7. Высокомолекулярные соединения
Тема 7.1.
Содержание учебного материала
Пластмассы.
Практические занятия
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
4
4
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
2
2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
Каучуки. Волокна
Практическая работа №11. «Синтез, анализ и классификация высокомолекулярных соединений»
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений: мономер, полимер, структурное
звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация.
Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон, пластмасс, каучуков:
пластмассы (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид, полистирол); натуральный и синтетические каучуки (бутадиеновый, хлоропреновый и изопреновый); волокна (натуральные
(хлопок, шерсть, шёлк), искусственные (ацетатное волокно, вискоза), синтетические (капрон
и лавсан)
ОК 04
ПК3.1-ПК3.4
Контрольная работа
Структура и свойства органических веществ (по разделам 3-7)
3
2
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
8
Раздел 8. Химия в быту и производственной деятельности человека
Тема 8.1.
Содержание учебного материала
Химические техноло- Правила экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
гии
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды, опасность воздействия на жив повседневной
вые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы,
и профессиональной
хлорорганические производные, альдегиды и др.), показатель предельно допустимой кондеятельности человека центрации и его использование.
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины, создании новых материалов (в зависимости от вида профессиональной деятельности), новых источников энергии (альтернативные источники энергии). Понятие о
научных методах познания веществ и химических реакций. Представления об общих научных принципах промышленного получения важнейших веществ (на примерах производства
аммиака, серной кислоты, метанола).
Химия и здоровье человека: правила безопасного использования лекарственных препаратов,
бытовой химии в повседневной жизни
Практические занятия
Практическая работа №12. «Применение химических веществ и технологий с учетом будущей профессиональной деятельности».
Решение кейс-задач по темам: пищевые продукты, основы рационального питания, важнейшие строительные и конструкционные материалы, сельскохозяйственное производство, краски, стекло, керамика, материалы для электроники, наноматериалы, текстильные волокна, источники энергии, органические и минеральные удобрения, лекарственные и косметические
8
8
4
4
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 07
ПК3.1-ПК3.4
препараты, бытовая химия, материалы из искусственных и синтетических волокон.
Защита: Представление результатов решения кейс-задач в форме мини-доклада (допускается
использование графических и презентационных материалов)
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачет)
Всего
2
72
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: учебный кабинет химии и/или учебной химической лаборатории.
Эффективность преподавания общеобразовательной дисциплины «Химия» зависит от
наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями дисциплины, в первую очередь, её экспериментальным характером, широким спектром
применения и практической значимостью. Рекомендуемое материально-техническое обеспечение
кабинета химии и химической лаборатории включает: специализированную мебель и системы
хранения, технические и электронные средства обучения, демонстрационные учебно-наглядные
пособия, демонстрационное оборудование и приборы, лабораторно-технологическое оборудование, лабораторную химическую посуду, модели (объемные и плоские), натуральные объекты
(коллекции, химические реактивы), оборудование лаборантской.
Специализированная мебель и системы хранения
1 Стол лабораторный демонстрационный (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, подводкой и отведением воды, сантехникой, электрическими розетками,
автоматами аварийного отключения тока)
2 Стол лабораторный демонстрационный с надстройкой (с защитным, химостойким и термостойким покрытием)
3 Стол ученический лабораторный, регулируемый по высоте (с защитным, химостойким и
термостойким покрытием, раковиной, бортиком по наружному краю, подводкой и отведением воды, и сантехникой)/Стол ученический, регулируемый по высоте (приобретается
только при наличии специального лабораторного островного стола) (по количеству обучающихся)
4 Стул ученический (по количеству обучающихся)
5 Огнетушитель
6 Доска классная/Рельсовая система с классной и интерактивной доской (программное обеспечение, проектор, крепления в комплекте)/интерактивной панелью (программное обеспечение в комплекте)
7 Стол с ящиками для хранения/тумбой (рабочее место преподавателя)
8 Кресло офисное (рабочее место преподавателя)
9 Доска пробковая/Доска магнитно-маркерная
10 Система (устройство) для затемнения окон
11 Шкаф вытяжной панорамный
12 Шкаф для хранения учебных пособий
13 Аптечка универсальная для оказания первой медицинской помощи
Технические средства
1 Многофункциональное устройство/принтер
2 Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/Рельсовая система с классной и
интерактивной доской (программное обеспечение, проектор, крепление в комплекте)/интерактивной панелью (программное обеспечение в комплекте)
3 Персональный компьютер с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение,
образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное
обеспечение для цифровой лаборатории, с возможностью онлайн-опроса)
Электронные средства обучения
1 Электронные средства обучения/Интерактивные пособия/Онлайн-курсы (по разделам рабочей программы)
Демонстрационные учебно-наглядные пособия
1 Словари, справочники, энциклопедия (по химическим наукам)
2 Комплект портретов великих химиков
3 Пособия наглядной экспозиции
4
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Специализированная мебель и системы хранения для химической лаборатории
Лабораторный островной стол (двухсторонний, с защитным, химостойким и термостойким
покрытием, надстольем, с подсветкой и электрическими розетками, подводкой и отведением воды, и сантехникой)
Стул лабораторный, регулируемый по высоте
Стол лабораторный демонстрационный (с защитным, химостойким и термостойким покрытием, раковиной, подводкой и отведением воды, сантехникой, электрическими розетками,
автоматами аварийного отключения тока)
Стол лабораторный демонстрационный с надстройкой (с защитным, химостойким и термостойким покрытием)
Стол с ящиками для хранения/тумбой
Кресло офисное
Огнетушитель
Демонстрационное оборудование и приборы для кабинета и лаборатории
Весы электронные с USB-переходником
Столик подъемный
Центрифуга демонстрационная
Штатив демонстрационный
Аппарат для проведения химических реакций
Аппарат Киппа
Эвдиометр
Горелка универсальная
Прибор для иллюстрации зависимости скорости химических реакций от условий окружающей среды
Набор для электролиза демонстрационный
Прибор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный)
Прибор для окисления спирта над медным катализатором
Прибор для получения галоидоалканов демонстрационный
Прибор для получения растворимых веществ в твердом виде
Установка для фильтрования под вакуумом
Прибор для определения состава воздуха
Газоанализатор кислорода и токсичных газов с цифровой индикацией показателей
Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ
Установка для перегонки веществ
Барометр-анероид
Набор для изучения водородной энергетики
рН-метры (дополнительное вариативное оборудование)
Лабораторно-технологическое оборудование для кабинета и лаборатории
Прибор для получения галоидоалканов и сложных эфиров лабораторный
Колбонагреватель
Электроплитка
Баня комбинированная лабораторная
Весы для сыпучих материалов
Прибор для получения газов
Спиртовка лабораторная
Магнитная мешалка
Микроскоп цифровой с руководством пользователя и пособием для учащихся
Набор для чистки оптики
Набор посуды для реактивов
Набор посуды и принадлежностей для работы с малыми количествами веществ
Набор принадлежностей для монтажа простейших приборов по химии
Набор посуды и принадлежностей из пропилена (микролаборатория)
Лабораторная химическая посуда для кабинета и лаборатории
1 Комплект колб демонстрационных
2 Набор пробок резиновых
3 Переход стеклянный
4 Пробирка Вюрца
5 Пробирка двухколенная
6 Соединитель стеклянный
7 Зажим винтовой
8 Зажим Мора
9 Шланг силиконовый
10 Комплект стеклянной посуды на шлифах демонстрационный
11 Дозирующее устройство (механическое)
12 Комплект изделий из керамики, фарфора и фаянса
13 Комплект ложек фарфоровых
14 Комплект мерных колб малого объема
15 Комплект мерных колб
16 Комплект мерных цилиндров пластиковых
17 Комплект мерных цилиндров стеклянных
18 Комплект воронок стеклянных
19 Комплект пипеток
20 Комплект стаканов пластиковых/стеклянных
21 Комплект стаканов химических мерных
22 Комплект стаканчиков для взвешивания
23 Комплект ступок с пестиками
24 Набор шпателей
25 Набор пинцетов
26 Набор чашек Петри
27 Трубка стеклянная
28 Эксикатор
29 Чаша кристаллизационная
30 Щипцы тигельные
31 Бюретка
32 Пробирка
33 Банка под реактивы полиэтиленовая
34 Банка под реактивы стеклянная из темного стекла с притертой пробкой
35 Набор склянок для растворов реактивов
36 Палочка стеклянная
37 Штатив для пробирок
38 Комплект средств для индивидуальной защиты
39 Комплект термометров
40 Сушильная панель для посуды
41 Фильтровальная бумага/фильтры бумажные (дополнительное вариативное оборудование)
Модели (объемные и плоские), натуральные объекты (коллекции, химические реактивы)
для кабинета и лаборатории
1 Комплект моделей кристаллических решеток
2 Модель молекулы белка
3 Набор для моделирования строения неорганических веществ
4 Набор для моделирования строения органических веществ
5 Набор для моделирования строения атомов и молекул
6 Набор для моделирования электронного строения атомов
7 Комплект коллекций
8 Комплект химических реактивов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Оборудование лаборантской кабинета химии
Стол с ящиками для хранения/тумбой
Кресло офисное
Стол лабораторный моечный
Сушильная панель для посуды
Шкаф для хранения учебных пособий
Шкаф для хранения химических реактивов
Шкаф для хранения лабораторной посуды/приборов
Шкаф вытяжной
Лаборантский стол
Стул лабораторный, регулируемый по высоте
Электрический аквадистиллятор
Шкаф сушильный
Резиновые перчатки
Комплект ершей для мытья лабораторной посуды
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы дисциплины библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные учебники и разработанные в комплекте с ними
учебные пособия (при наличии), допущенные к использованию при реализации образовательных
программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
При реализации программы дисциплины возможно использование электронных образовательных
ресурсов, допущенных к использованию при реализации образовательных программ среднего
общего образования.
