Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП.08 Безопасность жизнедеятельности (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 Безопасность жизнедеятельности является
частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии
49.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «ОП.08 Безопасность жизнедеятельности» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по профессии 49.01.09 Повар, кондитер.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-10.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК

Умения

Знания

ОК 01-10,
ПК 1.1,
ПК 2.1,
ПК 3.1,
ПК 4.1,
ПК 5.1

-организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей различного вида и их
последствий в
профессиональной деятельности
и быту;
-использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от оружия
массового поражения;
-применять первичные средства
пожаротушения;
-применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы
на воинских должностях в
соответствии с полученной
профессией;
-владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной

-принципы обеспечения устойчивости объектов
экономики, прогнозирования развития событий
и оценки последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
основные виды потенциальных опасностей и
их последствия в профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и обороны
государства;
задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
способы защиты населения от оружия
массового поражения;
меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на неё в
добровольном порядке;
основные виды вооружения, военной техники
и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военноучетные специальности, родственные

деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
-оказывать первую доврачебную
помощь пострадавшим.

специальностям СПО;
область применения получаемых
профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим

1.4 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум».
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и
т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных

ЛР 1
ЛР 2

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

или стремительно меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой

ЛР 10

1.5 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 72 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 24 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 66 часа

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачета

Объем в часах
68
24
64
27
4

1.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Объем в
часах

Коды компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы

3

4

Раздел I. Гражданская оборона

15

Тема 1.1. Организация Содержание учебного материала
гражданской обороны 1.Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций

5
3

ОК 01-ОК 04,
ОК 06, ОК 09, ОК 10

2.Ядерное, химическое и биологическое оружие, средства индивидуальной и
коллективной защиты от оружия массового поражения
3.Приборы радиационной и химической разведки и контроля

Тема 1.2.
Защита населения и
территорий при
стихийных бедствиях,
авариях (катастрофах).
Обеспечение
безопасности
при
неблагоприятной
экологической,
социальной обстановке

4.Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического
заражения и в очаге биологического поражения

2

Содержание учебного материала

10

1.Защита населения и территорий при стихийных бедствиях

4

2.Защита населения и территорий при авариях (катастрофах)
3.Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке
4.Обеспечение безопасности при эпидемии
5.Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых
действий и во время общественных беспорядков, при обнаружении
подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте, в случае
захвата заложником

6

ОК 01-ОК 04,
ОК 06, ОК 09, ОК 10

Раздел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

20

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

20

Основы медицинских
знаний. Здоровый
образ жизни и его
составляющие

1.Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных
ценностей человека.
2.Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на
жизнедеятельность человека. Общественное здоровье.
3.Правильное чередование физических и умственных нагрузок. Рациональный
режим дня.
4.Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.
5.Вредные привычки и их влияние на здоровье, профилактика злоупотребления
психоактивными веществами.

11

ОК 01-ОК 04,
ОК 06, ОК 09, ОК 10

6.Правовые основы оказания первой медицинской помощи.
7.Первая медицинская помощь при ранениях.
8.Виды ран и общие правила оказания первой медицинской помощи
9.Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и
обработки ран
10.Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и
нижних конечностей
11.Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях
связок и синдроме длительного сдавливания, при ожогах, поражении
электрическим током, при утоплении, перегревании, переохлаждении организма,
при обморожении и общем замерзании, при отравлениях, при клинической смерти
Тематика практических занятий

5

Отработка умений при оказании первой (доврачебной) помощи

5

Самостоятельная работа
- подготовить презентацию на тему: «Первая (доврачебная) помощь»

4

Раздел 3. Основы военной службы

31

Тема 3.1. Основы

31

Содержание учебного материала

ОК 01-ОК 04,

обороны государства.
Военная доктрина
1.Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны.
Российской Федерации 2.Гражданская оборона, ее структура и цели и задачи по защите населения от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий

ОК 06, ОК 09, ОК 10

9

3.Вооруженные Силы РФ основа обороны РФ
4.Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в
системе обеспечения национальной безопасности страны.
5.Состав и структура Вооруженных сил России.
6.Организация и порядок призыва граждан на военную службу, и поступление на
нее в добровольном порядке
7.Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России
8.Проявление терроризма в России. Виды терроризма.
9.Борьба с терроризмом. Террористические организации
Тематика практических занятий

22

Подготовка данных использования инженерных сооружений для защиты
работающих и населения от чрезвычайных ситуаций

2

Организация получения средств индивидуальной защиты в чрезвычайных
ситуациях

2

Изучение материальной части, сборка, разборка автомата

6

Отработка строевой стойки и поворотов на месте. Повороты в движении.

