СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
4-5
6-11
12-29
30-31
32-33
34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 История предназначена для изучения в ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум им. В.Н. Толстова» реализующем образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП ППКРС СПО) на базе
основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих по профессии
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин.
ОУД.03 История изучается как базовая общая учебная дисциплина в общеобразовательном цикле
ОПОП СПО попрограмме ППКРС по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин в
объеме 136 часов.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
–
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г.№ 413 (с изменениями и дополнениями);
–
Приказа Министерство просвещения РФ от 12 августа 2022 г.№ 732 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» далее
ФГОС-СОО;
–
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (ФОП
СОО) (с изменениями и дополнениями);
–
Приказа Министерства образования и науки РФ от 26.08. 2022 г. № 774 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования» по профессии 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
с учетом:
–
примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «История» для
профессиональных образовательных организаций (заседании Педагогического совета ФГБОУ
ДПО ИРПО (протокол № 20 от 15 августа 2024 г.));
–
методики преподавания общеобразовательной дисциплины «История» утвержденной на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального
образования Протокол № 14 от «30» ноября 2022 г.
Содержание рабочей программы по дисциплине «ОУД.03 История» разработано на основе:
–
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных,
метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности профессии;
–
интеграции и преемственности содержания по дисциплине «ОУД.03 История» и содержания
учебных дисциплин и профессиональных модулей ФГОС СПО.
Изучение учебной дисциплины ОУД.03 История завершается промежуточной аттестацией в форме
дифференцированного зачета.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 ИСТОРИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.03 История является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии
СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, 23.00.00 Техника и технологии наземного
транспорта.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ОПОП: Общеобразовательная
дисциплина «История» является обязательной частью общеобразовательного цикла
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 23.01.08 Слесарь по
ремонту строительных машин.
1.3. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:
1.3.1. Цель общеобразовательной дисциплины
Целью общего исторического образования является формирование и развитие личности обучающегося,
способного к самоидентификации т определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления
и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески
применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная
цель предполагает формирование у обучающихся в образовательных организациях, реализующих
образовательные программы СПО, целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую
историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества. Освоение дисциплины формирует у молодёжи способность и готовность к
защите исторической правды, сохранению исторической памяти и противодействию фальсификации
исторических фактов.
1.3.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при
формировании ОК и ПК
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать
способы
решения задач
профессиональн
ой деятельности
применительно к
различным
контекстам
Планируемые результаты освоения дисциплины
Общие
Дисциплинарные
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и социальной
направленности, способность
инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к различным сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
- устанавливать существенный
признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
ПРб 06. Умение критически
анализировать для решения
познавательной задачи аутентичные
исторические источники разных типов
(письменные, вещественные,
аудиовизуальные) по истории России и
зарубежных стран XX - начала XXI
века, оценивать их полноту и
достоверность, соотносить с
историческим периодом; выявлять
общее и различия; привлекать
контекстную информацию при работе
с историческими источниками
достижения;
- выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем.
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные
связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы для
доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты,
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из
разных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность их
использования в
познавательной и социальной
практике
ОК 02.
В области ценности научного
Использовать
познания:
современные
- сформированность мировоззрения,
средства поиска, соответствующего современному
анализа и
уровню развития науки и
интерпретации
общественной практики, основанного
информации, и
на диалоге культур,
информационны способствующего осознанию своего
е технологии для места в поликультурном мире;
выполнения
- совершенствование языковой и
задач
читательской культуры как средства
профессиональн взаимодействия между людьми и
ой деятельности познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность
осуществлять проектную и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсальными учебными
ПРб 07. Умение осуществлять с
соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической
информации по истории России и
зарубежных стран XX - начала XXI
века в справочной литературе, сети
Интернет, средствах массовой
информации для решения
познавательных задач; оценивать
полноту и достоверность информации
с точки зрения ее соответствия
исторической действительности
ОК 04.
Эффективно
взаимодействова
ть и работать в
коллективе и
команде
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения
информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять
поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации
различных видов и форм
представления;
- создавать тексты в различных
форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории,
выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность,
легитимность информации, ее
соответствие правовым и моральноэтическим нормам;
- использовать средства
информационных и
коммуникационных технологий в
решении когнитивных,
коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и
защиты информации,
информационной безопасности
личности
- готовность к саморазвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать
преимущества командной и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу
в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое поведение в
различных ситуациях, проявлять
ПРб 08. Приобретение опыта
осуществления проектной
деятельности в форме разработки и
представления учебных проектов по
новейшей истории, в том числе - на
региональном материале (с
использованием ресурсов библиотек,
музеев и так далее)
ПРб 09. Приобретение опыта
взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и
религиозной принадлежности на
основе ценностей современного
российского общества: идеалов
гуманизма, демократии, мира и
взаимопонимания между народами,
людьми разных культур; проявление
уважения к историческому наследию
народов России
творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анализе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с
позиции другого человека
ОК 05.
В области эстетического воспитания:
Осуществлять
- эстетическое отношение к миру,
устную и
включая эстетику быта, научного и
письменную
технического творчества, спорта,
коммуникацию
труда и общественных отношений;
на
- способность воспринимать
государственном различные виды искусства, традиции
языке
и творчество своего и других народов,
Российской
ощущать эмоциональное воздействие
Федерации с
искусства;
учетом
- убежденность в значимости для
особенностей
личности и общества отечественного
социального и
и мирового искусства, этнических
культурного
культурных традиций и народного
контекста
творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех
сферах жизни;
- распознавать невербальные средства
общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием
языковых средств
ОК 06.
