СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Пояснительная записка .........................................................................................................3
1. Паспорт программы учебной дисциплины……………………………………………….. 5
2. Структура и содержание учебной дисциплины.................................................................. 8
3. Условия реализации учебной дисциплины.......................................................................... 19
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………21
5. Лист дополнений и изменений к рабочей программе
22
…………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.13 Основы безопасности жизнедеятельности
предназначена для изучения в ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум»
реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ОПОП ППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих и служащих по профессии 08.01.28 Мастер отделочных
строительных и декоративных работ. ОУД.13 Основы безопасности и защита Родины
изучается как базовая общая учебная дисциплина в общеобразовательном цикле ОПОП СПО
по программе ППКРС по профессии СПО 08.01.28 Мастер отделочных строительных и
декоративных работ технологического профиля в объеме 70 часов.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта среднего полного общего образования» с изменениями, внесенными: приказом
Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1645; приказом Минобрнауки России от 31
декабря 2015 года
№ 1578; приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 года № 613;
приказа Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 712
«О внесении изменений в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания»;
распоряжения Минпросвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г.
№ Р- 98 «Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования»;
письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 06259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего
профессионального образования»;
письма Министерство науки и высшего образования Российской Федерации от
20 июня 2020 г. № 05-772 «Инструктивно-методическое письмо по организации применения
современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в
системе среднего профессионального образования, учитывающих
образовательные
потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего
профессионального образования»;
- письма Минпросвещения Российской Федерации от 30 августа 2021 г. № 05-1136
«О направлении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным)
дисциплинам»;
примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы
безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций,
одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ
«ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной
программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г.);
- ФГОС СПО по профессии 08.01.28 Мастер отделочных строительных и декоративных работ,
утвержденного приказом Министерства образования и науки от 18. 05. 2022 г. N 340
рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический
техникум».
Изучение
учебной
дисциплины ОУД.13
«Основы
безопасности
и защита Родины»
завершается
промежуточной
аттестацией
в
форме
дифференцированного зачета.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 Основы безопасности и защита Родины
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы (далее ОПОП) программы подготовки квалифицированных рабочих и
служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.28 Мастер отделочных строительных
и декоративных работ,
входящей в укрупненную группу 08.00.00 Техника и технологии
строительства.
Место учебной дисциплины в структуре ОПОП: учебная дисциплина является
базовой и входит в группу общеобразовательных дисциплин среднего общего образования
1.2.
Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины.
1.3.
Содержание
программы
учебной дисциплины
ОУД.13
Основы безопасности
и защита Родины направлено на достижение следующих целей:
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность
потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности
прогрессивного развития личности, общества и государства);
снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности,
общества и государства;
формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему
психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Освоение
содержания учебной
обучающимися следующих результатов:
дисциплины
обеспечивает
достижение
личностных:
− развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; − готовность
к служению Отечеству, его защите;
− формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности; − исключение из своей жизни вредных привычек
(курения, пьянства и т. д.);
− воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
− освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера;
метапредметных:
− овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать
причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия
опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их
влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
− овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства
реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной
безопасности;
− формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,
моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни
и в чрезвычайных ситуациях;
− приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области
безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых
информационных технологий;
− развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его
точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
− формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
− развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом
реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
− формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и
социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия,
проектировать модели личного безопасного поведения;
− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии,
отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
− освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических
средств, используемых в повседневной жизни;
− приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением
работы технических средств и правил их эксплуатации;
− формирование установки на здоровый образ жизни;
− развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости,
скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и
физические нагрузки;
предметных:
− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о
культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
− получение знания основ государственной системы, российского законодательства,
направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма,
других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения
духовного, физического и социального благополучия личности;
− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера;
− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и
правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по
характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике,
проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы:
законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей
гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений,
быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и
тактической подготовки;
− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей
прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания
в запасе;
− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при
неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об
основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
Освоение учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися
следующих личностных результатов реализации программы воспитания:
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 1
ЛР 2
ЛР 3
ЛР 4
ЛР 5
ЛР 6
ЛР 7
ЛР 8
ЛР 9
ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12
ЛР 14
ЛР18
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой
среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность
к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различныхситуациях, во
всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иныхгрупп.
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного
образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий
зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и
т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных
или стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий
основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от
родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и
их финансового содержания.
Владеющий навыками коммуникабельности в коллективе,
решающий различные задачи профессиональной деятельности
Проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность,чувство
такта и готовность оказать услугу каждому, кто в ней
нуждается.
2 .СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной нагрузки (всего)
Во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Консультации
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем часов
70
70
22
2
2
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.13 Основы безопасности и защита Родины
Наименование разделов
тем
1
Тема 1.1 заимодействие
личности, общества и
государства в
обеспечении
национальной
безопасности
Тема 2.1. Основные
виды тактических
действийвойск
Тема 2.2. Строевая
подготовка
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, Объем
внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся,
часов
курсовая работа (проект)
2
3
Раздел 1 Безопасное и устойчивое развитие личности, общества, государства
2
1 Содержание учебного материала
1
Российская Федерация в современном мире. Правовая основа обеспечения
национальной безопасности. Принципы обеспечения национальной
безопасности. Реализациянациональных приоритетов как условие
обеспечениянациональной безопасности и устойчивого развития Российской
Федерации. Роль правоохранительных органов и специальных служб в
обеспечении национальной безопасности. Роль личности, общества и
государства в предупреждении
противоправной
деятельности
Государственная и общественная безопасность
2 Практическое занятие 1 Роль личности, общества и государства в
1
предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Оборона страны
как обязательное условие благополучного развития страны
Раздел 2 Основы военной подготовки
19
3 Содержание учебного материала Основы общевойскового боя. Основные
1
понятия общевойскового боя (бой, удар, огонь, маневр). Виды маневра.
4 Содержание учебного материала Походный, предбоевой и боевой
1
порядок действия подразделений. Оборона, ее задачи и принципы.
Наступление:задачи и способы
Практическое занятие 2. Строевые приемы и движение без оружия
5
1
(строевая подготовка)
6
Практическое занятие 2. Строевые приемы и движение без оружия
1
(строевая подготовка)
Уровень
освоения
4
ОК.1-7,ПК.1.1
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2
ПК.2.3.ПК.3.1
ПК.3.2
ОК.1-7,ПК.1.1
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2
ПК.2.3.ПК.3.1
ПК.3.2
ОК.1-7,ПК.1.1
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2
ПК.2.3.ПК.3.1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
Тема 2.3. Виды, назначение
7
Содержание учебного материала:
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
и тактико- технические
характеристики
современного стрелкового
оружия.
8
9
10
Тема 2.4. Беспилотные
летательные аппараты
(БПЛА)
11
12
13
Тема 2.5. Оружие
массового поражения
14
15
16
Виды, назначение и тактико-технические характеристики современного
стрелкового оружия.
Содержание учебного материала:
Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
Требования курса стрельб по организации, порядку и мерам безопасности
вовремя стрельб и тренировок. Правила безопасного обращения с оружием.
Практическое занятие 3.
Огневая подготовка Изучение условий выполнения упражнения начальных
стрельб из стрелкового оружия. Способы удержания оружия и
правильность прицеливания.
Практическое занятие 3.
. Назначениеи тактико-технические характеристики современных видов.
стрелкового оружия (АК-12, ПЯ, ПЛ). Перспективы и тенденции развития
современного стрелкового оружия
Содержание учебного материала: Беспилотные летательные аппараты
(БПЛА) – эффективное средство в условиях военных действий. История
возникновения и развития радиотехнических комплексов.Виды,
предназначение, тактико-технические характеристики иобщее устройство
БПЛА. Конструктивные особенности БПЛАквадрокоптерного типа.
Сезонные изменения тактическихсвойств местности. Шанцевый
инструмент, его назначение,применение и сбережение. Порядок
оборудования позицииотделения. Назначение, размеры и
последовательность оборудования окопа для стрелка.
Практическое
занятие
4.
Свойства
местности
и
ихприменение в военном деле. Виды укрытий и убежищ
Содержание учебного материала:
Понятие оружия массового поражения Оружие массового поражения
(радиационная, химическая биологическая защита).
Содержание учебного материала: История его развития, примеры
применения. Его роль в современном бою. Поражающие факторы ядерных
взрывов. Отравляющие вещества, их назначение и классификация.
