СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ 05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОГСЭ 05 Психология общения» является обязательной частью
общего гуманитарного и социально- экономического цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и
ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК Умения
Знания
ОК 01-11
применять техники и приемы
психологические основы
эффективного общения в
деятельности коллектива,
профессиональной деятельности
психологические особенности
личности; основы проектной
деятельности
организовывать работу коллектива и роли и ролевые ожидания в общении
команды;
техники и приемы общения, правила
взаимодействовать
с коллегами, слушания, ведения беседы,убеждения
руководством, клиентами в ходе
механизмы взаимопонимания в
профессиональной деятельности
общении
источники, причины, виды и способы
разрешения конфликтов
этические принципы общения
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум»:
ЛР1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Л Р2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций.
ЛР3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социальноопасное поведение окружающих.
ЛР4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа».
ЛР5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России.
ЛР7Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную
и чужую уникальность в различныхситуациях, во всех формах и видах деятельности.
ЛР8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению,
преумножению и трансляции
ЛР11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
ЛР12 Применяющий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятные насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа
от отношений со своими детьми и их финансового содержания.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Учебная нагрузка обучающихся 48 часов
В том числе:
В форме практической подготовки;
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем 44 часов
самостоятельная работа обучающегося –4 часа
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
48
вт.ч. в форме практической подготовки
-
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
44
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
-
контрольные работы
-
курсовые работы (проект)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
4
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Раздел 1. Теоретические и практические основы психологии общения
Тема 1.1. Проблема
Содержание учебного материала
общения в психологии и
1.Понятие и сущность общения. Общение как основа человеческого бытия.
профессиональной
2. Взаимосвязь общения и деятельности.
деятельности
3.Психологические, этические и социо-культурные особенности процесса
Тема 1.2.
Психологические
особенности процесса
общения
Тема 1.3. Интерактивная
сторона общения
общения.
4.Общение и социальные отношения.
5.Роли и ролевые ожидания в общении. Личность и общение.
Содержание учебного материала
1. Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный,
перцептивный.
2. Структура, цели и функции общения. Классификация видов общения.
3.Средства общения: вербальные и невербальные. Техники и приёмы
общения.
Содержание учебного материала
1. Понятие интеракции в процессе общения.
Место взаимодействия в структуре общения.
2. Виды социальных взаимодействий. Трансактный анализ Э. Берна.
3. Трансакция – единица общения. Виды трансакций.
4. Механизмы процесса взаимодействия. Стратегия «контролёра» и
стратегия «понимателя».
5. Открытость и закрытость общения.
6. Этапы общения: установление контакта, ориентация в ситуации,
обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта.
7. Эффект контраста и эффект ассимиляции. Формы управления: приказ,
убеждение, внушение, заражение. Манипулирование сознанием.
Самостоятельная работа обучающихся
Объем в
часах
Коды компетенций
и личностных
результатов
44
5
ОК 01-11
3
ОК 01-11
7
ОК 01-11
1
Тема 1.4. Перцептивная
сторона общения
Тема 1.5. Общение как
коммуникация
Тема 1.6.
Проявление
индивидуальных
особенностей личности в
деловом общении
Подготовить сообщение на тему: «Психологические особенности процесса
общения.
Содержание учебного материала
4
ОК 01-11
1. Понятие социальной перцепции. Механизмы перцепции. Социальный
стереотип и предубеждение.
2. Факторы превосходства. Привлекательности и отношения к нам.
3. Исследование эффектов восприятия человеком человека: «эффект
ореола», «эффект проекции», «эффект первичности и новизны».
4. Механизмы восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция,
рефлексия. Теория каузальной атрибуции.
Содержание учебного материала
9
ОК 01-11
1. Средства, используемые в процессе передачи информации. Языки
общения: вербальный, невербальный.
2. Коммуникативная тактика и стратегия. Коммуникативные барьеры.
3. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.
