Решаем вместе
Есть вопрос?

СГ. 06 Основы финансовой грамотности 26.01.01 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ 06 «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.06 Основы финансовой грамотности является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии 26.01.01
Судостроитель- судоремонтник металлических судов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 06, ОК 09.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения учебной
дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ПК 1.1ПК 1.3
ПК 2.1ПК 2.2
ПК 3.1ПК 3.3
ПК 4.1ПК 4.3
ПК 5.1ПК 5.3

Уметь:
применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической
деятельности
и
повседневной жизни;
взаимодействовать в коллективе
и работать в команде;
рационально планировать свои
доходы и расходы; грамотно
применяет полученные знания для
оценки собственных экономических
действий в качестве потребителя,
налогоплательщика, страхователя,
члена семьи и гражданина;
использовать
приобретенные
знания
для
выполнения
практических заданий, основанных
на
ситуациях,
связанных
с
банковскими операциями, рынком
ценных бумаг, страховым рынком,
фондовой и валютной биржами;
анализирует
состояние
финансовых рынков, используя
различные источники информации;
определять назначение видов
налогов и применять полученные
знания
для
расчёта
НДФЛ,
налоговых вычетов, заполнения
налоговой декларации;

Знать:
основные понятия финансовой грамотности
и
основные
законодательные
акты,
регламентирующие ее вопросы;
виды принятия решений в условиях
ограниченности ресурсов;
основные виды планирования;
устройство банковской системы, основные
виды банков и их операций;
сущность понятий «депозит» и «кредит», их
виды и принципы;
схемы кредитования физических лиц;
устройство налоговой системы, виды
налогообложения физических лиц;
признаки финансового мошенничества;
основные виды ценных бумаг и их
доходность;
формирование инвестиционного портфеля;
классификацию
инвестиций,
основные
разделы бизнес-плана;
виды страхования;
виды пенсий, способы увеличения пенсий

применять правовые нормы по
защите
прав
потребителей
финансовых услуг и выявлять
признаки
мошенничества
на
финансовом рынке в отношении
физических лиц;
планировать и анализировать
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составлять обоснование бизнесидеи;
применять полученные знания
для
увеличения
пенсионных
накоплений

Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум».
Код
ЛР 13
ЛР 15
ЛР 16

ЛР 18
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24

Наименование личностных результатов
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Сохраняющий и уважающий природные богатства Республики Крым,
способствующий их разумному потреблению
Использующий высокий национально-культурный, исторический и духовный
потенциал Республики Крым
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на территории
Республики Крым
Активно применяющий полученные знания на практике
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной
деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные
схожие характеристики.
Способный к применению инструментов и методов бережливого производства

ЛР 26

Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
Готовый к конкурентоспособности на рынке труда

ЛР 27

Способный к самостоятельному решению вопросов жизнеустройства

ЛР 25

1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 6 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 34 часа

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем в часах
36
6
34
6
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1

2

Раздел 1. Роль и значение финансовой грамотности при принятии стратегических
решений в условиях ограниченности ресурсов
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Сущность
1. Сущность понятия финансовой грамотности. Цели и задачи
финансовой
формирования финансовой грамотности.
грамотности
2. Содержание основных понятий финансовой грамотности:
населения,
человеческий капитал, потребности, блага и услуги, ресурсы,
ее цели и задачи
деньги, финансы, сбережения, кредит, налоги, баланс, активы,
пассивы, доходы, расходы, прибыль, выручка, бюджет и его виды,
дефицит, профицит
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Место России в международной банковской системе
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Банковская
1.История возникновения банков. Роль банков в создании и
система
функционировании рынка капитала. Структура современной банковской
Российской
системы и ее функции.
Федерации:
2.Виды банковских организаций. Понятие ключевой ставки. Правовые
структура,
основы банковской деятельности
функции и виды В том числе практических занятий
банковских услуг Самостоятельная работа обучающихся
Тема № 2.2.
Содержание учебного материала
Основные виды 1.Депозит и его виды.

