СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП 05. МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ»
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология, стандартизация,
сертификация является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО ППССЗ по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «ОП 05. Метрология, стандартизация, сертификация» является
обязательной частью профессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт
двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 04.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения учебной
дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01 – ОК 04
ПК 1.1-ПК 1.3
ПК 3.3
ПК 4.1
ПК 5.3-ПК 5.4
ПК 6.2-ПК 6.4
- выполнять
-
-
-
-
технические
измерения,
необходимые при проведении работ по
техническому обслуживанию и ремонту
автомобиля и двигателя;
осознанно выбирать средства и методы
измерения
в
соответствии
с
технологической задачей, обеспечивать
поддержание качества работ;
указывать в технической документации
требования к точности размеров, форме и
взаимному расположению поверхностей, к
качеству поверхности;
пользоваться таблицами стандартов и
справочниками, в том числе в электронной
форме, для поиска нужной технической
информации;
рассчитывать соединения деталей для
определения
допустимости
износа
и
работоспособности,
для
возможности
конструкторской доработки (тюнинга).
- основные
-
-
-
понятия,
и
термины
определения;
средства метрологии,
стандартизации
и
сертификации;
профессиональные
элементы
международной
и
региональной
стандартизации;
показатели качества и
методы их оценки;
системы
и
схемы
сертификации
1.4 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум».
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимися навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о
правилах ведения экологического образа жизни о нормах и
традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях
поведения человека в многонациональном, многокультурном
обществе.
Уважительное отношение обучающихся к результатам
собственного и чужого труда.
Ценностное отношение обучающихся к своему здоровью и
здоровью окружающих, ЗОЖ и здоровой окружающей среде и т.д
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на
территории Республики Крым
Приобретение навыков общения и самоуправления.
Получение обучающимися возможности самораскрытия и
самореализации личности.
Умение реализовать лидерские качества на производстве
Стрессоустойчивость, коммуникабельность
Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и
профессий
Гармонично, разносторонне развитый, активно выражающий
отношение к преобразованию общественных пространств,
промышленной и технологической эстетике предприятия,
корпоративному дизайну, товарным знакам.
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно
сложных или стремительно меняющихся ситуациях.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 88 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 21 час
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 80 часов
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 16
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 27
ЛР 28
ЛР 29
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем в часах
88
21
80
4
17
8
1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Раздел 1.Основы стандартизации
Содержание учебного материала
Тема 1.1
Государственная
1.Задачи стандартизации. Основные понятия и определения.
система
2.Органы и службы по стандартизации.
стандартизации
3.Виды стандартов.
4.Государственный контроль за соблюдением требований государственных
стандартов.
5.Нормализованный контроль технической документации.
Содержание учебного материала
Тема 1.2
Межотраслевые
1.Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
комплексы
2.Единая система технологической документации (ЕСТД).
стандартов
3.Комплексы стандартов по безопасности жизнедеятельности (ССБТ).
4.Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП).
В том числе практических занятий
№1 Изучение комплексов стандартов ЕСКД, ЕСТД
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение стандарты ЕСКД, ЕСТД
Содержание учебного материала
Тема 1.3
Международная,
1.Межгосударственная система по стандартизации (МГСС).
региональная и
2.Международная организация по стандартизации (ИСО).
3.Международная электротехническая комиссия (МЭК).
национальная
4.Экономическая эффективность стандартизации.
стандартизация
Раздел 2.Основы взаимозаменяемости
Содержание учебного материала
Тема 2.1
Взаимозаменяемост 1.Основные понятия и определения.
2.Общие положения ЕСДП.
ь гладких
3.Обозначение полей допусков, предельных отклонений и посадок на чертежах.
цилиндрических
4.Неуказанные предельные отклонения размеров.
Объем в
часах
Коды
компетенций и
личностных
результатов
16
5
ПК 5.3
7
ПК 5.4
2
2
1
4
ПК 5.4
44
9
ПК 6.3
деталей
Тема 2.2 Точность
формы и
расположения
Тема 2.3
Шероховатость и
волнистость
поверхности
Тема 2.4 Система
допусков и посадок
для подшипников
качения. Допуски на
угловые размеры.
