Решаем вместе
Есть вопрос?

ЕН.02 Экологические основы природопользования (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

1. 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования
является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ЕН.02 Экологические основы природопользования » является
обязательной частью естественно-научного цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02-07, 09. 11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 6.3-6.4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 11

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.
анализировать и
-особенности взаимодействия общества и природы, основные
прогнозировать
источники техногенного взаимодействия на окружающую среду;
экологические
последствия различных -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных
причинах возникновения экологического кризиса;
видов деятельности;
-принципы и методы рационального природопользования;
-использовать в
-методы экологического регулирования;
профессиональной
-принципы размещения производств различного типа;
деятельности
-основные группы отходов их источники и масштабы
представления о
образования;
взаимосвязи
-понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
организмов и среды
-правовые и социальные вопросы природопользования и
обитания;
экологической безопасности;
-соблюдать в
-принципы и правила международного сотрудничества области
профессиональной
природопользования и охраны окружающей среды;
деятельности
-природоресурсный потенциал Российской Федерации;
регламенты
-охраняемые природные территории.
экологической
безопасности

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижения обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум»:
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях

ЛР 9

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
Приобретение обучающимися навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной
национальности, веры, культуры, уважительного отношения к их
взглядам.

ЛР 10
ЛР 14
ЛР 18

1.4Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебная нагрузка обучающихся - 36 часов,
в том числе:
нагрузка во взаимодействии с преподавателем - 34 часа.
практические занятия –
самостоятельная работа обучающегося –

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Учебная нагрузка обучающегося (всего)
в том числе в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)

Объем часов
36
34

в том числе:
лабораторные занятия

-

практические занятия

-

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

самостоятельная работа студента (всего)

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Природоохранный
1.Формы взаимодействия природы и общества.
потенциал
2.Экологические последствия различных видов человеческой деятельности.
3.Влияние урбанизации на биосферу.
4.Условия устойчивого состояния экосистем и возможные причины возникновения
экологического кризиса.
5-6.Глобальные проблемы экологии (разрушение озонового слоя, истощение
энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др.) и пути их решения.
7.Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии.
8.Содействие сохранению окружающей среды.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Природные ресурсы 9.Природные ресурсы и их классификация.
и рациональное
10.Пищевые ресурсы человечества.
природопользование 11.Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
12.Генная инженерия и генетически модифицированные объекты.
13.Понятие и принципы рационального природопользования.
14.Охраняемые природные территории.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Загрязнение
15.Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.
окружающей среды 16.Основные загрязнители, их классификация. Пути миграции и накопления в
биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
17.Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. «Зеленая»
революция и ее последствия.
18.Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
19.Основные загрязнители продуктов питания и их влияние на здоровье человека.
20.Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными
веществами окружающей среды.
21.Основные задачи мониторинга окружающей среды.
22.Концепция предельно – допустимой концентрации (ПДК). Методы контроля за

Объем
в часах

Коды, формированию
которых способствует
элемент программы

3
22
8

4

6

ОК 02
ОК 04-07

8

ОК 02
ОК 04-07

ОК 02
ОК 04-07
ОК 11

состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха.
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Хозяйственные и
23-24.Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России.
общественные
25-26.Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей
мероприятия по
среды.
предотвращению
27.Органы управления и надзора по охране природы.
разрушающих
28.Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.
воздействий на
29-30.Международное
сотрудничество,
международные
организации,
природу.
международные соглашения, конвенции, договоры, по охране окружающей среды и
Природоохранный
их роль в обеспечении экологической безопасности.
надзор
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Юридическая и
31.Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
экономическая
32-33.Экологическая оценка деятельности предприятий.
ответственность
35.Организация деятельности предприятий в соответствии с экологическими
предприятий,
нормами общества.
загрязняющих
окружающую среду
Промежуточная аттестация
Всего:

12
8
ОК 02-03

4

2
36

ПК 6.3-6.4
ОК 03-07
ОК 11

3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1Материально- техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Социально-экономических дисциплин».
Кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный оборудованием:
- доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу
обучающихся),
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный материал);
- шкафы для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала
и др.; техническими средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором;
наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD
фильмами, мультимедийными пособиями).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор (интерактивная доска);
- мультимедийные и интерактивные обучающие материалы;
- калькуляторы;
- реактивы и лабораторное оборудование;
- информационное обеспечение реализации программы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные
ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е.
Саенко, Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с.
3.
Манько О.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. –
Москва: Академия, 2022. – 208 с.
4.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. –
Москва: Академия, 2020 – 240 с.
5.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель
И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с.
7.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 224 с.
8.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П.
Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
268 с.

3.2.2. Основные электронные издания
1.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-3401-5. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118626 (дата обращения:
29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с. — ISBN 978-5-40605154-2. — URL:https://book.ru/book/936972 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст :
электронный.
3.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П.
Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
268 с. — ISBN 978-5-8114-5826-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146668 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с. — ISBN 978-5-8114-7128-7. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/155695 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
5. Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко,
Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5-406-03321-0. —
URL:https://book.ru/book/936326 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель
И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-4270-6. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/138168 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.

3.2.3. Дополнительные источники
1.
ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и
улучшения использования природных ресурсов.
2.
ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера
3.
ГОСТ 18294-2004 Вода питьевая.
4.
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
5.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» (последняя редакция)
6.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (последняя
редакция)
7.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(последняя редакция)
8.
Экология и жизнь: научно-популярный журнал [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ecolife.ru/
9.
Экология производства: научно-практический журнал [Электронный ресурс].
URL: https://ecoindustry.info/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
-принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия общества и
природы, основные источники
техногенного взаимодействия на
окружающую среду
-об условиях устойчивого развития
экосистем и возможных причинах
возникновения экологического кризиса;
-принципы и методы рационального
природопользования;
-методы экологического регулирования;
-принципы размещения производств
различного типа;
-основные группы отходов их источники и
масштабы образования;
-понятия и принципы мониторинга
окружающей среды;
-правовые и социальные вопросы
природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и правила международного
сотрудничества области
природопользования и охраны
окружающей среды;
-природоресурсный потенциал Российской
Федерации;
-охраняемые природные территории.
Уметь:
-анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных
видов деятельности;
-использовать в профессиональной
деятельности представления о взаимосвязи
организмов и среды обитания
-соблюдать в профессиональной
деятельности регламенты экологической
безопасности

Критерии оценки
Методы оценки
Полнота ответов, точность - анализ выполнения
практических работ
формулировок,
-текущий контроль;
правильные ответы.
- защита внеаудиторной
Актуальность темы,
самостоятельные работы;
адекватность результатов
-дифференцированный
поставленным целям,
зачет
верный ответ, точность
формулировок,
адекватность применения
профессиональной
терминологии

Правильность, полнота
- активность на занятиях
выполнения заданий,
в группах;
точность формулировок,
- верное выполнение
точность расчетов и
задания и формулиформулировок,
рование ответа;
соответствие требованиям - дифференцированный
Адекватность,
зачет
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность выполнения
задания, соответствие
требованиям инструкций,
регламентов,
рациональность действий


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».