СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Физика»
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы СПО:
Общеобразовательная дисциплина «Физика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.2.1. Цели дисциплины:
Содержание программы общеобразовательной дисциплины Физика направлено на
достижение следующих целей:
формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению
природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания
и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;
формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и
научных доказательств;
формирование представлений о роли физики для развития других естественных
наук, техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач
в процессе изучения курса физики на уровне среднего общего образования:
приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах,
теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую физику
и элементы астрофизики;
формирование умений применять теоретические знания
для объяснения физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
освоение способов решения различных задач с явно заданной физической моделью,
задач, подразумевающих самостоятельное создание физической модели, соответствующей
условиям задачи;
понимание физических основ и принципов действия технических устройств и
технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
овладение методами самостоятельного планирования
и проведения физических экспериментов, анализа и интерпретации информации,
определения достоверности полученного результата;
создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой
деятельности.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Общие компетенции (далее – ОК) и профессиональные компетенции (далее – ПК)
ФГОС СПО в соотнесении с личностными, метапредметными и предметными
результатами обучения базового уровня (далее – ПРб)
ФГОС СОО представлены в таблице:
Код и наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным контекстам
Планируемые результаты освоения программы по дисциплине
Общие
Дисциплинарные
Личностные результаты должны отражать в части
трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности мастерства,
трудолюбие;
- готовность к активной деятельности технологической и
социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам профессиональной
деятельности,
- готовность и способность к образованию и
самообразованию на протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать
проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать
существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения; определять цели
деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения; выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях; вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности; развивать
креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
ПРб 1. Сформированность представлений о роли
и месте физики и астрономии в современной научной картине
мира, о системообразующей роли физики в развитии
естественных наук, техники
и современных технологий, о вкладе российских
и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание
физической сущности наблюдаемых явлений микромира,
макромира и мегамира; понимание роли астрономии в
практической деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии, роли физики
в формировании кругозора и функциональной грамотности
человека для решения практических задач;
ПРб 2. Сформированность умений распознавать физические
явления (процессы) и объяснять их на основе изученных
законов: равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение, свободное падение тел, движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, колебательное движение,
резонанс, волновое движение; диффузия, броуновское
движение, строение жидкостей и твердых тел, изменение
объема тел при нагревании (охлаждении), тепловое
равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, влажность воздуха, связь средней
кинетической энергии теплового движения молекул с
абсолютной температурой, повышение давления газа при его
нагревании в закрытом сосуде, связь между параметрами
состояния газа в изопроцессах; электризация тел,
взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током,
взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция,
действие магнитного поля на проводник с током и
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую части жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных
областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные
подходы и решения;
- проявлять способность их использования в
познавательной и социальной практике;
-проявлять способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и для
доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы;
- анализировать полученные в ходе решения задачи
результаты, критически оценивать их достоверность,
прогнозировать изменение в новых условиях; давать
оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный
опыт;
- разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
ставить проблемы и задачи, допускающие
альтернативные решения
движущийся заряд, электромагнитные колебания и волны,
прямолинейное распространение света, отражение,
преломление, интерференция, дифракция и поляризация
света, дисперсия света; фотоэлектрический эффект, световое
давление, возникновение линейчатого спектра атома
водорода, естественная и искусственная радиоактивность;
ПРб 3. Владение основополагающими физическими
понятиями и величинами, характеризующими физические
процессы (связанными с механическим движением,
взаимодействием тел, механическими колебаниями и
волнами; атомно-молекулярным строением вещества,
тепловыми процессами; электрическим и магнитным полями,
электрическим током, электромагнитными колебаниями и
волнами; оптическими явлениями; квантовыми явлениями,
строением атома и атомного ядра, радиоактивностью);
владение основополагающими астрономическими понятиями,
позволяющими характеризовать процессы, происходящие на
звездах, в звездных системах, в межгалактической среде;
движение небесных тел, эволюцию звезд и Вселенной;
ПРб 4. Владение закономерностями, законами
и теориями (закон всемирного тяготения, I, II и III законы
Ньютона, закон сохранения механической энергии, закон
сохранения импульса, принцип суперпозиции сил, принцип
равноправности инерциальных систем отсчета; молекулярнокинетическую теорию строения вещества, газовые законы,
первый закон термодинамики; закон сохранения
электрического заряда, закон Кулона, закон Ома для участка
цепи, закон Ома для полной электрической цепи, закон
Джоуля - Ленца, закон электромагнитной индукции, закон