Тема 2.5
5.Расчет и выбор посадок.
В том числе практических занятий
№2. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений
№3. Определение годности деталей в цилиндрических соединениях.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение ЕСДП
Содержание учебного материала
1.Общие термины и определения.
2.Отклонение и допуски формы, расположения.
3.Суммарные отклонения и допуски формы и расположения поверхностей.
4.Обозначение на чертежах допусков формы и расположения.
В том числе лабораторных работ
№1 Допуски формы и расположения поверхностей деталей.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат отклонения и допуски формы.
Содержание учебного материала
1.Основные понятия и определения.
2.Обозначение шероховатости поверхности.
В том числе практических занятий
№4 Измерение параметров шероховатости поверхности
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Система допусков и посадок для подшипников качения.
2.Допуски угловых размеров.
3.Система допусков и посадок для конических соединений.
В том числе практических занятий
№5 Допуски и посадки подшипников качения.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение допуски угловых размеров
Содержание учебного материала
3
2
1
1
7
4
ПК 6.2
2
2
1
4
2
2
6
3
2
2
1
12
ПК 6.2
ПК 4.1
ПК 6.2ПК 6.3
1.Общие принципы взаимозаменяемости цилиндрической резьбы.
2.Основные параметры метрической резьбы.
3.Система допусков для цилиндрических зубчатых передач.
4.Допуски зубчатых конических и гипоидных передач.
5.Допуски червячных передач.
6.Взаимозаменяемость шпоночных соединений.
7.Взаимозаменяемость шлицевых соединений.
В том числе практических занятий
№6 Контроль резьбовых, зубчатых, шпоночных и шлицевых соединений.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: «Допуски зубчатых конических и гипоидных передач»
Содержание учебного материала
Тема 2.6 Расчет
размерных цепей
1.Основные термины и определения, классификация размерных цепей.
2.Метод расчета размерных цепей на полную взаимозаменяемость.
3.Теоретиковероятностный метод расчета размерных цепей.
В том числе практических занятий
№7 Практическая работа Расчет размерных цепей
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение метод расчета размерных цепей на полную
взаимозаменяемость.
Раздел 3.Основы метрологии и технические измерения
Тема 3.1 Основные Содержание учебного материала
понятия
1.Измеряемые величины. Виды и методы измерений.
метрологии
2.Методика выполнения измерений.
3.Метрологические показатели средств измерений.
4.Классы точности средств измерений.
5.Международная система единиц (система СИ). Критерии качества измерений.
В том числе практических занятий
№8 Приведение несистемной величины измерений в соответствие с действующими
стандартами и международной системой единиц СИ.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2 Линейные и Содержание учебного материала)
Взаимозаменяемост
ь различных
соединений
7
ПК 6.2
ПК 4.1
4
4
1
6
3
ПК 6.2
2
2
1
16
7
ПК1.1-ПК1.3
2
2
9
1.Плоскопараллельные меры длины. Меры длины штриховые.
2.Микрометрические приборы.
3.Пружинные измерительные приборы.
4.Оптико-механические приборы. Пневматические приборы.
5.Жесткие угловые меры. Угольники. Механические угломеры.
6.Средства измерений основанные на тригонометрическом методе.
В том числе лабораторных работ
№2 Измерение деталей с использованием различных измерительных инструментов
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение Средства измерений
Раздел 4.Основы сертификации
Тема 4.1 Основные Содержание учебного материала
положения
1.Основные понятия, цели и объекты сертификации.
сертификации
2.Правовое обеспечение сертификации.
3.Роль сертификации в повышении качества продукции.
4.Общие сведения о конкурентоспособности.
5.Обязательная и добровольная сертификация.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: «Роль сертификации»
Содержание учебного материала
Тема 4.2 Качество
продукции
1.Основные понятия и определения в области качества продукции.
2.Управление качеством продукции.
3.Сертификация систем качества.
4.Качество продукции и защита потребителей.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:
ПК 1.1-ПК1.3 ПК
3.3
угловые измерения
2
2
1
10
6
ПК6.4
1
4
2
88
ПК 6.4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Кабинет «Метрология, стандартизация и сертификация», оснащенный оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебных плакатов и наглядных пособий;
- комплекты заданий для тестирования и контрольных работ;
- измерительные инструменты,
техническими средствами обучения:
- персональный компьютер;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
3.1. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ
РК «Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
Атрошенко, Ю. К. Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных
и практических работ : учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. К. Атрошенко, Е. В. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 178 с.
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 2.
Стандартизация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 481 с.
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 1.
Метрология : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 235 с.
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 3.
Сертификация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 132 с.
3.2.2. Основные электронные издания
Атрошенко, Ю. К. Метрология, стандартизация и сертификация. Сборник лабораторных
и практических работ : учебное пособие для среднего профессионального образования /
Ю. К. Атрошенко, Е. В. Кравченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 178 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07981-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474756 (дата
обращения: 30.10.2021).
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 2.
Стандартизация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. —
481 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10238-3. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475552 (дата
обращения: 30.10.2021).
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 1.
Метрология : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. —
235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10236-9. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475551 (дата
обращения: 30.10.2021).
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 3.
Сертификация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. —
132 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10239-0. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475555 (дата
обращения: 30.10.2021).
Радкевич, Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация в 3 ч. Часть 3.
Сертификация : учебник для среднего профессионального образования / Я. М. Радкевич,
А. Г. Схиртладзе. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. —
132 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10239-0. — Текст : электронный
// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475555 (дата
обращения: 30.10.2021).
3.2.2.
Дополнительные источники
1. Зайцев С.А. Допуски и технические измерения / С.А. Зайцев, А.Д. Курганов, А.Н.
Толстов. – Москва: Академия, 2015. – 383 с.
2. Шишмарев В.Ю. Метрология, стандартизация и сертификации / В.Ю. Шишмарев. –
Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 450 с.
3. Палий М.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении / М.А. Палий, В.А.
Брагинский. – Москва: Машиностроение, 2013. – 199 с.
4. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация /А.Д. Никифоров,
Т.А. Бакиев. – Москва: Высшая школа, 2013. – 424 с.
5. Никифоров А.Д. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения:
учебное пособие / А.Д. Никифоров. – Москва: Высшая школа, 2014. – 509 с.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
основные понятия, термины и
определения;
Критерии оценки
Полно и точно перечислены
Определяющие черты каждого
указанного понятия и термина
средства метрологии,
Средства метрологии
стандартизации и сертификации стандартизации и сертификации
перечислены в полном объеме
профессиональные
элементы Знание нормативных документов
международной и региональной международной и региональной
стандартизации;
стандартизации;
показатели качества и методы
Показатели качества и методы их
оценки выбраны в соответствии с
их оценки;
заданными
условиями
и
требованиями ИСО
системы и схемы сертификации Выбранные системы и схема
соответствуют заданным
условиям
Умения
выполнять
технические Измерения выполнены в
измерения, необходимые при соответствии с технической
проведении
работ
по характеристикой используемого
техническому обслуживанию и инструмента
ремонту
автомобиля
и
двигателя;
осознанно выбирать средства и Средства и методы измерения
методы
измерения
в выбраны в соответствии с
соответствии
с заданными
условиями;
технологической
задачей, использование измерительного
обеспечивать
поддержание инструмента
соответствует
качества работ;
основным
правилам
их
использования
указывать
в
технической Заполнение технической
документации требования к документации соответствует
точности размеров, форме и требованиям ГОСТ
взаимному
расположению
поверхностей,
к
качеству
поверхности;
пользоваться
таблицами Использование для поиска
стандартов и справочниками, в технической информации
том числе в электронной форме, комплексных систем стандартов
для поиска нужной технической
информации;
рассчитывать
соединения Выбранные значения при расчете
деталей
для
определения соответствуют нормативным
допустимости
износа
и документам
работоспособности,
для
возможности
конструкторской
доработки
(тюнинга).
Методы оценки
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные
работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы
индивидуальные задания
контрольные работы
практические работы