ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11 География
предназначена для изучения в ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум»
реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования (ОПОП ППКРС СПО) на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих и служащих по профессии 08.01.28 «Мастер отделочных
строительных и декоративных работ». ОУД. 11 География изучается как базовая учебная
дисциплина в образовательном цикле ОПОП СПО по программе ППКРС по профессии 08.01.28
«Мастер отделочных строительных и декоративных работ» в объёме 72 часов.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №
413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего
полного общего образования» с изменениями, внесёнными: приказом Минобрнауки России от
29 декабря 2014 года № 1645; приказом Минобранауки России от 31 декабря 2015 года № 1578;
приказом Минобрнауки России от 29 июня 2017 г. № 613; приказ Минпросвещения России от
24.09.2020 года № 519; приказ Минпросвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020
года № 712; приказ Минпросвещения России от 12.08. 2022 года № 732 «О внесении изменений
в некоторые ФГОС общего образования по вопросам воспитания»;
- распоряжения Минпросвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 года № Р-98
«Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учётом
профессиональной направленности программ среднего профессионального образования,
реализуемых на базе основного общего образования»;
- письма Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 № 06- 259 «0
направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего
образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой .специальности среднего
профессионального образования»;
- письма Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 20 июня
2020 г. № 05-772 «Инструктивно-методическое письмо по организации применения
современных методик и программ преподавания по общеобразовательным дисциплинам в
системе среднего профессионального образования, учитывающих образовательные
потребности обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего
профессионального образования»;
- письма Минпросвещения Российской Федерации от 30 августа 2021 года № 05-1136 «О
направлении методик преподавания по общеобразовательным (обязательным) дисциплинам»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.08.2022 № 762 «0б
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования» (вступает в силу с
01.03.2023);
- Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «0б утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География» для
профессиональных образовательных организаций (Рассмотрено: на заседании Педагогического
совета ФГБОУ ДПО ИРПО Протокол № 13 «29» сентября 2022 г. и утверждено: на заседании
Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного
и социально-гуманитарного циклов среднего профессионального образования Протокол № 14
от «30» ноября 2022 г.);
- ФГОС СПО по профессии 08.01.28 «Мастер отделочных строительных и декоративных
работ», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 09.12.2016 года № 1658
(ред. от 01.09.2022 года);
- рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский технологический техникум».
Изучение учебной дисциплины ОУД. 11 География завершается промежуточной
аттестацией в форме зачета.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
«География»
2.
3.
4.
Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«География»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы СПО
Общеобразовательная дисциплина «География» является обязательной частью
общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
профессии технологического профиля: по професии 08.01.28 «Мастер отделочных
строительных и декоративных работ».
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины
1.2.1 Цели дисциплины
Содержание программы общеобразовательной дисциплины «География» направлено на
достижение следующих целей: освоение системы географических знаний о целостном,
многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства
на всех территориальных уровнях; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и
локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей
природной среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической
информации; нахождение и применение географической информации, включая географические
карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для
правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных
программ, телекоммуникаций и простого общения.
1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в
соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
Личностные результаты
Код личностных
реализации программы воспитания
результатов
(дескрипторы)
реализации
программы
воспитания
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
ЛР 2
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России.
Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур,
ЛР 3
отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением.
Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное
поведение окружающих
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической
ЛР 5
памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине,
принятию традиционных ценностей многонационального народа России
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех
ЛР 7
формах и видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп.
ЛР 8
Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных
традиций и ценностей многонационального российского государства
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
ЛР 10
безопасности, в том числе цифровой
Личностные результаты
реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый,
нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно
ЛР 13
взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими
людьми, проектно мыслящий
Приобретение обучающимися навыка оценки информации в цифровой
среде, ее достоверность, способности строить логические умозаключения
ЛР 14
на основании поступающей информации и данных
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на территории
ЛР 21
Республики Крым
Приобретение навыков общения и самоуправления
ЛР 22
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК по профессии
08.01.28
«Мастер
отделочных
строительных
и
декоративных
работ»
Наименование и код
компетенции
ОК
01.
Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
Планируемые результаты
Общие
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
Дисциплинарные
- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого
развития;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
ОК 02. Использовать
современные
средства
поиска,
анализа
и
интерпретации
информации,
и
информационные
технологии
для
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
В области ценности научного познания:
сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем: описывать географические
аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем;
приводить примеры возможных путей решения глобальных
проблем;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
выполнения
задач - совершенствование языковой и читательской
профессиональной
культуры как средства взаимодействия между
деятельности
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
в) работа с информацией:
- владеть навыками получения информации из
источников разных типов, самостоятельно
осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов
и форм представления;
- создавать тексты в различных форматах с
учетом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
- оценивать достоверность, легитимность
информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- использовать средства информационных и
коммуникационных технологий в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- сформировать умения проводить наблюдения за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями в результате воздействия природных и
антропогенных факторов: определять цели и задачи проведения
наблюдений; выбирать форму фиксации результатов
наблюдения; формулировать обобщения и выводы по
результатам наблюдения;
- сформировать умения находить и использовать различные
источники географической информации для получения новых
знаний о природных и социально-экономических процессах и
явлениях, выявления закономерностей и тенденций их
развития, прогнозирования: выбирать и использовать
источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
геоинформационные системы), адекватные решаемым задачам;
сопоставлять и анализировать географические карты различной
тематики и другие источники географической информации для
выявления
закономерностей
социально-экономических,
природных и экологических процессов и явлений; определять и
сравнивать по географическим картам разного содержания и
другим источникам географической информации качественные
и
количественные
показатели,
характеризующие
географические объекты, процессы и явления; определять и
находить в комплексе источников недостоверную и
противоречивую географическую информацию для решения
учебных
и
(или)
практико-ориентированных
задач;
самостоятельно находить, отбирать и применять различные
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в
профессиональной
сфере,
использовать
знания по финансовой
грамотности
в
различных жизненных
ситуациях
информационной безопасности;
- владеть навыками распознавания и защиты
информации, информационной безопасности
личности;
В области духовно-нравственного воспитания:
- сформированность нравственного сознания,
этического поведения;
- способность оценивать ситуацию и
принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
- осознание личного вклада в построение
устойчивого будущего;
- ответственное отношение к своим родителям
и (или) другим членам семьи, созданию семьи
на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни в соответствии с традициями
народов России;
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно
осуществлять
познавательную
деятельность,
выявлять
проблемы,
ставить
и
формулировать
собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения
проблемы с учетом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
методы познания для решения практико-ориентированных
задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
способствовать формированию и проявлению
широкой эрудиции в разных областях знаний,
постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
б) самоконтроль:
использовать приемы рефлексии для оценки
ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно
принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий
сформированность:
внутренней
мотивации,
включающей
стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм,
инициативность,
умение
действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать
эмоциональное состояние других, учитывать
его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
социальных
навыков,
включающих
способность
выстраивать
отношения
с
другими людьми, заботиться, проявлять
интерес и разрешать конфликты;
ОК 04.
готовность
к
саморазвитию,
Эффективно
самостоятельности и самоопределению;
взаимодействовать
и -овладение
навыками
учебноработать в коллективе и исследовательской, проектной и социальной
команде
деятельности;
Овладение
универсальными
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
- принимать цели совместной деятельности,
организовывать и координировать действия по
ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с
учетом мнений
участников обсуждать результаты совместной
работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях
реального,
виртуального
и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество
и
воображение,
быть
инициативным
Овладение универсальными регулятивными
действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей
на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
позиции другого человека;
ОК 05.
В области эстетического воспитания:
- освоить и применить знания о размещении основных
Осуществлять устную и - эстетическое отношение к миру, включая географических объектов и территориальной организации
письменную
эстетику быта, научного и технического природы и общества (понятия и концепции устойчивого
коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации с
учетом
особенностей
социального
и
культурного контекста
творчества, спорта, труда и общественных
отношений;
- способность воспринимать различные виды
искусства, традиции и творчество своего и
других народов, ощущать эмоциональное
воздействие искусства;
- убежденность в значимости для личности и
общества
отечественного
и
мирового
искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
- готовность к самовыражению в разных видах
искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах
жизни;
распознавать
невербальные
средства
общения, понимать значение социальных
знаков,
распознавать
предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- развернуто и логично излагать свою точку
зрения с использованием языковых средств;
ОК 06.
- осознание обучающимися российской
Проявлять гражданско- гражданской идентичности;
патриотическую
- целенаправленное развитие внутренней
позицию,
позиции личности на основе духовнодемонстрировать
нравственных ценностей народов Российской
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- понимать роль и место современной географической науки в
системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
осознанное поведение на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том числе с
учетом
гармонизации
межнациональных
и
межрелигиозных
отношений, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
Федерации, исторических и национальнокультурных традиций, формирование системы
значимых ценностно-смысловых установок,
антикоррупционного
мировоззрения,
правосознания,
экологической
культуры,
способности ставить цели и строить
жизненные планы;
В части гражданского воспитания:
- осознание своих конституционных прав и
обязанностей,
уважение
закона
и
правопорядка;
- принятие традиционных национальных,
общечеловеческих
гуманистических
и
демократических ценностей;
готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам;
- готовность вести совместную деятельность в
интересах гражданского общества, участвовать
в самоуправлении в общеобразовательной
организации
и
детско-юношеских
организациях;
- умение взаимодействовать с социальными
институтами в соответствии с их функциями и
назначением;
- готовность к гуманитарной и волонтерской
деятельности;
патриотического воспитания:
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого
развития;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформированность российской гражданской
идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
- ценностное отношение к государственным
символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов
России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
- идейная убежденность, готовность к
служению
и
защите
Отечества,
ответственность за его судьбу;
освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные);
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике,
готовность к самостоятельному планированию
и осуществлению учебной деятельности,
организации учебного сотрудничества с
педагогическими
работниками
и
сверстниками, к участию в построении
индивидуальной образовательной траектории;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
применять знания об
изменении
климата,
принципы бережливого
производства,
эффективно действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
В области экологического воспитания:
- сформированность экологической культуры,
понимание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и
социальной среды, осознание глобального
характера экологических проблем;
- планирование и осуществление действий в
окружающей среде на основе знания целей
устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде;
- умение прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых
действий, предотвращать их;
расширение
опыта
деятельности
экологической направленности;
овладение
навыками
учебноисследовательской, проектной и социальной
деятельности;
сформировать
систему
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные источники
ОК 09.
Пользоваться
профессиональной
документацией
государственном
иностранном языках
- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В области ценности научного познания:
на сформированность
мировоззрения,
и соответствующего
современному уровню
развития науки и общественной практики,
основанного
на
диалоге
культур,
способствующего осознанию своего места в
поликультурном мире;
- совершенствование языковой и читательской
культуры как средства взаимодействия между
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
оценки разнообразных явлений и процессов: оценивать
географические факторы, определяющие сущность и динамику
важнейших социально-экономических и геоэкологических
процессов; оценивать изученные социально-экономические и
геоэкологические процессы и явления;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социально-
людьми и познания мира;
- осознание ценности научной деятельности,
готовность
осуществлять
проектную
и
исследовательскую
деятельность
индивидуально и в группе;
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных
методов познания;
- овладение видами деятельности по
получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании
учебных и социальных проектов;
- формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми
понятиями и методами;
-осуществлять
целенаправленный
поиск
переноса средств и способов действия в
профессиональную среду
ПК
1.4.
