Решаем вместе
Есть вопрос?

ОГСЭ. 01 Основы философии 23.02.07 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.01.ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППССЗ по специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОГСЭ.01 Основы философии» является обязательной частью общего
гуманитарного и социальноэкономического цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей.
1.1.
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК,
ОК
ОК.02
ОК.03
ОК.05
ОК.06
ОК 09
ПК 5.1
ПК 5.3

Умения

Знания

Ориентироваться в
наиболее общих
философских проблемах
бытия, познания,
ценностей, свободы и
смысла жизни как
основах формирования
культуры гражданина и
будущего специалиста,
социокультурный
контекст;
Выстраивать общение
на основе традиционных
общечеловеческих
ценностей в различных
контекстах.

Основные категории и понятия философии; роль
философии в жизни человека и общества; Основы
философского учения о бытии; Сущность
процесса познания;
Основы научной, философской и религиозной
картин мира;
Условия формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
О социальных и этических проблемах, связанных
с развитием и использованием достижений науки,
техники и технологий по выбранному профилю
профессиональной деятельности;
Традиционные общечеловеческие ценности, как
основа поведения в коллективе, команде.

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижения обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум»:
Личностные результаты
реализации программы
воспитания(дескрипторы)
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций

Код личностных
результатов реализации
программы воспитания
ЛР 1
ЛР 2

Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод
граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к
участию в социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных
групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
культурных традиций и ценностей многонационального российского
государства
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры.

ЛР 3

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 11

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Учебная нагрузка обучающихся - 48 часов,
в том числе:
нагрузка во взаимодействии с преподавателем - 48 часа.
практические занятия – 18 часов;
самостоятельная работа обучающегося –2 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности

Объем часов

Учебная нагрузка обучающегося (всего)

48

в том числе в форме практической подготовки

18

Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)

48

в том числе:
лабораторные занятия

-

практические занятия

18

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

самостоятельная работа студента (всего)

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Предмет философии и ее история
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основные
1. Становление философии из мифологии.
понятия
и
2. Характерные черты философии: понятийность, логичность, рефлективность
предмет
3. Предмет и определение философии.
философии
Практические занятия
Практическое занятие 1. «Философия как учение о разумной и правильной жизни, о
целостности мира, об основных идеях мироустройства. Соотношение философии,
науки, религии и искусства» (семинар).
Практическое занятие 2. «Философия как учение о разумной и правильной жизни, о
целостности мира, об основных идеях мироустройства. Соотношение философии,
науки, религии и искусства» (семинар).
Содержание учебного материала
1. Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
2. Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон.
Аристотель.
Тема 1.2
3. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика
Философия
Практические занятия
Древнего мира и
Практическое занятие 3. «Философия Древней Индии и Древнего Китая» (составление
средневековая
сравнительной таблицы)
философия
Практическое занятие 4. «Философские школы Древней Греции» (выполнение
тестового задания)
Практическое занятие 5. «Основные отличия философии Древнего Рима и
средневековой европейской философии» (выполнение эссе)
Тема 1.3
Содержание учебного материала

Объем в
часах
3
27
7

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует элемент
программы
4
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

3
4

4

9

ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

3
6

6

6

ОК 02, ОК 03, ОК 05,

1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового
Философия
Возрождения и времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
Нового времени 2. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
Практические занятия
Практическое занятие 6. «Особенности философии эпохи Возрождения и Нового
времени» (семинар)
Практическое занятие 7. «Философские идеи в управлении персаналом. Управление
как средство политической манифестации».
Содержание учебного материала
1. Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и
экзистенциализм. Философия бессознательного.
2. Особенности русской философии. Русская идея.
Практические занятия
Тема 1.4
Практическое занятие 8. «Основные направления философии ХХ века» (выполнение
Современная
тестового задания).
философия
Практическое занятие 9. «Философия экзистенциализма и психоанализа» (работа с
философским словарем).
Практическое занятие 10. «Основополагающие категории человеческого бытия:
творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть в работах русских философов и
писателей» (выполнение эссе).
Раздел 2. Структура и основные направления философии
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Методы
1.Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные
философии и ее картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная
внутреннее
(Новое время, ХХ век).
строение
2.Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический,
системный, и др. Строение философии и ее основные направления
Тема 2.2
Содержание учебного материала
Учение о бытии
1. Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные
и
теория
онтологические представления.
познания
2. Пространство, время, причинность, целесообразность.
3. Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной
истины.

ОК 06, ОК 09
2

4
5

ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

2

3

19
ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09
2

6

4

ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

4. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология
научного познания.

