госуларственное бюджетное профессиональfiое образовательное учреждение
Республики Крым
<<Керченский технологический техникум>>
Рк (кТТ>
м.Е.
г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.04 Обществознание
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2023 г.
рабочая программа учебной дисциплины общеобр{вовательного цикJIа оуд.04 Обществознание
разработана на основе требований Фгос соо, с учётом примерной программы общеобразовательной
учебной дисциплины <Обществознание)) для профеDсион€tльных образовательных организаций и
утверждена на заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов СПО (протокол NЪ t4 от 30 ноября 2022 r,),
требований ФгоС СПо по специальности 08.02.01 СтроительЬтво и эксплуатация зданий и
сооружений и рабочей программы воспитания ГБПоу рк qКерченский технопогический техникум>
Программа рассмотрена и одобрена на заседании
2023 r.
Моркова М.В.
Председатель
программа рекомендована к утверждению на засодании
Методического совета ГБПОУ РК кКТТ>
Протокол JrlЪ Лот
202З г.
, РD
Председатель МС
Савченко Э.А.
<
l
СОДЕРЖАНИЕ
ПояснительнаJI записка
1. Паспорт программы учебной дисципJIины
2. Структура и содержание учебной дисциплины
3. Условия реализации учебной дисциплины
4. Контроль и оценка результатов освоеIIия учебной дисциплины
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
4-5
6-7
'8-16
17-18
т9
20
ПОЯСНИТЕЛЪНАЯ ЗАПИСКЛ
рабочая программа учебной дисциплины Оущ.04 Обществьзнание преднчLзначена для изучения в
гБпоу РК кКерченский технологический техникум) реttпизующем образовательную програJчIму
среднегО общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программЫ среднегО профессиОнальногО образоваНия (ОПОП ппкрС спо) на базе основного'общего
образоваНия при подготовке квалифицированных рабочих и служащцх по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
оуд.04 Обществознание изучается как базовая общая учебная дисциплина в общеобразовательном
цикле опоп СПО попрограмме ппкрс по профессии СПо.08.02,01 Строительство и эксплуаtация
зданий и сооружений в объеме 72часа.
програrrлма разработана на основе следующих нормативных документов:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.О5.2ОТ2 l.
413 <об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего
полного общего образования>) с изменениями, внесенными: прикilзом Минобрнауп" Ро"""" от 29
декабря 2014 годаJ\Ъ 1645; прикiвом Минобрнауки i'оссии от j1 декабря 2015 года
Jф 1578; приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 года J\ъ бlз, от 25.О9.2020 года Jr1i 519, от
J\ъ
12.08.2022 года J\b 732;
приказа Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 l. J$ 712 ко
внесении изменений в некоторые ФГоС общего образования по вопросам воспитания);
распоряжения Минпросвещения Российской Федерации от 30 апреля 202l г. м Р98 (об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин учётом
профессиональной направленности програп4м средЕего профессионального образования,
реапизуемых на базе основного общего образования);
письма Щепартаirлента государственной политики в сфере подготовки рабочих кuфо"
и !По Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 J\b 06- 25g <<о
с
направлении
доработанных
рекомендаций
по r организации
получения
среднего
общего
образования в пределах освоения образовательных прогрtlмм среднего ,rръ6"."rонального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных
государственных образовательных стандартов. и получаемой специtlльности среднего
профессионального образования>
;
письма МинистеРство науки и высшего обр'азования Российской Федерации от 20
июнЯ 2020 г. Jф 05-772 кИнструктивно-методическое письмо по организации применения
современных мотодик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в системе
среднего профессионttльного образования, учитывающих образовательные потребности
обучающихся
образовательных организаций, реt}лизующих програI\4мы среднего
профессион.tльного образования> ;
письма Минпросвещения Российской Федерации от З0 августа 202I r, Jt 05-1136
ко направлении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам);
примерноЙ программы общеобразовательной учебной дисциплины
<обществознание) для профессиональных образовательных организаций,
утвержденная на
заседании Совета по оценке содержания ц качества примерных рабочих программ
общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов спо, Протокол ль i+ от з0 нояЬря2022
г.);
,
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 ОБЩЕСТВОЗНДНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУ.Щ.04 Обществознание являетёя частью основной
профессиональной образовательной прогрtl]\4мы (далее ОПОП) программы подготовки
квалифицированныхрабочих,служащих в соответствии с ФГОС по специч}льности СПО 08.02.01
Строительство и экспJryатация зданий и сооружений, 08.00.00 Техника и технологии.
1.2. Место учебного предмета в структуре ОПОП:, Ьбщеобр€Lзовательная дисциплина
<Обществознание) явJuIется частью предметной области кОбщественные науки)), изучается в
общеобразовательном цикле учебного плана ООП 'СПО с учетом профессиона_пьной
направленности в соответствии с ФГОС СПО.
1.3.
Щели и задачи учебного предмета - требования к результатам освоения учебной
дисциплины.
Основной целью изучения обществознания в организациях среднего профессионtlльного
образования является освооние обучающимися знаний о российском обществе и особенностях его
развития в современных условиях, рz}зличных аспектах взаимодействия людей друг с другом и с
основными социaльными институтами, содействие формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей в повседневной и профессиональной деятельнЬсти.
Ключевыми задачамЙ изучения обществознания с у5rётом преемственности с основной школой
являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
ОСНОВаННОЙ на идеях патриотизма, гордости за достижения страны в рt}зличных областях жизни;
приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
освоение системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной
картины общества;
овладение умениями получать, анализировать, интерпретировать и
систематиЗировать социчrльную информацию из рtвличных источников, преобразовывать ее и
иСпОльЗовать для самостоятельного решения учебно-познавательных, исследовательских и
жизненньIх задач;
соВершенствование опыта применения полученных знаний и умений при ан€rлизе и
оценке жиЗненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных постуtIков в
различных областях общественноЙ жизни с учётом профессиональноЙ направленности
организации среднего профессионального образования ;
становление духовно-нравственных позиций и приоритетов личности в период
юности,
выработка интереса к освоению социальных и гуманитарных дисциплин, рЕIзвитие
ранней
мотивации к предстоящему самоопределению.
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС
СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций
Код и
наименование
формируемых
компетенций
ок
01.
Вьбирать
способы
решения задач
профессионitльн
ой деятельности
Планпруемые результаты освоения дисциплины
общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание
ценности мастерства, трудолюбие; У
- готовность к активной деятельности
технологической и социальной
направленности. способность
.Щисциплинарные1
сформировать знания об (о):
. обществе как целостной
ршвивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и
институтов ; основах социальной
динамики; глобальных проблемах и
применительно
к рiвличным
контекстап4
инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такую
деятельность;
- интерес к р.вличным сферам
профессиональноЙ деятельности,
Овладение униЁерсальными учебными
познавательными действиями :
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
аkтуализировать проблему,
l
рассматривать ее всесторонне ;
- устанавливать существенный
признак или основания для сравнения,
классифик ации и обобщения;
- определять цели деятельности,
задавать параметры и критерии их
достижения;
- вьUIвлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий
доятельности;
- рiввивать креативное мышление при
решении
жизненных
проблем
l
б) базовые исследовательские
действия:
- владеть навык и учебноисследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения
проблем;
- вьUIвлять причинно-следственные
связи и актуirлизировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения,
находить аргументы дJUI
докtвательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии
решения;
- анализировать полученные в ходе
решения
задачи
результаты,
l
критически оценивать их
достоверность, прогнозировать
изменение в новых условиях;
-- уметь переносить знания в
познавательную и практическую
области жизнедеятельности ;
- уметь интегрировать знания из
рtвных предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинa}льные подходы и решения;
и способность их использованияв
познавательной и социальной
практике
вызовах современности ; перспективах
рiввития современного общества, в
том числе тенденций развития
Российской Федерации;
- человеке как субъекте общественных
отношений и сознательной
деятельности; особенностях
соци€}лизации личности в современных
условиях, сознании, познании и
саN,Iосознании человека; особенностях
профессиональной деятельности в
области науки, культуры,
экоitомической и финансовой сферах;
- экономике как науке и хозяйстве,
роли государства в экономике, в том
числе государственной политики
поддержки конкуренции и
импортозчlпdещения, особенностях,
рыночных отношений в современной
экономике;
- системе права и законодательства
Российской Федерации;
- впадеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
р€lзличать существенные и
несущественные признаки понятий,
определять рiвличные смыслы
многозначных понятий,
клЬссифицировать используемые в
социa}льных науках понятия и
термины; использоЪать понятийный
аппарат при ан€rлизе и оценке
социt}льных явлений, для ориентации в
социальных науках ипри изложении
собственныk суждений и построении
устных и письменных высказываний;
- владеть умениями формулировать на
основе приобретенных социzlльно-.
гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по
определенным проблемtlм с точки
зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных
наук для объяснения явлений
социальной действительности ;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуаци8ми, примерами из личного
социального опыта и фактами
социztльной действительности, в том
числе по соблюдению правил
эдорового образа жизни; умение
создавать типологии социаJIьных
процессов и явлений на основе
ных
в:
ок
02.
использовать
современные
средства поиска,
анализа и
интерпретации
информации, и
информационны
е технологии для
выполнения
задач
профессиональн
ой деятельности
ок
03.
Планировать и
ре€}лизовывать
собственное
профессиональн
ое и личностное
В области духовно-нравственного
воспитания:
-- сформированность нравственного
сознания, этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения.
сформировать знания об (о):
- особенностях процесса
цифровизации и влиянии массовых
коммуникаций на все сферы жизни
общества;
- владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социtlльной, информации, полученной
из источников рtLзного типа, включая
официальные публикации на интерЕетресурсах государственных органов,
нормативные. правовце акты,
государственные документц
стратегического характера,
публикации в средствах массовой
информации; осуществлять поиск
социirльной информаlдии,
представленной в различньж знаковых
системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести
целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения
недостающих звеньев, делать
обоснованные выводы, рiвличать
отдельные коМпоненты в
информационном сообщении,
выделять факты, выводы, оценочнце
Ьуждения, мнёния;
- сформированность навыков
оценивания социi}льной информации, в
том числе поступающей по канаJIам
сетевых коммуникаций, владение
умением определять степень
достоверности информации ; владение
умением соотносить рЕLзличные оценки
социЕtльных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на
основе полученных знаний правовую
оценку действиям людей в модельных
ситуациях;
- уметь Qпределять связи социальных
объектов и явлений с помощью
рiвличных знаковых Qистем;
сформированность представлений о
методах изучения социttльных явлений
и процессов, включая универсальные
методы науки, а также специальные
методы социаJIьного познания, в том
числе социологические опросы,
биографический метод, социz}льное
прогнозирование
сформировать знания об (о):
- особенностях социчlлизации личности
в современных условиях, сознании,
познании и самосознании чеповека;
особенностях профессиональной
деятельЁости в области науки.
рчLзвитие,
предпринимател
ьскую
деятельность в
профессиональн
ой сфере,
использовать
знания по
финансовой
грамотности в
р€tзличньж
жизненных
ситуациях
ориентируясь на морЕ}льнонравственные нормы и ценности;
- осознание личного вкJIада в
построение устойчивого булущЪго ;
- ответственное отношение к своим
родите.цям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с
традициями народов России;
Овладение универсальными
регулятивньrми действиями :
а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять
познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и
формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
.
- самостоятельно составлять план
решения пробпемы с учотом
имеющихся ресурсов, собственных
возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно
IIовышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтролъ:
использовать приемы рефлексии для
оценки ситуации, выбора верного
решения;
- уметь оценивать риски и
своевременно принимать решеriия по
их снижению;
в) эмоциональный интеллект,
предполагающий сформированность
внутренней мотивации, включающей
стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность,
умение действовать, исходя из своих
возможностей;
- эмпатии, включающей способность
понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при
осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социt}льных навыков, включающих
способность выстраивать отношения
другими людьми, заботиться,
проявлять интерес и разрешать.
конфликты
- готовность к самор€tзвитию,
самостоятельности и
самоопределению;
:
ок
04,
Эффективно
взаимодействова
культуры, экономическои и
финансовой сферах;
- отношениях, направлениях
социaльной политики в Российской
Федерации, в том числе поддержки
семъи, государственной политики в
сфере межIlациональньIх отношений ;
структуре и функциях политической
системы общества,' направлениях
государственной политики Российской
Федерации;
- владеть умениями проводить с
опорой Ёа полученные знания учебноисследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных
iTpoeKToB, презонтациЙ, творческих
работ социальной и
междисциплинарной направленности ;
готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые
ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов,
ан€rлизировать неадаптированные
тексты на социЕrльную тематику;
- готовность применять знания о
финансах и бюджетном регулировании
при пользовании финансовыми
услугами и инструментами;
использовать финансовую
информацию .для достижения личных
финансовых целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской
ответственности в части уплаты
налогов для развития общества и
государства
- использовать обществоведческие
знания дJIя взаимодействия с
представителями дрyгих
ть и работать в
коллективе и
команде
-овладение навыками учебноисследовательской, проектной и
социальной деятельности;
Овладение универсальными
коммуникативными действиями
б) совместнtш деятельность:
- понимать и использовать
преимущества
командной
:
t
и
индивидуальной работы;
- принимать цели совместной
деятельности, организовывать и
координировать действия по ее
достижению: составлять план
действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать
результаты совместной работы;
- координировать и выполнять работу
в условиях реa}льного, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное
стратегическое IIоведение в
рtвличных ситуациях, проявлять
тЬорчество и воображение, бытр
инициативным
Овладение универсальными
регуJIятивными действиями
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы
других людей при анЕrлизе результатов
деятельности;
- признавать свое право и право
других людей на ошибки;
- рiввивать способность понимать мир
с позиции другого человека
в области эстетического воспит ания
- эстетическое отношение к миру,
включаlI эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта,
труда и общественных отношенhй;
- способность воспринимать
разпичные виды искусства, традиции
и творчество своего и других народов,
ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
- убежденность в значимости для
личности и общества отечественного
и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного
творчества;
- готовность к самовыражению в
разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой
личности;
Овладение универсi}льньJми
t
коммуникативными действиями :
а) общение:
- осуществJUIть коммуникации во всех
национальностей и культур в целях
успешного выполнения типичных
социttльных ролей, реализации прав и
осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в
том числе правомерного нЕlлогового
поведения; ориентации в акту€rльных
общественных событиях, определения
личной гражданской позиции;
осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного
образования; использовать средства
информационно-коммуникационных
технологий в решении различных
задач
:
ок
05.
Осуществлять
устную и
письменную
коммуникацию
на
государственном
языке
Российской
Федерации с
учетом
особенностей
социального и
культурного
контекста
-
владеть умениями проводить с
рпорой на полученные знания учебноисследовательскую и проектную
деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных
проектов, презентаций, творческих
работ социальной и
междисциплинарной направленности ;
готовить устные выступления и
письменные работы фазвернутые
ответы, сочинения) по социальной
проблематике, составлять сложный и
тезисный план развернутых ответов,
анzrлизировать неадаптированные
тексты на соци€}льную тематику;
- владеть умениями формулировать на
основе приобретенных социЕlльно- .
гуманитарных знаний собственньiе
суждения и аргументы по
опредеJIенным проблемам с точки
зрения социальных ценностей и
использовать ключевые понятия,
теоретические положения социальных
сферах жизни;
распознавать невербальные средства
общения, понимать значение
социапьных знаков, распознавать
предпосыпки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты;
- р€Lзвернуто и логично излагать свою
точку зрения с использованием
языковых средств
-
ок
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на
основе
традиционных
общечеловеческ
их ценностей, в
том числе с
учетом
гармонизации
межнациональн
ыхи
межрелигиозных
отношений,
применять
стандарты
антикоррупцион
ного поведения
- осознание обучающимися
российской гражданской
идентичности;
- целенаправленное ршвитие
внутренней позиции личности на
основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской
Федерации, исторических и
национa}льно-культурных традиций,
формирование системы значимых
ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного мировоззрения,
правосозн ания, экологической
культуры, способности отавитьцели и
строить жизненные планы;
В части грая(данского воспитания
- осознание своих конституционных
прав и обязанностей, уважение закона
и правопорядка;
- принятио традиционных
национаJIьных, общечеловеческих
гуманистических и демократических
ценностей,,
- готовность противостоять идеологии
экстремизма, национЕLtIизма,
ксенофобии, дискриминации по
социttльным, религиозным, расовым,
национЕtльным признакап{;
- тотовность вести совместную.
