СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.01 ИСТОРИЯ РОССИИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины СГ.01 История России является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии 26.01.01
Судостроитель- судоремонтник металлических судов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социальногуманитарного
цикла
основной
образовательной
программы
в
соответствии
с ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 06.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины- требования к результатам освоения учебной
дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ПК 3.1-3.3
ПК 4.1- 4.3
Умения
Знания
Уметь:
ориентироваться
в
современной
экономической,
политической
и
культурной
ситуации в России;
выявлять
взаимосвязь
отечественных,
региональных,
мировых
социальноэкономических, политических и
культурных проблем;
пользоваться
историческими
источниками, научной и учебной
литературой, средствами ИКТ;
раскрывать смысл и значение
важнейших
исторических
событий;
обобщать и анализировать
особенности исторического и
культурного развития России на
рубеже XX- XXI вв;
давать оценку историческим
событиям и обосновывать свою
точку
зрения
с
помощью
исторических
фактов
и
собственных аргументов;
демонстрировать гражданскопатриотическую позицию
Знать:
основные периоды государственнополитического развития на рубеже XX-XXI
вв., особенности формирования партийнополитической системы России;
итоги «шоковой терапии», проблемы и
противоречия
становления
рыночной
экономики, причины и итоги финансовых
кризисов 1998, 2008-2009 гг., основные
этапы эволюции внешней политики России,
роль и место России в постсоветском
пространстве;
основные тенденции и явления в
культуре; роль науки, культуры и религии в
сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
ретроспективный
анализ
развития
отрасли
Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум».
Код
Наименование личностных результатов
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
ЛР 1
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
ЛР 2
приверженность принципам честности, порядочности, открытости,
экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно
взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных
организаций
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
ЛР 3
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный
к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от
групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ЛР 4
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти
ЛР 5
на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей многонационального народа России
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
ЛР 6
социальной поддержке и волонтерских движениях
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
ЛР 7
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
ЛР 8
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный
к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
ЛР 12
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
ЛР 15
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
ЛР 17
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Сохраняющий и уважающий природные богатства Республики Крым,
ЛР 18
способствующий их разумному потреблению
Использующий высокий национально-культурный, исторический и духовный
ЛР 19
потенциал Республики Крым
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - - часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 34 часа
экзамен -6 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Объем в часах
36
2
32
2
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад. Ч
1
2
3
Раздел 1. Российская Федерация в конце XX- начале XXI века
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Предпосылки
1.Формирование новой российской государственности. Государственное
формирования
новой российской строительство Российской Федерации в 1991-1999 гг.
государственности 2.Октябрьские события 1993 года.
в
конце
XX3. Особенности формирования партийно-политической системы
начале XXI века.
России в условиях демократической формы правления.
4. Государственно-политическое развитие Российской Федерации в
новом тысячелетии.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Социально1.«Шоковая терапия» как способ перехода к рыночной экономике.
экономическое
развитие
2.Реформы Е.Т. Гайдара. Экономический курс В.С. Черномырдина.
3.Финансово-экономический кризис 1998 года и преодоление его
последствий.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Кризис
1.Региональные проблемы Кавказа. Осетино-Ингушский конфликт.
государственности 2.Первая чеченская война. Ичкерия. Вторая чеченская война. Проблемы
на
Северном восстановления Чечни.
Кавказе и его 4.Радикальный исламизм и терроризм.
4
2
Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06
2
3
2
ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06
1
3
2
1
ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06
преодоление
Тема 1.4.
Основные
направления
внешней политики
Тема 1.5.
Нарастание
кризиса
и
национальное
самоопределение в
Крыму
Тема 1.6.
Основные
тенденции
и
явления в культуре
на рубеже XX –
XXI вв.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Россия и новые независимые государства на постсоветском пространстве.
2.Договор о коллективной безопасности.
3.Содружество независимых государств (СНГ); Таможенный союз (ТС);
ЕврАзЭС; БРИКС.
5.Особенности миротворческой миссии России в постсоветский период
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Украина перед геополитическим выбором. Нарастание кризиса.
2.Отстранение Президента Украины В.Ф. Януковича от должности.