- осознание обучающимися
Проявлять
российской гражданской
гражданскоидентичности;
патриотическую - целенаправленное развитие
позицию,
внутренней позиции личности на
демонстрировать основе духовно-нравственных
осознанное
ценностей народов Российской
поведение на
Федерации, исторических и
основе
национально-культурных традиций,
традиционных
формирование системы значимых
российских
ценностно-смысловых установок,
духовноантикоррупционного мировоззрения,
нравственных
правосознания, экологической
ПРб 03. Умение составлять описание
(реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала
XXI века и их участников, образа
жизни людей и его изменения в
Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов
ПРб 01. Понимание значимости
России в мировых политических и
социально- экономических процессах
XX - начала XXI века, знание
достижений страны и ее народа;
умение характеризовать историческое
значение Российской революции,
Гражданской войны, Новой
экономической политики (далее - нэп),
индустриализации и коллективизации
в Союзе Советских Социалистических
Республик (далее - СССР), решающую
роль СССР в Победе над нацизмом,
ценностей, в том
числе с учетом
гармонизации
межнациональн
ых и
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупцион
ного поведения
культуры, способности ставить цели и
строить жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
- принятие традиционных
национальных, общечеловеческих
гуманистических и демократических
ценностей;
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по
социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
- готовность вести совместную
деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско- юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с
социальными институтами в
соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
- сформированность российской
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к
государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникам, традициям
народов России, достижениям России
в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися
межпредметные понятия и
универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные,
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике, готовность к
самостоятельному планированию и
осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
значение советских научнотехнологических успехов, освоения
космоса; понимание причин и
следствий распада СССР, возрождения
Российской Федерации как мировой
державы, воссоединения Крыма с
Россией, специальной военной
операции на Украине и других
важнейших событий XX - начала XXI
века; особенности развития культуры
народов СССР (России)
ПРб 02. Знание имен героев Первой
мировой, Гражданской, Великой
Отечественной войн, исторических
личностей, внесших значительный
вклад в социальноэкономическое, политическое и
культурное развитие России в XX начале XXI века
ПРб 03. Умение составлять описание
(реконструкцию) в устной и
письменной форме исторических
событий, явлений, процессов истории
родного края, истории России и
всемирной истории XX - начала
XXI века и их участников, образа
жизни людей и его изменения в
Новейшую эпоху; формулировать и
обосновывать собственную точку
зрения (версию, оценку) с опорой на
фактический материал, в том числе
используя источники разных типов
ПРб 04. Умение выявлять
существенные черты исторических
событий, явлений, процессов;
систематизировать историческую
информацию в соответствии с
заданными критериями; сравнивать
изученные исторические события,
явления, процессы
ПРб 05. Умение устанавливать
причинно- следственные,
пространственные, временные связи
исторических событий, явлений,
процессов; характеризовать их итоги;
соотносить события истории родного
края и истории России в XX - начале
XXI века; определять современников
исторических событий истории России
и человечества в целом в XX - начале
XXI века
ПРб 08. Умение анализировать
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к
участию в построении
индивидуальной образовательной
траектории;
- овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности
текстовые, визуальные источники
исторической информации, в том
числе исторические карты/схемы, по
истории России и зарубежных стран
XX - начала XXI века; сопоставлять
информацию, представленную в
различных источниках; формализовать
историческую информацию в виде
таблиц, схем, графиков, диаграмм
ПРб 10. Умение защищать
историческую правду, не допускать
умаления подвига народа при защите
Отечества, готовность давать отпор
фальсификациям российской истории
ПРб 11. Знание ключевых событий,
основных дат и этапов истории России
и мира в XX - начале XXI века;
выдающихся деятелей отечественной и
всемирной истории; важнейших
достижений культуры,
ценностных ориентиров
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум им. В.Н. Толстова»
Код
ЛР 1
ЛР 5
Личностные результаты реализации программы воспитания
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем ОП – 136 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 136 часов;
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
в т. ч. в форме практической подготовки
Во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
136
136
46
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.03 История
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия,
прикладной модуль (при наличии)
1
2
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 1. Мир накануне и в годы Первой мировой войны
Тема 1.1.
1. Понятие «Новейшее время». Хронологические рамки и периодизация
Мир в начале ХХ в. Первая
Новейшей истории. Изменения в мире в ХХ веке. Ключевые
мировая война. 1914–1918
процессы и события Новейшей истории.
гг.
2. Объединенные Нации против нацизма и фашизма.
3. Система международных отношений. Россия в XX в. Развитие
индустриального общества. Индустриальная цивилизация в начале
XX века. «Пробуждение Азии». Технический прогресс. Изменение
социальной структуры общества. Рабочее движение и социализм.
4. Практическое занятие № 1: Антанта и Тройственный союз. Начало
и первый год войны. Переход к позиционной войне. Борьба на
истощение. Изменение соотношения сил. Капитуляция стран
Четверного союза. Компьенское перемирие. Итоги и последствия
Первой мировой войны.
Раздел 2. Мир в 1918-1938 гг.
Тема 2.1.
5. Факторы, повлиявшие на распад империй после Первой мировой
Распад империй и
войны. Образование новых национальных государств. Ноябрьская
образование новых
революция в Германии. Веймарская республика. Советская власть в
национальных
Венгрии.
государств в Европе
6. Революционное движение и образование Коммунистического
интернационала. Образование Турецкой Республики.
Тема 2.2.
7. Практическое занятие № 2: Планы послевоенного устройства мира.
ВерсальскоТерриториальные изменения в мире и Европе по результатам Первой
Вашингтонская система
мировой войны.
Объём
часов
3
27
4
1
Формируемые общие и
профессиональные
компетенции
4
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
14
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
международных отношений 8. Практическое занятие № 3: Парижская (Версальская) мирная
конференция. Версальская система. Учреждение Лиги Наций.
Рапалльское соглашение и признание СССР. Вашингтонская
конференция и Вашингтонское соглашение 1922 года. Влияние
Версальского договора и Вашингтонского соглашения на развитие
международных отношений.
Тема 2.3.
9. Послевоенная стабилизация. Факторы, способствующие изменениям
Страны Европы и
в социально-экономической сфере в странах Запада. Экономический
Северной Америки в 1920-е
бум. Демократизация общественной жизни, возникновение массового
гг.
общества. Влияние социалистических партий и профсоюзов.
10. Формирование авторитарных режимов, причины их возникновения в
европейских странах в 1920-1930-е гг. Возникновение фашизма.
Фашистский режим в Италии. Особенности режима Муссолини.
Начало борьбы с фашизмом.
