Решаем вместе
Есть вопрос?

ОП. 03 Основы электротехники и электроники 26.01.01 (2023 г.)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы электротехники и электроники является
частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО ППКРС профессии
26.01.01 Судостроитель- судоремонтник металлических судов
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы электротехники и электроники» является обязательной
частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по профессии.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01, ОК 02,
ОК 04, ОК 05,
ОК 07, ОК 09,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

осваиваются

умения

Умения

Знания

читать принципиальные, электрические
и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических
схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными
приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и
изоляцию проводов и контролировать
качество выполняемых работ

электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила выполнения электрических
схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических
сетей;
принципы действия, устройство,
основные характеристики
электроизмерительных приборов,
электрических машин, аппаратуры
управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации
электрооборудования;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические
материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции
проводов;
принципы работы типовых электронных
устройств

1.4 Личностные результаты освоения программы воспитания техникума
Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных результатов с учетом рабочей программы воспитания ГБПОУ РК «Керченский
технологический техникум».

Код
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16

ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23

Наименование личностных результатов
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения в профессиональной деятельности
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности
Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к
возможности личного участия в решении общественных, государственных,
общенациональных проблем
Принимающий основы экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, применяющий опыт
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях и профессиональной деятельности
Проявляющий ценностное отношение к культуре и искусству, к
культуре речи и культуре поведения, к красоте и гармонии
Сохраняющий и уважающий природные богатства Республики Крым,
способствующий их разумному потреблению
Использующий высокий национально-культурный, исторический и
духовный потенциал Республики Крым
Осознающий ценность этнокультурных и языковых традиций Республики
Крым
Мотивированный на реализацию профессиональной карьеры на территории
Республики Крым
Активно применяющий полученные знания на практике
Мотивированный к освоению функционально близких видов профессиональной
деятельности, имеющих общие объекты (условия, цели) труда, либо иные
схожие характеристики.
1.5 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Учебная нагрузка обучающихся – 36 часов,
в том числе:
в форме практической подготовки - 12 часов
нагрузка во взаимодействии с преподавателем- 34 часа

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Учебная нагрузка обучающихся (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Нагрузка во взаимодействии с преподавателем (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

Объем в часах
36
12
34
12
2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

Объем, акад. ч / в
том числе в форме
практической
подготовки, акад ч

1

2

3

Тема 1 Основы
электростатики.

Тема 2. Постоянный
электрический ток.

Содержание учебного материала
1. Строение вещества. Взаимодействие электрических
зарядов. Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность
электрического поля. Потенциал. разность потенциалов
Напряжение. Строение атома. Два рода электрических
зарядов, взаимодействие. Определения и связь данных
физических величин
2. Проводники и диэлектрики. Классификация
электроматериалов. Особенности строения. Свободные и
связанные заряды. Проводники и диэлектрики в
электрическом поле. Поляризация диэлектриков.
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материал
1. Электрический ток. Сила тока. Электрическая цепь
постоянного тока. ЭДС. Электрическое сопротивление.
Резисторы в цепи постоянного тока. Виды резисторов.
Соединения резисторов (параллельное, последовательное,
смешанное)
2. Тепловое действие электрического тока. Закон ДжоуляЛенца. Нагревание проводников эл. током. Расчет сечения
проводов. Работа и мощность эл. тока. Электрическая
мощность сварочной цепи.
3. Полная тепловая мощность процесса сварки плавлением
Эффективная тепловая мощность. Определения, единицы
измерения. Формулы для расчета.
В том числе практических занятий

2
1

Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы
4
ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

1

5
1

2

2

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

Тема 3. Магнетизм и
электромагнетизм.

Тема 4. Источники
питания сварочной
дуги.

