СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1 ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.11 Основы финансовой грамотности»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 Основы финансовой грамотности является
частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ
специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «ОП.11 Основы финансовой грамотности» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 01, ОК
02, ОК 03,
ОК 04, ОК
05,
ПК 1.1–1.3;
ПК 2.1–2.8;
ПК 3.1–3.4
–
решать
практические финансовые задачи,
анализировать и интерпретировать их условия
(назначение разных банковских услуг, виды вкладов,
плюсы и минусы кредитования, способы страхования,
доходность и риски при размещении сбережений в
ценные бумаги, информация по фондовому рынку,
учёт
и
планирование
личных
доходов,
налогообложение
и
налоговые
вычеты,
альтернативные инструменты обеспечения старости,
презентация своих качеств и компетенций как
работника,
организационно-правовые
формы
предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг,
безопасность финансовых операций, в том числе в
сети Интернет);
– ставить финансовые цели и планировать
деятельность по достижению целей с учётом
возможных альтернатив;
– оценивать способы решения практических
финансовых
задач
и
делать
оптимальный
выбор, выполнять самоанализ полученного результата
Единая терминология
в области экономики
и
финансовой
грамотности
Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум».
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
ЛР 13
сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности
как к возможности личного участия в решении общественных,
государственных, общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях и
профессиональной деятельности
Сохраняющий и уважающий природные богатства Республики Крым,
способствующий их разумному потреблению
Осознающий ценность этнокультурных и языковых традиций
Республики Крым
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на
территории Республики Крым
Активно применяющий полученные знания на практике
Мотивированный к освоению функционально близких видов
профессиональной деятельности, имеющих общие объекты (условия,
цели) труда, либо иные схожие характеристики.
Способный к применению инструментов и методов бережливого
производства
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
Готовый к конкурентоспособности на рынке труда
Способный к самостоятельному решению вопросов жизнеустройства
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 18
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 27
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 10
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 36 часа
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем в часах
36
10
36
10
-
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Коды
Объем, акад. ч компетенций и
личностных
/ в том числе в
результатов,
форме
формированию
практической
которых
подготовки,
способствует
акад. ч
элемент
программы
3
4
Раздел 1. Финансовые механизмы работы предприятия
16
Тема
Взаимоотношения
работодателя
сотрудников
8
6
1.1. Содержание учебного материала
1. Понятие организаций и предприятий.
и 2. Финансовые взаимоотношения работодателя и сотрудника.
3. Хозяйственные связи предприятий и организаций. Материальная основа
финансовых отношений.
4.Объекты предпринимательской деятельности.
5. Частное и государственное предпринимательство.
6. Влияние факторов на состояние финансов предприятия. Внешние и
внутренние факторы, позитивные и негативные факторы
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1. Порядок расчёта заработной платы работника
Тема 1.2. Эффективность
Содержание учебного материала
компании, банкротство
1. Риски и доходность предприятия. Соотношение риска и доходности
и безработица. Инвестиции финансовых инструментов управления рисками, ценные бумаги (акции,
облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи.
2. Ключевые показатели эффективности предприятия.
3. Банкротство и его производные.
4. Безработица как социальное явление. Пособие по безработице.
Предпосылки появления.
2
2
8
6
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,
ПК 1.1–1.3;
ПК 2.1–2.8;
ПК 3.1–3.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,
ПК 1.1–1.3;
ПК 2.1–2.8;
ПК 3.1–3.4
5. Понятие инвестиции, инфляции, реальные и финансовые активы как
инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации),
инвестиционный портфель, ликвидность.
6. ПИФы как способ инвестирования для физических лиц
В том числе практических занятий
Практическое занятие 2. Составление плана рисков организации
Раздел 2. Налоги и налогообложение. Система страхования
Тема 2.1. Страхование
Содержание учебного материала
1.Понятия: страховые риски, страхование, страховщик, страхователь,
выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды
страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от
несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества,
страхование гражданской ответственности), договор страхования,
страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая
премия, страховой взнос, страховые продукты
В том числе практических занятий
Практическое занятие 3. Расчет страхового взноса в зависим срока
страхования и других факторов
Тема 2.2. Налоги и
налогообложение
2
2
6
3
1
2
2
Содержание учебного материала
3
1. Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект
налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения
(пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы,
порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты
В том числе практических занятий
1
Практическое занятие 4. Заполнение декларации о доходах
2
Раздел 3. Производственные риски предприятия
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,
ПК 1.1–1.3;
ПК 2.1–2.8;
ПК 3.1–3.4
2
12
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,
ПК 1.1–1.3;
ПК 2.1–2.8;
ПК 3.1–3.4
Тема 3.1.
Производственные риски
предприятия
Содержание учебного материала
1.Экономическая сущность риска. Классификационная характеристика
рисков в зависимости от вида хозяйственной деятельности.
2. Виды финансовых рисков и их классификация.
3. Основные подходы к выявлению риска.
4. Финансовая и управленческая отчётность.