Рекомендуемые печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
Основные печатные издания
1. Рудзитис Г.Е. Химия: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования /Г.Е.
Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – Москва: Просвещение,2024.
2. Анфиногенова, И. В. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. В. Анфиногенова, А. В. Бабков, В. А. Попков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2022. — 291 с.
3. Щеголихина, Н. А. Общая химия: учебник для СПО / Н. А. Щеголихина, Л. В. Минаевская. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 164 с.
4. Никольский, А. Б. Химия: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. Б. Никольский, А. В. Суворов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2022. — 507 с.
5. Химия: учебник для среднего профессионального образования / Ю. А. Лебедев, Г. Н.
Фадеев, А. М. Голубев, В. Н. Шаповал; под общей редакцией Г. Н. Фадеева. — 2-е изд., перераб.
и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 431 с.
Дополнительные источники
1.
Химия. 10 класс. Углублённый уровень: учебник/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко, В.И.
Теренин, А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2022. – 446, [2] c.:
ил.
2.
Химия. 11 класс. Углублённый уровень: учебник/ В.В. Еремин, Н.Е. Кузьменко,
А.А. Дроздов, В.В. Лунин; под ред. В.В. Лунина. – М.: Просвещение, 2022. – 478, [2] c.: ил.
3.
Химия. Углубленный уровень. 10—11 классы: рабочая программа к линии УМК В.В.
Лунина:
учебно-методическое
пособие
/
В.В.
Еремин,
А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2017. — 324, [1] с.
4.
Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко,
В.И. Теренина, А. А. Дроздова и др. «Химия. Углубленный уровень». 10 класс / В. В. Еремин,
А.А.
Дроздов,
И.В.
Еремина,
В.
И.
Махонина,
О. Ю. Симонова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2018. — 339 с.: ил.
5.
Методическое пособие к учебнику В. В. Еремина, Н. Е. Кузьменко, А. А. Дроздова и
др. «Химия. Углубленный уровень». 11 класс / В. В. Еремин, А.А. Дроздов, И.В. Еремина, Н.В.
Волкова, Н.В. Фирстова, Э.Ю. Керимов. — М.: Дрофа, 2018. — 423 с.: ил.
6.
Гусева, Е. В. Химия для СПО: учебно-методическое пособие / Е. В. Гусева, М. Р. Зиганшина, Д. И. Куликова. — Казань: КНИТУ, 2019. — 168 с. — ISBN 978-5-7882-2792-4. —
Текст:
электронный
//
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/196096 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
7.
Черникова, Н. Ю. Химия в доступном изложении: учебное пособие для спо / Н. Ю.
Черникова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 316 с. — ISBN 978-5-8114-95009. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/195532 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
8.
Шевницына, Л. В. Химия: учебное пособие / Л. В. Шевницына, А. И. Апарнев. — Новосибирск: НГТУ, 2017. — 92 с. — ISBN 978-5-7782-3345-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118505 (дата обращения:
14.10.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
9.
Блинов, Л. Н. Химия: учебник для СПО / Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Т. В. Соколова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 260 с. — ISBN 978-5-8114-7904-7. —
Текст:
электронный
//
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/167183 (дата обращения: 14.10.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
10. Габриелян, О. С., Лысова, Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб. -метод. пособие. — М. Академия, 2012. - 332 с.
11. Черникова Н. Ю., Мещерякова Е. В. Решаем задачи по химии самостоятельно: учебное пособие / Н. Ю. Черникова, Е. В. Мещерякова — Санкт-Петербург: Лань, 2022. — 328 с.
12. Резников В. А. Сборник упражнений и задач по органической химии: учебное пособие
/ В.А. Резников — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 226 с.
13. Капустина А. А., Хальченко И. Г., Либанов В. В. Общая и неорганическая химия.
Практикум / А. А. Капустина, И. Г. Хальченко, В.В. Либанов — Санкт-Петербург: Лань, 2020. —
152 с.
14. Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г.
Остроумов. – М., 2016.- 256 с.
15. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей технического профиля:
учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. — 4-е
изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2017. — 272 с.
Интернет-ресурсы
1.
hvsh.ru – Журнал «Химия в школе».