11. Практическое занятие № 4: Начало Великой депрессии, ее
причины. Социально-политические последствия кризиса конца 19201930-х гг. в США. «Новый курс» Ф. Рузвельта. Значение реформ.
Роль государства в экономике стран Европы и Латинской Америки.
12. Нарастание агрессии в мире. Причины возникновения нацистской
диктатуры в Германии в 1930-е гг. Установление нацистской
диктатуры. Нацистский режим в Германии. Подготовка Германии к
войне. Победа Народного фронта и франкистский мятеж в Испании.
Революция в Испании. Поражение Испанской Республики. Причины
и значение гражданской войны в Испании.
Тема 2.4.
13. Практическое занятие № 5: Экспансия колониализма. Цели
Страны Азии, Африки и
национально-освободительных движений в странах Востока.
Латинской Америки в 1918Агрессивная внешняя политика Японии. Нестабильность в Китае в
1930 гг.
межвоенный период.
14. Практическое занятие № 6: Национально-освободительная борьба в
Индии. Африка. Особенности экономического и политического
развития Латинской Америки.
Тема 2.5.
15. Нарастание мировой напряженности в конце 1930-х гг. Причины
Международные отношения
Второй мировой войны.
в 1930-е гг.
16. Мюнхенский сговор. Англо-франко-советские переговоры лета 1939
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
г.
Тема 2.6.
17. Практическое занятие № 7: Влияние науки и культуры на развитие
Развитие науки и культуры
общества в межвоенный период. Новые научные открытия и
в 1914-1930-х гг.
технические достижения. Новые виды вооружений и военной
техники.
18. Практическое занятие № 8: Особенности культурного развития:
архитектура, изобразительное искусство, литература, кинематограф,
музыка. Олимпийское движение.
Раздел 3. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
Тема 3.1.
19. Практическое занятие № 9: Причины Второй мировой войны.
Начало Второй мировой
Нападение Германии на Польшу. Начало мировой войны в Европе.
войны
Захват Дании и Норвегии. Разгром Франции. Битва за Британию.
20. Агрессия Германии и ее союзников в Северной Африке и на
Балканах. Борьба Китая против японских агрессоров в 1939-1941 гг.
Причины побед Германии и ее союзников в начальный период
Второй мировой войны.
21. Нападение Германии на СССР. Нападение Японии на США.
Формирование антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Подписание
Декларации Объединенных Наций. Положение в оккупированных
странах.
22. Практическое занятие № 10: Холокост. Концентрационные лагеря.
Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения.
Коллаборационизм. Движение Сопротивления.
Тема 3.2.
23. Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Поражение
Коренной перелом,
итало-германских войск в Северной Африке.
окончание и важнейшие
24. Иностранные воинские части на территории СССР. Укрепление
итоги Второй мировой
антигитлеровской коалиции: Тегеранская конференция. Падение
войны
режима Муссолини в Италии. Перелом в войне на Тихом океане.
25. Открытие Второго фронта. Военные операции Красной армии в 19441945 гг., их роль в освобождении стран Европы. Ялтинская
конференция. Разгром Германии, ее капитуляция. Роль СССР.
Потсдамская конференция. Создание ООН.
26. Практическое занятие № 11: Американские атомные
бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Вступление.
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
9
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
27. Практическое занятие № 12: СССР в войну против Японии, разгром
Квантунской армии. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал,
Токийский и Хабаровский процессы над немецкими и японскими
военными преступниками. Важнейшие итоги Второй мировой войны.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1914 – 1945 ГГ.
Раздел 4. Введение. Россия в начале в 1914-1922 гг.
Тема 4.1.
28. Введение в историю России начала ХХ в.
Россия и мир накануне
29. Время революционных потрясений и войн. Завершение
Первой мировой войны
территориального раздела мира и кризис международных отношений.
30. Практическое занятие № 13: Новые средства военной техники и
программы перевооружений. Военно-политические блоки.
31. Практическое занятие № 14: Предвоенные международные
кризисы. Покушение на эрцгерцога Франца Фердинанда и начало
войны. Планы сторон.
Тема 4.2.
32. Практическое занятие № 15: Русская армия на фронтах Первой
Россия в Первой мировой
мировой войны.
войне
33. Военная кампания 1914 г. Военные действия 1915 г. Кампания 1916 г.
Мужество и героизм российских воинов.
34. Власть, экономика и общество в годы Первой мировой войны.
Патриотический подъем в начале войны.
35. Экономика России в годы войны. Политические партии. Причины
нарастания революционных настроений в российском обществе
Тема 4.3.
36. Объективные и субъективные причины революционного кризиса.
Российская революция:
Падение монархии. Временное правительство и его программа.
Февраль 1917 г.
37. Практическое занятие № 16: Петроградский совет рабочих и
Октябрь 1917 г.
солдатских депутатов и его декреты. Основные политические партии
в 1917 г. Кризисы Временного правительства.
38. Изменение общественных настроений. Выступление генерала Л.Г.
Корнилова. Рост влияния большевиков.
39. Свержение Временного правительства и взятие власти
большевиками. Создание коалиционного правительства большевиков
и левых эсеров.
40. Практическое занятие № 17: Подготовка и проведение
вооруженного восстания в Петрограде.
1
45
22
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
41. Практическое занятие № 18: Русская православная церковь в
1
условиях революции.
Тема 4.4.
Первые революционные
преобразования
большевиков
42. Первые декреты новой власти. Учредительное собрание. Организация
власти Советов. Создание новой армии и спецслужбы. Брестский
мир. Конституция РСФСР 1918 г.
43. Экономическая политика советской власти. Национализация
промышленности. «Военный коммунизм» в городе и деревне. План
Государственной комиссии по электрификации России.
Тема 4.5.
44. Практическое занятие № 19: Гражданская война: истоки и
Гражданская война
основные участники. Причины и основные этапы Гражданской войны
в России. Формирование однопартийной диктатуры. Многообразие
антибольшевистских сил, их политические установки, социальный
состав. Выступление левых эсеров.
45. Практическое занятие № 20: События 1918–1919 гг. «Военспецы» и
комиссары в Красной армии. Террор красный и белый: причины и
масштабы. Польско-советская война. Рижский мирный договор с
Польшей. Причины Победы Красной армии в Гражданской войне.