сохранения энергии, закон прямолинейного распространения
света, закон отражения света, закон преломления света; закон
сохранения энергии, закон сохранения импульса, закон
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа
Личностные результаты должны отражать в части
ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего
сохранения электрического заряда, закон сохранения
массового числа, постулаты Бора, закон радиоактивного
распада); уверенное использование законов и
закономерностей при анализе физических явлений и
процессов;
ПРб 6. Владение основными методами научного познания,
используемыми в физике: проводить прямые и косвенные
измерения физических величин, выбирая оптимальный способ
измерения и используя известные методы оценки
погрешностей измерений, проводить исследование
зависимостей физических величин
с использованием прямых измерений, объяснять полученные
результаты, используя физические теории, законы и понятия,
и делать выводы; соблюдать правила безопасного труда
при проведении исследований в рамках учебного
эксперимента и учебно-исследовательской деятельности с
использованием цифровых измерительных устройств и
лабораторного оборудования; сформированность
представлений
о методах получения научных астрономических знаний;
ПРб 7. Сформированность умения решать расчетные задачи с
явно заданной физической моделью, используя физические
законы
и принципы; на основе анализа условия задачи выбирать
физическую модель, выделять физические величины и
формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической
величины; решать качественные задачи, выстраивая
логически непротиворечивую цепочку рассуждений с опорой
на изученные законы, закономерности и физические явления
ПРб 5. Умение учитывать границы применения изученных
физических моделей: материальная точка, инерциальная
система отсчета, идеальный газ; модели строения газов,
и интерпретации
информации
и информационные
технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность
современному уровню развития науки и общественной
практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской культуры
как средства взаимодействия между людьми и познания
мира;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с учетом
назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную форму представления и визуализации;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности
Личностные результаты должны отражать в части
духовно-нравственного воспитания:
- способность оценивать ситуацию и принимать
осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы
и ценности;
-осознание личного вклад в построение устойчивого
жидкостей и твердых тел, точечный электрический заряд,
ядерная модель атома, нуклонная модель атомного ядра
при решении физических задач;
ПРб 9. Сформированность собственной позиции по
отношению к физической информации, получаемой из разных
источников, умений использовать цифровые технологии для
поиска, структурирования, интерпретации и представления
учебной и научно-популярной информации; развитие умений
критического анализа получаемой информации
ПРб 9. Сформированность собственной позиции по
отношению к физической информации, получаемой из разных
источников, умений использовать цифровые технологии для
поиска, структурирования, интерпретации и представления
учебной и научно-популярной информации; развитие умений
критического анализа получаемой информации
в профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой
и финансовой
грамотности
в различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде
будущего;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную
деятельность, выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с
учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей
и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации,
выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать
решения
по их снижению
Личностные результаты должны отражать в части
ценности научного познания:
-овладевание навыками учебно-исследовательской,
проектной
и социальной деятельности;
Метапредметные результаты должны отражать:
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной
и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с
ПРб 10. Овладение умениями работать в группе
с выполнением различных социальных ролей, планировать
работу группы, рационально распределять деятельность в
нестандартных ситуациях, адекватно оценивать вклад
каждого из участников группы в решение рассматриваемой
проблемы
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального
и культурного контекста
учетом общих интересов, и возможностей каждого члена
коллектива;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать
и координировать действия по ее достижению: составлять
план действий, распределять роли с учетом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
-оценивать качество своего вклада и каждого участника
команды в общий результат по разработанным
критериям;
-предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции
новизны, оригинальности, практической значимости;
координировать
и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
-осуществлять позитивное стратегическое поведение
в различных ситуациях, проявлять творчество и
воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других людей при
анализе результатов деятельности
Личностные результаты должны отражать в части
эстетического воспитания:
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта,
научного и технического творчества, спорта, труда
и общественных отношений;
в области патриотического воспитания проявлять:
-ценностное отношение к государственным символам,
историческому и природному наследию, памятникам,
традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
Метапредметные результаты должны отражать:
ПРб 1. Сформированность представлений о роли
и месте физики и астрономии в современной научной картине
мира, о системообразующей роли физики в развитии
естественных наук, техники
и современных технологий, о вкладе российских
и зарубежных ученых-физиков в развитие науки; понимание
физической сущности наблюдаемых явлений микромира,
макромира и мегамира; понимание роли астрономии в
практической деятельности человека и дальнейшем научнотехническом развитии, роли физики
в формировании кругозора и функциональной грамотности
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания
об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать
в чрезвычайных
ситуациях
ПК 1.2. Осуществлять
комплекс мероприятий по
демонтажу и ремонту
систем, агрегатов и узлов
строительных машин для
устранения обнаруженных
неисправностей.
