СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.05. ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «СГ.05. Основы бережливого производства» является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла примерной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 08.01.28 Мастер отделочных
строительных и декоративных работ.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций ОК 07 (возможно частичное участие дисциплины в формировании ОК 01,
ОК 03, ОК 04).
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Цель – формирование знаний концептуальных основ бережливого производства и
умений применения инструментов бережливого производства для решения задач
профессиональной деятельности.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются следующие
умения и знания:
Код
ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 07
Уметь:
- осуществлять
профессиональную
деятельность с соблюдением
принципов бережливого
производства;
- моделировать
производственный процесс и
строить карту потока создания
ценности;
- применять методы
диагностики потерь и устранять
потери в процессах;
- применять ключевые
инструменты анализа и решения
проблем, оценивать затраты на
несоответствие;
- организовывать работу
коллектива и команды в рамках
реализации проектов по
улучшениям;
- применять инструменты
бережливого производства в
соответствии со спецификой
бизнес-процессов
организации/производства
Знать:
- принципы и концепцию бережливого
производства;
- основы картирования потока
создания ценности (создание карт
целевого, идеального и текущего
состояния потока создания ценности);
- методы выявления, анализа и
решения проблем производства;
- инструменты бережливого
производства;
- принципы организации
взаимодействия в цепочке процесса;
- виды потерь и методы их
устранения;
- современные технологии повышения
производительности труда;
- технологии внедрения улучшений
производственного процесса;
- систему подачи предложений по
улучшению в области повышения
эффективности труда
(ОК 01, ОК 03,
ОК 04)
ПК 3.1 - ПК 3.4
4
Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум имени В.Н. Толстова».
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и
территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в
деятельности общественных организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой
среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах
и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их
финансового содержания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 11
ЛР 12
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
4
в т. ч.:
теоретическое обучение
30
практические занятия
6
Промежуточная аттестация в форме зачёта
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины СГ.05. Основы бережливого производства
Объем, акад. ч.,
в т. ч. в форме
практической
подготовки,
акад. ч.
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
36
ОК 07
Раздел 1 Бережливое производство: основные понятия, принципы, методология, проблематизация
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Основные
Цели, задачи учебной дисциплины «Основы бережливого производства». Области
понятия и
применения бережливого производства (БП). История создания моделей бережливого
методология
производства. Преимущества и недостатки БП. Серия ГОСТ Р «Бережливое
бережливого производство». Примеры внедрения бережливого производства
производства В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Фабрика процессов как эффективный способ обучения
оптимизации производственного процесса (деловая имитационная игра)
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Принципы и
Целеполагание в концепции БП. Принципы БП. Поток создания ценности. Цели
концепция
применения карт потоков. Уровни потока создания ценности. Виды и принципы
системы БП.
картирования процесса. Этапы проведения картирования. Инструменты картирования
Картирование потока создания ценности. Карта целевого, идеального и текущего состояния потока
потока создания создания ценности. Типичные ошибки при картировании
ценности.
В том числе практических занятий
Потери и
Практическое занятие № 2. Понятие и этапы бережливого проекта. Разработка паспорта
действия,
учебного проекта на выбранную тематику. Картирование потока создания ценностей в
добавляющие соответствии с предложенным алгоритмом
ценность
Тема 1.3
Содержание учебного материала
Методы решения Проблемно-ориентированное мышление. Определение и формулирование проблемы.
проблем
Определение ключевых причин возникновения проблемы. Технологии анализа проблем.
Квалификация видов потерь по системе 3М. Источники потерь и способы их устранения
14
5
3
ОК 07
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
2
5
3
ОК 07
(ОК 03)
ПК 3.1 - ПК 3.4
2
4
2
ОК 07
(ОК 01)
7
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Выбор инструментов решения проблемы в рамках
реализуемого учебного проекта по результатам картирования (Техника 4W+2H +
декомпозиция проблемы, изучение причин возникновения, разработка корректирующих
действий)
Раздел 2 Реализация принципов бережливого производства в профессиональной деятельности
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Методы и
Основные инструменты БП (области применения, адаптация под вид профессиональной
инструменты
деятельности): стандартизированная работа, система рационализации рабочего места (5S),
бережливого
методика всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ), методика быстрой переналадки
производства
(SMED), методика защиты от непреднамеренных ошибок (Poka-yoke), методика
непрерывного улучшения (кайдзен), встроенное качество, метод организации производства
«точно в срок» (канбан)
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 4. Применение инструментов бережливого производства в
учебном проекте. Система рационализации рабочего места (5S) в соответствии со
спецификой и профессиональной направленностью
Содержание учебного материала
Тема 2.2
Модель внедрения БП. Целеполагание в бережливой организации. Организационная
Внедрение
структура в концепции БП. Ключевые показатели эффективности работы. Производственная
методов
культура на рабочем месте. Типичные ошибки применения методов БП
бережливого В том числе практических занятий
производства Практическое занятие № 5. Определение моделей внедрения бережливого производства.