Тема 4.6.
46. Национальные районы России в годы Первой мировой войны.
Революция и Гражданская
Возникновение национальных государств на окраинах России.
война на национальных
Строительство Советской Федерации.
окраинах
47. Установление советской власти на Украине, в Белоруссии и
Прибалтике. Установление советской власти в Закавказье. Победа
советской власти в Средней Азии и борьба с басмачеством.
Тема 4.7.
48. Практическое занятие № 21: Идеология и культура в годы
Идеология и культура в
Гражданской войны. Перемены в идеологии. Политика новой власти
годы Гражданской войны
в области образования и науки. Власть и интеллигенция. Отношение
к Русской православной церкви.
49. Практическое занятие № 22: Повседневная жизнь в период
революции и Гражданской войны. Изменения в общественных
настроениях. Внешнее положение Советской России в конце
Гражданской войны.
Раздел 5. Советский Союз в 1920-1930-е гг.
Тема
50. Последствия Первой мировой войны и Российской революции для
5.1. СССР в 20-е гг.
демографии и экономики. Власть и Церковь. Крестьянские восстания.
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
13
1
ОК 02
ОК 05
51.
52.
53.
54.
55.
56.
Тема 5.2.
Советский Союз в 30-е гг.
57.
Кронштадтское восстание. Переход от «военного коммунизма» к
новой экономической политике.
Экономическое и социальное развитие в годы нэпа. Замена
продразверстки единым продналогом. Новая экономическая политика
в промышленности. Иностранные концессии. Стимулирование
кооперации. Финансовая реформа Г.Я. Сокольникова. Создание
Госплана и противоречия нэпа.
Предпосылки и значение образования СССР. Образование СССР.
Конституция 1924 г. Административно-территориальные реформы и
национально-государственное строительство. Политика коренизации.
Колебания политического курса в начале 1920-х гг. Болезнь В.И.
Ленина и борьба за власть. Внутрипартийная борьба и ликвидация
оппозиции внутри Всесоюзной коммунистической партии
большевиков.
Международное положение после окончания Гражданской войны в
России. Советская Россия на Генуэзской конференции.
Дипломатические признания СССР – «Полоса признания».
Отношения со странами Востока. Деятельность Коминтерна.
Дипломатические конфликты с западными странами.
Контроль над интеллектуальной жизнью общества. Сменовеховство.
Культура русской эмиграции. Власть и Церковь. Развитие
образования. Развитие науки и техники. Начало «нового искусства».
Перемены в повседневной жизни и общественных настроениях.
«Великий перелом». Индустриализация. Форсированная
индустриализация. Разработка и принятие плана первой пятилетки.
Ход и особенности советской индустриализации, ее издержки. Итоги
курса на индустриальное развитие.
Практическое занятие № 23: Коллективизация сельского хозяйства.
Цель и задачи коллективизации. Начало коллективизации.
Раскулачивание.
Практическое занятие № 24: Голод 1932-1933 гг. Становление
колхозной системы. Итоги коллективизации.
Конституция 1936 года. Укрепление политического режима.
Репрессивная политика. Массовые общественные организации:
ОК 06
1
1
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов,
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи,
Всесоюзная пионерская организация. Национальная политика и
национально-государственное строительство.
58. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.
Формирование «нового человека». Власть и Церковь. Культурная
революция. Достижения отечественной науки в 1930-е гг. Развитие
здравоохранения и образования. Советское искусство 1930-х гг.
Власть и культура. Советская литература. Советские кинематограф,
музыка, изобразительное искусство, театр. Повседневная жизнь
населения в 1930-е гг. Общественные настроения. Русское Зарубежье
и его роль в развитии мировой культуры. Численность, состав и
главные центры Русского Зарубежья. Русская зарубежная Церковь.
Культура Русского Зарубежья. Повседневная жизнь эмигрантов.
59. СССР и мировое сообщество в 1929-1939 гг. Мировой экономический
кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него. Борьба за создание
системы коллективной безопасности. Усиление угрозы мировой
войны. Мюнхенский сговор. Укрепление безопасности на Дальнем
Востоке. Советско-германский договор о ненападении.
60. СССР накануне Великой Отечественной войны. Вхождение в состав
СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Вхождение в
состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины.
61. Практическое занятие № 25: Советско-финляндская война 19391940 гг.
62. Практическое занятие № 26: Подготовка Германии к нападению на
СССР. Меры советского руководства по укреплению
обороноспособности страны. Советские планы и расчеты накануне
войны.
Раздел 6. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.
Тема 6.1.
63. План «Барбаросса». Вторжение врага. Чрезвычайные меры
Первый период войны
советского руководства. Тяжелые бои летом – осенью 1941 г. Прорыв
гитлеровцев к Ленинграду.
ОК 06
1
1
1
1
1
10
1
ОК 05
ОК 06
64. Московская битва: оборона Москвы и подготовка контрнаступления.
65.
66.
Тема 6.2.
Коренной перелом в ходе
войны
67.
68.
Тема 6.3.
Наука и
культура в годы войны
69.
70.
Тема 6.4.
71.
Окончание Второй мировой
войны
72.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни по льду Ладожского озера.
Контрнаступление под Москвой. Начало формирования
антигитлеровской коалиции.
Фронт за линией фронта. Характер войны и цели гитлеровцев.
Оккупационный режим. Партизанское и подпольное движение.
Трагедия плена. Репатриации. Пособники оккупантов.
Единство фронта и тыла. Эвакуации. Вклад советской военной
экономики в Победу. Поставки по ленд-лизу. Обеспечение фронта и
тыла продовольствием. Патриотизм советских людей. Государство и
Церковь в годы войны.
Наступление советских войск в январе – марте 1943 г. Прорыв
блокады Ленинграда. Освобождение Ржева. Обстановка на фронте
весной 1943 г. Немецкое наступление под Курском. Курская битва.
Контрнаступление Красной Армии. Битва за Днепр. Укрепление
антигитлеровской коалиции. Тегеранская конференция 1943 г.
Завершение коренного перелома.