Овладение универсальными коммуникативными
действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения
с использованием языковых средств
Личностные результаты должны отражать в части
экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры, понимание
влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в окружающей
среде на основе знания целей устойчивого развития
человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде
человека для решения практических задач
ПРб 8. Сформированность умения применять полученные
знания для объяснения условий протекания физических
явлений в природе
и для принятия практических решений
в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; понимание
необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Основное содержание
Объем в
часах
176
136
в т.ч.
теоретические занятия
112
лабораторные занятия
24
Профессионально ориентированное содержание (содержание
прикладного модуля)
Промежуточная аттестация (экзамен)
34
6
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Физика»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессионально ориентированное),
лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)
1
2
Раздел 1. Физика и методы научного познания
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Введение
Физика - наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и
теории в процессе познания природы. Эксперимент в физике. Моделирование физических
явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы и теории. Границы применимости
физических законов. Принцип соответствия. Роль и место физики в формировании
современной научной картины мира, в практической деятельности людей
Раздел 2. Механика
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Кинематика
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Механическое движение. Относительность механического движения. Система отсчета.
Траектория. Перемещение, скорость (средняя скорость, мгновенная скорость) и ускорение
материальной точки, их проекции на оси системы координат. Сложение перемещений и
сложение скоростей. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Графики
зависимости координат, скорости, ускорения, пути и перемещения материальной точки от
времени. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Криволинейное движение.
Движение материальной точки по окружности с постоянной по модулю скоростью. Угловая
скорость, линейная скорость. Период и частота обращения. Центростремительное ускорение.
Технические устройства и практическое применение: спидометр, движение снарядов, цепные и
ремённые передачи
Практические занятия
Практическое занятие №1 Изучение прямолинейного равноускоренного движения
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Объем Формируемые
часов компетенции
3
2
2
32
4
2
4
4
ОК 03
ОК 05
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
Динамика
Тема 2.3
Законы
сохранения в
механике
Принцип относительности Галилея. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета.
Масса тела. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона для материальной точки
в инерциальной системе отсчета (ИСО). Третий закон Ньютона для материальных точек. Закон
всемирного тяготения. Сила тяжести. Первая космическая скорость. Сила упругости. Закон
Гука. Вес тела. Трение. Виды трения (покоя, скольжения, качения). Поступательное и
вращательное движение абсолютно твердого тела. Момент силы относительно оси вращения.
Плечо силы. Условия равновесия твердого тела в ИСО.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Сила трения. Сухое трение. Сила трения скольжения и сила трения покоя. Коэффициент
трения. Сила сопротивления при движении тела в жидкости или газе.Технические устройства и
практическое применение: подшипники, движение искусственных спутников
Практические занятия
Практическое занятие № 2. Исследование условий равновесия твердого тела, имеющего ось
вращения
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практическое занятие №3. Решение задач с профессиональной направленностью. На
применение второго закона Ньютона, определение массы и силы. Графическое изображение
сил действующих на тела. Решение задач на применение закона всемирного тяготения,
вычисление силы упругости. Решение задач на вычисление силы трения, сопротивления.
Практическое занятие №4 Технические устройства и практическое применение: спидометр,
движение снарядов, цепные и ременные передачи, подшипники, водомет, копер, пружинный
пистолет, движение искусственных спутников и ракет.
Содержание учебного материала
Импульс материальной точки (тела), системы материальных точек. Импульс силы и изменение
импульса тела. Закон сохранения импульса в ИСО. Реактивное движение. Работа силы.