Объем, акад. ч / в том числе в
форме практической подготовки,
акад ч

Коды
компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

2
2

2

12
2

2

10
6

ОК 01; ОК 02
ОК 03; ОК 06
ОК 09
ПК 1.1-ПК 1.3
ПК 2.1-ПК 2.2
ПК 3.1-ПК 3.3
ПК 4.1-ПК 4.3
ПК 5.1-ПК 5.3

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09

ОК 01
ОК 02

банковских
операций

2.Экономическая сущность понятий: сбережения, депозитная карта,
вкладчик, индекс потребительских цен, инфляция, номинальная и
реальная ставки по депозиту, капитализация, ликвидность
3.Кредит и его виды. Принципы кредитования. Виды схем погашения
платежей по кредиту.
4.Содержание основных понятий банковских операций: заемщик,
кредитор, кредитная история, кредитный договор, микрофинансовые
организации, кредитные риски
5.Расчетно-кассовые операции и их значение. Виды платежных
средств: чеки, электронные деньги, банковская ячейка, денежные
переводы, овердрафт.
6.Риски
при
использовании
интернет-банкинга.
Финансовое
мошенничество и правила личной финансовой безопасности
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1. Решение кейса «Выявление целесообразности
кредитования в банке на основе расчета аннуитетных платежей»
Практическое занятие 2. Деловая игра «Расчетно - кассовое
обслуживание в банке»/Деловая игра «Как не стать жертвой финансового
мошенника» (выбор деловой игры осуществляется по желанию
обучающихся)
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Налоговая система Российской Федерации
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Система
1.Экономическая сущность понятия налог. Субъект, объект и предмет
налогообложения налогообложения.
физических лиц
2.Принципы построения налоговой системы, ее структура и функции.
Классификация налогов по уровню управления.
3.Виды налогов для физических лиц. Налоговая декларация. Налоговые
льготы и налоговые вычеты для физических лиц
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Инвестиции: формирование стратегии инвестирования и инструменты для ее
реализации
Тема 4.1.
Содержание учебного материала

ОК 03
ОК 06
ОК 09

4
2

2
3
3

3

ОК 01; ОК 02
ОК 03; ОК 06
ОК 09
ПК 1.1-ПК 1.3
ПК 2.1-ПК 2.2
ПК 3.1-ПК 3.3
ПК 4.1-ПК 4.3
ПК 5.1-ПК 5.3

10
2

ОК 01

Формирование
стратегии
инвестирования

1.Сущность и значение инвестиций. Участники, субъекты и объекты
инвестиционного процесса. Реальные и финансовые инвестиции и их
классификация.
2.Валютная и фондовая биржи. Инвестиционный портфель. Паевые
инвестиционные фонды (ПИФы) как способ инвестирования денежных
средств физических лиц. Финансовые пирамиды. Криптовалюта
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Тема № 4.2.
Содержание учебного материала
Виды
ценных 1.Виды ценных бумаг: акции, облигации, векселя. Производные
бумаг
и финансовые инструменты: фьючерс, опцион.
производных
2.Понятие доходности ценных бумаг
финансовых
В том числе практических занятий
инструментов
Самостоятельная работа обучающихся
Тема № 4.3.
Содержание учебного материала
Способы
1.Личное финансовое планирование. Личный и семейный бюджеты.
принятия
2.Понятие предпринимательской деятельности.
финансовых
3.Стартап, бизнес-идея, бизнес-инкубатор.
решений
4.Основные понятия и разделы бизнес-плана. Период окупаемости
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1. Составление личного бюджета
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Страхование
Тема № 5.1.
Содержание учебного материала
Структура
1.Экономическая сущность страхования. Функции и принципы
страхового рынка страхования.
в
Российской 2.Основные понятия в страховании: страховщик, страхователь, страховой
Федерации
и брокер, страховой агент, договор страхования, страховой случай,
виды страховых страховой взнос, страховая премия, страховые продукты.
услуг
3.Виды страхования: страхование жизни, страхование от несчастных
случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование
гражданской ответственности. Страховые риски
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся

2

2
2
6
2
2
2
2
5
3

3

-

ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09

ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 06
ОК 09

Тема № 5.2.
Содержание учебного материала
Пенсионное
1.Государственная пенсионная система в России. Обязательное
страхование как пенсионное страхование. Государственное пенсионное обеспечение.
форма
Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственный
социальной
пенсионный фонд и их функции.
защиты
2.Пенсионные накопления. Страховые взносы. Виды пенсий и
населения
инструменты по увеличению пенсионных накоплений
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

2

2

2
2
36

ОК 01; ОК 02
ОК 03; ОК 06
ОК 09
ПК 1.1-ПК 1.3
ПК 2.1-ПК 2.2
ПК 3.1-ПК 3.3
ПК 4.1-ПК 4.3
ПК 5.1-ПК 5.3

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Социально –экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя;
ученические столы;
ученические стулья;
комплект плакатов по основным темам;
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиа проектор
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1.Жданова, А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся / А.О. Жданова, Е.В.
Савицкая. - Москва : ВАКО, 2020. - 400 с. – (Учимся разумному финансовому поведению). - ISBN
978-5-408-04500-6. – Текст: непосредственный.
2. Фрицлер, А.В. Основы финансовой грамотности: учебное пособие для среднего
профессионального образования/ А.В. Фрицлер, Е.А. Тарханова. – Москва: Юрайт, 2021. – 154 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-13794-1. - Текст: непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Пансков, В. Г. Налоги и налогообложение. Практикум : учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. Г. Пансков, Т. А. Левочкина. — Москва : Юрайт, 2021. — 319
с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01097-8. — URL:
https://urait.ru/bcode/469486 (дата обращения: 01.08.2021). — Режим доступа : Электроннобиблиотечная система Юрайт. — Текст : электронный.
2. Шимко, П. Д. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального
образования / П. Д. Шимко. — Москва : Юрайт, 2019. — 380 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-01368-9. — URL: https://urait.ru/bcode/433776 (дата обращения:
27.07.2021). — Режим доступа : Электронно-библиотечная система Юрайт. — Текст :
электронный.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Справочно-правовая система Консультант плюс : официальный сайт. – Москва, 2021 – URL:
http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
Федеральной службы государственной статистики (Росстат): официальный сайт. – Москва, 2021 –
URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
2.Рейтинговое агентство Эксперт : [сайт]. – Москва, 2021 – URL: http://www. raexpert.ru (дата
обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
3.СПАРК – Система профессионального анализа рынков и компаний : [сайт]. – Москва,2021 URL: http://www.spark-interfax.ru(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.

