Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП. 05 Основы судостроения 26.01.01 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 ОСНОВЫ СУДОСТРОЕНИЯ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Основы судостроения является частью основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии 26.01.01
Судостроитель- судоремонтник металлических судов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы судостроения» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС
СПО по профессии 26.01.01 Судостроитель – судоремонтник металлических судов.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01, ОК
02, ОК 04,
ОК 05, ОК
07, ОК 09,
ПК 1.1 1.3,
ПК 2.12.2,
ПК 3.13.3,
ПК 4.14.3,
ПК 5.1-5.3

осваиваются

умения

Умения

Знания

читать проектноконструкторскую
документацию на
постройку судна;
выбирать и
обосновывать
материал судового
корпуса и
надстроек;
подбирать
оборудование и
технологическую
оснастку для
изготовления
деталей, сборки и
сварки корпусных
конструкций

производственный процесс в судостроении; его состав, объекты и
стадии;
основные виды судостроительного производства;
проектно-конструкторскую документацию на постройку судна;
комплексную механизацию и автоматизацию корпусообрабатывающего
производства;
создание поточных автоматизированных линий, комплексномеханизированных и специализированных участков;
применяемые способы и виды оборудования механической, тепловой, в
том числе лазерной, вырезки корпусных деталей;
процесс гибки и правки деталей корпуса судна из листового и
профильного металлопроката;
механизацию предварительной сборки корпусных конструкций;
конструктивно-технологическую классификацию корпусных
конструкций и сборочно-сварочной оснастки для их изготовления;
основы сварки металлических конструкционных материалов;
классификацию сварных соединений судовых конструкций; требования,
предъявляемые к сварным соединениям;
современные способы сварки и виды оборудования;
методы постройки судов и способы формирования корпуса;
характеристику построечных мест и их оборудования;
механизацию корпусных работ на построечном месте;
непроницаемость и герметичность корпусов судов; виды, методы и
нормы испытаний;
механомонтажное производство;
модульно-агрегатный метод монтажа механизмов;
механизацию механомонтажных работ;
монтаж судовых валопроводов;
судовые системы и трубопроводы; способы трассировки трубопроводов;
отделку и оборудование судовых помещений;
способы спуска судов на воду, спусковые сооружения и их
оборудование;
классификацию методов испытаний судов, основные задачи и их
организацию;
процесс сдачи судов, формирования программы испытаний

1.4 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум».
Код
ЛР 1
ЛР 4
ЛР 9

ЛР 10
ЛР 16

ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
ЛР 25
ЛР 26
ЛР 28

Наименование личностных результатов
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа
жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от
алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно
меняющихся ситуациях
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности,
в том числе цифровой
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Активно применяющий полученные знания на практике
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной
деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные
схожие характеристики.
Способный к применению инструментов и методов бережливого производства
Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях
Готовый к конкурентоспособности на рынке труда
Умеющий быстро принимать решения, распределять собственные
ресурсы и управлять своим временем
1.5 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 4 часа
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 36 часов

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме зачета

Объем в часах
36
4
34
4
-

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч

1

2

3

Тема 1 Общие
вопросы технологии
судостроения

Тема 2. Плазовые
работы. Изготовление
деталей корпуса
судна.
Изготовление
корпусных
конструкций

Содержание учебного материала
1. Основные понятия и определения судостроения. Технология
судостроения, производственный и технологический процессы, термины
судостроения.
2. Судостроительные предприятия. Судостроительные и судосборочные
верфи, основные цехи верфи.
3. Методы постройки судов. Секционный, блочный методы, поточнопозиционный и поточно-бригадный методы; непрерывный и островной
способы.
Содержание учебного материал
1. Плазовые работы. Устройство и оборудование плаза, плазовая разбивка,
построение конструктивных элементов, плазовое обеспечение работ
корпусных цехов.
2. Изготовление деталей корпуса судна. Первичная обработка
корпусной стали.
3. Механическая обработка металла.
4. Гибочные и комплектовочные работы. Сварочные работы.
5. Оборудование и инструмент для сварочных работ. Общие вопросы
технологии сварки.
6.Оборудование и оснастка сборочно-сварочных цехов. Технологическое
оборудование и оснастка, приспособления, инструмент.
7.Установка насыщения и фундаментов под главные механизмы.
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Технологический маршрут изготовления
деталей. Разметка и маркировка деталей.

