СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины………………………… …..6
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………......... 7
3.Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины……………… 11
4.Контроль и оценка результатов освоение учебной дисциплины………….. ….12
5.Лист дополнений и изменений к рабочей программе…………………………...13
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Основы товароведения
продовольственных товаров является частью основной образовательной программы
в соответствии с ФГОС СПО ППКРС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы товароведения продовольственных товаров» является
обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-07,
ОК 09, ОК 10
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
Умения
ПК 1.1-1.4
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7,9,10,
11
-проводить органолептическую
оценку качества и безопасности
продовольственных продуктов
и сырья;
-оценивать
условия
и
организовывать
хранение
продуктов и запасов с учетом
требований системы анализа,
оценки и управления опасными
факторами (ХАССП);
-оформлять
учетно-отчетную
документацию по расходу и
хранению продуктов;
-осуществлять
контроль
хранения и расхода продуктов
Знания
-ассортимент, товароведные
характеристики, требования к
качеству, упаковке,
транспортированию и
реализации, условия и сроки
хранения основных групп
продовольственных товаров;
-виды сопроводительной
документации на различные
группы продуктов;
-методы контроля качества,
безопасности пищевого сырья,
продуктов;
-современные способы
обеспечения правильной
сохранности запасов и расхода
продуктов;
виды складских помещений и
требования к ним;
-правила оформления заказа на
продукты со склада и приема
продуктов, поступающих со
склада и от поставщиков
Освоение содержания учебной дисциплины обеспе6чивает достижение
обучающимися следующих результатов с учетом рабочей программы воспитания
ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум»:
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения в
профессиональной деятельности
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях
Готовый к конкурентоспособности на рынке труда
Умеющий быстро принимать решения, распределять
собственные
ресурсы и управлять своим временем
ЛР 4
ЛР 6
ЛР 13
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 28
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Объем образовательной программы – 108 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки – 42 часа
нагрузка во взаимодействии с преподавателем – 108 часов
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Объем в часах
108
42
108
42
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Основы товароведения продовольственных товаров
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем
часов
Коды компетенций,
формированию
которых способствует
элемент программы
1
2
3
4
Содержание учебного материала
1.Пищевые вещества: вода, минеральные вещества, углеводы, жиры, белки,
витамины, ферменты.
2.Состав пищевых веществ, значение в питании.
3
3.Энергетическая ценность пищевых продуктов.
1
Содержание учебного материала
2
1.Классификация продовольственных товаров.
1
2.Качество и безопасность продовольственных товаров.
1
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
Содержание учебного материала
1.Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки, в том
числе региональных.
13
2.Кулинарное назначение овощей, плодов, грибов и продуктов их переработки.
2
Тема 1.
Химический состав
пищевых продуктов
Тема 2.
Классификация
продовольственных
товаров
Тема 3.
Товароведная
характеристика овощей,
плодов, грибов и
продуктов их
переработки
Тема 4.
3.Условия и сроки хранения свежих овощей, плодов, грибов и продуктов их
переработки.
Тематика лабораторных работ
Лабораторная работа№1. Изучение хозяйственно-ботанических сортов
корнеплодов и оценка качества по стандарту.
2
3
2
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
6
3
Лабораторная работа№2. Изучение помологических сортов семечковых
плодов и оценка качества по стандарту.
3
Содержание учебного материала
12
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
Товароведная
характеристика
зерновых товаров
1. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству зерна и продуктов его переработки: круп, муки, макаронных
изделий, хлеба и хлебобулочных изделий.
2. Кулинарное назначение зерновых товаров.
3.Условия и сроки хранения зерновых товаров.
Тематика лабораторных работ
4
2
2
4
4
Лабораторная работа№3. Ознакомление с ассортиментом круп и макаронных
изделий и оценка качества по стандарту.
Тема 5.
Товароведная
характеристика
молочных товаров
Содержание учебного материала
1.Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству молока и молочных продуктов.
2.Кулинарное назначение молочных товаров.
3.Условия и сроки хранения молочных товаров.
Тематика лабораторных работ
Лабораторная работа№4. Оценка качества молока, сливок, сыров по
стандарту.
Тема 6.
Товароведная
характеристика рыбы,
рыбных продуктов
Содержание учебного материала
1.Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству рыбы, рыбных продуктов.