Мощность силы. Кинетическая энергия материальной точки. Теорема об изменении
кинетической энергии. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упруго
деформированной пружины. Потенциальная энергия тела вблизи поверхности Земли.
Потенциальные и непотенциальные силы. Связь работы непотенциальных сил с изменением
механической энергии системы тел. Закон сохранения механической энергии. Упругие и
неупругие столкновения
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
2
2
4
8
4
Механическая работа и мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон
сохранения механической энергии. Работа силы тяжести и силы упругости. Применение законов
сохранения. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для
развития космических исследований, границы применимости классической механики.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практическое занятие №5. Исследование связи работы силы с изменением механической
энергии тела на примере растяжения резинового жгута
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Основы
Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытное обоснование.
молекулярноБроуновское движение. Диффузия. Характер движения и взаимодействия частиц вещества.
кинетической
Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе
теории
этих моделей. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Постоянная Авогадро.
Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Шкала температур Цельсия. Модель
идеального газа. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории идеального газа.
Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц
газа. Шкала температур Кельвина. Газовые законы. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Закон
Дальтона. Изопроцессы в идеальном газе с постоянным количеством вещества. Графическое
представление изопроцессов: изотерма, изохора, изобара. Технические устройства и
практическое применение: термометр, барометр
Практические занятия
Практическое занятие №6. Изучение одного из изопроцессов
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практическое занятие №7 Определение атмосферного давления с помощью закона Бойля –
Мариотта
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Основы
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Количество теплоты. Уравнение теплового
термодинамики баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Второе начало термодинамики.
Термодинамическая система. Внутренняя энергия термодинамической системы и способы ее
изменения. Количество теплоты и работа. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа.
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Удельная теплоемкость
вещества. Количество теплоты при теплопередаче. Понятие об адиабатном процессе. Первый
закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам.
2
44
10
2
2
14
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
Графическая интерпретация работы газа. Второй закон термодинамики. Необратимость
процессов в природе. Цикл Карно и его коэффициент полезного действия. Экологические
проблемы теплоэнергетики.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя. Охрана природы. Тепловые машины.
Принципы действия тепловых машин. Преобразования энергии в тепловых машинах.
Коэффициент полезного действия тепловой машины. Технические устройства и практическое
применение: двигатель внутреннего сгорания, бытовой холодильникц, кондиционер
Практические занятия
Практическое занятие №8. Измерение удельной теплоемкости
Тема 3.3
Содержание учебного материала
Агрегатные
Парообразование и конденсация. Испарение и кипение. Абсолютная и относительная
состояния
влажность воздуха. Насыщенный пар. Удельная теплота парообразования. Зависимость
вещества и
температуры кипения от давления. Твердое тело. Кристаллические и аморфные тела.
фазовые
Анизотропия свойств кристаллов. Жидкие кристаллы. Современные материалы. Плавление и
переходы
кристаллизация. Удельная теплота плавления. Сублимация. Уравнение теплового баланса
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Практическое занятие №9. Определение влажности воздуха
Раздел 4. Электродинамика
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Электростатика Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Проводники,
диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда. Взаимодействие
зарядов. Закон Кулона. Точечный электрический заряд. Электрическое поле. Напряженность
электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Линии напряженности
электрического поля. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов.
Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Диэлектрическая проницаемость.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Электроемкость. Конденсатор. Электроемкость плоского конденсатора. Энергия заряженного
конденсатора
Тема 4.2
Содержание учебного материала
6
2
6
2
34
6
2
8
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 07
ПК 1.2
Постоянный
электрический
ток. Токи в
различных
средах
Тема 4.3
Магнитное
поле.
Электромагни
тная индукция.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники тока. Сила тока.
Постоянный ток. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление.
Удельное сопротивление вещества. Последовательное, параллельное, смешанное соединение
проводников. Работа электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность электрического
тока. Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для
полной (замкнутой) электрической цепи. Короткое замыкание. Электронная проводимость
твердых металлов. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.
Электрический ток в вакууме. Свойства электронных пучков. Полупроводники. Собственная и
примесная проводимость полупроводников. Свойства p-n-перехода. Полупроводниковые
приборы. Электрический ток в растворах и расплавах электролитов. Электролитическая
диссоциация. Электролиз. Электрический ток в газах. Самостоятельный и несамостоятельный
разряд. Молния. Плазма
Практические занятия
Практическое занятие №10. Изучение смешанного соединения резисторов.
