Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП. 06 Теория и устройство судна 26.01.01 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ТЕОРИЯ И УСТРОЙСТВО СУДНА
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Теория и устройство судна является частью
основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии 26.01.01
Судостроитель- судоремонтник металлических судов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Теория и устройство судна» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01, ОК
02, ОК 04,
ОК 05, ОК
07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

программы
Умения

определять
типы судов;
ориентироваться
в расположении
судовых
помещений

учебной

дисциплины

обучающимися

осваиваются

умения

Знания
наименование и расположение основных частей судна;
наименование и принцип действия основных судовых
устройств;
архитектурный тип судна, конструкцию корпуса,
судостроительные материалы;
конструкцию надстроек и оборудование судовых помещений;
классификацию судов по правилам Регистра, обозначения на
судах;
мореходные качества судна, технико-эксплуатационные
характеристики судна, главные размерения и коэффициенты
полноты корпуса судна, понятие водоизмещение;
основные базовые плоскости корпуса, понятие о монтажнобазовой плоскости, контрольном отвесе и контрольной
площадке;
конструкцию грузовых люков;
конструкции отдельных узлов судна;
оборудование и снабжение судна;
спасательные средства;
конструктивную противопожарную защиту;
судовые устройства;
назначение и классификацию судовых систем;
назначение, состав, функционирование системы
предупреждения загрязнения воды

1.4 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум».
Код
ЛР 1

Наименование личностных результатов
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны

ЛР 5
ЛР 7
ЛР 9

ЛР 10
ЛР 16

ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
ЛР 25
ЛР 26

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию
традиционных ценностей многонационального народа России
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и
видах деятельности
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности,
в том числе цифровой
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Активно применяющий полученные знания на практике
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной
деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные
схожие характеристики.
Способный к применению инструментов и методов бережливого производства
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
Готовый к конкурентоспособности на рынке труда
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 4 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 34 часа
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме зачета

Объем в часах
36
4
34
4
2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч

1

2

3

Раздел 1. Общие сведения о судах.
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Классификация
1. Задачи курса и история отечественного судостроения.
гражданских судов.
Признаки классификации судов.
2. Главные признаки: назначение судна, средства движения, район
плавания, тип главного двигателя, вид движителя, материал
корпуса
3. Классификация судов. Типы судов в зависимости от их назначения:
транспортные, промысловые, служебно-вспомогательные и суда
технического флота. Краткая характеристика типов судов.
Раздел 2. Форма корпуса и архитектура судна.
Тема 2.1. Форма
Содержание учебного материал
корпуса судна
1. Основные сечения корпуса. Теоретический чертеж. Форма корпуса
и его главные сечения.
2.Эксплуатационные и мореходные качества судна. Главные
размерения.
3. Понятие о длине, ширине, осадке и высоте борта судна.
4. Общее расположение судна. Классификация судовых
помещений. Теоретический чертеж судна.
5. Необходимость теоретического чертежа для расчетов и
экспериментов
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Прочность судна и система набора.
Раздел 3. Конструкция корпуса судна.
Тема 3.1 Основные
Содержание учебного материала
конструктивные
1. Основные конструктивные элементы корпуса. Понятие о прочности
элементы корпуса судна судна. Силы, действующие на корпус судна. Общая и местная прочность

4
4

2

Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

2
6
6
1
2

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

2
1
1
8
8
1

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,

корпуса.
2. Основные конструктивные элементы корпуса. Системы набора
корпуса судна. Понятие о перекрытиях корпуса судна. Виды наборов
судна.
3. Основные конструктивные элементы корпуса. Наружная обшивка и
палубный настил. Растяжка наружной обшивки и настила верхней
палубы
4. Основные конструктивные элементы корпуса. Днищевые и
бортовые перекрытия. Конструкции днищевых и бортовых перекрытий
5. Основные конструктивные элементы корпуса. Надстройки и рубки.
Разновидности и отличия надстроек и рубок.
6. Детали и узлы корпусных конструкций. Элементы подводной части
корпуса судна. Штевни, кронштейны гребных валов, дейдвудные трубы и
мортиры
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Соединения деталей корпуса судна. Виды
соединений деталей: сварные, заклепочные соединения, шпильки
Практическая работа 2. Система набора судна, графическое
выполнение.
Раздел 4. Судовые устройства и энергетические установки.
Тема 4.1. Судовые
Содержание учебного материала
устройства
1. Рулевое и якорное устройства. Назначение и составные части
рулевого и якорного устройств.
2.Швартовное и грузовое устройства. Назначение и составные части
швартового и грузового устройств.
3. Спасательные средства. Виды спасательных средств.
4. Дельные вещи. Иллюминаторы, окна, световые люки, крышки люков
и горловин, двери и трапы.
5.Судовые системы, общие сведения. Определение судовых систем.
Разновидности систем на судах.
6. Конструктивные элементы судовых систем.
7. Трубы с путевыми соединениями, арматура, источники питания
систем энергией, контрольно-измерительные приборы.
8.Типы, состав и размещение СЭУ. Понятие о судовой энергетической
установке
9.Двигатели внутреннего сгорания и дизельные установки. Принцип

