СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
4-5
6-10
11-12
13-14
15
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 Безопасность жизнедеятельности является
частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
ППССЗ по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной
образовательной программы: учебная дисциплина входит в
общепрофессионального цикла.
профессиональной
группу дисциплин
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной
дисциплины.
Код
Умения
ОК 1- 4, –
ОК 6,
ОК 8,
ОК 9,
ОК 10
–
организовывать и проводить
мероприятия по защите населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать профилактические
меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной
деятельности и быту;
использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне военноучетных специальностей и
самостоятельно определять среди них
родственные полученной
специальности;
применять профессиональные знания
в ходе исполнения обязанностей
военной службы навоинских
должностях в соответствии с
полученной специальностью;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и
экстремальных условиях военной
службы;
оказывать первую помощь
пострадавшим
–
–
–
–
–
–
Знания
–
–
–
–
–
–
–
–
принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том
числе в условиях
противодействия терроризму
как серьезной угрозе
национальной безопасности
России;
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и
обороныгосударства;
задачи и основные
мероприятия гражданской
обороны;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и
правила безопасного
поведения при пожарах;
организацию и порядок
призыва граждан навоенную
службу и поступления на неё в
добровольном порядке;
основные виды вооружения,
военной техники и
специального снаряжения,
состоящих на вооружении
(оснащении) воинских
–
–
подразделений, в которых
имеются военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО;
область применения
получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей
военной службы;
порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим.
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум»:
Код
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 1
осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
ЛР 7
осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности.
ЛР 9
соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях.
ЛР 10
заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности,
в том числе цифровой.
ЛР 12
принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
ЛР 14
владеющий навыками коммуникабельности в коллективе, решающий различные
задачи профессиональной деятельности.
ЛР 18
проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и
готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебная нагрузка обучающихся – 68 часа,
в том числе:
в форме практической подготовки – 36 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем – 68 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т. ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
68
36
68
__
36
4
__
__
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельностиобучающихся
Объем
часов
1
2
3
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного времени и защита от них.
Содержание учебного материала
1
Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций Характеристика
экстремальных ситуаций социального характера
2
Характеристика экстремальных ситуаций природного характера и
техногенного
характера
Практические занятия:
3
Практическое занятие № 1 Изучение мероприятий по защите населения от негативных
воздействий чрезвычайных ситуаций
4
Практическое занятие № 2 Изучение и отработка моделей поведения в условиях ЧС
техногенного характера
5
Практическое занятие № 3 Изучение и отработка моделей поведения в условиях ЧС
природного характера
6. Контрольная работа № 1
Раздел 2. Способы защиты населения от оружия массового поражения.
Содержание учебного материала
7
Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения
Защита населения при радиоактивном заражении местности
8
Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения
Защита населения при химическом заражении местности
9
Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения
Практические занятия:
10 Практическое занятие № 4 Изучение и использование средств индивидуальной защиты
от поражающих факторов
11 Практическое занятие № 5 Изучение первичных средств пожаротушения
12 Контрольная работа № 2
9
2
1
1
6
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
2
2
1
7
3
1
1
1
3
2
1
1
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
Раздел 3. Основы медицинских знаний
Содержание учебного материала
13 Виды ранений и ран. Первая помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при
кровотечениях и переломах сотрясениях и ушибах головного мозга
Практические занятия:
9
1
1
Практическое занятие № 6 Изучение и освоение приемов оказания первой помощи при
кровотечениях
15 Практическое занятие № 7 Изучение и освоение приемов оказания первой помощи при
кровотечениях
16 Практическое занятие № 8 Изучение и освоение приемов оказания первой помощи при
различных видах травм
17 Практическое занятие № 9 Изучение и освоение приемов оказания первой помощи при
различных видах травм
18 Практическое занятие № 10 Изучение и освоение способов искусственного дыхания
19 Контрольная работа № 3
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность.
