СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5.ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1. 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
1.1Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования
является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по
специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ЕН.02 Экологические основы природопользования » является
обязательной частью естественно-научного цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 02-07, 09. 11.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ПК 6.3-6.4
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 09
ОК 11
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.
анализировать и
-особенности взаимодействия общества и природы, основные
прогнозировать
источники техногенного взаимодействия на окружающую среду;
экологические
последствия различных -об условиях устойчивого развития экосистем и возможных
причинах возникновения экологического кризиса;
видов деятельности;
-принципы и методы рационального природопользования;
-использовать в
-методы экологического регулирования;
профессиональной
-принципы размещения производств различного типа;
деятельности
-основные группы отходов их источники и масштабы
представления о
образования;
взаимосвязи
-понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
организмов и среды
-правовые и социальные вопросы природопользования и
обитания;
экологической безопасности;
-соблюдать в
-принципы и правила международного сотрудничества области
профессиональной
природопользования и охраны окружающей среды;
деятельности
-природоресурсный потенциал Российской Федерации;
регламенты
-охраняемые природные территории.
экологической
безопасности
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижения обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум»:
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях
ЛР 9
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
Приобретение обучающимися навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Ценностное отношение обучающихся к людям иной
национальности, веры, культуры, уважительного отношения к их
взглядам.
ЛР 10
ЛР 14
ЛР 18
1.4Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебная нагрузка обучающихся - 36 часов,
в том числе:
нагрузка во взаимодействии с преподавателем - 34 часа.
практические занятия –
самостоятельная работа обучающегося –
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Учебная нагрузка обучающегося (всего)
в том числе в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
Объем часов
36
34
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовая работа (проект)
-
самостоятельная работа студента (всего)
-
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Особенности взаимодействие природы и общества
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Природоохранный
1.Формы взаимодействия природы и общества.
потенциал
2.Экологические последствия различных видов человеческой деятельности.
3.Влияние урбанизации на биосферу.
4.Условия устойчивого состояния экосистем и возможные причины возникновения
экологического кризиса.
5-6.Глобальные проблемы экологии (разрушение озонового слоя, истощение
энергетических ресурсов, «парниковый эффект» и др.) и пути их решения.
7.Выявление роли человеческого фактора в решении проблем экологии.
8.Содействие сохранению окружающей среды.
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Природные ресурсы 9.Природные ресурсы и их классификация.
и рациональное
10.Пищевые ресурсы человечества.
природопользование 11.Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов.
12.Генная инженерия и генетически модифицированные объекты.
13.Понятие и принципы рационального природопользования.
14.Охраняемые природные территории.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Загрязнение
15.Загрязнение биосферы. Антропогенное и естественное загрязнение.
окружающей среды 16.Основные загрязнители, их классификация. Пути миграции и накопления в
биосфере токсичных и радиоактивных веществ.
17.Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. «Зеленая»
революция и ее последствия.
18.Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов.
19.Основные загрязнители продуктов питания и их влияние на здоровье человека.
20.Способы ликвидации последствий загрязнения токсичными и радиоактивными
веществами окружающей среды.
21.Основные задачи мониторинга окружающей среды.
22.Концепция предельно – допустимой концентрации (ПДК). Методы контроля за
Объем
в часах
Коды, формированию
которых способствует
элемент программы
3
22
8
4
6
ОК 02
ОК 04-07
8
ОК 02
ОК 04-07
ОК 02
ОК 04-07
ОК 11
состоянием загрязнения природных вод, почв, атмосферного воздуха.
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Хозяйственные и
23-24.Правовые акты, регулирующие природоохранную деятельность в России.
общественные
25-26.Нормативные акты по рациональному природопользованию окружающей
мероприятия по
среды.
предотвращению
27.Органы управления и надзора по охране природы.
разрушающих
28.Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.
воздействий на
29-30.Международное
сотрудничество,
международные
организации,
природу.
международные соглашения, конвенции, договоры, по охране окружающей среды и
Природоохранный
их роль в обеспечении экологической безопасности.
надзор
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Юридическая и
31.Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
экономическая
32-33.Экологическая оценка деятельности предприятий.
ответственность
35.Организация деятельности предприятий в соответствии с экологическими
предприятий,
нормами общества.
загрязняющих
окружающую среду
Промежуточная аттестация
Всего:
12
8
ОК 02-03
4
2
36
ПК 6.3-6.4
ОК 03-07
ОК 11
3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Материально- техническое обеспечение
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Социально-экономических дисциплин».