3.Референдум о национальном самоопределении в Крыму и образование
Крымского федерального округа Российской Федерации.
4.Социально-экономическое развитие Крыма в составе Российской
Федерации
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Особенности развития культуры России на рубеже XX – XXI вв.
Государственная поддержка отечественной культуры; сохранение
традиционных нравственных ценностей.
2.Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей
формирование «массовой культуры».
Реформы системы образования.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Россия и глобальный мир
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Россия в процессе 1.Глобализация: плюсы и минусы. Однополярный мир.
глобализации
Усиление Китая.
2.Мировой финансовый кризис и его последствия (2008-2009 гг.).
3.Пандемия и ее влияние на мировое развитие.
4.Войны, революции на Ближнем Востоке; Сирийский конфликт.
и
4
2
1
1
4
3
ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06
ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06
…
1
2
1
ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06
1
10
4
4
ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Работа в группах: подготовка и защита
презентации по теме значение кораблестроение в Истории России
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Россия в мировой 1.Интеграция России в международные экономические организации.
экономике
2.Санкционная война: санкции и контрсанкции.
Самостоятельная работа обучающихся
2
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего:
6
36
2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК04
ОК 05
ОК 06
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Социально –экономических дисциплин», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя;
ученические столы;
ученические стулья;
комплект плакатов по основным темам;
техническими средствами обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ
РК «Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Артемов, В. В. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студентов
учреждений сред. проф. образования / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - 3-е изд., стер. – Москва
: Академия, 2020. – 256 с.
2. Зуев, М. Н. История России ХХ – начала ХХI века : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
3. История России XX – начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд.,
перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 311 с.
4. Сафонов, А. А. История (конец XX – начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. – Москва :
Издательство Юрайт, 2022. – 245 с.
5. Тропов И. А. История : учебник для СПО / И. А. Тропов. — Санкт-Петербург : Лань,
2022. — 576 с. — ISBN 978-5-8114-9976-2
3.2.2. Основные электронные издания
1. Зуев, М. Н. История России ХХ - начала ХХI века : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — Москва : Издательство Юрайт,
2022. — 299 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01245-3. — Текст :
электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491562
(дата обращения: 10.02.2022).
2. История России XX - начала XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Д. О. Чураков [и др.] ; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст : электронный // Образовательная
платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/467055 (дата обращения: 10.02.2022).
3. Сафонов, А. А. История (конец XX — начало XXI века) : учебное пособие для
среднего профессионального образования / А. А. Сафонов, М. А. Сафонова. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. –— 245 с. – (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53412892-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/496927 (дата обращения: 10.02.2022).
3.2.3. Дополнительные источники
1. Артемов, В. В. История : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В.
Артемов, Ю.Н. Лубченков. – 15-е изд., испр. – Москва : Академия, 2016. – 448 с. – ISBN 978-54468-2871-5. – Текст : непосредственный.
2. История России. XX – начало XXI века : учебник для среднего профессионального
образования / Л.И. Семенникова [и др.] ; под редакцией Л.И. Семенниковой. – 7-е изд., испр. и
доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 328 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-53409384. – Текст : непосредственный.
3. Князев, Е. А. История России XX век : учебник для среднего профессионального
образования / Е.А. Князев. – Москва : Юрайт, 2021. – 234 с. – (Профессиональное образование).
-ISBN 978-5-534-13336-3. – Текст : непосредственный.
4. Санин, Г. А. Крым. Страницы истории: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Г. А. Санин. - Москва : Просвещение, 2015. – 80 с. – ISBN 978-5- 09-034351-0. –
Текст : непосредственный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
демонстрирует
умение Экспертное наблюдение
ориентироваться в
ориентироваться в современной и оценивание
современной экономической,
экономической, политической и выполнения
политической и культурной
культурной ситуации в России индивидуальных и
ситуации в России и мире;
и мире;
групповых заданий.