Практическая работа 1. Закон Ома для участка цепи, для полной
цепи. Законы Кирхгофа. Расчет электрических цепей с
использованием закона Ома, Законов Кирхгофа при смешанном
соединении резисторов.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Магнитное поле. Магнитное поле электрического тока.
Магнитный поток. Магнитное поле. Магнитная индукция.
Магнитный поток. Правило буравчика Напряженность.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Взаимодействие проводников с токами. Сила Ампера.
Правило левой руки
2.Вихревые токи. Самоиндукция. Энергия магнитного поля.
Взаимоиндукция. Вихревые токи: причина возникновения, способы
уменьшение вихревых токов, применение. Определения, причины
возникновения явлений самоиндукции и взаимоиндукции.
Применение. Единицы измерения индуктивности. ЭДС
взаимоиндукции
3.Переменный ток. Основные понятия. Получение переменной
ЭДС. Параметры переменного тока. Синусоидальная ЭДС.
Синусоидальная ЭДС. Действующие, амплитудные, мгновенные
значения силы тока, напряжения и ЭДС. График переменного тока.
Период и частота. Активное; индуктивное; емкостное и полное
сопротивления в цепи переменного тока.
4. Трехфазная система переменного тока. Общие понятия и
определения. Трехфазные генераторы. Соединение обмоток
генератора треугольником и звездой. Понятие, получение,
характеристики, соединение генераторов и потребителей, мощность
трехфазной сети
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Регулировка силы тока и напряжения
переменным резистором.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1.Источники питания сварочной дуги. Классификация.
Динамические характеристики. Требования к источникам питания.
Классификация источников в зависимости от рода тока.

2

6
1

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

1

1

1

2
2
11
1

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,

Тема 5.
Электроизмерительные
приборы и
электрические
измерения.

Крутопадающая, пологопадающая и жесткая вольт -амперные
характеристики. Длина дуги.
2. Источники питания переменным током. Трансформаторы.
Принцип действия, устройство. Основные типы сварочных
трансформаторов.
3. Трансформаторы с нормальным магнитным рассеянием и
реактивной катушкой — дросселем, с увеличенным
магнитным рассеянием (с раздвижными обмотками, с
подвижными магнитными шунтами, с управляемыми
магнитными шунтами). Трехфазные трансформаторы.
Принцип действия, устройство, применение
4. Источники питания постоянным током. Выпрямители. Принцип
действия, устройство. Выпрямление переменного тока по
направлению. Диоды (вентили) – назначение, особенности, диодный
мост, принцип выпрямления переменного тока. Однополупериодное
и двухполупериодное выпрямление. Пульсирующий ток.
5. Генераторы постоянного тока. Принцип действия, устройство.
Устройство, принцип действия, характеристики, эксплуатация, КПД.
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Устройство и технические характеристики
сварочных трансформаторов. Выбор трансформаторов для разных
способов сварки по их техническим характеристикам.
Практическая работа 2. Типы сварочных выпрямителей.
Технические характеристики. Выбор сварочных выпрямителей для
разных способов сварки по их техническим характеристикам.
Практическая работа 3. Исследование двигателя постоянного тока.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Виды погрешностей. Принцип действия ЭИП различных
систем. Обозначения на схемах. Абсолютная, относительная и
приведенная погрешность.
2. Виды и методы электроизмерений. Общие сведения,
назначение и классификация электроизмерительных
приборов.
3. Условные обозначения на приборах. Назначение ИП.
Устройство. Принцип действия приборов. Описание приборов
по условным обозначениям на шкалах.

ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3
2

1

1
6
2

2
2
6
2

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

4. Измерение мощности и энергии. Мощность постоянного и
переменного тока. Ваттметр, индукционные счетчики схемы
включения. Единицы измерения мощности и энергии
Измерение силы тока. Расширение пределов измерений.
Расчет сопротивления шунта. Измерение напряжения.
Расширение пределов измерений. Расчет добавочного сопротивления
В том числе практических занятий
Практическая работа 1. Измерение сопротивления. Метод
амперметра и вольтметра. Измерительные мосты.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 6.
Содержание учебного материала
Электробезопасность.
1. Действие электрического тока на организм человека.
Элементы техники безопасности: действие электрического тока на
организм, основные причины поражения электрическим током.
Электротравмы, удары.
2. Средства защиты от поражения электрическим током. Первая
помощь при поражении электрическим током.
Основные и дополнительные средства защиты. знаки и плакаты,
информирующие людей об опасности. Последовательность
действий при оказании первой помощи пострадавшему.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Всего:

1

2
2
2
1

1

2
2
36

ОК 01, ОК 02, ОК 04,
ОК 05, ОК 07, ОК 09,
ПК 2.1-2.2,
ПК 3.1-3.3,
ПК 4.1- 4.3,
ПК 5.1-5.3

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально – техническое обеспечение:
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета:
Кабинет «Электротехники и электроники», оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя
ученические столы
ученические стулья
комплект учебно-наглядных пособий «электротехника»;
демонстрационные стенды
электроизмерительные приборы всех типов
натуральные образцы электрических машин всех типов, однофазных трансформаторов,
электромагнитных реле, резисторов, конденсаторов, катушек индуктивности, электросчетчиков,
полупроводниковых приборов, электрических аппаратов;
техническими средствами обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации ГБПОУ РК
«Керченский технологический техникум» иметь печатные и электронные образовательные и
информационные ресурсы для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Основные печатные издания
1.Миленина, С. А. Электротехника, электроника и схемотехника : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. А. Миленина, Н. К. Миленин ; под редакцией
Н. К. Миленина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04676-2.
2. Немцов, М.В. Электротехника и электроника. Учебник. / М.В. Немцов, М.Л. Немцова. – 4 –е
изд. – Москва: Академия, 2020. - 480 с. – ISBN 978-5-4468-8452-0.
3. Ярочкина, Г.В. Основы электротехники и электроники/ Г.В. Ярочкина. 2-е изд. стер. - Москва:
«Академия», 2020. - 224 с. – ISBN 978-5-4468-8700-2
3.2.2. Основные электронные издания
1. Иванов, И. И. Электротехника и основы электроники: учебник для спо / И. И. Иванов, Г. И.
Соловьев, В. Я. Фролов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 736 с. — ISBN 978-5-8114-6756-3. —
Текст:
электронный //
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/152467
2. Миленина, С. А. Электротехника, электроника и схемотехника : учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С. А. Миленина, Н. К. Миленин ; под редакцией
Н. К. Миленина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 406 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04676-2. — Текст : электронный //
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/489777 (дата обращения:
16.05.2022).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Критерии оценки
Методы оценки
Результаты обучения
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
демонстрирует
умение Оценка
Умения:
читать принципиальные,
взаимодействовать
с
коллегами результатов
электрические и монтажные
(сокурсниками),
руководством выполнения
схемы;
(преподавателем),
в
ходе практической
рассчитывать параметры
профессиональной
деятельности; работы.
электрических схем;
демонстрирует
умение
читать Экспертное
собирать электрические схемы;
принципиальные,
электрические
и наблюдение за
пользоваться
монтажные схемы;
ходом выполнения
электроизмерительными
владеет навыками расчёта параметров
практической
приборами и приспособлениями; электрических схем;
работы
проводить сращивание, спайку и
демонстрирует умение собирать Тестирование.
изоляцию проводов и
электрические схемы;
Устный опрос.
контролировать качество
демонстрирует умение проводить Оценка решений
выполняемых работ
сращивание,
спайку
и
изоляцию ситуационных
проводов и контролировать качество задач.
выполняемых работ
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
владеет
профессиональной Устный и
Знания:
электротехническую
терминологией;
письменный опрос,
терминологию;
демонстрирует системные знания тестирование,
основные законы
основных законов электротехники;
проверочные
электротехники;
демонстрирует системные знания
работы,
типы электрических схем;
типов электрических схем;
промежуточная
правила выполнения
знает правила выполнения
аттестация в форме
электрических схем;
электрических схем;
зачета.
методы расчета электрических
знает методы расчета электрических
цепей;
цепей;
основные элементы
знает основные элементы
электрических сетей;
электрических сетей;
принципы действия, устройство, владеет знаниями о принципах действия,
основные характеристики
устройство, основные характеристики
электроизмерительных
электроизмерительных приборов,
приборов, электрических машин, электрических машин, аппаратуры
аппаратуры управления и
управления и защиты;
защиты;
знает схемы электроснабжения;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации
основные правила эксплуатации электрооборудования;
электрооборудования;
знает способы экономии
способы экономии
электроэнергии;
электроэнергии;
владеет знаниями об основных
основные электротехнические
электротехнических материалах;
материалы;
знает правила сращивания, спайки и
правила сращивания, спайки и
изоляции проводов;
изоляции проводов;
владеет званиями о принципах
принципы работы типовых
работы типовых электронных устройств
электронных устройств


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».