Тема 2.3
Этика
социальная
философия

Тема 2.4
Место
философии
духовной
культуре и
значение

Практические занятия
Практическое занятие 11. «Бытие как совокупная реальность: реальность объективная и
субъективная. Проблема их соотношения» (семинар).
Практическое занятие 12. «Фундаментальные характеристики человека: несводимость,
невыразимость, неповторимость, незаменимость, неопределенность» (работа со
словарями).
Содержание учебного материала
и
1. Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий
как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность.
2. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с
развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние
природы на общество.
3. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества:
ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие.
Философия и глобальные проблемы современности
Практические занятия
Практическое занятие 13. «Философия и глобальные проблемы современности»
(семинар)
Практическое занятие 14. «Основные вопросы социальной философии» (выполнение
тестового задания).
Содержание учебного материала
1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие
в философии от искусства, религии, науки и идеологии.
2. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и
ее мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной
личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
Практические занятия
Практическое занятие 15. «О роли философии в современной архитектуре и
строительстве. Новый взгляд на проблему практичности, красоты и вечности»
(выполнение эссе)
Практическое занятие 16. «Представление и защита моделей прогнозов развития

2

5

ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

3

2
2
6

2

4
4

ОК 02, ОК 03, ОК 05,
ОК 06, ОК 09

человеческого общества» (групповая работа)
Самостоятельная работа:
Подготовка к дифференцированному зачету
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

2
2
48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1Материально- техническое обеспечение
Кабинет «Истории и философии», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя,
парты учащихся (в соответствие с численностью учебной группы), меловая доска,
шкафы для хранения учебных материалов по предмету.
технические средства:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиа проектор,
экран,
лазерная указка.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд ГБПОУ РК «Керченский технологический
техникум» имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Гордашевская В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д. Гордашевская.
— Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1.
2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. СПО. Москва: Академия,
2020. – 300 с.
3. Основы философии / Б.И. Липский и др. – Москва: Инфра-М, 2021. – 307 с.
4. Основы философии / О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова. – Москва: Форум, 2021. – 480 с..
5. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева, В. Е.
Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021.
— 360 с. — ISBN 978-5-8114-7450-9.
6. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Волкогонова, О. Д. Основы философии : учебник / О.Д. Волкогонова, Н.М.
Сидорова. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2022. — 480 с. — (Среднее профессиональное
образование). - ISBN 978-5-8199-0694-1. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1844376 (дата обращения: 29.01.2022). – Режим доступа: по
подписке.
2. Гласер М. А. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А.
Дмитриева, В. Е. Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург : Лань, 2022. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-9139-1. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/187650 (дата обращения:
21.01.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Гордашевская В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д.
Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 21.01.2022). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
4. Гордашевская, В. Д. Основы философии : учебное пособие для спо / В. Д.

Гордашевская. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 84 с. — ISBN 978-5-8114-7175-1. — Текст :
электронный //
Лань
:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/169780 (дата обращения: 03.06.2021). — Режим доступа: для авториз.
пользователей.
5. Дмитриев, В. В. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / В. В. Дмитриев, Л. Д. Дымченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 281 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53410515-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/471085 (дата обращения: 01.11.2021).
6. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 478 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02437-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469906 (дата
обращения: 01.11.2021).
7. Светлов, В. А. Основы философии : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2021. — 339 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53407875-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/474407 (дата обращения: 01.11.2021).
8. Спиркин, А. Г. Основы философии : учебник для среднего профессионального
образования / А. Г. Спиркин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 392 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00811-1. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489642 (дата
обращения: 29.01.2022).
3.2.3. Дополнительные издания
Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – Москва: РГ-Пресс, 2021. –
496 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
основных философских
Степень знания материала курса, Экспертное
учений;
логика и ясность изложения материала, наблюдение за
главных философских
необходимость дополнений.
выступлениями с
терминов и понятий
Отвечает ли учащийся на все
рефератами,
проблематики и
дополнительные вопросы
Ответы на
предметного поля
преподавателя.
вопросы.
важнейших философских
На каком уровне выполнены
дисциплин, традиционных контрольные работы и рефераты
общечеловеческих
самостоятельной работы.
ценностей и применение
их в различных контекстах
Умения:
ориентироваться в истории
развития философского
знания; вырабатывать
свою точку зрения и
аргументированно
дискутировать по
важнейшим проблемам
философии.применять
полученныев курсе
изучения философии
знания в практической, в
том числе и
профессиональной,
деятельности

Насколько свободно учащийся
ориентируется в истории развития
философии. Может ли верно
охарактеризоватьвзгляды того или
иного философа.
Насколько самостоятельно, логично и
аргументированно учащийся может
выдвигать и защищать свою точку
зрения по важнейшим проблемам
философии в рефератах и дискуссиях.
Насколько успешно студент может
применять свои знания по курсу
«Основы философии» в повседневной
и профессиональной деятельности.
Насколько он способен к
диалектическому и логически
непротиворечивомумышлению в своей
специальности.

Выступления с
рефератами,
ответы на
вопросы,участие
в дискуссии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».