4. Понятие коммуникативной и языковой грамотности. Культура и
техника речи в сфере сервиса.
5. Психология речевой коммуникации. Управление впечатлением
партнёра по общению.
6. Роль комплимента в общении. Техники ведения беседы.
7. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта.
Невербальное общение.
8. Основные группы невербальных средств общения: кинесика,
просодика, такесика и проксемика.
9. Позы, жесты, мимика. Классификация жестов.
Содержание учебного материала
6
ОК 01-11
1. Общие сведения о психологии личности.
2. Виды психических явлений: психические процессы, психические
состояния, психические свойства.
3. Основы психологии личности: психологическая структура личности,
темперамент, характер. Типология темперамента.
4. Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении.
5. Психологические основы общения в сфере сервиса. Психологическая
культура специалиста.
6. Психологические приёмы общения с клиентами, коллегами и
деловыми партнёрами.
Самостоятельная работа обучающихся
Психологические приемы общения с клиентами
Тема 1.7. Этика в деловом Содержание учебного материала
общении
1. Понятие этики общения. Общение и культура поведения.
2. Понимание как ближайшая цель общения. Моральные ценности
общения.
3. «Золотое правило» этики как универсальная формула общения.
Нравственные ценности общения в сферах строительства, продаж и
сервиса.
4. Толерантность как принцип культурного общения. Вежливость и
формы её проявления
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему Моральные ценности
Тема 1.8. Конфликты в
Содержание учебного материала
деловом общении
1. Понятие конфликта. Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
2. Предпосылка возникновения конфликта в процессе общения.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
3. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере. Правила поведения в
условиях конфликта.
4. Предупреждение конфликтов в сфере строительства, продаж и
сервиса.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовиться к зачету
Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачет
Всего
1
4
ОК 01-11
1
4
1
2
48
ОК 01-11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся,
место преподавателя,
комплект учебно-наглядных пособий,
комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном
носителе (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий,
методические рекомендации и разработки);
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением с доступом
ксети Интернет;
оргтехника;
мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе
3.2.1. Основные печатные издания
3.
Гарькуша О.Н. Профессиональное общение. – Москва: РИОР, 2020. – 112 с.
4.
Жарова М.Н. Психология общения. – Москва: Академия, 2019. – 256 с.
5.
Шеламова Г.М. Психология общения: учебник / Г.М. Шеламова. – Москва:
Академия, 2020. – 128 с.
3.2.2. Электронные издания
Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 437 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785-534-00962-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/469549 (дата обращения: 31.10.2021).
Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией
Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-00753-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469702 (дата обращения: 31.10.2021).
Садовская, В. С. Психология общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. — 2-е изд., испр. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 169 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 9785-534-07046-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/471154 (дата обращения: 31.10.2021).
Рамендик, Д. М. Психология делового общения : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Д. М. Рамендик. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 207 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53406312-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/470462 (дата обращения: 31.10.2021).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
Оперирует основными
понятиями психологии
общения, правильно и точно
описывает методики и
техники убеждения,
слушания, способы
разрешения конфликтных
ситуаций
Оценка решений
творческих задач
Тестирование
Анализ ролевых
ситуаций
применять техники и приемы
Демонстрирует
владение
эффективного общения в
техниками
и
приемам
профессиональной деятельности эффективного общения,
Разрешает
смоделированные
конфликтные ситуации
организовывать работу
Демонстрирует владение
коллектива и команды;
приемами саморегуляции
взаимодействовать с коллегами, поведения в процессе
руководством, клиентами в ходе межличностного общения
профессиональной деятельности
Анализ ролевых
ситуаций
Оценка решений
творческих задач
Знания:
психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности; основы проектной
деятельности
роли и ролевые ожидания в
общении
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы,
убеждения
механизмы взаимопонимания в
общении
источники, причины, виды и
способы разрешения
конфликтов
этические принципы общения
Умения: