Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП. 09 Безопасность жизнедеятельности 23.02.07 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП 09 Безопасность жизнедеятельности»
является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по
специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов
автомобилей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.09 Безопасность жизнедеятельности» является обязательной
частью профессионального учебного основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 08, ОК 10.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения учебной
дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
ОК 0108,
ОК10,
ПК 5.3

- организовывать и проводить
мероприятия
по
защите
работающих и населения от
негативных
воздействий
чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в профессиональной
деятельности и быту;
- использовать
средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
- применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей
и самостоятельно определять
среди них; родственные
полученной специальности;
- применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы на
воинских должностях в
соответствии с полученной

- принципы
обеспечения
устойчивости
объектов
экономики,
прогнозирования
развития событий и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и
их
последствия
в
профессиональной
деятельности и быту, принципы снижения
вероятности их реализации; основы военной
службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской
обороны;
- способы защиты населения от оружия
массового поражения;
-меры пожарной безопасности и правила
безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на
военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники
и специального снаряжения, состоящих на
вооружении,
(оснащении)
воинских
подразделений, в которых имеются военноучетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;

специальностью;
- владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
- оказывать первую помощь
пострадавшим.

- порядок и правила оказания первой помощи
пострадавшим.

1.4 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум».
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу,
малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных
веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую
устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся
ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о
нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота
своего Отечества.

ЛР 1
ЛР 2

ЛР 3

ЛР 5

ЛР 6

ЛР 9

ЛР 10
ЛР 13

ЛР 15

Приобретение обучающимися социально значимых знаний о
правилах ведения экологического образа жизни о нормах и
традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях
поведения человека в многонациональном, многокультурном
обществе.
Ценностное отношение обучающихся к своему Отечеству, к своей
малой и большой Родине, уважительного отношения к ее истории и
ответственного отношения к ее современности.
Уважительное отношение обучающихся к результатам
собственного и чужого труда.
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и
здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на
территории Республики Крым
Приобретение навыков общения и самоуправления.
Получение обучающимися возможности самораскрытия и
самореализации личности.
Умение реализовать лидерские качества на производстве
Стрессоустойчивость, коммуникабельность
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и
профессий
Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий
отношение к преобразованию общественных пространств,
промышленной и технологической эстетике предприятия,
корпоративному дизайну, товарным знакам.
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
Мотивация самообразованию и развитию.
Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех
сферах деятельности, готовый к исполнению разнообразных
социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и
государством.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 68 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 39 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 68 часов

ЛР 16

ЛР 17
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 27
ЛР 28

ЛР 29
ЛР 30
ЛР 31

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем в часах
68
68
39
-

Наименование
разделов и тем

2.1Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем
в часах

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий
в чрезвычайных ситуациях

20

Тема 1.1.
Нормативноправовая
база безопасности
жизнедеятельности

1

Тема 1.2.
Основные
виды
потенциальных
опасностей
и
их
последствия

Тема 1.3.

Содержание учебного материала
1. Правовые основы организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций
мирного времени. Федеральные законы: “О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, “О пожарной
безопасности”, “О радиационной безопасности населения”, “О гражданской обороне”;
нормативноправовые акты: Постановление Правительства РФ “О единой государственной
системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций”, “О государственном
надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О
службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда”. Государственные органы по
надзору и контролю, их функции по защите населения и работающих граждан РФ.
Содержание учебного материала
1. Общая характеристика ЧС природного происхождения. Классификация ЧС
природного
происхождения.
Общая
характеристика
ЧС
техногенного
происхождения.
2. Классификация техногенных ЧС. Последствия ЧС для человека, производственной
и бытовой среды.
3. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
4. Оружие массового поражения: ядерное, биологическое, химическое. Меры
безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа №1 Основные способы пожаротушения и различные виды
огнегасящих веществ.
Содержание учебного материала

Коды
компетенций и
личностных
результатов

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

6
ОК 01-08, 10
ПК 5.3

2
2
1

ОК 01-08, 10

Принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики
Тема 1.4.
Мониторинг
и прогнозирование
развития событий и
оценка
последствий при ЧС и
стихийных явлениях
Тема 1.5. Гражданская оборона.
Единая
государственная
система
предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС).
Тема 1.6.
Оповещение
и информирование
населения в условиях
ЧС
Тема 1.7.
Инженерная
и индивидуальная
защита. Виды
защитных сооружений
и правила поведения в
них

ПК 5.3
1. Понятие устойчивости объекта экономики. Факторы, определяющие условия
функционирования технических систем и бытовых объектов.
Содержание учебного материала
1. Назначение мониторинга и прогнозирования. Задачи прогнозирования ЧС. Выявление
обстановки и сбор информации. Прогнозная оценка обстановки, этапы и методы.
Использование данных мониторинга для защиты населения и предотвращения ЧС.