4.Информационная система Bloomberg : официальный сайт. – Москва, 2021 -URL:
http://www.bloomberg.com(дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
5.Московская биржа : официальный сайт. – Москва, 2021 - URL: moex.com (дата обращения:
27.07.2021). – Текст : электронный.
6.Правительство Российской Федерации : официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение
суток. – URL: http://government.ru (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
7.Инвестиционный интернет-портал Investfunds : [сайт]. – Москва, 2021, URL:
https://investfunds.ru/ (дата обращения: 27.07.2021). – Текст : электронный.
8.Экономический факультет МГУ : [сайт]. – 2021. - URL: https://finuch.ru/(дата обращения:
27.07.2021). - Текст : электронный.
9.Центральный банк России: [сайт]. – 2021. - URL: https://fincult.info/ (дата обращения: 27.07.2021).
- Текст : электронный.
10.Учебное пособие «Азбука предпринимателя» для потенциальных и начинающих
предпринимателей/АО «Корпорация «МСП» – Москва: АО «Корпорация «МСП», 2016. – 140 с. Текст: электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует
знания
основные понятия финансовой основных понятий финансовой
грамотности
и
основные грамотности;
законодательные
акты,
ориентируется в нормативнорегламентирующие ее вопросы;
правовой
базе,
виды принятия решений
в регламентирующей
вопросы
условиях ограниченности ресурсов;
финансовой грамотности;
основные виды планирования;
способен планировать личный
устройство банковской системы, и семейный бюджеты;
основные виды банков и их
владеет
знаниями
для
операций;
обоснования
и
реализации
сущность понятий «депозит» и бизнес-идеи;
«кредит»,
их
виды
и
дает
характеристику
принципы;схемы
кредитования различным видам банковских
физических лиц;
операций,
кредитов,
схем
устройство налоговой системы, кредитования, основным видам
виды налогообложения физических ценных
бумаг
и
лиц;
налогообложения
физических
признаки
финансового лиц;
мошенничества;
владеет
знаниями
основные виды ценных бумаг и их формирования инвестиционного
доходность;
портфеля физических лиц;
формирование инвестиционного
умеет определять признаки
портфеля;
финансового мошенничества;
классификацию
инвестиций,
применяет
знания
при
основные разделы бизнес-плана;
участии на страховом рынке;
виды страхования;
демонстрирует знания о видах
виды пенсий, способы увеличения пенсий и способах увеличения
пенсий
пенсионных накоплений
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины

Методы оценки
Устный опрос.
Тестирование.
Подготовка доклада и
презентации по
заданной теме

Уметь:
применять теоретические знания
по финансовой грамотности для
практической
деятельности
и
повседневной жизни;
взаимодействовать в коллективе и
работать в команде;
рационально планировать свои
доходы и расходы;
грамотно применять полученные
знания для оценки собственных
экономических действий в качестве
потребителя,
налогоплательщика,
страхователя,
члена
семьи
и
гражданина;
использовать
приобретенные
знания для выполнения практических
заданий, основанных на ситуациях,
связанных
с
банковскими
операциями, рынком ценных бумаг,
страховым рынком, фондовой и
валютной биржами;
анализирует
состояние
финансовых
рынков,
используя
различные источники информации;
определять назначение видов
налогов и применять полученные
знания
для
расчёта
НДФЛ,
налоговых
вычетов,
заполнения
налоговой декларации;
применять правовые нормы по
защите
прав
потребителей
финансовых услуг и выявлять
признаки
мошенничества
на
финансовом рынке в отношении
физических лиц;
планировать и анализировать
семейный
бюджет
и
личный
финансовый план;
составлять обоснование бизнесидеи;
применять полученные знания для
увеличения пенсионных накоплений

применяет
теоретические
знания
по
финансовой
грамотности для практической
деятельности и повседневной
жизни;
планирует свои доходы и
расходы и грамотно применяет
полученные знания для оценки
собственных
экономических
действий
в
качестве
потребителя,
страхователя,
налогоплательщика, члена семьи
и гражданина;
выполняет
практические
задания,
основанные
на
ситуациях,
связанных
с
банковскими
операциями,
рынком
ценных
бумаг,
страховым рынком, фондовой и
валютной биржами;
проводит анализ состояния
финансовых рынков, используя
различные
источники
информации;
определяет назначение видов
налогов и рассчитывает НДФЛ,
налоговый вычет;
ориентируется в правовых
нормах
по
защите
прав
потребителей финансовых услуг
и
выявляет
признаки
мошенничества на финансовом
рынке в отношении физических
лиц;
планирует и анализирует
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составляет
обоснование
бизнес-идеи;
применяет полученные знания
для увеличения пенсионных
накоплений

Решение ситуационных
задач.
Обсуждение
практических
ситуаций.
Решение кейса.
Деловая игра.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».