деятельность в интересах
гражданского общества, участвовать в
самоуправлении в
общеобразовательной организации и
детско-юношеских организациях;
- умение взаимодействовать с
соци€lльными институтами в
соответствии с их функциями и
нiвначением;
- готовность к гуманитарной и
волонтерской деятельности;
патриотического воспитания
- сформированность российской
гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему
:
наук для объяснения явлений
социtlльной действительности ;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями; примерами из личного
социalльного опыта и фактайи
социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социa}льных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев
1) сформировать знания об (о):
обществе как целостной
рчlзвивающейся системе в единстве и
взаимодействии основных сфер и
институтов;
основах социальной динамики;
особенностях процесса цифровизации
и влиянии массовых коммуникаций на
все сферы жизни общества;
глобальЁых проблемах и вызовах
современности;
перспективах развития современного
общества, в том числе тенденций
р€ввития Российской Федерации;
человеке как субъекте общественных
отношений и сознательной
деятельности;
особенностях социttлизации личности в
современных условиях- сознании,
познании и сitмосознании человека;
особенностях профессиональной
деятельности в области науки,
культуры, экономической и
финансовой сферах;
значении духовной культуры общества
и разнообразии ее видов и форм;
экономико как науке и хозяйстве, роли
государства в экономике, в том числе
государственной политики поддержки
конкуренции и импортозЕlмещения,
особенностях рыночных отношений в
современной экономике;
роли государственного бюджета в
реализации полномочий органов
государственной власти, этапах
бюджетного процесса, механизмах
принятия бюджетных решений;
соци€}льных отношениях,
направлениях социalльной политIIки в
Российской Федерации, в том числе
поддержки семьи, государственной
политики в сфере межнациональных
отношений; структуре и функциях
политической системы общества,
народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее
мцогонационttпьного народа России ;
- ценностное отношение к
государственным символам,
историческому и природному
наследию, памятникаNI, традициям
народов России, достижениям России
в науке, искусстве, спорте,
технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные
обучающимися
t
межпредметные понятия и
универсirльные учебные действия
(регулятивные,
познаватеJIьные!
коммуникативные);
- способность их использования в
познавательной и социальной
практике, готовность к
сflп,Iостоятельному планированию и
осуществлению учебной
деятельности, организации учебного
сотрудничества с педагогическими
работниками и сверстниками, к
участию в построении
индивидуЕrпьной образовательной
тРаектории;
- овладение навыками учебно-
t
исследовательской, проектной и
социальной деятельности
направлениях государственной
политики Российской Федерации;
конституционном статусе и
полномочиях органов государственной
власти;
системе прав человека и гражданина в
Российской Федерации, правах
ребенка и механизмах защиты прав в
Российской Федерации;
правовом регулирования граждаIIских,
семейных, трудовых, нttлоговых,
образовательных, административных,
уголовных общественных отношений ;
системе права и законодательства
Российской Федерации;
2) уметь характеризовать российские
духовно-нравственные ценности, в том
числе ценности человеческой жизни,
патриотизма и сJryжения Отечеству,
семьи, созидательного труда, норм
морали и нравственности, прав и
свобод человека, гуманизма)
милосердия, справедливости,
коллективизма, исторического
единства народов России,
преемственности истории нашей
Родины,. осознания ценности культуры
России и традиций народов России,
общественной стабильности и
целостности государства;
3) владеть базовым понятийным
аппаратом социальных наук, уметь
различать существенные и
несущественные признаки понятий,
опредолять р€вличные смыслы
многозначных понятий,
классифицировать используемые в
социальных науках понятия и
термины; использовать понятийный
аппарат при анf}лизе и оценке
социt}льных явлений, для ориентации в
социitльных науках и при изложении
собственных суждений и построении
устных и письменных выскчвываций;
4) владеть умениями устанавливать,
выявлять, объяснять причинносJIедственные, функцион€UIьные,
иерархические и другие связи
социЕtльных объектов и процессов,
включzUI умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества,
приводить примеры взаимосвязи вс9х
сфер жизни общества; вьuIвлять
причины и последствия
преобразований в различных сферах
жизни россййского общества;
нкции соци€tльных
институтов ; обосновывать и9рархию
норматиВных правовых аКтОв в
системе российского законодатель9тва;
5) связи социальных объектов и
явлений с помощью рztзличных
знаковых систем ; сформированность
представлений о методах изучения
социаJIьных явлений и процоссов,
включiш универсЕrльные методы науки,
а также специальные методы
социЕtльного познания, в том числе
социологические оIIросы,
биографический метод, социальное
прогнозирование;
б) владеть умениями применять
полученные знания при анализе
соци€tльной информации, поJIученной
из источников рtвного типа, включчUI
официальныq публикации на интернетресурсах государственных 9рганов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера,
публикации в средствах массовой
информации; осуществлять поиск
социальной информации,
представленной в различных знаковых
системах, извлекать информацию из
неадаптированных источников, вести
целенаправленный поиск необходимых
сведений, для восполнения
недостЕlющих звеньев, делать
обоснованные выводы, различать
отдельные компоненты в
йнформационном сообщении,
выделять факты, выводы, оценочные
суждения, мнения;
7) владеть умениями проводить с
опорой на полученные знания учебноисследовательскую и проектIIую
деятельность, представлять ее
результаты в виде завершенных
проектов, презентаций, творческих
работ социальной и
междисциплинарной направленноЬти ;
готовить устные выступления и
письменные работы (развернутые
ответы, 9очинения) по социспьной
проблематике, составлять сложный и
тезисный плац рiввернутых ответов,
анализировать неадаптированные
тексты на социilльную тематику;
8) использовать обществоведческие
знания для взаимодействия с
представителями других
национЕIльностей и культур в целях
ного выполнения типичных
,
социtlльных ролеи, реализации прав и
осознанного выполнения обязанностей
гражданина Российской Федерации, в
том числе правомерного налогового
поведения; ориентации в актуirльЕшх
общественньгх событиях, определения,
личной гражданской позиции;
осознание значимости здорового
образа жизни; роли непрерывного
образования ; использовать средства
информационно-коммуникационных
технологий в решении различных
задач;
9) владеть умениями формулировать
на.основе приобретенных соци€rльЕо-
гуманитарных знаний собственные
суждения и аргументы по
определенным проблемам с точки
зрения социаJIьных ценностей и
использовать ключевые понятия,
теоретические положения соци€}льных
наук для объяснения явлений
социtlльной действительности ;
конкретизировать теоретические
положения фактами социальной
деЙствительности, моДельными
ситуациями, примерами из личного
социального опыта и фактапrи
социitльной действительности, в том
числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социальных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
10) готовность применять знания о
финансах и бюджетном регулировании
при пользовании финансовыми
услугами и инструментами;
использовать финансовую
информацию для достижения личных
финансовьгх целей, обеспечивать
финансовую безопасность с учетом
рисков и способов их снижения;
сформированность гражданской
ответственности в части уплаты
нttлогов для р{lзвития общества и
государства;
1 1) сформировать навыки оценивания
социальной инфорйации, в том числе
поступающей по канЕ}лам сетевых
коммуникаций, владение умением,
определять степень достоверности
информации; владение умением
соотносить рiвличные оценки
социальных явлений, содержащиеся в
источниках информации, давать на
основе полученньIх знаний
ок
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережен
ию, применять
знания об
изменении
климата,
принципы
бережливого
производства,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях
ок
09.
пользоваться
профессиональн
ой
документацией
на
государственном
и иностранном
языках
в области эkологического воспитания:
- сформированность экологичеСкой
культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной
сроды, осознание глобального
характера экологических проблем ;
- планирование и осуществление
действий в окружчlющей среде на
основе знания целей устойчивого
рiввития человечества;
активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде;
- УМеНИе
ПРОГНОЗИРОВаТЬ
l
неблагоприятные экологические
последствия предпринимаемых
действий, предотврацать их;
- расширение опыта деятельности
экологической направленности ;
- овладение навыкаN4и учебноисследовательской, проектной и
социi}льной деятельности
- н€lличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного
познания:
- сформированность мировоззрения,
соответствующего современному
уровню рttзвития науки и
общественной практики, основанного
на ди€tлоге культур, способствующего
осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и
читательской культуры как средства
оценку действиям людей в модельцых
ситуациях;
1 2) влалеть
умением самостоятельно
оценивать и принимать решения,
вьUIвлять с помощью полученных
знаний наиболее эффективные
спосооы противодеиствия коррупции;
определять стратегии р€LзрешеЕия
социЕUIьных и межличностных
конфликтов; оценивать поведение
людей и собственное поведение с
точки зрения социЕlльных норм,
ценностей, экономической
рационЕrльности и финансовой
грамотности ; осознавать
неприемлемость антиобщественного
поведения, осознавать опасность
tlлкоголизма и наркомании,
необходимость мер юридической
ответственности, в том числе для
н9совершеннолетних граждан
: КОНКРеТИЗИРОВаТЬ ТеОРеТИЧеСКИе
положения фактами социальной
действительности, модельными
ситуациями, примераN,Iи из личного
соци€lльного опыта и фактаiии
социальной действительности, в том
числе по соблюдению правил
здорового образа жизни; умение
создавать типологии социilлъных
процессов и явлений на основе
предложенных критериев;
- владеть умеirиями устанавливать,
вьLявлять, объяснять причинноследственные, функциональные,
иерархические и другие связи
социальных объектов и процессов,
включая умения характеризовать
взаимовлияние природы и общества,
приводить примеры взаимосвязи всех
сфер жизни общества; вьuIвлять
причины и последствия
преобразований в различных сферах
жизни российского обществ
- владеть умениями применять
полученные знания при анализе
социЕlльной информации, полученной
из источников р€lзного типа, включЫ
официальные публикации на интернетресурсах государственных органов,
нормативные правовые акты,
государственные документы
стратегического характера,
публикации в средстВах массовой
информации;
взаимодействия между людьми и
познания мира;
- осознание ценности научной
деятельности, готовность
осуществлять проектЕую и
исследовательскую деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение универсЕrльными учебными
познавательными действиями :
б) базовые исследовательские r
действия:
- владеть навыками учебноисследовательской и проектной.
деятельности, навыками рч}зрешения
проблем;
- способность и готовность к
самостоятельному поиску методов
решения IIрактических задач,
применению различньIх методов
познания;
- овладение видами деятельности по
получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и
применению в ра:}личных учебных
ситуациях, в том числе при создании
учебных и социzlльных ripoeKTob;
- формирование научного типа
мышления, владение научной
терминологией, ключевыми
понятиями и методЕlI\4и;
-осуществлять цеJIенаправленный
поиск переноса средств и способов
иональнчю с
действия в п
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК кКерченский
технологический техникум)
Код
лр1
лр5
лрб
лр
11
лр
15
лр
17
:
Личностные результаты реализации программы воспитания
Q9q9наючий себя гражданином и защитником великой страны
,Щемонстрирующий приверженностъ к родной культуре, исторической памяти на
основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к учас,Iию в
социttльной поддержке и волонтерских движениях
проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Проявляющий ценностное отIIошение к культуре и искусству, к культуре речи и
культуре поведения, к красоте и гармонии
И уважающиЙ природнЫе богатства Ресцублики
лр l8
СохраняющиЙ
лр
способствующий их piulyмHoмy потреблениrо
Использующий высокий национ€rльно-куль рный, исторический и
19
.t
Крым,
духовный потенциал Республики Кfiым
лр 20
Осознающий ценность этнокультурных и языковых традиций Республики Крым
лр 2l
Мотивированный на реЕrлизацию профессиона-гrьной карьеры на территории
Республцки Крым
Способный к саtrлостоятельному решению вопросов жизнеустройства
лр 27
количество часов на освоение программы учебнойдисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 7 2часа;
1.4. РеКОМеЕДУемое
'
2. структурА
и содЕржАниЕ учЕБной
дисциплины
2.1.объем ччебн ой дисциплины и виды учебной
Вид учебной работы
Dбъем образовательной нагрузки (всего)
] т. ч. в форме практической подготовки
Во взаимодействии с преподавателем (всего)
} том числе:
rабораторные работы
Iрактические занятия
сонтрольнЫе работы
(онсультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
объем часов
72
l4
72
l4
a
8х
aj l!
ЦБц
Е.Е
-t
-ф
зs
\э
оr
сЁ
cn
ol
-\о
ь4 bZ
оо
ччь<
ооо
?а
lf)
Ntta}
(-.l t la)
ооо
ьачь4
ооо
ol
Е
н
tr
сЁ
а
ч
д
F
ц
Ё
ф
н
\оЕ
ci9
о.х
qlЭ
srё
о)
д
tr
о
Ф
\о
{
E{
д
ý
ц
-.;
tr
h
н
н
с)
с\
Er
о
н
ю
о
Е
н
Qr '-.
Ф
н
!,)
Ёц
cl
е
Ф
н
\о
q)
сЁ
ь
Ф
ь
Ф)
Ф
сЁ
к
е
q)
ц
к
ц
U
9
сl
Б
)ý
у
()
q)
tr
бl
2
q)
з
(\l
бl
q)
ф
q)
сЁ
Ф
д
з
9
с)
\о
9Е
Fl с)
фr
оФ
ФЕ!
>eJ
Еý
Е&
F
(ý
Ф
А
к
ь1
Ф
tr
о
н
\о
tr
н
tr
Ф
с)
д
н
о Ф
ф Ф
F н
о
о
Ф Ф
н
g
н
EI
а
с)
\о to
(.)
C.l
E{
д
q
с)
св
2
trд
оо
юа
.н
ЕЕ
hё
5х
Е
Ф
Ф
ь(
А
а
ь4
-Ё
ю
а
о
*
с)
Ф
Ф
д
сr)
ао
crE
E{
со
о
+
ta)
ч
tr
зо
о
к
о
д
ý1
сý
д
q
з
al
Ф4
9Б
,л
о
н
F
а9
ч
ф
о
о
о
#
о
ц
н
(€
о
*
н
Е
сЁ
a{)
q)
-Е o.i
.ol
*8
z^
Фц
Фо
ýо
н,
trE
цс)
цс)
lE
(в
dс) Ео.
сrý ф(')
с')
8Е
8ý
Фх
F.
cq
Ёё
ь
-о оF
ýiFi
Б чý
Gl
iц
цм о:з
ь(;
9,]
Ф ts9
н cl о
н ýх
a, ФФ
tl hя Фо
оl хс) Hrr
ло
оtЁ
|оl *0)
ýо_
Еы
Фl 2о
Еа
х с)Ф
оll ýь( о*
Ё(l Ес>
ц н ijK
Gtl b/i Н Фо
нн
вý
F>
l-ll
-L
оо
фF:
Lц
(ýF
xl
eJ !.j
Фl
ц
(n
ос)
ц>
ч
н
(.)
cnuý
.ol
2Ф
ц
н
ц
Gl
с'
q)
()
Ф
н
О
cd
+9
zЕ
оЁ Ф(в
нэ -Ё
цЕ
56
iД rr Е(в
со d' ýЕ
оll
с)L
9Ё 9д
оц
нБ
хф с)д
}r()
Fý
сd
Еg
Б
ýФ
Еd
>Е
Prý
он
-er О
о-t
?ь уоq) no tiд
фё о бн
ьdtr
оý
(dý
tsц
Ёс)
,F! rФя
о. tJ
t-r
ь1 > о
с)sz
ъч
q)
сr)
о (.)
ф
tr *!
о
Ф со(d
*
,_д
н
Фý
5Uн
Ф
ýБц
Е
д
.Ёл9 U л
п;Е8я
бrдхiс
j
Е Бд F
:)Ф -:,m.v
rэРн
Ёцпý9 ;Ейн
_Ф ts б н,х
нюЕtох
ч дЕвý
л нн
\rю
ý Qа
оо*El
ц
c.ci
ýЕ
'
а.Ф
н
Gl
ts
о
ц
tr
58
нс)
ц
д tr0>
Фо
н
(в
д
с,) д g
ФiЕ д
'Q.
о ,о
ro
L
Ён
цц Фь -Ь
:d
Ф9
фts
нh
оF
(.) ý
(ý
,rФ
н
о
о
с)
Ф
Фх
iлЁ
ф
ýЕ
Б
tr ý>
н
о iiц
9Е
d
ý
Ё
о
о
ц
ý
ё Ф
н
о
Ir
о
to Е
о
д
El
t-
бЁ
о9
\о
о
ц
ч
д
Ё'ц
dGl
Ет
к
н
о
En
зБ
.о iд
нб
*,s
t4Б
9б)
ýý
Ff;
qJ(в
оф
)ýý
lr
t
Fа
о
ts
о
д
о
с)
Еа
о
tsо
()il
Б9
Еп
Ф
Ё
ь1
0)
=\о
ЕФ
н
Е
Ел
(в
ýсЁHr
Е
с)
*8 оаь
rr
:,
Et
Е,
ýФ
Ёь
Бц
HGl
Ф
*ь
оý
г!
сЁ
о
д
,ia
св
cl
q)
ol
(ý
н
о
о
Е
tr
Ф
t
#
,а
о
л
ts
Ц iJ хо
-i .ьUlv*
t-{ Ф Еd lT
Еd
ýЦЁsН
q)99нБо
нцБцtr
ýE{х
н
0)
ооо
ь4ь4ч
ооо
о.]
t
ёl
cn l.-) ю
la} \о #
cn
чь4
с\ь
чу
ra)
оо ь4
ооь4
bZ
bZ
ln
tа
-сaо\
ооФ
ьZьZу
ооо
(n
ol
lл
l
Е
н
Ф
о
Е
Е
Ф
Ф
н
о
со
д
о
tr
о
l<
(,)
Ф
а
ч
о
д
д
Ei
F<
ф
q)
д
н
о
о
н
о
Ф
Kj
ю
о
о
н
ь1
Ф
ц
ч Ё
Е(
Ф
ф
е н
F
д
ц
U
(Ё
Е
о
н ф
о Б
сЁ
cn -f, ta) \о
ц
U
х
tr-L
c.,i
Е
Ф
ц
с.)
д
св
ав
,дн
nbE
ЕЕЕЦ
Gl]H
6ýх
Fф()
хlЁ
хы
Цs
ь
оо
ц
Q
о\
E{
Q
c.l o.I
ОФ)
(Ё
ФФ
Q.t
д
Е
н
0)
ý Et сЁ
€
о
о Е
cl \о
сl €
ь1
о
сЁ
Ф 0)
д
о
Е
Ф
н
Ф д 0)
d с)
* Ф д
Е Ф
сr)
Fr н д
Fr
н
н
д
qЁ
cl о о
€
(ý
д н
2
2 св н 2 х 2 о о
о
li
()
t-i
Е
ц
д
о
о
L д о
ч
L
L
д L
-Ё Е
(.)
о
н ю q
Er а ro о \о ц
х
\э о)
\о
а q) Ф н
Ф
А о
д с) Е Ф
ý Ф !Ф
tr ц ч
о
Fl
Ф
tЁ F4
о
(ý
д
н
d
q)
о
g
Ф
Ф tr
н е
д
о
о
ri о .(в
к
д d
Kj
(в
о
Ф
rr
tr
g
ь1
х
ý cl ч ю
сЁ
х оg (ýо
Fl (ý сЁ (t со
о х о х о о
о
х ь \a
к
а
н
а
к а ь4 ц е
lл
lýl
Ф Ф
с)
Ф
Ф
ч
ц
cl
х оц
ц о
ь1
о
д )ý
А
н о о
о
д
н
о
аф
Ф
ф
(в
д
о
Ф)
н о
с)
(.)
(ý
(Ё
д
н ф
н
Е о
с)
(.)
cd
ýа.
Е>
оlйt
Nяй
ýgЕ
Фrа
LrЁiФ
''' (€Szдq
ь8
Ед
Kj
д
н ь4н
Ir
а
Ё
Е
о
к
н
о
о
сЁý
lrEl
ficj
.{E
GlO
Ез
Ёд нЁ
Et
Ф
(n
х
о
о
!
dо
Еtr
Ёо
я>
ан*
,, ц
ЕЕ
Ёiд
иФ
л*
.,
цц
н
о
ь1
о
*
ý
lrl
Fц
Ф
сЁ
д
н
9
q)
\о
д
(,
N
ц
к
9
:
2
о
о
tn
q)
Ed
с'
д
Gl
tr
эtr
ц
о
д
о
Е
*
(ý
-
д
н
d
d
5
нц
хо
q)
ч
н
о
о
Ф
д
д
ц
Е
д
d
tд
д
н
hý
ýн
нэ
FE
9Ё
ФFlý
(€
о
о
н
ан
5
н
Ё
н
о
ýс
q)
д
Ф
*.i
о
о
(с
\по
*в
Ек
ь1
(ý
(ý
U
U
(вý
соF
Бо
iU
-:8Ёý
Ё)фаь
сýЁчa-(ýF
trlЁхýч
' Е;е
н
ц
"
н
о
9
!
о
о
lJi
q)
к
о
с)
(d
q)
ц
н
о
(ý
н
Ёi
q)
(Y]
Ф
ts
о
.а
0-)
c.;l
F
с)
()
Есо
ь1
l
Ёя
н
ь(
о
ц
q) дф дý
9.o
з
хё
,
сl у
о Gl2 0.)i;g r5
ё, л Ех
Е
58
tr
ой
ЕФ'
оrr ф 9Б о lr нд
Ёо
tr
иц
}i
Ф
о
ý9
н
оý
д \о р.Ы i.i rH tл
\о А UH
ýсti
о
tr ЕФ
оо
о
о ь1 х ь(
ýа я}<
с) Е .,, с) о
ii)ý
н
о
(tiý
Ф
Еtr
ч
ч rн
iо
Е>
Gl
Gl
ýа d
i.bо. tJ о. =до
ц tsц о к цJ
Ф
ц са t
ц ю
la)
ь
оо
с!
с\)
N cn
c.l
N
с)
?r) ц
(\l ,r
о
ь1
цi
ц
0.)
ц
o.1
д
о
н
о
цt
(.)
н
о
А
о
Е(
зс)
Е
9
с)
о
о
о
о
Ф
е
о 1ъо цi
фý
о
!
оы
н
crl
Sz
cl
о(d
Ё zv
Kj
цi
ю
ФБ
(€(d
сl
cl
!:Ф
чJ
Ecn
н lдi
9
а
д
F!
j
ч
Ф
(d
ц
-
)-.,{
!)(в
н хн
ý}4
g
Ё
ч
ч
н
а
н
*
с)
ьо
ь1
(Y)
)ý
E{
о Е
д (в
н
о о
о
ы
(ý d
о
о
\о
а.
к а
о
н
нý
н
(с о=
оо
о
н цч
Ф)о
-Ф
ч эЁ
о
о хЕ
Е
но
оь4
оо
н ý. сl
о )ýý
Е
о Еп
о9
о оц
ыrд >(ý
9Б
(t
н
ц
бl
ci)
Ф
Е
()
Ф
Е.
ч
сl
\о
н
Е
(€
cn
*g
9Е
нх
ко
5о Фtsl
Еtr
йа с' oj
оН Ф9
оtr
14 )ý
оц 8ч
9Ё 9Е
ýт
tr9
о9
F;л
gЕ
ýdE
сd ai
li'ч
l-Y
о\
(.n
a.;i
a.)
HNcQ
#о\
ооо
ь4 bZ bZ
ооо
оо
чьZ
оо
Ё
!+
\о
н\п
о\
чу
оо
(\l
ьzч
оо
ь4
ооь<
_
ф
\пю
.(п ю
ь< bZ
оо
ta
*\n
оо
чь4
оо
?а
)ý
о
Е
ц
Ё
о
о
Вs
ц*
ý4
о=,
A(d
ча
н
о
ý
д
\о
о
о
о
н
о
д
з
о
н
(.)
сЁ
-r
cl
cj
о
Ф
н
д
н
ь(
(ý
о д
н
о
2 Е Kt
о
tr
rr
д
Ф
Ф
tr
0)
д
н
\о
д
с,)
UH
цL
к
о
Ф
ц
Q
о 5Ф
д
l-
o.1
cn cn
д
.9с>F4
Ёрi
dEE
ý аэ
бэё
нýх
Ё,
ф
д
н
н
q
z
р
tr
>9
Е!]