Внешние признаки применения бактериологического (биологического)
оружия.Зажигательное оружие и способы защиты от него
Практическое занятие 5
Алгоритм действий при применении противником оружия массового
поражения
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
1
1
1
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
1
1
ПК.3.2
17
18
Тема 2.6. Особенности
прохождения военной
службы. Первая помощь на
поле боя
19
20
Практическое занятие 5
Алгоритм действий при применении противником оружия массового
поражения
Содержание учебного материала: Особенности прохождения службы по
призыву, освоение военно-учетных специальностей. Особенности
прохождения службы по контракту. Организация подготовки офицерских
кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации,
Содержание учебного материала: Министерства внутренних дел
Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской
Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствии. Военно-учебные заведение и военно- учебные центры
Практическое занятие 6. Первая помощь на поле боя
21 Практическое занятие 6. Первая помощь на поле боя
Раздел 3 Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе
22 Содержание учебного материала
Тема 3.1 Современные
Понятие «культура безопасности», его значение в жизни человека,
представления о
общества,
государства.
Соотношение
понятий «опасность»,
культуре безопасности
«безопасность», «риск» (угроза). Соотношение понятий «опасная
ситуация», «чрезвычайная ситуация». Общие принципы (правила)
безопасного поведения. Индивидуальный, групповой, общественногосударственныйуровни решения задачи обеспечения безопасности.
23 Понятия «виктимность», «виктимное поведение», «безопасное поведение».
Влияние действий и поступков человека на его безопасность и
благополучие. Действия, позволяющие предвидеть опасность. Действия,
позволяющие избежать
24 Практическое занятие 7 Риск-ориентированный подход к обеспечению
безопасности личности, общества, государства
25 Практическое занятие 7 Риск-ориентированный подход к обеспечению
безопасности личности, общества, государства
Раздел 4 Безопасность в быту
26 Содержание учебного материала
Тема 4.1. Источники
опасности в быту.
Источники опасности в быту, их классификация. Общие правила
безопасного поведения. Защита прав потребителя.
27 Содержание учебного материала
1
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
1
4
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
1
5
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
1
ПК.3.2
Тема 5.1.
Безопасность
дорожного движения
Тема 6.1. Источники
опасности и безопасность
вобщественных местах
Правила безопасного поведения при осуществлении покупок в Интернете.
Причины и профилактика бытовых отравлений. Порядок действий в
экстренных случаях. Предупреждение бытовых травм.
28
Содержание учебного материала
Правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с опасностью
получить травму (спортивные занятия, использование различных
инструментов, стремянок, лестниц и другое). Основные правила
безопасного поведения при обращении с газовыми и электрическими
приборами. Последствия электротравмы. Основные правила пожарной
безопасности в быту
29
Практическое занятие 8. Безопасное поведение в местах общего
пользования
30
Практическое занятие 9. Контрольная работа
Раздел 5 Безопасность на транспорте
31
Содержание учебного материала
История появления правил дорожного движения и причины их
изменчивости.
Риск-ориентированный
подход
к
обеспечению
безопасности на транспорте. Безопасность пешехода в разных условиях
(движение по обочине; движение в темное время суток; движение с
использованием средств индивидуальной мобильности).
32
Содержание учебного материала
Взаимосвязь безопасности водителя и пассажира. Правила безопасного
поведения при поездке в легковом автомобиле, автобусе. Ответственность
водителя. Ответственность пассажира. Представления о знаниях и
навыках, необходимых водителю. Порядок действий при дорожнотранспортных происшествиях разного характера (при отсутствии
пострадавших; с одним или несколькими пострадавшими; при опасности
возгорания; с большим количеством участников)
33
Практическое занятие 10. Безопасное поведение на разных видах
транспорта.
Раздел 6 Безопасность в общественных местах
Содержание учебного материала
34
Правила безопасного поведения при проявлении агрессии. Криминальные
ситуации в общественных местах. Правила безопасного поведения.
Порядок действий при попадании в опасную ситуацию. Порядок действий
1
1
1
3
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
4
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
Тема 7.1. Безопасность в
природной среде.
Тема 7.2. Природные
чрезвычайные ситуации
в случаях, когда потерялся человек (ребенок; взрослый; пожилой человек;
человек с ментальными расстройствами). Порядок действий в ситуации,
если вы обнаружили потерявшегося человека
Содержание учебного материала
35
Порядок действий в случаях, когда потерялся человек (ребенок; взрослый;
пожилой человек; человек с ментальными расстройствами). Порядок
действий в ситуации, если вы обнаружили потерявшегося человека
36
Практическое занятие 11 Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или совершении террористического акта
37
Практическое занятие 11 Действия при пожаре, обрушении
конструкций, угрозе или совершении террористического акта
Раздел 7 Безопасность в природной среде
38
Содержание учебного материала
Отдых на природе. Источники опасности в природной среде. Основные
правила безопасного поведения в лесу, в горах, на водоемах. Общие
правила безопасности в походе. Особенности обеспечения безопасности в
лыжном походе.