Кабинет «Экологических основ природопользования», оснащенный оборудованием:
- доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу
обучающихся),
- посадочные места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий (плакаты, таблицы, раздаточный материал);
- шкафы для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала
и др.; техническими средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором;
наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD
фильмами, мультимедийными пособиями).
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор (интерактивная доска);
- мультимедийные и интерактивные обучающие материалы;
- калькуляторы;
- реактивы и лабораторное оборудование;
- информационное обеспечение реализации программы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имет
печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные
ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е.
Саенко, Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с.
3.
Манько О.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие для
студ. учреждений сред. проф. образования / О.М. Манько, А.В. Мешалкин, С.И. Кривов. –
Москва: Академия, 2022. – 208 с.
4.
Константинов В.М. Экологические основы природопользования: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. –
Москва: Академия, 2020 – 240 с.
5.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель
И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с.
7.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 224 с.
8.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П.
Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
268 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Дмитренко, В. П. Экологические основы природопользования : учебное
пособие / В. П. Дмитренко, Е. М. Мессинева, А. Г. Фетисов. — Санкт-Петербург : Лань,
2019. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-3401-5. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/118626 (дата обращения:
29.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2.
Косолапова, Н.В., Экологические основы природопользования : учебник /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — Москва : КноРус, 2021. — 194 с. — ISBN 978-5-40605154-2. — URL:https://book.ru/book/936972 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст :
электронный.
3.
Основы экологии и природопользования : учебное пособие для спо / М. П.
Грушко, Э. И. Мелякина, И. В. Волкова, В. Ф. Зайцев. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. —
268 с. — ISBN 978-5-8114-5826-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146668 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4.
Поломошнова, Н. Ю. Экологические основы природопользования : учебное
пособие для спо / Н. Ю. Поломошнова, Э. Г. Имескенова, В. Ю. Татарникова. — 2-е изд.,
стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 100 с. — ISBN 978-5-8114-7128-7. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/155695 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
5. Саенко, О.Е., Экологические основы природопользования : учебник / О.Е. Саенко,
Т.П. Трушина. — Москва : КноРус, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5-406-03321-0. —
URL:https://book.ru/book/936326 (дата обращения: 29.01.2022). — Текст : электронный.
6.
Экологические основы природопользования : учебное пособие / составитель
И. Б. Яцков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-4270-6. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/138168 (дата обращения: 29.01.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
ГОСТ 17.0.0.01-76 Система стандартов в области охраны природы и
улучшения использования природных ресурсов.
2.
ГОСТ 17.1.3.05-82 Охрана природы. Гидросфера
3.
ГОСТ 18294-2004 Вода питьевая.
4.
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
5.
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ «О качестве и безопасности
пищевых продуктов» (последняя редакция)
6.
Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» (последняя
редакция)
7.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
(последняя редакция)
8.
Экология и жизнь: научно-популярный журнал [Электронный ресурс]. URL:
http://www.ecolife.ru/
9.
Экология производства: научно-практический журнал [Электронный ресурс].
URL: https://ecoindustry.info/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
знать:
-принципы взаимодействия живых
организмов и среды обитания.
-особенности взаимодействия общества и
природы, основные источники
техногенного взаимодействия на
окружающую среду
-об условиях устойчивого развития
экосистем и возможных причинах
возникновения экологического кризиса;
-принципы и методы рационального
природопользования;
-методы экологического регулирования;
-принципы размещения производств
различного типа;
-основные группы отходов их источники и
масштабы образования;
-понятия и принципы мониторинга
окружающей среды;
-правовые и социальные вопросы
природопользования и экологической
безопасности;
-принципы и правила международного
сотрудничества области
природопользования и охраны
окружающей среды;
-природоресурсный потенциал Российской
Федерации;
-охраняемые природные территории.
Уметь:
-анализировать и прогнозировать
экологические последствия различных
видов деятельности;
-использовать в профессиональной
деятельности представления о взаимосвязи
организмов и среды обитания
-соблюдать в профессиональной
деятельности регламенты экологической
безопасности
Критерии оценки
Методы оценки
Полнота ответов, точность - анализ выполнения
практических работ
формулировок,
-текущий контроль;
правильные ответы.
- защита внеаудиторной
Актуальность темы,
самостоятельные работы;
адекватность результатов
-дифференцированный
поставленным целям,
зачет
верный ответ, точность
формулировок,
адекватность применения
профессиональной
терминологии
Правильность, полнота
- активность на занятиях
выполнения заданий,
в группах;
точность формулировок,
- верное выполнение
точность расчетов и
задания и формулиформулировок,
рование ответа;
соответствие требованиям - дифференцированный
Адекватность,
зачет
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность выполнения
задания, соответствие
требованиям инструкций,
регламентов,
рациональность действий