2.Кулинарное назначение рыбы, рыбных продуктов.
3.Условия и сроки хранения рыбы и рыбных продуктов.
Тематика лабораторных работ
Лабораторная работа№5. Оценка качества рыбы по органолептическим
показателям.
13
3
3
3
4
4
20
5
3
2
10
4
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7,9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
Лабораторная работа№6. Оценка качества рыбных консервов по
органолептическим показателям тары, содержимого и герметичности.
Расшифровка маркировки, указанной на упаковке.
Тема 7.
Товароведная
характеристика мяса и
мясных продуктов
Содержание учебного материала
1. Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству, кулинарное назначение мяса и мясных продуктов.
10
2.Условия. сроки хранения мяса и мясных продуктов.
2
Тематика лабораторных работ
4
4
Лабораторная работа№7. Органолептическая оценка качества мяса.
Тема 8.
Товароведная
характеристика, яичных
продуктов, пищевых
жиров
Тема 9.
Товароведная
характеристика
кондитерских и
вкусовых товаров
6
Содержание учебного материала
1.Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству, кулинарное назначение яичных продуктов.
2.Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству пищевых жиров, кулинарное назначение.
4
21
5
3
3.Условия, сроки хранения яичных продуктов, пищевых жиров.
3
Тематика лабораторных работ
10
Лабораторная работа№8. Определение вида и категории яиц по
органолептическим показателям. Ознакомление с дефектами яиц. Установление
допустимых и недопустимых дефектов.
6
Лабораторная работа№9. Ознакомление с ассортиментом и оценка качества
пищевого жира по стандарту.
4
Содержание учебного материала
8
1.Ассортимент и характеристика, значение в питании, общие требования к
качеству кондитерских и вкусовых товаров. Кулинарное назначение.
Условия и сроки хранения.
4
Тематика лабораторных работ
4
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
ОК 1-7, 9,10
Лабораторная работа№10. Ознакомление с ассортиментом пряностей и
оценка качества по стандарту.
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего:
4
6
108
ПК 1.1-1.5
ПК 2.1-2.8
ПК 3.1-3.6
ПК 4.1-4.5
ПК 5.1-5.5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Товароведения продовольственных товаров».
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор (интерактивная доска);
- калькуляторы;
- реактивы и лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум» иметь
печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для СПО / З.П.
Матюхина. – Москва: Академия, 2019. – 336 с., [16] с. цв. ил.
2. Васюкова, А. Т. Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров : учебник / А. Т. Васюкова, А. Д. Димитриев. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 236 с. — ISBN 978-5-8114-5780-9.
3. Родионов, Г. В. Технология производства и оценка качества молока :
учебное пособие / Г. В. Родионов, В. И. Остроухова, Л. П. Табакова. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-5956-8.
4. Дунченко,
Н. И. Управление качеством продукции. Пищевая
промышленность : учебник для СПО / Н. И. Дунченко, В. С. Янковская. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 304 с. — ISBN 978-5-8114-5872-1.
5. Рензяева, Т. В. Основы технического регулирования качества пищевой
продукции. Стандартизация, метрология, оценка соответствия : учебное пособие
для спо / Т. В. Рензяева. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 360 с. — ISBN 978-58114-6440-1.
6. Леонов, О. А. Статистические методы и инструменты контроля качества :
учебное пособие для спо / О. А. Леонов, Н. Ж. Шкаруба, Г. Н. Темасова. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-8114-6904-8.
7. Царенко, П. П. Методы оценки и повышения качества яиц
сельскохозяйственной птицы : учебное пособие для спо / П. П. Царенко, Л. Т.
Васильева. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 280 с. — ISBN 978-5-8114-6609-2.
3.2.1.