39
Содержание учебного материала
Особенности обеспечения безопасности в водном походе. Особенности
обеспечения безопасности в горном походе. Ориентирование на
местности. Карты, традиционные и современные средства навигации
(компас, GPS)
40
Практическое
занятие
12.
Выживание в
автономных
условиях
41
Практическое
занятие
12.
Выживание в
автономных
условиях
42
Содержание учебного материала
Природные чрезвычайные ситуации. Общие правила поведения в
природных чрезвычайных ситуациях. Природные пожары. Последствия
природных пожаров для людей иокружающей среды.
43
Содержание учебного материала
Последствия
чрезвычайных
ситуаций,
вызванных
опасными
геологическими, гидрологическими метеорологическими явлениями и
процессами. Возможности прогнозирования, предупреждения, смягчения
последствий. Правила безопасного поведения.
ПК.3.2
1
1
1
8
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
1
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
Практическое занятие 13. Экологическая грамотность и разумное
природопользование
45
Практическое занятие 13. Экологическая грамотность и разумное
природопользование
Раздел 8 Безопасность в социуме
46
Тема 8.1. Общение в
Содержание учебного материала
жизни человека.
Определение понятия «общение». Навыки конструктивного общения.
Межличностное общение,
Общие представления о понятиях «социальная группа», «большая группа»,
общение вгруппе
«малая группа». Межличностное общение, общение в группе,
межгрупповое общение(взаимодействие). Особенности общения в группе.
Психологические характеристики группы и особенности взаимодействия в
группе. Групповые нормы и ценности.
47
Содержание учебного материала
Коллектив как социальная группа. Психологические закономерности в
группе. Способы психологического воздействия. Психологическое
влияние в малой группе. Положительные и отрицательные стороны
конформизма. Эмпатия и уважение к партнеру (партнерам) по общению
как основа коммуникации. Убеждающая коммуникация. Манипуляция в
общении. Цели, технологии и способы противодействия. Психологическое
влияние на большие группы. Механизмы влияния: заражение;
убеждение; внушение; подражание. Деструктивные и псевдопсихологические технологии
48 Практическое
занятие
14.
Конфликты и
способы
ихразрешения
Раздел 9 Безопасность в информационном пространстве
49 Содержание учебного материала
Тема 9.1. Безопасность в
Понятия «цифровая среда», «цифровой след». Влияние цифровой среды на
цифровой среде
жизнь человека. Приватность, персональные данные. «Цифровая
зависимость», ее признаки и последствия. Опасности и риски цифровой
среды, их источники. Правила безопасного поведения в цифровой среде.
Кража персональных данных, паролей. Мошенничество, фишинг, правила
защиты от мошенников. Правила безопасного использования устройств и
программ. Поведенческие опасности в цифровой среде и их причины.
Опасные персоны, имитация близких социальных отношений.
Деструктивные сообщества и деструктивный контент в цифровой среде,
их признаки. Механизмы вовлечения в деструктивные сообщества
44
1
1
3
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
4
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
. Содержание учебного материала
Вербовка, манипуляция, воронки вовлечения. Радикализация деструктива.
Профилактика и противодействие вовлечению в деструктивные
сообщества. Правила коммуникации в цифровой среде. Достоверность
информации в цифровой среде. Источники информации. Проверка на
достоверность. «Информационный пузырь», манипуляция сознанием,
пропаганда. Фальшивые аккаунты, вредные советчики, манипуляторы.
Понятие «фейк», цели и виды, распространение фейков. Правила и
инструменты для распознавания фейковых текстов и изображений.
51
Практическое занятие 15. Безопасная коммуникация вцифровой среде.
52
Практическое занятие 15. Безопасная коммуникация вцифровой среде.
Раздел 10 Основы противодействия экстремизму и терроризму
Содержание учебного материала
53
Тема 10.1 Экстремизм и
Экстремизм и терроризм как угроза устойчивого развития общества.
терроризм как угроза
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их взаимосвязь. Варианты
устойчивого развития
проявления экстремизма, возможные последствия.
Преступления
общества
террористической направленности, их цель, причины, последствия.
Опасность вовлечения в экстремистскую и террористическую
деятельность: способы и признаки. Предупреждение и противодействие
вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность.
Содержание учебного материала
54
Противодействиеэкстремизму и терроризму. Правовые основы
противодействияэкстремизму и терроризму в Российской Федерации.