Практическое занятие №11 Измерение электродвижущей силы источника тока и его
внутреннего сопротивления
Содержание учебного материала
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Вектор
магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Линии магнитной индукции.
Картина линий магнитной индукции поля постоянных магнитов. Магнитное поле проводника с
током. Картина линий индукции магнитного поля длинного прямого проводника и замкнутого
кольцевого проводника, катушки с током. Опыт Эрстеда. Взаимодействие проводников с
током. Сила Ампера, ее модуль и направление. Сила Лоренца, ее модуль и направление.
Движение заряженной частицы в однородном магнитном поле. Работа силы Лоренца.
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Явление электромагнитной индукции. Поток вектора магнитной индукции. Электродвижущая
сила индукции. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.
Электродвижущая сила индукции в проводнике, движущемся поступательно в однородном
магнитном поле. Правило Ленца. Индуктивность. Явление самоиндукции. Электродвижущая
сила самоиндукции. Энергия магнитного поля катушки с током. Электромагнитное поле
Практические занятия
Практическое занятие № 12. Исследование действия постоянного магнита на рамку с током
Практическое занятие № 13 Изучение явления электромагнитной индукции
4
6
4
4
Раздел 5. Колебания и волны
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Механические Колебательная система. Свободные механические колебания. Гармонические колебания.
и
Период, частота, амплитуда и фаза колебаний. Пружинный маятник. Математический маятник.
электромагнит Уравнение гармонических колебаний. Превращение энергии при гармонических колебаниях.
ные колебания Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания в идеальном колебательном
контуре. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Формула
Томсона. Закон сохранения энергии в идеальном колебательном контуре. Представление о
затухающих колебаниях. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Вынужденные
электромагнитные колебания. Переменный ток. Синусоидальный переменный ток. Мощность
переменного тока. Амплитудное и действующее значение силы тока и напряжения.
Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии. Экологические
риски при производстве электрической энергии. Культура использования электроэнергии в
повседневной жизни
Практические занятия
Практическое занятие № 14. Исследование переменного тока в цепи из последовательно
соединенных конденсатора, катушки и резистора
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Механические Механические волны, условия распространения. Период. Скорость распространения и длина
и
волны. Поперечные и продольные волны. Интерференция и дифракция механических волн.
электромагнит Звук. Скорость звука. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Электромагнитные волны.
ные волны
Условия излучения электромагнитных волн. Взаимная ориентация векторов E, B, v в
электромагнитной волне. Свойства электромагнитных волн: отражение, преломление,
поляризация, дифракция, интерференция. Скорость электромагнитных волн. Шкала
электромагнитных волн. Применение электромагнитных волн в технике и быту. Принципы
радиосвязи и телевидения. Радиолокация. Электромагнитное загрязнение окружающей среды
28
8
2
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Луч света.
Точечный источник света. Отражение света. Законы отражения света. Построение изображений
в плоском зеркале. Преломление света. Законы преломления света. Абсолютный показатель
преломления. Полное внутреннее отражение. Предельный угол полного внутреннего
отражения. Дисперсия света. Сложный состав белого света. Цвет. Собирающие и рассеивающие
линзы. Тонкая линза. Фокусное расстояние и оптическая сила тонкой линзы. Построение
изображений в собирающих и рассеивающих линзах. Формула тонкой линзы. Увеличение,
даваемое линзой. Пределы применимости геометрической оптики. Волновая оптика.
Интерференция света. Когерентные источники. Условия наблюдения максимумов и минимумов
в интерференционной картине от двух синфазных когерентных источников. Дифракция света.
Дифракционная решетка. Условие наблюдения главных максимумов при падении
монохроматического света на дифракционную решетку. Поляризация света
Практические занятия
Практическое занятие № 15. Определение показателя преломления стекла
Практическое занятие №16. Исследование свойств изображений в линзах
Раздел 6. Основы специальной теории относительности
Тема 6.1
Содержание учебного материала
Основы
Границы применимости классической механики. Постулаты специальной теории
теории
относительности: инвариантность модуля скорости света в вакууме, принцип относительности
относительнос Эйнштейна. Относительность одновременности. Замедление времени и сокращение длины.