ýа
о-
д
о
с);Y
о
0)
ц э>
:sO
Ёi
li
сa t
са сп
lr
\о
с)
с)
F(
о
о
ý
Б
е
Ф
н
сЁ
Ф
с)
ц
U
\п
сa
ý6
н
U
д
о
\о
сп
нД
ц
д
z
о
0)
tr
Ф
Е{
ý5
>ц
а-ч
oL,
6)д
н
u
н
о
g
о
с)
ц
Е
Ф
ilо
q
дЁ ц а
д ч
ь .лд
нц
\о
зл
ýё ч оо.
оо о
к оу о о
tс)
к z.
9
Ф
ц с'.1
U \t
сý
в
ь1
д
н
ч
Ёь( ч
сr)
сý
сd
F
q)
Ed
cn
U $
*Е
аю
Е-,,
.л'Н.ъU
.о
бlа
ij -r Ч
2
0)
Gl
ц
н
Е
2
(ý
ý4
ts
Ёf
н
tr
.а
нЕ
tsH
е чд
q)
.ф
q)
0)
t-r
ý4
о
Фн
Ф: ач чх
ч
Ёх од ч
ад
сЁ
а
н
н
д
Е(в
о.о
Ф
сЁ
Е
х
$}б
ц|. о н
дS
а
E{
Ф
(ýЧ
с)
с)
ý дЁ*Ёё
, оý;Еф
Е
ё)
ьg
ц
*в
с'
ьtr
д
сi)
ц-
с)
dE
tri)
ч
ý
е оцн
ч
ч
н д
сd
d
Ё Ё
о
сп
а Н i! ý Ьё
d'<
'coidx(г)
(с
х tЁd
н
ý q
Ф
ц
н
Е
(ý
cd
с)
хс)
ýv
iJýK
н
Ф
(d
н
(€
()
\о
ý
ьк
Е(
с
lr
о
Е
€
2
E{
о
9 оЕ
cl
д
\о Е
Ф
а
н
Ф
tr
q)
(6
av,)
a ý
Ф
с)
св
сЁ
ц].
(в
нд
оо
оо_
Ф
d
о
Gl
х
Ф
ьý
н
E{
сЁ
F 0)Е
ць1 cl о
с)ý
о.н q) офн
ч оý
Ф
а
t
cll (d
д 8tr 2 ц
E{
ь
о
о5
д tiбд!ч 2 ц
ь1
0)
с)
Kj
9>
х
(в
о
ь(
l-.i н
cj
с)
о
ох
о
о о
о
- ч
н
ю (с
9
Ф
н
ц ч
о
ý( Е о
с) о
(€
Ф
у
ц о Е
о ý
н
сý
но
д
о
н
д
с)
ч
н
а
н
(ýц
!,м
KtL
д
сd
(ý
о
с)
о
ts
Ф
а
Б5
ю
о
д
н
о
о
З'm
х >в
Q)ý
цý
(ýЕ
t]н
-tл
ь1
*Е Sd Sd()
tЁ
ь
о
ь
ý)ý
оо
оь4
оо
о. )ý
дБ
(вс)
до
Fr о-
д
ч
знЁ
ю
9
ц
)ý !)
оR
sz(J
cjA
к
(в
Ф
н
о
Ф
d
а
Ф
д
д
(с
Ё
g
ts
хн
д
н
о
з
tr сd
ф
Ф
Et
Цi
сd
н о
ц н
о
tл
о
н d
к]. *
с) д
Еt
(d
с)
н
сб
д
о
а
ý
о
tý ý
|.a)
ч
с_)
Е
фэЕ = i+УДЦЕЕ 'ý
Ёс)ý
3
сЁ9ý т ц ц
Енп
EЁýHýtr
оlЕх
_с)л+Бj,Е
trH:
- ý э п8Ё
зн
н*
ю
о
оо
оь1
iц
(n
\о
со
чь4
оо
оо
ьZь4
чь4ь4
\о
d
tn
н
Ф
tr
Е
д
t-i
а
д
ьо
Ф
Ф
о
rr
о
i-,l
н
о
*
о о
д
0)
Ф
9
ф
о
о
д
ь(
Е{ Ф
9
.е
о
д
о
д
ь4
(€
е
н
ь(
(в
а
сl
е
с)
ь(
(.)
Е€
лц
ЕЁý
li
tH(J
tr
о
tr
с)
Ф!
F(J
фн
(вt
н
ьн
ьо
лol
Нн
(вл
б(i
ЕБ
оо х.vE
$ла
zф
'oj9a
d
о(€
ý}1
ь(
д
Fl
tr
саО
а.F.
с)
о
tд д о о
\о \о
с)
о
о о \о
о д
Ф
(ý.оr'.; д
н
н з о ц
н 0)
н н (-)
о
0)
F
н Ф
ч л (Ё
Fr н д о
ý<
L>о
о
Е
о
Ф
(€
L
}8
оц
н
о
о
ч д
о
А
с)
Ф
Q.д
(dн
EJ()
0)
Е
Ф
з^
о(ý
2
Ф
iJ.i
zg
-ol
бl
бl
д
ЕнЕ tcl
irоф
н с) Ф
о
з он
Еоь
2
сý
о
Е Е}1 о ньЁ
н
(ýФв
(ýсвв
д
ф
о
о
L
фЕd!
lr
к(ý tЁd tЁd ЕЕ нц Фа} cJ ь9
охо o9bi
н д
сl н
2 о
н
ч ч
ь1
о
о о
о о
Ф 0)
\о
}1
Ф .с)
о
ý к tr F lr F
д
(.)
ь
t +
\о
оо
-+
сЁ
Е
Ф
Е
Ф
а
d)
а
о
ri
с)
tr
l
д
н
ох
(€Ф
.tiSz
Fl cri aj
йý9Е
свd!Ё
:lл ЕЁЕн
tiHHд
Бý
.Е
ýЕ
9ь,е,
ý
,цх
Ёý
oJ
trЁ
Фý
лts
нв
szЕ
Фо
дtr
Юн
ья
оЕ
чО
б€
*ь
ч
д
д
о-,r
ir' ý
Ф
L
А
to \о
о
*
ь
о
цt
н
о
Er
tл
LH
/1
cdF
о
сG
tr
(d
д д
н н
о
о
Ф о
tJ
ýЕ
нЕ
(-).в
q
а.
Ф
Ф
ý
q
н
о
с)
lýrr
фi\
tл
св
цF
а
о
д
н
с)
д
н
ооо
фхн.6
Е
)ý
о
q)
#и)о\
Kf,
8Ed
с)н
i.(ýO
U ii.o
q)
\о
Ф
HF
а о'Р
gо
l-i ч>Б
q)
Gl
ц
Q
ьЁ
Е
l-.i
Ф
оý
оч
Ф_ ij
tо
оF
цF
9F
9aj
ýЕ-
ýЕЕ
=trо
l-..i tr с)
LF>
;д
цфЁ
Е(
сd
д
ts
х8
сd
дi
q
Ef
о
Ё
!
а5
t(
88
(ýo
9)ý
иý
аЕн
фо
d
Е
а.
(ý
н
ц
н
о
ь{
ta)
L
Ё
о
н
F
н
о
о
Е
ч
с)
ts
з
о
9
Ф
н
ý
F
о
н
(в
q
ýк
\оý
(n ;;
)ý
дсб
Е>
tr(ý
F.цd
dЕ
zE=
Фсi
Hrr
оа
ýа.
оý\о
tr
tкф tr
d tr- Е
Фн
нЕ
о- (ý
*
0)
ýi()
о
ь1
о
оЕ
о
о
Е
0)
)ý
Е=
cl
сi)
Ф
ч
о\м
с€
>
'z1
Фс)
ýн
цо
Ео
ýн
ФЕ
од
,чЁ
о,Ф
Фн
Ы(ý
ýо
9 ý4ю
Ф Фс)
а.'\.1
н
сl
lrY
=f
la)
tкЁ
на
ci
о-)
tл
95
б9
cd
Фр,
Ёý
чн
(вo
а.-
bi\/
la)
|.a)
tЁЦвЕЕв
ý ЁЕ Е Ё н
Ё
F ё ьц.в ElЬ
Еh
l-tr
чЕл!ý!!Y
.Н*ýJ:r
хч
d
ч
з
(-)
Е
Е
Ф
д
а
о
}4
9
9
9
(-)
д
о
д
зФ
lfi
д
н
,:
>оО
q)
ý
н
х
ц9
9х
iлБ
хн
цд
t(
.Е(во
о
Е с\
!€4g
ý ц
.о9
dд
с)
з
д сl н0)
q)
Ф
Fr
е)
Ф
\о
Ф)
ct
2
q)
сl
э Фц
о
д
Фоц
, дд
Фо
F.Ч
\о ()(в
Ф ýсо
Он
чн
лд
UH
чл
д к
q)
0d
d)
нё
но
,ý
уо
ý)ý
н
1,о
Ф
с),
ýý
__:
lu
с)
*J
9Ё
,, ý
Et
I-ii .н
q)
Е!F)ýл
сd
д
о
ц
с)
ц
9
с)
ц
Ф
н
о-
я8
*с)
сЁ
н(
4
(d
rn
lal
Fr
ьý
х
cn
o.1
ý\J
н
0)
сЁ
Ёо
с)
хФ
\о
Ёiд
Ф
tslн 0.)