Практическое занятие № 27: «Десять сталинских ударов» и
изгнание врага с территории СССР. Обстановка на фронтах к началу
1944 г. Полное снятие блокады Ленинграда. Освобождение
Правобережья Днепра. Освобождение Крыма. Поражение
Финляндии. Освобождение Белорусской ССР. Освобождение
Прибалтики. Львовско-Сандомирская операция
Практическое занятие № 28: Вклад в Победу деятелей науки.
Советский атомный проект.
Сражающаяся культура. Литература военных лет. Разграбление
культурных ценностей на оккупированных территориях.
Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Освобождение
Румынии, Болгарии и Югославии. Освобождение Польши.
Освобождение Чехословакии, Венгрии и Австрии. Помощь
населению освобожденных стран. Крымская (Ялтинская)
конференция. Последние сражения. Битва за Берлин. Встреча на
Эльбе. Взятие Берлина и капитуляция Германии.
Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки. Потсдамская
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ОК 02
ОК 05
ОК 06
конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Освобождение
Маньчжурии и Кореи. Освобождение Южного Сахалина и
Курильских островов. Образование ООН. Наказание главных
военных преступников. Токийский и Хабаровский процессы.
Решающая роль Красной Армии в разгроме агрессоров. Людские
потери. Материальные потери.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI ВЕКА
Раздел 7. Мир во второй половине XX – начале XXI в. Интересы СССР, США, Великобритании и
Франции в Европе и мире после войны
Тема 7.1.
73. США и страны Западной Европы во второй половине ХХ – начале
США и страны Европы во
XXI в. Складывание биполярного мира. План Маршалла и доктрина
второй половине XX –
Трумэна. Установление просоветских режимов в странах Восточной
начале XXI в.
Европы. Раскол Германии. Советско-югославский конфликт и
политические репрессии в Восточной Европе. Причины начала
холодной войны.
74. США и страны Западной Европы во второй половине ХХ в.
Маккартизм в США. Возникновение «общества потребления».
Проблема прав человека. Возникновение Европейского
экономического сообщества. Федеративная республика Германия.
Западногерманское «экономическое чудо». Франция после Второй
мировой войны. Консервативная и трудовая Великобритания.
Движение против расовой дискриминации в США. Новые течения в
идеологии. Социальный кризис конца 1960-х гг. и его значение.
75. США и страны Западной Европы в конце ХХ – начале XXI в.
Информационная революция. Энергетический и экологический
кризисы. Изменение социальной структуры стран Запада. Рост
влияния средств массовой информации и политические изменения в
Европе. Неоконсерватизм и неоглобализм. Страны Запада в начале
ХХI в. Создание Европейского союза.
Тема 7.2.
76. Социально-экономическая система Восточной Европы в середине ХХ
Страны
в. Кризисы в ряде социалистических стран. «Пражская весна» 1968 г.
Центральной и Восточной
Ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию.
22
5
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
Европы во второй половине 77. Практическое занятие № 29: Движение «Солидарность» в Польше.
ХХ – начале ХХI в.
Югославский социализм. «Бархатные революции» в Восточной
Европе. Распад Югославии и войны на Балканах. Агрессия НАТО
против Югославии. Восточная Европа в 1990-х гг. и начале ХХI в.
Раздел 8. Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине ХХ – начале XXI в.
Тема 8.1.
78. Гражданская война в Китае. Война в Корее. НациональноСтраны Азии во второй
освободительные движения в Юго-Восточной Азии. Возобновление
половине ХХ –
войны в Индокитае. Американское вмешательство во Вьетнаме.
начале ХХI в.
Победа коммунистов в Индокитае. Причины и последствия
локальных войн в Китае, Корее, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже.
79. Строительство социализма в Китае. Мао Цзэдун. «Культурная
революция» в Китае. Рыночные реформы в Китае. Китай в конце
1980-х гг. Северная Корея. Режим Пол Пота в Кампучии. Реформы в
социалистических странах Азии, их последствия.
80. Япония после Второй мировой войны. Восстановление суверенитета
Японии и проблема Курильских островов. Японское «экономическое
чудо». Кризис японского общества. Развитие Южной Кореи.
81. Практическое занятие № 30: «Тихоокеанские драконы»: Южная
Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Успехи Китая. Причины
экономических успехов Японии, Южной Кореи, Китая во второй
половине ХХ – начале ХХI в.
82. Обретение независимости странами Южной Азии. Преобразования в
независимой Индии. Индия и Пакистан. Кризис индийского общества
и борьба за его преодоление. Капиталистическая модернизация
Таиланда, Малайзии и Филиппин. Индонезия и Мьянма.
Тема 8.2.
83. Арабские страны и возникновение государства Израиль.
Страны Ближнего и
Антиимпериалистическое движение и Суэцкий конфликт. АрабоСреднего Востока во второй
израильские войны и мирное урегулирование на Ближнем Востоке.
половине ХХ – начале ХХI 84. Модернизация в Турции. Исламская революция в Иране. Создание
в.
исламских режимов. Кризисы в Персидском заливе. Причины и
последствия арабо-израильских войн, революции в Иране.
Тема 8.3.
85. Освобождение от колониальной зависимости. Страны Африки южнее
Страны Тропической и
Сахары. Попытки демократизации и установление диктатур.
Южной Африки
Ликвидация системы апартеида. Страны социалистической
1
11
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
ориентации.
86. Конфликт в Африканском Роге. Этнические конфликты. Пути
развития стран Африки после освобождения от колониальной
зависимости во второй половине ХХ в., их причины.
Тема 8.4.
87. Страны Латинской Америки в середине ХХ в. Аграрные реформы и
Страны Латинской
импортозамещающая индустриализация. Революция на Кубе.
Америки во второй
Переход Кубы к социалистическому развитию. Эрнесто Че Гевара.
половине ХХ – начале XXI
Революции и гражданские войны в Центральной Америке. Реформы в
вв.
странах Латинской Америки в 1950–1970-х гг.
88. Преобразования «Народного единства» в Чили. Кризис реформ и
военный переворот в Чили. Диктаторские режимы в странах Южной
Америки. Переход к демократии и усиление левых сил. Причины и
последствия революционных движений на Кубе и в Центральной
Америке.
Раздел 9. Международные отношения во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 9.1.