ти
Энергия и импульс релятивистской частицы. Связь массы с энергией и импульсом
релятивистской частицы. Энергия покоя свободной частицы
Раздел 7. Квантовая физика
Тема 7.1
Содержание учебного материала
Элементы
Фотоны. Формула Планка связи энергии фотона с его частотой. Энергия и импульс фотона.
квантовой
Открытие и исследование фотоэффекта. Опыты А.Г. Столетова. Законы фотоэффекта.
оптики
Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. "Красная граница" фотоэффекта. Давление света.
Опыты П.Н. Лебедева. Химическое действие света. Технические устройства и практическое
применение: фотоэлемент, фотодатчик, солнечная батарея, светодиод
Тема 7.2
Содержание учебного материала
Тема 5.3
Оптика
8
4
2
2
18
4
6
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 07
Строение атома Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию -частиц. Планетарная модель атома.
Постулаты Бора. Излучение и поглощение фотонов при переходе атома с одного уровня
энергии на другой. Виды спектров. Спектр уровней энергии атома водорода. Волновые
свойства частиц. Волны де Бройля. Корпускулярно-волновой дуализм. Спонтанное и
вынужденное излучение. Дифракция электронов в кристаллах. Устройство и принцип работы
лазера. Технические устройства и практическое применение: спектральный анализ
(спектроскоп), лазер, квантовый компьютер
Тема 7.3
Содержание учебного материала
Атомное ядро
Эксперименты, доказывающие сложность строения ядра. Открытие радиоактивности. Опыты
Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения. Свойства альфа-, бета-, гаммаизлучения. Влияние радиоактивности на живые организмы. Открытие протона и нейтрона.
Нуклонная модель ядра Гейзенберга-Иваненко. Заряд ядра. Массовое число ядра. Изотопы.
Альфа-распад. Электронный и позитронный бета-распад. Гамма-излучение. Закон
радиоактивного распада. Энергия связи нуклонов в ядре. Ядерные силы. Дефект массы ядра.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Ядерный реактор. Термоядерный синтез. Проблемы и
перспективы ядерной энергетики. Экологические аспекты ядерной энергетики. Элементарные
частицы. Открытие позитрона. Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
Фундаментальные взаимодействия. Единство физической картины мира
Раздел 8. Элементы астрономии и астрофизики
Тема 8.1
Содержание учебного материала:
Элементы
Этапы развития астрономии. Прикладное и мировоззренческое значение астрономии. Вид
астрономии
звездного неба. Созвездия, яркие звезды, планеты, их видимое движение. Солнечная система.
и астрофизики Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Солнце,
фотосфера и атмосфера. Солнечная активность. Источник энергии Солнца и звезд. Звезды, их
основные характеристики. Диаграмма "спектральный класс - светимость". Звезды главной
последовательности. Зависимость "масса - светимость" для звезд главной последовательности.
Внутреннее строение звезд. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца
и звезд. Этапы жизни звезд. Млечный Путь - наша Галактика. Спиральная структура Галактики,
распределение звезд, газа и пыли. Положение и движение Солнца в Галактике. Типы галактик.
Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Радиогалактики и квазары. Черные дыры в
ядрах галактик. Вселенная. Расширение Вселенной. Закон Хаббла. Разбегание галактик. Теория
Большого взрыва. Реликтовое излучение. Масштабная структура Вселенной. Метагалактика.
Нерешенные проблемы астрономии
8
10
8
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 07
Практические занятия
Практическое занятие №17. Наблюдения невооруженным глазом с использованием
компьютерных приложений для определения положения небесных объектов на конкретную
дату: основные созвездия Северного полушария и яркие звезды
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего:
2
6
176
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому
обеспечению учебного процесса базовый уровень курса физики на уровне среднего
общего образования должен изучаться в условиях кабинета физики или в условиях
интегрированного кабинета предметов естественно-научного цикла. В кабинете
физики должно быть необходимое лабораторное оборудование для выполнения
указанных в программе по физике практических работ и демонстрационное
оборудование. Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с
принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных
в программе по физике ключевых демонстраций для исследования изучаемых
явлений и процессов, эмпирических и фундаментальных законов, их технических
применений. Лабораторное оборудование для лабораторных и практических работ
формируется в виде тематических комплектов и обеспечивается в расчёте одного
комплекта на двух
обучающихся. Тематические комплекты
лабораторного
оборудования должны быть построены на комплексном использовании аналоговых
и цифровых приборов, а также компьютерных измерительных систем в виде
цифровых лабораторий.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для проверочных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор с экраном.
