Решаем вместе
Есть вопрос?

СГ. 05 Основы бережливого производства 26.01.01 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.05 ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.05 Основы бережливого производства является
частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии
26.01.01 Судостроитель- судоремонтник металлических судов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной частью
социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по профессии 26.01.01 Судостроитель – судоремонтник металлических судов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

Уметь:
организовывать работу коллектива и
команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной деятельности;
соблюдать
нормы
экологической
безопасности;
определять
направления
ресурсосбережения
в
рамках
профессиональной
деятельности
по
профессии осуществлять работу с
соблюдением принципов бережливого
производства;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний об
изменении
климатических
условий
региона

Знать:
психологические основы деятельности
коллектива, психологические особенности
личности;
основы проектной деятельности;
правила экологической безопасности при
ведении профессиональной деятельности;
основные ресурсы, задействованные в
профессиональной деятельности;
пути обеспечения ресурсосбережения;
принципы бережливого производства;
основные
направления
изменения
климатических условий региона

Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум».
Код
ЛР 1
ЛР 2

Наименование личностных результатов
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,

ЛР 3

ЛР 4
ЛР 5
ЛР 7
ЛР 8

ЛР 11
ЛР 12

экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей многонационального народа России
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный
к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 4 часа
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 34 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем в часах
36
4
34
4
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Бережливое производство как условие повышения эффективности деятельности на
предприятиях
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие и сущность
1.Понятие «бережливое производство». Ключевые понятия бережливого
бережливого
производства.
производства
2.История возникновения бережливого производства. Представители школы
научного управления и их вклад в бережливое производство
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Философия
1.Концепция бережливого производства. Японская и американская системы
бережливого
бережливого производства. Западная система бережливого производства.
производства
Бережливое производство как процесс.
2.Принципы бережливого производства. Сокращение потерь как цель
бережливого производства. Виды потерь.
3.Культура бережливого производства: понятие, принципы, практика.
Организационные ценности бережливого производства, их сущность.
4.Составляющие проектирования потока создания ценности.
Отечественный опыт внедрения принципов бережливого производства
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1. Анализ и поиск потерь в производственном
процессе
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Инструменты
бережливого
производства

Содержание учебного материала
1.Совершенствование производственных процессов и снижение потерь.
Метод «6 сигм». Технологии анализа.
2.Технологии улучшений: системы Канбан, 5S, TPM, SMED
В том числе практических занятий

Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад.ч.
3
18
2
2
6
2

Коды компетенций
и личностных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

2
2
2
2
1
1
-

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,

Тема 1.4.
Управление
персоналом
в
системе бережливого
производства

Тема 1.5.
Особенности
применения
бережливого
производства
в
профессиональной
сфере.
Раздел 2. Правовые,
ресурсосбережения
Тема 2.1.
Охрана окружающей
среды

Тема 2.2.

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Технологии вовлечения персонала. Стратегии организационных
изменений.
2.Система подачи предложений. Создание команды реформаторов.
3.Корпоративная культура. Формирование корпоративной культуры
бережливого производства.
4.Создание условий для широкого вовлечения и участия сотрудников в
преобразованиях.
5.Причины сопротивления изменений и способы их преодоления.
Взаимодействия в системе бережливого производства
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Трансформация предприятия в бережливое. Необратимость изменений
В том числе практических занятий
Практическое занятие 1. Разработка мини-проекта «Бережливое
производство в профессиональной сфере»
Самостоятельная работа обучающихся
нормативные и организационные основы экологической безопасности и
Содержание учебного материала
1.Экология: понятие, значение. Экологические проблемы, возникающие в
процессе производственной деятельности.
2.Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при осуществлении
производственной деятельности.
3.Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных
объектов.
4.Экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.
5.Профилактические мероприятия по охране окружающей среды.Учет
климатических условий региона в профессиональной деятельности
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

5
2
1

ПК 5.1-5.3
ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

2
3
1
2
2

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

16

5

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

3

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,

5

Контроль и надзор в
области охраны
окружающей среды

1.Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка качества
окружающей среды. Принципы, методы и средства защиты окружающей
среды от загрязнения.
2Утилизация и захоронение отходов. Осуществление контроля и надзора в
области охраны окружающей среды. Ответственность за экологические
правонарушения.
3.Мониторинг в области охраны окружающей среды. Экологическая
экспертиза. Международное сотрудничество в области экологии
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Методы и средства 1.Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия,
защиты
от классификация. Источники возникновения опасных и вредных факторов:
воздействия
производственный шум и вибрация; микроклимат производственных
негативных факторов помещений; производственное освещение; электрический ток.
и вредных и опасных 2.Опасные факторы комплексного характера: взрыво- и пожаробезопасность;
производственных
герметичные системы, находящиеся под давлением; статическое
факторов
электричество.
3.Средства индивидуальной защиты: классификация, основные требования.
Основные методы защиты человека от опасных и вредных производственных
факторов. Экобиозащитная техника
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Ресурсосбережение в 1.Ресурсосбережение: термины, определения и суть процесса. Законы и
организации
стандарты ресурсосбережения.
2.Принципы ресурсосбережения на предприятии.
3.Задачи и цели ресурсосбережения. Управление ресурсосбережением в
организации
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