штукатурки,
экономические понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- владеть умениями географического анализа и интерпретации
информации из различных источников: находить, отбирать,
систематизировать информацию, необходимую для изучения
географических объектов и явлений, отдельных территорий
мира и России, их обеспеченности природными и
человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала,
экологических проблем; представлять в различных формах
(графики, таблицы, схемы, диаграммы, карты) географическую
информацию; формулировать выводы и заключения на основе
анализа и интерпретации информации из различных
источников
географической
информации;
критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников; использовать различные источники
географической информации для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать умения применять географические знания для
объяснения разнообразных явлений и процессов: объяснять
изученные социально-экономические и геоэкологические
процессы и явления; объяснять географические особенности
стран с разным уровнем социально-экономического развития,
включая особенности проявления в них глобальных проблем
человечества; использовать географические знания о мировом
хозяйстве и населении мира, об особенностях взаимодействия
природы и общества для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
Ремонт В части трудового воспитания:
- понимать роль и место современной географической науки в
наливного - готовность к труду, осознание ценности системе научных дисциплин, ее участии в решении важнейших
пола,
фасадных мастерства, трудолюбие;
теплоизоляционных
- готовность к активной деятельности
композиционных систем. технологической
и
социальной
направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно
формулировать
и
актуализировать проблему, рассматривать ее
всесторонне;
- устанавливать существенный признак или
основания для сравнения, классификации и
обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
- выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
- владеть навыками учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
проблем человечества: приводить примеры проявления
глобальных проблем, в решении которых принимает участие
современная географическая наука, на региональном уровне, в
разных странах, в том числе в России; определять роль
географических наук в достижении целей устойчивого
развития;
- освоить и применить знания о размещении основных
географических объектов и территориальной организации
природы и общества (понятия и концепции устойчивого
развития, зеленой энергетики, глобализации и проблема
народонаселения); выбирать и использовать источники
географической информации для определения положения и
взаиморасположения объектов в пространстве; описывать
положение и взаиморасположение географических объектов в
пространстве;
сформировать
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях
развития природы, размещения населения и хозяйства:
различать географические процессы и явления и распознавать
их проявления в повседневной жизни; использовать знания об
основных географических закономерностях для определения и
сравнения свойств изученных географических объектов,
явлений
и
процессов;
проводить
классификацию
географических объектов, процессов и явлений; устанавливать
взаимосвязи
между
социально-экономическими
и
геоэкологическими процессами
и
явлениями;
между
природными условиями и размещением населения, между
природными условиями и природно-ресурсным капиталом и
отраслевой структурой хозяйства стран; формулировать и/или
разрешения проблем;
- выявлять причинно-следственные связи и
актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее
решения,
находить
аргументы
для
доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе решения
задачи результаты, критически оценивать их
достоверность, прогнозировать изменение в
новых условиях;
- уметь переносить знания в познавательную и
практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
выдвигать
новые
идеи,
предлагать
оригинальные подходы и решения;
способность
их
использования
в
познавательной и социальной практике
обосновывать
выводы
на
основе
использования
географических знаний;
- владеть географической терминологией и системой базовых
географических понятий, умение применять социальноэкономические понятия для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
- сформировать знания об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических
аспектах экологических проблем: описывать географические
аспекты проблем взаимодействия природы и общества;
приводить примеры взаимосвязи глобальных проблем;
приводить примеры возможных путей решения глобальных
проблем;
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы дисциплины
72
в т. ч.:
Основное содержание
54
в т. ч.:
теоретическое обучение
28
практические занятия
26
Профессионально-ориентированное
прикладного модуля)
содержание
(содержание
16
в т. ч.:
теоретическое обучение
12
практические занятия
4
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
2
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «География»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Объём
часов
Формируемые
компетенции
1
2
3
4
Основное содержание
Раздел 1. География как наука
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Традиционные и новые Теоретическое обучение
методы в географии.
1. Традиционные и новые методы исследований в географических науках, их
Географические
использование в разных сферах человеческой деятельности. Современные
прогнозы.
направления
географических
исследований.
Источники
географической
Географическая
информации, геоинформационные системы. Географические прогнозы как результат
культура
географических исследований.
2. Элементы географической культуры: географическая картина мира,
географическое мышление, язык географии. Их значимость для представителей
разных профессий
Раздел 2. Природопользование и геоэкология
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Географическая среда.
Теоретическое обучение
Естественный и
1. Географическая среда как геосистема; факторы, её формирующие и изменяющие.
антропогенный
Адаптация человека к различным природным условиям территорий, её изменение
ландшафты
во времени. Географическая и окружающая среда.
2. Естественный и антропогенный ландшафты. Проблема сохранения ландшафтного
и культурного разнообразия на Земле
Практическое занятие
№ 1. Классификация ландшафтов с использованием источников географической
информации
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Проблемы
Теоретическое обучение
взаимодействия
Опасные природные явления, климатические изменения, повышение уровня
человека и природы
Мирового океана, загрязнение окружающей среды. «Климатические беженцы».
Стратегия устойчивого развития. Цели устойчивого развития и роль географических
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
12
4
2
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
наук в их достижении. Особо охраняемые природные территории как один из
объектов целей устойчивого развития. Объекты Всемирного природного и
культурного наследия
Практическое занятие
№ 2. Определение целей и задач учебного исследования, связанного с опасными
природными явлениями и (или) глобальными изменениями климата и (или)
загрязнением Мирового океана, выбор формы фиксации результатов наблюдения
(исследования)
Тема 2.3. Природные
Содержание учебного материала
ресурсы и их виды
Теоретическое обучение
Особенности размещения природных ресурсов мира. Природно-ресурсный капитал
регионов, крупных стран, в том числе России. Ресурсообеспеченность. Истощение
природных ресурсов. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами: нефтью,
газом, ураном, рудными и другими полезными ископаемыми. Земельные ресурсы.