Содержание учебного материала
20 Национальная безопасность Российской Федерации. Основы обороны государства
Вооруженные силы Российской Федерации. Порядок прохождения военной службы
21 Ручные осколочные гранаты. Устройство принцип действия гранат
22 Ориентирование на местности. Определение расстояния до цели. Магнитный азимут.
Движение по магнитным азимутам
Практические занятия:
23 Практическое занятие № 11 Изучение способов бесконфликтного общения и
саморегуляции
24 Практическое занятие № 12 Изучение способов бесконфликтного общения и
саморегуляции
25 Контрольная работа № 4
Раздел 5. Военно-полевые сборы.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Введение.
26 Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и порядке прохождения
сборов
27 Общевоинские уставы Размещение и быт военнослужащих
1
14
5
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
1
1
1
1
1
8
3
1
1
1
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
4
2
2
1
36
5
1
1
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
Распределение времени и внутренний порядок. Распорядок дня и регламент служебного
времени
29 Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и
вооружение Подчиненность и обязанности дневального по роте
30 Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при
подъеме по тревоге, прибытие в роту офицеров и старшин
Практические занятия
31 Практическое занятие № 13 Одиночная подготовка
32 Практическое занятие № 14 Строевая подготовка
Практические занятия
33 Практическое занятие № 15 Разучивание и совершенствование физических упражнений,
комплексы № 1,2 НФП
34 Практическое занятие № 16 Упражнения на выносливость и силу
35 Практическое занятие № 17 Преодоление единой полосы препятствий
36 Практическое занятие № 18 Преодоление единой полосы препятствий
37 Практическое занятие № 19 Разучивание и совершенствование упражнений комплекс №
1,2 НФП. Упражнения на выносливость и силу
Содержание учебного материала
38 Способы действий личного состава в условиях радиационного заражения
39 Способы действий личного состава в условиях химического или биологического
заражения. Выполнение нормативов
Практические занятия
40 Практическое занятие № 20 Средства индивидуальной защиты и пользование ими
1
Содержание учебного материала
41 Назначение, боевые свойства и устройство автомата. Работа частей и механизмов
автомата при заряжании и стрельбе. Требования безопасности при проведении занятий
по огневой подготовке. Правила стрельбы из стрелкового оружия
42 Меры безопасности при выполнении учебных стрельб
Практические занятия
43 Практическое занятие № 21 Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия
44 Практическое занятие № 22 Назначение, боевые свойства и устройство автомата.
Порядок неполной разборки и сборки после неполной разборки автомата. (Выполнение
нормативов)
Содержание учебного материала
45 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
2
1
28
Тема 1.2.
Физическая
подготовка
и
здоровый
образ
жизни – залог
успешной
военной службы.
Тема 1.3.
Радиационная,
химическая
и
биологическая
защита.
Тема 1.4.
Огневая
подготовка
Тема 1.5.
Медико-
ПК 4.1-4.6.
1
1
2
1
1
5
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
11
1
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
ОК 6,
ОК 7,
военнослужащих
46 Принципы оказания ПП. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи
47 Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях
48 Профилактика осложнения ран
49 Кровотечения, их виды. Способы временной остановки кровотечений. Точки
пальцевого прижатия артерий.
50 Первая медицинская помощь при остановке сердца
51 Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких
52 Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние конечности
53 Правила наложения кровоостанавливающего жгута
Практические занятия
54 Первая медицинская помощь при остановке сердца
55 Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких
Тема 1.6.
Практические занятия
56 Практическое занятие № 23 Строи батальона
Строевая
57 Практическое занятие № 24 Развернутый строй
подготовка
58 Практическое занятие № 25 Строевые приёмы без оружия
59 Практическое занятие № 26 Выполнение воинского приветствия на месте и в движении
60 Практическое занятие № 27 Сдача нормативов по строевой, огневой подготовкам и
РХБЗ
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего
санитарная
подготовка.