3

3

3

5

3

2
2
36

ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09, ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Социально –экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя;
ученические столы;
ученические стулья;
комплект плакатов по основным темам;
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по
практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва : Интеллектуальная литература, 2019. – 160 с.
Текст : непосредственный.
2.
Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания
вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. – Москва : Альпина Паблишер,
2021. – 472 с. – Текст : непосредственный.
3.
Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2021. –
472 с. – Текст : непосредственный.
4.
Давыдова Н.С., Чуйкова С.Л. Основы бережливого производства: учеб. пособие для
обучающихся СПО. Белгород, 2020.
5.
Киселев А.А. Принятие управленческих решений. – Москва: Кнорус, 2021. – 170 с. – Текст:
непосредственный.
6.
Бурнашева Э. П. Основы бережливого производства. Учебное пособие для СПО / Э. П.
Бурнашева. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 64 с. — ISBN 978-5-507-44560-8
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Вумек, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания
вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс ; пер. с англ. - 12-е изд. - Москва : Альпина
Паблишер, 2018. - 472 с. - ISBN 978-5-9614-6829-8. - Текст : электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1815955 (дата обращения: 03.02.2022). – Режим доступа: по
подписке.
2.
Киселев, А.А., Принятие управленческих решений : учебник / А.А. Киселев. — Москва :
КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL:https://book.ru/book/938341 (дата
обращения: 03.02.2022). — Текст : электронный.
3.
Салдаева, Е. Ю. Управление качеством : учебное пособие / Е. Ю. Салдаева, Е. М.
Цветкова. — Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. — 156 с. — ISBN 978-5-8158-1802-6. — Текст :

электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93209
(дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4.
Шмелёва, А. Н. Методы бережливого производства : учебно-методическое пособие / А.
Н. Шмелёва. — Москва : РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543 (дата обращения: 03.02.2022). —
Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Батурин В.К. Общая теория управления : учебное пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / Батурин В.К.. — Москва :
ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 487 c. — ISBN 978-5-238-02217-8. — Текст : электронный // IPR SMART
: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71030.html (дата обращения: 03.02.2022). — Режим
доступа: для авторизир. пользователей
2.
Лайкер, Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри
Лайкер ; Пер. с англ. — 9-е изд. — Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019. – 400 с. - Текст :
непосредственный.
3.
Лайкер, Дж. Практика дао Toyota: руководство по внедрению принципов менеджмента
Toyota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. —Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2019. –
586 с. - Текст : непосредственный.
4.
Антонова, И.И. Бережливое производство: системный подход к его внедрению на
предприятиях Республики Татарстан / И.И. Антонова; науч. ред. В.А. Смирнов; Институт
экономики, управления и права (г. Казань). – Казань : Познание, 2013. - 176 с.: ил., табл. Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-8399-0485-9; то же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257764.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
владеет
профессиональной Тестирование.
Знать:
психологические
основы терминологией;
Устный опрос.
деятельности
коллектива,
демонстрирует
системные Оценка решений
психологические особенности знания о структуре, требованиям к ситуационных
личности;
проекту;
задач.
основы
проектной
демонстрирует
системные Практические занятия.
деятельности;
знания о принципах, инструментах Деловые игры.
принципы
бережливого бережливого производства;
Проектная работа
производства;
оказывает высокий уровень (разработка миниправила
экологической знания
основных
понятий, проекта)
безопасности при ведении принципов и законов в области
профессиональной
экологической безопасности при
деятельности;
ведении
профессиональной
основные
ресурсы, деятельности;
задействованные
в
демонстрирует
системные
профессиональной
знания о ресурсосбережении на
деятельности;
производстве;
об
основных
пути
обеспечения направлениях
изменения
ресурсосбережения;
климатических условий региона;
основные
направления
демонстрирует
системные
изменения
климатических знания о ресурсосбережении на
условий региона
производстве;
об основных направлениях
изменения климатических условий
региона
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
демонстрирует
умение Тестирование.
организовывать
работу взаимодействовать с коллегами Устный опрос.
коллектива и команды;
(сокурсниками),
руководством Оценка решений
взаимодействовать
с (преподавателем), клиентами в ситуационных
коллегами,
руководством, ходе
профессиональной задач.
клиентами
в
ходе деятельности;
Практические занятия.
профессиональной
демонстрирует
умение Деловые игры.
деятельности;
использовать
средства Проектная работа
соблюдать
нормы индивидуальной
защиты
и (разработка миниэкологической безопасности;
оценивать
правильность
их проекта)
определять
направления применения;
ресурсосбережения в рамках
владеет
навыками
по
профессиональной
организации
охраны
труда,
деятельности по профессии;
безопасности жизнедеятельности и
осуществлять работу с защиты окружающей среды при
соблюдением
принципов выполнении нескольких видов
бережливого производства;
технологических
процессов;
организовывать
соблюдения норм экологической
профессиональную
безопасности;

деятельность с учетом знаний
демонстрирует
умение
об изменении климатических соблюдать принципы бережливого
условий региона
производства,
выбирать
инструменты
бережливого
производства;
демонстрирует
умение
пользоваться
принципами
разработки технических решений и
технологий в области защиты
производственного персонала и
населения
от
возможных
последствий аварий, катастроф,
стихийных бедствий:
способен
разрабатывать
систему документов по защите
окружающей среды;
способен
осуществлять
идентификацию
опасных
и
вредных факторов, создаваемых
средой
обитания
и
производственной деятельностью
человека


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».