9
а
о
L
3с
н>
(Ё
U
хь4(ý
.=
L..i ф
ю
lal
q)
ц
сr)
чi
д
tr8
Pi
o.1
н
Е
ф
с{)
с)
iJ
н
ц
с]
Ф
о
с)Ф оФ
уо ýо
нФ
bz(ý н
ь(
Ф
сd
da
а-
н liV
Е
сl
9 ь
(о
-
.9;
ф
е Ехн
ý;Е
\о ФоБ
ЕJсOФ
,(вý
нý
5
(€Ё
"с)
a.)El
он
ч>
ое
zФ
_dl
а
tr
оо
[a}
с\
U9v
ю
(\
гt,
l.)
ууь4
ооо
ччьZ
ооо
?n
t
)ý
ý
!1
о
Ф
о
о
о
tr
q
д
о
ц
q
о
ьн
ь
d
к
сd
ьь{
д
\<
E.:
н
о
о
хн
Et
н
о
н
q
,0,
lH
Е
о
о
о
о
Ё,о
Ф
о
с) )ý
Ц)ý (-)
biOс)
Е
(ý
Ir
Ф
э
!^ч
о,=
|i
.Ёоýxbd
v
N .Н9нн
ц Ц)ý
\о.
Q
.ol
Zд *х
9Ё
нн
цх
ЕЕц к:{
tr
ý
'
i св X
о
фv
F(ý
л9r
ýa l-i
;9
Eh
оЁ
сЁ
ci)
Ф
Ф
Jf
з
е tю
G!
g н
g Ё Е Е ýн
сЁхБ.нiЕй
!
н
дýiЕнýн
б Р,ý Ё
о- gЕ
о
о
ýdo
(вO
со Q-l
l-\l
ь4н
9
н
ýtr
!L
и Х)ý
;
!
оý
vij
бо
с),
оЕ
lг(€
ýФ
н,о
Е
\о
Ё,lЁ
Jд
tr,
Б
fr
с)но
д
cn \о
#d
сЁ
а
q)
Ei
2
ю
а)
оtr
д
!^r
сdу
нф
н
Чк
;d
tr
о Lr*
)rH
\о
q)
с)
Gl
ка
с)
ta)
rr
.а
9ь
ю
U ю
Е1
д
к
оь
XEJ
rпо
-' а.
;О
Ео
ьп
gл
ЕЕ
tsк
ць
Еа
9о
d9
соя
ФЕ
9Е
вЁ.
ýо
цоФ
Ф
(ý
о
цt
cl
Б
cl
н
ч
со
Ф
а
н
цt
н о
е
Ф ц. ц
tr
з
бl о о
цL
2 о о
д
2
\о
q)
EI
сЁ
ь4
Е
оо о\
Q
.*.:
'iоф
о
к
е
q)
\о
tr
ч оlr
о
н cl
о
ц
ф
Ф
о
о
Ф
з
Ф
Ф
.е,
д
н ,в
о
н
о
н н
а
о ю
о
о
q)
ЁЕ
ь
ю
Е
Ф
H|fl;\oHд
ц
cl
д (ý
н Fс) t
д \о ч cl
сr)
н
,*а 6\о
<а
Fч
с)
о
н
о
tr
о
ti
з(d ю
о
н
о о
н о
ч
о
Ф
ьо
н
d
с)
\о
о
н
t-r
сп
al
\офý}i5
d9нб&
Е U hло
9
6)л
ьн
}
Ei v
N
\о
а
н
д
(в
д х д
ф ч н
F1
н д с)
Ф
(с
о
i-.,l
ь1
д
св
а
н
8
P>s
л
E{
Q
сЁ
Fi
о
н tr
д
о о
о
ч
ts
а
(ý
tr g
tr
Et
ьq
-.
д
Е,
о
о
q)
ю
н
Et
Ф
д
о
о
с)
Ф
о
д
о
0)
Е
ý
Е
Ф
d
а
tr
эФ
HiJ
ю
tr
(d
н
Е
!
ta)
9
х
Ф
о
х оо
ч
о
о
о
о
о
д
Ф
сЁ
о\
о
н
сd
к
0)
Ф
F
сЁ
(J
н
ю
(€
х>
с)
л
1.o,
|Ч
c_l
с)
i-.l
cn
а
tr
Е
сЁ
0)
Ef
(d
д
сý
ф
^
Fб
сЁ
ь
lr
9
н
о
!]ýд
,,
о
FЕ
бl
Q)
*
ьq
,ов
ýЕ
Е
о
ч б
оЕ
х
о
д 5 )ýд 9нц Еа сl ){
с)
tr
о
Ех
t_ц
Ф
бЕЁ
д
ф
,iý
н
./)Ё е
оЕ
Фх
Ф
.ф
е
E{
ЁЕ н оdх
tr ýЕ ёlr
ь
с,
а
о 2 8ý с)ý Фо 2
tх
&F
ц>
дý (вU
trоi.)Е cj
*с)
tr
Ед
tr
о хд
lEo д
ц[< iri о вý
q
я9Е
а.tr
9
ý
\о
н о i+ý чн
rrФ ýо \эФ
Ф
хо
хý с)д =rд
о
Er Li ь ЕýЁ
ý(€
gЕБ
ýФ
д:s
)ý
но
нт
Е
ос)
Ф
RЁв
Ёю 9m
Ек
дd
А
Фнб
бl
-0)
9о
о уе gо bjO ЬZЕj к fr5н ос)
сd
N
д
Ё
н
Е
Ф
н
н;(
EtrФ
ф
Ф
ф1ýl
Ё ij.
ýs
оо
Ео. а.9
LrH
ооо
Ё
с)
i{
(ýо
ьчьZи
(ý
!д,1 0)
!
д
N
ь
о
цч
н
с)х
нý
яч
iiс)
E{
,Ф
bzH 9ý
оЁ
л(б
;:о .9Ё
iА
Е
n()
Дн Ч0)
нц
эФ 8й
ý,в
дЕ
\rоФ ч д9
Фо
к оЕ чц
*.: Ф
ло Ец
Е0)
АФ
N
бir
0)
о
н
Ё
ýп
gЁ
но
-Ф
дц.
х0)
0)
чьZч
ооо
к
*
ь4
о
tr
tл
д
о
л
о
н
р
Ф
(ý
U9v
999
Eij
н
н\о*
лоо
нн
хс)
чФ
iлн
,EJ
,i
д
(ý
р
F
(ý
з
с! rп о\
C.l \о о\
\о
ю
и
н
ф
ц
Ф
2
о
ц .е,
ь
д
Е
ct
н
(J
q)
о
ЁЁýý$ЕЁЕЁ
о*аý
ýigд
н
E{trф
.td
lfJЕц
tл
ýl
ц
lu
хd
Eb!ig
х
6)л
EiV
tr
Gl
м
ц
лlчЕ
cl у
н
о
л
9
Ё
g
ц
Н
F.
хс)
2
а
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЪТАТОВ.ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
дисциплины
И оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется
преПОДаВателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
КОНТРОЛЬ
ТеСТИРОВаНИя)
исследований.
а также выполнения обучающимися индивиду€rльных заданий, проектов,
общая/профессиональная
компетенции
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятия
Разdел 1. Человек в обtцеспве
ок
ок
,Тема
01
05
ок
ок
ок
02
04
ок
ок
ок
02
04
05
05
1'.1.
Общество и
общественные
отношения. Развитие
общества
п о зн ав аmельные з аdанuя
. Вопросыпроблемного
характера
. Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
о Проектные задания
Тесmuрованuе
Самооценка u взаufulооценка
знанuй /улленuй обучаюuluхся
Тема 1.2.