89. Практическое занятие № 31: Гонка вооружений СССР и США, ее
Международные отношения
последствия. Ракетно-космическое соперничество. Международные
в конце 1940-х – конце 1980отношения в 1950-е гг. «Новые рубежи» Дж. Кеннеди и Берлинский
х гг.
кризис. Карибский кризис. Договор о запрещении ядерных
испытаний.
90. Советско-китайский конфликт. Усиление нестабильности в мире и
Договор о нераспространении ядерного оружия. Договоры ОСВ-1 и
ПРО. Хельсинский акт. Договоры ОСВ-2 и ракетный кризис.
События в Афганистане и возвращение к политике холодной войны.
Конец холодной войны.
Тема 9.2.
91. Расширение НАТО на Восток. Конфликт на Балканах. Военные
Международные отношения
интервенции НАТО. Кризис глобального доминирования Запада.
в 1990-е – 2024 г.
92. Обострение противостояния России и Запада. Интеграционные
процессы в современном мире: БРИКС, Евразийский экономический
союз, Содружество Независимых Государств, Шанхайская
организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии.
Раздел 10. Развитие науки и культуры во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Тема 10.1.
93. Важнейшие направления развития науки во второй половине ХХ –
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
4
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
2
1
ОК 02
1
начале ХХI в. Ядерная энергетика. Освоение космоса.
Наука и культура во второй
половине ХХ в. – начале
94. Практическое занятие № 32: Развитие культуры и искусства во
ХХI в.
второй половине ХХ – начале ХХI в.: литература, театральное
искусство, музыка, архитектура, изобразительное искусство.
Олимпийское движение Глобальные проблемы современности.
ИСТОРИЯ РОССИИ. 1945 Г. – НАЧАЛО XXI В.
Раздел 11. СССР в 1945-1991 гг.
Тема 11.1.
95. Практическое занятие № 33: Послевоенные годы. Влияние Победы.
СССР в
Потери и демографические проблемы. Социальная адаптация
послевоенные годы
фронтовиков. Репатриация. Борьба с беспризорностью и
преступностью.
96. Практическое занятие № 34: Восстановление и развитие экономики
и социальной сферы. Восстановление промышленности. Сельское
хозяйство. Меры по улучшению жизни населения.
97. Политическая система в послевоенные годы. Сталин и его
окружение. Союзный центр и национальные регионы: проблемы
взаимоотношений. Послевоенные репрессии.
98. Практическое занятие № 35: Идеология, наука, культура и спорт в
послевоенные годы. Соперничество в высших эшелонах власти.
Усиление идеологического контроля над обществом. Основные
тенденции развития советской литературы и искусства. Развитие
советской науки. Советский спорт.
99. Место и роль СССР в послевоенном мире. Укрепление
геополитических позиций СССР. Послевоенные договоры с
побежденными противниками. Начало холодной войны, ее причины
и особенности. Раскол Европы и оформление биполярного мира.
СССР и страны Азии.
Тема 11.2.
100. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьба за власть в
СССР в 1953советском руководстве. Н.С. Хрущев. ХХ съезд КПСС и
1964 гг.
идеологическая кампания по разоблачению культа личности Сталина.
Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация
государственных органов, партийных и общественных организаций.
Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР. Воспитание
«нового человека».
1
41
25
1
ОК 05
ОК 06
ОК 02
ОК 05
ОК 06
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
101. Основные направления экономического и социального развития
СССР в 1953-1964 гг. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие
промышленности. Военный и гражданский секторы экономики.
Развитие сельского хозяйства и попытки решения продовольственной
проблемы. Социальное развитие.
102. Практическое занятие № 36: Развитие науки и техники в 19531964 гг. Научно-техническая революция в СССР. Развитие
компьютерной техники. Организация науки. Фундаментальная наука
и производство. Развитие гуманитарных наук. Открытие новых
месторождений. Освоение Арктики и Антарктики. Самолетостроение
и ракетостроение. Освоение космоса.
103. Практическое занятие № 37: Культурное пространство в 19531964 гг. Условия развития советской культуры. Первые признаки
наступления оттепели в культурной сфере. Власть и интеллигенция.
Развитие образования. Власть и Церковь. Зарождение новых форм
общественной жизни. Развитие советского спорта.
104. Перемены в повседневной жизни в 1953-1964 гг. Революция
Тема 11.3.
Политическое развитие
СССР в 1964- 1985 гг.
благосостояния. Демография. Изменение условий и оплаты труда.
Перемены в пенсионной системе. Общественные фонды потребления.
Решение жилищной проблемы. Жизнь на селе. Популярные формы
досуга. Изменение структуры питания. Товары первой
необходимости. Книги, журналы, газеты. Туризм. Изменение
общественных настроений и ожиданий.
105. Новый курс советской внешней политики: от конфронтации к
диалогу. СССР и стран Запада. Гонка вооружений. СССР и мировая
социалистическая система. Распад колониальной системы. СССР и
страны третьего мира.
106. Политическое развитие СССР в 1964-1985 гг. Итоги и значение
«великого десятилетия» Н.С. Хрущева. Политический курс Л.И.
Брежнева. Конституция СССР 1977 г.
107. Особенности социально-экономического развития СССР в 19641985 гг. Новые ориентиры аграрной политики: реформа 1965 г. и ее
результаты. Косыгинская реформа промышленности. Рост социальноэкономических проблем.
1
1
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
108. Практическое занятие № 38: Развитие науки, образования,
Тема 11.4.
СССР в 19851991 гг.
здравоохранения. Научные и технические приоритеты. Советская
космическая программа. Развитие образования. Советское
здравоохранение.
109. Идеология и культура. Новые идеологические ориентиры.
Концепция «развитого социализма». Диссиденты и неформалы.
Литература и искусство: поиски новых путей. Достижения советского
спорта.
110. Практическое занятие № 39: Повседневная жизнь советского
общества в 1964-1985 гг. Общественные настроения.
111. Национальная политика и национальные движения. Новая
историческая общность. Изменение национального состава населения
СССР. Развитие республик в рамках единого государства.
Национальные движения. Эволюция национальной политики.
112. Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. Новые вызовы внешнего
мира. Отношения СССР со странами Запада. Совещание по
безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). СССР и
развивающиеся страны. Ввод советских войск в Афганистан. СССР и
страны социализма.