23
-
залы
(библиотека,
читальный
зал
с
выходом
в
информационно-
телекоммуникационную сеть Интернет)
Примерный перечень демонстрационного и лабораторного оборудования:
1.
Цифровая лаборатория по физике для преподавателя;
2.
Цифровая лаборатория по физике для обучающегося;
3.
Весы технические с разновесами;
4.
Комплект для лабораторного практикума по оптике;
5.
Комплект для лабораторного практикума по механике;
6.
Комплект для лабораторного практикума по молекулярной физике и
термодинамики;
7.
Комплект
для
лабораторного
практикума
по
электричеству
(с
генератором);
8.
Комплект
(солнечной,
ветровой
для
изучения
энергии,
био-,
возобновляемых
механической
источников
и
энергии
термоэлектрической
энергетики);
9.
Амперметр лабораторный;
10.
Вольтметр лабораторный;
11.
Колориметр с набором калориметрических тел;
12.
Термометр лабораторный;
13.
Комплект для изучения основ механики, пневматики и возобновляемых
источников энергии;
14.
Барометр-анероид;
15.
Блок питания регулируемый;
16.
Веб-камера на подвижном штативе;
17.
Видеокамера для работы с оптическими приборами;
18.
Генератор звуковой;
19.
Гигрометр (психрометр);
20.
Груз наборный;
21.
Динамометр демонстрационный;
22.
Комплект посуды демонстрационной с принадлежностями;
24
23.
Манометр жидкостной демонстрационный;
24.
Метр демонстрационный;
25.
Микроскоп демонстрационный;
26.
Насос вакуумный Комовского;
27.
Столик подъемный;
28.
Штатив демонстрационный физический;
29.
Электроплитка;
30.
Набор демонстрационный по механическим явлениям;
31.
Набор демонстрационный по динамике вращательного движения;
32.
Набор демонстрационный по механическим колебаниям;
33.
Набор демонстрационный волновых явлений;
34.
Ведерко Архимеда;
35.
Маятник Максвелла;
36.
Набор тел равного объема;
37.
Набор тел равной массы;
38.
Прибор для демонстрации атмосферного давления;
39.
Призма, наклоняющаяся с отвесом;
40.
Рычаг демонстрационный;
41.
Сосуды сообщающиеся;
42.
Стакан отливной демонстрационный;
43.
Трубка Ньютона;
44.
Шар Паскаля;
45.
Набор демонстрационный по молекулярной физике и тепловым
явлениям;
46.
Набор демонстрационный по газовым законам;
47.
Набор капилляров;
48.
Трубка для демонстрации конвекции в жидкости;
49.
Цилиндры свинцовые со стругом;
50.
Шар с кольцом;
51.
Высоковольтный источник;
25
52.
Генератор Ван-де-Граафа;
53.
Дозиметр;
54.
Камертоны на резонансных ящиках;
55.
Комплект приборов и принадлежностей для демонстрации свойств
электромагнитных волн;
56.
Комплект приборов для изучения принципов радиоприема
и радиопередачи;
57.
Комплект проводов;
58.
Магнит дугообразный;
59.
Магнит полосовой демонстрационный;
60.
Машина электрофорная;
61.
Маятник электростатический;
62.
Набор по изучению магнитного поля Земли;
63.
Набор демонстрационный по магнитному полю кольцевых токов;
64.
Набор демонстрационный по полупроводникам;
65.
Набор демонстрационный по постоянному току;
66.
Набор демонстрационный по электрическому току в вакууме;
67.
Набор демонстрационный по электродинамике;
68.
Набор для демонстрации магнитных полей;
69.
Набор для демонстрации электрических полей;
70.
Трансформатор учебный;
71.
Палочка стеклянная;
72.
Палочка эбонитовая;
73.
Прибор Ленца;
74.
Стрелки магнитные на штативах;
75.
Султан электростатический;
76.
Штативы изолирующие;
77.
Электромагнит разборный;
78.
Набор демонстрационный по геометрической оптике;
79.
Набор демонстрационный по волновой оптике;
26
80.
Спектроскоп двухтрубный;
81.
Набор спектральных трубок с источником питания;
82.
Установка для изучения фотоэффекта;
83.