Биосоциальнtu{ природа
человека и его
деятельность
Усmньtй опрос
позн,аваmельные з ad анuя
о Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
о Проектные задания
Тесmuрованuе
С амо оценка u в з аutчlо о цен ка
знанuй /уменuй обучаюtцuхся
Тема 1.3.
познавательнiul
деятельность человека.
Научное познание
Усmный опрос
п о знаваmельньле заdанuя
о Задания кдокументам,
.
содержащим соци€lльную
информацию
о Познавательные задания
Сш,tооценка u взаuлrооценка
знанuй /уиенuй о бучаюtцuхся
Раздел 2. Щуховная Ky.ibrypa
ок
ок
ок
ок
ок
0з
05
06
02
03
Тема 2,1.
,Щуховная культура
личности и общества
познаваmельньле заd анuя
Тема2.2.
Наука и образование в
современном мире
Усmный опрос
познаваmельные з аd анuя
о Задания к документаIu,
.
о
Вопросы проблемного
характера
о Задания к документ€lм,
содержащим социальную
информацию
Тесmuрованuе
С амооценка u вз aulyto оценка
знанuй /уменuй обучаюu,luхся
содержащим социальную
информацию
о Проектные задания
Тесmuрованuе
С амо оценка u в з аuJио оце н ка
зн анuй /уwенuй обучаюu4uх ся
ок
ок
05
06
Тема 2.3.
Религия
Усmньtй опрос
п ознав аmельные заd анuя
о Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
С ам о оце нка u в з аuJчtо оце нка
знанuй /уменuй обучаюtцuхся
ок
ок
01
05
Тема2.4.
Искусство
Усmный опрос
п о знаваmельньле заdанuя
о Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
С амо оценка u взаufutооценка
знанuй /уменuй о бучаюuluхся
Раздел 3. Экономическая жпзнь общества
ок
ок
02
07
Тема 3.1.
экономика - основа
жизнедеятельности
общества
Усmный опрос
п ознав аmельньле заdанuя
о Задания к схемам, таблицай,
диаграммам, инфографике
С амо оце нка u взаulчлооценка
зн
ок
ок
ок
ок
ок
ок
01
03
09
01
02
03
анuй /ум е нuй
о
буч аюtцuх ся
Тема 3.2.
рыночные отношения в
экономике. Финансовые
институты
.Усmный опрос
п ознав аmельные з аd анuя
о Задания кдокументам,
содержатцим соци€шьную
информацию
С амо оце нка u вз all]yto оценка
знанuй /уменuй обучаюtцuхся
Тема З.3.
Рынок труда и
безработица.
Рациона-ltьное поведение
потребителя
Усmный опрос
п о зн,ав
аmельньле
з
ad
анuя
о Задания- задачи
о Задания к схемам, таблицам,
диагрzlIчIмам, инф ографике
о Проектные задания
С аtиооценка u вз аu]члооценка
знанuй /уменuй обучаюtцuхся
ок
ок
01
03
Тема 3.4,
Предприятие в экономИке
Усmный опрос
п ознаваmельные
з аd анuя
Задания - задачи
Задания к документам,
содержащим социЕrльную
информацию
о
о
о
Проектные задания
С аtио оценка u
знанuй /уменuй
ок
ок
01
09
Тема 3.5.
Экономика и государство
allfuto оце
вз
о
нка
бучаюtцuхся
Усmньtй опрос
п озн ав аm ельны
о
е з ad анuя
Задания к схемам, таблицам,
диаграммам, инфографике
Тесmuрованuе
С амо оценка 1] в з al,rfuto оценка
зн анuй /уменuй' обучающихся
ок
ок
06
09
Тема 3.6.
Основные тенденции
рiLзвития экономики
России и международная
экономика
п о зн ав аmельньt
анuя
Вопросы проблемного
характера
о Работа с документами,
содержащими соци.tльIryю
информацию
С амо оце нка u в з atltvto оце н ка
знанuй /упtенuй о бучаюu,luхся
о
е з аd
Раздел 4. Соц'иальная сфера
ок
ок
ок
ок
01
05
05
06
Тема 4.1.
Социальная структура
общества, Положенце
личности в обществе
Тема 4.2.
Семья в современном
мире
Усmный опрос
п о зн ав аmельньtе з аd анuя
о Задания кдокументам,
содержащим социальную
информацию
Тесmuрованuе
С аlио оцен ка u в з auJyto оцен ка
зн анilй /уtпе нuй о буч аюu,luх ся
Усmньtй опрос
п о з н ав аmельньl
о
е з ad анuя
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тесmuрованuе
С амо оценка u в з аuJчtо оцен ка
знанuй /уменuй о бучаюu4uхся
'
ок
ок
05
ок
ок
04
06
05
Тема 4.3.
Этнические общности и
нации
Тема 4.4.
Социальные нормы и
социatльный цонтроль.
Социальный конфликт и
способы его ршрешения
Усmный опрос
п о знав
аmельньле з ad анuя
Задания к документам,
содержащим социальную
информацию
Тесmuрованuе
С шио оценkа u взаulчtооценка
з н ан i,lй /у м е н uй о буч аюtцuх ся
о
Усmный опрос
п ознаваmельные
о
о
заd аная
Задания- задачи
Проектные задания
С амооценка u взаuJйо оценка
зн ан uй /у м
е
нuй
о бу
ч
аюtцuх с я
Разде.гr 5. ПолrrrтrrчесIсая сфера
ок
ок
05
06
Тема 5.1.
политика и власть.
ПолитическаJI система
Усmный опрос
п ознав аmельные заdанuя
о Задания к документам,
содержатцим социальную
информацию
Тесmuрованuе
С амо оценка u в з алt]ио оце нка
зн анuй /улt енuй о буч аюtцt tх ся
ок
ок
03
04
ок 0l
ок 05
ок 09
ок
ок
ок
02
06
07
ок
02
ок
06
ок
ок
ок
02
06
09
ок-05
Тема 5'.2.
ПолитическЕuI культура
общества и личности.
Политическийпроцесс и
его участники
Тема 6.1.
Право в системе
социt}льных норм
Усmньtй опрос
п о зн ав аmельньле
з ad анuя
Заданид- задачи
Задания к документам,
содержащим сQциальную
информацию
С амо оце нка u в з аuJчtо оце нка
знанuй /уменuй обучаюu4uхся
о
о
Усmньtй опрос
п о зн ав аmельньле
эаd анuя
о Задания к документам,
содержащим социаJIьную
информацию
Тесmuрованuе
С шwо оце нка u в з auJvlo оце н ка
знанuй /уиенuй обучаюtцuхся
Тема б.2.
основы
конституционного права
Российской Федерации
Усmньtй опрос
п ознаваmельньле заd анuя
о Задания- задачи
Тесmuрованuе
С ам о оце нка u в з alllv|o оце нка
зн анuй /ул,tенuй о бучаюu,lt tхся
Тема 6.3.
Правовое регулированиё
гражданских, семейных,
.трудовых,
образовательных
правоотношений
Усmньtй опрос
познав аmельньtе зad анuя
о Задания-задачи
Тесmuрованuе
С амо оценка u в з аuJчtо оцен ка
знанuй /уменuй о бучаюtцuхся
Тема 6.4.
Правовое регулироваЁие
н€UIоговых,
административных,
уголовных
правоотношений.
экологическое
законодательство
Усmньtй опрос
п ознав
о
аmельньле заd анuя
Задания- задачи
Тесmuрованuе
С амо оценка u в заufurо оценка
з н ан uй /ул,t е н uй о буч аюtцuх с я
ок
ок
ок
05
09
ок01, ок
02,
ок
06,
09
05,
ок
Тема 6.5.
Отрасли процессуального
права
02
04,
ок
03,
ок
ок
07,
ок
Усmный опрос
П о зн ав аmельньtе з qd анuя
о Задания- задачи
Тесmuрованuе
С аtпо оценка u в з at tJvtо оценка
знанuй /уменuй обучаюuluхся
вьtполненuе заdанuй
пр оJие uсуmочн ой аmmе сmацuu
,Щополнения и изменения в рабочей программЬ рассмотрены и согласованы на заседании
цикловой методической комиссии общественно-гуманитарного цикла
(_>>
20_г. (протокол Ns_)
Председатель цикловой методической комиссии
Моркова М.В.