Основы государственной системы противодействия экстремизму и
терроризму, ее цели, задачи, принципы. Права и обязанности граждан и
общественных организаций в области противодействия экстремизму и
терроризму
55
Практическое занятие 16. Правила безопасного поведения при угрозе и
совершении террористического акта.
Раздел 11 Основы медицинских знаний. Оказание первой помощи
Содержание учебного материала
56
Тема 11.1. Факторы,
Понятия «здоровье», «охрана здоровья», «здоровый образ жизни»,
влияющие на здоровье
«лечение», «профилактика». Биологические, социально-экономические,
человека. Здоровый образ
экологические (геофизические), психологические факторы, влияющие на
жизни
здоровье человека. Составляющие здорового образа жизни: сон, питание,
физическая активность. Психическое здоровье и психологическое
50
1
1
1
3
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
11
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
57
Тема 11.2. Первая помощь
пострадавшему: оказание
первой помощи при
наружных кровотечениях и
травмах
58
59
60
61
Тема 11.3. Первая помощь 62
пострадавшему:оказание
первой помощи при
отсутствии сознания,
остановкедыхания и
кровообращения
63
благополучие. Критерии психического здоровья и психологического
благополучия. Основные факторы, влияющие на психическое здоровье. и
психологическое благополучие.
Содержание учебного материала
Основные направления сохранения и укрепления психического здоровья
(раннее выявление психических расстройств; минимизация влияния
хронического стресса: оптимизация условий жизни, работы, учебы;
профилактика злоупотребления алкоголя и употребления наркотических
средств; помощь людям, перенесшим психотравмирующую ситуацию).
Меры,направленные на сохранение и укрепление психического здоровья
Практическое занятие 17. Инфекционные и неинфекционныезаболевания.
Содержание учебного материала
Первая помощь. Нормативно-правовая база оказания первой помощи.
Состояния, при которых оказывается первая помощь. Мероприятия первой
помощи. Универсальный алгоритм оказания первой помощи. Способы
временной остановки наружного кровотечения: пальцевое прижатие
артерии, наложение жгута, максимальное сгибание конечности в суставе,
прямое давление на рану, наложение давящей повязки
Содержание учебного материала Особенности оказания первой помощи
при травмах головы, глаза и носа, шеи, груди. Основные проявления
травмы груди, особенности наложения повязок при травме груди,
наложение окклюзионной (герметизирующей) повязки. Травмы живота и
таза, позвоночника, конечностей, оказание первой помощи.
Практическое занятие 18. Оказание первой помощи при наружных
кровотечениях и травмах.
Содержание учебного материала
Оказание первой помощи при
отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения. Основные
признаки жизни у пострадавшего. Причины нарушения дыхания и
кровообращения. Способы проверки сознания, дыхания, кровообращения
у пострадавшего. Современный алгоритм проведения сердечно-легочной
реанимации (СЛР). Ошибки и осложнения, возникающие при выполнении
реанимационных мероприятий. Показания к прекращению СЛР.
Мероприятия, выполняемые после прекращения СЛР.
Содержание учебного материала
Особенности СЛР у детей Порядок оказания первой помощи при
частичном и полном нарушении проходимости верхних дыхательных
1
1
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
64
Тема 11.4 Оказание первой 65
помощипри ожогах,
отравлениях,
отморожениях
66
67
68
Итого
путей, вызванном инородным телом у пострадавших в сознании, без
сознания. Особенности оказания первой помощи тучному пострадавшему,
беременной женщине, ребёнку.
Практическое занятие 19. Проведение сердечно-легочной реанимации.
Содержание учебного материала
Виды ожогов,
их
признаки.
Перегревание,
факторы,
способствующие
его
развитию. Основные
проявления,оказание
первойпомощи. Психологическая поддержка.
Общие принципы общения спострадавшими. Способы
самопомощи
в
экстремальныхситуациях
Содержание учебного материала Основные проявления
переохлаждения, отморожения, оказание первой помощи Отравления, пути
попадания ядов в организм. Оказание первой помощи при попадании
отравляющих веществ в организм через дыхательные
пути,
пищеварительный тракт, кожу.
Практическое занятие 20. Дифференцированный зачет
Практическое занятие 20. Дифференцированный зачет
Итого:
1
1
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
ОК.1-7,ПК.1.1,
ПК.1.2,ПК.1.3
1
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.