1

ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

1
1
1
1
2
1
1
12
12
1
1
1
1

3

1
1

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

действия двигателей, их характеристики.
10.Судовые движители и валопровод. Назначение и разновидности
движителей, и устройство валопровода
11.Вспомогательные механизмы. Механизмы, обслуживающие главную
энергетическую установку, вспомогательные котлы, опреснительная и
рефрижераторная установки
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Устройство центробежного насоса.
Раздел 5. Борьба за живучесть судна
Тема 5. Организация
Содержание учебного материала
борьбы за живучесть
1. Основы организации борьбы за живучесть. Общие определения
судна.
живучести судна.
2. Борьба за живучесть судна. Средства борьбы за живучесть.
Самостоятельная работа обучающихся.
Промежуточная аттестация в форме зачета
Всего:

1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
36

ОК 01 – 09,
ПК 1.1 - 1.3
ПК 3.1-3.3
ПК 4.1- 4.3
ПК 5.1-5.2

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Теории и устройства судна», оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- ученические столы;
- ученические стулья;
- комплект плакатов по судостроению;
технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Аносов А.П. Теория и устройство судна. Конструкция специальных судов. Уч. пос.. – 2-е изд,
исправ. и доп. – Москва: Юрайт, 2020. – 182с. ISBN 978-5-06435--3.
2. Данилов, А.Т.Современное морское судна/ А.Т. Данилов.-Санкт-Петербург: Судостроение,
2018.- 448 - ISBN: 9785735507383
3. Жинкин, В. Б. Теория и устройство корабля: учебник для среднего профессионального
образования / В. Б. Жинкин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 379
с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13003-4.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Аносов, А. П. Теория и устройство судна: конструкция специальных судов : учебное пособие
для среднего профессионального образования / А. П. Аносов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2022. — 182 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-53406435-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/492997.
2. Жинкин, В. Б. Теория и устройство корабля : учебник для среднего профессионального
образования / В. Б. Жинкин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. —
379 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13003-4. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494211.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Критерии оценки
Методы оценки
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
демонстрирует
умение Оценка результатов
Умения:
определять типы судов;
взаимодействовать с коллегами выполнения
ориентироваться в
(сокурсниками),
руководством практической работы.
расположении судовых
(преподавателем),
в
ходе Экспертное наблюдение
помещений
профессиональной деятельности;
за ходом выполнения
демонстрирует умение
практической работы
определять типы судов;
Тестирование.
владеет навыками
Устный опрос.
ориентирования в расположении
Оценка решений
судовых помещений
ситуационных
задач.

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
владеет
профессиональной Устный и письменный
Знания:
наименование и расположение
терминологией;
опрос, тестирование,
основных частей судна;
демонстрирует
системные проверочные работы,
наименование и принцип
знания
наименований
и промежуточная
действия основных судовых
расположений основных частей аттестация в форме
устройств;
судна;
зачета.
архитектурный тип судна,
демонстрирует системные
конструкцию корпуса,
знания о наименованиях и
судостроительные материалы;
принципах действия основных
конструкцию надстроек и
судовых устройств;
оборудование судовых
знает архитектурный тип судна,
помещений;
конструкцию корпуса,
классификацию судов по
судостроительные материалы;
правилам Регистра, обозначения
владеет знаниями о конструкциях
на судах;
надстроек и оборудования судовых
мореходные качества судна,
помещений;
технико-эксплуатационные
знает классификацию судов по
характеристики судна, главные
правилам Регистра, обозначения на
размерения и коэффициенты
судах;
полноты корпуса судна, понятие демонстрирует уверенные знания
водоизмещение;
о мореходных качествах судна,
основные базовые плоскости
технико-эксплуатационных
корпуса, понятие о монтажнохарактеристиках судна, главных
базовой плоскости, контрольном размерений и коэффициенты
отвесе и контрольной площадке; полноты корпуса судна, понятие
конструкцию грузовых люков;
водоизмещение;
конструкции отдельных узлов
знает основные базовые
судна;
плоскости корпуса, понятие о
оборудование и снабжение
монтажно-базовой плоскости,
судна;
контрольном отвесе и контрольной
спасательные средства;
площадке;
конструктивную
знает конструкцию грузовых
противопожарную защиту;
люков;
судовые устройства;
знает конструкции отдельных

назначение и классификацию
судовых систем;
назначение, состав,
функционирование системы
предупреждения загрязнения
воды

узлов судна;
оборудование и снабжение судна;
имеет устойчивые знания о
спасательных средствах;
знает конструктивную
противопожарную защиту;
знает судовые устройства;
владеет знаниями о назначении и
классификации судовых систем;
знает назначение, состав,
функционирование системы
предупреждения загрязнения воды


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».