Обеспеченность человечества пресной водой. Гидроэнергоресурсы Земли,
перспективы их использования. География лесных ресурсов, лесной фонд мира.
Обезлесение, его причины и распространение. Роль природных ресурсов Мирового
океана (энергетических, биологических, минеральных) в жизни человечества и
перспективы их использования. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные
ресурсы
Практические занятия
№ 3. Оценка природно-ресурсного капитала одной из стран (по выбору) по
источникам географической информации.
№ 4. Определение ресурсообеспеченности стран отдельными видами природных
ресурсов
Раздел 3. Современная политическая карта
Тема 3.1. Политическая Содержание учебного материала
география и
Теоретическое обучение
геополитика.
1. Теоретические основы геополитики как науки. Политическая география и
Классификация и
геополитика. Политическая карта мира и изменения, на ней происходящие. Новая
Объём
часов
Формируемые
компетенции
ОК 07
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 06
ОК 07
2
2
2
2
ОК 02
ОК 04
ОК 09
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
типология стран мира
многополярная модель политического мироустройства, очаги геополитических
конфликтов. Политико-географическое положение. Специфика России как
евразийского и приарктического государства.
2. Основные типы стран: критерии их выделения. Формы правления государств
мира, унитарное и федеративное государственное устройство
Раздел 4. Население мира
Тема 4.1. Численность
Содержание учебного материала
и воспроизводство
Теоретическое обучение
населения.
1. Численность населения мира и динамика её изменения. Теория демографического
Состав и структура
перехода. Воспроизводство населения, его типы и особенности в странах с
населения
различным уровнем социально-экономического развития (демографический взрыв,
демографический кризис, старение населения). Демографическая политика и её
направления в странах различных типов воспроизводства населения.
2. Возрастной и половой состав населения мира. Структура занятости населения в
странах с различным уровнем социально-экономического развития. Этнический
состав населения. Крупные народы, языковые семьи и группы, особенности их
размещения. Религиозный состав населения. Мировые и национальные религии,
главные районы распространения. Население мира и глобализация. География
культуры в системе географических наук. Современные цивилизации,
географические рубежи цивилизации Запада и цивилизации Востока
Практические занятия
Тема 4.2.
Размещение населения.
№ 5. Определение и сравнение темпов роста населения крупных по численности
населения стран и регионов мира (форма фиксации результатов анализа по выбору
обучающихся).
№ 6. Объяснение особенности демографической политики в странах с различным
типом воспроизводства населения
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Объём
часов
Формируемые
компетенции
12
6
2
ОК 01
ОК 02
ОК 09
4
6
2
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Качество жизни
1. Географические особенности размещения населения и факторы, его
населения
определяющие. Плотность населения, ареалы высокой и низкой плотности
населения. Миграции населения: причины, основные типы и направления.
Расселение населения: типы и формы. Понятие об урбанизации, её особенности в
странах различных социально- экономических типов. Городские агломерации и
мегалополисы мира.
2. Качество жизни населения как совокупность экономических, социальных,
культурных, экологических условий жизни людей. Показатели, характеризующие
качество жизни населения. Индекс человеческого развития как интегральный
показатель сравнения качества жизни населения различных стран и регионов мира
Практические занятия
№ 7. Сравнение и объяснение различий в соотношении городского и сельского
населения разных регионов мира на основе анализа статистических данных.
№ 8. Объяснение различий в показателях качества жизни населения в отдельных
регионах и странах мира на основе анализа источников географической
информации
Раздел 5. Мировое хозяйство
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Состав и структура
Теоретическое обучение
мирового хозяйства.
Мировое хозяйство: определение и состав. Основные этапы развития мирового
Международное
географическое
разделение труда
1
хозяйства.
Факторы размещения производства и их влияние на современное развитие мирового
хозяйства. Отраслевая, территориальная и функциональная структура мирового
хозяйства. Международное географическое разделение труда. Отрасли
международной
специализации.
Условия
формирования
международной
специализации стран и роль географических факторов в её формировании.