5. Методы и пути минимизации риска
Тема 3.2. Услуги банка:
Содержание учебного материала
кредит и депозит
1. Понятие банковского кредита. Виды кредита. Основные характеристики
кредита. Порядок выбора кредита. Механизмы снижения стоимости
кредита. Порядок заключения кредитного договора.
2. Риски клиентов на рынке кредитных продуктов. Типичные ошибки при
использовании кредита.
3. Основные принципы накопления. Личная инфляция.
4.Экономическая природа депозита. Преимущества и недостатки депозита.
Роль депозита в личном финансовом плане.
5.Условия депозита. Порядок заключения депозитного договора.
Управление рисками по депозиту
В том числе практических занятий
Практическое занятие 5. Правила оформления кредита и расчёт
банковского процента
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
.
5
5
7
5
2
2
2
36
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,
ПК 1.1–1.3;
ПК 2.1–2.8;
ПК 3.1–3.4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05,
ПК 1.1–1.3;
ПК 2.1–2.8;
ПК 3.1–3.4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
«Кабинет социально-гуманитарных дисциплин»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- компьютеры с доступом в сеть Интернет;
- информационные стенды;
- стол для маломобильных групп обучающихся;
- тематические видеофильмы;
- печатные пособия;
- витрины с натурными образцами;
- комплект Символы России;
- Конституция России;
- карты и атласы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. Фрицлер, А. В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего
профессионального образования / А. В. Фрицлер, Е. А. Тарханова. – Москва: Издательство Юрайт,
2021. – 154 с. – (Профессиональное образование). – Текст: электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/466897 (дата обращения: 22.12.2021).
3.2.2 Дополнительные источники
1. Жданова А.О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО. – Москва: ВИТАПРЕСС, 2016 (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
2. Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО. – Москва:
ВИТА-ПРЕСС, 2016 (Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
3. Иванов, В. В. Деньги, кредит, банки [Электронный ресурс]: учебник и практикум для
академического бакалавриата / В. В. Иванов, Б. И. Соколов; под ред. В. В. Иванова,
Б. И. Соколова. – М.: Издательство 2 3 ЭБС ЭБС Юрайт, 2018. – 371 с. – Режим доступа:
https://biblioonline.ru/book/4111F2B2-714A-465BBA06-F5CF0E930E00/dengi-kreditbanki
4. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс]: учебник и практикум для
академического бакалавриата / Д. Г. Черник [и др.]; под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. – 3-е
изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 408 с. – Режим доступа:
https://biblioonline.ru/book/C0FD3302-E433-4956– BE59-C973F31DB5FE/nalogi-inalogooblozhenie
5. Страхование [Электронный ресурс]: учебник и практикум для прикладного бакалавриата
/ отв. ред. А. Ю. Анисимов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 218 с. –
Режим
доступа:
https://biblio-online.ru/book/63A02C83–
4079-46A0-A458–
80D1C57D7DEF/strahovanie
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень
знаний,
осваиваемых
в рамках дисциплины:
– единая терминология в
области
экономики
и
финансовой грамотности
– составление и заполнение
основных
финансовых
документов
Перечень
умений,
осваиваемых
в рамках дисциплины:
–
решать
практические
финансовые
задачи,
анализировать
и
интерпретировать их
– ставить финансовые цели и
планировать деятельность по
достижению целей с учётом
возможных альтернатив
–
оценивать
способы
решения
практических
финансовых задач и делать
оптимальный
выбор,
выполнять
самоанализ
полученного результата;
Критерии оценки
–
оценка
способности
демонстрировать
знания
единой
терминологии в области экономики
и финансовой грамотности;
– демонстрировать знания в области
финансовых и банковских операций
Методы оценки
Оценка
результатов
выполнения практической
работы.
Экспертное
наблюдение
за
ходом
выполнения практической
работы
– способность использовать основные
экономические и финансовые знания
в
различных
сферах
жизнедеятельности
и
при
оформлении,
составлении
и
заполнении финансовых документов
–
демонстрация
способности
анализировать и решать финансовые
задачи, связанные с определением
финансовых рисков предприятия,
налогообложению,
страхованию
производственные
процессы
и
системы;
–
демонстрация
способностей
позитивного
взаимоотношения
в рамках: работодатель–сотрудник
– демонстрация способностей ставить
определённые финансовые цели:
личностные и производственные;
–
проявление
способностей
планировать
деятельность
личностною и производственную,
рассматривая
различные
альтернативные
варианты
достижения финансовых целей;
–
демонстрировать
способность
оформлять и заполнять основные
финансовые документы личного и
производственного характера
–
демонстрировать
способность
решения практических финансовых
задач;
–
выполнять
самоанализ
производственной деятельности и
оценивать полученные результаты
Оценка
выполнения
работы.
наблюдение
выполнения
работы
Оценка
выполнения
работы.
наблюдение
выполнения
работы
результатов
практической
Экспертное
за
ходом
практической
результатов
практической
Экспертное
за
ходом
практической
Оценка
результатов
выполнения практической
работы.
Экспертное
наблюдение
за
ходом
выполнения практической
работы
Оценка
результатов
выполнения практической
работы.
Экспертное
наблюдение
за
ходом
выполнения практической
работы