Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП. 03 Электротехника и электроника 23.02.07 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 03 Электротехника и электроника»
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «ОП.03 Электротехника и электроника» частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП. 03 Электротехника и электроника» является обязательной
частью профессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и
агрегатов автомобилей.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 07, ОК 09,
ОК 10.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения
учебной дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
ОК 01 ОК 07;
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

Умения
Пользоваться
электроизмерительными
приборами
Производить проверку
электронных и электрических
элементов автомобиля
Производить подбор элементов
электрических цепей и
электронных схем

Знания
Методы расчета и измерения ос
новных параметров электрических,
магнитных и электронных цепей
Компоненты автомобильных
электронных устройств
Методы электрических измерений
Устройство и принцип действия
электрических машин

1.4 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум».
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям
работодателей: ответственный сотрудник, дисциплинированный,
трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач,
эффективно взаимодействующий с членами команды,
сотрудничающий с другими людьми, проектно мыслящий.
Приобретение обучающимися навыка оценки информации в
цифровой среде, ее достоверность, способности строить логические
умозаключения на основании поступающей информации и данных.
Приобретение обучающимися социально значимых знаний о
правилах ведения экологического образа жизни о нормах и
традициях трудовой деятельности человека о нормах и традициях
поведения человека в многонациональном, многокультурном
обществе.

ЛР 10
ЛР 13

ЛР 14
ЛР 16

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 100 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 28 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 94 часа
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Объем в часах
100
28
94
22
6
6

2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Раздел 1.
Электротехника.
Тема 1.1.
Электрическое
поле.
Тема 1.2.
Электрические
цепи
постоянного
тока.

Тема 1.3.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Содержание учебного материала
1.Понятие об электрическом поле. Основные характеристики электрического
поля.
2.Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Устройство и назначение
конденсаторов.
Содержание учебного материала
1.Элементы электрической цепи. Электрический ток. Физические основы работы
источника ЭДС.
2.Закон Ома для участка и полной цепи. Электрическое сопротивление и
электрическая проводимость.
3.Зависимость сопротивления от температуры. Работа и мощность электрического
тока. Преобразование электрической энергии в тепловую.
4.Токовая нагрузка проводов и защита их от перегрузок. Соединения приёмников
электроэнергии. Законы Кирхгофа.
В том числе лабораторных и практических работ
Лабораторная работа №1Опытное подтверждение закона Ома.
Лабораторная работа №2 Изучение смешанного соединения резисторов.
Лабораторная работа №3 Определение электрической мощности и работы
электрического тока.
Лабораторная работа №4 Определение коэффициента полезного действия цепи
постоянного тока.
Практическая работа №1 Расчет цепей постоянного тока.
Самостоятельная работа обучающихся
Решение задач. Подготовка к лабораторным работам.
Содержание учебного материала

Объем в
часах
2

Коды компетенций и
личностных результатов
ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

14

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

10
2
2
2
2
2
2
4

ОК 01 ОК 07; ОК 09,

Электромагнетиз 1.Основные параметры магнитного поля. Магнитные материалы. Гистерезис.
2.Применение ферромагнитных материалов. Действие магнитного поля на
м.
проводник с током.
3.Закон Ампера. Электромагниты и их применение. Закон электромагнитной
индукции. Правило Ленца.
4.Самоиндукция. Индуктивность. Взаимная индукция. Использование закона
электромагнитной индукции и явления взаимоиндукции в электротехнических
устройствах.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Электрические 1.Синусоидальный переменный ток. Параметры и форма представления
цепи
переменных
однофазного
ЭДС, напряжения, тока, магнитного потока.
переменного
2.Получение переменной ЭДС. Электрические процессы в простейших
тока.
электрических цепях с активным, индуктивным и ёмкостным элементами.
3.Закон Ома для этих цепей. Векторные диаграммы. Неразветвлённые цепи
переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным элементами.
4.Резонанс напряжений. Активная, реактивная и полная мощности в цепи
переменного тока.
5.Разветвлённые цепи переменного тока с активным, индуктивным и ёмкостным
элементами.
6.Резонанс токов. Коэффициент мощности и способы его повышения.
В том числе лабораторных работ
№5 Исследование последовательного и параллельного соединения
конденсаторов.
№6 Исследование последовательного и параллельного соединения катушек
индуктивности
№7 Исследование неразветвленной цепи переменного тока. Резонанс
напряжений.
№8 Исследование разветвленной цепи переменного тока. Резонанс токов.
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач. Подготовка к
лабораторным работам.
Тема 1.5.
Содержание учебного материала

ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

14

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

4
1
1
1
1
1
9

ОК 01 ОК 07; ОК 09,

Электрические
цепи
трёхфазного
переменного
тока.

Тема 1.6.
Электрические
измерения и
электроизмерите
льные приборы.

Тема 1.7.
Трансформатор
ы.

1.Основные элементы трёхфазной системы. Получение трёхфазной ЭДС.
Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного тока «звездой».
2.Симметричная и несимметричная нагрузки. Нейтральный провод.
3.Соединение обмоток генератора и потребителя трёхфазного тока
«треугольником».
В том числе лабораторных работ
№9 Исследование цепи трёхфазного переменного тока соединенной «звездой».
№10 Исследование цепи трёхфазного переменного тока соединенной
«треугольником».
№11 Определение активной, реактивной и полной мощности.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Решение задач.
2. Подготовка к лабораторным работам.
Содержание учебного материала
1.Прямые и косвенные измерения. Классификация электроизмерительных
приборов.
2.Класс точности электроизмерительных приборов. Погрешности измерений.
Измере ние напряжения и тока.
3.Расширение пределов измерения вольтметров и амперметров. Измерение
мощности и энергии. Схемы включения ваттметров. Индукционные счётчики.
4.Измерение электрического сопротивления постоянному току. Использование
электрических методов для измерения неэлектрических величин при
эксплуатации и обслуживании автомобилей.
В том числе лабораторных работ
№12 Измерение сопротивления методом вольтметра и амперметра.
Содержание учебного материала
1. Устройство и принцип действия однофазного трансформатора.
2. Электрическая схема однофазного трансформатора. Режимы работы
трансформатора.
3. Коэффициент полезного действия трансформатора. Трёхфазные
трансформаторы.
4. Трансформаторы специального назначения (сварочные, измерительные,
автотрансформаторы).

ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

6
2
2
2
2

5

1
1
7

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

Тема 1.8.
Электрические
машины
переменного
тока.

Тема 1.9.
Электрические
машины
постоянного
тока.

Тема 1.10.
Основы
электропривода.

В том числе лабораторных работ
№13 Исследование работы однофазного трансформатора.
№14 Определение коэффициента трансформации.
Содержание учебного материала
1.Назначение, классификация и область применения машин переменного тока.
2.Вращающееся магнитное поле. Устройство и принцип действия трёхфазного
асинхронного электродвигателя.
3.Пуск в ход, регулирование частоты вращения и реверс асинхронного
электродвигателя. Характеристики асинхронного двигателя.
4.КПД асинхронного электродвигателя. Однофазные асинхронные
электродвигатели. Синхронный электродвигатель.
В том числе лабораторных работ

3
1
2
6

№15 Пуск в ход и снятие рабочих характеристик трёхфазного асинхронного
двигателя.
Содержание учебного материала
1.Устройство и принцип действия машин постоянного тока. Обратимость. ЭДС и
реакция якоря.
2.Генераторы постоянного тока: классификация, схемы включения обмотки
возбуждения, характеристики.
3.Пуск в ход, регулирование частоты вращения, реверсирование и торможение.
КПД машин постоянного тока.
4.Применение машин постоянного тока в электроснабжении автомобилей.
В том числе лабораторных работ
№16. Испытание двигателя постоянного тока.
Содержание учебного материала
1.Классификация электроприводов. Режимы работы электроприводов.
2. Пускорегулирующая и защитная аппаратура. Релейно-контактные системы
управления электродвигателей.