Объём
часов
Формируемые
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 09
4
18
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 1…
Указываются ПК, элементы которых формирует прикладной модуль (профессионально-ориентированное содержание) в соответствии с ФГОС реализуемой
профессии/специальности СПО.
Наименование
разделов и тем
Тема 5.2.
Международная
экономическая
интеграция
Тема 5.3.
География главных
отраслей мирового
хозяйства.
Промышленность мира
Содержание учебного материала (основное и профессиональноОбъём
ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
часов
(при наличии)
Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Роль и место России в
международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 9. Сравнение структуры экономики аграрных, индустриальных и
2
постиндустриальных стран
Содержание учебного материала
2
Международная экономическая интеграция. Крупнейшие международные
2
отраслевые и региональные интеграционные группировки. Глобализация мировой
экономики и её влияние на хозяйство стран разных социально- экономических
типов. Транснациональные корпорации (ТНК) и их роль в мировой экономике
Профессионально ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)
Содержание учебного материала (профессионально ориентированное)*
12
Теоретическое обучение
6
Географические особенности размещения основных видов сырьевых и топливных
ресурсов. Страны-лидеры по запасам и добыче нефти, природного газа и угля.
Топливно-энергетический
комплекс
мира:
основные
этапы
развития,
«энергопереход». География отраслей топливной промышленности. Крупнейшие
страны-производители, экспортёры и импортёры нефти, природного газа и угля.
Организация стран-экспортёров нефти. Современные тенденции развития отрасли,
изменяющие её географию, «сланцевая революция», «водородная» энергетика,
«зелёная энергетика»
Мировая электроэнергетика. Структура мирового производства электроэнергии и её
географические особенности. Быстрый рост производства электроэнергии с
Формируемые
компетенции
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК4 …
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ПК 2…
2
Указываются ПК, элементы которых формирует прикладной модуль (профессионально-ориентированное содержание) в соответствии с ФГОС реализуемой
профессии/специальности СПО.
* Объем часов на изучение темы 5.3 распределяется образовательной организацией самостоятельно в зависимости от профильной отрасли реализуемой
профессии/специальности СПО.
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
использованием возобновляемых источников энергии. Страны-лидеры по развитию
«возобновляемой» энергетики. Воздействие на окружающую среду топливной
промышленности и различных типов электростанций, включая возобновляемые
источники энергии. Роль России как крупнейшего поставщика топливноэнергетических и сырьевых ресурсов в мировой экономике
Металлургия мира. Географические особенности сырьевой базы чёрной и цветной
металлургии. Ведущие страны-производители и экспортёры стали, меди и
алюминия. Современные тенденции развития отрасли. Влияние металлургии на
окружающую среду. Место России в мировом производстве и экспорте чёрных и
цветных металлов
Машиностроительный комплекс мира. Ведущие страны-производители и
экспортёры продукции автомобилестроения, авиастроения и микроэлектроники.
Химическая промышленность и лесопромышленный комплекс мира. Ведущие
страны-производители и экспортёры минеральных удобрений и продукции химии
органического синтеза. Ведущие страны-производители древесины и продукции
целлюлозно-бумажной промышленности. Влияние химической и лесной
промышленности на окружающую среду
Сельское хозяйство. Географические различия в обеспеченности земельными
ресурсами. Земельный фонд мира, его структура. Современные тенденции развития
отрасли. Органическое сельское хозяйство. Растениеводство. География
производства основных продовольственных культур. Ведущие экспортёры и
импортёры. Роль России как одного из главных экспортёров зерновых культур.
Животноводство. Ведущие экспортёры и импортёры продукции животноводства.
Рыболовство и аквакультура: географические особенности. Влияние сельского
хозяйства и отдельных его отраслей на окружающую среду
Сфера нематериального производства. Мировой транспорт. Роль разных видов
транспорта в современном мире. Основные международные магистрали и транспортные
узлы. Мировая система научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Международные экономические отношения: основные формы и факторы, влияющие на их
Объём
часов
Формируемые
компетенции
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Объём
часов
Формируемые
компетенции
развитие. География международных финансовых центров. Мировая торговля и туризм
Практические занятия3*
№ 10. Представление в виде диаграмм данных о динамике изменения объёмов и
структуры производства электроэнергии в мире.
№ 11. Размещение профильной отрасли мирового хозяйства на карте мира.