2.
https://postnauka.ru/themes/chemistry – лекции по химии на сайте Постнаука.
http://gotourl.ru/4780 (http://elementy.ru/)
Научно-популярный проект «Элементы большой науки» (физика, химия, математика, астрономия, науки о жизни, науки о Земле). Новости науки, книги, научно-популярные статьи, лекции,
энциклопедии.
3. http://gotourl.ru/4783 (http://potential.org.ru/)
Сайт научно-популярного журнала «Потенциал». Журнал издаётся с 2005 г., с 2011 г. — раздел
«Химия».
4. http://gotourl.ru/4785 (http://www.hij.ru/)
Сайт научно-популярного журнала «Химия и жизнь». Журнал издаётся с 1965 г.
5. http://gotourl.ru/4786 (http://www.chemnet.ru/rus/elibrary/)
Открытая электронная библиотека химического портала «Chemnet», содержит учебные и информационные материалы для школьников и учителей. В ней можно найти учебники по общей и неорганической химии, органической химии, мультимедиаматериалы, а также задачи химических
олимпиад с решениями, задачи вступительных экзаменов для абитуриентов.
6. http://gotourl.ru/4787 (http://www.chem.msu.ru/rus/olimp/)
Информационные материалы об олимпиадах: Московской городской, Всероссийской, Менделеевской, Международной. Приведены задачи теоретических и экспериментальных туров, подробные решения, списки и фотографии победителей.
7. http://gotourl.ru/7179 (http://chem.dist.mosolymp.ru/)
Система дистанционного обучения, направленная в первую очередь на подготовку к олимпиадам
всех уровней — от школьных до Международной. Сайт содержит огромное количество задач,
сгруппированных как по темам, так и по олимпиадам. По всем основным разделам химии приведён теоретический материал и разобраны решения типовых задач.
8. http://gotourl.ru/4789 (http://www.nanometer.ru/)
Портал по нанотехнологиям. Основная цель — развитие образования в области нанотехнологий
и подготовка к интернет-олимпиаде по нанотехнологиям.
9. http://gotourl.ru/4790 (http://webelements.com/)
Надёжная справочная информация о химических элементах и их свойствах (на английском языке).
10.
http://gotourl.ru/4792 (http://periodictable.ru/)
Русскоязычный сайт о свойствах химических элементов.
11.
http://gotourl.ru/7180 (https://www.lektorium.tv)
Некоммерческий сайт онлайн-образования, содержит много интересных образовательных курсов
и видеолекций для школьников, студентов и учителей. Есть несколько курсов по химии.
12.
http://gotourl.ru/4800 (https://www.cas.org/)
Сайт Chemical Abstract Service — самый авторитетный в мире химии информационный интернет-ресурс (сайт платный).
13.
http://www.organic-chemistry.org/
Портал по органической химии на английском языке.
14.
http://www.xumuk.ru
Сайт о химии: классические учебники, справочники, энциклопедии, поиск органических и неорганических реакций, составление уравнений реакций.
15.
http://orgchemlab.com/
Сайт, посвящённый практической работе в лаборатории
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/профессиональная компетенРаздел/Тема
ция
ОК 01. Выбирать способы решения заТема 1.1-1.7
дач профессиональной деятельности
Тема 2.1, 2.2
применительно к различным контекстам Тема 3.1
Тема 4.1
Тема 5.1-5.4
Тема 6.1
Тема 7.1
Тема 8.1
ОК 02. Использовать современные
Тема 1.2, 1.4,
средства поиска, анализа и интерпрета- 1.6, 1.7
ции информации, и информационные
Тема 2.1, 2.2
технологии для выполнения задач проТема 4.1, 4.2
фессиональной деятельности
Тема 5.2-5.4
Тема 6.1
Тема 7.1
Тема 8.1
Тема 1.7
ОК 04.
Эффективно взаимодействовать и рабо- Тема 2.1, 2.2
Тема 4.1, 4.2
тать в коллективе и команде
Тема 5.2-5.4
Тема 6.1
Тема 7.1
Тема 8.1
ОК 07. Содействовать сохранению
Тема 1.7
окружающей среды, ресурсосбережеТема 5.1
нию, применять знания об изменении
Тема 8.1
климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
ПК3.1-ПК3.4
Тип оценочных мероприятий
Тестирование
Устный опрос
Решение расчётных задач
Наблюдение за ходом
выполнения практикоориентированных заданий
Представление результатов
практических и лабораторных работ Проведение
химического эксперимента
Выполнение
контрольных
работ по
разделам дисциплины
Оценка самостоятельно
выполненных заданий
Защита решения кейсзадач (с учетом будущей
профессиональной
деятельности)
Выполнение заданий промежуточной аттестации