ПК.3.1
ПК.3.2
1
1
70
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Требования
к
минимальному
материально-техническому
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета № 302, который
оснащён типовым оборудованием и в котором имеется возможность обеспечить свободный
доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности
обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся
• рабочее место преподавателя
• СИЗ по количеству обучающихся Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением
• мультимедийный проектор
• экран
• компьютерные презентации на изучаемые темы
Учебно-методическое обеспечение:
• Рабочая тетрадь для выполнения практических и самостоятельных работ;
• Опорный конспект лекций;
• Средства
индивидуальной
защиты
населения
3.2
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А.Прокопенко : Издательский
центр «Академия», 2020. — 279 с.
Дополнительные источники:
1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. — 7-е изд.,
стер.- М. : Издательский центр «Академия», 2016. — 288 с
2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций: учебное пособие
/ В.Ю. Микрюков.- М.:КНОРУС(Конспект лекций).
3. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник/ В.Ю. Микрюков.- 2-е издание.,
испр. Доп.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2015.-384 с.:ил.- (Профессиональное образование).
Для преподавателей:
Основная:
1. Косолапова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности:
учебник для студ.
Учреждений сред. Проф. Образования / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. — 3-е изд., стер.М. : Издательский центр
«Академия», 2017. — 368 с.
Дополнительная:
1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений
сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е. Л. Побежимова. — 7-е изд.,
19
стер,- М. : Издательский центр «Академия», 2016. — 288 с
2.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций: учебное пособие / В.Ю.
Микрюков.- М.:КНОРУС(Конспект лекций).
3.
Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник/ В.Ю. Микрюков.- 2-е издание., испр.
Доп.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М, 2015.-384 с.:ил.- (Профессиональное образование).
4. В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности жизнедеятельности 10-11 класс»,
Москва. Издательский центр «Просвещение», 2022 год.
5.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных
федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №
6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ.—2009, —№ 4, —Ст. 445.
20
4 . КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка раскрываются через дисциплинарные результаты,
усвоенные знания и приобретенные студентами умения, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций.
Общая/профессион
альная
компетенция
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации
информации, и
информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное и
личностное развитие,
предпринимательскую
деятельность в
профессиональной
сфере, использовать
знания по правовой и
финансовой
грамотности в
различных жизненных
ситуациях
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
Раздел/Тема
Тип оценочных
мероприятий
Р 1, Тема 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.3;
Р 4, Тема 4.1;
Р 6, Тема 6.2;
Р 11, Тема 11.2;
ПМ Р1
Р 9, Тема 9.1; 9.2; 9.3
Р 11, Темы: 11.2; 11.3;
ПМ Р1
Р 1, Темы: 1.1; 1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 5, Тема 5.2;
Р 8, Тема 8.1;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Тема 11.1;
- Кейс-задание;
– Старт-задание;
Фронтальный
опрос;
- Задание-исследование;
- Задание-эксперимент;
– Тест-задание;
- Ситуационные задачи
- Выполнение заданий
на
дифференцированном
зачете
ПМ Р1; Р3
Р 4, Тема 4.2;
Р 5, Тема 5.1;
Р 7, Темы: 7.1; 7.3;
Р 8, Темы: 8.1; 8.2; 8.3;
Р 10, Темы: 10.1; 10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.1;
ПМ Р1; Р3
21
ОК 06. Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на
основе традиционных
российских духовнонравственных
ценностей, в том числе с
учетом гармонизации
межнациональных и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для
сохранения и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
Р 1, Темы:1.1;1.2;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Тема 3.1;
Р 4, Тема 4.1;
Р 5, Темы: 5.1; 5.2;
Р 7, Темы: 7.1; 7.2; 7.3;
Р 8, Темы: 8.2; 8.3;
Р 9, Темы: 9.1; 9.2; 9.3;
Р 10, Темы:
10.1;10.2;10.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.2;
ПМ Р1; Р2; Р3
Р 1, Тема 1.1;
Р 2, Тема 2.1;
Р 3, Темы: 3.1; 3.2;
Р 4, Темы: 4.1; 4.2;
Р 6, Темы: 6.1;6.2;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 11, Темы: 11.1; 11.3
ПМ Р1
Р 1, Тема 1.1;
Р 6, Тема 6.1;
Р 7, Темы: 7.1;7.2;7.3;
Р 8, Темы: 8.2;8.3;
Р 10, Темы: 10.1;10.2;
10.3;
Р 11, Темы: 11.2;11.3
ПМ Р2; Р3
ПК.1.1, ПК.1.2,ПК.1.3
ПК.2.1.ПК.2.2,ПК.2.3.ПК.3.1
ПК.3.2
22