№ 12. Составление экономико-географической характеристики профильной
отрасли.
№ 13. Определение направления грузопотоков продовольствия на основе анализа
статистических материалов и создание карты «Основные экспортёры и импортёры
продовольствия»
Основное содержание
Раздел 6. Регионы и страны мира
Тема 6.1.
Содержание учебного материала
Регионы мира.
Теоретическое обучение
Зарубежная Европа
Многообразие подходов к выделению регионов мира. Регионы мира: Зарубежная
Европа, Зарубежная Азия, Северная Америка, Латинская Америка, Африка,
Австралия и Океания. Зарубежная Европа: состав (субрегионы Западная Европа,
Северная Европа, Южная Европа, Восточная Европа), общая характеристика.
Общие черты и особенности природно-ресурсного капитала, населения и хозяйства
стран субрегионов. Геополитические проблемы региона
Практическое занятие
№ 14. Сравнение по уровню социально-экономического развития стран различных
субрегионов Зарубежной Европы с использованием источников географической
информации (по выбору)
Тема 6.2. Зарубежная
Содержание учебного материала
3
6
20
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
2
4
* объем часов на практические занятия по теме 5.3 распределяется образовательной организацией самостоятельно в зависимости от профильной отрасли реализуемой
профессии/специальности СПО.
Наименование
разделов и тем
Азия
Тема 6.3.
Америка
Тема 6.4.
Африка.
Австралия и Океания
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
Теоретическое обучение
Зарубежная Азия: состав (субрегионы: Юго-Западная Азия, Центральная Азия,
Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия), общая экономикогеографическая характеристика. Общие черты и особенности
экономико-географического положения, природно-ресурсного капитала, населения,
хозяйства стран Зарубежной Азии, современные проблемы (на примере Китая,
Индии, Ирана, Японии). Современные экономические отношения России со
странами Зарубежной Азии (Китай, Индия, Турция, страны Центральной Азии)
Практическое занятие
№ 15. Сравнение международной промышленной и сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на основании анализа данных об экспорте основных
видов продукции
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Америка: состав (субрегионы: Северная Америка, Латинская Америка), общие
черты и особенности природно- ресурсного капитала, населения и хозяйства
субрегионов. Особенности экономико-географического положения природноресурсного капитала, населения, хозяйства США и Канады, стран Латинской
Америки, современные проблемы (на примере США, Канады, Мексики, Бразилии)
Практическое занятие
№ 16. Объяснение особенностей территориальной структуры хозяйства Канады и
Бразилии на основе анализа географических карт
Содержание учебного материала
Теоретическое обучение
Африка: состав (субрегионы: Северная Африка, Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка, Южная Африка), общая экономико-географическая
характеристика. Особенности природно- ресурсного капитала, населения и
хозяйства стран субрегионов. Последствия колониализма в экономике Африки.
Экономические и социальные проблемы региона. Особенности экономико-
Объём
часов
Формируемые
компетенции
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
географического положения, природно- ресурсного капитала, населения, хозяйства
стран Африки (на примере ЮАР, Египта, Алжира, Нигерии)
Объём
часов
Формируемые
компетенции
Австралия и Океания: особенности географического положения. Австралийский Союз:
главные факторы размещения населения и развития хозяйства. Экономико-географическое
положение, природно-ресурсный капитал. Отрасли международной специализации.
Географическая и товарная структура экспорта Океании: особенности природных ресурсов,
населения и хозяйства. Место в международном географическом разделении труда
Практическое занятие
№ 17. Сравнение на основе анализа статистических данных роли сельского
хозяйства в экономике Алжира и Эфиопии
Профессионально ориентированное содержание
Тема 6.5.
Содержание учебного материала
Россия на
Теоретическое обучение
геополитической,
Роль и место России в мировой политике, экономике, человеческом потенциале.
геоэкономической и
Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты
геодемографической
решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.
карте мира
География отраслей международной специализации РФ. Развитие и размещение
предприятий профильной отрасли в России*
Практическое занятие
№ 18. Изменение направления международных экономических связей России в
новых геоэкономических и геополитических условиях*
Основное содержание
Раздел 7. Глобальные проблемы человечества
Тема 7.1. Глобальные
Содержание учебного материала
проблемы человечества Теоретическое обучение
Группы глобальных проблем: геополитические, экологические, демографические.