1

Содержание учебного материала

1

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

1.Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны.
Структура и органы управления гражданской обороной. План гражданской обороны на
предприятии. Мероприятия гражданской обороны. Организация гражданской обороны в
образовательном учреждении, ее предназначение. РСЧС, история ее создания,
предназначение, структура, задачи, решаемые по защите населения от чрезвычайных
ситуаций.
Содержание учебного материала
1 Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных
ситуациях военного и мирного времени.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа №2 Отработка действий работающих и населения при эвакуации.

5

Содержание учебного материала
1. Мероприятия по защите населения. Организация инженерной защиты
населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
2.Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных
сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в
защитных сооружениях. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах
заражения.
В том числе, практических занятий

3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

4
4

1

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

1.Практическая работа №3 Действия населения при ЧС военного характера.
Тема 1.8. Обеспечение
здорового образа
жизни

Содержание учебного материала
1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья
человека и общества. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
2.Влияние двигательной активности на здоровья человека. Закаливание и его влияние на
здоровье. Правила личной гигиены и здоровья человека.
Раздел 2. Основы военной службы и обороны государства
Тема 2.1. Национальная Содержание учебного материала
безопасность РФ
1. Национальные интересы РФ. Принципы обеспечение военной безопасности. Основы
обороны государства. Организация обороны государства.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Боевые традиции ВС. 1. Понятия патриотизм, Родина, честь, совесть, мораль, воинский долг. Боевое
Символы
воинской товарищество.
чести
Боевое знамя, Знамя воинской части, Знамя Победы.
Тема 2.3.Функции и
Содержание учебного материала
основные задачи,
1. ВС РФ. Комплектование и руководство ВС. Основные задачи ВС. Приоритетные
структура современных направления военно-технического обеспечения безопасности России. Структура ВС.
ВС РФ
Тема
2.4.Порядок Содержание учебного материала
прохождения военной 1. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Порядок призыва и прохождения
службы
военных сборов. Назначение на воинские должности. Устав внутренней службы. Устав
гарнизонной и караульной служб.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа № 4 Изучение Устава внутренней службы.
Тема 2.5. Прохождение
военной службы по
контракту
Альтернативная
гражданская служба
Тема 2.6.Права и

Содержание учебного материала
1. Требования к контрактнику. Правила заключения контракта. Медицинское
освидетельствование. Воинские должности, предусматривающие службу по контракту.
Причины введения альтернативной гражданской службы. ФЗ "Об альтернативной
гражданской службе". Порядок прохождения службы.
Содержание учебного материала

1
2
ОК 01-08, 10

21
1

1

ОК 01-08, 10
ПК 5.3
ОК 01-08, 10
ПК 5.3

1

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

4

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

3
3
1

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

1

ОК 01-08, 10

обязанности
военнослужащих
Тема 2.7.Строевая
подготовка

Тема 2.8. Огневая
подготовка

1. Социально-экономические, политические, личные права и свободы. Статус
военнослужащего. Воинская дисциплина и ответственность.
Содержание учебного материала
1. Строй и управление им. Виды строя. Строевые приемы и движение без оружия.
Воинское приветствие.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа №5 Отработка строевых приемов и движения без оружия.

Содержание учебного материала
1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Неполная сборка-разборка
автомата. Полная сборка-разборка. Уход за автоматом. Правила стрельбы из автомата.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическая работа №6 Отработка положений для стрельбы.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 3.1. Общие
Содержание учебного материала
правила оказания
1. Сущность оказания первой помощи пострадавшим. Принципы оказания ПП.
первой доврачебной
2. Последовательность действий при оказании ПП. Мероприятия ПП.
помощи
3. Определение признаков жизни. Алгоритм оказания первой доврачебной помощи.
Организация транспортировки пострадавших в лечебные учреждения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическая работа №7 Приемы искусственной вентиляции легких и непрямого
массажа сердца.
Тема 3.2. Первая
Содержание учебного материала
медицинская помощь
1. Ранения, их виды. Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика
при ранениях,
осложнения ран. Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях.
несчастных случаях и
2.Способы временной остановки кровотечений. Точки пальцевого прижатия артерий.
заболеваниях
Переохлаждение и обморожение. Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Понятия клинической смерти и реанимация
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1.Практическая работа №8 Правила наложения повязок на голову, верхние и нижние
конечности.
2.Практическая работа №9 Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

ПК 5.3
6

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

6
6

6
6
21
5

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

2
16
ОК 01-08, 10
ПК 5.3

14
2
3

3. Практическая работа №10 Правила проведения непрямого массажа сердца и
искусственной вентиляции легких.
4. Практическая работа №11 Разработка ситуационных задач и составление алгоритма
действий при оказании первой медицинской помощи при травмах на производственном
участке.
Раздел 4. Производственная безопасность
Тема 4.1.Психология в Содержание учебного материала
проблеме безопасности 1.Психология безопасности. Чрезмерные формы психического напряжения.
Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм.
Поведение человека в аварийных ситуациях. Понятие о надежности работы человека при
взаимодействии с техническими системами.
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Формирование
1. Микроклимат производственных помещений. Влияние на организм человека
опасностей в
химических веществ, магнитных полей, электромагнитных излучений, инфракрасного и
производственной
лазерного излучения.
среде
2. Электроопасность на производстве. Опасности автоматизированных процессов.
В том числе, практических занятий
1.Практическая работа №12 Взрывоопасность как травмирующий фактор
производственной среды.
Тема 4.3.Технические
Содержание учебного материала
методы и средства
1.Производственная вентиляция. Требования к искусственному производственному
защиты человека на
освещению. Средства и методы защиты от шума и вибрации. Защита от опасности
производстве
поражения током.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

2
4

7
1

5

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

4
4
1

2
68

ОК 01-08, 10
ПК 5.3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально – техническое обеспечение:
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный оборудованием.
рабочее место преподавателя;
рабочие места по количеству обучающихся;
комплекты индивидуальных средств защиты;
робот-тренажёр для отраб отки навыков первой доврачебной помощи;
контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
огнетушители порошковые (учебные);
огнетушители пенные (учебные);
огнетушители углекислотные (учебные);
устройство отработки прицеливания;
учебные автоматы АК-74;
винтовки невматические;
медицинская аптечка
техническими средствами обучения:
компьютер;
проектор;
экран;
войсковой прибор химической разведки (ВПХР);
рентгенметр ДП-5В.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие /
Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сибирское университетское
издательство, 2017. – 214 c.
2.
Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие / Бондаренко В.А.,
Евтушенко С.И., Лепихова В.А. - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 150 с.
3.
Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / С.В. Абрамова [и др.]; под общей редакцией В.П. Соломина. – Москва: Юрайт,
2017. – 399 с.
4.
Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная
безопасность) в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / С.В. Белов. –
5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 350 с.
5.
Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная
безопасность) в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / С.В. Белов. –
5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 362 с.
6.
Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – 3-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Юрайт, 2021. – 313 с.
7.
Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум (СПО): учебное пособие /
Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – Москва: КноРус, 2021. – 156 с.
8.
Левчук, И.П. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / И. П. Левчук, А. А.
Бурлаков. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 144 с.
9.
Мельников, В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.П. Мельников, А.И.
Куприянов, А.В. Назаров; под ред. проф. В.П. Мельникова. – М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020. –
368 с.

10.
Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. – Москва:
КноРус, 2021. – 282 с.
11.
Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Н. Мисюк. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021.
– 499 с.
12.
Основы медицинских знаний (анатомия, физиология, гигиена человека и оказание первой
помощи при неотложных состояниях) : учебное пособие ; под ред. И. В. Гайворонского / И. В.
Гайворонский, Г. И. Ничипорук, А. И. Гайворонский, С. В. Виноградов — 3е изд., испр. и доп. —
СанктПетербург : СпецЛит, 2021. — 311 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие /
Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов. – Новосибирск: Сибирское университетское
издательство, 2017. – 214 c. – Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR
BOOKS: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/65284.html (дата обращения: 02.07.2021).
2.
Безопасность жизнедеятельности. Практикум: Учебное пособие / Бондаренко В.А.,
Евтушенко С.И., Лепихова В.А. - Москва :ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 150 с. (СПО) –
Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/995045 (дата обращения:
02.07.2021)
3.
Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего профессионального
образования / С.В. Абрамова [и др.]; под общей редакцией В.П. Соломина. – Москва: Юрайт,
2017. – 399 с. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/401544 (дата
обращения: 02.07.2021).
4.
Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная
безопасность) в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / С.В. Белов. –
5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 350 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453161 (дата обращения: 02.07.2021).
5.
Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная
безопасность) в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / С.В. Белов. –
5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 362 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453164 (дата обращения: 02.07.2021).
6.
Каракеян, В.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. – 3-е изд., перераб. и доп. –
Москва: Юрайт, 2021. – 313 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/469496 (дата обращения: 02.07.2021).
7.
Мельников, В.П. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.П. Мельников, А.И.
Куприянов, А.В. Назаров; под ред. проф. В.П. Мельникова. – М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2020. –
368 с. – (Среднее профессиональное образование). – Текст: электронный. – URL:
https://znanium.com/catalog/product/1069174 (дата обращения: 02.07.2021).
8.
Мисюк, М.Н. Основы медицинских знаний: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М.Н. Мисюк. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2021.
– 499 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/469609 (дата
обращения: 01.07.2021).
9.
Михаилиди, А.М. Безопасность жизнедеятельности на производстве: учебное пособие /
Михаилиди А.М. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 135 c. – Текст: электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/100493.html (дата
обращения: 01.07.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Балаян, С. Е. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: методические
указания к выполнению лабораторных работ / С. Е. Балаян. – Набережные Челны:
Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2014. – 80 c. – Текст:

электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. – URL:
https://www.iprbookshop.ru/49923.html (дата обращения: 01.07.2021).
2. Суворова, Г.М. Методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие
для среднего профессионального образования / Г.М. Суворова, В.Д. Горичева. – 2-е изд., испр. и
доп. – Москва: Юрайт, 2021. – 212 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. –
URL: https://urait.ru/bcode/471671 (дата обращения: 02.07.2021).
3. Безопасность в техносфере: Всероссийский научно-методический и информационный
журнал. Режим доступа: http://www.magbvt.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ. Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru.
5. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности. Режим доступа: http://bzhde.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий
и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
Основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
Основы военной службы и
обороны государства;

Критерии оценки

Методы оценки

Демонстрирует знания
нормативных документов в своей
профессиональной деятельности,
демонстрирует готовность к
соблюдению действующего
законодательства и требований
нормативных документов, в том
числеусловиях противодействия
терроризму;
Владеет информацией об
государственных системах защиты
национальной безопасности России.
Дает характеристику различным
видам потенциальных опасностей и
перечислять их последствия

Оценка решений
ситуационных
задач
Тестирование
Устный опрос
Практические
занятия
Ролевые игры
Зачет

Демонстрирует знания основ
военной службы т оборон
государства
Задачи и основные мероприятия
Формулирует задачи и основные
гражданской обороны;
мероприятия ГО, перечислять
способы защиты населения от
ОМП.
Способы защиты населения от
Формулирует задачи и основные
оружия массового поражения;
мероприятия ГО, перечисляет
способы защиты населения от
ОМП.
Меры пожарной безопасности и Демонстрирует знания
правила безопасного поведения эффективных превентивных мер
при пожарах;
для предотвращения
пожароопасных ситуаций; Умеет
определять пожарои
взрывоопасность различных
материалов.

Организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на нее в
добровольном порядке;
Основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении(оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военно-учетные специальности,
родственные специальностям
СПО;
Порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим.

Умения:
Организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
Предпринимать профилактические
меры для снижения уровня
опасностей различного вида и их
последствий в профессиональной
деятельности и быту.
Использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения
Применять первичные средства
пожаротушения

Ориентироваться в перечне
военно-учетных специальностей и
самостоятельно определять среди
них родственные полученной
специальности

Владеет знаниями об организации и
порядке призыва граждан на
военную службу
Ориентируется в видах вооружения,
военной техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО
Демонстрирует знания в области
анатомо-физиологических
последствий воздействия на
человека травмирующих, вредных и
поражающих факторов;
Демонстрирует знания порядка и
правил оказания первой помощи
пострадавшим, в том числе при
транспортировке
Способен разработать алгоритм
действий организовать и провести
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий ЧС
Владеть мерами по снижению
опасностей различного вида

Демонстрирует умения
использовать средства
индивидуальной защиты и
оценивает правильность их
применения
Демонстрирует умения
пользоваться первичными
средствами пожаротушения и
оценивает правильность их
применения
Отличает виды вооруженных сил,
ориентируется в перечне военноучетных специальностей.

Наблюдение в
процессе
практических
занятий Оценка
решений
ситуационных
задач
Экспертная
оценка
аудиторной и
внеаудиторной
работы,
Зачет

Владеть
способами
бесконфликтного
общения
и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы
Оказывать первую помощь
пострадавшим.

Демонстрирует
владение
особенностями
бесконфликтного
поведения
в
повседневной
деятельности, в условиях ЧС
мирного и военного времен
Демонстрирует умения оказывать
первую помощь пострадавшим;
В правильной последовательности
осуществляет
манипуляции
по
оказанию первой помощи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».