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
6
1
1
1
1
2
1
68
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
ОК 6,
ОК 7,
ПК 1.1-1.7,
ПК 2.1-2.7,
ПК 3.1-3.7,
ПК 4.1-4.6.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность
жизнедеятельности»;
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее
место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий «БЖ»; стенды и макеты для
лабораторных и практических работ по темам: «Гражданская оборона», «Огневая
подготовка», «Виды вооруженных сил», «Общевойсковые уставы», «Тактика»,
«Топография».
Технические средства обучения: прибор ВПХР – 4, прибор ДП -5А, противогазы,
респираторы, учебная граната.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
литературы
дополнительной
Основные источники:
1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности : Учебник для студ. СПО/ Н.В. Косолапова,
Н.А.Прокопенко, Е.Л. Побежимова.- 7-е изд., стер.- М.: ИЦ «Академия», 2020- 279 с.
Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ. СПО/
Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко.- 3-е изд., стер.- М.: ИЦ «Академия»,2019.- 368 с.(Профессиональное образование).
3. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ. СПО/
Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко.- 3-е изд., стер.- М.: ИЦ «Академия»,2021.- 288 с.- (ТОП-50).
4. Косолапова Н.В. Охрана труда: учебник/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко.- М.: КНОРУС,2017.182 с.- (Среднее профессиональное образование).
2. Косолапова
Дополнительные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования/ Э.А.
Арустамов, Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов – 10-е изд., стер.- М.: Издательский
центр «Академия», 2014-176.
2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельность: учебник/ В.Ю. Микрюков. - 3-е изд., стер. –
М.:КНОРУС, 2014. – 288с. – (Среднее профессиональное образование).
Периодические издания:
1. Журналы: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Военные знания».
Интернет-ресурсы:
1. Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go2.
3.
4.
5.
6.
7.
oborona.narod.ru
Культура безопасности среди населения РФ http://www.kdzhd.ru
Официальный сайт МЧС России: http://mchs.gov.ru
Портал Академии Гражданской защиты: http://amchs.ru/portal
Портал правительства РФ: http://government.ru
Портал Президента России: http://kremlin.ru
Портал «Радиационная, химическая и биологическая защита»: http://rhbz.ru/main.html.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
–
–
–
–
–
–
Результаты обучения
Критерии оценки
Знания:
–
принципы
обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий
и
оценки
последствий
при–
техногенных
чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях,
основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в–
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения от
оружия массового поражения;
меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения при
пожарах;
организацию и порядок призыва
граждан на
военную
службу
основные
виды
вооружения,
военной техники и специального
снаряжения,
состоящие
на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, область применения
получаемых
профессиональных
знаний
при
исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим.
уровень
правильных –
ответов при тестовом
письменном и устном
контроле;
–
качество
и
техническая
грамотность
составленных
рефератов,
четкость
изложения материала;
–
быстрота
ориентации
в
представляемом
материале,
быстрота реакции на вопросы.
Формы и методы
оценки
тестовый и устный
контроль по заданной
тематике;
представление
докладов, рефератов,
презентаций
по
заданной тематике;
дифференцированный
зачет.
–
–
–
–
–
–
–
Умения:
–
организовывать и проводить
мероприятия по защите работников
и
–
населения
от
негативных
воздействий
чрезвычайных
ситуаций;
–
предпринимать профилактические
меры
для
снижения
уровня
опасностей различного вида и их–
последствий использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне военноучетных специальностей применять
профессиональные знания входе
исполнения обязанностей военной
службы;
владеть способами бесконфликтного
общения и саморегуляции;
оказывать
первую
помощь
пострадавшим.
точность и скорость выбора– оценка выполнения
средств индивидуальной и практических заданий;
коллективной защиты в ЧС; – дифференцированный
точность
и
грамотность зачет.
использования
конкретных
средств защиты;
грамотность использования
первичных
средств
пожаротушения;
скорость и качество оказания
первой помощи возможным
пострадавшим.