4

Построение и отработка движения походным строем

4

Отработка движений строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

Всего:

68

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда, оснащенный оборудованием:
доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся),
шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.;
техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным
проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами,
плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ
РК «Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1.
Основные печатные и электронные издания
1. Безопасность
жизнедеятельности :
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией
В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата обращения: 17.01.2022).
2. Безопасность
жизнедеятельности :
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией
В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата обращения: 17.01.2022).
3. Безопасность
жизнедеятельности :
учебник
и
практикум
для
среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей редакцией
В. П. Соломина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 399 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-02041-0. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489702 (дата обращения: 17.01.2022).
4. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды
(техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального
образования / С. В. Белов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9964-8. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492045 (дата
обращения: 17.01.2022).
5. Беляков, Г. И. Основы обеспечения жизнедеятельности и выживание в чрезвычайных
ситуациях : учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Беляков. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 354 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-03180-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491016 (дата обращения: 17.01.2022).
6. Бурашников, Ю. М. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда на предприятиях
пищевых производств : учебник для спо / Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов. — Санкт-

Петербург : Лань, 2020. — 496 с. — ISBN 978-5-8114-6480-7. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148021 (дата обращения:
14.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. И. Каракеян, И. М. Никулина. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 313 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-04629-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/489671 (дата обращения: 17.01.2022).
8. Косолапова, Н. В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для СПО / Э.А. Арустамов,
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов. – Москва: Академия, 2020. – 208 с.
9. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для СПО / Н.В. Косолапова, Н.А.
Прокопенко. – Москва: Академия, 2021. – 368 с.
10. Суворова, Г. М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности : учебное пособие
для среднего профессионального образования / Г. М. Суворова, В. Д. Горичева. — 2-е изд.,
испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 212 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09079-6. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491731 (дата обращения: 17.01.2022).
3.2.2. Дополнительные источники
1. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mchs.gov.ru/.
2. Университетская информационная система «РОССИЯ» [Электронный ресурс]. – URL:
https://uisrussia.msu.ru/
3. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная
библиотека» [Электронный ресурс]. – URL: https://rusneb.ru/
4. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. – URL:
http://bzhde.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Правильность,
полнота выполнения
заданий, точность
формулировок,
точность
расчетов,
соответствие
требованиям
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки,
самооценки
выполнения
Соответствие
требованиям
инструкций,
регламентов
Рациональность
действий и т.д.

Текущий контроль:
- экспертная оценка
демонстрируемых
умений, выполняемых
действий, защите отчетов
по практическим
занятиям;
- оценка заданий для
самостоятельной работы,
Промежуточная
аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете

Полнота ответов,
точность формулировок, не менее 75%

Текущий контроль при
проведении:
-письменного/устного

Освоенные умения:
организовывать
и
проводить
мероприятия по защите работающих и
населения от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать профилактические меры
для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в
профессиональной деятельности и быту;
-использовать средства индивидуальной
и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
-применять
первичные
средства
пожаротушения;
-применять профессиональные знания в
ходе исполнения обязанностей военной
службы на воинских должностях в
соответствии с полученной профессией;
-владеть способами бесконфликтного
общения
и
саморегуляции
в
повседневной
деятельности
и
экстремальных
условиях
военной
службы;
-оказывать первую доврачебную помощь
пострадавшим.
Знания:
принципы обеспечения устойчивости
объектов экономики, прогнозирования
развития событий и оценки последст-

вий при техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в том
числе в условиях противодействия
терроризму как серьезной угрозе
национальной безопасности России;
- основные
виды
потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения вероятности
их реализации;
- основы военной службы и обороны
государства;
- задачи и основные мероприятия
гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия
массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на неё в добровольном
порядке;
- основные виды вооружения, военной
техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении (оснащении)
воинских подразделений, в которых
имеются
военно-учетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
- область
применения
получаемых
профессиональных
знаний
при
исполнении обязанностей военной
службы;
- порядок и правила оказания первой
помощи пострадавшим

правильных ответов.
Не менее 75%
правильных ответов.
Актуальность темы,
адекватность
результатов
поставленным целям,
полнота ответов,
точность
формулировок,
адекватность
применения
профессиональной
терминологии

опроса;
-тестирования;
-оценка результатов
самостоятельной работы
(докладов, рефератов,
теоретической части
проектов, учебных
исследований и т.д.)

Промежуточная
аттестация
в форме
дифференцированного
зачета в виде:
-письменных/ устных
ответов,
-тестирования


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».