Варианты внедрения БП с использованием метода диагностики скрытых потерь
Тема 2.3
Содержание учебного материала
Объем, акад. ч.,
в т. ч. в форме
практической
подготовки,
акад. ч.
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
2
22
10
3
ОК 07
ПК 3.1 - ПК 3.4
6
4
2
ОК 07
(ОК 03)
ПК 3.1 - ПК 3.4
2
4
ОК 07
8
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Технологии
лидерства,
вовлечения и
мотивации
персонала
Лидерство как новый тип производственных отношений. Вовлечение персонала в БП,
организация работы с производственными инициативами и предложениями по
улучшениям. Технологии мотивации и стимулирование качества. Квалификация
персонала и обучение
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 6. Применение методов мотивации персонала в рамках учебного
проекта
Защита проектов Презентация и защита итогового бережливого проекта по выбранной тематике
Промежуточная аттестация в форме зачёта
Всего:
Объем, акад. ч.,
в т. ч. в форме
практической
подготовки,
акад. ч.
3
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
(ОК 04)
ПК 3.1 - ПК 3.4
2
4
36
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет, оснащенный
- оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
стенды;
- техническими средствами обучения:
компьютер (ноутбук) с лицензионным программным обеспечением (рабочее место
преподавателя);
мультимедийный проектор;
мультимедийный экран.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Давыдова, Н.С. Основы бережливого производства: учебник для студентов учреждений
сред. проф. образования / Н.С. Давыдова, Ю.А. Гуськова, Е.С. Куликова, М.Г. Некрасова,
Д.А. Попов, О.В. Ракшина, С.Л. Чуйкова, Е.А. Шашенкова. Под ред. Е.А. Шашенковой,
Н.С. Давыдовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2023 г. – 320 с. ISBN 978-5-00540975-1
2. Зинчик, Н. С. Бережливое производство: учебник / Н. С. Зинчик, О. В. Кадырова, Ю. И.
Растова. — Москва: КноРус, 2024. — 296 с. — ISBN 978-5-406-12699-8.
3. Курамшина, А.В. Основы бережливого производства: учебник / А.В. Курамшина, Е.В.
Попова. — Москва: КНОРУС, 2024. — 200 с. (Среднее профессиональное образование).
ISBN 978-5-406-12476-5
3.2.2. Электронные издания
1. Бродецкий, Г. Л. Управление запасами: многофакторная оптимизация процесса поставок:
учебник для среднего профессионального образования / Г. Л. Бродецкий, В. Д. Герами, А.
В. Колик, И. Г. Шидловский. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 322 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10776-0. — Текст: электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517345
2. Бурнашева, Э. П. Основы бережливого производства / Э. П. Бурнашева. — 3-е изд., стер. —
Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 76 с. — ISBN 978-5-507-48836-0. — Текст: электронный //
Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/364793
3. Вершинин, О. Как помогает бережливое производство и для какого бизнеса подходит /О.
Верщинин. – Текст: электронный // Интернет-портал – ООО «НЕЙРОС». Санкт-Петербург,
2024— URL: https://neiros.ru/blog/management/kak-berezhlivoe-proizvodstvo-pomozhet-i-dlyakakogo-biznesa-podoydet/
10
4. Киселев, А.А. Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев. — Москва:
КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL: https://book.ru/book/938341
5. Клюев, А. В. Бережливое производство: учебное пособие для СПО / А. В. Клюев; под
редакцией И. В. Ершовой. 3-е изд. — Саратов, Екатеринбург: Профобразование, Уральский
федеральный университет, 2024. — 87 c. — ISBN 978-5-4488-0447-2, 978-5-7996-2900-7. —
Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL:
https://www.iprbookshop.ru/139518.html
6. Симонова, М. В. Экономика труда: учебник для среднего профессионального образования /
М. В. Симонова [и др.]; под общей редакцией М. В. Симоновой. — Москва: Издательство
Юрайт, 2023. — 259 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13411-7 —
Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/519424
7. Староверова, К. О. Основы бережливого производства: учебное пособие для среднего
профессионального образования / К. О. Староверова. — Москва: Издательство Юрайт,
2024. — 74 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16473-2. — Текст:
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/544921
8. Шмелёва, А.Н. Методы бережливого производства: учебно-методическое пособие / А.Н.
Шмелёва. — Москва: РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст: электронный // Лань:
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543
1.
2.
3.
4.
5.
3.2.3. Дополнительные источники
Виниченко, В. А. Бережливое производство: учебное пособие / В. А. Виниченко. –
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. – 100 с. – ISBN 978-5-7782-4328-6. – Текст:
электронный. – URL: https://znanium.com/catalog/product/1869254
Вэйдер, М. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению
методик бережливого производства: справочник / М. Вэйдер // Москва: Альпина Паблишер,
2020. - 125 с.