Основные электронные издания
1. Васюкова, А. Т. Товароведение и экспертиза качества потребительских
товаров : учебник / А. Т. Васюкова, А. Д. Димитриев. — Санкт-Петербург : Лань,
2020. — 236 с. — ISBN 978-5-8114-5780-9. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146832
(дата обращения: 15.12.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Родионов, Г. В. Технология производства и оценка качества молока :
учебное пособие / Г. В. Родионов, В. И. Остроухова, Л. П. Табакова. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 140 с. — ISBN 978-5-8114-5956-8. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/146905
(дата обращения: 14.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
3. Дунченко,
Н. И. Управление качеством продукции. Пищевая
промышленность : учебник для спо / Н. И. Дунченко, В. С. Янковская. — СанктПетербург : Лань, 2020. — 304 с. — ISBN 978-5-8114-5872-1. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/146627
(дата обращения: 14.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
4. Рензяева, Т. В. Основы технического регулирования качества пищевой
продукции. Стандартизация, метрология, оценка соответствия : учебное пособие
для спо / Т. В. Рензяева. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 360 с. — ISBN 978-58114-6440-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
— URL: https://e.lanbook.com/book/147351 (дата обращения: 14.12.2020). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Леонов, О. А. Статистические методы и инструменты контроля качества :
учебное пособие для спо / О. А. Леонов, Н. Ж. Шкаруба, Г. Н. Темасова. — СанктПетербург : Лань, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-8114-6904-8. — Текст :
электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/153660
(дата обращения: 14.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
6. Царенко, П. П. Методы оценки и повышения качества яиц
сельскохозяйственной птицы : учебное пособие для спо / П. П. Царенко, Л. Т.
Васильева. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 280 с. — ISBN 978-5-8114-6609-2.
— Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/149346
(дата обращения: 15.12.2020). — Режим
доступа: для авториз. пользователей.
3.2.2.
Дополнительные источники
1. Васюкова, А. Т. Товароведение пищевых продуктов в 2 ч. Часть 1 : учебник
для
среднего
профессионального
образования /
А. Т. Васюкова,
Н. М. Варварина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 241 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15135-0. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/487543 (дата обращения: 31.10.2021).
2. Васюкова, А. Т. Товароведение пищевых продуктов в 2 ч. Часть 2 : учебник
для
среднего
профессионального
образования /
А. Т. Васюкова,
Н. М. Варварина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 330 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15144-2. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/488216 (дата обращения: 31.10.2021).
2.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы оценки
Текущий контроль
Знание:
Полнота ответов,
-ассортимент,
точность формулировок, при проведении:
товароведные
не менее 70%
-письменного/устного
характеристики,
правильных ответов.
опроса;
требования к качеству, Не менее 75%
упаковке,
правильных ответов.
-тестирования;
транспортированию и
реализации, условия и
сроки хранения
основных групп
Актуальность темы,
-оценки результатов
продовольственных
адекватность результатов внеаудиторной
товаров;
поставленным целям,
(самостоятельной) работы
-виды
полнота ответов,
(докладов, рефератов,
сопроводительной
точность формулировок, теоретической части
документации на
адекватность применения проектов, учебных
различные группы
профессиональной
исследований и т.д.)
продуктов;
терминологии
-методы контроля
качества, безопасности
Промежуточная аттестация
пищевого сырья,
в форме
продуктов;
дифференцированного
-современные способы
зачета в виде:
обеспечения
-письменных/ устных
правильной
ответов,
сохранности запасов и
-тестирования.
расхода продуктов;
-виды складских
помещений и
требования к ним;
-правила оформления
заказа на продукты со
склада и приема
продуктов,
поступающих со склада
и от поставщиков
Умение:
-проводить
органолептическую
оценку
качества
и
безопасности
продовольственных
продуктов и сырья;
-оценивать условия и
организовывать
хранение продуктов и
запасов
с
учетом
требований
системы
анализа,
оценки
и
управления опасными
факторами (ХАССП);
-оформлять
учетноотчетную
документацию
по
расходу и хранению
продуктов;
-осуществлять
контроль хранения и
расхода продуктов
Правильность, полнота
выполнения заданий,
точность формулировок,
точность расчетов,
соответствие
требованиям
Адекватность,
оптимальность выбора
способов действий,
методов, техник,
последовательностей
действий и т.д.
Точность оценки
Соответствие
требованиям инструкций,
регламентов
Рациональность
действий и т.д.
Текущий контроль:
- защита отчетов по
практическим/
лабораторным занятиям;
- оценка заданий для
внеаудиторной
(самостоятельной) работы
- экспертная оценка
демонстрируемых умений,
выполняемых действий в
процессе
практических/лабораторных
занятий
Промежуточная аттестация:
- экспертная оценка
выполнения практических
заданий на зачете