3
1
1
1
8
1

2

2
1
1
1
1

Коды
компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

Тема 3. Постройка
корпуса судна.
Спуск судов на воду.

Тема 4.
Корпусодостроечные
работы.
Трубопроводные,
механомонтажные,
электромонтажные,
малярноизоляционные и
отделочные работы.

Содержание учебного материала
1. Оборудование стапельных мест. Опорное устройство - кильблоки,
клетки, упоры, подставы, упорные стрелы.
2. Подъемно – транспортные средства – башенные краны, портальные,
козловые и мостовые краны, трансбордер. Леса – наружные и внутренние.
3.Система энергоснабжения – электричество, сжатый воздух, горючий газ,
пар, вода, аргон.
4. Подготовка стапеля к закладке судна. Разбивка построечного места,
нанесение базовой линии с помощью светового луча и оптических приборов.
5.Формирование корпуса судна.
6.Установка закладной секции, днищевых секций, поперечных переборок,
бортовых секций, секций палуб и платформ.
7.Установка закладного блока, очередных блоков, блоков носовой и
кормовой оконечностей. Установка надстроек, сварочные работы.
8. Испытание корпусов судов на непроницаемость и герметичность.
9.Определения непроницаемости и герметичности.
10.Перечень помещений подлежащих испытаниям.
11. Спуск судов на воду. Спуски – всплытием, механизированный, спуск с
наклонных стапелей – продольный и поперечный.
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Проверочные работы после постройки корпуса.
Практическая работа 2. Проверка главных размерений, обводов корпуса.
Нанесение грузовой ватерлинии и марок углубления;
Практическая работа 3. Проверочные работы при подготовке судна к
спуску. Проверочные работы на плазу.
Содержание учебного материала
1. Корпусодостроечные работы.
Установка корпусных конструкций на плаву – установка надстроек, легких
переборок и выгородок, монтаж доизоляционного насыщения, установка
металлических кожухов.
2. Монтаж судовых устройств и дельных вещей.
Монтаж якорного, спасательного, буксирного, швартовного, грузового
устройств.
3. Такелажные и парусные работы.
4. Трубопроводные, механомонтажные и электромонтажные работы.
Монтаж судовых систем, вспомогательных механизмов, валопровода,
электрического оборудования.

15

3

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

3

3
1
3
1
1
1
5
1

1
1
1

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

5. Малярно-изоляционные и отделочные работы.
Тема 5. Испытания и
Содержание учебного материала
сдача судов.
1.Испытания и сдача судов. Подготовка к сдаточным испытаниям.
2.Швартовные, имитационные и ходовые испытания.
3.Сдача судна комиссии
Промежуточная аттестация в форме зачета

1
3
1
1
1
2

Всего:

36

ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 1.1 - 1.3,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Теории и устройства судна», оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- ученические столы;
- ученические стулья;
- комплект плакатов по судостроению;
технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Аносов, А. П. Теория и устройство судна: циклическая прочность судовых конструкций:
учебное пособие для среднего профессионального образования / А. П. Аносов, А. В.
Славгородская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 202 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06523-7.
2. Бураковский, Е.П. Эксплуатационная прочность судов. Учебник/ Е.П. Бураковский, Ю.И
Нечаев, В. П. Прохнич.- 3-е изд., стереотип.– Санкт Петербург: Лань, 2021. – 404с. ISBN 978-58114-7878-1
3. Данилов, А.Т.Современное морское судна/ А.Т. Данилов.-Санкт-Петербург: Судостроение,
2018.- 448 - ISBN: 9785735507383
3.2.2. Основные электронные издания
1. Аносов, А. П. Теория и устройство судна: циклическая прочность судовых конструкций :
учебное
пособие
для
среднего
профессионального
образования /
А. П. Аносов,
А. В. Славгородская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 202 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06523-7. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492998
2. Эксплуатационная прочность судов : учебник для вузов / Е. П. Бураковский, Ю. И. Нечаев, П. Е.
Бураковский, В. П. Прохнич. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2021. — 404 с. — ISBN
978-5-8114-7878-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/166928 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Критерии оценки
Методы оценки
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
демонстрирует
умение Оценка результатов
Умения:
читать проектновзаимодействовать
с
коллегами выполнения
конструкторскую документацию (сокурсниками),
руководством практической
на постройку судна;
(преподавателем),
в
ходе работы.
выбирать и обосновывать
профессиональной деятельности;
Экспертное
материал судового корпуса и
демонстрирует
умение
читать наблюдение за
надстроек;
проектно-конструкторскую
ходом выполнения
подбирать оборудование и
документацию на постройку судна;
практической
технологическую оснастку для
владеет навыками подбирать
работы
изготовления деталей, сборки и
оборудование и технологическую
Тестирование.
сварки корпусных конструкций
оснастку для изготовления деталей,
Устный опрос.
сборки и сварки корпусных
Оценка решений
конструкций;
ситуационных
демонстрирует умение выбирать и
задач.
обосновывать материал судового
корпуса и надстроек
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
владеет
профессиональной Устный и
Знания:
производственный процесс в
терминологией;
письменный опрос,
судостроении; его состав,
демонстрирует системные знания тестирование,
объекты и стадии;
производственного
процесса
в проверочные
основные виды
судостроении; его состав, объекты и работы,
судостроительного
стадии;
промежуточная
производства;
демонстрирует системные знания
аттестация в форме
проектно-конструкторскую
основных видов судостроительного
зачета.
документацию на постройку
производства;
судна;
знает
проектно-конструкторскую
комплексную механизацию и
документацию на постройку судна;
автоматизацию
оказывает высокий уровень знания о
корпусообрабатывающего
комплексной механизации и
производства;
автоматизации
создание поточных
корпусообрабатывающего
автоматизированных линий,
производства;
комплексно-механизированных
знает
о
создании
поточных
и специализированных участков; автоматизированных
линий,
применяемые способы и виды
комплексно-механизированных
и
оборудования механической,
специализированных участков;
тепловой, в том числе лазерной,
демонстрирует системные знания
вырезки корпусных деталей;
применяемых
способов
и
видов
процесс гибки и правки деталей оборудования механической, тепловой,
корпуса судна из листового и
в том числе лазерной, вырезки
профильного металлопроката;
корпусных деталей;
демонстрирует системные знания о
процессе гибки и правки деталей
корпуса судна из листового и
профильного металлопроката;

механизацию предварительной
сборки корпусных конструкций;
конструктивно-технологическую
классификацию корпусных
конструкций и сборочносварочной оснастки для их
изготовления;
основы сварки металлических
конструкционных материалов;

знает о механизации предварительной
сборки корпусных конструкций;
демонстрирует системные знания
конструктивно-технологической
классификации корпусных конструкций
и сборочно-сварочной оснастки для их
изготовления;
демонстрирует системные знания
основ сварки металлических
конструкционных материалов;
знает классификацию сварных
классификацию сварных
соединений судовых конструкций;
соединений судовых
требования, предъявляемые к сварным
конструкций; требования,
соединениям;
предъявляемые к сварным
современные способы сварки и виды
соединениям;
оборудования;
современные способы сварки и
знает методы постройки судов и
виды оборудования;
способы формирования корпуса;
методы постройки судов и
знает характеристику построечных
способы формирования корпуса; мест и их оборудования;
характеристику построечных
механизацию корпусных работ на
мест и их оборудования;
построечном месте;
механизацию корпусных работ
владеет прочными знаниями о
на построечном месте;
непроницаемости и герметичности
непроницаемость и
корпусов судов;
герметичность корпусов судов;
знает виды, методы и нормы
виды, методы и нормы
испытаний;
испытаний;
знает механомонтажное производство;
механомонтажное производство;
владеет прочными знаниями о
модульно-агрегатном методе монтажа
механизмов;
знает механизацию механомонтажных
модульно-агрегатный метод
работ;
монтажа механизмов;
монтаж судовых валопроводов;
механизацию механомонтажных
знает судовые системы и
работ;
трубопроводы;
монтаж судовых валопроводов;
способы трассировки трубопроводов;
судовые системы и
знает отделку и оборудование судовых
трубопроводы;
помещений;
способы трассировки
владеет прочными знаниями о способах
трубопроводов;
спуска судов на воду, спусковых
отделку и оборудование судовых сооружений и их оборудование;
помещений;
демонстрирует прочные знания
способы спуска судов на воду,
классификации методов испытаний
спусковые сооружения и их
судов, основные задачи и их
оборудование;
организацию;
классификацию методов
знает процесс сдачи судов,
испытаний судов, основные
формирования программы испытаний
задачи и их организацию;
процесс сдачи судов,
формирования программы
испытаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».