ГОСТ Р 56407-2023. Бережливое производство. Основные инструменты и методы их
применения: утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2023 г. N 1292-ст: дата введения
2024-02-01. — Москва: Гост Ассистент. — 16 с.— URL: https://gostassistent.ru/doc/7cfeecc4ac82-4555-af8f-7e0394244343
ГОСТ Р 56020-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Бережливое
производство. Основные положения и словарь: утвержден и введен в действие Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 августа 2020
г. N 513-ст: дата введения 2021-08-01. — Москва: Гост Ассистент. — 20 с.— URL:
https://gostassistent.ru/doc/9bdeb20e-11f9-4ed2-9e1f-031cbccc3081
Развитие бережливых производственных систем в России: новые методы и модели:
монография / Ю. П. Адлер, Э. В. Кондратьев, Н. А. Гудз [и др.]; под редакцией Ю. П.
Адлера, Э. В. Кондратьева. — Москва: Академический Проект, 2020. — 207 с. — ISBN 9785-8291-2910-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/132255
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
- принципы и концепцию
- демонстрирует системные знания об
Тестирование.
бережливого производства
принципах становления и развития
Устный опрос.
бережливого производства;
Наблюдение за ходом
- формулирует основные понятия
выполнения
бережливого производства;
практических работ.
- поясняет содержание принципов
Оценка решений
бережливого
производства
в ситуационных задач и
соответствии
с
направленностью
выполнения
профессиональной деятельности
проектной работы.
Промежуточная
- основы картирования
- описывает основные подходы к
аттестация.
потока создания ценности
картированию потока создания ценности
(создание карт целевого,
- владеет основными понятиями для
идеального и текущего
картирования процесса
состояния потока создания
- составляет карты целевого, идеального
ценности)
и текущего состояния потока создания
ценности
- демонстрирует системные знания о
действиях, добавляющие ценности и
уменьшающих потери
- методы выявления,
владеет
основными
методами
анализа и решения проблем выявления и анализа проблем
производства
- формулирует перечень необходимых
шагов/действий для решения проблем
- инструменты бережливого - демонстрирует системные знания об
производства
инструментах
бережливого
производства
и
областях
его
применения;
- оперирует знаниями при выборе
инструментов
для
решения
производственной задачи, приводит
теоретическое
обоснование
потенциальной пользы и рисков
- принципы организации
- демонстрирует знания при анализе в
взаимодействия в цепочке
цепочке процесса
процесса
описывает
последовательность
организационных
действий
для
улучшения процесса
- виды потерь и методы их
- демонстрирует знания по типизации
устранения
производственных потерь и причинах их
возникновения
- современные технологии
- демонстрирует системные знания о
повышения
ключевые показатели эффективности
производительности труда
бережливого производства
12
Результаты обучения
- технологии внедрения
улучшений
производственного
процесса
Критерии оценки
Методы оценки
владеет
основными
понятиями
реинжиниринга и демонстрирует знания
инструментов процесса преобразований
- описывает основные подходы к
технологии
мотивации
персонала,
принципы и методики вовлечения
персонал в процесс непрерывных
улучшений
- формулирует перечень необходимых
шагов для подачи предложений по
улучшениям
- систему подачи
предложений по
улучшению в области
повышения эффективности
труда
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
- осуществлять
- демонстрирует понимание способов
Кейс-метод.
профессиональную
реализации принципов бережливого
Деловая игра.
деятельность с
производства
в
профессиональной
Оценка решений
соблюдением принципов
деятельности
при
решении ситуационных задач.
бережливого производства
производственных задач
Выполнение и защита
проектной работы.
- моделировать
- демонстрирует навык картирования
Промежуточная
производственный процесс потока создания ценности
аттестация.
и строить карту потока
- выбирает средства и методы
создания ценности
моделирования и описания процесса
- применять методы
- демонстрирует умение выявлять,
диагностики потерь и
диагностировать и устранять потери в
устранять потери в
процессах
процессах
- применять ключевые
- осуществляет и аргументирует выбор
инструменты анализа и
инструментов диагностики проблем
решения проблем,
- оценивает «цену» производственной
оценивать затраты на
ошибки и определяет возможность для
несоответствие
корректирующих действий
- предлагает алгоритм решения с учетом
имеющихся ресурсов и ограничений
- организовывать работу
- демонстрирует умение организовывать
коллектива и команды в
работу коллектива и команды в рамках
рамках реализации проектов реализации проектов по улучшениям
по улучшениям
- применять инструменты
- демонстрирует умение выбора и
бережливого производства в
применения инструментов бережливого
соответствии со спецификой производства
в
заданных
бизнес-процессов
производственных условиях
организации/производства
13