распознавать задачу и/или
демонстрирует
умение Текущий контроль в
проблему в историческом
распознавать
задачу
и/или форме собеседования,
контексте;
проблему
в
историческом решения ситуационных
анализировать задачу и/или
контексте;
задач
проблему в историческом
демонстрирует
умение
контексте и выделять ее
анализировать задачу и/или
составные части;
проблему
в
историческом
оценивать результат и
контексте и выделять ее
последствия исторических
составные части;
событий;
демонстрирует
умение
определять задачи поиска
оценивать
результат
и
исторической информации;
последствия
исторических
определять необходимые
событий;
источники информации;
демонстрирует
умение
структурировать
определять
задачи
поиска
получаемую информацию;
исторической информации;
выделять наиболее значимое
демонстрирует
умение
в перечне информации;
определять
необходимые
оценивать практическую
источники информации;
значимость результатов
демонстрирует
умение
поиска и оформлять
структурировать получаемую
результаты поиска;
информацию;
выстраивать траекторию
демонстрирует
умение
личностного развития в
выделять наиболее значимое в
соответствии с принятой
перечне информации;
системой ценностей;
демонстрирует
умение
организовывать и
мотивировать коллектив для
совместной деятельности;
излагать свои мысли в
контексте современной
экономической, политической
и культурной ситуации в
России и мире;
осознавать личную
ответственность за судьбу
России;
проявлять социальную
активность и гражданскую
зрелость;
применять средства
информационных технологий
для решения поставленных
задач;
анализировать правовые и
законодательные акты
мирового и регионального
значения;
определять значимость
профессиональной
деятельности по осваиваемой
профессии для развития
экономики в историческом
контексте
оценивать
практическую
значимость результатов поиска
и умение оформлять результаты
поиска;
демонстрирует
умение
выстраивать
траекторию
личностного
развития
в
соответствии
с
принятой
системой ценностей;
демонстрирует
умение
организовывать и мотивировать
коллектив
для
совместной
деятельности;
демонстрирует
умение
излагать
свои
мысли
в
контексте
современной
экономической, политической и
культурной ситуации в России
и мире;
демонстрирует
умение
осознавать
личную
ответственность
за
судьбу
России;
демонстрирует
умение
проявлять
социальную
активность и гражданскую
зрелость;
демонстрирует
умение
применять
средства
информационных технологий
для решения поставленных
задач;
демонстрирует
умение
анализировать
правовые
и
законодательные
акты
мирового и
регионального
значения;
демонстрирует
умение
определять
значимость
профессиональной
деятельности по осваиваемой
профессии
для
развития
экономики в историческом
контексте
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует
знание Устный опрос.
основные
тенденции основных
тенденций Тестирование.
экономического,
экономического, политического Оценка выполнения
политического и культурного и культурного развития России практического задания
развития России в XX-XXI вв.; в XX-XXI вв.;
(эссе, сочинения).
основные
источники
демонстрирует
знание Подготовка и
информации и ресурсы для основных
источников выступление с
решения задач и проблем в
историческом контексте;
приемы структурирования
информации;
формат
оформления
результатов
поиска
информации;
возможные
траектории
личностного
развития
в
соответствии
с
принятой
системой ценностей;
психологию коллектива и
психологию личности;
роль науки, культуры и
религии в сохранении и
укреплении национальных и
государственных традиций;
сущность
гражданскопатриотической позиции;
общечеловеческие ценности;
содержание и назначение
важнейших
правовых
и
законодательных
актов
государственного значения;
перспективные направления и
основные проблемы развития
РФ на современном этапе
информации и ресурсов для
решения задач и проблем в
историческом контексте;
демонстрирует
знание
приемов
структурирования
информации;
демонстрирует
знание
формата
оформления
результатов
поиска
информации;
демонстрирует
знание
возможных
траекторий
личностного
развития
в
соответствии
с
принятой
системой ценностей;
демонстрирует
знание
психологии
коллектива
психологии личности;
демонстрирует знание роли
науки, культуры и религии в
сохранении
и
укреплении
национальных
и
государственных традиций;
демонстрирует
знание
сущности
гражданскопатриотической позиции;
демонстрирует
знание
общечеловеческих ценностей;
демонстрирует
знание
содержания
и
назначения
важнейших
правовых
и
законодательных
актов
государственного значения;
демонстрирует
знание
перспективных направлений и
основных проблем развития РФ
на современном этапе
сообщением и/или
презентацией