2

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

2

6

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

2
2
2

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

Тема 1.11.
Передача и
распределение
электрической
энергии.

Содержание учебного материала
1.Схемы электроснабжения промышленных предприятий. Трансформаторные
подстанции. Распределительные пункты.
2.Электрические сети промышленных предприятий. Заземление.
Электробезопасность при производстве работ по техническому обслуживанию и
ремонту автомобилей.
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. Подготовка к
лабораторным работам.
Раздел 2. Элек троника
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
1.Электропроводность полупроводников. Свойства p-n перехода. Виды пробоя.
Физические
основы
Самостоятельная работа обучающихся Решение задач.
электроники.
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Полупроводнико 1.Условные обозначения, устройства, принцип действия, вольтамперные
характеристики, параметры, маркировка и применение выпрямительных диодов
вые приборы.
и стабилитронов.
2.Условные обозначения, устройство, принцип действия, схемы включения,
характеристики, параметры, маркировка биполярных и полевых транзисторов.
Тиристоры.
В том числе лабораторных работ
№17 Исследование двухполупериодного выпрямителя.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
1.Интегральные схемы микроэлектроники. Гибридные, тонкоплёночные
Интегральные
полупроводниковые интегральные микросхемы.
схемы
микроэлектрони 2.Технология изготовления микросхем. Соединение элементов и оформление
микросхем. Классификация, маркировка и применение микросхем.
ки.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Электронные
1.Назначение, классификация, обобщённая структурная схема выпрямителей.
выпрямители и Однофазные и трехфазные выпрямители.
стабилизаторы. 2.Назначение и виды сглаживающих фильтров. Стабилизаторы напряжения и
тока, их назначение, принципиальные схемы, принцип действия, коэффициент
стабилизации.

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

2

1

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3
ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

1
1
4

2
2
2

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3
4

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

Тема 2.5.
Электронные
усилители.

.
Тема 2.6.
Электронные
генераторы и
измерительные
приборы.
Тема 2.7.
Электронные
устройства
автоматики и
вычислительной
техники.
Тема 2.8.
Микропроцес
соры и
микроЭВМ

В том числе практических занятий
№2 Расчёт параметров и составление схем различных типов выпрямителей
Содержание учебного материала
1.Назначение и классификация электронных усилителей. Принцип действия
полупроводникового каскада с биполярным транзистором по схеме ОЭ.
2.Построение графиков напряжения и токов цепи нагрузки. Многокаскадные
транзисторные усилители. Усилители постоянного тока, импульсные и
избирательные усилители.
В том числе практических занятий
№3 Определение рабочей точки на линии нагрузки и построение графиков
напряжения и тока в цепи нагрузки усилительного каскада.
Содержание учебного материала
1.Условия возникновения незатухающих колебаний в электрической цепи.
Электронные генераторы типа RC и LC.
2.Мультивибраторы. Триггеры. Электронные измерительные приборы.
Электронный вольтметр.
Содержание учебного материала
1.Электронные устройства автоматики и вычислительной техники.
2.Принцип действия, особенности и функциональные возможности электронных
реле, логических элементов, регистров, дешифраторов, сумматоров.
Содержание учебного материала
1.Место в структуре вычислительной техники микропроцессоров и микро-ЭВМ.
2.Применение микропроцессоров и микро-ЭВМ для комплексной автоматизации
управления производством, в информационно-измерительных системах, в
технологическом оборудовании.
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего

2
2
4

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

2
2
ОК 01 ОК 07; ОК 09,ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

2

2

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

2

ОК 01 ОК 07; ОК 09,
ОК 10
ПК 1.1
ПК 2.1 -2.3

6
100

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Материально – техническое обеспечение:
Лаборатория «Электротехники и электроники», оснащенная необходимым для реализации
программы учебной дисциплины оборудованием:
• рабочее место преподавателя;
• рабочие места обучающихся;
• комплект деталей электрооборудования автомобилей и световойсигнализации;
• приборы, инструменты и приспособления;
• демонстрационные комплексы «Электрооборудование автомобилей»;
• плакаты по темам лабораторно-практических занятий;
• стенд «Диагностика электрических систем автомобиля»;
• стенд «Диагностика электронных систем автомобиля»;
• осциллограф;
• мультиметр;
• комплект расходных
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гальперин, М.В. Электротехника и электроника: учебник / М.В. Гальперин. – Москва:
Форум, 2019. – 480 c.
2. Кацман, М.М. Сборник задач по электрическим машинам: учебное пособие/ М.М.
Кацман. – Москва: Академия, 2021. – 160 с.
3. Немцов, М.В. Электротехника и электроника: учебник / М.В. Немцов, М.Л. Немцова.
–Москва : Академия, 2021. – 480 с.
4. Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник / Ю.Г. Синдеев. –
Ростовн/Д.: Феникс, 2020. – 368 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Электротехника и электроника в 3 т. Том 3. Основы электроники и электрические
измерения : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
Э. В. Кузнецов, Е. А. Куликова, П. С. Культиасов, В. П. Лунин ; под общей редакцией
В. П. Лунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 234 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03756-2. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472745 (дата
обращения: 30.10.2021).
2. Электротехника и электроника в 3 т. Том 2. Электромагнитные устройства и
электрические машины : учебник и практикум для среднего профессионального образования /
В. И. Киселев, Э. В. Кузнецов, А. И. Копылов, В. П. Лунин ; под общей редакцией
В. П. Лунина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 184 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03754-8. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472795 (дата
обращения: 30.10.2021).
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Синдеев, Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учебник / Ю.Г. Синдеев. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2020. – 407 с.
2.
ГОСТ 2.710-81 Единая система конструкторской документации. Обозначения буквенноцифровые в электрических схемах.
3.
ГОСТ 2.701-2008 Единая система конструкторской документации. Схемы. Виды и типы.
Общие требования к выполнению.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания
Методы расчета и
измерения основных
параметров
электрических,
магнитных и
электронных цепей

Критерии оценки

Методы оценки

Демонстрировать знание
порядка расчета и измерения
основных параметров
электрических, магнитных и
электронных цепей.

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите практических и
лабораторных работ, тестирования,
контрольных и других видов текущего
контроля

Компоненты
автомобильных
электронных устройств

Демонстрировать знание мест
расположения,
основных
параметров и состава основных
автомобильных
электронных
устройств

Методы электрических
измерений

Демонстрировать знание
современных методы
измерений в соответствии с
заданием

Устройство и принцип
действия электрических
машин

Демонстрировать
знание
устройства
и
принципа
действия электрических машин

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите практических и
лабораторных работ, тестирования,
контрольных и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите практических и
лабораторных работ, тестирования,
контрольных и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите практических и
лабораторных работ, тестирования,
контрольных и других видов текущего
контроля

Умения
Пользоваться
электроизмерительными
приборами

Производить проверку
электронных и электри
ческих элементов
автомобиля

Производить подбор
элементов
электрических цепей и
электронных схем

Подбирать электроизмеритель
ные приборы в соответствии с
заданием и проводить
измерения

Производить проверку
исправности электронных и
электрических элементов
автомобиля, в соотвествии с
заданием с при менением
безопасных приемов
проведения измерений.
Осуществлять подбор
элементов электрических цепей
и электронных схем для замены
вышедших из строя элементов
с учетом основных параметров
заменяемых элементов.

Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите практических и
лабораторных работ, тестирования,
контрольных и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите практических и
лабораторных работ, тестирования,
контрольных и других видов текущего
контроля
Экспертная оценка результатов
деятельности обучающихся при
выполнении и защите практических и
лабораторных работ, тестирования,
контрольных и других видов текущего
контроля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».