113. Практическое занятие № 40: СССР и мир в начале 1980-х гг.
Нарастание кризисных явлений в СССР. Ю.В. Андропов и начало
формирования идеологии перемен. М.С. Горбачев и его окружение:
курс на реформы
114. Социально-экономическое развитие СССР в 1985-1991 гг. Первый
этап преобразований М.С. Горбачева: концепция ускорения
социально- экономического развития. Второй этап экономических
реформ. Экономический кризис и окончательное разрушение
советской модели экономики. Разработка программ перехода к
рыночной экономике.
115. Перемены в духовной сфере в годы перестройки. Гласность и
плюрализм. Литература. Кино и театр. Реабилитация жертв
политических репрессий. Новый этап в государственноконфессиональных отношениях. Результаты политики гласности.
1
1
1
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
116. Реформа политической системы СССР и ее итоги. Начало
изменения советской политической системы. Конституционная
реформа 1988-1991 гг. I Съезд народных депутатов СССР и его
значение. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и
создание Коммунистической партии РСФСР.
117. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике.
СССР и Запад. Начало разоружения. Разблокирование региональных
конфликтов. Распад социалистической системы. Результаты
политики нового мышления. Отношение к М.С. Горбачеву и его
внешней политике в СССР и в мире.
118. Национальная политика и подъем национальных движений. Кризис
межнациональных отношений. Нарастание националистических и
сепаратистских настроений, обострение межнациональных
конфликтов.
119. Практическое занятие № 41: Противостояние между союзным
центром и партийным руководством республик. Декларация о
государственном суверенитете РСФСР. Разработка нового союзного
договора. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР.
Раздел 12. Российская Федерация в 1992 – начале 2000-х гг.
Тема 12.1.
120. Российская экономика в условиях рынка. Начало радикальных
Российская Федерация в
экономических преобразований. Ваучерная приватизация. Положение
1990-е гг.
в экономике России в 1992–1998 гг. Корректировка курса реформ.
121. «Олигархический капитализм» и финансовые кризисы. Дефолт
1998 г. и его последствия. Россия после дефолта. Результаты
экономических реформ 1990-х гг. Политическое развитие Российской
Федерации. Разработка новой Конституции России. Нарастание
политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения
экономической ситуации.
122. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Конституция России
1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и становление
современного парламентаризма. Выборы Президента Российской
Федерации в 1996 году. Результаты политического развития России в
1990-е гг. Отставка Президента России Б.Н. Ельцина.
1
1
1
1
16
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
123. Практическое занятие № 42: Межнациональные отношения и
Тема 12.2.
Россия в ХХI в.
национальная политика. Народы и регионы России после распада
СССР. Федеративный договор. Военно- политический кризис в
Чеченской Республике.
124. Повседневная жизнь. Изменения в структуре российского общества
и условиях жизни различных групп населения в 1990-е гг.
Численность и доходы населения. Социальное расслоение. Досуг и
туризм.
125. Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. Новое место
России в мире. Взаимоотношения с США и странами Запада.
Агрессия НАТО в Югославии и изменение политики России в
отношении Запада. Отношения со странами Азии, Африки и
Латинской Америки. Россия на постсоветском пространстве.
Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.
126. Политические вызовы и новые приоритеты внутренней политики
России в начале ХХI в. Укрепление вертикали власти.
Противодействие террористической угрозе. Урегулирование кризиса
в Чеченской Республике. Обеспечение гражданского согласия и
единства общества. Утверждение государственной символики.
Военная реформа. Стабилизация политической системы в годы
президентства В.В. Путина.
127. Россия в 2008–2011 гг. Президент Д.А. Медведев и его программа.
Военный конфликт в Закавказье. Новый этап политической реформы.
Выборы в Государственную Думу 2011 г. Социально-экономическое
развитие России в начале ХХI в. Приоритетные национальные
проекты. Экономическое развитие в 2000–2007 гг. Россия в системе
мировой рыночной экономики. Мировой экономический кризис 2008
г. Социальная политика. Изменения в структуре, занятости и
численности населения.
1
1
1
1
1
ОК 02
ОК 05
ОК 06
128. Практическое занятие № 43: Культура, наука, спорт и
общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. Последствия
распада СССР в сфере науки, образования и культуры. Литература.
Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и монументальное
искусство. Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие науки.
Формирование суверенной системы образования. Средства массовой
информации. Российский спорт. Государство и основные
религиозные конфессии. Повседневная жизнь.
129. Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире.
Становление нового внешнеполитического курса России в 2000–2007
гг. Рост международного авторитета России и возобновление
конфронтации со странами Запада в 2008 – 2020 гг.
130. Практическое занятие № 44: Россия в 2012 – начале 2020-х гг.
Укрепление обороноспособности страны. Социально-экономическое
развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы
Президента Российской Федерации в 2018 г. Национальные цели
развития страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в
Государственную Думу VIII созыва.
131. Россия сегодня. Специальная военная операция (далее – СВО).
Отношения с Западом в начале XXI в. Давление на Россию со
стороны США. Противодействие стратегии Запада в отношении
России. Фальсификация истории. Возрождение нацизма. Судьба
Донбасса.
132. Минские соглашения. СВО. Противостояние с Западом. Украина –
неонацистское государство.
133. Практическое занятие № 45: Украинский неонацизм. Переворот
2014 г. на Украине. Возвращение Крыма.
134. Практическое занятие № 46: Новые регионы. СВО и российское
общество. Россия – страна героев
Дифференцированный зачёт
1
1
1
1
1
1
1
2
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническомуобеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц,
исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов);
информационно-коммуникационные средства; экранно- звуковые пособия; комплект
технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их
использованию и технике безопасности; библиотечный фонд кабинета. (учебники, учебнометодические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные). Библиотечный фонд кабинета
может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно- популярной и
другой литературой по вопросам исторического образования.
Технические средства обучения: мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы,Интернетресурсов.
Дополнительные источники:
Учебная литература
1. Баранов П. А. История: Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ / П. А.
Баранов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014. – 463 с.
2. Всеобщая история к ЕГЭ. Составитель – Тельных Е.О.