Геополитические проблемы: проблема сохранения мира на планете и причины роста
глобальной и региональной нестабильности. Проблема разрыва в уровне социальноэкономического развития между развитыми и развивающимися странами и причина
2
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ПК5
2
4
4
2
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 07
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль
(при наличии)
её возникновения. Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества.
Глобальные экологические проблемы как проблемы, связанные с усилением
воздействия человека на природу и влиянием природы на человека и его экономику.
Проблема глобальных климатических изменений, проблема стихийных природных
бедствий, глобальные сырьевая и энергетическая проблемы, проблема дефицита
водных ресурсов и ухудшения их качества, проблемы опустынивания и деградации
земель и почв, проблема сохранения биоразнообразия. Проблема загрязнения
Мирового океана и освоения его ресурсов. Глобальные проблемы народонаселения:
демографическая, продовольственная, роста городов, здоровья и долголетия
человека. Взаимосвязь глобальных геополитических, экологических проблем и
проблем народонаселения. Возможные пути решения глобальных проблем.
Необходимость переоценки человечеством и отдельными странами некоторых
ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных
ориентиров. Участие России в решении глобальных проблем
Практическое занятие
№ 19. Выявление примеров взаимосвязи глобальных проблем человечества на
основе анализа различных источников географической информации и участия
России в их решении
Промежуточная аттестация (Дифференцированный зачет)
Всего
Объём
часов
2
2
72 часа
Формируемые
компетенции
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины
предусмотрены следующие
специальные помещения: наличия учебного кабинета «Гуманитарных и социальных
дисциплин»
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа, проектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
1.Комплект учебно-наглядных пособий:
атлас мира
контурные карты
карта мира
2.Комплект электронных пособий:
Развивающие фильмы: «Глобальное потепление», «Транссибирский экспресс»,
«Циклопические постройки мира», «Путешествие по Австралии» и др.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные печатные издания:
1.
Баранчиков Е.В. География: учеб. для студ.учреждений сред.проф.образования. –
3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с., с цв.ил.:ил.
2.
Вавилова, Е.В. Экономическая география и регионалистика (для бакалавров) / Е.В.
Вавилова. — М.: КноРус, 2019. — 352 c.
3.
Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник
/ Ю.Н. Гладкий. — М.: Академия, 2019. — 224 c.
4.
Голубчик М. М. Социально-экономическая география. — М.: Юрайт, 2020. — 476
c.
5.
Каледин Н. В. География мира в 3 томах. Том 2. Социально-экономическая
география мира. — М.: Юрайт, 2020. — 297 c.
6.
Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы,
состояние и перспективы размещения производительных сил). — М.: Юрайт, 2020. —
432 c.
7.
Родионова И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 частях. Часть 1.
— М.: Юрайт, 2020. — 386 c.
8.
Родионова И. А. Экономическая и социальная география мира в 2 частях. Часть 2.
— М.: Юрайт, 2020. — 246 c.
9.
Симагин Ю. А. Экономическая география и регионалистика. — М.: Юрайт, 2020.
— 412 c.
10.
Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Африки. — М.: Юрайт,
2020. — 202 c.
11.
Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география евроатлантического
региона. — М.: Юрайт, 2020. — 371 c.
12.
Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география зарубежной Азии,
Австралии и Океании. — М.: Юрайт, 2020. — 420 c.
13.
Солодовников А. Ю. Социально-экономическая география Латинской Америки. —
М.: Юрайт, 2020. — 242 c.
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих
и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Общая/професс
иональная
компетенция
ОК 01.
ОК 02.
ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 09.
ПК 1.4
Раздел/Тема
Тип оценочных мероприятий
Р 1, Темы 1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1.,1.2, 1.3, 1.4
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.3; 1.4.
Р 2, Темы 2.1 - 2.6
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.1., 1.4.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 2.1, 2.2
Р 3, Темы 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Темы 1.2.
Р 3, Тема 3.1
Р 1, Тема 1.1.
Профессионально-ориентированное
содержание:
Р 1, Тема 1.4.
тестирование
Кейс задания
географический диктант
устный опрос
фронтальный письменный опрос
эссе, доклады, рефераты
оценка
составленных
презентаций по темам раздела
оценка работы с картами атласа
мира, заполнение контурных
карт
оценка
самостоятельно
выполненных заданий
дифференцированный
зачет
проводится
в
форме
тестирования