Набор демонстрационный по постоянной Планка;
84.
Комплект наглядных пособий для постоянного использования;
85.
Комплект портретов для оформления кабинета;
86.
Комплект демонстрационных учебных таблиц.
Примерный перечень демонстрационного и лабораторного оборудования носит
рекомендательный характер.
При наличии необходимого оборудования занятия по физике в некоторых
случаях могут проводиться в имеющихся в образовательной организации
мастерских или лабораториях.
3.2 Информационное обеспечение обучения
3.1. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Физика: базовый уровень: учебник для образовательных организаций, реализующих
образовательные программы среднего профессионального образования/ Н.С. Пурышева, Н.Е.
Важеевская, Д.А. Исаев, В.М. Чаругин. -Москва: Просвещение, 2024. -512 с
Дополнительные источники:
1. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Сотский, Н. Н. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика.
Учебник для 10 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 416с.
2. Мякишев, Г. Я., Буховцев, Б. Б., Чаругин, В.М. / Под ред. Парфентьевой Н. А. Физика.
Учебник для 11 кл. – М.: Издательство «Просвещение», 2019. – 399с.
3. Дмитриева, В. Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля:
учебник для образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования / В. Ф. Дмитриева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.
- 448 с.
Интернет-ресурсы:
1.
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
2.
www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
3.
www.booksgid.com (Воокз Gid. Электронная библиотека).
4.
www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
5.
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
27
6.
www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
7. www.school.edu. ru (Российский образовательный портал. доступность, качество,
эффективность).
8.
www.book.ru (Электронная библиотечная система).
9.
www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
10. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
11. https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
12. www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
13. www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
14. www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
15. www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
16. www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в
науку»).
17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30 (дата обращения: 29.08.2022);
18. КМ-школа. – Режим доступа: http://www.km-school.ru/(дата обращения: 29.08.2022);
19. Открытая
физика.
–
Режим
доступа:
op25part2/design/index.htm (дата обращения: 29.08.2022);
http://www.physics.ru/courses/
20. Платформа ЯКласс – Режим доступа: http://www. yaklass.ru /(дата обращения:
29.08.2022);
21. Российская электронная школа – Режим доступа: http://www.resh.edu.ru/ (дата
обращения: 29.08.2022);
22. Физика.ru.
29.08.2022);
–
Режим доступа:
http://www.fizika.ru (дата обращения:
23. ФИПИ (ВПР 11 класс) – Режим доступа: http://www.fipi.ru /(дата обращения:
29.08.2022);
24. Электронный учебник – Режим доступа: http://www.physbook.ru/(дата обращения:
29.08.2022).
28
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные
на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной деятельности
применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства поиска,
анализа
и интерпретации информации
и информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать
и реализовывать собственное
профессиональное и личностное
развитие, предпринимательскую
деятельность
в профессиональной сфере,
использовать знания
по правовой и финансовой
грамотности в различных
жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
Раздел/Тема
Тип оценочных
мероприятий
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Тема 6.1
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3
Раздел 8 Тема 8.1
По/с1
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Тема 6.1
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3
Раздел 8.
По/с
Раздел 1. Тема 1.1
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 8 Тема 8.1
По/с
устный опрос;
фронтальный опрос;
наблюдение
за выполнением
лабораторных работ;
практические работы
(решение
качественных
и расчетных задач);
тестирование;
решение кейс-задач;
выполнение заданий
промежуточной
аттестации
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6 Тема 6.1
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3
По/с
29
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального
и культурного контекста
ОК 07. Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, применять
знания об изменении климата,
принципы бережливого
производства, эффективно
действовать в чрезвычайных
ситуациях
ПК 1.2. Осуществлять комплекс
мероприятий по демонтажу и
ремонту систем, агрегатов и
узлов строительных машин для
устранения обнаруженных
неисправностей.
Раздел 1.
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 6. Тема 6.1
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3
Раздел 8 Тема 8.1
По/с
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3.
Раздел 7. Темы 7.1, 7.2, 7.3
Раздел 8 Тема 8.1
По/с
Раздел 2. Темы 2.1., 2.2., 2.3.
Раздел 3. Темы 3.1., 3.2., 3.3.
Раздел 4. Темы 4.1., 4.2., 4.3
Раздел 5. Темы 5.1., 5.2., 5.3
30