3. Георгиев В. А., Геогргиева Н. Г., Сивохина Т. А., Орлов А. С. История России. – 2-е
изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2014. – 680 с.
4. История России: Учеб.для вузов /А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; под
ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева – М.: Высш.шк., 2001 -479 с.
5. Кацва Л. А. История Отечества. Справочник для школьников и поступающих в вузы.
Курс подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и вступ. Экзаменам / Под науч. Ред. В. Р. Лещинера. –
М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2013. – 848 с.
6. Керов В. В. Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века:
учебное пособие / Р. А. Арсланов; под ред. В. В. Керова. – М.: АСТ: Астрель,2014 –
846 с.
7. Кириллов В. В. История России: учеб. Пособие для бакалавров / В. В. Кириллов, - 5-е
изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 663 с.
8. Маркин С. А. История России. Новый репетитор для подготовки к ОГЭ. – М.: Феникс,
2019. – 205 с.
9. Орлов А. С., Полунов А. Ю., Терещенко Ю. Я. Основы курса истории России:
учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2012, - 576 с.
10. Пазин Р.В. История. ЕГЭ. 10-11-е классы. Справочник исторических личностей и 130
биографических материалов: учебно-методическое пособие, Р.В. Пазин – 9-е изд. –
Ростов н/д: Легион, 2020. -320 с. (ЕГЭ)
11. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVII века. Ч.1: учебник
для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров. – 10-е изд. – М.:
ООО «Русское слово – учебник», 2012. -336 с. Ил.
12. Соловьёв Я.В. История: Полный экспресс-репетитор / Я.В. Соловьёв, Е. А.
Гевуркова.М.: Астрель, 2013 -776с. – (Полный комплект пособий для подготовки к
единому государственному экзамену)
Задачники (практикум)
1. Артасов И.А. ЕГЭ-2022: История: 30 тренировочных вариантов экзаменационных
работ для опдготовки к единому государственному экзамену / И.А. Артасов, О.Н.
Мельникова. – Москва: Издательство АСТ, 2021.- 407 с., - (ЕГЭ-2022. Большой
сборник тренировочных вариантов)
2. История. Велика Отечественная война. ЕГЭ. 10-11-е классы. Справочник. Практикум,
Р.Ю. Болдырев, Р.В, Пазин. – 2-е изд. испр. и доп. - Ростов н/д: Легион, 2020. -352 с. –
(ЕГЭ)
3. История. ЕГЭ-2021. Тематический тренинг: все типы заданий: учебно-методическое
пособие / под ред. Р.В. Пазина. - Ростов н/д: Легион, 2020. -528 с. – (ЕГЭ)
4. Пазин Р.В. ЕГЭ. Картографический практикум: тетрадь-тренажёр. 10-11е классы:
учебное пособие, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. -4-е изд., перераб. – Ростов н/д: Легион,
2020. – 272 с. – (ЕГЭ)
5. Пазин Р.В. История развития российской культуры. ЕГЭ. 10-11-е классы. Справочные
материалы, задания, иллюстрации: учебно-методическое пособие,Р.В. Пазин. – 8-е
изд., испр. и доп. - Ростов н/д: Легион, 2020. -336 с. – (ЕГЭ)
6. Пазин Р.В. История. 10-11 классы. Тематические задания высокого уровня сложности
для подготовки к ЕГЭ. Анализ, систематизация, сравнение исторического материала,
аргументации точки зрения. Часть 2: учебно-методическое пособие, Р.В, Пазин. –
Изд. 5-е, перераб. - Ростов н/д: Легион, 2014. -320 с.
7. Пазин, Р. В. История. ЕГЭ. Задание 25: историческое сочинение. Тетрадь-тренажёр /
Р. В. Пазин, О. Г. Веряскина. - Ростов н/Д: Легион, 2017. - 176 с. - (ЕГЭ).
8. Ушаков П.А. Всеобщая история. ЕГЭ. Практикум. Тетрадь-тренажёр. 10-11-е классы /
П.А. Ушаков, Р.В. Пазин. -2-е изд., перераб. – Ростов н/д: Легион, 2019. -336 с. –
(ЕГЭ)
9. Ушаков П.А. ЕГЭ. История: картографический тренажёр/ П.А. Ушаков, Р.В. Пазин. –
Москва: ЭКСМО, 2020. -228 с.: ил. – (Сдаём ЕГЭ на 100 баллов!)
Словарь
1. Георгиева Н. Г., Георгиев В. А., Орлов А. С. Исторический словарь. – 2-е изд. – М.:
Проспект, 2013. – 592 с.
Схемы и таблицы
2. Дуда М. Ю. Всемирная история. Весь школьный курс в таблицах. – Минск: Принтбук:
Кузьма, 2018. – 368 с.
3. Кириллов В. В. Отечественная история в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2013. – 320 с.
4. Маркин С. А. Новый полный справочник в таблицах и схемах. – М.: ОМЕГА-Л, 2018.
– 192 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются
через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и
профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Код
и
наименование
формируемых
компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
ОК 05. Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом особенностей
социального и культурного
контекста
Раздел/Тема
Типы
оценочных
мероприятий
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с
Устный опрос
Контрольная работа
Выступление с
презентацией Эссе
Тестирование
Промежуточная
аттестация
(выполнение заданий)
Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1, 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, По/с
Р 12, Темы 12.1 –12.2, П-о/с
Р 4, П-о/с
Р 6, П-о/с
Р 11, П-о/с
Р 12, П-о/с
Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, По/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, По/с
ОК 06. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение на основе
традиционных российских
духовно-нравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
Р 1, Темы 1.1
Р 2, Темы 2.1 – 2.6
Р 3, Темы 3.1 – 3.2
Р 4, Темы 4.1 – 4.7, П-о/с
Р 5, Темы 5.1 – 5.2
Р 6, Темы 6.1 – 6.4, П-о/с
Р 7, Темы 7.1 – 7.2
Р 8, Темы 8.1 – 8.4
Р 9, Тема 9.1 – 9.2
Р 10, Тема 10.1
Р 11, Темы 11.1 – 11.4, П-о/с
Р 12, Темы 12.1 – 12.2, П-о/с